Библии написано про бороду

Борода

Борода – знак мужества, о котором часто говорится в Библии, и она всегда пользовалась высоким уважением среди семитов и особенно среди жителей Западной Азии. «Арабы, говорит путешественник Арвье, настолько почитают бороду, что считают ее как бы священным украшением. Они говорят, что борода есть совершенство человеческого лица, и что оно было бы менее обезображено, если бы, вместо острижения бороды, отрезывали нос». На египетских памятниках, как и на памятниках ассирийских, жители Азии всегда изображаются с бородой, между тем сами египтяне обыкновенно брили бороду и даже голову. Поэтому Иосиф, прежде чем представиться фараону, должен был обрить себе бороду ( Быт. 41, 14 ). Но даже и в Египте, борода ценилась настолько, что цари носили искусственную продолговатую бороду, и даже сама царица Ха-та-су, в знак своего царственного достоинства, приказала изображать себя на своих памятниках с бородой. Евреи заимствовали обычай ношения бороды из Халдеи. В этой последней стране все носили бороду, как об этом свидетельствуют туземные памятники, на которых только женщины и евнухи изображаются безбородыми. В земле Гесем потомки Иакова сохраняли этот обычай, который и отличал их от окружающего их народа. Впоследствии, с поселением евреев в Палестине, этот обычай еще более укрепился, и касательно бороды установились определенные правила. Так, обычаем требовался тщательный уход за бородой, так что нечесаная и оставленная в пренебрежении борода считалась признаком глупости ( 1Цар. 21, 18 – 14 ). Важностью, которую приписывали там бороде, объясняется любопытный восточный обычай целовать бороду в знак уважения или дружбы ( 2Цар. 20, 9 ). Обрезать кому-нибудь часть бороды, а тем более всю бороду, считалось самым вопиющим оскорблением (ср. Неем. 13, 25 ). Давид почел жестоким для себя оскорблением, когда аммонитяне обрезали его послам половину бороды; эти посланники должны были скрываться в Иерихоне, и не осмеливались показаться народу, пока вновь не отросла у них борода ( 2Цар. 10, 2 – 5 ; 1Пар. 19, 2 – 5 ). Последствием этого оскорбления была война между израильтянами и аммонитянами. В ХVІІІ веке подобное же оскорбление, нанесенное персам одним арабским вождем, было также смыто только кровью: в 1764 году Керим-хан, один из трех претендентов на престол Персии, потребовал значительной дани от эмира Магенны, стоявшего во главе независимого племени на берегах Персидского залива; последний, однако, отказался уплатить эту дань, и посланникам Керим-хана приказал остричь бороду. За это оскорбление он жестоко поплатился: Керим-хан выслал против него войско, которое завоевало почти всю страну. Еще и теперь у маронитов высшим наказанием для провинившегося священника считается острижение ему бороды. У арабов обрезать бороду кому-нибудь считается высшим знаком бесчестия, каким у европейцев считается телесное наказание; среди них многие предпочли бы смерть этого рода наказанию. Эти обычаи с достаточностью объясняют нам, почему пророк Исаия (7, 20) сравнивает царя ассирийского с бритвой, которая обреет голову и бороду народу иудейскому, и почему пророк Иезекииль (5, 1 – 5), желая выразить древнюю славу Иерусалима и потом его глубокое уничижение, сравнивает этот город с остриженной бородой, потому что это действие есть символ уничижения и разрушения. В виду такого уважения к бороде, обычаем позволялось стричь бороду, или оставлять ее в пренебрежении, лишь в знак траура или вообще в знак большой скорби ( Ис. 15, 2 ; Иер. 41, 5, 48, 37 ; 1Езд. 9, 3 ; ср. Геродот, II, 36; Феокрит, XIV, 3; Сеетонии, Калигула, V). Иногда впрочем бороду сбривали и в видах гигиены, в случае проказы, что требовалось самим законом ( Лев. 14, 9 ). В видах же гигиены, в Египте предписывалось брить все тело. Человек, подвергшийся проказе, должен был закрывать свою бороду ( Лев. 13, 45 ). Вместо острижения бороды в знак скорби можно было ограничиться также закрытием своей бороды. В Египте, наоборот, во время траура сильно отпускали бороду (Геродот, II, 36). Римляне делали то же самое (Тит Ливий, XXVII, 34).

Читайте также:  Брюнетки с короткими стрижками с цветами

В Новом Завете мы не находим указаний на бороду, но по общему преданию, засвидетельствованному памятниками, Спаситель и апостолы носили бороду, как и все иудеи; только ап. Иоанн изображается безбородым, и это лишь потому, что он призван был к апостольству еще очень молодым. Этот обычай сохранился в восточной церкви, предписывающей Духовенству носить бороду. Постановления Апостольские запрещают бриться и «изменять против естества образ человеческий». Еще и теперь в церкви маронитской безбородый человек считается уродом, и не может быть рукоположен в священный сан.

Латинская церковь, чуждая этих восточных воззрений на бороду, изменила этому обычаю, и вместо него установился почти повсюду обычай брить бороду, за исключением тех миссионеров, которые действуют среди восточных народов.

Этот обычай в римской церкви, очевидно, возник под влиянием древних римлян-язычников, бривших бороду. Но римская церковь, желая оправдать этот обычай, уже рано стала утверждать, что духовенство начало брить бороду, или по крайней мере обрезывать ее, уже со времен ап. Петра, как об этом говорят средневековые соборы и писатели; при этом в основание приводилось предание, по которому язычники в Антиохии, в насмешку, не только остригли ап. Петру, основателю римской церкви, голову (tonsura Petri), но и бороду. Во всяком случае, обычай этот рано распространился в римской церкви, и уже патриарх Фотий среди других упреков, которые он делал римской церкви за уклонение от древнего предания, указывал и на то, что в ней духовные не носят бороды. Оправдываясь во взводимом упреке, Ратрамн корвейский доказывал, что касательно ношения бороды духовенством ни Св. Писание, ни апостольское предание не постановили ничего определенного, и вообще у различных церквей господствовали различные обычаи. Ссылаясь, однако, на установившийся обычай Западной церкви, пана Григорий VII заставил архиепископа каглиарского с его духовенством брить бороду, и начиная с XII века, на Западе в течение всех средних веков но было почти ни одного такого собора, который бы не предписывал: сlerici barbam ne nutriant («духовные лица да не отпускают бороды»); некоторые соборы даже угрожали запрещением тем духовным лицам, которые не брили своей бороды более двух недель. Но хотя таким образом западное духовенство почти в течение тысячи лет ходило безбородым, с половины XVI века мало-по-малу среди него возобновился обычай ношения бороды, так что ему следовали и многие папы, как можно видеть в галерее портретов пап (с Павла III до Иннокентия XII, причем более ранние из них носили длинные бороды, а более поздние – короткие или только едва закрывавшие подбородок); то же самое показывают и портреты епископов и других духовных лиц этого времени. Соборы того времени и требовали только, чтобы духовные лица носили «не слишком длинную бороду» и настолько подстригали ее на верхней губе, чтобы она не препятствовала вкушению святейшей Крови. Но этот обычай впоследствии, под влиянием французской моды, с конца XVII века опять мало-по-малу вышел из употребления, и снова установился старинный обычай брить бороды, как об этом говорит Борромей, который, будучи архиепископом, сначала и сам еще носил бороду, а затем в одном послании к своему духовенству от 1576 г. выражал желание, чтобы духовные лица отличались от мирян не только своей одеждой, но и отсутствием бороды. Когда в шестидесятых годах минувшего XIX столетия среди духовенства в Баварии появилось стремление носить «достопочтенную бороду», и многие тайно стали носить ее, то Пий IX (1863) в особом бреве поручил апостолическому пунцию в Мюнхене внушить от его имени баварским епископам, чтобы они запрещали вновь появившийся у духовных лиц обычай носить бороду, и вообще не водили Никакого нового обычая без ведома и позволения апостолического престола. В упомянутом бреве ношение бороды духовенством называется «обычаем вышедшем из употребления», и «брадобритие» называется «господствующим обычаем латинской церкви». Вопрос о бороде и доселе еще не покончен в Западной церкви, особенно там, где латинское христианство приходит в соприкосновение с православием, придается большое значение соблюдению правила брить бороду; так что те из духовных лиц, которые, особенно среди русско-галицких униатов в Австрии, предпочитают носить по русско-восточному обычаю бороду, часто подвергаются преследованию со стороны своего начальства, которое всегда склонно видеть в бороде знамя и признак ненавистного ему москвофильства, и бывали случаи, что из-за бороды возникали целые дела, уладить которые было не всегда легко.

Читайте также:  Короткие стрижки мужские без челки названия

О тех спорах, которые возбуждались касательно бороды в России, особенно со стороны раскола см. под словом «Брадобритие».

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-vtoroj-arheologija-byuhner/258

Борода

Борода́ – воло­ся­ной покров на нижней части лица и перед­ней части шеи. Один из вто­рич­ных поло­вых при­зна­ков мужчин, свя­зан­ный с выра­бот­кой орга­низ­мом тесто­сте­рона. Борода начи­нает раз­ви­ваться в период поло­вого созре­ва­ния. В насто­я­щее время борода – тра­ди­ци­он­ная состав­ля­ю­щая облика пред­ста­ви­те­лей пра­во­слав­ного духо­вен­ства и части бла­го­че­сти­вых пра­во­слав­ных хри­стиан.

Как отно­си­лись к бороде во вре­мена Вет­хого Завета?

В вет­хо­за­вет­ном законе суще­ство­вало тре­бо­ва­ние, правда, не без­услов­ное, о запрете на бра­до­бри­тие ( Лев.19:27 ). В ряде слу­чаев сбри­ва­ние бороды могло иметь резуль­та­том бес­че­стие, позор ( 1Пар.19:4–5 ), но не всегда ( Лев.14:9 ). Со сто­роны древ­них евреев бороде ока­зы­ва­лось немало вни­ма­ния ( Пс.132:2 ). Счи­та­лось боль­шим оскорб­ле­нием, если кто-то, нахо­дясь в раз­дра­же­нии или для выра­же­ния своего гнева, пре­зре­ния, щипал бороду своего оппо­нента или брался за оную, иногда это дела­лось с целью «при­ве­сти в чув­ства» оппо­нента, про­тив­ника ( Неем.13:25 ), цело­ва­ние же бороды, напро­тив, слу­жило осо­бен­ным знаком ува­же­ния и дружбы. Выры­ва­ние волос из бороды, или полное снятие оной и небре­же­ние о ее при­лич­ном виде слу­жили знаком глу­бо­кой печали ( 1Ездр.9:3 , Ис.15:2 , Иер.41:5 , Иер.48:37 ), вместо остри­же­ния бороды в знак скорби можно было огра­ни­читься также закры­тием своей бороды. Нече­са­ная, неухо­жен­ная борода могла счи­таться и при­зна­ком невме­ня­е­мо­сти чело­века ( 1Цар.21:13–15 ).

Что гово­рится о бороде в Новом Завете?

В Новом Завете мы не нахо­дим ука­за­ний на ноше­ние бороды, но по общему пре­да­нию Спа­си­тель и апо­столы носили бороду, как и все иудеи (только апо­стол Иоанн нередко изоб­ра­жа­ется без­бо­ро­дым, чтобы под­черк­нуть, что к апо­столь­ству он был при­зван еще очень моло­дым). Поэтому обычай ноше­ния бороды сохра­нился в Пра­во­слав­ной Церкви, осо­бенно среди духо­вен­ства.

Когда в России (или на Руси) стали брить бороду?

Вопрос о бра­до­бри­тии в России осо­бенно обо­зна­чился в начале ХVIII века, когда ука­зами импе­ра­тора Петра I было открыто гоне­ние на рус­скую бороду. Соб­ственно говоря, реформа нача­лась еще в 1699 году, по воз­вра­ще­нии госу­даря из-за гра­ницы. Он соб­ствен­но­ручно отре­зал бороды у знат­ных мос­ков­ских бояр. От того же 1699 года сохра­нился медный знак, вели­чи­ною с дву­гри­вен­ный, с изоб­ра­же­нием на лице­вой сто­роне бороды и усов, под сло­вами «деньги взяты», сви­де­тель­ству­ю­щий, по-види­мому, что тогда же воз­ни­кала мысль уже и о денеж­ном штрафе за бороду. Правда, пер­во­на­чально реформа кос­ну­лась не всех сосло­вий, но это про­дол­жа­лось только до 1705 года, когда было пове­лено брить бороды всем по всей России (кроме свя­щен­но­слу­жи­те­лей), под стра­хом штрафа от 30 до 100 рублей. Бра­до­бри­тие было встре­чено насе­ле­нием как нару­ше­ние бла­го­че­стия: «Многие из свет­ских бороды обрили, в послу­ша­ние госу­да­реву указу, однако те бороды имели в хра­не­нии у себя, яко мно­го­цен­ное сокро­вище, для поло­же­ния оных купно с телом во гроб по своей смерти, чая, что без бороды в цар­ствие небес­ное не при­мутся». Поли­тика иско­ре­не­ния бороды про­во­ди­лась весь XVIII век.

Почему сейчас пра­во­слав­ные свя­щен­ники носят бороду?

Обычай пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков носить бороды вос­хо­дит к вет­хо­за­вет­ной тра­ди­ции. В Библии об этом ска­зано опре­де­ленно: «И сказал Гос­подь Моисею: объяви свя­щен­ни­кам, сынам Аро­но­вым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и под­стри­гать края бороды своей» ( Лев.21:1–5 ). Тем не менее, в насто­я­щее время это не обя­зан­ность, а тра­ди­ция.

Читайте также:  Какую стрижку сделать когда залысины

Есть ли каноны, запре­ща­ю­щие бра­до­бри­тие?

Непо­сред­ственно о бороде кано­нов нет, но о воло­сах – есть. Так, 21 пра­вило Трулль­ского Собора гласит: «Ока­зав­ши­еся винов­ными в пре­ступ­ле­ниях, про­тив­ных пра­ви­лам, и за сие под­верг­ну­тые совер­шен­ному и все­гдаш­нему извер­же­нию из своего чина, и в состо­я­ние мирян изгнан­ные, аще, при­ходя доб­ро­вольно в рас­ка­я­ние, отвер­гают грех, за кото­рый лиши­лись бла­го­дати, и от онаго совер­шенно устра­няют себя: да стри­гутся по образу клира. Если же само­про­из­вольно не поже­лают того: да растят власы подобно миря­нам, яко пред­по­чет­шие обра­ще­ние в мире жизни небес­ной». Стри­гутся по образу клира – речь здесь идет о гуменце, то есть выбри­той макушке, отли­чи­тель­ном знаке кли­ри­ков (на Западе такая выбри­тая макушка име­но­ва­лась тон­зу­рой).

42 пра­вило того же Собора осуж­дает мона­хов с отра­щен­ными воло­сами. В нем гово­рится: «Об име­ну­е­мых пустын­ни­ках, кото­рые в черных одеж­дах и с отра­щен­ными вла­сами, обхо­дят грады, обра­ща­ясь среди мир­ских мужей и жен, и бес­сла­вят обет свой, опре­де­ляем: Если вос­хо­тят, постригши власы, прияти образ прочих мона­ше­ству­ю­щих, то опре­де­лять их в мона­стырь, и при­чис­лять к бра­тиям. Если же не поже­лают сего, то совсем изго­нять их из градов, и жить им в пусты­нях, от коих и име­но­ва­ние себе соста­вили».

И, нако­нец, 96 пра­вило Трулль­ского собора: «Во Христа кре­ще­нием облек­ши­еся, дали обет под­ра­жать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искус­ствен­ными пле­те­ни­ями рас­по­ла­га­ю­щих и уби­ра­ю­щих, и таким обра­зом неутвер­жден­ные души пре­льща­ю­щих, оте­че­ски вра­чуем при­лич­ною епи­ти­миею». Смысл дан­ного пра­вила – сохра­не­ние уме­рен­но­сти в отно­ше­нии своего внеш­него вида.

Источник статьи: http://azbyka.ru/boroda

О бороде по Библии. Бороду не порти! — Игнатий Лапкин.

Брадобритие есть блудодейная ересь на соблазн и на растление добрых нравов, к искажению полов ведущее, к содомскому греху; и князья русские наказывали штрафами тех, кто во время драки вырывал часть бороды. Так, при великом князе Ярославе за выдернутый клок бороды с виновного взыскивался в пользу казны штраф в 12 гривен, и в XV веке за выдернутую бороду виновному отсекали руку.
Языческий, античный мир, сменить который Божиим Промыслом призвано было христианство, идеал красоты полагал в молодости и юношеской свежести (Прем.Сол.,2 гл.), «Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрём!» — Ис. 22:13 ; «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» — 1Кор. 15:33 ; Пс.72; Иов.21 гл. Поэтому почти всех своих богов язычники, и особенно греко-римский мир, изображали безбородыми, женоподобными.
правило святых Апостол так гласит: если кто бороду бреет и преставится так, недостоин над ними служить, ни сорокоустия по нем не петь, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретиков этому навыкоша» гл. 40. О том же толкование правила 96, VI Вселенского собора об острижении бороды: «Что же о пострижении бород ваших не писали в законе: не постригайте бород ваших. Без бороды красиво женам, мужам не подобает так, создавший Бог судил сказать Моисею: «. не порти края бороды» — Лев. 19:27 . Вы же сие творяще человеческого ради угождения, противны закону, ненавидимы будете Создавшему вас по образу Своему, и если кто хочет угодить Богу, то отступи от такого зла».
В Потребнике 1639 года и в Служебнике 1647 было помещено поучение: «не брить бород и усов не постригать». В Большом Потребнике говорилось так: «Проклинаю богоненавидимого и блудолюбного образа прелесть душе губительную от помраченной ереси; и чтобы не стричь бороды (лист 600 на обороте) и не брить её».

Преподобный Максим Грек писал: «Если прокляты уклоняющиеся от заповедей Божиих, как слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою бороды свои» (Слово 137). «Не должно так же и на бороде портить волос, и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших, ибо сие [быть без бороды) (пост. апост., изд. Казань, 1864г. стр.6).

Источник статьи: http://dmitri-obi.livejournal.com/4182118.html

Оцените статью
Adblock
detector