Гитары мастера Александра Усова
Мы с большим удовольствием поздравляем наших учеников – Владимира Пьянова, г. Златоуст и Сергея Денисова, г. Екатеринбург, с важным и очень радостным событием в их гитарной жизни: теперь они являются обладателями двух великолепных мастеровых гитар ручной работы замечательного российского мастера Александра Усова! Думаем, теперь их обучение гитаре будет еще более успешным!
Я хотел бы немного подробнее рассказать об этом интересном событии. Начну я с того, что и Владимир и Сергей ждали каждый своего инструмента достаточно долго, потому что, как у любого мастера, заказов у Александра Усова достаточно много и инструмент, всегда приходится ждать. К примеру, Сергей Денисов ждал своего инструмента аж целых два года! Объяснять вам, что такое ожидание, не стоит! Ведь рождения инструмента приходится ждать, ну прямо как рождения ребенка! Каким он родится, каким будет инструмент. Удастся ли он? Будет ли хорошо звучать, да и вообще устроит ли тебя по всем параметрам?
И когда наши студенты попросили разрешения встретиться у меня дома для передачи инструментов, я с радостью согласился, ведь меня тоже буквально распирало любопытство и желание самому прикоснуться к ним, послушать, поиграть, узнать, какие получились гитары. Мне удалось посмотреть и протестировать обе новых гитары. Сначала мы встретились с Владимиром и довольно долго изучали его новый инструмент. А затем, точно так же протестировали гитару Сергея и так же постарались изучить её, оценить её звуковые и игровые качества.
Я хотел бы поделиться своими впечатлениями об этих двух уникальных гитарах, а также чуть поподробнее рассказать о самом Мастере, создавшем эти инструменты. И я не побоюсь этого слова – инструменты мирового класса! Итак, обо всем по-порядку.
Вначале у меня в руках оказалась гитара, сделанная для Владимира. Кстати, в видеоролике встречи Вы услышите, что его гитара сначала оказалась настроенной на полтора полутона ниже, чем нужно, потому что новые струны немного вытянулись, когда гитара ехала ко мне, и её строй понизился. И даже в этом, пониженном строе, меня просто-таки поразила красота, сочность и объемность звучания гитары! Когда я взял её и заиграл на ней, я был просто ошарашен её великолепным, богатейшим тембром! Затем я подстроил гитару и стал играть. И мне вдруг вспомнилась встреча на одном из гитарных фестивалей с выдающимся гитарным мастером Боазом Алькаямом (Boaz Elkayam) – учеником и продолжателем исследований по усовершенствованию конструкции современной классической гитары очень известного в мире гитары профессора Майкла Каша и его соратника Ричарда Шнайдера. Достаточно сказать, что на гитаре Боаза Алькаяма играет крупнейший американский классический гитарист Курт Родармер (Kurt Rodarmer)!
С вашего позволения, я немного отвлекусь и расскажу об этой истории чуть подробнее.
То знакомство с Боазом получилось очень примечательным. Боаз, придерживающийся строгих принципов ортодоксального иудаизма, в тот субботний день, как и положено в шабат, просто лежал в своем номере ничего не делая и почти не реагируя ни на что. Ну это и понятно, раз у него шабат, то и делать ничего нельзя. И вот именно в этот субботний фестивальный день я и попал в его номер, чтобы посмотреть инструмент, который он привез с собой на фестиваль. О, это была удивительная гитара! Она отличалась не только превосходным видом, безупречной работой и изумительной отделкой.У неё была не только купольная нижняя дека, но и верхняя дека представляла собой явный, хотя и чуть меньший купол, то есть, она не была, как обычно, плоской. А её звук! Он был потрясающим – мощным и плотным, исключительно красивым по тембру, насыщенным обертонами, очень густым и объемным.
Я просто не мог оторваться от этого инструмента, настолько я был поражен и захвачен невероятной красотой её звучания! Я играл и играл. В общем, я был просто под гигантским впечатлением от этого инструмента!
Боаз, до того совершенно индифферентно лежавший на кровати, вдруг привстал, внимательно вслушиваясь в мою игру, а затем и вовсе соскочил с кровати. Несмотря на свой шабат, он бросился что-то искать в своей походной сумке. Затем он извлек из сумки CD-диск, подошел и обнял меня. Сначала я не мог понять что с ним такое. Помог переводчик.
Оказалось, что Мастер глубоко потрясен звучанием гитары в моих руках. Он сказал, что слышал всего нескольких гитаристов, обладающих столь превосходным звуком и таким качественным туше, как у меня. А потом подписал и подарил мне фирменный диск с записью знаменитых Гольдберг-вариаций того самого Курта Родармера. Эта запись была сделана сразу на нескольких инструментах, изготовленных для Родармера Боазом.
Ну а я в свою очередь, конечно же, высказал восхищение его, действительно уникальной, гитарой, которая меня потрясла до глубины души!
Зачем я вам все это рассказываю? Дело в том, что гитара Александра Усова напомнила мне тот удивительный инструмент Боаза Алькаяма! У неё оказался такой же богатейший, мощный и объемный, сочный и глубокий звук – звук необыкновенной теплоты и красоты. В нем так же чувствовалась какая-то особая магнетическая пружина, заставляющая звучание литься из инструмента полнозвучным потоком, захватывающим тебя самого и уносящим в какую-то другую реальность, в какой-то особый, совершенный мир необыкновенной красоты и гармонии!
И вот теперь снова, как и тогда с Боазом, я был всецело захвачен удивительной гитарой Александра. Я играл и играл на ней, забыв обо всем на свете, не в силах остановиться и прервать эту сказку, которая, казалось, расцветала рядом со мной, как большой и необычайно красивый цветок, который распускался под моими пальцами благодаря чудесной гитаре. Я был просто потрясен этим инструментом!
Надо сказать, что я видел и держал в руках довольно много инструментов Александра Усова. На некоторых его инструментах мной сыграны клипы, которые можно посмотреть на моем канале YouTube. А об одной из его гитар был снят ролик, в котором я рассказываю о некоторых особенностях конструкции его инструментов:
Но эта гитара была просто удивительной! Поистине искусство Мастера невероятно выросло и достигло высочайшего совершенства! А в жизни Александр – обычный человек, очень скромный и мягкий. Я совершенно не понимаю, каким образом ему удается делать то, что я вижу в его творениях. Воистину, чтобы понять человека, нужно смотреть не на то, как он выглядит, а на то, что он делает! Его гитара звучала превосходно в любых диапазонах – от пианиссимо до фортиссимо. На ней можно играть буквально шепотом, и все равно, красота тембра, как полноцветная радуга, светится в её звуке. А форте – настолько же мощное и сочное, как у великолепного рояля Стейнвей! Поражает и сустейн этого инструмента – длинный и удивительно ровный. В общем, у неё исключительно насыщенные, мощные и глубокие басы и при этом необыкновенно красивые, бархатистые, мягкие и певучие дисканты.
Затем мы сравнили эту гитару с моей гитарой работы Ивана Егоровича Кузнецова. Инструменты Кузнецова тоже отличает очень сильный и глубокий тон. И все равно, сравнение оказалось в пользу инструмента Александра Усова. Гитара Кузнецова явно проигрывала и по тембру, и по объемности звучания, и по сустейну, и по сочности, и по глубине звука. Не было в ней и той особой «звуковой пружины», о которой я уже упомянул выше. Хотя по громкости оба инструмента были на достойном уровне.
Второй инструмент, который Мастер передал Сергею Денисову, отличают точно такие же свойства, ведь эти два инструмента одинаковой конструкции, внутреннего устройства и пропорциям. Нам не удалось так же детально и подробно протестировать этот инструмент. Зато у вас есть возможность познакомиться с превосходными фотографиями этой гитары, которые были сделаны Сергеем Денисовым и немного послушать её в ролике, который завершает эту статью. Кстати, некоторые упрекают меня в том, что я, рассказывая о гитаре и демонстрируя её звучание, использую звукообработку, добавляя объем (реверберацию). Действительно, это так. И необходимо это для того, чтобы дать слушателям хоть в какой-то степени почувствовать, как будет звучать инструмент в зале. Тем, кто в теме, хорошо известно, что каким бы совершенным ни был микрофон (или микрофоны) при записи, он все равно не способен передать все богатство реального звучания инструмента. Ничего не поделаешь – наш слуховой аппарат гораздо совершеннее и тоньше любого микрофона. Любой квалифицированный звукорежиссер подтвердит, что «сухая» запись всегда будет уступать реальному звучанию.
Поэтому эффекты, которыми пользуются в звукорежиссуре, как раз и нужны чтобы придать записи более объективный характер звучания, потерянный в процессе перевода живого звука в электронный сигнал. Фрагменты домашней съемки этой встречи записаны без звуко-обработки, поэтому они плохо передают реальную красоту и богатство звучания инструмента. Зато они в какой-то степени передают ту атмосферу, которая сопровождала эту встречу и пробы инструмента. Мы просим вас не судить её строго. Она очень несовершенна и урезает то, что я и мои гости слышали в реальности. Кстати, Вы можете послушать звучание одного из инструментов Александра Усова, записанного в студийных условиях с использованием внутреннего звукосъема, устанавливаемого мастером в инструмент специально по желанию его будущего хозяина. Итак, новый инструмент Александра Усова на фрагментах домашнего видео, снятого во время нашей встречи с Сергеем Денисовым:
Вы можете послушать видео-клип с великолепной пьесой Федерико Морено-Торроба «Романс Сосен», записанной мной на одной из гитар Александра Усова в студии и убедиться в уникальном звучании его инструментов:
Если Вы хотите научиться играть на гитаре по-настоящему хорошо, эффектно, выразительно, как играют наши ученики – Вам стоит пройти курс обучения в Национальной Академии Гитары.
Ну а если Вы хотите заказать гитару у Александра Усова, Вы можете связаться с ним лично и обговорить стоимость будущего инструмента, а также все интересующие Вас детали заказа: породы дерева, из которых будет строиться Ваша гитара, её устройство, параметры звучания, удобство игры, звукосъем и многое другое.
Координаты для связи с мастером:
- моб.тел.: 8 908 054-23-79
- Скайп-адрес: aleksandr73323
- электронный адрес:
Вячеслав Шувалов, Национальная Академия Гитары
Источник статьи: http://www.aguitar.ru/gitary-mastera-usova/gitary-mastera-aleksandra-usova/
Мастеровая гитара № 20 (мастера Александра Усова) — Classical guitar
Specifications
- Manufacturer: Другой (укажите в описании)
- Manufacturing country: Russian Federation
- Number of strings: 6
- Size: 4/4
- Number of frets: 19
- Fret markers: Available on the guitar neck top side
- Average price: ₽290247.61
- Features: master guitar
Materials
- Soundboard: Spruce (wood)
- Bottom deck: Rosewood
- Body sides: Rosewood
- Guitar neck: Other
- Fretboard: Ebony
- Bridge: Other
- Soundboard color: Yellow
Description
The Другой (укажите в описании) None is a 6-strings Classical guitar that produced in Russian Federation.
Guitar Другой (укажите в описании) None made of Spruce (wood) and Rosewood.
This guitar has the following features: master guitar
The guitar Другой (укажите в описании) None is suitable for expert guitarists.
Источник статьи: http://guitarsolo.info/en/guitars-database/klassicheskaia-gitara-master-aleksandr-usov-madagaskarskii-palisandrnemetskaia-rezonansnaia-el/
Новая уникальная гитара мастера Александра Усова
Показать панель управления
- Опубликовано: 17 июл 2015
- Мы представляем вашему вниманию новую встречу с российским мастером Александром Усовым и его новыми инструментами.
Здесь представлены лишь некоторые фрагменты этой интереснейшей встречи, чтобы хоть как-то передать её атмосферу, а полный рассказ об ней можно прочитать в статье на сайте Национальной Академии Гитары: www.aguitar.ru/main.php?subaction=showfull&id=1436526473&ucat=1&
Предлагаем также послушать пробную запись одного из инструментов Александра Усова, сделанную мной в качестве примера работы её системы звукосъема, которым снабжены его гитары. В этой записи звучит «Романс Сосен» испанского композитора Федерико Морено-Торробы: yadi.sk/d/S6YjZFi7htega
Также рекомендуем посмотреть наше видео «Чем хороша мастеровая гитара? Давайте разберемся. » об очень интересных особенностях конструкций гитар Александра Усова: thexvid.com/video/ONYW_o2gp9o/видео.html
И еще одно видео — как не промахнуться при выборе инструментов известных брендов «Осторожно, бренды!»: thexvid.com/video/8-_XAG-yKr8/видео.html
Мы искренне благодарим Александра Усова за предоставленные инструменты мирового класса!
Национальная Академия Гитары — это лучшее дистанционное обучение для всех, кто по-настоящему любит гитару и хотел бы научиться великолепно владеть этим замечательным инструментом в любом возрасте (от 16 лет и старше).
Подробнее с этим и многим другим Вы можете познакомиться на сайте Академии Гитары www.aguitar.ru и на Канале Вячеслава Шувалова thexvid.com/user/VyacheslavShuvalov Видеоклипы
Комментарии • 55
Даже сквозь пелену ю туба слышно такое роскошество.
Браво обоим мастерам. Я рад , что вы нашли друг друга.
Можно узнать какое первое произведение , которое тремоло?
Заранее благодарен.
Это «Последнее тремоло» Августина Барриоса. Вот ссылка, где я это произведение исполняю полностью thexvid.com/video/RH94RiTD9Mo/видео.html
Всё отлично ,а что же колки так зверски скрепят ?
@александр платонов скорее всего смазать надо , тогда не будут .
Новые потому что!
Я давно играю фламенко и разные гитары держал в руках , но даже не держа в руках этот инструмент я слышу шикарный звук .
СЛАВА ТРЕМОЛО ЗАДАВИЛ БАСАМИ
Снимаю шляпу перед Александром! Слов просто нет. Слышал два его инструмента в ваших видео, боюсь даже представить как они звучат вживую и спустя несколько лет!
Такие отзывы сногсшибательные, но как музыкант скажу——звук нужно слушать живьём. Да, гитара безусловно кайф сумасшедший, но как сказал выше.
Вы что разве не слышите? — гитара не строит по ладам! Или настроена была небрежно, что не делает честь исполнителю.
Нет, гитара строит идеально — проверяли по тюнеру! Просто в тот момент на ней был только-только поставлен совершенно новый комплект нейлоновых струн. А как известно нейлон довольно продолжительное время вытягивается (это не металл!). Поэтому приходилось все время подстраивать струны. Но строй все равно потихоньку уползал вниз. Это нормально, так и должны себя вести новые нейлоновые струны и гитара в этом не виновата, это Вам любой гитарист, играющий на нейлоне подтвердит!
Сколько стоит если не секрет?
С 4 минуты понятно ,что гитара хороша
я не розбираюсь но звучит красиво
Высокий потенциал динамический у инструмента, можно ещё с большей динамикой играть. очень яркая!
Нифига, вот это мощя😳
если геу у вас красивый бас а квинта пиу то я грут нахуй
Хорошо звучит. Получился шедевр.
Где взять денег?
Мечта. а не гитара.
Мастер из Челябинска?
А вы случайно не знаете семиструнников в Челябинске?
Пока еще семиструнных ему не заказывали, но уверен, что сделает он очень хорошо!
На сайте Академии есть статья об этом мастере, в конце ее есть координаты для связи с ним, Вам нужно связаться с Александром Усовым и все обговорить с ним лично:
www.aguitar.ru/gitary-mastera-usova/gitary-mastera-aleksandra-usova/
А семиструнные он делает?
Если не знакомы с таким понятием как Волчки,тогда она звучит.
«» .. таким понятием как Волчки.. «» — ну и обьяснил бы !!
Зачем твои загадки .
А вы сами то знакомы с этим понятием. Что то я из ваших роликов не заметил, что вы имеете хоть какое то отношение к музыки. Или что захотелось каким то заковыристым словечком козырнуть?
Вы услышали в гитаре волчки?
По крайней мере сустейн присутствует.
Как по мне низы слабоватые, сыграл бы что нибудь выше 5- го лада, открытые струны в первой позиции всегда звучат.
Ну так это ведь не студийная запись — писали на любительскую камеру в обычной комнате, поэтому требовать каких-то звуковых изысков здесь не приходится. Но в реальности гитара звучит превосходно! И басов хватает! Вот студийная версия звучания одного из инструментов Александра Усова: thexvid.com/video/u8hMP4MEkHY/видео.html Причем, при записи пришлось очень серьезно прибирать низа на EQ иначе их было через чур много!
Естественно, слушать нужно на полноценных колонках, а не через мобильник ))
tolko vasxishaca,zvuki prosta nizimnie.bravo Master
I wish I know what they’re talkin about
друзья, я думаю что ожидать что либо новое в классической гитаре — абсурд. даже если у мастера будет полет творчества, то уж поверьте, а нет посмотрите вокруг — все гитаристы — жуткие консерваторы. даже те кто играют на электрогитаре, ничего не хотят в ней менять уже 60 с лишним лет. и это не смотрят на то, что в элеткрогитаре ничего не запрещено, ей и голову грифа обрезали, и ставили примочки перегруза в корпус и даже в 2007 фендер и роланд объеденились для создания модели элеткрогитары с синтезатором внутри! и так далее. ничего из этого не прижилось. я молчу уже про гитаристов классических — они вообще маньяки консерватизма! так что если мастер и захочет поэкспериментировать — то игрок — никогда! а насчет перенести резонаторное отверстие — спасибо за идею. когда примусь за классические гитары — обязательно попробую.
Судя по всему гитара стоит как самолёт или немного дороже!
Разумеется такое мастерство стоит не дёшево,одна гитара может стоить 11000 долларов.
Как будто он ему хату подарил, столько эмоций
СВЕТЛИЦА2015 Светлицина
только что
Добрый день, Вячеслав! Это видео может быть полезно для Александра. thexvid.com/video/0T5s3bBOmm4/видео.html
Кстати, он делает семиструнные гитары?
Да, звучит потрясно.
Звук такой красивый и насыщенный. После такого напрочь отказываешься от фабричного мусора.
гитара — хорошая, но постоянные рекламные прямоугольнички во время видео — это отталкивает. Не смог досмотреть и ушел на канал к другому мастеру.
как заказать и сколько стоит.
Подробнее о гитарах и мастере здесь — www.aguitar.ru/gitary-mastera-usova/gitary-mastera-aleksandra-usova/
В конце есть координаты мастера, ну а о стоимости нужно разговаривать с ним лично.
С наступающим Вас Новым годом и желаю получить великолепный инструмент!
звук очень красивый.
Более низкий строй звучит как-то более необычно и завораживающе.
Безусловно гитара хороша, но нужно отдать должное самому музыканту-Вячеславу Шувалову. Ведь благодаря именно ему, его отличной технике звукоизвлечения мы слышим такое красивое звучание гитары!
Оператору камеру в .. вставить. Что снимал, гитару или слушателей?
Здравствйте, Вячеслав. Давненько не общались. У нас возникла занятная беседа по матчасти гитары. Вот я и вспомнил. Замерил мензуру на пятиструнке, гитара была сделана на 590. Оказалось 580. Я не поверил своим глазам. Замерил еще — 580. Укоротилась мензура, надо же! Гитаре лет пять, и такой сдвиг. Вы не могли бы замерить мензуру на ваших гитарах? Особенно на старых. Вдруг и там тоже произошел сдвиг?
Задала эта гитарка мне задачку. Там дерево на деке мягкое какое-то. И пластичное. Я заметил еще когда клеил деку. Оно изгибается там, где другое треснуло бы. Это ель, но какая-то не такая. Я еще сомневался — может, не связываться? Но, руководствуясь знаменитым японским принципом «хусим», связался. Если что — поменяю деку и все дела, гриф у меня болтовой, так что не вопрос. И вообще вся гитарка — сплошной эксперимент, так что не жалко.
И сделал.
Звук мне понравился. Радует она меня. Но дека дала сильный провал перед подставкой, все пружины проявились снаружи. И это несмотря на все мои антипровальные ухищрения. Строй — да, пострадал. Но я списывал это на старые струны и кое-как мирился. Пока не полез измерять мензуру. Вот оно как. Ну, понаблюдаем дальше. Деку срывать не стану. А мензуру восстановить не затруднение.
Но все же на любых гитарах существует эта усушка-утруска мензуры. Хоть и не в такой степени.
-==-
Встретил такого же сильного гитариста как и вы. Это Вадим Колпаков, цыган. Из театра Ромэн. Играет на семи. Всего Орехова. И даже покусился на репертуар Пако де Лусия. На семиструнке, представляете? Делает фламенко.
Здравствуйте, Александр!
Нет, мензура не изменилась за 30 лет ни на миллиметр — все, как было изначально, так и осталось: 660 мм (у гитары изначально была увеличенная мензура).
Вообще, такого не должно быть, чтобы мензура у Вашей гитары уменьшилась на целый сантиметр, это просто невозможно, как бы дерево ни усыхало! Возможно, Вы не точно запомнили длину мензуры. Тем более, что если бы мензура укоротилась на сантиметр, то гитара вообще перестала бы строить на ладах, причем жутко.
А теперь передставьте себе как будет звучить гитара, изполнена в варианте True Temperament frets. 🙂 От шведского мастера изобретателя Anders Thidell.
Для try again
Для начала читаем труды Пифагора относительно волновой механики, колебаний и прочее, он как раз на струне и звуках все разъясняет. потом вникаем в колебания и волновую механику по курсу физики и понимаем, что можно устараться до скончания века с изгибами ладов, и это все равно что трупу витаминка. Поменял струны и меняй лады.
С этими кривыми ладами играть будет сложнее, потому что положения пальцев в аккордах буду чуть-чуть но меняться. С подтяжками проблемы, перестроить 6-ю струну в ре — проблема и пр. и пр. И все это за бешеную цену.
И все это ради того (внимание!) чтобы 2% ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ, имеющих абсолютный слух (а он бывает только у профи-музыкантов) не слышали «фальши».
Вам не кажется, что это бред?
Ну если Вы относитесь к 2% музыкантов-абсолютников, то для собственного комфорта может быть и стоит потерпеть все проблемы. Но остальным это точно нужно как телеге пятое колесо.
Уверен, потому что сам пользоваю такой гриф. И Steve Vai тоже. И если вьй почитаете что такое True Temperament, тогда и вьй убедитесь сами. Дистанция между ладов там НЕ ОДИНАКОВАЯ, и при проектирований ладов изпользоваеться хроматический тюнер, чтоб мерять каждой сингл тон. Я вам написал личное сообщение.
А Вы уверены, что лучше? ) Совсем не факт.
Отправьте пожалуйста координаты мастера.
Координаты мастера отправил Вам в личку и на мейл!
Желаю Вам превосходного инструмента!
Ни одна новая мастеровая гитара не звучит в полном диапазоне изначально. Гитара какое-то время привыкает к типу звукоизвлечения исполнителя. Боюсь даже представить потенциал данного инструмента. Если на момент ее передачи хозяину она так великолепно звучит. Поздравляю с шикарным инструментом .
@Vyacheslav Shuvalov Я тоже в восторге, от звучания инструмента ,низкий поклон мастеру ,счастья и радости в жизни.
Большое спасибо Вам за отзыв — очень рад, что Вы в этом любительском видео все-таки услышали великолепное качество звучания этой гитары!
thexvid.com/video/Kv6-8HyGsos/видео.html Еще одна гитара этого Мастера!
Прошел по первой ссылке. Удивительно. Неужели израильские гитарные мастера превзошли испанских?
«У неё была не только купольная нижняя дека, но и верхняя дека представляла собой явный, хотя и чуть меньший купол, то есть, она не была, как обычно, плоской.»
Деки должны быть купольными — обе. Степень купольности есть предмет размышлений и сомнений. Дно лютни вообще как бочка, его и делают клепками. Дно гитары тоже делали так, но потом перешли к плоскому дну — ну, без клепок то есть. Звук от этого не пострадал. Но плоское дно на порядок проще клепаного.
Предел гитарной купольности, я думаю, примерно половина скрипичной. Но тут нужно экспериментировать. Заведомо зная, что будут промахи. На первых порах. Потом, возможно, удастся нащупать выигрыш.
Гитара красивая. Но это обычная непроливайка системы Антонио Торреса. Такие делают уже 150 лет. Ничего нового.
Александр Васильев. изменение высоты порожка предполагает другое крепление струн — например «сквозь корпус». болченый гриф имеет массу преимуществ, (например более «полетное» звучание, сустейн), но он разбалтывается. медленее, дольше, раньше- позже, но строй будет «плыть», из-за разбалтывания. Это некоторые соображения.
+Александр Васильев
Да, совершенно согласен с Вашими рассуждениями!
Вы продолжаете меня удивлять. Вы первый, кто планово
пылесосит свою гитару. Кто вообще знает о необходимости это делать. Никто мне
об этом ни разу не говорил. Я и не читал об этом нигде. Свой билох я продуваю
систематически. Выйдешь во двор, перевернешь, постучишь ладонью по дну, дунешь
в одну дырку — обязательно вылетает из другой облачко пыли. Кстати, я уже
послал запрос своему другу-профессору. Скоро ответит… Сейчас я реанимирую
убитую гитару -20 лет, мне ее подарили; — снял то, что осталось от деки и
первым делом вычистил въевшуюся пыль. Много пыли. Она разъедает древесину,
между прочим. Агрессивная. Корпус в ужасном состоянии. Гриф тоже. Но я ее
восстановлю. Мастеровая. Клен.
Удивительная гитара
Кузнецова. Надеюсь, вы сделаете про нее клип. Кстати, мензура у меня 670. Даже
675 иногда. Высота подставки, которая сейчас в работе — 33,5. О том, что деку
надо «выковыривать» я думал, но реально пока не пробовал. А смысл в этом может
присутствовать. Запомним. Но обсуждать эту тему трудно, потому что тут могут
быть секреты мастера, которые он не
хотел бы разглашать. Ну разве что в клипе будет сам Усов, который расскажет то,
что посчитает нужным. И возможным. У меня дека тоже купольная. Исключительно за
счет пружин. Ну, и еще есть там пара кунштюков. Недавно сделал деку очень уж
купольную — и, похоже, перестарался, не нравится она мне. Но подождем-с; деки
обладают свойством самонастраиваться. И купола очень трудно сажать на обечайку
— типичная фрактальная геометрия. А прижать нельзя, треснет.
Да, гитара есть форсированный инструмент. Даже сверхфорс.
Нужна рамная конструкция корпуса. Но прессфанера Смолмэна — это уж слишком.
Несмотря на то, что его гитары прекрасно звучат.
Дно должно быть
выпуклым. Еловые три пружины никуда не годятся, они не справляются с нагрузкой.
По другому надо.
+Александр Васильев
Уф-ф, огромное письмо Вы написали. 🙂
Постараюсь ответить по-возможности лаконично:
— Я тоже периодически пылесошу изнутри свои инструменты, в первую очередь потому, что на внутренних поверхностях со временем оседает слой пыли, который является своеобразным депфером-подушкой, глушащей вибрации и делающей звук темброво беднее (у меня очень хорошо развит этот вид слуха и меня мучает недостаточное обертоновое богатство звучания).
— На гитаре Кузнецова плоская верхняя дека. Нижняя — с небольшим куполом. У этого мастера была (он уже ушел от нас) своя технология обработки дерева, предотвращающая появление трещин или искривления дек и грифа. Гитара сделана по какой-то японской схеме (но только данная гитара, другие — исключительно по испанской схеме) и у неё чуть большая мензура — 660 мм. Внутреннее устройство — веерная система пружин под верхней декой и те же три традиционные пружины у нижней деки.
— Высота подставки вместе с нижним порожком у Усова, наверное где-то в пределах 20
25 мм, не больше, здесь Вы правы. Но это, все-таки побольше, чем стандарт.
— Усов именно «выковыривает» деку — он обрабатывает её с внутренней стороны специальными малюсенькими рубаночками, наподобие того, как это делают скрипичные мастера. И конечно же, полный купольный вид деке придает специальная система пружин.
— Подгонка дек к обечайком и контробечайкам осуществляется по какой-то специальной технологии, в тонкости которой я не вникал — у мастера получается это великолепно, а мне, как музыканту больше и не надо, я же не собираюсь повторять это. 🙂
— Толщина дек нужна не большая или не маленькая, а оптимальная, чтобы дека и вибрировала хорошо, и отклик имела моментальный, и прочной была, и в то же время гибкой, и позволяла инструменту быть максимально управляемым в смысле нюансов звука и тембровых окрасок.
Слишком тонкая верхняя дека не насыщает звук «дыханием дерева», слишком же толстая уменьшает управляемость инструмента при игре (это как автомобиль, которые «тупит» на педаль акселератора). А вот с нижней декой картина еще интереснее — но это очень затяжной разговор, здесь не описать все моменты.
— В грифы классических гитар с нейлоном/карбоном сейчас активно ставят (точнее вклеивают) карбоновые стержни — эта штука прочнее стали. Они легкие, как я уже упомянул — чрезвычайно прочные и обладают великолепной звукопроводностью. Это же самое мастерски делает и Усов. В гитаре Кузнецова в грифе вставок нет — ни стальных, ни каких-либо других, притом, что шейка грифа у него тоньше (особо обращаю внимание — не Уже, а тоньше). Как он добился стабильности формы грифа я не знаю — это какое-то ноу-хау мастера, которое он унес с собой.
— Срок жизни гитары, действительно значительно короче, чем у скрипки — лет 100, может немного больше, дальше уже гитара в смысле звука умирает, хотя как физический объект может прекрасно существовать и дальше. Дело в том, что гитара — очень форсированный инструмент, в отличие от скрипки, для этого можно просто сравнить относительную толщину дек того и другого инструмента по отношению к размерам его корпуса, и так же скрипка меньше по абсолютным размерам (а значит, его меньше ведет и кривит, меньше и сумма постепенно накапливающихся внутренних напряжений — это самый элементарный сопромат), что тоже дает ей фору в продолжительности её жизни.
+Vyacheslav Shuvalov Отвечаю на письмо.
Ну разумеется, вопрос попадания внутрь корпуса гитары
инородных тел не может находиться на первом месте, ибо важнее всего красота и
сила звука. Я просто иногда таким образом отшучиваюсь от вопросов — зачем две
дырки? Чтоб пыль было легко выдувать! И вообще вытряхивать все, что туда ни
попадет. Кстати, недавно я играл на традиционном инструменте и там что-то
грохотало внутри. Я замучился его трясти. Вытряс таки ту мелкую щепочку… Но
вопрос хоть и не первостепенный, но существенный. Надо внести ясность. У меня
приятель есть, профессор Массачусетского универа, учились вместе, я лечфак а он
сангиг — это по его части. Бактериолог, вирусолог, эпидемиолог, специалист по
особо опасным инфекциям — я ему сегодня же напишу и узнаем что он ответит.
Многолетние залежи пыли внутри корпуса гитары не могут быть совершенно
безобидными. Свой цвайфорамен я
систематически продуваю и иногда даже пылесосом — а вот с традиционной гитарой
этот номер не проходит. Кстати, на немецком дырка — это лох. Loch. Zwei Loch. А традиционная,
стало быть, Айнлох.
Вы меня удивили гитарой Кузнецова. 30 лет — это очень много
для гитары. Поразительно. Как ему удалось? Вот бы посмотреть. Может быть, дека
выпуклая? Арка способна нести большую нагрузку. Но какую степень выпуклости
можно себе позволить с гитарой? Выпуклость скрипки для гитары чрезмерна —
впрочем, это надо проверять в эксперименте. Что угодно может получиться. В
скрипке дека работает на пролом, а в гитаре на разворот. Но ведь на скрипке
играют пиццикато, а к гитаре давно уже подбираются со смычком. Я видел клип,
как один гитарист поставил вокруг себя
три гитары и играл на них смычком! Весьма своеобразный звук. Похоже на
виолончель. Так что же? Сделать для него спецгитару? Полукруглая подставка и
такой же гриф — чтоб он смог подобраться смычком ко всем струнам. Да, но шесть
струн для смычка много. Снять одну струну? Или две? Какие? И что ж это
получится в итоге? Это не виолончель будет. Это все же гитара. Но смычковая.
Весьма любопытно… Но вернусь к гитаре Кузнецова. Там есть выпуклость деки? Вы
не могли бы сделать клип об этой гитаре и залить в Ютуб? И желательно подробнее
узнать о пружинах. Система обычная — это может быть и испанская, и австрийская;
что считать обычной?
Так-так, значит, Усов увеличил высоту порожка. А в
миллиметрах это будет сколько? Но никак не больше 20 мм. Максимум — 25. Больше
нельзя — вырвет. Тут уже нужно делать совершенно другую подставку. И это
потянет за собой другую деку, другой корпус — все будет иначе. И где-то есть
предел высоты — ну нельзя же поставить на гитару подставку, высокую как на
контрабасе. Пока следует остановиться на высоте скрипичной подставки — 35 мм. Максимум — 40. А
дальше будет видно.
Значит, купольная
таки дека у Усова. Я обратил внимание в клипе про бренды — это было. Но дека
все равно гитарная, вряд ли он выковыривает дерево как скрипичные мастера.
Значит, он ее изгибает пружинами. Следовательно, у него сложная поверхность
соприкосновения деки с обечайкой. И он подгоняет ее ножиком и наждачной
бумагой. Кстати, совсем не обязательно пытаться сохранить тонкую деку. Высокая
подставка позволяет раскачать и толстую тоже. А толстая для звука
предпочтительнее.
А крепление
подставки это общий больной вопрос. Ее укрепляют зубочистками маскируя оные
костяной накладкой. Иногда ставят стальные болты с гайками. Я не так давно
видел такую подставку — ее вырвало вместе с куском деки. А болтам хоть бы хны.
Тонкая была дека.
Вам очень везет с
гитарами. Деформации грифов — это как эпидемия гриппа. От отчаяния в гриф стали
вставлять кусок стальной арматуры с резьбой. Типо, а мы подтянем резьбу и гриф
станет ровный! Ага, или по типу шифера! Нет уж, лучше без арматуры. Кроме того,
в месте контакта дерева со сталью дерево превращается в пыль. И появляются
люфты. И гриф ведет. Но я слышал, есть уже какой-то сверхпрочный пластик,
который вклеивают в гриф — и это уже навсегда. Как бы.
Несколько порожков? Я даже не знал, что так бывает. Такой
способ решения проблемы. Но чтобы сменить порожек нужно ослабить струны.
Хлопотно. У меня гриф болтовой, мне проще. Потом под пятку грифа я ставлю
прокладку, болт затягиваю — и фиксация надежная. Но с высотой струн происходят
удивительные вещи. Влажность или сухость воздуха влияют на корпус и на деку и они то поднимают, то опускают струны.
А еще внутри корпуса сидит особый вид нечистой силы и вообще вытворяет что
пожелает.
Картина маслом впечатляет. Иногда мастеровую гитару берут на
пляж. Иногда на нее садятся. Роняют на нее гаечные ключи. Цепляют ею дверной
проем. А иногда она падает сама по себе. Я ее надежно поставил. А она взяла и
упала. Но ничего, обошлось. Однако как гитару ни береги, а срок ее жизни
неизмеримо короче скрипичного. 50 лет. И все. А скрипка и в 500 продолжает
играть. И еще как.
Источник статьи: http://thexvid.com/video/PJdPAy71w4Q/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0-%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0.html