Борода это сунна пророка мухаммада

Ответы на вопросы наших читателей

Вопрос: Каков хукм относительно сбривания бороды? Является ли это карахаат-тахрим, если совершить три раза?

Ответ: Несомненно, борода является важной сунной, и в это мучёные единогласны. Однако есть разногласия относительно того, является ли борода ваджибом – обязательным атрибутом внешности мусульманина, то есть запрещено ли её сбривать. По мазхабу Имамов Ахмада и Малика сбривание бороды запретно (соответственно это считается грехом), по мазхабу Имама Абу Ханифы это карахаат-тахрим (порицаемое, близкое к запрету деяние).

В Шафиитском мазхабе сбривать бороду не запрещено, однако порицаемо – макрух (действие, за несовершение которого есть награда, а за совершение не засчитывается грех).

Курамухаммад-хаджи Рамазанов (да смилуется над ним Аллах) в книге «Заблуждение ваххабизма в шариатских вопросах» пишет: «Полностью сбривать бороду лезвием по мазхабу имама Ахмада и имама Малика является запретным. По мазхабу Абу Ханифы–карахаат-тахрим (нежелательное действие, близкое к запретному; если совершить карахаат-тахрим три раза, то это будет равносильно одному малому греху). По мазхабу Шафии бриться нежелательно, но не запретно. О нежелательности этого также говорит известный в мире алим Имам Ан-Навави». («Аль-фикх аль-Ислами ваадиллятуху», том 4, стр. 2659; Вахба аз-Зухайли (да смилуется над ним Аллах)).

Примечание: Во всяком случае, крайне желательно следовать сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а борода – это очень важная сунна, которой уделяется огромное внимание в Исламе.

Вопрос: Если один из родителей не разрешает делать намаз, засчитается ли грех тому, кто хочет его сделать?

Ответ: Если родители, не ведая, что пятикратный намаз является обязанностью каждого мусульманина, запрещают совершать намаз своему совершеннолетнему сыну или дочери, то это является грехом. Если же родители знают, что пятикратный намаз – это обязанность каждого мусульманина, но зная это, запрещают своим детям совершать намаз, то это приводит их к вероотступничеству, да убережёт нас Аллах.

Естественно, не стоит сразу же занимать враждебную позицию и вступать в конфронтацию с родителями, огрызаться и т. п. – этого делать нельзя. Вместо этого на деле покажите своё доброе отношение к ним, расскажите, как Ислам предписывает относиться к родителям, относитесь к ним по-доброму, дайте понять, что этому вас учит ваша вера, религия. Поэтому, если родители не дают вам совершать намаз, то не конфликтуйте с ним и всячески старайтесь добиться их расположения мягкими назиданиями и наставлениями, проявляя примерное поведение и т.п.

Ни в коем случае не пропускайте намаз. Если невозможно совершить намаз при родителях, удалитесь в другую комнату или идите в мечеть, то есть старайтесь делать свои намазы скрытно от родителей во избежание конфликта. Ислам не даёт права мусульманину/мусульманке оставлять предписания, кто бы этому ни противился, в том числе и родители. Поэтому запрет родителей не освобождает от совершения намаза, и за отказ от него, соответственно, засчитывается грех, ибо Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет подчинения созданию, если тем самым ослушиваешься Создателя» (Джамиуль-ахадис, № 17171).

Вопрос: Нужно ли делать два суджуд асахви (земные поклоны, совершаемые для того, чтобы компенсировать упущения от забвения в молитве), если имам ханафит на утренний намаз не читает махдину?

Ответ: Мы знаем, что по мазхабу Имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) чтение молитвы «кунут» в утренней молитве является настоятельной сунной. Если Шафиит последовал в утреней молитве за Ханафитом, который не прочитал молитву «кунут» (махдина), для шафиита желательно совершить два земных поклона (саджда) перед салямом. («Фатх аль-Алям» 2/246)

Читайте также:  Прическа как юлий меньшовой

Вопрос: Можно ли выйти замуж без опекуна?

Ответ: Абсолютное большинство учёных (джумхур) утверждают, что женщину обязан выдать замуж опекун, если женщина вышла замуж без опекуна, то брак недействителен, ибо в хадисе сказано:

لَا نِكَاحَ إِلَّا بِوَلِيٍّ

«Нет брака (недействителен), кроме как с опекуном» (Абу Давуд, ат-Тирмизий). Данного мнения придерживаются Маликиты, Шафииты, Ханбалиты и некоторые Ханафиты (Абу Юсуф ученик имама Аба Ханифы).

Если же имеется опекун, который соответствует условиям никаха, но он отсутствует, то есть уехал куда-то (на расстояние Сафара) и не может присутствовать на бракосочетании, то девушку выдает Имам данной местности, потому как в хадисе сказано:

«Правитель является опекуном той, у которой нет опекуна». (Абу Давуд)

Под словом «правитель» подразумевается имам или кадий (шариатский судья). («Хашия Иаанатат-талибин» 3/571).

На вопросы ответил​ Шамиль Мусаев

Источник статьи: http://islamdag.ru/verouchenie/41724

Борода в Исламе

Бороду принято считать одним из основных атрибутов внешнего вида мусульманина. Правоверные братья отпускают её для того, чтобы узнавать друг друга среди незнакомых людей (и затем обмениваться приветствиями, как того требует ислам).

Вопрос о каноническом положении бороды в среде мусульманских богословов остаётся дискуссионным. Ряд консервативных учёных относят её ношение к обязательным (фард) действиям. Они утверждают, что мужчины, которые сбривают волосяной покров на лице, совершают грех уподобления женщинам. Однако это лишь частные мнения, к которым не стоит относиться с полной серьёзностью.

Тем не менее, некоторые видные учёные считали полное сбривание грехом. Например, имам Ибн Хазм утверждал, что удаление волос на подбородке «подобно уродованию своего тела» и недопустимо в среде мусульман.

Бо́льшая часть учёных ислама считают ношение бороды сунной. Ведь Посланник Аллаха сам имел обильную растительность на лице и призывал так ходить своих сахабов. В одном из хадисов, который приводят Бухари и Муслим, сказано: «Стригите усы и отпускайте бороду». Смысл этого Пророк видел в необходимости отличаться от персидских язычников – чтобы мусульмане могли узнать своих единоверцев. Это положение актуально и в наши дни. Именно по бороде мы имеем возможность визуально определять братьев по вере. Опираясь на хадисы, большинство богословов считают ношение именно сунной, то есть желательным.

Бритье и укорачивание какой-либо части из бороды, даже если её длина меньше обхвата в кулак (кабд), является нежелательным, но не запретным. Данное мнение является основополагающим (му`тамад) в шафиитском мазхабе, как это установили Имам Ан-Навави, Имам Рафии, а также посчитал основополагающем мнением шейх ибн Хаджар Хайтами. Такая позиция идет в разрез с мнением Шихабуддина Азра`и, который утверждал, что бритье и укорачивание бороды является запретным. Более подробно с темой можно ознакомиться в книгах «Тухфат уль-мухтадж» (9 / 375-376) с комментариями Абдулхамида Ширвани и «И`анату талибин» (2 / 340).

Умар подстригал свои усы так, что была видна краснота верхней губы, и устранял эти [волосы], то есть между усами и бородой.

От Ибн Умара [передается], что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «К фитре [относится] подстригание усов».

От Абу Хурейры, да будет Аллах им доволен: «Фитра – это пять вещей: обрезание, бритье [волос] в паху, выщипывание волос подмышками, подстригание ногтей и подстригание усов».

От Умара, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, [передается]: «Поступайте не так, как язычники: отпускайте бороды и подстригайте усы».

Умар, совершая хадж или умру, собирал бороду в кулак и отрезал то, что выходило за его пределы.

От Ибн Умара, да будет Аллаха доволен ими обоими: «Посланник Аллаха сказал: «Подстригайте усы и отпускайте бороду»».

Фитра – это древняя сунна всех пророков, мир им.

Читайте также:  Как будет выглядеть стрижка каскад

Имам ан-Навави сказал в шархе на «Сахих Муслим»: «Что касается подстригания усов, то это сунна, и желательно начинать стрижку с правой стороны. И у человека есть выбор: самому постричь или попросить другого помочь в этом – поскольку здесь нет ущемления достоинства и совершения запретного, в отличие от случая с выщипыванием волос под мышками и бритьем в паху. Что же касается границ подстригания, то избранное мнение [заключается в том], что [это надо делать,] пока не обнажится край губы, но не следует их сбривать. А что касается риваятов «сбривайте усы», то речь идет о том, что выходит за границы губ. И Аллах знает лучше. А что касается «отпускайте бороды», то имеется в виду отращивание длинной бороды. И у персов был обычай брить бороду, поэтому Шариатом нам запрещается это делать. И избранное мнение – оставлять бороду так, как она растет, и не укорачивать ее вообще».

Ученые перечислили десять нежелательных действий, связанных с бородой, и некоторые из них особенно нежелательны.

  • Первое – окрашивание бороды в черный цвет, кроме целей джихада. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил красить бороду в черный цвет, сказав, что это «краска людей Ада». Передают от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В ахир замане (время перед концом Света) будут люди, красящие бороду в черный цвет, подобно брюху голубей, и они не почувствуют даже запаха Рая».
  • Второе – окрашивание в желтый цвет, ради уподобления праведникам, а не Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. С правильным же намерением это допускается, так как Пророк сказал: «Желтый цвет – цвет мусульманина, а красить в красный – это цвет верующих». Сахабы и ученые красили волосы хной для получения красного цвета и кутумом и халуком – для получения желтого цвета.
  • Третье – обеление бороды серой или чем-то еще, так что человек приобретает вид старца, желая власти или высокого положения либо внушая людям, что он шейх.
  • Четвертое – выщипывание или бритье [волос] при появлении бороды, для того чтобы молодо или хорошо выглядеть.
  • Пятое – выщипывание седины.
  • Шестое – подстригание бороды с целью придать ей форму, в качестве украшения, чтобы нравиться женщинам или ради других целей.
  • Седьмое – увеличение либо уменьшение [количества волос], например, удлинение волос бакенбардами на щеках либо бритье бакенбард вместе с бритьем головы, выщипывание эспаньолки по бокам и другое.
  • Восьмое – расчесывать ее на виду у всех, приукрашивая себя.
  • Девятое – оставлять бороду растрепанной, указывая этим на свой аскетизм и отсутствие заботы о внешнем виде.
  • Десятое – смотреть на черноту или седину своей бороды с самодовольством и гордостью, обманываясь своей молодостью либо гордясь сединой, поскольку она возвышает мужчину над юношами.
  • Одиннадцатое – связывать ее либо плести косы.
  • Двенадцатое – бритье бороды, кроме случая, когда борода растет у женщины, – тогда ей желательно сбрить ее. И Аллах знает лучше.

Различные слова, которые употребляются в хадисах в отношении бороды, – все они указывают на необходимость оставить бороду так, как она растет, и это ясный смысл из хадисов. И это мнение было высказано нашими учеными и учеными других мазхабов.

Кади Ияд, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нежелательно брить бороду, укорачивать и подстригать ее. Что касается подравнивания снизу и по бокам, то это хорошее дело, кроме случая, если так пытаются достичь известности. Также нежелательно брить и подстригать ее».

Читайте также:  Стрижка коротких волос с переходом цвета

И затем он сказал: «Саляфы разошлись во мнениях насчет того, каковы границы у бороды. Часть из них сочла, что у бороды нет границ, но не оставляли ее настолько длинной, чтобы получить из-за нее известность, и имам Малик считал, что нежелательно отпускать слишком длинную бороду. Другие сочли, что борода ограничивается обхватом кулака, а то, что длиннее, подстригали. Третьи сочли, что нежелательно брить бороды, кроме как в хадже или умре».

И он сказал: «А что касается усов, то многие саляфы следовали мнению о полном удалении усов и их бритья, следуя буквальном смыслу слов Посланника Аллаха: «Брейте и устраняйте», – и это мнение куфийцев. Многие считали, что нельзя сбривать усы и полностью их удалять. И это мнение имама Малика, который сбривание усов приравнивал по нежелательности к их опусканию и повелевал наставлять того, кто так поступает. И он также считал нежелательным убирать усы сверху. Эти ученые считали, что слова «сбривать», «удалять» и «постригать» означает одно и тоже, и это подстригать усы так, что обнажится край губы. Другие решили, что здесь есть выбор».

Ан-Насаи в «Ат-Тахарат» и имам Ахмад от Зейда ибн Аркама [передают]: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто не подстригает усы, таким образом, пока явно не проявится губа, тот не из нас», – то есть не на нашем, исламском, пути. И потому это крайне желательно, а тот, кто так не делает, проявляет небрежность к сунне. И это мазхаб большинства ученых, а некоторые из них, следуя буквальному смыслу, говорят об обязательности этого.

И Ахмад передает от одного из сподвижников, который передавал слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто не бреет в паху, не стрижет ногти и не подстригает усы, тот не из нас». И этот хадис сочли хорошим некоторые хафизы из-за наличия хадисов с таким же смыслом.

Аль-Байхаки, ат-Табарани [передают] от Шархабейла ибн Муслима аль-Хавляти: «Я видел, как пятеро сподвижников подстригали усы: Абу Умама аль-Бахили, аль-Мукаддам ибн Мада Кураб, Утба ибн Авн ас-Сулями, аль-Хаджадж ибн Амир ас-Сумали и Абдуллах ибн Баср».

А что касается бритья, то ат-Табарани и аль-Байхаки приводят от Абдуллаха ибн Рафиа: «Я видел, как Абу Саид аль-Худри, Хаджир ибн Абдуллах, Ибн Умар, Рафиа Худейджа, Абу Асад аль-Ансари, Саляма ибн аль-Аква и Абу Равиа убирали усы бритьем». Также ат-Табарани передает от Урвы: «Салим, аль-Касим и Абу Саляма брили усы».

Ахмад передает в «Муснаде» в хадисе от Абу Умама ибн Аджляна аль-Бахили: «Мы сказали: «О Посланник Аллаха, люди Писания укорачивают кончики своих бород и оставляют усы». И Посланник Аллаха ответил нам: «Подстригайте усы и отпускайте бороды. Отличайтесь от христиан и иудеев»».

Два шейха (ар-Рафии и ан-Навави) сказали: нежелательно брить бороду. Ибн ар-Рифа противоречит им в «Хашият аль-Кафият», говоря, что имам аш-Шафии, да будет Аллах им доволен, ясно указывает в «Аль-Умм» на запретность бритья бороды. Об этом сказал аз-Заркаши, а также аль-Халими в «Шуаб аль-Иман» и его устаз аль-Каффаль аш-Шаши в «Махасин Шариа». И аль-Азраи сказал: «Правильное мнение – это полный запрет на бритье бороды без какой-либо причины, как делают «аль-каляндария».

Из всех приведённых мнений следует, что бритьё бороды точно нежелательно и ближе к запретному, а подстригание усов – это сунна Пророка и его асхабов. Отпускать же усы и брить бороду – запрещено.

Источник статьи: http://islam-risalyat.ru/%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%B2-%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5/

Оцените статью
Adblock
detector