Меню

Ареал размещение курганов с усами заселяли саки тиграхауды

Тасмолинская культура саков Центрального Казахстана

Отличительной чертой тасмолинской куль¬туры являются своеобразные погребальные памятники — курганы с «усами». Это надмогильный комплекс, состоящий из основного кургана большого размера, примыкающего к нему с восточной стороны малого кургана и отходящих от него на восток двух невысоких каменных гряд шириной 1,5-2 м и длиной 20-200 м. Каменные гряды имеют форму полудуг и нередко в начале и конце ограничены круглыми каменными сооружениями курганного типа. Таким образом, в курган с «усами» входят три сооружения: большой курган с погребением человека, малый обычно с захоронением коня и глиняным сосудом и каменные гряды. Основной курган содержит в себе погребение с разнообразным инвентарем. Малый курган не имеет могильной ямы. Под его насыпью на уровне погребенной почвы (на материке) обычно находят конский скелет или отдельные его кости (череп, конечности), а в восточной части — один, реже два глиняных сосуда. Описанный тип кургана с «усами» наиболее распространенный, встречаются и его варианты. Например, сдвоенные курганы, когда малый курган расположен не с восточной, а с южной от большого кургана стороны. В этом случае они, как правило, одинакового размера. Лишь в одном случае малый курган сооружен на вер¬шине большого, но всегда присутствуют три составных комплекса.

В хронологическом отношении памятники тасмолинской культуры делятся на два этапа: VII—VI вв. и V—III вв. до н. э. Первый этап культуры характеризуется определенным набором погребального инвентаря. Это бронзовые наконечники стрел (двухперые с выступающей втулкой и трехперые черешковые), кинжалы с брусковидным навершием и бабочковидным перекрестием (акинаки), бронзовые стремечковидные удила с разнообразными псалиями, бронзовые зеркала.

Эту культуру выделил М.К. Кадырбаев, продолживший исследование ее вслед за А.Х. Маргуланом. Сейчас памятники тасмолинской культуры изучает А.З. Бейсенов.

Для второго этапа типичны бронзовые втульчатые трехгранные наконечники стрел, «кольчатые удила», бронзовые зеркала.

Примером памятников первого этапа является курган 19 из могильника Тасмола I. Он имел каменную насыпь диаметром 8 м и высотой 0,3 м. Длина северной гряды его 52 м, южной — 46 м при ширине 1,5 м. Памятник является вариантом сдвоенных курганов, где в одной насыпи совмещены функции основного и малого курганов. Поэтому под насыпью кургана в юго-восточной части найдены обломки двух сосудов, а в центральной части вскрыта могильная яма. Она была забутована камнями и представляла собой прямоугольное в плане сооружение длиной 1,8 м, шириной 0,8 м, глубиной 1,5 м, ориентированное длин¬ной осью с севера на юг. На дне ее расчищен скелет женщины, лежащей на спине, в вытянутом положении, головой на север. Под ним находилась камышовая подстилка. На правой тазовой кости погребенной обнаружено круглое бронзовое зеркало диаметром 19 см, под костями стопы — черепа двух баранов. С левой стороны скелета лежал точильный камень прямоугольной формы, а на нем — железный нож. Вдоль костей левой ноги располагались череп и лопатка лошади. В зубах лошади «зажаты» бронзовые стремевидные удила с трехдырчатыми псалиями. Обнаружены также остатки ремней уздечки и бронзовые бусы, а также бляшки, украшавшие их.

Рис. 4.15.а. Материальная культура ранних кочевников Восточного Казахстана. Орудия труда, оружие посуда.

Конское снаряжение из погребений Тасмолинской культуры представлено удилами и псалиями различных форм. Характерными для тасмолинской культуры являются удила: со стремевидными окончаниями и дополнительным отверстием; со стремевидными окончаниями, но без дополнительного отверстия; со стремевидно-прямоугольными окончаниями; кольчатые. Псалии также разнообразны по форме: трехдырчатые роговые и костяные; двудырчатые крючковидные; трехдырчатые бронзовые, железные и с золотой инкрустацией; трехпетельчатые. Источник происхождения удил и псалиев, видимо, следует искать в Закавказье и Передней Азии, где в конце II — начале I тыс. до н. э. бытовали самые различные виды этого снаряжения. На самых ранних из них, изготовленных из кости, удила и псалии составляли единое целое.

Знакомство ранних кочевников Казахстана с этим типом узды могло произойти в VII в. до н. э. во время похода скифо-сакских племен в Переднюю Азию.

Бронзовые ножи двух типов: с кольчатым в виде кольца навершием рукояти и без выделенной рукояти. Второй тип известен еще с бронзового века. Железные ножи повторяют форму бронзовых, но появляются они лишь на втором этапе тасмолинской культуры.

Круглые бронзовые зеркала представлены несколькими типами: с высоким бортиком по краю диска и петлей посередине; с петлей в центре диска; с фигурной ручкой; с сильно выступающей ручкой; с боковой петлей и прямоугольным выступом. Первый тип — наиболее ранний и встречается не позже VI в. до н. э. Зеркала с рукоятью появляются в V в. до н. э. Среди десятков экземпляров типовых зеркал встречаются и единичные. Так, у зеркала из могильника Карамурун I рукоятка оканчивается изображением голов двух козлов.

Читайте также:  Детская стрижка мальчику 3 года длинный волос

Есть в погребениях каменные жертвенники, выполненные из песчаника, в виде овальных и круглых чаш на ножках.

Одной из наиболее распространенных находок являются глиняные сосуды. Большинство их имеет прямые или чуть отогнутые наружу венчики, плавно переходящие в полусферическое тулово с плоским дном. Все без исключения сосуды выполнены методом ручной ленточной лепки. В глиняную массу примешивали толченый гранит и кварцевый песок. Большая слоистость теста говорит о низком качестве обжига.

Рис. 4.15.6. Материальная культура ранних кочевников Восточного Казахстана. Предметы быта, оружие, посуда.

Найдены скульптурные и рельефные изображения зверей, выполненные из бронзы, золота, рога и кости.

Так, интересны две бронзовые скульптурные фигурки козлов, найденные у черепа лошади в одном из курганов. Обе отлиты в одной литейной форме и после отливки подвергались дополнительной обработке. Обнаружено несколько экземпляров полых фигурок архара. Из других украшений представлены бляшки с изображениями кабана, лося. Найдены застежки для верхней одежды из маральего рога в виде головы грифона, на котором, в свою очередь, выгравирован многофигурный рисунок. В VI — V вв. до н. э. появляются тисненные золотой фольгой фигурки хищников — барсов, львов, золотые бляхи. Они применялись для украшения налобного ремня лошади и одежды.

Среди предметов вооружения преобладают наконечники стрел. Они относятся к двум типам: двуперые с выступающей втулкой и трехперые черешковые. В одном из курганов могильника Карамурун I обнаружены остатки кожаного колчана, в котором находились 46 стрел, уложенных в 3 ряда. Удалось установить длину древка — 60 см. Из общего числа наконечников бронзовых — 42 шт., костяных — 3, деревянных — 1. Среди втульчатых есть наконечники с листовидной формой пера и шипом на втулке, выходящим за нижний обрез, наконечники с асимметрично-ромбовидной формой пера и втулкой, доходящей до острия боевой головки, наконечники ромбовидной формы со сглаженными плоскостями.

Черешковые наконечники стрелы имеют подтреугольную форму с лопастями, почти доходящими до острия; с выемками в нижней части боевой головки и зубчатыми выемками.

Во второй половине VI в. до н. э. наряду с перечисленными появляются новые наконечники — трехперые втульчатые, которые в V — IV вв. до н. э. становятся преобладающими. Возможно, эта форма была заимствована от скифов и савроматов. Примерно в это же время распространяются трехгранные наконечники со скрытой втулкой и выступающими шипами.

Другой вид вооружения — бронзовые кинжалы-акинаки — представлен единичными экземплярами. Акинак из могильника Нурманбет IV датируемый VI в. до н. э., характеризуется массивной рукоятью шире клинка и всего на 5 см короче его. Рукоять имеет грибовидное навершие и широкое овальное перекрестие. Другие экземпляры выделяются непропорциональностью рукояти и лезвия. Встречаются рожковидные навершия с бабочковидным перекрестием. Крепились кинжалы к поясу с помощью специальных металлических обойм. Пояса имели важное значение для кочевников. Именно у тасмолинцев зафиксированы наборные пояса с прикрепленными к кожаной основе бронзовыми бляшками.

Рис. 4.15.в. Материальная культура ранних кочевников Восточного Казахстана. Предметы быта, оружие, посуда.

Источник статьи: http://arheologija.ru/tasmolinskaya-kultura-sakov-tsentralnogo-kazahstana/

«Тасмолинская культура» планирование по истории Казахстана

Ф.И.О учителя: Нахай Г.А.

Всего учащихся- 28

«Тасмалинская археологическая культура»

Цели обучени, которые необходимо достичь на этом уроке:

5.2.2.1 – описывать археологические памятники;

Все учащиеся: определят, какой курган называют курган с «усами»

Большинство учащихся: опишут внешний вид данного кургана, назовут ареал его распространения

Некоторые учащиеся: объяснят чем курган с «усами» отличается от сакских курганов изученных ранее и составят характеристику Тасмалинской культуры.

Знают археологические памятники раннего железного века. Смогут определить, что такое Тасмалинская культура, выделить внешнии особенности этой культуры. Смогут правильно выбрать характеристики археологических памятников Тасмалинской культуры.

Учащиеся могут: Отрабатывать навыки чтение при работе с текстом учебного параграфа, поиска информации в Интернете. Будут выделять главное в тексте, находить характеристику новых понятий. Будут обмениваться мнением друг с другом, делать выводы.

Лексика и терминология урока:

курган с «сами», каменная гряда, Тасмала, исседоны, аргиппеи, аримаспы.

Вопросы к уроку: Что такое Тасмалинская культура? Где находится ареал, данной археологический культуры? Кто из ученных занимался изучением данной культуры?

Полезные фразы для диалога\письма: Мы считаем …, Можно дать такое определение…, Можно выделить следующее…, Я знаю что….

Вопросы для обсуждения: Что такое курган? Какие сакские курганы ты знаешь? Что нашли археологи в Иссыкском кургане? Где на территории Казахстана расположены курганы с «усами»? Какой внешний вид имели эти курганы?

Развитие письменных навыков: отрабатывается при заполнении «Словарной карты», таблицы «ЗУХ».

Через идеи «Мəңгілік Ел» воспитываем «Светскость и высокую духовность».

Формируем «Ценность нравственных и моральных качеств».

Познание мира, Естествознание, Самопознание.

Предыдущие знания учащихся по теме

Учащиеся знакомы с мировоззрением древних кочевников, (5.2.1.2); Знают, что такое курган и какое строение имели сакские курганы, (5.2.2.1); Имеют представление о находках в курганах южного и восточного Казахстана, (5.2.1.2, 5.2.2.3).

Читайте также:  Какая прическа лучше при тонких волосах

Организационный момент Проверка готовности класса к уроку, психологический настрой.

Отвечая на вопрос, ученики 1. Какой период изучаем?(период раннежелезного века) 2. Где располагаются степные районы Казахстана? 3. Какие племена населяли в раннежелезный период Центральный Казахстан? (показать на карте) 4. Какие исторические источники используют учёные, чтобы изучить жизнь и деятельность племён этого времени? Попробуйте представить себя в роли археологов и историков, определите цель своей деятельности? (Изучить памятники Центрального Казахстана и составить исторический рассказ о жизни, деятельности, мировоззрении племён, оставивших это наследие)

Элементы «Мозговой штурм»

Учитель предлагаюет начать работу с « Исторический словарь». Тасмола, «курганы усами», маяк, 2 захоронение,

Учитель: Сегодня вы попробуете себя в разных ролях (лидер группы распределяет роли) и попробуете составить рисунок и статью к историческому журналу «Наследие».

ИНД.раб.- чтение ,говорение- 2-3 мин. Ответы-2 мин

Парная работа –обсуждение.

Помимо э той работы, нужно составить по 5 тонких и 5 толстых вопроса к своей теме. 2 мин.

Игра « Интервью» составить диалог Журналист и историк .

Задает вопросы журналист к историку 3 мин

Заполните таблицу: ответив на следующие вопросы.№1 Тасмолинская культура 3 мин

Обратный связь 2 мин

Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке. 3 мин

Так как, мы все прочитали материал параграфа 3.5, обменялись информацией, вспомнили ранее изученные понятия, можем проверить свои знания. Что я запомнил?

Задание 5 . Учитель просит учащихся проверить правильность утверждений по материалу новой темы.

См. Приложение. 3 мин

Проводиться взаимопроверка «Верно-Неверно» в парах. 2 мин

Рефлексия : Давайте попробуем ответить на следующие вопросы

Что такое курганы с «усами»?

Какая внешняя отличительная черта есть у них?

Почему археологи назвали курганы с «усами» Тасмолинской археологической культурой?

— Зачем современному человеку изучать Тасмолинскую культуру»? (Приведите аргументы) 3 мин

Оценка результатов урока . Кому урок понравился, и он получил новую информацию об археологических памятниках железного века. Встает и делает «3 хлопка», тот, кто считает, что в уроке были недостатки, и он не получил того что хотел, встает и делает «2 хлопка». 2 мин

Домашнеее задание:А) Все: расскажут материал параграфа 3.5. Б) Большинство: ответят на вопрос «Что нового мы можем узнать о мировззрении саков по «усатым курганам»?

С) Некоторые: рассмотрев рис.1 стр.86. смогут представить 2-3 гипотезы «Почему представители Тасмалинской культуры строили курганы с дугообразными каменными грядами?»

Задание на опережение.

Соблюдение техники безопасности и охрана здоровья

Поддержка осуществляется через индивидуальную, групповую работу, работу в парах, с опорой на инструкцию учителя, через разноуровневые задания и внутрепредметную связь. Предлагается разноуровневое домашнее задание. Работа со слабомотивированными учениками: участие их в групповой работе «Исторический органайзер», работа в паре «Верно-Неверно». Поддержка со стороны учителя. Работа со способными учениками: 1) Ведущая роль в группой работе, самостоятельное заполнение «ЗУХ», умение четко представить и назвать историческое понятие, объяснить его другим, домашнее задание «выдвини и обоснуй гипотезы», носит творческий характер.

Оценивание на протяжении всего урока через помостки, похвалу.

Учитель создает условия для самооценки «Верно-Неверно», взаимоценки, сам отслеживает через наблюдение работу каждого ученика в классе. Оказывая поддержку менее мотивированным учащимся.

Формативное оценивание: «Смайлик», «Светофор», «Обратная связь», Самооценка, Взаимооценка.

Психологический настрой в начале урока. Создание ситуации успеха в течении урока. «Линеечка» в начале урока. Перераспределение состава групп в конце урока. «Оценка уроку» в движении, работа в группах, парах предполагает передвижение по учебной аудитории.

Удачные моменты урока

На что обратить внимание и совершенствовать.

Что нового я узнала из этого урока о своем классе или об отдельных учениках. Что я могла бы использовать при планировании следующего урока ?

Задания для критериального оценивания.

«Тасмалинская археологическая культура» 5.2.2.1

Обучающиеся должны описать археологические памятники Тасмолинской культуры.

Уровень мыслительных навыков:

Находят правильные утверждения характеризующие курганы с «усами»

Задание: «Верно-неверно» Балл- 10

1. Сарыарка — это территория Восточного Казахстана.

2. Тасмала – это место, где впервые обнаружены курганы с «усами».

3. Длина усов у Тасмалинских курганов — составляет 10-20 метров.

4. Тасмала находится в Экибастузском районе Павлодарской области.

5. М.Кадырбаев.- археолог Казахстана, изучавший могильник Бесшатыр.

6. Курганы с «усами» относятся к 7-3 вв.до н.э.

7. В Центральном Казахстане расположен Иссыкский курган.

8. На территории Казахстана обнаружено свыше 300 курганов с «усами».

Читайте также:  Украшения для причесок ободки

9. Ареал размещение курганов с «усами» заселяли саки тиграхауды.

10. На исторической карте курганы с «усами» имеют особый знак обозначения.

Раставляют знаки «верно»-«неверно»

распознает, где есть ошибка, а какое утверждение верное.

1.Сарыарка – это степь в Казахстане.

2. Об аргиппеях и исседонах писал Геродот.

3.Жайляу – это зимнее пастбище.

4.Курганы с усами относятся к кауншинской культуре.

5.О том, что Тасмолинская культура относится к исседонам, сказал археолог А. Маргулан.

1.Выбери ответ. Длительность летних выпасов:

А) от 1 до 5 месяцев

Б) от 6 до 9 месяцев

В) от 10 до 12 месяцев

Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к … культуре.

Кузеу, кыстау, орман, жайляу.

1.Составь ключевых слов по содержании темы

2.С помощью ключевых слов (захоронение, малый, конь, Сарыарка, особенность, большой, человек, курганы) составь предложение.

3.Ответь на вопрос: «Почему некоторые учёные считают тасмолинские курганы маяком в степи?»

4.Как тасмолинский курган поможет найти путь в Японию?

Центральный Казахстан в эпоху раннего железа . Территория Центрального Казахстана (Сарыарки) составляют земли Карагандинской, Акмолинской, частью Павлодарской областей. В Центральной Азии имеются обширные пространства, издревле освоенные кочевниками. Если взглянуть с высоты птичьего полета на казахстанские степи, том мы увидим широкую полосу холмистой местности, протянувшуюся с запада на восток. Это пространство именуется казахами Сарыарка, что означает буквально «желтый хребет».В трудах древнегреческого историка Геродота говорится, что в территорию Центрального Казахстан населяли аргиппеи, исседоны. На северо-западе Сарыаркы жили аргиппеи , в центральной части Сарыаркы исседоны и в востоке аримаспы. Кочевники использовали летний выпас с момента таяния снега весной до его выпадения осенью. Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к тасмолинской культуре. Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области. Мир Касымович Кадырбаев (1932-1982 гг.) — видный археолог- ученый, первооткрыватель тасмолинской культуры .Археолог М.К. Кадырбаев определял ее хронологические рамки VII-III веками до н.э.. К.Акишев относил тасмолинскую культуру к племенам исседонов. Тасмолинской культуре Центрального Казахстана характерны курганные могильники, которые названы курганы с «усами» К настоящему времени условно определен основной ареал курганов с «усами». По временным данным, на территории Казахстана открыто свыше 300 памятников.. Основной ареал охватывает Центральный и Северный Казахстан (Кокшетау), а также степные пространства западной части (Абыралы, Шынгыстау, Шубартау) современной Восточно-Казахстанской области. Здесь сосредоточено свыше 80% от общего числа курганов с «усами» Казахстана. В курганах тасмолинской культур имеются два захоронения. В большой хоронили человека, в малом кургане лошадь. Длина курганов от 10-30 м . по направлению к восток, свидетельствует о поклонение к солнцу. Встречаются 4 (четыре) вида курганов с «усами».К первому относятся малые курган выложенные с восточной стороны большого кургана. От восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы». При втором виде два кургана строились с юга на севере в одном ряду, и от каждого от них, с южной и северной сторон на восток отходят каменные дуги — «усы». Третий вид — это когда сначала строил один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходит «усы». Четвертый вид схож с третьим, т.е. он состоит из двух курганов, построение друг на друге. По мнению некоторых ученых курганы «усами» периода раннего железа, в степи играли роль маяка. Курганы с «усами» построены по определенным углом и определяв стороны света. Курганы с «усами» расположены в основном на территории Центрального Казахстана. На формирование сакской культуры междуречье Иртыша и Урала сильно влияние оказала тасмолинская культура. Особенностью является то, что в быть скотоводов Центрального Казахстана широкое применение имела деревянная и металлическая посуда. В кургана глиняная посуда почти не встречается.

Мир Касымович Кадырбаев (1932-1982 гг.) ^

видный археолог- ученый. первооткрыватель тасмолинской культуры. М.К. Кадырбаев — учёный, известный научной общественности России, внёсший значительный вклад в археологическую науку Казахстана. Профессиональный археолог высокой квалификации, воспитанник ленинградской археологической школы, со студенческих лет принимавший участие в работах Восточно-Казахстанской экспедиции под руководством С.С. Черникова, он до конца жизненного пути возглавлял полевые исследования в Центральном а Западном Казахстане

Вопросы к конспектам

Длина курганов с усами:

К какой культуре относиться памятники раннего железного века Центрального Казахстана:

К какому племени К. Акишев относить тасмолинскую культуру:

Какая культура повлияло к развитию тасмолинской культуры:

На какой части Сарыаркы проживали аргиппеи во время раннего железного века:

На какой части Сарыаркы проживали аримаспы во время раннего железного века:

На какой части Сарыаркы проживали исседоны во время раннего железного века:

С какого века в Центральном Казахстане начинается развиваться полихромный стиль:

Сколько видов курганов с усами встречаются в Центральном Казахстане:

Источник статьи: http://infourok.ru/tasmolinskaya-kultura-planirovanie-po-istorii-kazahstana-2623546.html