- Бородатый — значит, особенный
- История бород
- Эспаньолка (goatee)
- Густая борода в викторианском стиле
- Бакенбарды (whiskers)
- Mutton Chops
- История бороды в Европе и России
- Борода в древнем мире
- Бороды побежденных собирали как знаки одержанных побед и превосходства. Гигант Рето в «Истории королей Британии» имел плащ, сотканный из бород убитых им королей.
- В Древней Месопотамии применялась эпиляция с помощью глины или воска. В Древнем Египте, где бритье было насущной необходимостью из-за жары, применяли выщипывание и эпиляцию глиной, но отсюда же пошли первые бритвы. Бритвы — медные, бронзовые и стальные — впоследствии используются в Греции и Древнем Риме.
- Излишние волосы души моей
- В древности и Средневековье бритье было медленной и болезненной процедурой, к тому же требовавшей средств. Вряд ли большинство простых мирян брились часто.
- Уже в XII–XIII веках моралисты и ханжи считали, что пышная борода указывает на греховность человека, а небольшая ухоженная бородка — на сладострастие.
- Усы на Руси
- «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» — это цитата из Библии (Левит, 19:27). В средневековой Руси этот принцип свято соблюдался.
- Бритвенный станок цивилизации
- Через западную моду и светские развлечения в Россию проникал и западный образ светского человека — бритого, то есть с «босым лицом».
- Царь-брадобрийца
- Петр знал, как сторонится русский бритого иностранца в кафтане и треуголке. По его замыслу, для того, чтобы Россия научилась торговать с Европой, русские дельцы должны были стать похожими на европейцев — сначала внешне, а там и все остальное подтянется.
- Бритое лицо и немецкое платье стало «пропуском» в новое общество: хочешь жить в городе и зарабатывать — брейся и одевайся по-европейски.
- «Высочайше утвержденные усы»
- Отпускание дворянином бороды могло означать какое-то несчастье или желание посвятить себя духовной жизни. Александр I говорил, что в случае проигрыша войны Наполеону отрастит бороду и уйдет в Сибирь.
- Сам Николай до восшествия на престол и в первые годы брился начисто; но потом на его верхней губе вскочила досадная бородавка, а Николай I очень щепетильно относился к своему внешнему виду. На престоле оказался первый со времен Петра Великого усач.
Бородатый — значит, особенный
Р ассматриваем «ламберсексуальные» портреты XIX века вместе с Софьей Багдасаровой.
Ламберсексуал (от англ. lumberjack — «лесоруб») — брутальный мужчина с бородой. В наши дни борода — это символ маскулинности, способ подчеркнуть собственную индивидуальность, выделиться из толпы. В середине и во второй половине XIX века в России бороду также носили для того, чтобы показать отличие ее обладателя от окружающих.
Не бриться в то время могли себе позволить только полностью «свободные» люди — те, кто не состоял на службе у государства. (Да еще представители простых сословий — духовенство, купцы, крестьяне и старообрядцы.)
Для прочих существовали специальные законы и рескрипты. При Николае I усы могли носить только офицеры, а чиновники были обязаны гладко выбривать все лицо. Только пойдя на повышение, они могли позволить себе короткие бакенбарды — и то лишь, если начальство было благосклонно.
Растительность на лице столичного жителя считалась признаком вольнодумства и не одобрялась властями. Ко второй половине XIX века интеллигенты, представители либеральной общественности начали усиленно отращивать бороды. Как пишет знаменитая мемуаристка Елизавета Николаевна Водовозова, «они не желали походить, как выражались тогда, на «чиновалов» или «чинодралов», не хотели носить официального штемпеля». Отращивание бороды было явным вызовом тотальному государственному контролю.
Выйдя в отставку, гладко выбритый артиллерийский поручик Лев Толстой отращивает бороду — причем одну из самых узнаваемых в русском искусстве. Петрашевец Алексей Плещеев, сосланный простым солдатом в оренбургский батальон, по возвращении из ссылки вскоре заводит на лице великолепную растительность. Выпускник Морского кадетского корпуса Василий Верещагин, уйдя на гражданку и полностью отдавшись живописи, с радостью вливается в ряды бородачей. Примеров бесчисленное множество. Борода означала принадлежность к «вольной» профессии — писатель, журналист, художник, архитектор; «босое» лицо — наличие взыскательного начальства с глупыми правилами.
В эту же эпоху распространяется славянофильство: среди мыслящих людей это означало в моде возврат к «старым русским традициям». Припомнили, что до закона Петра Великого 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» борода была обязательным признаком настоящего русского человека.
Это сочеталось с общеевропейским модным трендом: усы, бакенбарды и борода в 1850-е годы становятся популярным аксессуаром викторианского мужчины. Способствовали этому, как считается, длительное проживание британцев среди усатых индусов, а также Крымская война и массовое возвращение заросших ветеранов. До этого в Европе растительность на лице также считалась символом революционного духа и политической провокации.
Позиция государства относительно бород смягчилась в Российской империи лишь с эпохи Александра III, который сам предпочитал «официальную народность» и носил бороду. В 1874 году было выпущено предписание «О разрешении гражданским чиновникам носить бороду и усы, за исключением служащих в некоторых учреждениях…». В 1881 году растительность была официально разрешена флотским офицерам. Николай II следовал примеру отца — впрочем, столь же роскошной бороды ему отрастить не удалось.
Мода на бороды к началу ХХ века заканчивается. Первая мировая война с окопными паразитами и газовыми атаками окончательно подкосила этот обычай: надевать противогазы на бороды оказалось очень неудобно.
Источник статьи: http://www.culture.ru/materials/67118/borodatyi-znachit-osobennyi
История бород
Как и в случае мужских стрижек, бороды также имеют свою, во всех смыслах, густую историю, прошедшую сквозь века. Важнейшую роль в их формировании играли войны, музыка и быт определенных эпох.
На сегодняшний день виды бород уже не счесть. Ежегодно мастера придумывают абсолютно новые формы и развивают старые. Мы же хотим заглянуть в историю и рассказать о четырех формах, с которых и началась «бородатая» культура. Об их феномене и долгом пути от военных до субкультурщиков, а также о влиянии мужской растительности на общество в целом.
Эспаньолка (goatee)
История эспаньолки восходит к культурам Древнего Рима и Древней Греции. В те годы такая форма отождествлялась с богом Паном или сатирами – полулюдьми-полукозлами.
В привычном для нас виде такая форма появилась в Париже 19 века. Она стала популярна у людей высшего света: богемы, знаменитых художников и музыкантов. В период Гражданской Войны в США её носили военные, причём как генералы и капитаны, так и простые сержанты.
С окончанием Второй Мировой Войны эспаньолку взяли на вооружение битники (американские представители андеграундной богемы), стремившиеся к свободе слова и творчества. Этим ребятам стала близка парижская культура прошлых столетий, и стрижка бороды им нужна была соответствующая.
1960-е годы определили «контр-культурное» значение эспаньолки. Её начали носить протестующие против войны во Вьетнаме хиппи и небезразличная к проблемам общества молодежь, а иллюстраторы комиксов начали придавать этому виду бороды негативный оттенок, рисуя её всем злым героям.
Прежнее отношение к эспаньолке вернулось в 90-е годы. Благодаря популярным музыкантам и актерам она вновь стала востребованной среди представителей всех классов и профессий. Эта тенденция прослеживается и в наши дни.
Густая борода в викторианском стиле
В викторианскую эпоху, в середине 19 века, в самый разгар Крымской войны британская армия испытывала сильный дефицит мыла. Поэтому солдаты не имели возможности регулярно бриться. После окончания войны новый облик пришёлся им по нраву. Густая роскошная борода стала символом мужественности, героизма и стремления к победе.
Несмотря на то, что военный устав диктовал бритьё, морякам все же разрешалось отращивать густые бороды. На протяжении первой половины 20 века «викторианскую» историю продолжили развивать американские моряки, которым допускалось пренебрегать уставными нормами.
В 1970-х, с бумом на бороды, густые формы захватили всю Америку и Европу. Порой дело доходило до абсурда. Уже тогда молодые люди стремились отрастить ту же бороду, что носили их отцы. В это же самое время в Советском Союзе нечто похожее на «викторианский» стиль носили простые инженеры и физики. Таких (с густыми ухоженными бородами) их и запомнили наши родители.
Бакенбарды (whiskers)
Классические бакенбарды сопутствовали завершению образа джентльмена с начала 18 века. За примерами далеко идти не нужно — густые и пушистые «баки» носил даже Пушкин. Их форма и степень густоты менялась каждые 50 лет, но что удивительно, они оставались популярны среди мужчин вплоть до начала 20 века.
После Первой Мировой Войны бакенбарды позабылись. Мужчины предпочитали гладко выбривать лицо. Во внешнем виде ценилась строгость. Из-за не лучшего состояния экономики многих государств им приходилось пренебрегать излишней растительностью и уходом за ней. Вторая Мировая Война окончательно расставила приоритеты на свои места. Гладко брились все, кроме «хипстеров» — крутых парней из богемной американской тусовки, что ценили роскошь, лучшую музыку, громкие вечеринки и дорогой алкоголь. Всем своим видом, в том числе и роскошными баками, они показывали одно: им нет дела до войн и экономии, которое навязывало государство.
В строй субкультур бакенбарды вернулись уже в 1960-е годы, причём в самое сердце Англии. Впервые на них обратили внимание моды, молодые представители рабочего класса, что стремились следить за всеми современными трендами. «Баки» были одним из них. Следом бакенбарды полюбились скинхедам конца 1960-х, которые предпочитали сравнивать их с длиной волос. Окончательно эти виды бород закрепились в субкультуре Тедди-Боев второй волны. Одетые с оглядкой на моду викторианской эпохи, «теды» отращивали густые и широкие бакенбарды, отдавая должное мужскому стилю конца 19 века. И по сей день такая стрижка бороды занимает важное место во внешнем виде британских субкультур, и причины тому просты: эффектный вид и минимум ухода. За это бакенбарды и ценят.
Mutton Chops
Сливающиеся в бороду усы и бакенбарды были распространены среди американских генералов с 19 века. После окончания Гражданской Войны их окрестили Sideburns. Такое название обуславливалось тем, что эту форму носил Эмброуз Эверетт Бёрнсайд – генерал, повлиявший на исход многих битв с армией повстанцев.
На протяжении первой половины 20 века «чопы» по-прежнему оставались генеральским уделом. Во времена Первой Мировой Войны военные высших чинов носили именно эту стрижку бороды, закрепляя за ней пропитанную героизмом и мужеством репутацию.
Отойдя на второй план с сороковых по шестидесятые, Mutton Chops вернулись в строй в 1970-х. На этот раз они начали ассоциироваться с образом жесткого рокера-бунтаря. Этому способствовал вокалист Motorhead Лемми Килмистер, который не расставался со своими «чопами» до самой смерти.
Источник статьи: http://www.simushka.ru/blog/istoriya-borod/
История бороды в Европе и России
Борода в древнем мире
У всех древних народов волосы были частью культовых верований. Отсечение волос на голове или теле имело мистическое значение: волосы стригли при инициации юношей, пряди волос были частью погребального обряда, а насильственное лишение волос — знак победы и унижения соперника: например, скальпирование у индейцев, принудительное бритье рабов в древнем Вавилоне.
Борода в традиционном обществе служила признаком красоты, мужества и благородства. У народов азиатского Востока борода однозначно трактовалась как атрибут мужской силы: так, в Месопотамии чиновники и солдаты обязаны были носить бороду. Сохраняла борода культовое значение и у северных европейцев.
Немецкие язычники клялись волосами и бородой; все боги скандивавов бородаты, при этом Один прозывался «пышноволосым», а Тор «пышнобородым».
Бороды побежденных собирали как знаки одержанных побед и превосходства. Гигант Рето в «Истории королей Британии» имел плащ, сотканный из бород убитых им королей.
В Древнем Египте ношение бороды было дозволено только фараону: остальные — от жрецов и чиновников до простолюдинов — брили лицо. В полисах Древней Греции борода была знаком принадлежности к государственной власти или философской школе, ассоциировалась с мужской силой и привлекательностью.
Первым известным историческим лицом, брившим бороду, был Александр Македонский. Существует легенда, что перед индийским походом Александр узнал, что тактика тамошних воинов заключается в том, чтобы хватать противника за бороду во время ближнего боя, и приказал своему войску сбрить бороды. Так, со времени Александра (IV в. до н. э.) в Средиземноморском мире господствовал обычай брить (или выщипывать) бороду. Бриться «до кожи» было необязательно, да и не все могли себе это позволить — можно было обстригать бороду ножницами, оставляя небольшую щетину.
В Древней Месопотамии применялась эпиляция с помощью глины или воска. В Древнем Египте, где бритье было насущной необходимостью из-за жары, применяли выщипывание и эпиляцию глиной, но отсюда же пошли первые бритвы. Бритвы — медные, бронзовые и стальные — впоследствии используются в Греции и Древнем Риме.
Излишние волосы души моей
Со времен Александра мода на бритье бород появилась в Греции, затем ее переняли римляне, у которых бритое лицо стало обязательным признаком цивилизованного человека. И после падения Римской империи в V веке короли и правители Европы, подражая первым Каролингам и самому Карлу Великому, брили бороды и иногда носили усы. Согласно обряду коронации императоров первой половины XII века, они должны были «быть бриты», когда папа римский целует коронуемого в лоб, щеки и уста.
В древности и Средневековье бритье было медленной и болезненной процедурой, к тому же требовавшей средств. Вряд ли большинство простых мирян брились часто.
Тем не менее господствовали разные моды. Солдаты на средневековых миниатюрах изображаются безбородыми, особым образом были обриты факиры и комедианты.
К XII веку относят трактат Бурхарда Беллевосского «Апология бороды», в котором автор дает описание разных «стилей» бород и усов:
“barbae funiculatae” («как веревки»), “corniculatae” («маленькими рожками»), “furcate” («вилами», то есть разлапистые бороды), “calanistratae” (завитые с помощью железа, как волосы женщин)… Бороды заостренные, длинные, ниспадающие на живот и бороды «как птичьи хвосты».
В Англии в англосаксонскую эпоху (V–IX века) любой, кто отрезал человеку бороду, должен был заплатить вергельд в 20 шиллингов. В «Русской правде» (X–XI века) за вырванный клок бороды полагалась пеня в 12 гривен (тогда как за отсеченный палец на руке — всего 3 гривны). К русской бороде мы еще вернемся, но как же Европа в итоге осталась безбородой? Всему виной католические священники.
В XI веке мирянин, вступавший в монастырь, произносил обет: «Я предаю излишние волосы души моей на пострижение в жертву и волосы головы моей на бритье…» в качестве символа послушания. Действительно, духовенство и монахи в средневековой Европе все были бритыми.
Уже в XII–XIII веках моралисты и ханжи считали, что пышная борода указывает на греховность человека, а небольшая ухоженная бородка — на сладострастие.
Преследовались и длинные волосы: «Христос и Его апостолы изображаются с длинными волосами не потому, что они носили их в действительности, но из соображений святости», — путано писал богослов XII века Петр Коместор (Едок). Крестоносцам епископы рекомендовали сбривать бороды, чтобы их нельзя было спутать в битве с бородатыми противниками.
Словом, бритое лицо стало явной принадлежностью высшего общества — и осталось ею в дальнейшем, в века Возрождения и Новое время. (Заметим, что европейские крестьяне и бедняки при этом носили бороды.) Элита же отпускала волосы и бороду в трауре, ссылке, отшельничестве. Ну а тем временем в России бороду носили все мужчины независимо от социального статуса.
Усы на Руси
Брились или нет восточные славяне в языческую эпоху — вопрос, на котором сломано не одно копьё. Не будем в него вдаваться — скорее всего, южные славяне брились, а северные — нет — чисто по климатическим причинам. Но в X веке между Западной и Восточной церковью по вопросу стрижки бород происходит серьезный раскол. Русь в этой ситуации — на стороне византийского христианства, где священники носили бороду.
«Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» — это цитата из Библии (Левит, 19:27). В средневековой Руси этот принцип свято соблюдался.
Один из первых больших скандалов с бородой случился с Василием III, отцом Ивана Грозного. Чтобы понравиться Елене Глинской, будущей матери Ивана и литовской княжне, Василий сбрил, по западному обычаю, бороду. Когда бояре стали пытаться ему подражать, на них ополчилось духовенство, и мода не прижилась. Сам Иван Васильевич впоследствии запрещал брить бороды «и попу и мирским людем», а в 1551 году по его инициативе собрался церковный Стоглавый собор, который прямо табуировал брадобритие: «Безбородому невозможно в царствие небесное внити», — говорит Стоглав. Согласно его текстам, бритого даже нельзя отпевать.
Бородой на Руси гордились и клялись. Путешественник Адам Олеарий говорит о московских боярах, что «те из них, которые имеют большую бороду и толстое брюхо, пользуются большим уважением. Его царское величество (имеется в виду Михаил Федорович. — Прим. авт.) выставляет таких людей на торжественных аудиенциях, думая этим вселить в иноземцах большее к своей особе уваженье». Григорий Котошихин писал о времени царя Алексея Михайловича, что «иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвещают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, а по великой породе». Именно при царе Алексее усилились гонения на бритых мужчин и даже у заслуженных бояр отнимались чины за подрезывание волос. Но почему это вообще началось?
Бритвенный станок цивилизации
Ксенофобия в России XVII века существовала не только на словах. Как писал историк Николай Костомаров, «все западные христиане являлись в понятии русского под именем немцев; их признавали некрещеными. По понятию строгого благочестия, не только дружба с немцами, но само прикосновенье к ним оскверняло православного. На этом основании, когда великие князья и цари принимали послов и допускали их к руке, то обмывали руку, чтобы стереть с нее оскверняющее прикосновение еретика». Вот так следовало, по идее, относиться к иностранцам. И царь Алексей Михайлович этот ритуал тоже соблюдал — а сам вовсю интересовался иностранными изобретениями, наукой и культурой, завел у себя придворный театр…
Да и вообще иноземцев кругом становилось все больше. Огромная торговля с Европой шла через Архангельск, где уже привычным делом стали межнациональные браки. Европейские военные (немцы и англичане в основном) обучали и тренировали русские полки. В Россию из Англии ехали купцы и медики.
Через западную моду и светские развлечения в Россию проникал и западный образ светского человека — бритого, то есть с «босым лицом».
В 1675 году выходит указ, чтобы придворные чины (стольники, стряпчие, дворяне и жильцы — придворная элита того времени) «иноземных немецких и иных извычаев не перенимали, волос у себя на голове не подстригали, а также платья, кафтанов и шапок у себя не носили и людям своим тоже носить не велели». Таким образом двор стареющего царя Алексея пытался защититься от «иноземщины» в царских покоях.
Но уже в 1681 году царь Федор приказывает дворянам и приказным (чиновникам) носить короткие «европейские» кафтаны. Кстати, символично, что сам Федор — царь без бороды (по возрасту; она просто не успела вырасти, Федор Алексеевич скончался в 21 год). В Москве начинают брить бороду, что вызывает протест традиционалистов. В качестве последнего средства патриарх Адриан издает специальное послание, в котором убеждает в неизбежности адских кар за брадобритие… Но Адриан был последним патриархом досинодального периода — вскоре институт патриаршества будет отменен Петром Первым. Как, кстати, и бороды.
Царь-брадобрийца
Раз уже выходили царские указы, запрещавшие ходить в иноземном платье при дворе, значит, петровские новации имели хоть какую-то, да почву. Все равно первый день брадобрития был шокирующим. Вернувшись из Великого посольства в европейские земли, царь собрал придворных в Преображенском дворце, ласково говорил с ними, рассказывал о походе — и собственноручно обрезал бороду то одному, то другому царедворцу. То же повторилось и на следующих пирах — у Шеина, у Лефорта… Уже через несколько пиров высшее общество поняло, к чему клонит царь, и начало примерять немецкое платье.
Петр знал, как сторонится русский бритого иностранца в кафтане и треуголке. По его замыслу, для того, чтобы Россия научилась торговать с Европой, русские дельцы должны были стать похожими на европейцев — сначала внешне, а там и все остальное подтянется.
С 1700 года сначала все правительственные чины, дворяне и чиновники, а затем и «все вообще» люди, кроме духовенства, извозчиков и пахотных крестьян, должны были начать носить немецкое платье. А в 1705 году повелено: «Всякого чина людям, кроме церковного (попов и дьяконов), брить бороды и усы». С того, кто не хотел подчиняться, брали ежегодный налог: с чиновников и состоятельных горожан («торговых и посадских») по 60 рублей, с богатых купцов — по 100, с горожан победнее — по 30 рублей, а с крестьян, входящих с бородой в город, каждый раз по 2 деньги (1 копейка).
У городских ворот стояли специальные досмотрщики, другие разыскивали бородачей по улицам и площадям. Особенно тяжко приходилось староверам, которые бороду сбрить просто не могли. В 1722 году было приказано, чтобы носящие бороды платили по 50 рублей в год и «чтобы оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно: зипун со стоячим клееным козырем, ферязи и однорядку с лежачим ожерельем» — в общем, карикатурный «староверский» костюм. Пришедшим в государственное учреждение бородачу не в таком платье отказывали в принятии документов и взыскивали с него штраф. Тому, кто приведет к воеводе одетого «не по форме» бородача, полагалась половина такого штрафа. А в 1724 году царь еще повелел и «женам бородачевым» носить шапки с рогами. Разумеется, такие дикие меры дополнительно способствовали переходу многих раскольников на нелегальное положение.
Можно себе представить, какое — при хаосе в тогдашних государственных учреждениях, неопределенности в порядке взимания «бородовых» денег и пошлин — открывалось поле для злоупотреблений!
«Бедный промышленник из купечества или из крестьян везет в город: харч, бревна, дрова, уголья или какой-нибудь другой товар; у городских ворот: стой! а борода? И вот летит алтын и копейка в карманы заставных — не хочет платить, отправляют в воеводскую канцелярию, а оттуда в тюрьму — и долго, долго просидит в ней: откуда бедному взять 50 рублей? В воеводской канцелярии в Петербурге в 1723 году накопилось так много бородачей из бедных торговцев и промышленников, приехавших в город с самыми ничтожными товарами, что по указу Сената велено выбрить им бороды и выпустить на поруки…»
Г. Есипов. «Русская борода и немецкое платье»
Бритое лицо и немецкое платье стало «пропуском» в новое общество: хочешь жить в городе и зарабатывать — брейся и одевайся по-европейски.
Кстати, умелых брадобреев в то время в России почти не было — поэтому Петр распорядился отправить нескольких московских цирюльников на обучение в Европу, откуда они вернулись, нося гордое звание «барбиров». Получается, что первые барбершопы в России появились еще в начале XVIII века.
«Отмена» бороды далась далеко не просто, но дело было сделано, и вся верхушка общества после Петровской эпохи бород уже не носила. А вот среди пашенного крестьянства уважением к бороде по-прежнему было столь сильным, что брить бороду не осмеливались даже… женщины. О курьезном случае в 1741 году сообщали «Санкт-Петербургские ведомости»:
«В 1739 г. была привезена в Академию наук из Московской губернии „мужицкая жена“ Аксинья Иванова, 45 лет, как замечательный раритет. У нее с двадцатилетнего возраста стала расти мужская борода, с усами, и достигла 4–5 дюймов длины. В академии с нее списали „живописным художеством“ портрет… Росту своих волос не противилась, и как стрижением, так и вырыванием препятствовать оному не хотела, но за грех сие почитала. А и муж ее того делать ей не советовал».
«Высочайше утвержденные усы»
Индустрия взимания «бородовых» денег породила огромное количество злоупотреблений — а главное, оставалась доходной статьей государства. Поэтому после смерти Петра борода на лица русских мещан не вернулась. В 1762 году Екатерина II, только вступив на престол, выпустила указ о разрешении бежавшим за границу раскольникам вернуться в Россию — и велела не преследовать их за ношение бород. Екатерина также отменила бородовую пошлину для гражданских, а военным по-прежнему строго наказывали бриться.
К началу XIX века бритье сделалось для высших сословий в России уже общим местом.
Отпускание дворянином бороды могло означать какое-то несчастье или желание посвятить себя духовной жизни. Александр I говорил, что в случае проигрыша войны Наполеону отрастит бороду и уйдет в Сибирь.
Однако влияние французских мод постепенно возвращает бороды на лица молодых российских дворян — вместе с цилиндрами и стеклышками в глазу. «Борода все еще в большой моде. Да, борода! Кто хочет одеваться совершенно по-парижски, тот должен носить бороду…» — читаем в 1834 году.
Вообще в эпоху Николая I ношение усов и бороды в обществе не приветствовалось и считалось признаком вольнодумства или фатовства. Даже Пушкин, отпустив бороду, вынужден был скрываться от глаз светского общества: «Он никуда не показывался, потому что ехал с бородой, в которой ему хотелось показаться жене».
Сам Николай до восшествия на престол и в первые годы брился начисто; но потом на его верхней губе вскочила досадная бородавка, а Николай I очень щепетильно относился к своему внешнему виду. На престоле оказался первый со времен Петра Великого усач.
С 1832 года воинским чинам было разрешено носить усы и баки (но не бороды). Для гражданских чинов все оставалось строго. 30 марта и 2 апреля 1837 года вышли указы, напоминавшие о строгом запрете носить усы и бороды всем гражданским чинам и чинам придворного ведомства. В указе от 2 апреля говорилось: «император… изволил заметить, что многие гражданские чиновники, в особенности вне столицы, дозволяют себе носить усы и не брить бороды… подражая французским модам». Император находил это «совершенно неприличным» и повелел «всем начальникам гражданского ведомства строго смотреть, чтобы их подчиненные ни бороды, ни усов не носили, ибо сии последние принадлежат одному военному мундиру».
Как пишет А. Фаресов, «один только профессор батальной живописи Богдан Павлович Виллевальде носил „высочайше утвержденные усы“, как он выражался, на том основании, что император Николай Павлович очень часто посещал мастерскую художника, очень любил последнего и, в виде исключения, позволил ему носить усы». В 1848 году, однако, усы разрешили носить также чиновникам одного гражданского ведомства — Корпуса путей сообщения.
В 1850-е годы усы и бакенбарды стали модным аксессуаром викторианского мужчины — возможно, после Крымской (Восточной) войны, откуда британские офицеры возвратились порядком заросшими. Со временем и в России наступило послабление законодательства по этому вопросу: Александр II, сам носивший пышные бакенбарды, в 1874 году разрешил военным носить бороды во всех войсках, кроме гвардии, свиты императора и высших военных и морских чинов. А в 1881 году бородатый царь Александр III «вернул» бороды и гражданским чиновникам. Бороду носили и многие члены царской семьи рубежа веков — Константин Константинович, Николай Михайлович, Сергей Александрович и сам Николай II.
В Советской России законов о растительности на лице уже не было. Борода, конечно, могла восприниматься как характерный атрибут геологов, художников, диссидентов, но денег за ее наличие никто брать не пытался. Обязательным бритье бороды осталось только в армии.
Источник статьи: http://knife.media/beard-history/