- Борода в Исламе
- Борода в Исламе – фитра мужчины
- Позиции учёных
- Бритьё и подстригание усов
- Мусульманские бороды: правила в исламе и значение
- Значение бороды в исламе
- Правила ношения бороды
- Что говориться в сунне?
- Почему мусульмане носят бороду без усов?
- Борода мусульманина: фото
- Заключение
- БОРОДА В ИСЛАМЕ — СУННА?!
- Хукм о бороде
Борода в Исламе
Борода. Где-то её воспринимают как элемент моды, показатель брутальности её носителя, а где-то – как неряшливость и показатель дурного вкуса. Но почти для каждой традиционной культуры борода означала принадлежность к мужской идентичности. Мальчик с бородой начинал восприниматься как мужчина, а где-то, например в древней Руси, сбривание бороды и вовсе означало принадлежность к нетрадиционной ориентации.
Для мусульман борода, как и всё остальное в человеке – это в первую очередь дар Всевышнего. И если задаться вопросом, почему мусульмане носят бороду, то ответ последует ясно и незамедлительно: бороду носил наш Пророк Мухаммад ﷺ, её носили сахабы и саляфы. Однако между тем известно, что существовали и существуют многочисленные богословские дискуссии между исламскими правоведами по поводу того, является борода фардом (предписанным, обязательным для мусульманина), или всего лишь сунной? Является ли бритьё или же укорачивание бороды запретным, то есть харамом?
Борода в Исламе – фитра мужчины
Аллах создал мужчину и женщину в их изначальном виде — то, что в исламской терминологии называется словом фитра (первозданное естество). К фитре внешности мужчины относится в том числе и борода. И её сбривание — это, стало быть, изменение фитры, поскольку борода относится к естеству мужчины.
Передаёт Ибн Умар, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «К фитре [относится] подстригание усов».
От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передаётся: «Фитра – это пять вещей: обрезание, бритье [волос] в паху, выщипывание волос подмышками, подстригание ногтей и подстригание усов».
Однозначно известно, что ношение бороды было частью сунны Посланника ﷺ, а соответственно и его благородное повеление нам — его умме:
От ибн Аббаса передаётся, что когда посланник Аллаха ﷺ завоевал Мекку, он сказал: «Поистине Всевышний Аллах и Его посланник запретили вам вино и плату за него, запретили мертвечину и плату за неё, запретили свинину и плату за неё. И также он сказал: «Укорачивайте усы и отпускайте бороду, не ходите по рынкам без изара, и не из нас тот, кто практикует чужие обычаи».
Уже тот факт, что бороду носил Пророкﷺ, никогда не сбривая её, однозначно указывает нам на предпочтительность ношения бороды. Но сегодня людям, как известно, недостаточно простой практики Посланника. Такое действие они любят записать в сунну, то есть, по их словам, необязательное для исполнения. В противном случае им нужен конкретный далиль (довод), где чётко и ясно было бы прописано: запрещено или разрешено. И у исламских учёных, разумеется, есть такой далиль.
Позиции учёных
Имам Ахмад передаёт хадис от одного из сподвижников: Кто не бреет в паху, не подстригает ногти и не подстригает усы, тот не из нас.
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Отличайтесь от многобожников: отпускайте бороду и подстригайте усы». Каждый раз, когда Ибн ‘Умар совершал хадж или ‘умру, он брал свою бороду в кулак и отрезал то, что выступало за кулак. (аль-Бухари 5892, Муслим 259)
Запрет на бритьё бороды является однозначным в ханафитском, маликитском и ханбалитском мазхабах(аль-Маусуатуль Фикхиятуль Кувейтия 35/225-226). У шафиитов основным мнением считается макрух (нежелательность) бритья бороды, и таково мнение имамов ан-Навави и ар-Рафии, да будет доволен ими Аллах. Есть и другое мнение, например, у имама аш-Шафии, аз-Заркаши, аль-Халими, да будет доволен ими Аллах, что правильная позиция — это полный запрет бритья бороды.
Согласно ханафитскому мазхабу, чтобы борода должна достичь такой длины, чтобы её мог охватить кулак, и уже затем её рекомендуется подстригать.
На основании всего вышеперечисленного читатель мог убедиться в обязательности оставлять бороду и запретности брить её.
Бритьё и подстригание усов
Следующая тема, непосредственно связанная с предыдущей — это хукм (шариатское постановление) касательно подкорачивания усов или полного их сбривания. На этот счёт мы также обладаем огромным количеством хадисов и тех разных выводов, которые делают учёные на основании этих хадисов. В случае ханафитского и ханбалитского мазхабов, усы следует сбривать полностью. Поздние ханафиты, например Ибн ‘Абидин рахимахуЛлах, говорил, что усы стоит укорачивать, а не сбривать полностью.
В случае шафиитов и маликитов, то они сошлись на предпочтительности укорачивания усов. Так, например, имам ан-Навави рахимахуЛлах говорит: «Границы в укорачивании усов заключается в том, чтобы они были срезаны так, чтобы край губы был виден, но они не должны быть сбриты полностью.»
Известно, что у персов и зороастрийцев был обычай отращивать усы и полностью сбривать бороду. Поскольку Пророк ﷺ сказал «И не из нас тот, кто практикует чужие обычаи» и тем самым запретил нам уподобление неверным, то очевидной становится и причина повеления Пророка ﷺ, которое передаётся от Умара, да будет доволен им Аллах: «Поступайте не так, как язычники: отпускайте бороды и подстригайте усы».
А Аллаху известно лучше.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Источник статьи: http://naistine.ru/boroda-v-islame/
Мусульманские бороды: правила в исламе и значение
Мусульмане уверены, что каждый праведный мужчина должен отращивать бороду. Он не имеет право изменять самостоятельно облик, который даровал ему Аллах. Такаятрадиция может показаться варварской, но именно она позволяет отличить мужчину от женщины.
Мусульмане очень трепетно относятся к своей бороде, поэтому гладковыбритый мужчина у этого народа вызывает насмешки и жалость. Молодые люди уже не хотят придерживаться всех правил, поэтому возникает множество споров вокруг данного вопроса, которые мы и рассмотрим в нашей статье.
Значение бороды в исламе
Пожилые мусульмане утверждают, что сам пророк Мухаммед призывал мужчин носить бороду и оставлять ее первозданном виде, чтобы отличаться от язычников. Такое правило должен выполнять каждый.
Однако лучше глубже вникнуть в саму суть ношения бороды в исламе. Чтобы понять всю систему необходимо разобраться, каким образом развивалось данное религиозное направление. Во время жизни пророка Мухаммеда мусульманские бороды аккуратной формы были обязательным атрибутом каждого мужчины. Во время отращивания растительности на лице молодой человек должен был почувствовать, как его организм наполняется мужской силой. Только в этом случае ему разрешалось заводить семью, детей и строить собственный дом.
Волосы на лице это особый талисман каждого мусульманина борода в исламе означает веру в Аллаха. Важность данного атрибута очень высока, но обязан ли каждый молодой человек носить ее никто не ответить вам точно. Грех ли сбривать волосяной покров на лице в исламе? Как выполнять заповеди пророка Мухаммеда живя в современном обществе? На эти вопросы и попробуем найти ответы.
Правила ношения бороды
Некоторые люди считают, что борода мусульманина должна быть максимально длинной и густой, но это не правильное мнение. Есть определенные правила подстригания растительности на лице. Данный процесс проводится по регламенты и не может проводиться просто по желанию мужчины. В Коране сказано, что пророк подстригал свою бороду, чтобы ее форма была аккуратной, поэтому и все смертные должны следить за растительностью на своем лице, чтобы ее внешний вид был опрятный, а не напоминал заросли джунглей.
Что говориться в сунне?
Бесспорно, важность бороды в исламе нельзя переоценить. Но до сих пор ведутся острые обсуждения того является ли ее ношение обязательным для каждого мужчины. Существуют рекомендации (сунны) по ношению бороды. Их необходимо знать и желательно выполнять, но это не является обязательным моментом. Если мусульманин выполняет все рекомендации, то приблизиться к Аллаху и привлечет на себя его одобрительный взгляд, но даже если некоторые пункты, которые описаны в сунне, не выполняются, то это не считается проявлением греха.
В сунне говориться, что не стоит брить бороду просто так, не имея на это причины. Процедура стрижки проводиться только для придания опрятного внешнего вида волосам на лице. Мусульманская борода может полностью сбриваться только в случае серьезной болезни мужчины, если этого требует процесс излечения.
Многие халифы успокаивали мужчин, у которых слабо росла щетина, и они не могли отрастить густую бороду. По их словам не стоит переживать по этому поводу и считать себя прокаженными или бракованными. Вера идет из сердца и души и не зависит от длины волосяного покрова на лице
Почему мусульмане носят бороду без усов?
Есть рядмусульман, которые не любят носить слишком густую растительность на лице. Исходя из своих предпочтений, они сбривают усы,что не запрещено. Борода сунна – когда состригаются усы, а борода оставляется. Это говорится в священном писании со слов пророка Мухаммеда. По его словам харам (грех), когда еда дотрагивается до усов, вот почему многие мусульмане носят бороду без усов. При этом уход за волосами на лице должен проводиться с максимальной тщательностью.
Борода мусульманина: фото
В священном писании пророк говорил о том, что не подстригают свои бороды только дикие люди. Самая оптимальная мусульманская борода не должна быть длиннее размера сжатого кулака, но и короче брить ее не стоит. Давайте посмотрим на несколько фото мусульманской бороды.
Заключение
По итогу хочется сказать, что значение бороды в исламе очень важно. Но сегодня тяжело сказать однозначно стоит ли современному мусульманину заводить густую щетину или можно уже отойти от этого стандарта? Многие мусульмане до сих пор считают греховным несоблюдение правил пророка Мухаммеда, поэтому основная масса мужчин носят небольшую бородку аккуратной формы, что является самым мудрым выходом из сложившейся ситуации.
Источник статьи: http://afmen.online/musulmanskie-borodyi.html
БОРОДА В ИСЛАМЕ — СУННА?!
Именем Господа Единого, Милостивого ко всем и Милосердного только для муслимов в День Суда!
Хукм о бороде является самым волнующим вопросом на сегодня. Не секрет, что на этот повод очень большое количество споров. И споры эти, как обычно, разводятся именно джахилями, которые возомнили себя толибуль ъильм.
Вопрос бороды часто поднимается именно среди гладковыбритых муслимов, которые утверждают, что «борода – это одна из Сунн, и что не стоит постоянно останавливаться на таких мелочных вещах». И на самом деле, альхамдулиллях, борода – это сунна пророка (алейхи соляту уа ссалям), однако в исламском фикхе есть большое отличие среди обязательных и желательных сунн.
Великий имам одного из мазхабов Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) подразделил Сунну Посланника Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, на следующие важные деления:
- Сунна мандуба (мустахабба, желательная);
- Сунна ваджиба (обязательная).
Совершение первой Сунны считается желательным, а нарушение ее– разрешенным (мубах). Случаи Сунны мандуба – войти в Дом Аллаха с правой ноги, почистить зубы после совершения очищения и т.п. И кто будет соблюдать их, будет вдобавок награжден Аллахом, а кто отложит, не будет на нем никакого греха.
А что же насчет второй Сунны (ваджиба), то обязательность её совершения находится на абсолютно всех муслимах ахлю-Сунна уаль джамаа. Ваджибаты – это, именно, то деление Сунны, касательно которой есть хадисы, несущие в себе устрашение от Аллаха для тех, кто относится к ней пренебрежительно, либо повелительные приказы (запрещения) Пророка (алейхи соляту уа ссалям). Муслим, сознательно оставляющий Сунну ваджибат, есть грешник, так как Аллах сказал:
«Пусть берегутся те, которые нарушают приказ его (Посланника Аллаха), дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!» (Коран, 24: 63).
И кто не любит какую-нибудь часть Пречистой Сунны Посланника Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, вышел из религии Аллаха и будет неверным даже, если он будет выполнять это (к примеру, чтобы не отличаться между муслимами). Нелюбовь к Сунне вызвана лишь двумя аспектами: неприязнью к Пророку (алейхи соляту уа ссалям) либо неприязнью к его сахабам (как у крайних шиитов); и оба этих явления есть большое неверие.
Вышел из религии Аллаха и тот, который утверждает, что существует такое законодательство или норма традиций и обычаев, гораздо истинные, чем закон Всевышнего. И Всевышний строго предупреждает тех, кто смеется над Кораном и Путем Его Посланника, алейхи соляту уа ссалям; Всевышний Аллах, Субханаху уа Тааля, в Коране сказал:
«Не над Аллахом ли, Его аятами и Его Посланником вы издевались? Не извиняйтесь! Вы впали в неверие, после того как уверовали»
(Коран, 9:65-66).
К этому касаются и всякого рода усмешки о Пречистой Сунной Пророка (алейхи соляту уа ссалям), также и борода («вахабит», «радикал», «басурман», «бородач», «короткошерт», «душман», «басмач» и т.д.).
Ну а сейчас перейдем, собственно, к вопросу.
Pinterest
Хукм о бороде
В 22 суре Корана «Хадж» говорится:
«Потом пусть они покончат со своей неопрятностью, целиком выполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего храма» (Коран, 22:29).
Великий сахаб Пророка, алейхи соляту уа ссалям, Абдуллах ибн Аббас, да будет Аллах доволен ими обоими, сообщил, что под выражением«устранением неопрятности» Всевышний Господь подразумевает сбривание головы, остригание ногтей, укорочение бороды и усов к завершению хаджа. Такие же слова приведены и от Ибн Джубайра, Мухаммада ибн Кя’ба и большинства других, о чём пишет имам Мухаммад бин Джарир ат-Табари, рахимахуллах, в собственном толковании Корана.
(т. 10, стр. 149-150).
От Абдуллаха ибн Умара, да будет Господь доволен ими обоими, сообщается, что Пророк (алейхи соляту уа ссалям) повелел каждому мужчине из его общины оставлять бороду и укорачивать усы. Хадис приводится в сборниках шейха аль-Бухари («аль-Джами’у-с-сахих», № 5893), Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и остальных мухаддисов. Согласно другому варианту хадиса, передаваемом имамами аль-Бухари и Муслимом, Пророк Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, говорил:
- «Не будьте похожими на язычников, отращивайте бороды и укорачивайте усы!»
Относительно внешности Пророка (алейхи соляту уа ссалям) скажем, что в момент его переселения сподвижник Умар ибн аль-Хаттаб, да будет Аллах доволен им, сказал: - «Я увидел Пророка (алейхи соляту уа ссалям) с большой [в другом варианте – с густой] бородой».
Другие хадисы о том, что Посланник Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, якобы укорачивал или брил бороду, представляют из себя слабые (даиф) или придуманные (вымышленные) (мауду) хадисы, и никто из факихов не имеет права брать их во внимание в собственном иджтихаде (выводе исламских постановлений).
На случай если заглянуть в Сунну сахабов Посланника Аллаха (алейхи соляту уа ссалям), то сообщается, что Абдуллах ибн Умар, выполняя хадж или умру (малое паломничество), брал бороду в кулак от подбородка и подстригал всё, что было ниже данного кулака. Джабир ибн Абдилля, да будет Аллах доволен им, говорил:
«Мы постоянно отпускали бороды, исключая период хаджа и умры» (хадис от имама Абу Дауда, рахимахуллах).
И никто не сможет найти ни одного правдивого риваята о том, чтобы кто-либо из сподвижников посланника Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, сбривал или укорачивал бороду (к сведению, от неверных и нововведенцев хадисы не берутся во внимание). Наоборот, много есть достоверных хадисов, которые говорят нам, как их длинные бороды становились влажными от слёз, текущих с их глаз. Вдобавок сообщается, что в тот момент, когда Кайс ибн Са’д (сын Са’да ибн Убады) дорос до полового развития и сподвижники узнали, что у него не появляется борода, они промолвили:
«Наш Кайс – хороший человек, если бы не один недостаток: у него нет бороды. Если бы мы знали, что борода продаётся где-то за дирхамы, то сложились бы для того, чтобы купить ему бороду!»
Таби’уны (второе поколение муслимов, следующих за сахабами) тоже подстригали немного свои бороды лишь к завершению хаджа или умры; они укорачивали их, взяв в кулак, далилем на это приходится вышеприведенный нами хадис Абдуллаха ибн Умара, да будет Аллах доволен ими обоими. Так же нужно добавить, что Абдуллах ибн Умар являлся из тех самых учеников Посланника Аллаха (алейхи соляту уа ссалям), подражавшим его действиям в буквальном смысле слова во всяком поступке, чтобы он не совершал. Так, к примеру, Абдуллах ибн Умар, радиаллаху анху, разузнал, что возле Медины растет дерево, под тенью которого Пророк, алейхи соляту уа ссалям, прохлаждался, и он (Абдуллах ибн Умар) ежедневно посещал это дерево, чтобы полить его водой, дабы оно не высохло.
Вдобавок скажем, что фундаментом разделения хадисов Посланника Аллаха (алейхи соляту уа ссалям) на Сунна мандуба (желательное) и Сунна ваджибат (обязательное) представляет из себя именно его призыв к нам выполнять тот или иной поступок. Так, к примеру, относительно окрашивания в цвет бороды Посланник Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, сказал:
«Лучшим из того, чем вы будете закрашивать седину, являются хна и катам».
(Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).
А в отношении отращивания бороды Посланник Аллаха (алейхи соляту уа ссалям) повелел своей общине это утвердительным образом. Вот почему праведные предшественники (ас-саляфу ас-солих) единогласным мнением говорили про бороду одним из ваджибатов. А праведный имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, отнёс сбривание бороды в категорию больших ослушаний Аллаха (иснад «аль-Кябаир»).
Воззрения кибар уляма ахлю-с-Сунна уаль джамаа в теме укорачивания бороды разветвились: некоторая часть из их числа воспрещает совершать это и в период хаджа. Эти уляма аргументируют свою точку зрения тем, что нет правдивого хадиса о подстригании бороды Посланником Аллаха (алейхи соляту уа ссалям), а что касается поступка Ибн Умара и остальных сахабов, то у них свой иджтихад, и в нем они сделали ошибку. Но многие учёные советуют подстригать бороду в завершении хаджа или умры, однако не дают данному действию статус ваджибат.
Густая борода и коротенькие (или же их нет) усы – основное, что выделяло лица сахабов и таби’унов от обликов ахлюль Китаб, мушриков, безбожников и отколовшихся муслимов. Особо ошибаются те, кто утверждает, что борода – это доисламский обычай жителей Аравии, потому что Посланник Аллаха (алейхи соляту уа ссалям) собрал в их мировоззрении только те обычаи и устои, не выходящие за границы Закона Аллаха. Несомненно, Абу Джахль (враг Аллаха, родственник Умара ибн аль Хаттаба, да будет Аллах доволен им) и Абу Ляхаб (проклятый дядя посланника Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, в суре «Масад, Пальмовые волокна») имели бороды, однако они не укорачивали усы, так же, как и не преклонялись пред Всевышним Господом!
Pinterest
Конечно, есть особенные обстоятельства, в которых муслимам разрешено укорачивать бороды (в частности, при ношении респираторов, специальных масок врачей), однако – это лишь с одобрения ученых, постановляющих хукмы для любой особой ситуации. Горе муслимов сегодняшних времен – в том, что они разрешают для себя и остальных многие харамные, порицаемые (макрух) или сомнительные дела (как и запрещают халяльное), не спрашивая об этом у обладателей религиозных знаний. Так, один, пробыв в окружении неверных, полагает разрешенным сбривание бороды, второй – поедание сала, крови и мертвечины, третий же – ношение амулетов и одежды, не закрывающей аурат и т.п.
Заканчивая эту статью, хотелось бы привести слова четырёх больших имамов (основоположников мазхабов) и их верных последователей по теме бороды. Заметим попутно, что сегодня муслимы могут именовать себя ханафитами, маликитами, шафи’итами или ханбалитами, пренебрежительно относясь к более чем половине хукмов собственного мазхаба (неверный Карл Маркс однажды говорил о нескольких коммунистах его времени: если они – марксисты, то я не марксист).
Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, один из учеников имама Абу Ханифы, да помилует Аллах его, сказал:
«Каждый раз, когда Абу Ханифа совершал хадж, он сбривал бороду, взяв её в кулак, после чего он подстригал усы. И поэтому мы используем такой же способ в период хаджа».
Само же сбривание бороды имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, внёс в категорию «макрух тахрими» (нежелательные поступки, близкие к хараму). Один из больших ханафитских улемов Ибн Абидин, да смилуется над ним Аллах, говорил по этому вопросу:
«Что касается подстригания бороды короче, чем до уровня сжатого кулака, то это – поступок некоторых марокканцев и гермафродитов из числа мужчин, и он не дозволяется никому».
Имам Малик ибн Анас, да помилует Аллах его, пишет:
«От Абдуллаха ибн Умара сообщается, что Посланник Аллаха (алейхи соляту уа ссалям) повелел держать бороды и укорачивать усы», целиком разделив мнение Абу Ханифы в том, что укорачивать бороду разрешено только лишь паломнику и только до уровня сжатого кулака. Маликитский имам аль-Хаттаб аль-Малики, да смилуется над ним Аллах воспрещал как сбривание бороды, так и сбривание усов (по его воззрению, усы разрешено лишь подстригать).
Имамы аш-Шафи’и и Ахмад, да помилует Аллах их, также держали бороды и повелевали это своим ученикам (притом имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, возвысил бороду на уровень фарда (обязательное)). Шейхуль-ислам ибн Теймия сопоставил сбривание бороды с тем, что женщина станет налысо сбривать голову, потому что борода является «фитра таби’ийя» (природным внешним свойством). Мужчина с гладковыбритым подбородком уподобляется женщине с лысой головой, о которых пророк (алейхи соляту уа ссалям) говорил (хадис от Абдуллаха ибн Аббаса, переданный имамом аль-Бухари):
«Аллах проклял мужчин и женщин, которые пытаются походить друг на друга».
Источник статьи: http://www.tauba.ru/obshestvo/boroda-v-islame-sunna.html