- Борода
- Борода
- Как относились к бороде во времена Ветхого Завета?
- Что говорится о бороде в Новом Завете?
- Когда в России (или на Руси) стали брить бороду?
- Почему сейчас православные священники носят бороду?
- Есть ли каноны, запрещающие брадобритие?
- О бороде по Библии. Бороду не порти! — Игнатий Лапкин.
Борода
Борода – знак мужества, о котором часто говорится в Библии, и она всегда пользовалась высоким уважением среди семитов и особенно среди жителей Западной Азии. «Арабы, говорит путешественник Арвье, настолько почитают бороду, что считают ее как бы священным украшением. Они говорят, что борода есть совершенство человеческого лица, и что оно было бы менее обезображено, если бы, вместо острижения бороды, отрезывали нос». На египетских памятниках, как и на памятниках ассирийских, жители Азии всегда изображаются с бородой, между тем сами египтяне обыкновенно брили бороду и даже голову. Поэтому Иосиф, прежде чем представиться фараону, должен был обрить себе бороду ( Быт. 41, 14 ). Но даже и в Египте, борода ценилась настолько, что цари носили искусственную продолговатую бороду, и даже сама царица Ха-та-су, в знак своего царственного достоинства, приказала изображать себя на своих памятниках с бородой. Евреи заимствовали обычай ношения бороды из Халдеи. В этой последней стране все носили бороду, как об этом свидетельствуют туземные памятники, на которых только женщины и евнухи изображаются безбородыми. В земле Гесем потомки Иакова сохраняли этот обычай, который и отличал их от окружающего их народа. Впоследствии, с поселением евреев в Палестине, этот обычай еще более укрепился, и касательно бороды установились определенные правила. Так, обычаем требовался тщательный уход за бородой, так что нечесаная и оставленная в пренебрежении борода считалась признаком глупости ( 1Цар. 21, 18 – 14 ). Важностью, которую приписывали там бороде, объясняется любопытный восточный обычай целовать бороду в знак уважения или дружбы ( 2Цар. 20, 9 ). Обрезать кому-нибудь часть бороды, а тем более всю бороду, считалось самым вопиющим оскорблением (ср. Неем. 13, 25 ). Давид почел жестоким для себя оскорблением, когда аммонитяне обрезали его послам половину бороды; эти посланники должны были скрываться в Иерихоне, и не осмеливались показаться народу, пока вновь не отросла у них борода ( 2Цар. 10, 2 – 5 ; 1Пар. 19, 2 – 5 ). Последствием этого оскорбления была война между израильтянами и аммонитянами. В ХVІІІ веке подобное же оскорбление, нанесенное персам одним арабским вождем, было также смыто только кровью: в 1764 году Керим-хан, один из трех претендентов на престол Персии, потребовал значительной дани от эмира Магенны, стоявшего во главе независимого племени на берегах Персидского залива; последний, однако, отказался уплатить эту дань, и посланникам Керим-хана приказал остричь бороду. За это оскорбление он жестоко поплатился: Керим-хан выслал против него войско, которое завоевало почти всю страну. Еще и теперь у маронитов высшим наказанием для провинившегося священника считается острижение ему бороды. У арабов обрезать бороду кому-нибудь считается высшим знаком бесчестия, каким у европейцев считается телесное наказание; среди них многие предпочли бы смерть этого рода наказанию. Эти обычаи с достаточностью объясняют нам, почему пророк Исаия (7, 20) сравнивает царя ассирийского с бритвой, которая обреет голову и бороду народу иудейскому, и почему пророк Иезекииль (5, 1 – 5), желая выразить древнюю славу Иерусалима и потом его глубокое уничижение, сравнивает этот город с остриженной бородой, потому что это действие есть символ уничижения и разрушения. В виду такого уважения к бороде, обычаем позволялось стричь бороду, или оставлять ее в пренебрежении, лишь в знак траура или вообще в знак большой скорби ( Ис. 15, 2 ; Иер. 41, 5, 48, 37 ; 1Езд. 9, 3 ; ср. Геродот, II, 36; Феокрит, XIV, 3; Сеетонии, Калигула, V). Иногда впрочем бороду сбривали и в видах гигиены, в случае проказы, что требовалось самим законом ( Лев. 14, 9 ). В видах же гигиены, в Египте предписывалось брить все тело. Человек, подвергшийся проказе, должен был закрывать свою бороду ( Лев. 13, 45 ). Вместо острижения бороды в знак скорби можно было ограничиться также закрытием своей бороды. В Египте, наоборот, во время траура сильно отпускали бороду (Геродот, II, 36). Римляне делали то же самое (Тит Ливий, XXVII, 34).
В Новом Завете мы не находим указаний на бороду, но по общему преданию, засвидетельствованному памятниками, Спаситель и апостолы носили бороду, как и все иудеи; только ап. Иоанн изображается безбородым, и это лишь потому, что он призван был к апостольству еще очень молодым. Этот обычай сохранился в восточной церкви, предписывающей Духовенству носить бороду. Постановления Апостольские запрещают бриться и «изменять против естества образ человеческий». Еще и теперь в церкви маронитской безбородый человек считается уродом, и не может быть рукоположен в священный сан.
Латинская церковь, чуждая этих восточных воззрений на бороду, изменила этому обычаю, и вместо него установился почти повсюду обычай брить бороду, за исключением тех миссионеров, которые действуют среди восточных народов.
Этот обычай в римской церкви, очевидно, возник под влиянием древних римлян-язычников, бривших бороду. Но римская церковь, желая оправдать этот обычай, уже рано стала утверждать, что духовенство начало брить бороду, или по крайней мере обрезывать ее, уже со времен ап. Петра, как об этом говорят средневековые соборы и писатели; при этом в основание приводилось предание, по которому язычники в Антиохии, в насмешку, не только остригли ап. Петру, основателю римской церкви, голову (tonsura Petri), но и бороду. Во всяком случае, обычай этот рано распространился в римской церкви, и уже патриарх Фотий среди других упреков, которые он делал римской церкви за уклонение от древнего предания, указывал и на то, что в ней духовные не носят бороды. Оправдываясь во взводимом упреке, Ратрамн корвейский доказывал, что касательно ношения бороды духовенством ни Св. Писание, ни апостольское предание не постановили ничего определенного, и вообще у различных церквей господствовали различные обычаи. Ссылаясь, однако, на установившийся обычай Западной церкви, пана Григорий VII заставил архиепископа каглиарского с его духовенством брить бороду, и начиная с XII века, на Западе в течение всех средних веков но было почти ни одного такого собора, который бы не предписывал: сlerici barbam ne nutriant («духовные лица да не отпускают бороды»); некоторые соборы даже угрожали запрещением тем духовным лицам, которые не брили своей бороды более двух недель. Но хотя таким образом западное духовенство почти в течение тысячи лет ходило безбородым, с половины XVI века мало-по-малу среди него возобновился обычай ношения бороды, так что ему следовали и многие папы, как можно видеть в галерее портретов пап (с Павла III до Иннокентия XII, причем более ранние из них носили длинные бороды, а более поздние – короткие или только едва закрывавшие подбородок); то же самое показывают и портреты епископов и других духовных лиц этого времени. Соборы того времени и требовали только, чтобы духовные лица носили «не слишком длинную бороду» и настолько подстригали ее на верхней губе, чтобы она не препятствовала вкушению святейшей Крови. Но этот обычай впоследствии, под влиянием французской моды, с конца XVII века опять мало-по-малу вышел из употребления, и снова установился старинный обычай брить бороды, как об этом говорит Борромей, который, будучи архиепископом, сначала и сам еще носил бороду, а затем в одном послании к своему духовенству от 1576 г. выражал желание, чтобы духовные лица отличались от мирян не только своей одеждой, но и отсутствием бороды. Когда в шестидесятых годах минувшего XIX столетия среди духовенства в Баварии появилось стремление носить «достопочтенную бороду», и многие тайно стали носить ее, то Пий IX (1863) в особом бреве поручил апостолическому пунцию в Мюнхене внушить от его имени баварским епископам, чтобы они запрещали вновь появившийся у духовных лиц обычай носить бороду, и вообще не водили Никакого нового обычая без ведома и позволения апостолического престола. В упомянутом бреве ношение бороды духовенством называется «обычаем вышедшем из употребления», и «брадобритие» называется «господствующим обычаем латинской церкви». Вопрос о бороде и доселе еще не покончен в Западной церкви, особенно там, где латинское христианство приходит в соприкосновение с православием, придается большое значение соблюдению правила брить бороду; так что те из духовных лиц, которые, особенно среди русско-галицких униатов в Австрии, предпочитают носить по русско-восточному обычаю бороду, часто подвергаются преследованию со стороны своего начальства, которое всегда склонно видеть в бороде знамя и признак ненавистного ему москвофильства, и бывали случаи, что из-за бороды возникали целые дела, уладить которые было не всегда легко.
О тех спорах, которые возбуждались касательно бороды в России, особенно со стороны раскола см. под словом «Брадобритие».
Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.
Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-vtoroj-arheologija-byuhner/258
Борода
Борода́ – волосяной покров на нижней части лица и передней части шеи. Один из вторичных половых признаков мужчин, связанный с выработкой организмом тестостерона. Борода начинает развиваться в период полового созревания. В настоящее время борода – традиционная составляющая облика представителей православного духовенства и части благочестивых православных христиан.
Как относились к бороде во времена Ветхого Завета?
В ветхозаветном законе существовало требование, правда, не безусловное, о запрете на брадобритие ( Лев.19:27 ). В ряде случаев сбривание бороды могло иметь результатом бесчестие, позор ( 1Пар.19:4–5 ), но не всегда ( Лев.14:9 ). Со стороны древних евреев бороде оказывалось немало внимания ( Пс.132:2 ). Считалось большим оскорблением, если кто-то, находясь в раздражении или для выражения своего гнева, презрения, щипал бороду своего оппонента или брался за оную, иногда это делалось с целью «привести в чувства» оппонента, противника ( Неем.13:25 ), целование же бороды, напротив, служило особенным знаком уважения и дружбы. Вырывание волос из бороды, или полное снятие оной и небрежение о ее приличном виде служили знаком глубокой печали ( 1Ездр.9:3 , Ис.15:2 , Иер.41:5 , Иер.48:37 ), вместо острижения бороды в знак скорби можно было ограничиться также закрытием своей бороды. Нечесаная, неухоженная борода могла считаться и признаком невменяемости человека ( 1Цар.21:13–15 ).
Что говорится о бороде в Новом Завете?
В Новом Завете мы не находим указаний на ношение бороды, но по общему преданию Спаситель и апостолы носили бороду, как и все иудеи (только апостол Иоанн нередко изображается безбородым, чтобы подчеркнуть, что к апостольству он был призван еще очень молодым). Поэтому обычай ношения бороды сохранился в Православной Церкви, особенно среди духовенства.
Когда в России (или на Руси) стали брить бороду?
Вопрос о брадобритии в России особенно обозначился в начале ХVIII века, когда указами императора Петра I было открыто гонение на русскую бороду. Собственно говоря, реформа началась еще в 1699 году, по возвращении государя из-за границы. Он собственноручно отрезал бороды у знатных московских бояр. От того же 1699 года сохранился медный знак, величиною с двугривенный, с изображением на лицевой стороне бороды и усов, под словами «деньги взяты», свидетельствующий, по-видимому, что тогда же возникала мысль уже и о денежном штрафе за бороду. Правда, первоначально реформа коснулась не всех сословий, но это продолжалось только до 1705 года, когда было повелено брить бороды всем по всей России (кроме священнослужителей), под страхом штрафа от 30 до 100 рублей. Брадобритие было встречено населением как нарушение благочестия: «Многие из светских бороды обрили, в послушание государеву указу, однако те бороды имели в хранении у себя, яко многоценное сокровище, для положения оных купно с телом во гроб по своей смерти, чая, что без бороды в царствие небесное не примутся». Политика искоренения бороды проводилась весь XVIII век.
Почему сейчас православные священники носят бороду?
Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» ( Лев.21:1–5 ). Тем не менее, в настоящее время это не обязанность, а традиция.
Есть ли каноны, запрещающие брадобритие?
Непосредственно о бороде канонов нет, но о волосах – есть. Так, 21 правило Трулльского Собора гласит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишились благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной». Стригутся по образу клира – речь здесь идет о гуменце, то есть выбритой макушке, отличительном знаке клириков (на Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой).
42 правило того же Собора осуждает монахов с отращенными волосами. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и бесславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили».
И, наконец, 96 правило Трулльского собора: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею». Смысл данного правила – сохранение умеренности в отношении своего внешнего вида.
Источник статьи: http://azbyka.ru/boroda
О бороде по Библии. Бороду не порти! — Игнатий Лапкин.
Брадобритие есть блудодейная ересь на соблазн и на растление добрых нравов, к искажению полов ведущее, к содомскому греху; и князья русские наказывали штрафами тех, кто во время драки вырывал часть бороды. Так, при великом князе Ярославе за выдернутый клок бороды с виновного взыскивался в пользу казны штраф в 12 гривен, и в XV веке за выдернутую бороду виновному отсекали руку.
Языческий, античный мир, сменить который Божиим Промыслом призвано было христианство, идеал красоты полагал в молодости и юношеской свежести (Прем.Сол.,2 гл.), «Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрём!» — Ис. 22:13 ; «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» — 1Кор. 15:33 ; Пс.72; Иов.21 гл. Поэтому почти всех своих богов язычники, и особенно греко-римский мир, изображали безбородыми, женоподобными.
правило святых Апостол так гласит: если кто бороду бреет и преставится так, недостоин над ними служить, ни сорокоустия по нем не петь, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретиков этому навыкоша» гл. 40. О том же толкование правила 96, VI Вселенского собора об острижении бороды: «Что же о пострижении бород ваших не писали в законе: не постригайте бород ваших. Без бороды красиво женам, мужам не подобает так, создавший Бог судил сказать Моисею: «. не порти края бороды» — Лев. 19:27 . Вы же сие творяще человеческого ради угождения, противны закону, ненавидимы будете Создавшему вас по образу Своему, и если кто хочет угодить Богу, то отступи от такого зла».
В Потребнике 1639 года и в Служебнике 1647 было помещено поучение: «не брить бород и усов не постригать». В Большом Потребнике говорилось так: «Проклинаю богоненавидимого и блудолюбного образа прелесть душе губительную от помраченной ереси; и чтобы не стричь бороды (лист 600 на обороте) и не брить её».
Преподобный Максим Грек писал: «Если прокляты уклоняющиеся от заповедей Божиих, как слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою бороды свои» (Слово 137). «Не должно так же и на бороде портить волос, и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших, ибо сие [быть без бороды) (пост. апост., изд. Казань, 1864г. стр.6).
Источник статьи: http://dmitri-obi.livejournal.com/4182118.html