Меню

Англия прически эпохи возрождения

Англия прически эпохи возрождения

Глава четвертая. Английские прически XVI века

Общая характеристика

В XV веке Англия выдвигается в число могущественных стран благодаря географическим открытиям и завоеванию колоний, развитию мануфактур, торговле шерстяными тканями в разных странах. В это же время в ходе войны Алой и Белой розы была уничтожена старая феодальная знать. Королем стал Генрих VII Тюдор, основоположник династии Тюдоров. В этот период возвышается новое дворянство-джентри, связанное с торговлей, образуется единое национальное абсолютистское государство.

В период правления королевы Елизаветы создаются английские компании. Они направляют экспедиции в другие страны с целью захвата новых колоний и создают сильный по тому времени флот. Главным соперником Англии была Испания, с которой шла многолетняя упорная война. После крушения «непобедимой армады» — флота, посланного испанским королем для завоевания Англии, — Англия к началу XVI века становится одной из сильнейших держав Европы. Зарождение нового способа производства — капиталистического — способствовало превращению страны спустя три века в «мастерскую мира», могущественную, передовую морскую державу, обладательницу огромных колоний.


Рис. 52

В XVI веке в Англию, так же как и в другие страны Европы, из Италии проникают гуманистические идеи Возрождения, начинает пробуждаться интерес к литературе, театру, развивается просветительство. Одним из крупнейших гуманистов этого времени был лорд- канцлер Томас Мор, один из основоположников утопического социализма. XVI век в Англии по праву считается веком Вильяма Шекспира (1564-1616), который в своих бессмертных хрониках, трагедиях, комедиях показал яркую, полную энергии жизнь людей с сильными характерами, волей, большими страстями, могучей мыслью. «Отелло», «Король Лир», «Гамлет», «Макбет», «Ричард III» и многие другие произведения Шекспира ставились на сцене лондонского театра «Глобус» и живут на сценах театров всего мира до сего времени. Драматургия Шекспира оказала большое влияние на развитие всей культуры в целом, так как театр сделался любимым местом простого народа. Изобразительное искусство отражало гуманистические взгляды и интерес к человеческой личности. Эстетический идеал женской красоты англичан напоминал испанский: сдержанность чувств, горделивая посадка головы, умение держаться прямо, с достоинством, белая кожа, женственность, густые светлые волосы ценились больше всех других качеств.

Мужскими достоинствами считались крепкое телосложение, высокий рост, отвага, сочетавшаяся с галантными манерами.

Основные виды и формы причесок

В Англии XVI века поочередно господствуют испанские, затем французские, а со второй половины XVI века — немецкие моды. При этом в каждую из них англичане вносят свой национальный колорит. В мужских модах все подражали королю. Мужские прически были просты, в большинстве «под скобку» (рис. 52, 52а и 52б). Аристократы носили завитые длинные локоны, подстриженные короче с одной стороны. Появляются прически типа «Анри катр», короткие стрижки на испанский манер с завивкой. Волосы надо лбом отращивались длин-, нее и завивались, с затылка срезались сильнее. Часто на лоб выпускали один «любовный» локон. На затылке волосы были подстрижены «ступеньками», или «лестничками», выглядели короче. Носили также прически типа «барашка», при которой волосы по всей голове мелко завивались, или типа «ежика», когда коротко подстриженные волосы торчали надо лбом наподобие игл ежа. Более длинные волосы зачесывали назад, подвивая их. Буржуа и ремесленники носили гладкие прически умеренной длины. Пуритане носили волосы, стриженные «в кружок», за что они получили название «круглоголовые» (см. рис. 52а). С конца XVI века вошло в моду припудривание волос, перенятое у французского короля Генриха IV. Дополнением к прическам были бороды и усы. Самой распространенной формой бороды была «эспаньолка» типа «Генрих IV», носили также бороды остроконечной, «козлиной», округлой формы. Усы имели форму щетки, концы иногда выпрямляли стрелками или подкручивали кольцами. Старые лорды носили более длинные бороды и усы. Молодые следовали моде.


Рис. 52а

Рассмотрим прически на портретах Г. Гольбейна Младшего. «Король Генрих VIII» (1537). Чванливое, почти круглое лицо обрамлено бородкой «жабо», подбородок остается почти открытым, усы опускаются почти к бороде. Прическа короткая, почти скрыта большим плоским баретом с белым пером. «Портрет Симона Джорджа Квокута» (1542). На полотне — молодой человек с короткой стрижкой. Волосы не завиты, гладко прилегают к голове. Небольшая борода и усы подвиты, почти сливаются друг с другом. Борода типа «Генрих IV». Дополняет прическу плоский барет, украшенный драгоценностями и пером. Бареты мы видим почти на всех портретах.

Читайте также:  Стрижки для крупного лица с длинными волосами


Рис. 52б

Все состоятельные женщины носили, следуя испанской моде, высокие прически с каркасами разной формы, сделанными из проволоки или бархатных валиков. Каркас укреплялся на висках, на него накладывались слегка подвитые волосяные пряди и закреплялись. Наиболее распространенной прической были волосы, уложенные вокруг головы валиком в виде сердца. При такой прическе волосы разделялись на прямой пробор, на макушке укладывались в плоский пучок, покрытый маленькой бархатной шапочкой или сеткой. Аристократки, придворные дамы носили валикообразные прически. Валик был широкий, объемный. Для этого использовали искусственные элементы — подкладные подушечки. Во второй половине XVI века появились «кеглеобразные» прически. Волосы завивались и укладывались на высоком каркасе. Конец его венчала небольшая волосяная розетка. Носили волосы, завитые в локоны разной формы, распуская их по щекам или собирая в пучок на затылке. Делались прически с пробором. В конце XVI века появляется горизонтальная завивка: волны в прическах укладываются ровными прядями, сильно открывая лоб.


Рис. 53

С появлением высоких воротников прически стали «расти вверх». В царствование королевы Елизаветы начинают носить парики всех цветов. Сама королева предпочитает рыжий или шафрановый. Прически на париках были различны, некоторые — в форме конуса, другие — в форме груши. На многих портретах королева Елизавета изображена в высокой прическе типа «башня»: волосы завиты в трубчатые локоны и уложены в строгом порядке — параллельными рядами, вертикально к голове. Прически обильно посыпались пудрой, украшались шпильками с алмазными навершиями, серебряными сетками, перьями. Валикообразные прически несколько изменились: к силуэту сердца добавился высокий пучок, а также мелкие локоны, расположенные вокруг лба. Высокие прически часто принимали форму головных уборов, чаще всего — хоутса, небольшой шапочки, мысом надвинутой на лоб.


Рис. 53а

Английский костюм, как и прическа, испытывали влияние иностранных мод. В начале XVI века в Англию проникают итальянские, затем испанские, французские, немецкие моды. Все они влияли на английский стиль, но захватывали только верхушку общества и королевский двор. Во второй половине XVI века увлечение испанскими модами было связано с замужеством Марии Тюдор, ставшей женой испанского короля Филиппа II. Костюмы аристократов демонстрировали богатство их хозяев, роскошь королевского двора стала предметом подражания. Костюм потерял легкость и тонкость, — перегруженный украшениями из кружев и мишуры, он превратился в нечто вроде богатой витрины. Имея возможность использовать товары, привезенные со всех концов света, английские лорды стали шить свои костюмы из индийской парчи, восточных и венецианских тканей, с отделкой из русских мехов. В связи с этим выходит ряд законов, которые запрещали буржуазии носить дорогостоящие ткани. Это обострило раздор между буржуазией и аристократией, придворными.


Рис. 53б

Мужской костюм состоял из куртки, штанов, доходивших до колен, и плотно обтягивавших ногу чулок. Куртка и штаны украшались прорезями; дополнением к куртке был высокий воротник, размеры которого сильно увеличились к этому времени. Отделка была различной и придавала всему виду то строгость, то изнеженность.

Женский костюм напоминал испанский и состоял из тех же деталей.

Направление в моде определялось вкусом королевы Елизаветы, которая требовала, чтобы все придворные дамы следовали ее примеру, однако их костюмы должны были быть менее богаты. Вариантов женских костюмов было много; в середине XVI века стало ощущаться влияние немецкой моды. Состоятельные люди носили бархат, парчу, тонкое сукно локальных цветов — зеленого, голубого, коричневого.

Самым нарядным во всей Европе считался красный цвет. Его использовали в костюмах для торжественных случаев — пиров, турниров, театра.

В конце XVI века в женском костюме произошли изменения: начали носить под юбкой железные конструкции — вертюгали. Они расширяли юбки, делали весь костюм более массивным, приземистым, нарушали пропорции фигуры. Королевские костюмы ослепляли величавостью, роскошью.

Читайте также:  Прически как быстро отрастить волосы

Головные уборы, украшения, косметика

Носили низкие бареты с пером, на манер испанских и французских. Высокие фетровые шляпы с перьями, у которых с одной стороны отгибались поля, разнообразные меховые, суконные, бархатные шапочки. Королева Елизавета, покровительствовавшая торговле, издала указ об обязательном ношении среди простого населения шерстяных колпаков, вязанных из грубой шерсти.

Женскими головными уборами были чепцы сложной конструкции, которые часто надевались один на другой (рис. 53, 53а и 53б). Носили шляпки с полями, шапки. Национальным головным убором считался гейбл-по форме он напоминал крышу домика и состоял из нескольких слоев материи: верхний слой был самым твердым, внутри были тонкие чепцы и шапочки. Чтобы форма «крыши» сохранялась, подкладывали каркасы, валики. Гейбл декорировался вышивкой, драгоценностями. Сзади прикреплялся один или два куска тонкой ткани или вуали. Этот головной убор хорошо передан на полотнах Ганса Гольбейна Младшего — «Портрет леди Ратклиф» и «Портрет Джейн Сеймур». Многие дамы любили небольшие шапочки хоутс, надевавшиеся на темя и прикрывавшие волосы. Края хоутса выгибались полушариями, середина спускалась мысом на лоб. По форме это было маленькое «сердечко». Считалось, что этот изящный головной убор был введен в моду шотландской королевой Марией Стюарт, которая любила наряды и слыла красавицей.

На полотне французского живописца Шарля Клуэ Мария Стюарт изображена в хоутсе — видны боковые части прически.

Жены горожан, ремесленников носили головные уборы из дешевой шерсти, льна. Это были скромные по форме чепцы. На улицу надевали платки.

Украшения. Прически королевских особ, придворных нередко украшались обручами, жемчужными нитями, шпильками, гребнями с жемчужными и алмазными навершиями. Королева Елизавета ввела в моду вуали, крепившиеся к каркасам, которые создавали нечто вроде воздушного облака. Королева дополняла свой головной убор золотыми обручами, которые украшались драгоценностями, нанизанными в виде подвесок. Среди мужчин, так же как и среди женщин, было распространено ношение серег, только мужчины носили серьгу в одном ухе (левом); драгоценности, прикрепляемые к шпилькам, гребням, заколкам, не только украшали прически, делали их более’ праздничными, но и поддерживали волосяные пряди, которые закручивались вверх и должны были иметь поддержку в виде каркаса. Прическа королевы была усыпана драгоценными камнями и жемчугом, которые накреплялись на длинные шпильки.

Косметика. В Англии XVI века среди аристократов косметика была сильно распространена. Мужчины и женщины румянились, подкрашивали ресницы, брови, губы. Белила покрывали не только лицо, но и руки. Это время характерно модой на большие лбы, поэтому прибегали к помощи специальных инструментов для выщипывания волос, что зрительно увеличивало размер лба. Королева Елизавета не только увеличивала линию лба, но и сбривала брови, как это было модно в Италии. Прически обсыпались разноцветными крупными пудрами, которые придавали волосам и прическам на париках разные оттенки. Высшее общество пользовалось дорогими мазями, ароматическими водами, притираниями. Все это стоило очень дорого. Горожане и крестьяне не могли приобретать эти товары.

Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st021.shtml

Прически эпохи Возрождения: какими были, описание, фото

Прически эпохи Возрождения кардинально изменились по сравнению с предыдущими годами. Жизнерадостность, свобода, полет фантазии — вот, что воплощалось не только в идеях того времени, но и в оформлении укладки волос. Дамы могли свободно использовать всяческие образы, так как в XV — XVI веках женские прически стали предметом воспевания. Мужчины ограничивались длинными волосами с кудрями.

Тенденции причесок эпохи Возрождения 15-16 века

Данная эпоха приносит в мир совершенно другие ценности. Строгое следование религиозным догмам отходит на второй план. Жизнь становится свободней и радостней. Девушки и женщины хотят быть непохожими на остальных, выделяться на фоне обычной толпы, поэтому история прически приобретает другое направление. Яркие образы, всевозможные аксессуары, а также легкий макияж становятся обычной нормой того столетия.

Происходит полный переворот мировоззрения, человек стремится соответствовать эталонам красоты античного времени. В моду входит тенденция на светлые волосы, это считается роскошью и признаком «голубых кровей». Многие использовали химические смеси для осветления либо просто часами находились под солнцем, ожидая результата.

Читайте также:  Пошаговая инструкция стрижки волос каре

Прически делали разные, но всегда выделяли высокий лоб. Многие с этой целью выбривали часть волос, чтобы увеличить его размер.

Считалось, что чем выше и затейливее прическа, тем более высокий статус имеет женщина. Образы подчеркивают дорогие заколки и диадемы из драгоценных камней и золота.

Итальянские прически

В Италии женские прически эпохи Возрождения создавались на основе различных кудрей, а также кос, которые закреплялись шпильками и украшениями. Девушки в разных областях Италии создавали свои укладки по-разному, но общим было стремление к античности. Именно поэтому использовались косы, закрученные в небольшой узел. «Флорентийская коса» — это прическа, которая стала наиболее распространенной среди женщин и мужчин.

Мужские образы были примерно одинаковы. Все они создавались на длинных волосах, которые пышно завивались. Часто можно было увидеть шарообразные прически, которые почитались в тот период. Также широко распространилась среди мужского населения эллипсообразная стрижка «Колба».

Когда в моду входят высокие воротники, то прически эпохи Возрождения заметно укорачиваются, но не меняют своих очертаний.

Французские образы

На Францию значительно повлияли итальянские идеалы красоты. В приоритете у мужчин были короткие прически, до плеч с мелкими локонами или крупными кудрями. Короткая стрижка с завивкой стала культовой во Франции XVI века из-за прихода к власти короля Генриха IV, который очень любил такой тип прически.

В духовенстве распространились прически с выстриженной макушкой — тонзурой, которые дополнялись бородами с сединой. Именно наличие седины считалось высшим проявлением стиля.

Среди французских дам также ощутимо было веянье Италии, многие из них стремились к массивным, многоуровневым прическам с разноплановыми кудрями. Также используются парики разной цветовой гаммы, причем их активно применяют и женщины, и мужчины.

Новая мода

Прически эпохи Возрождение — это не единственное веянье моды. Превозносилось человеческое тело, культ сексуальности ярко отразился в сфере искусства. Женские телеса старались изобразить везде, где только можно. Превозносились именно полные, пухлые барышни с выраженными бедрами и узкой талией.

Основной мотив творчества — это женская грудь, которая изображалась на чуть ли не всех картинах. Тенденции не затронули Италию, так как средневековый аскетизм еще блуждал по городам. Женское тело не превозносилось, а просто считалось красивым.

Какие прически были в моде до Возрождения?

В средневековье многие мужчины следовали византийской моде, которая позволяла носить лишь короткие стрижки и запрещала иметь излишнюю растительность на лице. Только через несколько десятков лет становится популярным образ с прической, которая закрывала шею.

Среди девушек модно было делать укладки на манер римских дам. Мелкие и частые кудри собирались в компактную прическу, представляя собой миниатюрную «раковину», которая полностью окаймляла лицо.

Среди украшений для причесок популярностью пользовались ленты, цветочные гирлянды, а также чепцы.

На Руси славяне использовали несколько иные методы укладки волос. Мужчины предпочитали среднюю длину, так как короткие волосы считались приемлемыми только для рабов. Женщины тоже особо не усердствовали в этом деле, замужние носили обычные пучки, а сверху надевали платок. Для девушек были характерны косы с лентами или просто распущенные волосы.

Что становится популярным после?

После причесок эпохи Возрождения модными становятся укладки барокко. Они представляли собой массивные и тяжелые прически с завитыми локонами, которые почти не собирались.

Позже образы становятся менее вычурными, наиболее приближенными к естественности. Утонченность придавали выпущенные локоны по бокам, которые сопровождались простой укладкой в виде двух полукругов, разделенных пробором.

Парикмахерское ремесло растет и развивается, поэтому эпоха рококо приносит новые одухотворенные образы для девушек. Простые прически в виде завитых локонов собирались сзади простой лентой либо убирались в небольшой бархатный мешочек.

История причесок очень насыщена разноплановыми образами, которые сменяют друг друга. Образы становятся с каждым столетием все более естественными, перестают использоваться обильные украшения.

Источник статьи: http://fb.ru/article/450193/pricheski-epohi-vozrojdeniya-kakimi-byili-opisanie-foto