- Борода в Исламе. Обязанность или право? и что будет, если.
- Аль бухари хадис про бороду
- Войти
- Борода в Исламе
- 20 хадисов о том, как должны выглядеть борода и усы мусульманина
- Похожие публикации
- История рождения Имама Али ибн Абу Талиба
- Хадисы о лекарственных свойствах гармалы обыкновенной и босвеллии
- Хадис-кудси «Вилаят Али ибн Абу Талиба — крепость Аллаха»
- Имам Али помогает людям решить их проблемы с помощью аятов Корана
- Хадис о достоинствах величайшего праздника Ахль аль-Бейт — дня смерти Умара ибн Хаттаба
- Происхождение бороды и седых волос
- О дозволенности выбривания волос со щёк и желательности подравнивания и округления бороды
- Какого размера должна быть борода?
- Отращивание бороды и подстригание усов — сунна
Борода в Исламе. Обязанность или право? и что будет, если.
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Подстригайте усы и отпускайте бороды”». Этот хадис передали аль-Бухари 5893 и Муслим 259.
Ученые Ислама несколько разошлись в вопросе усов — подстригать их, или сбривать полностью. Но здесь чаша склоняется в пользу подстригания, таким образом, что бы верхняя губа была видна полностью. За сбривание высказались ханбалиты и ханафиты, но поздние ученые этих мазхабов все таки вернулись к укорачиванию усов. Маликиты и шафииты были изначально за стрижку усов, так они и остались на своем мнении. Таким образом, мы пришли к тому, что усы надо стричь, что бы открыть верхнюю губу, а не сбривать. Ученые 4 мазхабов единогласно сошлись на этом. Кстати, есть запрет на недозволенность созерцания бритых мужчин. Смотреть на них — харам.
Отпускать бороду и укорачивать усы — явное отличие мусульман от многобожников. Когда к пророку пришли персы, усатые, но без бород, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, отвернулся от них, и сказал: «Горе вам!». Борода является сунной ваджиб, т.е. приказом пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, за нарушение которого записывается грех. О тяжести такого греха: «Пусть берегутся те, которые нарушают приказ его (Посланника Аллаха), дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!» (Коран, 24: 63).
Бороду можно подстригать после хаджа, зажав ее в кулак, а лишнее отрезав. Красить ее в черный цвет разрешено только на войне, но и это вызвало споры ученых, но все же большинство склонилось к нежелательности черного цвета в обычной жизни.
«Лучшим из того, чем вы будете закрашивать седину, являются хна и катам». (Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).
Имам аз Захаби причислил сбривание бороды к большому ослушанию Всевышнего. Кроме всего прочего, сбривание бороды уподобляет мужчину женщине, что категорично запрещено в Исламе: «Аллах проклял мужчин и женщин, которые пытаются походить друг на друга».
Исходя из хадисов, можно сделать такой вывод — Борода должна отращиваться целый год, но во время хаджа возможно ее укорачивание того, что выйдет за кулак. Сбривать ее — большой грех. Усы нужно укорачивать, а не сбривать. Красить можно в рыжий, во время войны в черный цвета. что касается седины. Седой волос будет источником света для мусульманина в Судный день, поэтому для себя я решил, что и седину я закрашивать не буду.
На все это есть явные доводы из Корана и Сунны, а также иджма.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/han_bek/boroda-v-islame-obiazannost-ili-pravo-i-chto-budet-esli-5cfc0bbfe77f2e00b01cee88
Аль бухари хадис про бороду
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Борода в Исламе
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Одним из самых больных вопросов для мусульман современного мира является вопрос бороды. Вокруг этой темы ходит много споров, разводимых теми братьями, чьи религиозные знания обычно не поднимаются выше уровня исламских студентов.
Когда в кругу чисто выбритых мусульман поднимают тему бороды, то мы, как правило, слышим: «Борода – это Сунна, не надо концентрировать внимание на таких мелочах». Действительно, борода – это Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако в фикхе существует громадная разница между обязательными и желательными элементами Сунны.
Ещё имам Абу Ханифа (да помилует его Аллах) разделил Сунну Посланника Аллаха на две части: Сунна мандуба (мустахабба) и Сунна ваджиба. Выполнение первой Сунны является желательным, а её нарушение – допустимым (мубах). Примеры Сунны мандуба – входить в мечеть правой ногой, чистить зубы после омовения и т.п. Тот, кто соблюдёт их, получит дополнительную награду от Аллаха, а тот, кто оставит, не возьмёт никакого греха.
Что касается второй Сунны, то бремя её выполнения лежит на всех мусульманах ахлю-с-сунна. Ваджибаты – это та часть Сунны, в отношении которой пришли хадисы, содержащие угрозу от Аллаха тем, кто ею пренебрегает, либо категорические приказы (запреты) Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мусульманин, сознательно оставляющий Сунну ваджиба, является грешником, ибо Аллах говорит:
«Пусть берегутся те, которые нарушают приказ его (Посланника Аллаха), дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!» (Коран, 24: 63).
Тот же, кто ненавидит какой-то элемент достоверной Сунны, выходит из Ислама и становится кяфиром даже тогда, когда он соблюдает это (например, для того, чтобы не выделяться среди мусульман). Ненависть к Сунне может быть вызвана только двумя причинами: ненавистью к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) либо ненавистью к его сподвижникам (как у рафидитов); и то, и другое является большим неверием.
За рамками Ислама находится и тот человек, который верит, что в мире есть законодательство или свод традиций, более правильные, чем шариат Аллаха. Также я хотел бы сурово предупредить тех, кто насмехается над Книгой Аллаха и путём Его Посланника; Всевышний в Коране говорит:
«Не над Аллахом ли, Его аятами и Его Посланником вы издевались? Не извиняйтесь! Вы впали в неверие, после того как уверовали» (Коран, 9:65-66).
Сюда же относятся и любые насмешки над Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха), включая бороду («ваххабит», «душман», «басмач» и т.д.).
Перейдём теперь к самому вопросу. В суре «Хаджж» сказано:
«Потом пусть они покончат со своей неопрятностью, целиком выполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего храма» (Коран, 22:29).
Абдулла бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что под «устранением неопрятности» Аллах имеет в виду бритьё головы, подстригание ногтей, укорачивание усов и бороды к концу хаджжа. Те же высказывания приводятся от Ибн Джубайра, Мухаммада бин Кя’ба и многих других, о чём пишет имам Мухаммад бин Джарир ат-Табари в своём тафсире Корана (т. 10, стр. 149-150).
От Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал взрослым мужчинам из его уммы подстригать усы и отпускать бороду. Хадис содержат сборники аль-Бухари («аль-Джами’у-с-сахих», № 5893), Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и других хадисоведов. В ином варианте хадиса, сообщаемом аль-Бухари и Муслимом, Пророк говорит:
«Не будьте похожими на язычников, отращивайте бороды и укорачивайте усы!»
Что касается внешности самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то во время его хиджры Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я увидел Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с огромной [в другой версии – с густой] бородой».
Все же хадисы о том, что Пророк якобы подстригал или сбривал бороду, являются слабыми или вымышленными, и не один факых не вправе опираться на них в своём иджтихаде (выведении шариатских норм).
Если мы посмотрим на Сунну сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то передаётся, что Ибн Умар, совершая хаджж или умру, захватывал бороду в кулак от подбородка и отрезал всё, что ниже этого кулака. Джабир бин Абдилля, да будет доволен им Аллах, говорил:
«Мы всегда отпускали бороды, исключая время хаджжа и умры» (хадис от Абу Дауда).
И нигде нет ни одной достоверной истории о том, что кто-то из сахабов брил или коротко стриг бороду (напомню, что от кяфиров и сектантов хадисы не принимаются). Напротив, многие хадисы повествуют нам, как их бороды промокали от слёз горького плача. Также передаётся, что когда Кайс бин Са’д (сын Са’да бин Убады) достиг половой зрелости и сахабы увидели, что у него не растёт борода, они сказали:
«Наш Кайс – хороший человек, если бы не один недостаток: у него нет бороды. Если бы мы знали, что борода продаётся где-то за дирхамы, то сложились бы для того, чтобы купить ему бороду!»
Табиуны (второе поколение мусульман) также укорачивали свои бороды только к концу хаджжа или умры; они подстригали их, зажав в кулак, доводом для чего является вышеупомянутый хадис Абдуллы бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. К слову сказать, что Ибн Умар был одним из тех учеников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые подражали его поступкам буквально во всём. Например, когда Ибн Умар узнал, что рядом с Мединой есть дерево, в тени которого часто отдыхает Посланник Аллаха, то он каждый день приходил поливать это дерево, дабы оно не засохло.
При этом основой разделения хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на Сунна мандуба и Сунна ваджиба является то, как он призвал нас соблюдать ту или иную норму. Например, об окрашивании бороды Пророк сказал:
«Лучшим из того, чем вы будете закрашивать седину, являются хна и катам» (ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).
Что же касается отращивания бороды, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел нам это в категорической форме. Поэтому наши праведные предки единогласно назвали бороду одним из ваджибатов. Имам аз-Захаби внёс бритьё бороды в число тяжких грехов («аль-Кябаир»).
Мнения учёных Сунны в вопросе подстригания бороды разошлись: некоторые из них запрещают это делать даже во время паломничества. Эти улемы ссылаются на то, что нет ни одного достоверного хадиса об укорачивании бороды Пророком (мир ему и благословение Аллаха), что же насчёт поведения Ибн Умара и ряда других сахабов, то это был их иджтихад, в котором они ошиблись. Однако большинство учёных всё же рекомендуют стричь бороду к концу хаджжа или умры, но не придают этому характер ваджиба.
Длинная борода и короткие (либо отсутствующие) усы – главное, что отличало лица сахабов и табиунов от лиц христиан, иудеев, язычников, безбожников и заблудших мусульман. Глубоко неправы те, кто говорят, будто борода – это доисламская традиция арабов, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сохранил в их жизни только те традиции, которые не выходят за рамки шариата. Да, Абу Джахль и Абу Ляхаб носили бороды, но они не сбривали усы (как и не падали ниц перед Аллахом)!
Есть особые ситуации, в которых мусульмане могут сбривать бороды (например, для ношения респираторов, врачебных масок), но – только с разрешения улемов, выносящих фетвы для каждого конкретного случая. Беда мусульман современной эпохи – в том, что они сами дозволяют для себя многие запретные, порицаемые или сомнительные вещи (как и запрещают дозволенное), не советуясь с обладателями религиозных знаний. Один, попав в окружение кяфиров, считает дозволенным бритьё бороды, второй – употребление в пищу сала и мертвечины, третий – ношение одежды, не прикрывающей срамоту и т.п.
Закругляя эту тему, я хотел бы процитировать высказывания четырёх великих имамов (основателей мазхабов) и их последователей по вопросу бороды. Замечу попутно, что в наши дни мусульмане могут считать себя ханафитами, маликитами, шафи’итами или ханбалитами, пренебрегая более чем половиной хукмов своего мазхаба (кяфир К. Маркс однажды сказал о некоторых коммунистах его эпохи: если эти люди – марксисты, то я не марксист).
Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шайбани, один из учеников Абу Ханифы, да помилует его Аллах, говорил:
«Каждый раз, когда Абу Ханифа совершал хаджж, он укорачивал свою бороду, сжав её в кулак, после чего он подстригал усы. И поэтому мы используем тот же способ во время хаджжа».
Бритьё же бороды имам Абу Ханифа внёс в категорию «макрух тахрими» (нежелательные действия, близкие к хараму). Один из великих ханафитских улемов Ибн Абидин сказал по этому поводу:
«Что касается подстригания бороды короче, чем до уровня сжатого кулака, то это – поступок некоторых марокканцев и гермафродитов из числа мужчин, и он не разрешается никому».
Имам Малик бин Анас, да помилует его Аллах, писал:
«От Абдуллы бин Умара приводится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал отпускать бороды и укорачивать усы»,
полностью согласившись с Абу Ханифой в том, что подстригать бороду дозволено только паломнику и только до уровня сжатого кулака. Маликитский шейх аль-Хаттаб аль-Малики запрещал как бритьё бороды, так и бритьё усов (по его мнению, усы можно только подстригать).
Имамы аш-Шафи’и и Ахмад, да помилует их Аллах, тоже носили бороды и приказывали это своим ученикам (причём имам Ахмад поднял бороду на уровень фарда). Шейх-уль-ислам Ибн Таймия сравнил бритьё бороды с тем, что женщина будет налысо брить голову, так как борода является «фитра таби’ийя» (естественным внешним признаком). Мужчина с чисто выбритым подбородком подобен женщине с лысой головой, о которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал (хадис от Ибн Аббаса, переданный аль-Бухари):
«Аллах проклял мужчин и женщин, которые пытаются походить друг на друга».
Источник статьи: http://russ-muslim.livejournal.com/4770.html
20 хадисов о том, как должны выглядеть борода и усы мусульманина
Для многих мусульман борода — один из символов их принадлежности к религии Последнего откровения, но, к сожалению, не все они знают, что у отращивания волос на лице есть свои важные нюансы. Дозволено ли брить щёки, иметь длинные усы или оставлять одни усы и сбривать всё остальное? Какой длины должна быть борода? Можно ли её округлять и прореживать? Чтобы ответить на эти и другие вопросы и помочь верующим выглядеть в строгом соответствии с сунной Пророка Мухаммада и Непорочных Имамов, да будет над ними всеми мир и благословение Аллаха, мы собрали и перевели большую подборку преданий, с которыми обязан ознакомиться каждый верующий. В ответ мы просим поделиться вас этой публикацией со своими братьями.
Похожие публикации
История рождения Имама Али ибн Абу Талиба
Хадисы о лекарственных свойствах гармалы обыкновенной и босвеллии
Хадис-кудси «Вилаят Али ибн Абу Талиба — крепость Аллаха»
Имам Али помогает людям решить их проблемы с помощью аятов Корана
Хадис о достоинствах величайшего праздника Ахль аль-Бейт — дня смерти Умара ибн Хаттаба
Происхождение бороды и седых волос
1. Ибн Ма’суд передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «…Когда Адам чувствовал себя подавленным, Аллах отправил к нему Джабраила, который сказал: „Аллах желает тебе долгой и счастливой жизни“. [Услышав это], Адам совершил земной поклон, и, подняв голову к небу, взмолился: „О Господи, сделай меня более изящным!“. Утром следующего дня Адам прикоснулся к своему лицу и почувствовал, что на нём выросли густые чёрные волосы. „Господи, что это?“ — спросил Адам. „Это борода, — ответил Аллах. — Украшение для тебя и твоих потомков до Судного дня“» («Илал аш-шараи’», с. 380).
2. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Люди [никогда] не седели, [пока однажды] Ибрахим не увидел седину в своей бороде. Он спросил: „Господи, что это?“. Аллах ответил: „Это — величавость“. [Тогда] он попросил: „Господи, прибавь мне величавости!“» («Аль-Кафи», т. 6, с. 492—493, хадис 5).
3. Имам Али передал слова Посланника Аллаха, да будет над ними обоими мир и благословение Аллаха: «Бритьё бороды равносильно нанесению увечья, и оно навлекает проклятие Аллаха» («Мустадрак аль-васаиль», т. 1, с. 406, хадис 1003).
4. Имам Али, да будет мир с ним, сказал, что если кто-то [насильно] сбреет [другому] бороду и [после этого] она не отрастёт, то с него [причитаются] «деньги за пролитую кровь» (дийя), а если вырастет — ему следует выплатить [пострадавшему лишь] одну треть от этих «денег» («Аль-Кафи», т. 7, с. 316, хадис 23).
О дозволенности выбривания волос со щёк и желательности подравнивания и округления бороды
5. Имама Резу, да будет мир с ним, спросили дозволено ли удалять волосы с бороды, на что он ответил: «Нет ничего плохого в том, чтобы удалять волосы со щёк, но следует воздержаться от бритья передней части [лица]» («Васаиль аш-шиа», т. 2, с. 111—112, хадис 1644).
6. Садир ас-Сайрафи передал: «Я видел, как Абу Джафар (Имам Бакир), да будет мир с ним, выщипывал [волосы] на обеих щеках и подравнивал бороду» («Аль-Кафи», т. 6, с. 486, хадис 1).
7. Хасан аз-Зайят передал: «Я видел, как Абу Джафар (Имам Бакир), да будет мир с ним, прореживал свою бороду» («Аль-Кафи», т. 6, с. 487, хадис 4).
8. Мухаммад ибн Муслим передал: «Я видел, что когда цирюльник подстригал бороду Абу Джафару (Имаму Бакиру), да будет мир с ним, он сказал ему: „Округли её“» («Аль-Кафи», т. 6, с. 487, хадис 5).
Какого размера должна быть борода?
9. Юнус передал: «Имама Садыка, да будет мир с ним, спросили о том, [какого] размера [должна быть] борода, и он сказал: „Сожми бороду в кулак и отрежь лишнее“» («Аль-Кафи», т. 6, с. 487, хадис 3).
10. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Всё, что превышает из бороды [размер] кулака — в огне» («Аль-Кафи», т. 6, с. 486, хадис 2).
Отращивание бороды и подстригание усов — сунна
11. Джабир передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «И Господом моим мне было сказано отпускать бороду и подрезать усы» («Мустадрак аль-васаиль», т. 1, с. 407, хадис 1004).
12. Али ибн Джафар передал: «Я спросил своего брата [Мусу ибн Джафара Казыма], да будет мир с ним, о подстригании усов: „Относится ли это к сунне?“. Он ответил: „Да“ («Аль-Кафи», т. 6, с. 487, хадис 7).
13. Ибн Фаддаль передал, что некто упомянул в присутствии Имама Садыка, да будет мир с ним, о выщипывании усов и Имам сказал: «Это хорошо выглядит, и это — из сунны» («Аль-Кафи», т. 6, с. 487, хадис 8).
14. Имам Садык передал слова Посланника Аллаха, да будет над ними обоими мир и благословение Аллаха: «Выщипывание усов до [их] края относится к сунне» («Аль-Кафи», т. 6, с. 487, хадис 6).
15. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Обрезайте усы и отращивайте бороды — не уподобляйтесь иудеям!» («Бихар аль-анвар»).
16. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Поистине, огнепоклонники обрезают бороды и отращивают усы, а мы же подрезаем наши усы и отращиваем бороды, и это — естественное состояние человека (фитра)» («Васаиль аш-шиа», т. 2, с. 116, хадис 1659).
17. Однажды к Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, пришли два посла от правителя Персии. У них были длинные усы, а их бороды были сбриты. Пророк почувствовал отвращение, глядя на них, и сказал: «Горе вам! Кто вам велел это сделать?». «Нам повелел сделать это наш господин (правитель Персии)», — ответили они. Посланник Аллаха сказал: «А мой Господин — [Всевышний Аллах] — велел мне отращивать бороду и обрезать усы» («Мустадрак аль-васаиль», т. 1, с. 407).
18. В другом хадисе, который также присутствует в «Мустадрак аль-васаиль», сказано, что одной из десяти причин, по которым был уничтожен народ Лута, да будет мир с ним, является то, что они обрезали бороды и отращивали усы.
19. Хаббаб аль-Уалибийя, сподвижник Имама Али, передал: «Я видел Повелителя верующих, да будет мир с ним, в сопровождении его слуг, в четверг, с плёткой в руке, которой он хлестал тех, кто продавал недозволенную рыбу: рыбу с усами и выловленную мёртвой. Имам предостерёг их: „О продавцы уродливых детей Израиля и воинство сыновей Марвана!“. [Услышав это], Фурат ибн аль-Ханиф спросил: „О Повелитель верующих, кто такие воины сыновей Марвана?“. Его светлость ответил: „Они — из тех, кто бреют свои бороды и закручивают усы“» («Мустадрак аль-васаиль», т. 16, с. 178, хадис 19503).
20. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, говорил, что ни одному из вас не следует [чрезмерно] отращивать усы, [не подстригая их], ибо шайтан использует их в качестве укрытия, чтобы спрятаться [в них]» («Аль-Кафи», т. 6, с. 487, хадис 11).
Источник статьи: http://shia.world/20-hadisov-o-tom-kak-dolzhny-vyglyadet-boroda-i-usy-musulmanina/