Борода как символ мужества

Знак бороды: история главного символа мужества

30 сентября в подмосковных Химках пройдет забег бородачей. Участники выйдут на дистанцию в 3 километра. Приглашаются все желающие. Главное условие — наличие бороды. Волосяной покров на лице — снова в моде. Но мода изменчива. О бороде и о том, что с ней связано в истории — обозреватель «Вестей FM» Борис Бейлин .

Борода как символ половой зрелости почиталась многими народами на протяжении тысячелетий. Хотя были и исключения. Так, в Древнем Египте бороду носил только сам фараон. Это был знак власти. Брили бороды и в Древнем Риме. Там волосяной покров на лице считался признаком варварства. По крайней мере до императора Адриана, который сам отрастил бороду.

Интересно, что на Руси на заре ее истории символом власти было как раз отсутствие бороды. Князь Святослав, по данным византийских хронистов, брил не только лицо, но и голову, оставляя лишь клок волос. Но с принятием христианства борода стала общим явлением. Согласно Ветхому Завету, пророк Моисей получил прямое божественное предписание для всего еврейского народа: «Не стригите головы вашей кругом и не порти края бороды твоей». Магия здесь ни при чем. Наоборот, в древности некоторые стригли бороды, посвящая себя языческим богам. С этим, возможно, и был связан запрет для иудеев.

На Руси этот принцип соблюдался неукоснительно. Хотя и здесь были исключения. Великий князь Василий III побрился, чтобы понравится своей невесте — Елене Глинской. Хотел выглядеть моложе. Чем смутил свое окружение. Ведь борода в России охранялась законом. Еще по «Русской Правде» за лишение бороды полагался штраф в 4 раза больше, чем за увечье. Сын Василия — Иван Грозный — восстановил статус-кво. При нем Стоглавый собор постановил всех бреющих бороды отлучать от Церкви. Борода по-прежнему являлась неотъемлемой частью мужчины. Может быть, даже его «синонимом», если верить булгаковско-гайдаевскому Ивану Васильевичу.

К/Ф «ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ» : «Ну, борода многогрешная, ежели за тобой что худое проведаю». — «Клянусь…» — «Не перебивай царя!»

На Западе к бороде относились проще. К примеру, Карл Великий брил бороду. В XII-XIII веках бритье стало модным. Тогда же бороду запретили носить католическим священникам. Хотя этот обычай в начале XVI века восстановил папа Юлий II. В итоге римские первосвященники сами носили бороду еще 200 лет. Тогда же, в XVI веке, борода вошла в моду при французском дворе. Ее стали носить короли — от Франциска I до Людовика XIII, то есть до времени Д , Артаньяна.

В Англии на бороде стали делать деньги. Генрих VIII ввёл налог на бороду в 1535 году. Величина сбора зависела от социального статуса бородача. Сам король, кстати, ходил с бородой.

В России же все оставалось по-старому. Брить бороду попытался Лжедмитрий — но был убит. Ситуация перевернулась только при Петре I. Возможно, царь стал самым главным противником бороды за всю ее историю. Начиная с 1699 года, Петр издал множество указов о брадобритии, насаждая порядки к тому времени уже бритой Европы. Царь разрешил бороды только духовенству и крестьянам. Все остальные должны были бриться под страхом каторги.

К/Ф «КАК ЦАРЬ ПЁТР АРАПА ЖЕНИЛ» : «А борода зачем? Указа не читал? Всем боярам в немецком платье ходить. Парики носить. Бороды брить чисто». — «Виноват, помилуй, государь». — «На, держи свою мочалку, да ходи с ней в баню почаще».

Все это вызывало глухое недовольство. Тогда царь решил «монетизировать» бороду. Ввел ежегодную пошлину: 100 рублей — для купцов, 60 рублей — для дворян, 30 рублей — для всех остальных. Огромные деньги! Это как жалование офицера за несколько месяцев. Бородатые крестьяне, приезжая в города, каждый раз должны были платить копейку за бороду. Уплатившим пошлину выдавали бородовой знак — то есть разрешение на ношение бороды — специальную медную монету с изображения усов и бороды. Она была буквально на вес золота. Неудивительно, что тут же появились фальшивки.

После смерти Петра активная борьба с бородачами прекратилась. Но дело было сделано. Бритье вошло в привычку горожан. Носить бороду для офицеров и чиновников стало неприличным.

В 30-х годах XIX века в Европе борода вновь вошла в моду. Почему-то она стала считаться признаком либерального образа мыслей. Кроме того, тогда же британские ученые доказали, что бородачи реже болеют бронхитом и воспалением легких. А сама борода и усы играют роль фильтров для вдыхаемого воздуха.

Некоторые дворяне стали носить бороду и у нас. С этим пытался бороться Николай I. Но уже при его сыне Александре II бородачи получили почти полную свободу. Обязательно бриться нужно было только гвардейским офицерам. Ко времени революции бороду носили все кто пожелает. В том числе и вожди рабочего класса — Ленин, Каменев, Рыков, Бухарин и Дзержинский. После 1917 года повсюду были портреты бородатого Маркса. Герберт Уэллс посетивший Москву, даже заметил по поводу марксовой бороды: «Своим бессмысленным изобилием она чрезвычайно похожа на «Капитал»… Мне неудержимо захотелось обрить Карла Маркса. Когда-нибудь в свободное время я вооружусь против «Капитала» бритвой и ножницами и напишу «Обритие бороды Карла Маркса».

Между тем Сталин, хотя и носил какое-то время бороду, предпочитал усы. Известно, что он как-то заставил побриться Лазаря Кагановича. В это время складывался большой стиль — с плакатами с молодыми и гладко выбритыми физкультурниками. Борода осталась только для стариков.

Ситуация вновь изменилась в конце 50-х годов. Бороду вновь стали носить, в том числе и молодые мужчины, подражая Хемингуэю. В общественном сознании борода стала атрибутом целых профессиональных групп. Скажем, геологов или физиков. В брежневские времена осуждение бороды стало восприниматься уже как старорежимная замашка.

Читайте также:  Борода дракона десерт рецепт

Начало 70-х. Сериал «Следствие ведут знатоки». Говорит пожилая аферистка Прахова.

К/Ф «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ» : Такая странная пошла мода среди нынешней молодёжи, простите, вы не находите? Борода! Я говорю: Петра I на вас нет, он бы вас живо всех обрил!

При этом бороду у нас особо никто не рекламировал. Лишь в перестройку на экраны телевизоров попала ода бороде Ильи Словесника. Мол, борода — символ мужества. Хотя сейчас, держа в уме Кончиту Вурст, с этим, конечно, можно и поспорить.

Популярное

«Познер много на себя берёт»

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «Познер много на себя берёт. Будучи, в общем-то, никем – какой-то там интервьюер непонятно чего, человек, который несколько раз за свою жизнь поменял убеждения, пытается высказываться на темы, в которых он ничего не понимает. Познер говорит, что он атеист. Атеисту рассуждать о религиях бессмысленно».

«Почему мы должны смотреть на мир глазами американцев?»

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «Главная проблема современности – не то, что Россия «не такая» или Китай «не такой», а в том, что американцы хотят, чтобы весь мир непременно смотрел на всё их глазами. Чтобы все по всему миру смотрели на мир одинаково, причем желательно так, чтобы это было выгодно американцам».

Если на Навального нажмут по-настоящему, он «поплывёт»

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «Навальный сам себя психопатизировал всей этой историей. На него ещё никто по-настоящему не нажимал. Если нажмут по-настоящему, думаю, он, конечно, «поплывёт». А рассказать ему много что есть. Я – голливудским продюсерам: не торопитесь снимать фильм про Алексея Навального. История может закончиться совсем не так, как вам кажется».

Источник статьи: http://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1549917/

Борода у славян — символ рода, достатка и мужества

Проведем небольшое исследование

Кий, Щек, Хорив основывают Киев. Все мужчины с бородами

Народ уважал бороду и говорил: «борода в честь, а усы и у кошки есть!». На Руси о человеке, который сильно опозорился говорили: «собственную бороду оплевал!». Почему? Дело в том, что борода считалась у взрослых мужчин важнейшим символом чести. Дернуть за бороду и тем более плюнуть в нее было ужасным оскорблением, за которое могли вызвать на поединок, если не убить на месте.

Так, согласно «Псковской судной грамоты» (XIV — XV в.в.), За повреждение или насильственное лишение бороды нужно было заплатить гигантский по тем временам штраф — 12 гривен. Страшным оскорблением считалось плюнуть в бороду. В «Русской правде» были прописаны нормы, которые наказывали того, кто нанесет вред другому бородатому мужчине: А кто порветь бородоу, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривенъ продаже; аже безъ людии, а в поклепе, то нету пpoдaже. (Русская правда (с) 11-12 в.в.)

В летописях немало эпизодов, когда к князю приходили посланники с абсурдными требованиями и им молча отрезали бороды и отправляли домой. И этим было сказано больше, чем тысяча слов.

Из средневековой истории известны случаи, когда битва между армиями откладывалась до тех пор, пока воины с обеих сторон не подвяжут особым образом свои бороды, оберегая их от осквернения. Посол, которому при выполнении его миссии подожгли или вырвали бороду не докладывал своему царю об объявлении войны — тот видел это и так. А ученые-историки пишут, что древние римляне завели обычай наголо брить бороды именно ради того, чтобы устранить возможный источник конфликтов: Нет бороды — и дернуть не за что!

Арабские писатели ибн Хау-ка (X век) и Ид-Рисид (XI век) пишут о том, что славяне заплетали бороду в косы и украшали их лентами (обычай русов).

Существует стереотип, что славяне не сбривали бороду, потому что в то время невозможно было ухаживать за волосами, царила антисанитария, не было инструментов для бритья и так далее. Это все ерунда. У славян был большой набор инструментов личной гигиены, уход за собой был на первом месте. Археологами найдено множество бритв и ножей, которые применялись для ухода за волосами, за бородой.

Бритвы. А — бритвы первого типа: 1 — XIII в.в. (14-17-1024); 2 — XIII в.в. (13-17-297) 3 — XIII в.в. (13-17-288) Б — бритвы второго типа 4 — XIII в.в. (12-14-453) 5 -XIII в. (11-13-1044); 6 — конца XIII в. (10-11-974).

В украинском обряде жатвы до сих пор сохранилось выражение — «Спасова», «дедова», «Волосова борода». К.Копержинський, описывая обрядовые действия, связанные с «бородой», вспоминал символическую вспашку серпами с последующим «боронованием» вспаханного поля пальцами. Иногда «бороду» осыпали зерном или клали под нее кусок хлеба и щепотку соли. Многие исследователи видят в этом обычае пережитки жертвоприношения матери-земли. Существовало поверье, что в «бороде» находят убежище полевые духи. Верили также, что последние колосья сохраняют урожайную силу поля до следующего года, поэтому его заламывание и завязывание должно было способствовать переходу этой силы в землю.

Неизвестно откуда пошел миф, что украинцы не носили бороды и это была привилегия только российских мужчин, за что последние и получили соответствующее прозвище. Но в действительности это не совсем так. Известно, например, несколько автопортретов Тараса Шевченко с бородой, а также его «бородатый» фотопортрет.

Бородачи всю жизнь окружали Лесю Украинку. Бороду носил ее дядя Михаил Драгоманов, старший брат Михаил Косач, любимый Сергей Мержинский (правда белорус по происхождению) и муж Климентий Квитка

Петр Сагайдачный с бородой

Этимологически слово «борода» образовано от частиц — «бо» и «род», то есть «Богород», представитель божьего рода или потомок богов, носитель духа рода. Слово имеет аналоги во всех других славянских языках и даже с санскритом. Так, этимологический словарь Фасмера подает следующие данные:

Происходит от праслав. *borda, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. брада (др.-греч. γένειον), русск., укр. борода́, болг. брада́, сербохорв. бра́да, чак. бра̄да̏, словенск. bráda, чешск. brada, польск. broda, каш. barda, broda, в.-луж., н.-луж. broda. Праслав. слово восходит к праиндоевр. *bhar-dha «борода»; родственно лит. barzdà, латышск. ba^rzda, bā́rda, др.-прусск. bordus, лат. barba (вместо *farba), др.-в.-нем. bart «борода». Далее, возм., близко к др.-сакс. bursta «щетина».

Похоже, что от «бороды» происходит и другое украинское слово «борозда» — оставленная ​​на краю прокоса высокая трава. Что интересно в тюркских языках нет соответствий. Почему? Борода у тюрков не росла — широко были распространены именно усы, а потому ближайший аналог «burut» — в узб. murt «усы», в туркм. murt «усы», каз. мұрт «усы» .Таким образом борода на лице — это достоинство, в первую очередь, славян, руссов и символизировала она связь с предыдущими поколениями, с предками и дедами. Сбрить или повредить бороду — тем самым оборвать связь со своими предками, родом. И всех богов преимущественно изображали с бородами. Древнерусские кудесники, знахари, травники тоже всегда носили бороду. Трудно себе представить безбородого волхва. Борода символизировала предков. Вообще волос является одним из центров жизненной силы в человеке. Вспомним хотя бы библейского богатыря Самсона, чья сила находилась в «семи косах головы его», и стриженые волосы, которым нечего попадать в руки злым колдунам. Не случайно в сказках чародеи выдергивали волоски из своей бороды — без этого магия не срабатывала. Мужскую бороду можно сравнить с косой, в которой содержалась вся женская сила и достоинство. Так же само обрезать косу было осквернить, посрамить девушку перед всем селом. В одном из музеев сохранился документ — жалоба крестьян на господина, который оскорбил таким образом прислугу. К письму прилагается и вещественное доказательство — редкая девичья косичка. Говорят, чиновники дали ход делу и панка оштрафовали. В эпоху язычества он нажил бы себе гораздо больших неприятностей.

Читайте также:  Седые волосы мелирование стрижки

Длинные волосы символизировали связь с небом и космосом (оттуда — космы, косы), а борода — связь с родом и землей. Мужчина, который носит бороду, обладает духовной силой. Борода дает сильную интуицию, которая помогает решать самые сложные ситуации. Борода — это духовная связь с предками и свободомыслие. Человек, лишенный такого мощного источника энергии, теряет духовную связь с предками и свободомыслие, у него затуманивается сознание, и им можно управлять как угодно. Борода — символ власти, символ хозяина. Мужчина — это своего рода олицетворение Бога, и только он должен начинать все первым. До сих пор сохранилось выражение: «Бога за бороду поймать!».

Рабов и тюремщиков в давние времена выбривали наголо

В 1698 году Петр I, прекрасно понимая, какое большое значение имеет борода для славян, ввел известный указ «О ношения немецкой платья, о бритье бород и усов . » Указ был воспринят народом крайне негативно, тех, кто брил бороду, стали называть «босое рыло» и дел никаких с ними не вели. Тогда Петр поступил проще — он ввел налог на ношение бороды по аналогии с «прогрессивными европейскими странами». . Налог равнялся годовой зарплате солдата. Иными словами, борода у славян стала невероятной роскошью. Так, с мерзкого Петра началось «изгнание бороды» из славянской культуры.

Тем, кто уплатил налог на бороду выдавалась именно такая монета

То, что усы — это будто бы символ воина, спецназа — миф. Все военные на самом деле четко следовали царскому указу и моде, которая была в те времена. Разница внутри военных по усатости объяснялась скорее классовым признаком. Так, начальники (офицеры, генералы) были бритыми, но их солдаты могли быть усатыми. Интересно, что в опубликованном докладе исследовательской группы Xegis Solutions говорится, что бороды имеют прямое отношение к боевой эффективности. «Мы приняли 100 человек, 25 человек из спецназа у которых были бороды и 25 спецназовцев в которых бород не было, 25 из регулярной армии, которым было разрешено отращивать бороды для исследований и последние 25 были из регулярной армии без бород. Все 100 участвовали в боевых столкновениях в Афганистане «Результаты исследований были потрясающими, из 50 солдат с бородами никто не был ранен или убит, точность стрельбы у них была значительно выше, чем у солдат без бород. У солдат у которых не было бород был высокий уровень неисправности личного оружия и с ними все время происходило какое-то дерьмо.

В царствование Николая I (первая половина XIX века) в России «высочайшим» указом было запрещено гражданским чиновникам носить усы. Зато военные должны были быть усатыми. Поэтому наш Тарас Григорьевич в своей повести «Близнецы» иронически называет российских военных «усатое сословие».

В эпоху Великой французской революции человек из высших классов представлял собой образец гермафродита — бритое лицо, парик, который мало отличался от женской прически, цветные панталоны, ленты, кружева . Туалет, одевание модника по продолжительности и тщательности не отставали от женского. Мужчины пудрились. Считалось уже недостаточным просто брить лицо, нужно было удалить волосы и на голове, заменив их искусственными волосами, более благородного и красивого вида. С тех пор мастер по прическам называется «парикмахер», то есть производитель париков.

Однако, полностью «изжить» бороду так и не удалось. Более того, на сегодняшний день борода снова «входит в моду». К сожалению, большинство из молодых не осознают насколько глубокое значение имеет борода. Но важен хотя бы сам факт, потому что это какое-никакое, но возвращение к корню, забытым традициям.

Борода в разных традициях мира

Древние шумеры, ассирийцы и персы отращивали бороду, завивали и красили хной. Борода была признаком мужества и силы, властности и мощности. Лишение бороды считалось тягчайшим оскорблением, позором, символом поражения и унижения, а также скорби и раскаяния. Вот, например, в Библии пророк Иеремия угрожает жителям страны Моав карами за идолопоклонство: «Я уничтожу в Моаве, говорит Господь, приносящих жертвы в капищах и кадят богам своим . Богатства, ими приобретенные, погибли. У каждого голова выбрита, и каждая борода срезана «(Книга пророка Иеремии 48, 35-37).

Весь Древний Восток от предгорий Памира до Сахары был охвачен страстью к ношению бороды внушительных размеров. Длина бороды отвечала рангу чиновника. Рядовые персидские воины, которые противостояли фалангам Александра Македонского, имели бороды до ключицы, высокопоставленные сановники покрывали волосами всю грудь. Похожая мода ранее существовала и в Греции. Спартанцы настолько уважали бороду, что сбрить ее было наказанием за страшный грех — трусость. Также в Древней Греции борода свидетельствовала о любви к мудрости и занятиям философией. В древности у греков форма бороды была знаком принадлежности к той или иной философской школы.

Читайте также:  Стрижки для лица крупных форм

В Древнем Египте правом носить бороду имел только фараон (становился подобный богам), но его борода была искусственной. Все остальные мужчины Древнего Египта обязаны были брить бороду (так отделяли рабов от царей).

И вдруг люди стали бриться. Произошло это также в Древней Греции. Согласно легендам, она не росла в великого завоевателя Александра Македонского.

Не имея бороды, Александр Македонский приказал стричь бороды и своим воинам, чтобы противники не могли в битве за нее ухватиться. На какие только ухищрения великий полководец не шел, чтобы скрыть свою природную особенность. Таким образом, благодаря Александру Македонскому в античном мире воцарилась мода на вечно молодые «юношеские лица». В древнегреческом обществе отрастить бороду означало положить конец тому состоянию, когда мальчик на законных основаниях мог стать объектом сексуальных домогательств со стороны старших. Наличие бороды было критерием для разделения участников Игр на младших и старших. Носить бороду в Афинах разрешалось только ученым и философам.

Усы или борода?

Бытует мнение, что славяне, в частности украинцы, будто бы никогда не носили бород, а бородатых называли — кацапами. В качестве подтверждения приводятся описания внешности древнерусского князя Святослава, казаков и кельтов. То есть, носить бороду для украинцев не свойственно, а вот усам придавалось большее значение. Так ли это? Начнем с казаков. Свой внешний вид они переняли у представителей Великой Степи — половцев, печенегов, куманов, кипчаков, булгар, гуннов. И это неудивительно, ведь казаки как явление сформировались на стыке тюркского и древнерусского миров. В тюркских народов, как известно, волосяной покров на лице был почти отсутствует, а потому густых бород они не имели:

Половец (куман), фото 1930-х годов

Теперь вернемся к образу Святослава Игоревича (Храброго). Во-первых, до конца непонятно, почему летописец Лев Диакон именно так его изобразил, ведь ни отец Святослава, ни его дед, ни сам Рюрик и их воеводы — чуба и усов не носили, все были с бородами и длинными волосами. Это подтверждают гравюры из летописей. То есть, откуда возник этот образ «казака» Святослава — неизвестно. Есть версия, что Святослав Храбрый решил уподобиться печенегам, чтобы покорить их (с ними были длинные и не простые отношения), а потому решил уподобиться их хану, чтобы быть ближе к этому народу и завоевать его. И вообще, стоит напомнить о самих связях русских князей с половецким ханством. Сам Святослав имел связь с ключницей Малушей, происхождение которой до сих пор не выяснено. Игорь Святославович женил попавшего вместе с ним в плен Владимира на дочери хана Кончака. Так что сын князя, в отличие от отца, который не сбежал, а отпущен из плена, домой вернулся с молодой женой и сыном. С этого момента половецкая кровь начала течь по русским жилам. На этом браки между древнерусскими князьями и дочерьми половецких ханов не закончились. На дочери половецкого хана Аепы был женат Юрий Долгорукий. Сын князя Всеволода Большое Гнездо Ярослав был женат на дочери половецкого хана Юрия Кончаковича, князь Андрей Владимирович Добрый был женат на внучке половецкого хана Тугоркана. Подобные браки стали одной из причин того, что к началу XIII века русско-половецкое противостояния значительно ослабло. Половцы уже не делали самостоятельных набегов на Русь, участвуя только в междоусобных столкновениях русских князей. У 1223 году в битве на реке Калке русские и половцы совместно противостояли новом грозном противнику — монголам. Этот поход лишь одного из корпусов армии Чингисхана был разведывательным, подготовительным к предстоящим завоеваниям. Однако, битва на Калке закончилась сокрушительным поражением русско-половецкого войска, не сулило им ничего хорошего.

Тюркская прическа Святослава. Князь по сравнению с половецкой всадником

Половецкая баба с Тувы, практически один в один повторяет образ князя Святослава.

Так выглядели князья Олег Вещий и Игорь Рюрикович. Радзивиловская летопись.

Так был изображен князь Владимир на царской монете — с усами и бородкой. На другой стороне изображен Иисус Христос

Великий князь Киевский Владимир Святославич. Гравюра неизвестного художника. Середина XIX века

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый. Из «Царского Титулярника» русского царя Алексея Михайловича. 1672

Теперь поговорим о кельтах. Образ их был очень разнообразным. Одни кельты носили бороды и длинные волосы, другие брились, оставляя свисающие или лихо закрученные усы, третьи красились или использовали специальные растворы для закрепления причесок. Усатые мужчины у кельтов в основном встречались в социальной верхушке. Так, Диодор Сицилийский сообщает: «Знатные мужчины выбривают щеки, а усы оставляют, чтобы те закрывали губы, так что во время еды кусочки пищи застревают в усах, когда они пьют, напиток словно процеживают через сито».

Усатыми были франки и династия Каролингов. Усы носила и вся польская шляхта. Это символизировало благородство рода, принадлежность к особой касте. Усы были символом власти и независимости.

И тем не менее, мы знаем, как выглядели люди на территории Украины, наши предки-скифы. Археологические находки обнаружены на территории родного Северного Причерноморья свидетельствуют, что здесь носили длинные и пышные бороды вместе с усами:

Так что, наверное, многие из вас и не догадывались, уважаемые читатели, о таком глубочайшем символизме бороды. В любом случае — решать Вам, носить бороду или усы, или наоборот бриться. Мы не настаиваем, что надо обязательно отращивать бороду — это личное дело каждого. Однако, если все-таки решились — носите с гордость и, гордитесь своей бородой, ухаживайте за ней и помните о своих предках! Бороды Вам!

Поделитесь этим постом с друзьями

Источник статьи: http://prikolno.cc/article/11702/boroda-u-slavjan—simvol-roda-dostatka-i-muzhestva

Оцените статью
Adblock
detector