От Че Гевары до Пашиняна: как рэперская борода стала трендом в Армении
Почему армянским мужчинам (и даже премьер-министру Николу Пашиняну) так нравится этот атрибут мужского лица? Колумнист Sputnik Армения Сергей Баблумян рассуждает на тему бороды и красоты.
Из всех первых лиц Армении обозримого прошлого с бородой только Никол Пашинян, все остальные — без. В случае с премьер-министром она начала расти в ходе пешего марш-броска будущего премьера к власти, после чего, достигнув кондиции, стала еще одним символом «бархатной революции».
Как знак крутизны, а не только нехватки времени на бритье, борода воспринималась задолго до Хемингуэя, Че Гевары и других героев давнего времени, хотя нередко отращивалась и просто для красоты. Если подходила лицу. Пашиняну подошла.
Из всех известных автору видов «волосяного покрова на нижней части лица» («якорь», «бальбо», «капитан Джек», «эспаньолка», «шкиперская» и др.) ближе всего к премьеру так называемый «Рэп индустриальный стандарт» (Rap Industry Standard).
Такая борода, поясняют специалисты, создается благодаря тонким контурам, поэтому подходит мужчинам, у которых хватает терпения и не дрожат руки. Как и борода Генриха IV, «Рэп индустриальный» проходит вокруг рта, но есть и отличие: в нем оставляется тонкая полоска от подбородка до губ. Говорят, изящные линии хорошо подстриженной бороды заставляют сильнее биться сердце женщины, но так как женские сердца вне компетенции автора, об этом не будем и пойдем дальше.
Отрастить бороду — это лишь полдела. Мнение, будто раз борода, то зачем бриться каждый день, рискуя получить раздражение, ошибочно — если не каждый день и не тщательно, получается Бармалей.
Есть ли у первого лица страны желание, и, главное, время, поддерживать бороду в образцовом порядке? А зачем? Первые лица тем и отличаются от не первых, что могут иметь помощников на все случаи жизни. Кто именно заведует премьерской бородой, автор не знает, а, скорее всего, и не должен знать. Дальше о том, что он знает.
Всяк, входивший в здание ЦК, а нынче Национального собрания, с парадного крыльца, оказывался в небольшом тамбуре и мог повернуть направо или пройти налево. Если поворачивал налево, оказывался в комнатке, где мог увидеть любимца партийного истеблишмента парикмахера Ваню.
Спецконтингенту Ваня пришелся по душе, но сказать, что и по вкусу, было преждевременно, пока первое лицо Армении не ответило на вопрос собственной головой. Демирчяну понравилось.
Уста Данэл, у которого прежде стригся Карен Серобович, (и, стало быть, вся аппаратная знать) был по жизни славным малым, но в профессиональном смысле больше, чем на «тройку» не тянул, отчего ходила байка, будто по первой специальности парикмахер был плотником. Вообще то, похоже…
Словом, уста-Данэл, доставшийся Карену Серобовичу Демирчяну от Антона Ервандовича Кочиняна, представлениям нового лидера о прекрасном не соответствовал, вследствие чего отставка плотника-парикмахера была предрешена.
Экзамен Ваня выдержал и отстоял свою вахту до самого разгула перестройки, после чего ушел в интуристовскую «Армению», а затем в бизнес, открыв в Ереване свой салон красоты.
Тут пара шагов в сторону. В советские годы борода оказалась не в чести по той причине, что была как бы визитной карточкой священника или фидаина — ни тем, ни другим среди строителей коммунизма делать было нечего (в данном случае не помог даже авторитет Карла Маркса).
А еще раньше, во времена язычества, символом мужества армянских мужчин считались не только бороды, а еще и длинные волосы, но с принятием Арменией христианства, короткие стрижки и бритые лица стали восприниматься как знак христианского смирения.
Но вот грянули неспокойные девяностые и борода снова оказалась в тренде: ее стали носить герои карабахской войны, а дальше их дети, пожелавшие хотя бы внешне походить на отцов. Но не только это.
Еще один шаг к бороде могли помочь сделать популярные в Армении Серж Танкян, Канье Уэст и Тимур Ильдарович Юсупов, больше известный поклонникам как Тимати.
А вообще знающие люди называют восемь причин, заставляющих отращивать бороду. Среди них: борода — это очень сексуально, борода — это синоним престижа, борода ассоциируется с мудростью, бородатый мужчина — это здоровый мужчина…
Что заставило нашего премьера отрастить бороду, знает только он.
Источник статьи: http://ru.armeniasputnik.am/columnists/20180902/14182998/foto-ehvolyuciya-armyanskoj-borody.html
Обычаи древних армян — Ношение волос
Современные нам писатели и художники, представляя древних армян, изображают их, как правило, черноволосыми. Надо полагать, что среди древних армян действительно преобладал черный цвет волос во всех его оттенках.
Светлые же волосы, благодаря своей редкости, в народе были в очень большом почете. Видимо поэтому в эпических песнях армян герои зачастую бывают красавцами с роскошными русыми волосами.
«Огонь волосы и борода у него из пламени».
Для более полного представления облика древних армян необходимо отметить и обычай ношения специальной повязки для удержания волос в порядке, называемой «Варсекал».
Такой обычай существовал у армян с древнейших времен. По величине и украшениям этих повязок отличались чины, власти, сословия древней Армении.
Они были большего или меньшего размера, с жемчугом, золотом или драгоценными камнями. Надо отметить, что не только вельможи, но и простонародье армянское тоже щеголяло своими волосами, о чем есть свидетельство в истории Фавстоса Бюзанда.
Но, наверное, самым лучшим свидетельством особой заботы армян о волосах служит обилие слов, созданных народом для выражения понятий тех или иных волос и причесок. Слов этих более 140.
Если быть последовательным в рассмотрении вопроса о ношении волос у древних армян, то надо отметить и то, что с принятием христианства в эти обычаи были внесены некоторые ограничения.
Если длинные и распущенные волосы язычников считались символом мужества и величия, то в противоположность этому отцами церкви было введено пострижение как символ смирения.
Говоря об обычаях ношения волос мужчинами, нельзя обойти и представительниц прекрасного пола. Но как это ни странно, говорить о женщинах значительно труднее, хотя, несомненно, они заняты волосами гораздо более мужчин.
Возможно, потому что история не оставила нам никаких свидетельств, а может быть, и потому, что обычаи эти были подвержены изменчивой моде. Так оно или иначе, но все-таки сохранилось немало интересных фактов, рассказывающих о ношении, сохранении и заботе за своими волосами среди армянских женщин разных возрастов. Предания гласят…
По понятию армянской девушки, обладательницы богатых волос, счастье длится так долго, как долго она сохранит свои волосы. А богатством надо дорожить, хранить его от недобрых глаз. Никому не дозволено прикоснуться к нему. А кроме того, необходимо принять специальные меры для его охраны.
И тут на выручку приходят разного рода чародейства и волшебные талисманы. В роскошных прическах девушки тайно хранят ожерелья, желательно, из камней синего цвета. Они предохранят от дурного глаза.
Интересно отметить и тот факт, что определенные прически соответствовали определенному возрасту, например:
Девушка со сплетенными в косу волосами считается уже невестой. Чем больше у девушки волос, тем больше у нее кос. Их должно быть всегда четное число — 2, 4, 6…
Старухи и женщины в возрасте более двух кос не отпускали. Отличие возрастов определялось еще и формой сплетения кос.
У девушек коса плелась из нескольких пучков волос. у старух — только из двух. Кроме того, конец косы у девушки не завязан, а кончается расчесанным пучком волос. У старухи же коса сплетена до конца.
Но бывали в жизни армянки случаи, когда, невзирая на возраст, она оставляла свои волосы в полном пренебрежении.
Источник статьи: http://vstrokax.net/legendyi/obyichai-drevnih-armyan-noshenie-volos/
БОРОДАТАЯ МОДА
Почему не бриться — круто?
В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В АРМЕНИИ СТАЛО МОДНЫМ НОСИТЬ БОРОДЫ. К НОШЕНИЮ БОРОДЫ ПРИСТРАСТИЛАСЬ НЕ ТОЛЬКО МОЛОДЕЖЬ, НО И МУЖЧИНЫ В ВОЗРАСТЕ ДО 50, А ПОРОЙ И 60 ЛЕТ.
Что же побудило армян следовать «бородатой» моде? Беседы с соотечественниками разных возрастов позволили в какой-то мере понять природу этой тенденции. Впрочем, об этом чуть позже. А пока немного истории.
ПРИЗНАК И СИМВОЛ
Оказывается, во времена язычества своеобразным символом мужества армянских мужчин считались не только бороды, но и длинные волосы. Однако с принятием Арменией христианства на смену этим подходам пришли другие — короткие стрижки и бритые лица стали считаться показателем христианского смирения.
Со временем ношение бороды стало признаком принадлежности к привилегированному сословию. Кроме того, носить бороду был обязан мужчина, у которого в доме траур. Вдовцы оставались бородатыми до конца своих дней, а те, кто собирался вновь привести в дом жену, брились в торжественной обстановке, в присутствии друзей.
Ношение бороды в Армении стало популярным и в 90-е годы прошлого века, в период национально-освободительного движения после распада СССР, когда на арене появились герои-азатамартики, бородатые образы которых ассоциировались с мужеством, храбростью, патриотизмом. Молодежь стремилась походить на отцов, павших в боях на фронтах Карабахской войны.
РАМКА ДЛЯ ЛИЦА
Часть опрошенных мужчин уверяет, что сегодня борода или хотя бы усы – естественный элемент образа армянина, отобранный у него советской властью и разрешенный в течение 70 социалистических лет лишь деятелям искусства.
Наличие бороды, по словам респондентов, имеет ряд преимуществ. С эстетической точки зрения она является своеобразной рамкой для лица. При этом возможность придать рамке нужный вид, размер и объем позволяет замаскировать недостатки: массивный подбородок, узкие губы, пухлые или, наоборот, впалые щеки, асимметрию лица, проблемные участки кожи и т.д.
Кроме того, после службы в армии и обязательного каждодневного бритья многим парням хочется отдохнуть от армейского порядка. Да и многим армянским женщинам нравятся бородачи, выглядящие, по их мнению, особенно брутальными.
Немалую роль в распространении моды на бороду у армян сыграл и Фейсбук. Несколько лет назад в ФБ появилась группа I love t@rash («траш» в разговорной армянской речи означает борода, небритость), продвигающая идею ношения бороды. На странице этой группы выкладывались фотографии бородачей, приводились аргументы в пользу щетины и факты, представляющие ее преимущества. Группа вызвала большой интерес среди молодежи, а затем и мужчин постарше.
Источник статьи: http://www.golosarmenii.am/article/48825/borodataya-moda
Армяне. Антропологическая характеристика
А рмяне – одна из древнейших наций Ближнего Востока, принадлежащая к арменоидному (переднеазиатскому) типу евразийской (европеоидной) расы. Этот тип характеризуется коротким и округлым черепом, прямым, широким и средней высоты лбом, лицом умеренной величины, длинным и выгнутым носом, густыми бровями, широкими и тёмными (изредка – лазурными, и ещё реже – голубыми) глазами, длинными ресницами, густыми и тёмными (гораздо реже – русыми) волосами, светлой (реже – смуглой) кожей. Развит третичный волосяной покров. Рост выше среднего.
Рост армян, принадлежащих к арменоидной расе, зависит от географической среды обитания – так, армяне Вана, Багеша (Битлиса), Карина и Еревана выше соплеменников, проживающих на западе – в Кесарии, Мараше и Себастии, в то время, как рост армян, населяющих окрестности от Харберда до Тигранакерта, считался на общем фоне средним. Самые высокорослые – ванцы, средний рост которых – 169 см, а у армян Кесарии и Себастии – 164 см. Армяне для своего роста достаточно тяжеловесны: средняя масса тела – 72.5 кг.
Цефалический индекс для армян – 85.4; в частности, для жителей Вана и Еревана – 86; Себастии – 86; и Карина – 87. Средняя высота черепа – 185 мм; на востоке этот показатель достигает 188 мм, а на западе – 183 мм.
Нос – длиной в 60 мм – у армян достаточно широкий: 38 мм, при том, что значения ширины колеблются от 37.4 мм в Ванедо 38.4 мм в Кесарии.
Варианты цветовой окраски кожи у армян, согласно антропологической терминологии, – розово-белая, смугло-белая и светло-оливковая.Тёмно-белый цвет встречается у 85% армян. Розово-белая кожа, встречающаяся у 8%, особенно распространена у армян-переселенцев из Вана, а светло-оливковая – у армян Кесарии.
В большинстве своём тёмно-каштановые волосы встречаются у 58% армян, а чёрный и средне-каштановый в общей сложности – у 38%. У остальных 6% волосы красно-каштанового цвета. У мужчин, имеющих чёрные и тёмно-каштановые волосы, бороды того же цвета; у обладателей каштановых волос – красного или красно-каштанового цветов, из чего можно сделать вывод, что только 75% армян имеют волосяное покрытие чёрного цвета. Каштановые и красно-каштановые волосы чаще всего встречаются у армян-выходцев из окрестностей озера Ван, а волосы чёрного цвета – на юге и на западе – у переселенцев с близких к Сирии территорий.
У 73% армян глаза карие. Тёмно-карие глаза больше всего встречаются на западе, где составляют до 36% от общей численности, и гораздо реже у армян из окрестностей озера Ван, где представлены 13%. Глаза светлые или смешанных оттенков встречаются у 34% ванцев, и у 11% от общей численности у армян Кесарии.
Бороды и волосяные покрытия кожи у армян достаточно густые и обильные. Брови узкие, а лбы, в отличие от представителей динарской расы, арабов и турков, довольно покатые. Самые густые брови встречаются у армян, проживающих на востоке.
Брахицефалическое строение черепа и обильный третичный волосяной покров, наличествующие у армян, принадлежащих к арменоидной расе, присущи только представителям этой нации.
Например, антрополог Алексеев в 1974 году отметил, что арменоиды по волосяному покрову своих тел и лиц (у мужчин) не уступают народам, характеризующимся наибольшей густотой волосяного покрова, — у народа айны (Япония) и аборигенов Австралии, также имея отличительные от них черты.
Средняя длина полового органа армянских мужчин — 13,5 см, максимальная — 21,5 см. По своим показателям орган занимает третье место на территории бывшего Советского Союза и считается среднестатистическом общемировым меркам.
Будучи одной из древнейших наций, армяне характеризуются генетическим наличием периодической болезни, или средиземноморской семейной лихорадкой, называемой также иногда «ереванской болезнью».
Это наследственное заболевание преимущественно, но не исключительно, встречается у представителей наций, предки которых проживали в бассейне Средиземного моря, особенно у армян, у евреев-сефардов (намного меньше – у евреев-ашкенази), турок и у арабов Северной Африки.
В настоящее время многие учёные приходят к тому, что периодическая болезнь обусловлена мутациями гена MEFV, расположенного на коротком плече 16-ой хромосомы. Болезнь проявляется также грудным приступом – проявлением тяжести в грудной клетке и повышением давления; в период максимальной выраженности приступа наблюдается одышка. Приступы суставов выражаются в их воспалённости и сильной суставной боли. Во время смешанных приступов брюшная боль может сочетаться с грудной, грудная – с суставной и т.д. Приступы всех типов сопровождаются высокой температурой (от 40 градусов) или сочетанием высокой температуры с болью.
Первые симптомы или приступы периодической болезни обычно проявляются в детском или юношеском возрасте, особенно в период полового созревания (в 85 – 90% случаев). Однако случается проявление первых приступов этой болезни, как после сорока лет, так и до одного года, но такие случаи крайне редки.
Согласно первоначальным данным, в Республике Армения число страдающих ереванской болезнью свыше 30 000 человек, а в течение нескольких последних десятилетий отмечается ощутимый рост заболеваний.
В армянской диаспоре наблюдается тенденция смешанных – с местным населением – браков, что ведёт к естественному изменению генетической линии.
Источник статьи: http://ostarmenia.com/ru/armenian-anthropology-ru/