Борода без усов какая вера

Значение бороды в религиях мира

Если вы обладатель бороды длиннее 10 см, носите темную одежду и ходите в церковь, то наверняка вам приходилось слышать в свой адрес – «Батюшка, а служба уже началась?». И только разглядев узкие джинсы, черепушку на футболке и абсолютно не смиренный взгляд люди понимают – нет, вы не из духовенства. В этой статье рассмотрим отношения разных религий к бородоношению. Какие из них приветствуют, а какие отвергают растительность на лице мужчины. Чем является борода для людей духовных и какой смысл вкладывается в ее взращивание.

Борода и православие: значение бороды в православии

В православном мире отличительной чертой мужчин, имеющих духовный сан всегда было наличие бороды. Мы не будем дословно цитировать священные писания, их много, и они нагружены нюансами, но суть такова – Бог создал людей (мужчин) по подобию своему, а значит не гоже идти против природы и сбривать то, что растет естественным образом. Брадобрейство считалось действием еретиков и противников церкви. Сбривая бороду, мужчина оголяет лицо и нежную кожу, становится похожим на женщину. Таким образом, он как бы отвергает свое мужское начало и идет против природы, против Закона Божьего. Встречаются источники, которые говорят о распутстве и гомосексуальности этих мужчин, что является огромным грехом и всячески порицается. Таким мужчинам не было места в церкви на службе, не то что в монастыре. Ходить среди монашествующих с оголенным лицом считалось не допустимым. Менять образ по которому ты был создан, сбривать бороду, выделяясь таким образом и выпячивая свою некроткую натуру считалось грехом. На всех иконах Иисус Христос, святые, мученики – все с бородой. А там, где мужчины без растительности на лице – изображены отроки, они еще не вошли в соответствующий возраст. Но как бы там ни было, в современном православном мире нет строгого закона носить бороду. Это скорее традиция, чем непоколебимое правило. Вас не должно смущать, если вы встретите безбородого священнослужителя, хотя даже на сегодняшний день таких не так уж и много.

Борода в исламе: что означает борода у мусульман

Среди мусульман отращивание бороды принято классифицировать как «сунну». Сунна – это священное придание о жизни Мухаммада, это те действия, которые совершал сам Пророк. То есть, если он носил и отращивал бороду, то и современные мусульмане должны брать с него пример. Другой вопрос в том, какой именно должна быть борода. Нельзя допускать беспорядочного роста, лохматости и взъерошенности бороды. Человек, который не следит за растительностью на своем лице может прослыть неопрятным и неряшливым, а у мусульман это недопустимо. Есть множество историй о том, когда праведные халифы приказывали приводить в порядок и укорачивать растительность на лице мужчинам, которые по образу походили на дикарей. Мусульманину полагается быть красивым не только внутренне, но и внешне. Он должен быть аккуратным, опрятным. Заходить в мечеть позволительно только в таком виде, появляясь среди своих братьев нужно быть примером для людей. Так завещал сам Пророк. Именно поэтому, в современном мире, мусульмане лидируют в рейтинге самых красивых и ухоженных бородачей. Имея густую и жгуче черную растительность на лице от природы, они следят и облагораживают ее согласно религиозным законам. Но, следует отметить, что усы у мусульман принято укорачивать, причем не реже чем один раз в сорок дней. Это правило так же обязательно к выполнению, так как является сунной. Часто мусульмане носят бороду без усов.

Борода в буддизме: почему буддисты бреются

Известно, что волосы являются накопителем информации и содержат в себе тонкую энергию человека. Буддийский монах должен быть далек от мирской жизни и суеты, поэтому стрижка и бритье является для него моментом обнуления, подавления страстей человеческих и укрощением собственного эго. Сиддхартха Гаутама, в последствии ставший Буддой, покинув отчий дом, в первую очередь обрил голову. Буддийские монахи поступают так же с целью показать отречения от мирского и укрепить свою принадлежность к «святой жизни». В основе образа жизни буддийского монаха лежит большое количество практик и медитаций. Для максимального погружения в себя и наивысшей концентрации необходимо исключить все внешние раздражители и факторы влияния. Еще одной причиной бритья головы, бороды и усов является желание буддийского монаха ежедневно полностью всего себя посвятить служениям. Уход за бородой, расчесывание и мытье волос, все это требует времени и внимания. А зачем тратить энергию на такие приземленные дела, если можно пустить ее в другое священное русло. Есть определенные правила, волосы какой длины допустимы, что предполагает бритье головы несколько раз в месяц. Бритва – неотъемлемый атрибут буддийского монаха. Но стоит отметить, что речь идет исключительно о монахах, о людях которые выбрали аскезу своим принципом жизни. Среди буддистов-мирян строгих правил о ношении бороды и подстригании волос нет.

Читайте также:  Стрижка отросшее каре с отросшей челкой

Борода в иудаизме: почему евреи не бреются

Евреи всегда, всеми силами и при любых обстоятельствах стараются чтить традиции, постигать мудрость древних писаний и расти духовно. Выполнять волю Творца предпочтительнее в облике и с внешним видом, который был присущ предкам. При первом взгляде на человека должно быть понятно, что он уважает и принимает многовековое еврейские наследие. Борода, пейсы, кипа, черное одеяние – служат идентификатором, представитель какого народа перед нами. Тора дает конкретную установку евреям на счет растительности на лице: нельзя стричь волосы в пяти точках на нижней части лица. Одну точку определить несложно – это виски. Оставляя волосы на висках, евреи отращивают пейсы. А вот границы остальных четырех точек установить крайне сложно, конкретных толкований нет, поэтому принято оставлять нетронутой всю бороду. Тем более, сбривая бороду, человек отдаляется от Творца, ибо лишается части себя, а ведь он создан по подобию Всевышнего. Но есть примечание: если человек чувствует, что не постиг наивысшего духовного уровня, то бритья опасаться не стоит. Толкуя Тору, мудрецы постановили: можно срезать волосы на лице ножницами; выщипывать пинцетом; бриться только кошерными машинками для бритья (в настоящее время их две); пользоваться лезвием опасной бритвы категорически запрещено; срезать волосы на лице можно в любой день, кроме субботы. Этим правилам должны следовать те, кто всей душой стремиться быть истинным и духовным евреем. Но мирская жизнь еврея полна своих правил и нюансов, так что порицать его за сбритую бороду или отсутствие кипы не стоит.

Сбривать или не сбривать бороду, конечно же выбор каждого. Но то, что она придает шарма, мужественности и солидности ее обладателю – вне всякий сомнений. Уважаемые мужчины, вне зависимости от религиозных убеждений, будьте мужественными, будьте sborodoy, и посещайте барбершопы Киева или вашего города.

Источник статьи: http://sborodoy.com/blog/vidy-borod/znacenie-borody-v-religiah-mira

Что значит борода в исламе?

Ношение бороды в исламе – зачастую предмет бурных споров среди приверженцев Корана. Отношение к этому атрибуту внешности даже среди учёных многообразно и крайне противоречиво. Являясь сунной пророка Мухаммада, борода скорее относится к культурному феномену, чем к религиозному. Современность, культурные и социально-политические трансформации в мире усиливают тенденцию к необязательному ношению бороды среди мусульман. Символическое религиозное значение бороды сохраняется, но не остаётся доминирующим, изменяя свою культурно-традиционную значимость.

Значение бороды в исламе

Людское мнение о мужской бороде зачастую бывает полярным: кто-то воспринимает её в качестве модного атрибута, а кто-то расценивает её ношение как дурной вкус. Тем не менее в любой традиционной культуре она является символом мужской идентичности. Юноша с молодой порослью уже воспринимается по-другому, более мужественным. Недаром в древности на Руси сбривание бороды вызывало подозрения о принадлежности к нетрадиционной ориентации.

Мусульманская же борода – это прежде всего дар Всевышнего. Это символ, который в зависимости от культурных особенностей веры и времени содержит в себе те или иные особенности и религиозное наполнение.

Если спросить верующего мусульманина, для чего он носит бороду, то самым простым ответом будет ссылка на пророка Мухаммада. Однако тема не так уж проста даже для самих мусульман. Вопрос об обязательном или необязательном ношении бороды и поныне остаётся дискуссионным. Тема муссируется среди исламских правоведов и богословов, в научных кругах. Эта полемика и по сей день носит довольно острый характер. Одним из главных её аспектов является вопрос, что означает ношение бороды для последователей ислама – фард (обязательное предписание) или сунна (желательная, рекомендуемая традиция), и является ли сбривание бороды харамом (грехом).

Исламская религия включает немало религиозных течений:

  • сунниты;
  • хариджиты;
  • мурджииты;
  • шииты;
  • мутазилиты и прочие.

Каждое течение имеет собственный свод правил и установлений, которые адепты в своём большинстве стараются строго соблюдать. Поэтому для одних мусульман удаление тех же усов – процедура обязательная, для других – желательная к исполнению, для третьих – запрещена, а иные, вообще, поступают по собственному усмотрению. Хотя некоторые религиозные авторитеты полагают, что бритьё усов – акт высокого служения Аллаху.

Читайте также:  Что дает стильная стрижка

С древних времен борода считалась символом мужественности, а чисто выбритый подбородок в отдельных религиозных течениях считался явлением позорным, вызывающим отвращение. С течением времени общественное отношение к этому атрибуту мужского лица изменилось в сторону права собственного выбора. Однако в отдельных религиях по-прежнему продолжают придерживаться жёстких правил и норм, которые имеют в исламе множество тонкостей и нюансов.

Многими религиозными деятелями неоднократно подчеркивается актуальность ношения бороды, поскольку сам пророк Мухаммед делал это и велел делать своим последователям. В ряде известных случаев это положение рассматривается правоверными в качестве обязательного правила.

К особенностям такого отношения к этому символу веры в Аллаха относятся:

  • обладание именно ухоженной и аккуратной растительностью;
  • недопустимость небрежного отношения к своей внешности;
  • полный запрет ношения неопрятной, грязной бороды;
  • отношение к отращиванию бороды, как к символу взросления, становления мужественности, приобретения опыта, получения возможности создания семьи.

Чтобы верующие лучше понимали отношение ислама к различным жизненным ситуациям, создавались специальные хадисы – мнения пророка (толкования), к которым надо было прислушиваться или просто следовать им. Хадисы затрагивают множество сфер жизни правоверного человека, а устанавливались они единожды, чтобы не подвергаться изменениям или повторным толкованиям.

Для их изучения специально создано хадисоведение.

Хадисы содержат ясные поучения, составляющие нормы поведения, касающиеся, например:

  • важности соблюдения личной гигиены;
  • обязанности бритья усов и отращивания щетины, обрамляющей подбородок;
  • наличия растительности как основного отличия правоверных от иноверцев;
  • обязательности ухода за зубами, очищения усов (при их наличии) после еды, их стрижки до определенной длины.

Как сообщается в хадисах, Мухаммад призвал адептов к взращиванию бород и их ношению: «Отличайтесь от иноверцев: растите бороды и стригите усы». Иными словами, в древности борода представлялась в качестве особого признака верующих в Аллаха.

Бурные диспуты о бороде достигли такого накала, что ее наличие превратилось чуть ли не в доминирующий признак верующего человека. Как отмечают некоторые авторитетные исламские эксперты (улемы), правоверные так зацикливаются на второстепенных вопросах веры, что упускают тему основных Законов Всевышнего. Столкновения мнений возникают не только о ношении бороды, но и о ее размерах, окраске и формах. Большая часть улемов полагает, что бороду носить надо, но различия в степени обязательности такого ношения присутствуют.

Мнения о дозволенности сбривания бороды придерживается меньшинство, которое то самое большинство называет «неверными», «заблудшими», «тагутчиками» и прочее.

Является ли ношение бороды каноническим, зависит от особенностей 4-х основных школ шариата. Например:

  • в соответствии с ханафитским мазхабом избавляться от бороды нежелательно (близко к запрету);
  • последователям ханбалитского и маликитского мазхаба это запрещено;
  • в соответствии с шафиитским мазхабом – нежелательно (но не запрещено).

Собственно в Коране нет прямых упоминаний о запрете сбривания бороды, усов. Строго говоря, вопрос оставлен на усмотрение верующих. А вот попытки косвенного подтверждения необходимости их ношения имеются.

Авторитетный имам одного из учений (мазхаб) Абу Ханифа представил сунну в двух видах:

  • сунна мандуба (мустахабба, неканонический вид);
  • сунна ваджиба (канонический вид).

По поводу второго сказано: «Пусть поберегутся те, кто не следуют приказам Его, дабы не настигла их смута или не постигло их наказание тяжёлое!» (Коран, 24: 63).

Рекомендованная длина бороды – не больше кулака мужчины, а брить её следует в редких случаях, например, при болезнях, если это поспособствует полному излечению.

Её покраска натуральными веществами допустима.

Таким образом, у правоверных вопрос о бороде ныне носит острый характер, особенно между старшими и молодыми поколениями. Ситуация усугубляется и тем, что такая растительность стала ассоциироваться с радикализмом и экстремизмом, поскольку большинство воюющих на Востоке отращивают длинную растительность. Вполне возможным компромиссом в складывающейся ситуации может стать опрятная бородка средних размеров.

Справедливости ради следует отметить, что сбривать волосяной покров на лице – это значит, изменять облик, дарованный человеку Аллахом в результате рождения. И вполне логично, что этот дарованный облик следует неукоснительно принять как божественный дар, проявляя о нём заботу и уход. Отсюда следует, что ношение ухоженной и опрятной бороды – лучшее доказательство трепетного отношения к дару.

Вообще, аспектам гигиены правоверные придают большое значение. Считается, что стремление к чистоплотности отличает мусульманина от неверующего. В отдельных хадисах чётко прописывается частота умывания в сутки, порядок ухода за волосами. Например: «Десять вещей относим к фитре: стрижка усов, ношение бороды, использование сивака, промывание носа водой, стрижка ногтей, мытьё суставов пальцев, выщипывание волос в подмышках, бритьё в паху и подмывание».

К основным правилам гигиены мусульмане относят:

  • ежедневное расчесывание волос, периодическое их подстригание, когда они вырастают до плеч;
  • возможность окрашивания волос на голове и щетины, особенно, когда она начинает седеть;
  • возможность подведения глаз с помощью сурьмы (сегодня практически не исполняется);
  • обязательное ополаскивание полости рта после употребления чеснока, лука.
Читайте также:  Короткие модельные стрижки с рисунками

Какой она должна быть?

Хадисы подчёркивают необходимость регулярного подстригания волос для поддержания их по длине, ширине и в опрятном состоянии. При этом ношение бороды без усов допустимо – решение этого вопроса в большинстве течений отдается правоверным. Главными аспектами являются чистота, ухоженность и опрятность. Оптимальной длиной бороды считается размер сжатого кулака. Хотя в отдельных исламских учениях бороду отпускают до её естественного роста.

Окрашивать бороду мусульманам разрешено самим Мухаммадом, который рекомендовал приверженцам производить процедуры окрашивания, подбирая оттенки красного и желтого. Вероятно, что такие рекомендации необходимы для создания явного отличия исламистов от иудеев и христиан. Применение при покраске черного оттенка запрещено.

Этот оттенок используют приверженцы джихада.

Примечательно, что есть немало стран, где ислам доминирует, но правоверным разрешено бытовать в социуме без бороды. Так, в Турции ношение бороды трактуется как сунна для зрелых мужчин, а вот госслужащие обязаны быть на работе гладковыбритыми.

Аналогичная картина наблюдается и в Ливане, где ношение бороды необязательно означает принадлежность человека к исламской вере. Скорее, наоборот, это стимулирует к нему определённое внимание со стороны правоохранительных органов.

Нередко споры между верующими разрешаются правилами шариата с помощью осмотра:

  • на предмет наличия щетины;
  • по поводу размера волос;
  • для установления истинной правоверности.

Лица, не прошедшие такой осмотр, подвергались различным гонениям и оскорблениям. В странах, где власть контролируется «Талибаном», за отсутствие бороды полагалась смертная казнь.

Почему сбривают усы?

Усы в этом контексте также играют немаловажную роль, но мнения разделились и здесь. Сторонники ряда учений полагают, что усы надо сбривать полностью. Иные считают, что брить их следует только частично, оставляя в той части, которая не выходит за край верхней губы. Это объясняется тем, что крошки пищи, попадающие на усы, оскверняют процесс, являясь греховным деянием (харам).

А вот имам Малик, сторонник маликитского мазхаба, вообще, полагал, что сбривать усы полностью нельзя – это нововведение, а верующих, которые следуют этому правилу надо «побивать». Доходило до того, что у таких лиц запрещалось брать свидетельские показания – своеобразное поражение в правах.

Ранние ханафиты полагали, что укорачивание усов означает их полное искоренение, однако позднее в учении ханафитов частичное их укорачивание было разрешено.

Традиция в наши дни

В постсоветских регионах ситуация с точки зрения официального религиозного отношения по поводу бороды формировалась по-разному. В Казахстане духовенство являлось сторонником сунны (необязательное ношение). Греховным бритьё считалось у салафитов.

В Узбекистане отсутствуют конкретные законные основания, запрещающие бороды, но бородачи вызывают закономерное чувство настороженности со стороны окружения и сотрудников полиции.

Нередко имамы мечетей просто сбривали растительность, опасаясь попасть в особый «чёрный список» надзорных служб.

Инцидентов неофициального запрещения отращивания бороды, уходящего корнями в правоприменительную практику борьбы с экстремистами, на самом деле немало. В ходе розыска преступных элементов наличие бороды нередко становилось причиной для преследования и ареста. Иногда даже в ходе выдачи паспортов бородачам приходилось оформлять особые справки в управлениях духовенства региона, подтверждающих, что личность не состоит в каком-либо экстремистском группировании. Получить такой документ было непросто.

В нынешних регионах России, где также проживают мусульмане, ситуация различна. Так, в Карачаево-Черкесском регионе Советом улемов издан указ, объявляющий ношение бороды ваджибом (в соответствии с ханафитским мазхабом) – сильный пол обязали растить бороды «минимальные, в рамках видимости (с запрещением выбривания лезвием)».

В Тюмени имам-мухтасиб определил, что для татар борода – это не общетрадиционный символ, а право её ношения надо «заработать»: после свадьбы верующий может отрастить бородку, а вот после 60 лет может выращивать любой длины и густоты.

По мнению имама Мемориальной мечети (Москва), раскрывшего его в своей публикации, фардом (обязанность) бороды «абсолютно не являются», а те, кто полагает, что это именно фард, демонстрируют свою безграмотность. В таком суждении имам опирается на авторитет египетских улемов.

Отдельные инциденты, когда наличие бороды становится основанием для зачисления правоверного в полицейские базы данных, наблюдаются в Дагестане. Речь идёт о «профилактических учётах» куда ставят подозреваемых в экстремистских воззрениях.

Следует все-таки помнить, что хадисы не стоит понимать как некий источник веры. Почти 1500 лет их правили, искажали, неверно трактовали и выдумывали. Сейчас они в большей степени относятся именно к культуре и традициям, религиозный же их аспект скорее относится к источнику – Корану.

Дополнительно о значении бороды в исламе смотрите в следующем видео.

Источник статьи: http://manrule.ru/boroda/v-islame/

Оцените статью
Adblock
detector