Ответы на вопросы наших читателей
Вопрос: Каков хукм относительно сбривания бороды? Является ли это карахаат-тахрим, если совершить три раза?
Ответ: Несомненно, борода является важной сунной, и в это мучёные единогласны. Однако есть разногласия относительно того, является ли борода ваджибом – обязательным атрибутом внешности мусульманина, то есть запрещено ли её сбривать. По мазхабу Имамов Ахмада и Малика сбривание бороды запретно (соответственно это считается грехом), по мазхабу Имама Абу Ханифы это карахаат-тахрим (порицаемое, близкое к запрету деяние).
В Шафиитском мазхабе сбривать бороду не запрещено, однако порицаемо – макрух (действие, за несовершение которого есть награда, а за совершение не засчитывается грех).
Курамухаммад-хаджи Рамазанов (да смилуется над ним Аллах) в книге «Заблуждение ваххабизма в шариатских вопросах» пишет: «Полностью сбривать бороду лезвием по мазхабу имама Ахмада и имама Малика является запретным. По мазхабу Абу Ханифы–карахаат-тахрим (нежелательное действие, близкое к запретному; если совершить карахаат-тахрим три раза, то это будет равносильно одному малому греху). По мазхабу Шафии бриться нежелательно, но не запретно. О нежелательности этого также говорит известный в мире алим Имам Ан-Навави». («Аль-фикх аль-Ислами ваадиллятуху», том 4, стр. 2659; Вахба аз-Зухайли (да смилуется над ним Аллах)).
Примечание: Во всяком случае, крайне желательно следовать сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а борода – это очень важная сунна, которой уделяется огромное внимание в Исламе.
Вопрос: Если один из родителей не разрешает делать намаз, засчитается ли грех тому, кто хочет его сделать?
Ответ: Если родители, не ведая, что пятикратный намаз является обязанностью каждого мусульманина, запрещают совершать намаз своему совершеннолетнему сыну или дочери, то это является грехом. Если же родители знают, что пятикратный намаз – это обязанность каждого мусульманина, но зная это, запрещают своим детям совершать намаз, то это приводит их к вероотступничеству, да убережёт нас Аллах.
Естественно, не стоит сразу же занимать враждебную позицию и вступать в конфронтацию с родителями, огрызаться и т. п. – этого делать нельзя. Вместо этого на деле покажите своё доброе отношение к ним, расскажите, как Ислам предписывает относиться к родителям, относитесь к ним по-доброму, дайте понять, что этому вас учит ваша вера, религия. Поэтому, если родители не дают вам совершать намаз, то не конфликтуйте с ним и всячески старайтесь добиться их расположения мягкими назиданиями и наставлениями, проявляя примерное поведение и т.п.
Ни в коем случае не пропускайте намаз. Если невозможно совершить намаз при родителях, удалитесь в другую комнату или идите в мечеть, то есть старайтесь делать свои намазы скрытно от родителей во избежание конфликта. Ислам не даёт права мусульманину/мусульманке оставлять предписания, кто бы этому ни противился, в том числе и родители. Поэтому запрет родителей не освобождает от совершения намаза, и за отказ от него, соответственно, засчитывается грех, ибо Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет подчинения созданию, если тем самым ослушиваешься Создателя» (Джамиуль-ахадис, № 17171).
Вопрос: Нужно ли делать два суджуд асахви (земные поклоны, совершаемые для того, чтобы компенсировать упущения от забвения в молитве), если имам ханафит на утренний намаз не читает махдину?
Ответ: Мы знаем, что по мазхабу Имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) чтение молитвы «кунут» в утренней молитве является настоятельной сунной. Если Шафиит последовал в утреней молитве за Ханафитом, который не прочитал молитву «кунут» (махдина), для шафиита желательно совершить два земных поклона (саджда) перед салямом. («Фатх аль-Алям» 2/246)
Вопрос: Можно ли выйти замуж без опекуна?
Ответ: Абсолютное большинство учёных (джумхур) утверждают, что женщину обязан выдать замуж опекун, если женщина вышла замуж без опекуна, то брак недействителен, ибо в хадисе сказано:
لَا نِكَاحَ إِلَّا بِوَلِيٍّ
«Нет брака (недействителен), кроме как с опекуном» (Абу Давуд, ат-Тирмизий). Данного мнения придерживаются Маликиты, Шафииты, Ханбалиты и некоторые Ханафиты (Абу Юсуф ученик имама Аба Ханифы).
Если же имеется опекун, который соответствует условиям никаха, но он отсутствует, то есть уехал куда-то (на расстояние Сафара) и не может присутствовать на бракосочетании, то девушку выдает Имам данной местности, потому как в хадисе сказано:
«Правитель является опекуном той, у которой нет опекуна». (Абу Давуд)
Под словом «правитель» подразумевается имам или кадий (шариатский судья). («Хашия Иаанатат-талибин» 3/571).
На вопросы ответил Шамиль Мусаев
Источник статьи: http://islamdag.ru/verouchenie/41724
Каков хукм бороды в шафиитском мазхабе?
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. Хукм бороды в шафиитском мазхабе (это зависит от местности): не понимаю, почему многие шафииты говорят, что из-за уподобления сектантам можно не носить бороду. Вы могли бы уточнить этот вопрос у муджтахида шафиитского мазхаба? Насколько важна борода? Все знают, что имам Шафии (рахимахуллах) имел мнение, что борода – ваджиб. Также известно мнение имама ан-Навави (рахимахуллах), что основное мнение в мазхабе: борода – сунна. Но их отношение к бороде было не такое, как сейчас у многих шафиитов. Потому что они носили бороду и не говорили о том, что из-за уподобления сектантам можно убирать бороду и всё в таком роде. Если я ошибаюсь, поправьте, пожалуйста. Всем также известно, что место самое важное, это — сердце. Но насколько внешний вид играет роль? Разъясните, инша Аллах. Баракаллаху фикум! (Россия, Калининградская обл., Светлый)
Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Каждый имам из четырех исламских правовых школ соглашается с тем, что, согласно Сунне, у мужчин должна быть борода достаточной длины. Нет оснований заявлять о необходимости ее укорачивания из-за длинных бород ваххабитов. Любой, кто заявляет об этом, просто не разбирается в исламском праве. Нужно отметить, что если человек укоротил бороду из-за риска преследования его или его семьи, то такой поступок можно понять. Но укорачивать бороду или рекомендовать это делать только ради отличия от другой группы людей – это результат полного непонимания исламского права.
Если говорить о шафиитской точке зрения, то далее мы приводим ответ шейха Таха Карана (да хранит его Аллах) из Мусульманского судебного комитета г. Кейптаун (ЮАР), известного корифея и высококвалифицированного специалиста по шафиитскому праву:
«Каждый из четырех мазхабов говорит, что наличие у мужчин бороды является хорошим и образцовым поступком. Ни один из мазхабов не говорит, будто борода нежелательна. Ни один из них не поощряет ее сбривание. Все они с неодобрением относятся к укорачиванию и сбриванию бороды. Единственное отличие между мазхабами – степень осуждения за сбривание бороды.
Именно в этом моменте и имеется некоторое послабление со стороны преобладающего («раджих») мнения шафиитского мазхаба по сравнению с другими правовыми школами. Если другие мазхабы, а также менее веское («марджух») мнение шафиитского мазхаба считают удаление бороды запретным действием и грехом, то раджих-мнение шафиитов говорит лишь о порицаемости («карахат») такого поступка. То есть, согласно данному мнению, этот поступок не одобряется и порицается, но не настолько, чтобы он был приравнен к греху.
Вы правы, говоря, что борода – это символ ислама. Но не о каждом символе мы можем сказать, что соблюдать его строго необходимо («ваджиб»), а отказываться от него категорически нельзя. В качестве примера можем привести ношение мужчинами головного убора. И еще один момент: не каждый символ ислама требует его введения через угрозу греха. Вместо этого нужно создавать любовь к Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), чтобы люди охотно и с любовью соблюдали не только сунну бороды, но и другие сунны, касающиеся как внешности, так и характера.
С огромным уважением относясь к сунне бороды, не следует совсем уж зацикливаться на этом, когда речь заходит о других людях. То есть не следует при этом забывать о тех хороших качествах, которые есть у людей, пренебрегающих ею, и тех не очень хороших качествах, которыми обладают некоторые из соблюдающих ее мусульман. Нужно помнить, что задача теологов и исламского кодекса в целом – отнюдь не только в том, чтобы у людей была борода. Если специалисты исламского права разошлись во мнениях относительно степени осуждения несоблюдения сунны бороды, то, как мне кажется, людям, следующим мнению с послаблением, нужно позволить следовать этому мнению.
Но при этом можно обратить их внимание на то, что ошибочно полагать, будто тот или иной мазхаб безразлично относится к вопросу о бороде. Нигде и ни в каких мнениях нет безразличного отношения к данному вопросу. Шафиитский мазхаб не говорит: «Сбривайте бороду» или «Борода не нужна». Наоборот, он говорит, что борода – это великая сунна, и ее соблюдение чрезвычайно полезно, а сбривание – явно не по душе пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому отказ от соблюдения данной сунны – это отвратительный поступок, чуть-чуть не дотягивающий до греха. Если кто-то придерживается данного мнения шафиитского мазхаба и решает удалить свою бороду, он должен понимать, что у него есть все причины, пусть и не связанные с грехом, чувствовать себя виноватым».
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр выдачи фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q564
Источник статьи: http://askimam.ru/fatwa/vneshniy-vid/kakov-khukm-borody-v-shafiitskom-mazkhabe/
4 мазхаба про бороду
Общие мнения 4 мазхабов об обязательности бороды и запретности ее сбривания.
Сподвижники 4 мазхабов и другие говорили о запретности бритья бороды, о том, что бреющий становится нечестивцем (фасик).
Один из толкователей сборника хадисов Абу Дауда шейх Махмуд Хаттаб (да смилуется над ним Аллах) в книге «аль-Манхалюль Азбуль Мавруд» сказал о том, что по мнению таких имамом муджтахидов как Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ахмад и других (да смилуется над ними Аллах) бритье бороды харам. (аль-Манхаль: 1/186)
Также о запретности бритья, говорили все правоведы (факихи) достигшие степени вынесения хукмов из аятов и хадисов. Данное решение напрашивается из ясного смысла всех подобных хадисов. Следовательно, для нас обязательно следовать подобному хукму (заключению). Ибо каждому совершеннолетнему, а в особенности человеку знаний следовать хукмам внушенным (вахья) Господом миров и произнесенных языком Посланника Аллаха. Всевышний Аллах сказал:
«… Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам…» (Священный Коран 59:7)
Очень много учеников религиозных заведений в наше время проявляют несерьезность в данном вопросе, что бреют бороду и удлиняют усы. Из них бывают даже те, кто восхищаясь внешним обликом известных неверующих людей пытаясь быть похожими на них бреют края своих усов и оставляют расти лишь ту часть находящуюся под носом. Много невежд обманулось глядя на таких учеников.
Если у женщины вдруг начала пробиваться борода от нее требуется ее удаление. Если так то неужели бреющие свою бороду видит себя в качестве женщины, что совершают дело требуемое лишь от них?!
Автор книги «аль-Ибда Фи Мадарриль Ибтида» утверждает, что по всем 4 мазхабам обязательно удлинять бороду и запретно брить ее.
Ханафиты: в признанной книге ханафитского мазхаба «Дурруль Мухтар» говорится: «брить бороду для мужчины- харам». (Дурруль Мухтар 5/261).
В книге «Нихая» говорится что обязательно (ваджиб) срезать бороду до размера обхвата руки если она удлинилась. Но ни один ученый факих не сказал, что человек волен (мубах) укорачивать ее на меньше чем обхват руки. (Дурруль Мухтар 2/113).
Все эти слова указывают нам, что нет ни одной фатвы разрешающей бритье бороды и даже укорачивание ее (меньше чем кабд). Другими словами в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма) ученых и это тоже является явным доказательством (далилем). В таких известных ханафитских трудах как «Фатхуль Кадир», в шархе «Канз» имама Зейляи, в Хашие «Дурар» Шурумбуляли и еще во многих ханафитских книгах имеет место подобная фатва. (аль-Манхаль: 1/186)
В книге шейха Абдурахмана аль-Джазири (да смилуется над ним Аллах) «аль-Фикху аляль Мазахибин Арбаа» говорится: «по мнению ханафитов бритье бороды является харамом, не удлинять ее больше чем обхват руки является сунной, можно укорачивать ее когда она удлинилась до обхвата руки. Нет ничего в том, что бы укорачивать слишком удлиненные волос по краям». (аль-Мазахибуль Арбаа: 2/51)
2. Маликиты: в хашие Адави (да смилуется над ним Аллах) сделанная на книгу «Шархур Рисаля» принадлежащей перу маликитского имама Абуль Хасана (да смилуется над ним Аллах) говорится: «подобно тому как бритье бороды является запретным (харам), и из-за того, что укорачивание бороды относится к категории мусля (отрезание органа), укорачивание тоже запретно. Но если борода будет очень длинной укорачивание бороды хоть и не входит в категорию мусля,
противоречит благому или является макрухом».
Алляма шейх Ахмад ан-Нафрави аль-Малики (да смилуется над ним Аллах) в шархе на рисаля имама Ибни Абу Зайда, в главе «фытрат ва хитан» говорит: «в укорачивании усов и удлинение бороды есть противоречие неверным, ибо они бреют свои бороды и удлиняют усы. И окружение царя Кисры удлиняли свои усы и брили бороды».
В наше время заставлять солдат отращивать усы и принуждать их к бритью бороды является запретным, по мнению всех имамов и в этом нет сомнения. Потому что это противоречит сунне Мустафы и соответствует облику неверных и огнепоклонников.
Что касается обычаев и культуры, то им мы можем следовать, только если они напрямую не противоречат шариату. Если, например, есть явный далиль (доказательство) на то, что какой-либо из обычаев какого-либо народа не соответствует шариату, то следовать данному обычаю является запретным (харам). Например, никто не может сказать, что прелюбодеяние (зина) и распивание спиртного разрешено даже в том случаи, если люди считают это традицией своего народа. Тоже самое относится и к бороде, потому что обязанность отпускания и запретность сбривания бороды подтверждена и обязательна явными доказательствами шариата. Следовательно, не предоставляется возможным опираясь на обычаи и культуру сказать что человек свободен в вопросе бороды.
3. Шафииты: в Хашие на книгу «Тунфатуль Мухтадж би Шархиль Минхадж » Алляма шейх Ахмад ибни Кассыйм аль-Абади в конце главы об акике сказал: «Даже если такие великие ученые шафиитского мазхаба как имам Рафии и имам Навави (да смилуется над ними Аллах) сказали что бритье бороды является макрухом, Ибнурриф в шархе на книгу «Кафия» возразил и отметил, что в книге имама Шафии (да смилуется над ним Аллах) «Умм» имеется фатва о том, что бритье является харамом ».
Заркаши и Халими (да смилуется над ними Аллах) в книге «Шуабуль иман», а также аль-Каффаль Ашшаши (да смилуется над ним Аллах) в книге «Махасинуш шариа» сказали о том, что имам Шафии (да смилуется над ним Аллах) считает запретным бритье бороды.
Авзаи (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Наиправильнейшая фатва, это то, что если нет серьезной болезни вынуждающей к бритью то, полное сбривание бороды является харамом». Также об этом пишет Алляма шейх Абдул Маджит аш-Ширвани.
И наконец: сам имам Шафии считал бритье бороды запретным. Даже если некоторая часть шафиитских ученых сказала что это макрух, фатва Авзаи (да смилуется над ним Аллах) «Правильным является то, что бритье запретно» поясняет это. (Аль Манхаль: 1/186-187)
Ханбалиты: Алляма шейх Мухаммад ас-Сафарини аль-Ханбали (да смилуется над ними Аллах) в «Гизауль альбаб» являющейся шархом на «Манзуматуль Адаб» сказал: «основная фатва ханбалитского мазхаба это то, что бритье запретно». В книге «аль-Икна» он сказал, что: «бритье бороды — запретно». Тоже самое сказал и Алляма шейх Мансур ибни Юнус (да смилуется над ними Аллах) в книге «Мунтаха».
В одной из основных книг ханбалитского мазхаба по фикху «аль-Инсаф» говорится, что среди ханбалитских ученых нет разногласий относительно запретности бритья бороды. (аль-Манхаль: 1/188, аль-Ибда фи Мадариль ибтида стр. 409 — 410).
Шейх Абдурахман аль-Джазири (да смилуется над ними Аллах) в своей книге по четырем мазхабам пишет: «Ханбалитские имамы считают запретным бритье бороды и разрешают укорачивать то, что больше обхвата руки (кабд)». (аль-Мазахибуль Арбаа: 2/52).
В книге «аль-Мухалля» захиритский ученый ибни Хазм сказал: «приводится от ибни Умара (да будет доволен им Аллах): «Отличайтесь от многобожников сбривайте усы и удлиняйте бороды» (см. хадис 46) И опираясь на этот хадис удлинение бороды является фарзом». (аль-Мухалля: 2/220)
Мусульман постоянствующий в бритье своей бороды, делает дело о запретности которого единогласны ученые четырех мазхабов. Даже если человек продолжает делать маленький грех, он становится большим грехом. То есть, даже если некоторые и пытаются показать бритье маленьким грехом, то продолжение этого греха в течении всей жизни делает обладателя этого греха большим грешником.
56 – Приводится от ибни Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха сказал: «маленький грех перестает быть таковым с постоянством в нем, и большой грех исчезает с покаянием (истигфар)». (Дайлями, Муснад Фирдаус: № 7944, 5/199, Забиди, Итхаф: 8/570)
То есть на сколько бы был большой грех при покаянии он может проститься. На сколько бы не был маленьким грех, при его продолжении он становится большим грехом.
Приводится от ибни Аббаса (да будет доволен им Аллах):
57 – «каждый грех в котором постоянствует раб – большой». (Байхакы, Шуабуль иман: 7149, 5/428)
Приводится от Саида ибни Джубейра (да будет доволен им Аллах), что однажды один человек пришел к ибни Аббасу (да будет доволен им Аллах) и спросил: «ведь количество больших грехов семь?» Ибни Аббас (да будет доволен им Аллах) ответил:
58 — «Больше чем семь, ближе к семиста. Но вместе с этим большой грех исчезает с истигфаром и маленький грех перестает таковым с постоянством в нем». (Ибни Джарир: №9208, 4/44)
Приводится от ибни Аббаса (да будет доволен им Аллах):
59 – «Все что запретил Аллах – большое». (Байхакы, Шуабуль иман: №292, 1/273)
В другом риваяте от ибни Аббаса (да будет доволен им Аллах) приводится:
60 – «Все в чем проявляется ослушание Аллаху – велико» (Ибни Джарир: №9211, 4/44)
Источник статьи: http://vk.com/wall179680046_1368