Старинные причёски XIX века: описание и создание в домашних условиях
Роскошные стили барокко и рококо сменяет лаконичный классицизм. В моде правит стиль ампир, идеал красоты упрощается. Тяжёлые конструкции из напудренных париков сменяются нежными, лёгкими локонами. Особенность причёсок XIX века — укладки на разную длину волос. Возможны даже короткие, которые игриво завиваются. Чтобы создать романтический образ сегодня, можно позаимствовать парикмахерские секреты эпохи викторианства.
Мода первой половины XIX века
В начале столетия преобладает стиль ампир. Великая Французская революция, вместе с отрицанием буржуазной культуры рококо, принесла простоту, лаконичность в моду. Главное отличие причёски XVIII века от XIX — приемлема разная длина волос. Становится популярной новаторская для того времени короткая женская стрижка. Она носит название «причёска жертвы», как копирование заключённых, идущих на казнь.
Античные укладки «узел Психеи», «Грек» и подобные им завоёвывают популярность. Очень распространённой становится «а-ля Тит»: мелкие тугие завитушки, как у каменной скульптуры одноимённого императора. По прошествии двух десятков лет они сменяются более сложными конструкциями. Вокруг лица накручиваются локоны, волосы на макушке убираются в разнообразные пучки. В 1830-е годы становится популярным «узел Аполлона». Заплетённые косы на макушке укладываются на проволочный каркас, собираясь в высокую плетёнку.
Благодаря королеве Виктории в конце 1830-х годов сложные аристократические причёски заменяются простыми. Для коронации будущая английская монархиня предпочла лаконичную укладку, которая становится популярной. Две косы укладываются вокруг ушей, остальные волосы остаются гладкими. В середине века настаёт эпоха романтизма. В моде простые косы, симметричные проборы, крупные пучки. Если по предыдущему веянию косички и локоны укладывались в объёмный пучок вертикально на макушке, то в 40-е годы он располагается сзади над шеей, оставляя её обнажённой.
Фактурные локоны обрамляют лицо, закрывая уши. Завитки могут ниспадать до плеч, которые обнажены, в соответствии с модой 1850−60-х годов. Становятся популярными небольшие головные украшения — фероньерки. В романтическую эпоху идеалом женщины считается «домашний ангел» — кроткая, хорошенькая девушка с гладко зачёсанными, тёмными волосами. Светлые волосы, которые считались достоинством европейских женщин, уступают место каштановым локонам. Господствует культ личности английской королевы Виктории. Становятся непопулярными налобные драгоценные украшения. В причёски вплетают живые цветы или жемчужную нить.
Тенденции конца эры
В 1870-х годах мода вновь меняется. Платья в дневное время становятся закрытыми, юбки сужаются, открытые руки и декольте уместны только в вечерних туалетах. Начинается период подражания XVIII веку, становится популярным стиль неорококо. Для сложных, высоких укладок порой использовались искусственные локоны. По бокам и впереди волосы высоко поднимались, что придавало объём, на макушке замысловато укладывались. На затылке пряди убирались в сеточку или завитками свободно падали на спину. В моде чёлки — прямые и кудрявые.
Мода на причёски в конце XIX века вновь упрощается, укладки становятся более лаконичными. Завитые волосы поднимались в причудливый пучок, который не возвышался над головой, а был практически не виден спереди. В конце века американский художник Чарльз Гибсон изобразил идеал красоты, который оказал большое влияние на моду того времени. Образ получил название «девушки Гибсона». Становится популярной укладка «Помпадур». Стрижки выглядят более лёгкими, локоны свободными. Чёлки перестают быть модными. К концу столетия популярен крупный пучок из волнистых волос, собранный наверх. Эта тенденция перешла в первое десятилетие нового столетия.
Женская мода стремительно меняется весь век. Мужская остаётся более стабильной. Достаточно иметь цилиндр, фрак по фигуре, жилетку, облегающие длинные брюки. Допускались броские аксессуары, но доминировали тёмные цвета. Во времена викторианской эпохи были популярны денди — стильные юноши, задающие направление моде. Выбору наряда отводилось много времени. Он был небросок, изящен, со вкусом. Мужские причёски XIX века должны были соответствовать.
Симметричный пробор пришёл на смену высоко поднятым чёлкам. Длина волос укорачивается. В 1920−30-х годах растительность на лице сбривалась. Начиная с 40-х, борода и усы вновь возвращаются.
Популярные русские стрижки
Направления русской моды начала века диктовала Франция. Все парикмахерские новинки появлялись из Парижа. В это время правил бал стиль ампир. В цирюльнях, шляпных магазинах устанавливались бюсты античных героев, императоров. В укладках подражали римской, греческой стилистике
Русская аристократия во всём брала пример с французской. В светских разговорах обсуждались парижские веяния моды, модницы заказывали наряды, накладные волосы, мушки из Франции. Наташа Ростова, героиня Л. Толстого, является ярким примером девушки того времени. Готовясь к первому в своей жизни балу, она велит парикмахеру уложить приподнятые букли и надеть на её голову золотой обруч, как тогда носили.
Отказавшись от напудренных париков, мужчины стали коротко стричь, тщательно укладывать волосы. В России стрижка по образу римского властителя «а-ля Тит» была популярна среди сильного пола. К причёскам иногда добавляли небольшие узкие бакенбарды — «фавориты». В эпоху романтизма пришла популярность мужского каре на средней длины волосы. Спросом стрижка пользовалась у представителей творческих профессий: музыкантов, художников. Первым её одобрил известный пианист Ф. Лист.
Волосы русских красавиц также были недлинными, их накручивали различными способами. Локоны были спиральными, плоскими, круглыми, трубчатыми, сходными со стружкой. Большую популярность завоёвывает в начале XIX века причёска «а-ля Нинон». Кудри укладывали надо лбом и висками, на затылке мастерили пучок или крепили шиньон, на макушку водружалось перо. Не воспрещалось пользоваться румянами, белилами, духами, губной помадой, но делать это стоило умеренно.
К середине века входят в моду укладки с ровным пробором, валиками, полушариями из волос по сторонам лица. В пушкинское время причёски вновь усложняются, украшаются накладными косами, шиньонами, перьями, живыми цветами, гребнями с драгоценностями. Первое приспособление для накручивания волос — щипцы Марсель — появляются в Петербурге в 1886 году. Это производит фурор в парикмахерском искусстве, способствует быстрому изменению моды на укладки. Стало возможным разнообразно завивать и укладывать даже самые длинные волосы.
В конце века в России становится популярной мужская причёска — «а-ля Капуль». Название она получила благодаря поклонникам творчества французского тенора В. Капуля. Особенности укладки: короткая чёлка, симметричный пробор, волосы, уложенные полукругом по бокам. Девичьи укладки к завершению столетия упрощаются. Идёт борьба за права женщины, меняется её социальное положение.
Девушки становятся более свободными в выборе занятий, у них больше нет времени на какие-то сложные причёски. В моду входят простота, естественность, удобство.
Старинная причёска своими руками
Укладку XIX века или её элементы можно воспроизвести самостоятельно. Если использовать только детали причёски, то получится вариант на каждый день. Полное подражание причёске викторианской эпохи поможет создать шедевр, подходящий для вечеринки, выпускного бала. В качестве примера можно брать изображения девушек на картинах в стиле ампир, классицизм. Особенно красиво смотрятся укладки с живыми бутонами цветов.
Создать причёску с помощью укладочных средств, щипцов, фена сейчас гораздо проще, чем двести лет назад. Понадобится следующее:
- небольшого диаметра круглая плойка;
- расчёска с частыми зубьями и массажная;
- укладочная пенка, лак для волос.
Несложная укладка, которая подойдёт к праздничному образу. Инструкция по выполнению:
- Волосы должны быть чистыми, сухими, хорошо расчёсанными. Для большей послушности можно использовать кондиционер.
- Частой расчёской делаются симметричные полукруглые проборы со стороны висков. Чтобы пряди не мешали, их можно скреплять зажимами.
- Свободные волосы стягиваются в высокий хвост, который скрепляется шпильками и незаметной резинкой под цвет волос. Локоны спереди остаются свободными.
- На незафиксированные пряди по бокам и в хвосте наносится небольшое количество мусса. Разогретыми щипцами завиваются сначала волосы у висков, затем на затылке.
- Завитки в хвосте следует уложить с помощью шпилек и невидимок в пучок. Кудри впереди не расчёсываются, их нужно равномерно распределить у висков.
- В завершение причёска фиксируется лаком. Для украшения подойдут цветы, декоративные гребни, диадема.
Вот ещё одна простая для выполнения укладка. Последовательность выполнения причёски XIX века своими руками:
- Волосы делятся горизонтально пробором на две части. При помощи бигуди накручивается нижний слой, потом макушечный. Прядки должны быть довольно тонкими. При укладке удобнее пользоваться зажимами, чтобы локоны не мешали.
- Теперь следует подождать фиксации кудрей. Для этого потребуется около часа. После этого папильотки нужно снять. Лёгкую волнистость дадут бигуди, оставленные минут на 15, что также было актуальным в викторианскую эпоху.
- Убирать папильотки нужно осторожно, чтобы не повредить локоны. Причёсывать их не нужно, только слегка уложить мелкой расчёской.
- Затем от висков отделяются две симметричные пряди и на затылке скалываются красивым зажимом.
- Созданная причёска сбрызгивается лаком для фиксации.
Эта укладка подойдёт для любого образа, украсит повседневный и вечерний наряд, хотя детали её заимствованы в прошлом. Удачным дополнением причёски будет маленькая шляпка.
Парикмахерские шедевры XIX века и сейчас выглядят интересно, женственно. Они добавят образу утончённости, оригинальности.
Источник статьи: http://prichesochki.ru/aristokraticheskie-prichjoski-19-veka
Украшения для волос конца XIX века. Эгреты.
Этот пост, в каком-то смысле, является продолжением предыдущего, посвященного костюмам в фильме «Невинный». Только теперь речь пойдет не о костюмах, а об украшениях для волос и, в частности, об эгретах.
«Эгрет» (или «эгретка», от фр. Aigrette — «цапля») — это торчащее вверх перо или какое либо другое украшение, прикрепляемое к женскому головному убору или прическе», — пишет нам Толковый словарь Ефремовой.
И еще одно пояснение: «Эгрет — драгоценное украшение для женского головного убора или прически в виде шпильки с навершием в форме пера, пучка перьев или ветки, усыпанной камнями. Эгреты дополнялись перьями страуса или цапли«.http://www.bibliotekar.ru/yuvelir/73.htm
1880 Victorian England Aigrette with 72 diamonds and an unscrewable brooch fitting.
Время от времени такие украшения (с перьями или без) входили в женскую моду, но мне хочется поговорить об их популярности в 1880 — 1890 гг.
В моде не происходит ничего случайного, все подчинено своим законам формирования силуэта. Из-за увеличенного объема сзади, создаваемого турнюром (о них чудесно рассказывал Антон Приймак в интервью http://la-gatta-ciara.livejournal.com/307622.html), появилась необходимость зрительно вытянуть фигуру вверх, поэтому в моду вошли высокие конусообразные шляпки, обильно украшенные цветами, перьями, драпировками и чучелами птиц, и украшения — эгреты. Женщина, действительно, стала похожа на водоплавающую птицу)
Карикатура из журнала «Ульк» (Ulk). Берлин, 1883 г
У барышни в голубом на рисунке слева изогнутые линии силуэта, как у цапли)
Эгреты с перьями.
Чаще всего, эгрет выглядел, как брошь, к которой крепился пучок перьев. Сама брошь прикреплялась к шпильке, гребню или даже тиаре.
1890s pendant tassel transformation to large ornamental scrollwork accented with brilliant-cut diamonds (TA) and a cushion diamond (TA) in tassel pendant. Frame yellow gold and platinum. French work.
FOUR STARS PEARL AND GOLD AIGRETTE. Four pearl set stars set on gold wires with lyrebird feathers behind, hinged on a tortoiseshell hair clip. Australian.
ALICE Grossherogin von Hessen und bei Rhein, Prinzessin von Grossbritannien und Irland
DIAMOND AIGRETTE / BROOCH, ca. 1880. Elegant, fan-shaped brooch ‘en tremblant’
Очаровательны эгреты в виде птичек:
Aigrette / brooch of humming bird, one of a pair produced Joseph Chaumet, circa 1895.
BIRD OF PARADISE by Joseph Chaumet, circa 1880. Fabulous aigrette, transformable into a brooch, made of silver, diamonds and rubies.
19th century diamond, ruby and pearl bird aigrette hair ornament with feathers
Эгреты — букеты.
Эгрет мог быть и без перьев, в виде простой броши с элементами в стиле En Tremblant (ювелирный термин — от французского слова «дрожать», означающий, что некоторые фрагменты украшения делались подвижными, для особенно яркого отражения света свечей)
Countess Evelyn Frances Warwick
Ниже, для наглядности — брошь с эффектом En Tremblant. Пружину видите?
Aigrette in the form of a ribbon-tied trembler spray of flowers and wheat-ears of fine workmanship. Silver and gold with an open-back and set with diamonds. (French?) 18-19 century
AN ANTIQUE DIAMOND AIGRETTE Designed as a spray, set en tremblant, mounted with cushion-shaped diamonds to a similarly-set ribbon base, 19th Century
В фильме Висконти подобные украшения смотрятся невероятно элегантно и очень стильно. Большая их часть была изготовлена в мастерских Нино Лембо (о котором я уже писала в посте http://la-gatta-ciara.livejournal.com/298179.html), но были еще украшения, предоставленные фирмами Bulgari, Carli, Petochi.
Кадр из фильма «Невинный».
Особенно красивы броши — эгреты в виде букетов с жемчужными капельками.
Кадры из фильма «Невинный».
Hair ornament. Gold wire hair ornament, stamped and pressed sheet of gold with collet set aquamarines forming a ribbon tied bouquet of flowers and wheat ears.
Diamond and Natural Pearl Aigrette (hair ornament), c 1885
Украшение для волос «Полумесяц».
Меня долгое время интриговало: почему в конце XIX века, излюбленными мотивами украшений для волос были месяц и звезды?
A Late Victorian Aigrette.
The egret feather supported by a comet tail set with seed pearls and a star set with old mine cut diamonds within a crescent of graduated half-pearls. Over gilded yellow gold, the folding hair slide of silver-gilt. With a fitted box from J. Snowden of London.
Вы уже знаете, что в викторианскую эпоху все были помешаны на символизме, поэтому, любой букетик, брошка, веер, что-нибудь, да означали. Особенно это касалось ювелирных украшений. Броши в виде ласточек, заколки для волос «стрелы Амура», браслеты в виде змейки, булавки для галстука в виде подковки — мы уже разобрались с этими символами. Что же означали полумесяц и звезды?
Portrait of Mrs Mahlon Day Sands, nee Mary Hartpeace by John Singer Sargent
Честно скажу, не знаю, можно ли подобную брошь — полумесяц причислить к эгретам. Если с той точки зрения, что эгрет — это украшение, которое торчит из прически, то да. В любом случае, он был очень моден в конце XIX века.
Кадр из фильма «Невинный».
Antique Cut Steel Crescent Moon Hair Ornament on Horn Comb
Поэтому нет ничего удивительного в том, что наш режиссер Рустам Хамдамов попросил художника по украшениям Бахтиера Балтабаева broshkinru сделать заколку для волос в виде месяца для съемок фильма «Яхонты. Убийство». На фото Р. Хамдамов на съемочной площадке фильма «Яхонты. Убийство».
Брошь от broshkinru . Потом из нее был вырезан только серп луны, как хотел режиссер.
Украшение в виде эгрета — полумесяца можно увидеть еще на старинных женских портретах XVIII века, подразумевалось, что дама изображена на них в образе богини охоты Артемиды (она же, Диана).
Portrait as a lady, dressed as Diana | Pompeo Batoni (1776)
Википедия пишет, что Артемида — в древнегреческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У римлян отождествлялась с Дианой. Часто изображалась с полумесяцем на голове.
Вот и барышни любили себя отождествлять с Дианой — Артемидой. В конце 1880-х гг редкая аристократка не носила эгрет-месяц.
Юная Alix, наша будущая императрица, тоже носила такие украшения. 1889 г.
Hinged comb with turquoise gemstones
Princesse Hélène d’Orléans (1871-1951), duchesse d’Aoste
ANTIQUE EDWARDIAN HAIR COMB DIMAOND PASTE CRESCENT MOON HAIR DECORATION
Matilde de Aguilera y Gamboa, Lady of Fontagud — Federico de Madrazo 1875
А на одном известном ювелирном сайте написано, что «Луна — покровительница женщин, Солнце — мужчин. Она — хранительница циклов и ритмов времени, с нею связаны ночные животные. Полумесяц, к тому же, символ богини Исиды, символирует смерть и возрождение».
Модницей была и печально известная баронесса Мария Александрина фон Вечера, любовница австрийского кронпринца Рудольфа, по одной из версий историков совершившая вместе с ним самоубийство в Майерлинге. По этой истории было снято несколько фильмов, ее играли Катрин Денев и Одри Хепберн, был поставлен балет «Майерлинг».
Shooting Stars — Victorian Paste Hair Comb
John Singer Sargent (American 1856-1925). Madame X (Madame Pierre Gautreau), 1883-84
Украшения для волос «Звезда».
Кадр из фильма «Невинный».
Princess Helene, Duchess of Albany, nee Waldeck-Pyrmont, in 1882, wearing a circular diamond head jewel.
Grand Duchess Alexandra Georgievna of Russia
Этот мотив был популярен еще с середины XIX века. Всем вам наверняка известен портрет австрийской императрицы Сисси с бриллиантовыми звездами в волосах. Тут все проще, звезда — это вполне романтичный символ. Помните, Шекспир писал в 116 сонете:
«Любовь — звезда, которою моряк
Определяет место в океане.
Любовь — не кукла жалкая в руках
У времени, стирающего розы
На пламенных устах и на щеках,
И не страшны ей времени угрозы».
Еще изображение звезды означало путь, духовное наставничество. Это — символ света в темноте, надежды, вершины, которую может достичь человек, ну и так далее.
Не последнюю роль в популярности таких украшений играла любовь к маскарадам и любительским спектаклям.
Ну, а сегодня. Карл Лагерфельд вспомнил об украшениях в виде полумесяца в своей коллекции «Chanel, весна — лето 2015». Ох.
Источник статьи: http://la-gatta-ciara.livejournal.com/344454.html