Как Пётр I с бородами и банями боролся
С привычкой носить бороду русские расстались легко, но поступиться чистотой тела оказалось выше их сил
Карго-культ Запада
«— Ужасное невежество! – сказал в заключенье полковник Кошкарёв. – Тьма средних веков и нет средств помочь… Поверьте, нет! А я бы мог всему помочь; я знаю одно средство, вернейшее средство.
— Одеть всех до одного в России как ходят в Германии. Ничего больше, как только это, и я вам ручаюсь, что всё пойдёт как по маслу: науки возвысятся, торговля подымется, золотой век настанет в России».
В такой дозволенной цензурою форме Н.В. Гоголь выразил сатиру не только на современных ему западников-прогрессистов, но и на отдельные реформы Петра Великого. И если даже в середине 19 века некоторые верили, что достаточно только переодеть русского мужика в немца, как Россия преобразится, то что же тогда сказать о начале 18 столетия!
Запрет русской одежды
Пётр I, веровавший, по выражению историка В.О. Ключевского, в «воспитательную силу кнута и застенка», считал, что преобразование России на западный лад надо производить в приказном порядке. Образцом для него служила не только Немецкая слобода под Москвой. Пётр к тому времени уже сам побывал за границей.
Вернувшись из «Великого посольства» осенью 1698 года и порубив головы мятежным стрельцам, Царь издал указ о запрете длиннополой русской традиционной верхней одежды. Пётр лично обрезал своим приближённым полы кафтанов, бороды и надевал на них напудренные европейские парики. В 1701 году он запретил дворянам и столичным обывателям носить русское платье и предписал костюм на западноевропейский лад.
«У городских ворот расставлены присяжные наблюдатели бород и костюмов, – писал Ключевский, – которые штрафовали бородачей и носителей нелегального платья, а самое платье тут же резали и драли. Дворян, являвшихся на государственный смотр с невыбритой бородой и усами, нещадно били батогами… Купцам за торг русским платьем – кнут, конфискация и каторга».
Налог на бороды
Только три категории лиц сохранила привилегию носить бороды – крестьяне, священники и старообрядцы. Пётр даже предписал в обязательном порядке носить бороду только в сочетании с одеждой старого фасона. Сами же бороды было решено сделать источником государственного дохода.
В 1705 году за право носить бороду был установлен высокий ежегодный налог. С дворян, купцов и госслужащих брали по 60 рублей, с купцов гостиных и суконных сотен (самых богатых) – по 100 рублей, с прочих горожан – 30 рублей. Сельские обыватели могли свободно носить бороду в деревне, но при каждом въезде в город платили за неё копейку. Для сравнения цен: на один рубль можно было тогда сытно кушать целый месяц.
Борьба с банями
Ещё один элемент традиционного русского быта подвергся гонению со стороны Петра – бани. Здесь сыграли свою роль два обстоятельства. Во-первых, горячие бани по-русски были неведомы ни немцам на Кукуе, ни голландцам и англичанам, которых Пётр видел в заграничной поездке. Отсюда он пришёл к выводу, что бани не только не нужны, но представляют собой помеху благосостоянию государства. Сам Пётр не был любителем мыться.
Правда, как и в отношении бород, он решил извлечь из привычки русских людей к чистоплотности практическую выгоду и обложил бани налогом. С 1704 года богатые люди должны были платить с домашней бани по три рубля в год, прочие дворяне и городские обыватели – по рублю, сельские – по 15 копеек. «Но в среднем разряде много скудных людей… не могли оплатить своих бань даже с правежа под батогами, и через год их бани перевели на крестьянский оклад» (Ключевский).
Банный налог оказался одним из самых исправно поступавших в казну, в отличие, например, от налога на бороду. С привычкой носить бороду русские расстались легко, но поступиться привычной гигиеной тела ради прогресса оказалось выше их сил.
Если вам понравилась публикация — не забудьте:
— нажать «палец вверх»;
— подписаться на канал;
Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/history_russian/kak-petr-i-s-borodami-i-baniami-borolsia-5ca1ecdb5ec13d00b43ffad3
Почему Петр I так рьяно боролся с бородами?
Еще с конца восемнадцатого века личность Петра многие историки и мыслители оценивали критически. В основном, согласно одной мотивации: «разрушение старинных обычаев».
Упрекам подвергалась и жесткая борьба Петра Великого с визуальными признаками «старины глубокой»: с бородами, с диковинными длиннополыми одеждами.
Взамен этого российская элита получила «европейскую моду»: кафтаны и камзолы.
Конечно, определенную роль играло личное негативное отношение Петра Алексеевича к бороде. Она была в глазах самодержца как бы символом «оппозиционности» царю. Бородатыми были стрельцы, духовенство, старые бояре. Все они в той или иной форме противились петровским нововведениям. И борода была их «знаменем». Или даже визуальной формой протеста.
Однако, было бы наивно полагать, что Петр поступал так только из-за своих «хотелок» (хотя, помимо прочего, бритье бород было отличным способом пополнить казну путем введения налога на ношение бород). Более того, он был лишь радикальным продолжателем того курса, который наметился в Русском царстве еще с середины семнадцатого века.
Курс на «вестернизацию» государства включал в себя и модернизацию элиты. Заметьте, Петр не стал трогать крестьян и духовенство (а ведь это большая часть населения), он «тиранил» в отношении бород именно элиту: дворянство, купечество. Все для того, чтобы в европейских державах верхи русского общества не держали за «варваров». То бишь речь идет о дипломатическом и культурном сближении с Европой.
Сейчас, конечно, можно вспомнить о том, что «у нас особый пусть и ну ее нах..й, эту Европу». Да-да, вот только заграничные технические достижения тех лет говорили Петру о правильности выбранного им курса.
Гениальность Петра именно в том, что он первый ринулся догонять и перегонять. А вот турки с персами, например, не поспели.
Но, что характерно, и турки, и персы, и японцы постепенно отказались от своих (не мене роскошных) традиционных одеяний. И перешли на европейскую моду.
И да, подобное положение вещей сохраняется и в двадцать первом веке. Лидеры практически всех стран, бизнесмены и «сливки общества» ходят в деловых костюмах. А не в кимоно, длиннополых кафтанах или рыцарских доспехах. Притом отказываться от прошлого страны, от ее традиций, конечно, не стоит. Но, как гласит японская мудрость: «восточная мораль — западная техника».
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/dark_historian/pochemu-petr-i-tak-riano-borolsia-s-borodami-5e82d90976040914a467c42f
Особый закон для любителей бороды: налог и спецодежда от Петра I
17 апреля 1722 года царь Петр Первый издал последний из бородовых указов, который действовал целых полвека
Петровские реформы кардинально изменили Россию, в течение нескольких десятков лет выведя ее в число европейских государств-лидеров. Как ни удивительно, но в таком большом деле для царя-реформатора почти не было мелочей: все работало на изменение имиджа, а самое главное – сознания подданных царя Петра Алексеевича. Потому не стоит удивляться настоящей войне, которую Петр I еще в конце XVII века объявил бородам и бородачам. Для него это были символы отсталого прежнего быта и прежнего отношения к месту России в мире, а самодержцу нужны были рядом люди, готовые на любые жертвы ради достижения главной цели, — резкого рывка страны в будущее.
17 (6 по ст. ст.) апреля 1722 года Петр Первый издал очередной, последний в череде «бородовых» указов, регламентирующий правила ношения этого мужского украшения, а также особой одежды для тех, кто не соглашался на бритье. С этого дня размер годовой платы за сохранение бороды был установлен единый – 50 рублей, продержался он целых полвека!
«О бритии бород и усов»
Первым петровским указом, касающимся бород, принято считать изданный им 19 (по ст. ст.) августа 1698 года указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Правда, история, связанная с этим документом, больше похожа на легенду. Считается, что этот указ, изданный царем вскоре после возвращения из своего Великого посольства, запрещал с 1 сентября ношение бород. Позднее появился даже апокриф, согласно которому Петр Алексеевич так объяснял свое неприятие буйной растительности на лицах подданных: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов».
Источник: https://pinterest.com
С того дня, как гласит легенда, царь лично начал брить бороды боярам, позднее передав эту трудную работу своему шуту. На эту тему написано несколько картин и сочинено бесчисленное множество анекдотов, но подтвердить достоверность этой истории непросто. Во всяком случае, в монументальном и очень подробном сборнике «Полное собрание законов Российской империи», охватывающем период с 1649 по 1913 годы, указа с подобным названием нет — ни от 19-го, ни от 29 августа, ни от какого-либо другого числа как 1698, так и 1699 года.
Первый широкодоступный документ, который прямо регламентирует ношение бороды, появляется только в 1705 году. Он датирован 16 января (ст.ст.) и называется «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Примечательно, что в тексте указа нет никаких отсылок к прежним документам на эту же тему: в позднейших документах они непременно присутствуют. А этот документ начинается со слов: «На Москве, во всех городах царедворцам, и дворовым, и городовым, и приказным всяких чинов служилым людям, и гостям (купцам — Прим. авт.), и гостиной сотни и черных слобод посадским людям – всем сказать: чтобы впредь с сего его великого государя указа, усы и бороды брили».
С тех же, кто не хотел выполнять это требование, царский указ от 1705 года устанавливал строгие правила взимания платы за такое право. Дороже всего борода обходилась «гостям», то есть купцам первой статьи: они платили по 100 рублей «с бороды». Купцам средней и меньшей статьи и всем более мелким полагалось платить «меньше ста рублей». Следующий порог устанавливался в 60 рублей: такую сумму полагалось брать с бородатых царедворцев, а также «дворовых и городовых, и всяких чинов служилых и приказных людей». Вдвое меньше – 30 рублей платили, например, ямщики, извозчики и «всяких чинов московские жители». А вот крестьянам было гораздо проще: они обязаны были платить по «2 деньги с бороды», только если въезжали в города и выезжали из них, но зато не раз в год, а при каждом въезде и выезде.
Бородовой знак петровского времени. Картинка на заднем плане — жанровая сценка времен последнего бородового указа 1722 года.
Источник: https://livejournal.com
Чтобы оценить, насколько велика была плата за бороду, достаточно сказать, что 30 рублей в те времена составляло годовое жалование стрельца! Так что суммы с бородачей собирали изрядные: по одной из версий историков, это был один из оригинальных способов не только сделать Россию внешне более европейской, но и поправить казну, истощенную Северной войной.
«О ношении ими особого платья»
Следующие указы, ограничивающие ношение бород, появились уже несколько лет спустя. Причем теперь они регламентировали не только право носить растительность на лице, но и право носить «русское платье»! Первый такой указ был издан 17 (по ст. ст.) декабря 1713 года, а второй — ровно через год, причем он прямо ссылался на предыдущий документ. Оба требовали, чтобы «русским никаким платьем не торговали, и никто такого платья и бород не носил». И на сей раз ограничиться пошлиной никто не мог: например, указ 1714 года прямо говорил, что нарушителям «за такое их преступление учинено им будет жестокое наказанье и сосланы будут на каторгу, а имение их движимое и недвижимое взяты будут на великого государя без всякия пощады».
Но, судя по всему, серьезного влияния на ситуацию с бородами эти грозные меры уже не оказали — и вряд ли могли оказать. К тому времени все подданные Петра Первого, кто оценил усилия самодержца по превращению России в одну из передовых держав Европы, расстались с бородами и, надо думать, сделали это легко и без особого принуждения. Они наверняка хорошо понимали, что отказ от ношения бороды — ничтожная плата за возможность принимать участие в грандиозных событиях, которые обещали всем своим участникам серьезный выигрыш в социальном положении. Фактически борода становилась платой за возможность воспользоваться множеством придуманных Петром I новых социальных лифтов, и «птенцы гнезда Петрова» очень хорошо понимали, насколько она невелика.
«Петр I стрижет бороды боярам». Картина художника Дмитрия Белюкина, 1985 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Что же касается всех остальных, кто решил сохранить бороду как свидетельство своего самостоятельного взгляда на будущее страны и готов был за это платить, то для них 6 (по ст. ст.) апреля 1722 года был издан последний петровский «бородовой» указ, который назывался «О взыскании особой подати с бородачей и о ношении им особого платья». На сей раз для всех бородачей, кроме давно освобожденных от бородовых налогов священнослужителей и «подлинных пашенных» крестьян, устанавливался единый сбор — 50 рублей в год. Но этим ограничительные меры не обходились: бородатым еще и предписывалось носить особую одежду! Как говорилось в указе, «чтоб оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно: зипун со стоячим клееным козырем (воротником. — Прим. авт.), ферези (верхняя одежда с длинными рукавами без воротника. — Прим. авт.) и однорядку с лежачим ожерельем». При этом в отношении «раскольщиков» действовали дополнительные ограничения: они должны были носит зипуны с красными воротниками, а любая другая одежда красного цвета им запрещалась.
Меры воздействия на тех, кто рисковал не выполнить новый указ, были, конечно, не столь жесткими, как восемью годами ранее, но тоже внушительными. Например, у того, кто приносил в приказ челобитную, будучи при бороде и не в той одежде, полагалось в прошениях отказывать. И не важно было, что проситель уже заплатил годовой бородовой налог — в таком случае его брали повторно! Тех же, кто был застигнут с бородой и в неправильном платье на улице, по указу полагалось приводить «к комендантам или воеводам и приказным», где с них брали штраф, половина которого уходила в казну, а половина доставалась «приводчику» (как и неправильная одежда нарушителя).
Петровский бородовой указ от 17 апреля 1722 года просуществовал полвека: отменила его только Екатерина II в 1772 году. Но и после того еще целый век в России отношение к бородам было более чем прохладное. Ситуацию поменял только император Александр III Миротворец, который не только принялся последовательно отменять всё еще действовавшие «бородовые указы», но и сам носил бороду (как и его сын – последний русский император Николай II). Впрочем, к тому времени уже не было никакой нужды подчеркивать «европейскость» бритым лицом, да и цель, поставленная Петром Великим — вывести Россию в европейские и мировые лидеры — была полностью достигнута.
Лубок «Раскольник и цирюльник», 1770-е годы, накануне отмены последнего «бородового указа».
На рисунке хорошо видно то самое одеяние, которое Петр I приказал носить «раскольщикам», отказывающимся брить бороды.
Источник: https://ru.russianarts.online
Источник статьи: http://histrf.ru/biblioteka/b/osobyi-zakon-dlia-liubitieliei-borody-nalogh-i-spietsodiezhda-ot-pietra-i