Апология бороды, иже во святых отцах, преп. Максима Грека
Для всех интересующихся православным святоотеческим осмыслением брадоношения предлагаем выдержки из Слова о бороде преп. Максима Грека в переводе на совр. русский И.М. Грицевской. Перевод публикуется впервые. С полным оригинальным текстом можно ознакомиться здесь. Здесь же содержаться и другие «Выписки из священного Писания и Предания о богопротивном и законопреступном брадобритии и главострижении».
«Ни одно из дел Премудрости Божией не суетно, как сказал некто из древних богомудрых мужей. Боговдохновенный царь и пророк Давид, дивясь изощренной красоте дел Всевышнего, восклицает: Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Тыпремудро (Пс.103:24). Многочисленные органы составляют наше тело, и каждый из них для важнейшей цели задуман премудрым Создателем. Так, ноги для движения, если в этом будет потребность, руки для работы необходимы. Глаза – глядеть и понимать то, что встречаем и что случается с нами. Нос и ноздри – для различения различных запахов и для вдыхания и выдыхания животворного воздуха. Некоторые органы на лице нашем не только для украшения и благолепия, но и к немалой пользе задуманы Создателем. Так, брови не только для красоты, но и для того, чтобы расположенные под ними глаза не повредились от текущего сверху соленого пота. Ресницы – более тонкий орган, но и они сохраняют глаза от тончайшей пыли и пуха, который во множестве к глазу приносится воздухом. Усы и борода – очень полезный замысел премудрого умельца Бога. Они не только для распознания мужского и женского пола, но и для почтенного вида лиц наших. Кто в здравом уме, стараясь благоугодить Богу во всем, дане возненавидит дарованное ему Создателем это почтенное украшение так, что даже бритвою изгладит его образ, особенно если услышит сказанное Владыкой, который через Моисея накрепко повелел людям Израиля: Не обсекайте бороды вашей (Лев. 19:27), то есть не брейтесь и стрижку не делайте на головах ваших, подобно народам, которые прокляты, уклонившись от заповедей Божьих (см. Пс. 118:21, Втор. 11:28) как о том можно услышать в священном песнопении. Тому же проклятию подлежат и истребляющие бритвой бороды свои, противящиеся неразумно заповеди Божьей.
Но что об этом говорят непокорные и преступные латиняне? По своим соборным правилам, святитель ветхого Рима отлучает, как говорят, от общения верных, не бреющих бороды. И если это так, как говорят, то значит, папа и его собор подлежат евангельскому запрещению, гласящему явственно: кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5:19) и на страшном Втором Пришествии неподкупным Судией осужден будет, как противившийся евангельским заповедям. Ибо есть древнее и богоугодное предание о том, чтобы бороды не брить, есть и в иных Писаниях явные свидетельства. Наиважнейшее из них написано во 2-й книге Царств и говорит о том, что было при самом царе Давиде. Царь Давид послал честных мужей к Аннону, царю Аммонитскому, сыну Наасову, утешить его, скорбевшего о смерти отца своего. Когда же они пришли, Аннон их обесчестил: И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому изних половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, иотпустил их (2Цар. 10:4). Он сделал это, послушав своих бояр, сказавших ему, что с обманом прислал мужей Давид, а не по любви и дружбе: мол, выведать он хотел, какова крепость города и защитников его. Услышал Давид об этой дерзости, о досаждении и бесчестии своим послам, и велел им в селах своих жить, пока бороды не отрастут, решив, что будет скверно для него беседовать с обезображенными. Таким мерзким казалось древним праведникам брить бороды свои, поскольку они соблюдали Божью заповедь, гласящую: Не обсекайте бороды вашей (Лев. 19:27). Если же спросить латинян, зачем они бреются, они отвечают, что бороду отпускать – это суетное тщеславие, и ради избавления от греха тщеславия они и бреют бороды свои. Но тогда много больше подобает им отрезать детородные члены по-скопчески, поскольку разжигают их к постыдному блуду и богомерзкой похоти; глаза выколоть, руки и ноги отсечь, по евангельским словам (см. Мф. 5:29‑30), потому что всё это понуждает нас ко всяким лукавым делам и похоти. Однако не члены нашего тела отсекать нам велит Спас, а лукавые помыслы души нашей, действующие через них. Так подобает избегать и греха тщеславия, противясь ему смиренномудрыми подвигами, а не бритьём бороды, как свидетельства почтенности, поскольку можно видеть людей, которые и без бород люто побеждаемы тщеславием. Одни тщеславятся благородными родителями, другие – своим умом и премудростью. Сам пресловутый папа их, украшенный огненно-красными одеждами, серебром и златом, и митрой высокой тройной, и осиянный многоценными каменьями, похваляется невоздержанно. Где у него смиренная мудрость Верховного , который не принял даже обычный приветственный поклон Корнилия, но поднял его и сказал: Встань; я тоже человек (Деян. 10:25‑26). А у чуднейшего папы, когда объезжает Рим, есть особые палочники, которые палками бьют всех встречных, не поклонившихся ему и не угодивших ему. И не позволяет поцелуя в губы или в щеку пришедшим к нему властителям, князьям и вельможам, но для целования кому-то дает колено, кому-то ногу. Какую крайнюю кичливость, высокомерие и гордость он не превзойдет! Побольше бы ему слушать Владыку Христа, укорившего Симона за то, что не поцеловал его в знак любви, и похвалившего блудницу, облобызавшую его пречистые ноги. Суетна и безумна клевета латинян, и без бород неудержимо тщеславящихся, в чем их легко обличить, потому что, гнушаясь, это почетное украшение, дарованное Создателем каждому мужу, сбривают».
«Уразумеем же и мы, неразумные, как неисчислима благодать Создателя нашего, потому что не только заповедью своей, но и примером бессловесных животных показывает нам, как честно жить, будучи благочестивым, а не по традициям неверных народов. И да исправимся, послушав слова тайносказателя: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны (Гал. 5:25). То есть мы должны украсить нашу жизнь обычаями и преданиями, подобающими христианам.
Иисусу Христу Господу нашему слава во веки веков. Аминь».
Источник статьи: http://www.optina-pustin.ru/3530-apologiya-borody-izhe-vo-svyatyh-otcah-prep-maksima-greka.html
Сакральная тайна бороды для славян
Предыдущая: «7 известных борцов с бородой» http://www.proza.ru/2014/10/01/453
и почему ни в коем случае нельзя было нас ее лишать:
— ;. Значение слова: БОРОДА — Богатство РОДА! Чем гуще и длиннее борода, тем сильнее и крепче род, тем больше у него потомства и тем сильнее связи между поколениями.
— В. Борода даёт храбрость. Пока у воинов не начинала расти борода, их не пускали в передовые отряды, на поле боя. Может, конечно, это просто самовнушение, что если тебя с детства будут уверять, что борода тебя сделает бесстрашным, непобедимым и будет оберегать от стрелы разящей в полдень, то так и будет! Мы же есть то, во что верим! Да даже просто посмотрите на хмурого мужика с бородой, он в раз сто опаснее выглядит, чем свежебритенький.
— Г. Духовный рост без бороды не возможен. Мужчина есть носитель духа рода. (Тако свой род продлеваючи, муж даёт детям дух, а мать тело).Муж, который носит бороду, обладает духовной силой. И как женщина Бога через волосы на голове слышит, так мужчина чувство Бога через волосы на бороде получает. Борода даёт сильнейшую интуицию, что помогает разрешать сложнейшие ситуации. К сведению, Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство своим телом, которым его наделил Господь. И указ Петра I о запрете ношения бород церковных служителей не коснулся. Хотя до этого указа сама церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых. В старообрядчестве брадобритие именуется законопреступным и почитается ересью. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете. Брадобритие было запрещено правилами шестого Вселенского Собора. Запрещалось бритие бород святоотеческими писаниями. «О пользе бороды у священников» Валериана (1531 г.) известен трактат специально на эту тему — «Апология бороды»Бурхарда Беллевосского, написанный в 1160-х годах и найденный в 1929 г.
— Д. Борода есть принадлежность к БОжьемуРОДУ. Бог создал мужчину по своему образу и подобию, а значит, борода — неотъемлемая часть его образа. В Влескниге написано: «Боги наши, суть Отцы наши, а мы — дети их, и будем достойны Славы Богов наших, и сотворим благих деяний множество, да во славу Родов наших, троекратно более чем влас в браде нашей». Вообще брадолюбие является одной из главных добродетелей русского человека: бороду нужно холить и лелеять, бережно отращивать и относиться к ней уважительно.
— Е. Мудрость живёт в бороде. О великом могуществе бороды говорили и древние греки — каждый взрослый мужчина без исключения носил бороду в знак обретения мудрости. Бороду отпускали с удовольствием, а коротко стригли ее (но не сбривали!) только в знак траура.
— Ж. Борода есть духовная связь с предками и свободомыслие. В древнем мире, и не только у славян, если требовалось покорить, подчинить себе кого-то, то ему отрезали бороду. Человек, лишенный такого мощного источника энергии, теряет духовную связь с предками и свободомыслие, у него затуманивается сознание, и им можно управлять как угодно.
— З. Борода есть символ власти, символ хозяина. Мужчина в мире дома своего есть олицетворение Бога, и только он изначально должен всё первым зачинать. Мужчина без бороды считался женоподобным и неспособным к созданию семьи, продолжению рода.
В Древнем Египте вообще бороду было запрещено носить всем, кроме фараона — она символизировала единоличную власть и обладание землями. Фараон как бы представал в образе отца-мужчины, а весь его народ становился «женщиной» — воспроизводительницей благ.
— И. Борода — это почёт. Из описания путешественника на Русь в 1634 года Адама Алеария (перевод): «Мужчины у русских очень почитают длинные бороды и толстые животы, и те, у кого эти качества имеются, пользуются у них большим почётом». Во всех сказания и былинах все, к кому уважение показывается, мудрецы да богатыри — с бородой. И старик Хоттабыч одной волосинкой из бороды желания выполнял.И дед Мороз без бороды не он.
В 1757 г. М.В. Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту — «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.
Источник статьи: http://proza.ru/2014/10/01/468
Публикации
О благолепном и честнообразном мужском украшении — БОРОДЕ! 11.01.2018 12:43
В наше время многие мужи сбривают свою бороду не понимая, что это природное украшение, данное Богом для мужеского пола. Прп.Максим Грек в письме «к Самодержавному Царю Иоанну Васильевичу о еже не брити брады», пишет, что все дела Господа, даже самые мелике, не лишены премудрости и крастоты. Как говорит пророк Давыд: «коль возвеличишася дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс.103.24). Прп.Максим пишет, что все члены нашего тела Господь сотворил нам на пользу: ноги – чтобы ходить куда надо нам, руки – чтобы делать что нужно нам, очи – чтобы глядеть и узнавать тех кто нам встречается, нос и ноздри – чтобы различать запахи, вдыхать и выдыхать жизненный воздух. Некоторые части нашего тела не только украшают нас, но и немалую пользу дают: брови, например, не только создают нам благолепие, но и очи соблюдают невредимыми от стекающего соленого пота; ресницы же, наименьшие создания, однако соблюдают невредимыми очи от всякого праха и пуха, которые в воздухе носятся и в глаза лезут. Для чего же Бог умыслил для нас усы и бороду? Прп.Максим пишет, что усы и борода придуманы Богом не только чтобы различать мужской пол от женского, но «к честновидному благолепию лиц наших». Кто здрав умом и желают во всем Богу угодить тот пусть слышит Моисея повелевающего людям израильским: «не отсецети брады ваша. Аще же проклятии уклоняющиися от заповедей Божиих, якоже слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат и истребляющии бритвою брады своя, противящеся без ума заповеди Божией».
Бороду, это «честновидное украшение», Творец даровал не только словесному естеству человеков, но и даже бессловесным животным. Один человек поведал прп.Максиму такой случай: некие люди, играя, отсекли бороду у одного козла «добробрадна зело». И этот козел не стерпел такой обиды, и сам себя убил до смерти, ударяя без милости свою голову о землю. «Уразумеем, коль честно и любезно есть бородное украшение и безсловесному животну», а мы, словесные, гнушаемся ею.
Император Константин Великий, сделавший христианство равноправным среди других религий Римской империи, ввел брадобрейство в обязанность. Христиане последовали императорскому указу. Отсутствие бороды стало отличать их от бородатых язычников и евреев.
В связи с этой византийской модой на бритое лицо (которая примерно с VII в. сходит на нет), вспоминается одна история. Как известно в исламе Коран запрещает брить бороду. Мухаммад сказал: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам». А бритье бороды является уподоблением женщине. В одном из хадисов о пророке Мухаммаде рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. Мухаммад произнес: «Но мне приказал Аллах, всемогущий он и великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». В ходе последовавшего дипломатического разговора с послом Мухаммад больше ни разу не посмотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу, а в исламе смотреть без необходимости на постороннюю женщину запрещено.
Иеромонах Фердорит Сенчуков, по совместительству врач-реаниматолог, говорит:
«Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам – чтобы их не схватили за бороду.
Православный человек – человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.
В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений – чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.
В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого – там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.
Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки – это не православная традиция».
В Византию мода на бороду возвращается примерно в VII в. В дальнейшем неприязнь к бритым лицам в Византии на Руси связана с расколом с римо-латинской церковью в 1054. Дело в том, что в латинской церкви утвердился обычай брить бороды, поэтому этот обычай православные христиане воспринимали как еретический. К тому же это облегчало опознание еретиков простым людом не особо разбирающимся в тонкостях вероучения: видишь бритое лицо, значит перед тобой еретик.
В 1054 году в ходе спора о бороде между римо-католиками и православными, нашит в ответ на обвинение ответили так: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что [лишь] женам благопристойно этот [вид] при творении устроил Бог, мужам же судил быть несообразным [сему виду]».
«Предубеждение русских против брадобрития, как латинского злого обычая, достигло самой высшей степени в так называемое смутное время России. Тогда латиняне пред глазами русских оскорбляли все, что доселе русские привыкли считать неприкосновенным и святым, — смеялись над верою, жизнью и нравами русских. Естественно, что и озлобление русских против латинства достигло тогда особенной напряженности и выразилось в энергичных проклятиях, которыми русские клеймили все латинское. В числе других, с большею против прежнего силою, повторено и проклятие на брадобритие; оно было причислено к категории тех ересей, от которых должен был отрекаться всякий латинянин, искавший общения с церковно православною. «Проклинаю богоненавидимую блюдолюбного образа ересь, еже остригаю браду, ей же бысть начальник беззаконный Петр Гугнивый, римский папа, во царех же тоя ереси начальник Константин Ковалин иконоборец, и в той ереси и прочие римские папы погрязоша, и вси латинские епископы и попове, мнози же и мирстии же человецы, ум погубивше, ниспадоша в таковое прокажение лица своего, губяще доброту Богом созданнаго им образа, еже добротою украси Бог человека по своему образу и по подобию». Затем при Мирском Потребнике 1639 года и при Служебнике 1647 года было помещено поучение — «не брити брады и усов не подстригати».
В традиционной культуре борода служила признаком зрелости и духовного совершенства человека. В слове о брадобритии, которое приписывается патриарху Адриану (1637-1700) говорится, что «Бог, сотворил мужа и жену, положив разнство видное между ими, яко знамение некое: мужу убо благолепие, яко начальнику — браду израсти, жене же, яко несовершенней, по подначальней, онаго благолепия не даде, яко да будет подчиненна, зрящи мужа своего красоту, себе же лишену тоя красоты и совершенства, да будет смиренна всегда и покорна».
Уважение к бороде на Руси еще связано с почитанием святых, изображаемых на иконах. Мы часто видим, что святые изображаются на иконах с бородою. Даже святой император Константин Великий, у которого не было бороды, на иконах изображается с бородой.
Таким образом, борода символически связана с благочестием и аскетизмом. Из грамоты того же патриарха Адриана видно, что смотря на брадобритие, как на еретический обычай западного происхождения, русские ставили образцом для самих себя не что иное, как иконные изображения, которыми наглядно и поучались. «Взирайте часто на икону страшнаго Христова пришествия втораго, — делается здесь обращение к брадобрийцам,— и видите праведныя на десней стране Христа стоящия, все имуще брады, на шуйце же стоящие бесермены и еретики, лютеры и поляки, и иные подобные им брадобритики, точию имущие едины усы, яко имут коты и псы, и внемлите, кому подобны себе творите и в коей части написуетеся».
Напоследок вновь обратимся к письму прп.Максима Грека «к Самодержавному Царю Иоанну Васильевичу о еже не брити брады». Прп.Максим пишет, что он спрашивает латинских еретиков, почему они отрезают-то бороды свои? А латины отвечают, что, мол, бреются чтобы не тщеславится своими бородами, дескать, кто бороду отпущает, тот суетно тщеславится. А прп.Максим говорит им контраргумент: тогда латинянам подобает «отрезати детородныя уды скопски, аки разжизающих их ко студным блужением и богомерзким похотем; очи же извертети, руку же и ногу отсекати, евангельски рещи, аки сим нудимым ко всяческим лукавым деянием и похотем. Но не уды телес наших отсещи нам Спас велит, но лукавыя похоти душ наших, сими удесы действуемых. сице подобаше бегати и согрешения тщеславнаго смиренномудрыми подвиги противящимся ему, а не браду бреети, изменение суще честнолепнаго».
Источник статьи: http://hram-kaluga.ru/publikacii/news_post/o-blagolepnom-i-chestnoobraznom-muzhskom-ukrashenii-borode