Обычай ношения волос и бороды в Армении
Современные нам писатели и художники, представляя древних армян, изображают их, как правило, черноволосыми. Надо полагать, что среди древних армян действительно преобладал черный цвет волос во всех его оттенках.
Светлые же волосы, благодаря своей редкости, в народе были в очень большом почете. Видимо поэтому в эпических песнях армян герои зачастую бывают красавцами с роскошными русыми волосами.
К примеру, в одной эпической легенде сын Тиграна I Вахтанг представляется белокурым: «Огонь волосы и борода у него из пламени».
Для более полного представления облика древних армян необходимо отметить и обычай ношения специальной повязки для удержания волос в порядке, называемой «Варсекал». Такой обычай существовал у армян с древнейших времен. По величине и украшениям этих повязок отличались чины, власти, сословия древней Армении. Они были большего или меньшего размера, с жемчугом, золотом или драгоценными камнями. Надо отметить, что не только вельможи, но и простонародье армянское тоже щеголяло своими волосами, о чем есть свидетельство в истории Фавстоса Бюзанда.
Но, наверное, самым лучшим свидетельством особой заботы армян о волосах служит обилие слов, созданных народом для выражения понятий тех или иных волос и причесок. Слов этих более 140.
Если быть последовательным в рассмотрении вопроса о ношении волос у древних армян, то надо отметить и то, что с принятием христианства в эти обычаи были внесены некоторые ограничения. Если длинные и распущенные волосы язычников считались символом мужества и величия, то в противоположность этому отцами церкви было введено пострижение как символ христьянского смирения и унижения. Попытки возобновить языческие обычаи обычно пресекались специальными указами, один из которых разрешал мальчикам не стричь волосы до юношеского возраста, после чего их торжественно остригали.
Относительно ношения бороды древними армянами у историков очень мало свидетельств. Но, наверное, представляет интерес сле-дующее требование этикета, согласно которому молодым людям не разрешалось отпускать бороду, которая считалась принадлежностью лиц, имеющих право на почет и всеобщее уважение.
Борода отпускалась при следующих случаях:
— когда армянин избирался старшиной селения или старостой церкви. В этих случаях длина бороды увеличивалась пропорционально возрасту;
— когда армянин ездил в Иерусалим или другие святые места на поклонение. Вообще же и при вышеупомянутых случаях предосудительно было носить бороду, если еще не показывалась седина;
— когда носили глубокий траур, в особенности, по жене.
В последнем случае мужчины также рвали волосы, отстегивали воротник рубашки, сыпали голову пеплом и т.д.. Но и тут, если вдовец был молод и не прочь жениться в другой раз, то через несколько месяцев друзья его принуждали торжественно сбрить бороду, причем эта церемония сопровождалась попойкой. Если же вдовец в летах и бросил мечту о суете мирской, то борода его отпускалась на всю жизнь.
Однако, говоря об обычаях ношения волос мужчинами, нельзя обойти и представительниц прекрасного пола. Но как это ни странно, говорить о женщинах значительно труднее, хотя, несомненно, они заняты волосами гораздо более мужчин.
Возможно, потому что история не оставила нам никаких свидетельств, а может быть, и потому, что обычаи эти были подвержены изменчивой моде. Так оно или иначе, но все-таки сохранилось немало интересных фактов, рассказывающих о ношении, сохранении и заботе за своими волосами среди армянских женщин разных возрастов.
Предания гласят.
Длинные пышные волосы всегда считались богатым украшением и гордостью армянок любых сословий.
Иссиня-черные, издающие электрические искры, или каштановые, густые и тонкие волосы, пожалуй, и по сей день считаются своего рода капиталом.
Такие волосы во все времена являлись редкостью и, конечно же, вызывали зависть. А зависть, в свое время, порождала определенного рода преступления.
По понятию армянской девушки, обладательницы богатых волос, счастье длится так долго, как долго она сохранит свои волосы. А богатством надо дорожить, хранить его от недобрых глаз. Никому не дозволено прикоснуться к нему. А кроме того, необходимо принять специальные меры для его охраны. И тут на выручку приходят разного рода чародейства и волшебные талисманы. В роскошных прическах девушки тайно хранят ожерелья, желательно, из камней синего цвета. Они предохранят от дурного глаза. По ночам на волосы с той же целью надевается мешочек. А как же иначе? Ведь с волосами связано счастье жизни! А если наступить ногой на свои опавшие волосы, то счастье обязательно померкнет. Ну, а если вы вдруг причешете волосы в половине Великого поста, то в течение года волосы уменьшатся наполовину.
Наивны и прекрасны эти нехитрые обычаи, хранящиеся с древнейших времен.
И кто из нас не умилялся, видя, как девушки, закусив кончик косы, сосредоточенно занимаются вышиванием. Это тоже поверие — не пришьешь к своему платью пуговичку, не закусив кончик косы. Иначе потеряно счастье, а может быть и жизнь.
В свете этих забот и тревог особенно опасными становятся завистницы. Они проявляют немалую изобретательность, чтобы тайно срезать конец косы у счастливой обладательницы. Тогда у нее она перестанет расти, а удачливая пеступница станет обладательницей роскошных волос.
Но если никакие ухищрения не помогли, то завистница прибегает к последнему способу — она открыто, в глаза, хвалит волосы счастливой обладательницы. А это означает сглаз.
Современные армянские девушки, наверно, и не представляют себе, как трудно и тревожно было их бабушкам и прабабушкам управляться со всеми этими заботами, охраняя себя как от сглаза и других козней завистниц, так и от болезней.
Вот несколько рецептов, применявшихся в древней Армении:
Если волосы начинают выпадать, то их нужно зашить в ситцевую материю и привязать к колену. Рецепт действует безотказно.
Такого же эффекта можно добиться и другим способом.
Когда весной с виноградных лоз вытекает сок, собрав его, натирают им волосы, от этого они становятся пышными и длинными.
При других болезнях, например, не рекомендовалось прикасаться к волосам ножницами. А для их излечения необходимо концы кос положить на порог дверей и отсечь ударом топора.
Те, кто очень дорожил своими волосами, прибегали к этому способу каждое новолуние, надеясь, что волосы будут расти также быстро, как и луна.
Интересно отметить и тот факт, что определенные прически соответствовали определенному возрасту, например:
Девушка со сплетенными в косу волосами считается уже невестой.
Чем больше у девушки волос, тем больше у нее кос. Их должно быть всегда четное число — 2, 4, 6.
Старухи и женщины в возрасте более двух кос не отпускали.
Отличие возрастов определялось еще и формой сплетения кос. У девушек коса плелась из нескольких пучков волос. у старух — только из двух. Кроме того, конец косы у девушки не завязан, а кончается расчесанным пучком волос. У старухи же коса сплетена до конца.
Но бывали в жизни армянки случаи, когда, невзирая на возраст, она оставляла свои волосы в полном пренебрежении.
Вновь ухаживать за волосами начинали по истечении срока траура. В старые времена, как и в наши, срок этот длился не менее 40 дней. Несколько подруг посещали держащую траур женщину. Они приносили с собой еду и напитки, и после долгих увещеваний как бы уговаривали ее снять траур. Душеспасительные беседы, масса советов, долгие утешения в конце концов приводили к желаемому результату — женщина должна была в конце этой церемонии помыть голову. Все это называлось «Умыванием слез» и проводилось в вечернее время.
Такова лишь небольшая часть интересных преданий и обычаев древних, а зачастую, и современных армян, о которых я хотел рассказать вам в этом небольшом очерке.
Источник статьи: http://yaloona.livejournal.com/40136.html
Армяне. Антропологическая характеристика
А рмяне – одна из древнейших наций Ближнего Востока, принадлежащая к арменоидному (переднеазиатскому) типу евразийской (европеоидной) расы. Этот тип характеризуется коротким и округлым черепом, прямым, широким и средней высоты лбом, лицом умеренной величины, длинным и выгнутым носом, густыми бровями, широкими и тёмными (изредка – лазурными, и ещё реже – голубыми) глазами, длинными ресницами, густыми и тёмными (гораздо реже – русыми) волосами, светлой (реже – смуглой) кожей. Развит третичный волосяной покров. Рост выше среднего.
Рост армян, принадлежащих к арменоидной расе, зависит от географической среды обитания – так, армяне Вана, Багеша (Битлиса), Карина и Еревана выше соплеменников, проживающих на западе – в Кесарии, Мараше и Себастии, в то время, как рост армян, населяющих окрестности от Харберда до Тигранакерта, считался на общем фоне средним. Самые высокорослые – ванцы, средний рост которых – 169 см, а у армян Кесарии и Себастии – 164 см. Армяне для своего роста достаточно тяжеловесны: средняя масса тела – 72.5 кг.
Цефалический индекс для армян – 85.4; в частности, для жителей Вана и Еревана – 86; Себастии – 86; и Карина – 87. Средняя высота черепа – 185 мм; на востоке этот показатель достигает 188 мм, а на западе – 183 мм.
Нос – длиной в 60 мм – у армян достаточно широкий: 38 мм, при том, что значения ширины колеблются от 37.4 мм в Ванедо 38.4 мм в Кесарии.
Варианты цветовой окраски кожи у армян, согласно антропологической терминологии, – розово-белая, смугло-белая и светло-оливковая.Тёмно-белый цвет встречается у 85% армян. Розово-белая кожа, встречающаяся у 8%, особенно распространена у армян-переселенцев из Вана, а светло-оливковая – у армян Кесарии.
В большинстве своём тёмно-каштановые волосы встречаются у 58% армян, а чёрный и средне-каштановый в общей сложности – у 38%. У остальных 6% волосы красно-каштанового цвета. У мужчин, имеющих чёрные и тёмно-каштановые волосы, бороды того же цвета; у обладателей каштановых волос – красного или красно-каштанового цветов, из чего можно сделать вывод, что только 75% армян имеют волосяное покрытие чёрного цвета. Каштановые и красно-каштановые волосы чаще всего встречаются у армян-выходцев из окрестностей озера Ван, а волосы чёрного цвета – на юге и на западе – у переселенцев с близких к Сирии территорий.
У 73% армян глаза карие. Тёмно-карие глаза больше всего встречаются на западе, где составляют до 36% от общей численности, и гораздо реже у армян из окрестностей озера Ван, где представлены 13%. Глаза светлые или смешанных оттенков встречаются у 34% ванцев, и у 11% от общей численности у армян Кесарии.
Бороды и волосяные покрытия кожи у армян достаточно густые и обильные. Брови узкие, а лбы, в отличие от представителей динарской расы, арабов и турков, довольно покатые. Самые густые брови встречаются у армян, проживающих на востоке.
Брахицефалическое строение черепа и обильный третичный волосяной покров, наличествующие у армян, принадлежащих к арменоидной расе, присущи только представителям этой нации.
Например, антрополог Алексеев в 1974 году отметил, что арменоиды по волосяному покрову своих тел и лиц (у мужчин) не уступают народам, характеризующимся наибольшей густотой волосяного покрова, — у народа айны (Япония) и аборигенов Австралии, также имея отличительные от них черты.
Средняя длина полового органа армянских мужчин — 13,5 см, максимальная — 21,5 см. По своим показателям орган занимает третье место на территории бывшего Советского Союза и считается среднестатистическом общемировым меркам.
Будучи одной из древнейших наций, армяне характеризуются генетическим наличием периодической болезни, или средиземноморской семейной лихорадкой, называемой также иногда «ереванской болезнью».
Это наследственное заболевание преимущественно, но не исключительно, встречается у представителей наций, предки которых проживали в бассейне Средиземного моря, особенно у армян, у евреев-сефардов (намного меньше – у евреев-ашкенази), турок и у арабов Северной Африки.
В настоящее время многие учёные приходят к тому, что периодическая болезнь обусловлена мутациями гена MEFV, расположенного на коротком плече 16-ой хромосомы. Болезнь проявляется также грудным приступом – проявлением тяжести в грудной клетке и повышением давления; в период максимальной выраженности приступа наблюдается одышка. Приступы суставов выражаются в их воспалённости и сильной суставной боли. Во время смешанных приступов брюшная боль может сочетаться с грудной, грудная – с суставной и т.д. Приступы всех типов сопровождаются высокой температурой (от 40 градусов) или сочетанием высокой температуры с болью.
Первые симптомы или приступы периодической болезни обычно проявляются в детском или юношеском возрасте, особенно в период полового созревания (в 85 – 90% случаев). Однако случается проявление первых приступов этой болезни, как после сорока лет, так и до одного года, но такие случаи крайне редки.
Согласно первоначальным данным, в Республике Армения число страдающих ереванской болезнью свыше 30 000 человек, а в течение нескольких последних десятилетий отмечается ощутимый рост заболеваний.
В армянской диаспоре наблюдается тенденция смешанных – с местным населением – браков, что ведёт к естественному изменению генетической линии.
Источник статьи: http://ostarmenia.com/ru/armenian-anthropology-ru/
Армянский парень с бородой
Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют печати с разрешением 300 dpi. Купленные файлы предоставляются в формате JPEG.
¹ Стандартная лицензия разрешает однократную публикацию изображения в интернете или в печати (тиражом до 250 тыс. экз.) в качестве иллюстрации к информационному материалу или обложки печатного издания, а также в рамках одной рекламной или промо-кампании в интернете;
² Расширенная лицензия разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и так далее;
³ Лицензия Печать в частных целях разрешает использование изображения в дизайне частных интерьеров и для печати для личного использования тиражом не более пяти экземпляров.
* Пакеты изображений дают значительную экономию при покупке большого числа работ (подробнее)
Размер оригинала: 2897 × 4345 пикс. (12.6 Мп)
Указанная в таблице цена складывается из стоимости лицензии на использование изображения (75% полной стоимости) и стоимости услуг фотобанка (25% полной стоимости). Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и в конечных документах (договорах, актах, реестрах), в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате.
Внимание! Использование произведений из фотобанка возможно только после их покупки. Любое иное использование (в том числе в некоммерческих целях и со ссылкой на фотобанк) запрещено и преследуется по закону.
Источник статьи: http://lori.ru/34948223