Родители Дяди Фёдора, как социальный феномен
Рассматривать я буду не книгу Эдуарда Успенского, а именно мультфильм. Родители Дяди Фёдора производят странное впечатление, пока не вспоминаешь, что они — типичные, даже канонические шестидесятники, то есть люди самостоятельные и не особо «семейные», что называется. Да, завели ребёнка на излёте «космического десятилетия» и по сути занялись своими делами — в реале такие браки вообще не держались в те годы. Папа до сих пор верен своему образу — тот самый фасончик спортивно-походного свитера, в том числе, на работе — если вы помните, родители появляются на пороге квартиры после рабочего дня.
Союзы шестидесятников носили несколько матриархальный характер — женщины «взрослели» и серьёзнели быстрее своих мужей, долгое время остававшихся романтиками. К слову, многие семьи распадались от дисбаланса притязаний: умудрённой жене хотелось на курорт (что мы и видим в одной из серий), а вечно-молодому супругу — в Простоквашино, где рыбалка и плащ-палатка (а если отвлечься от сказочной реальности и данного мультфильма — то мужики и водка). Очкастая мамочка — типовая работница НИИ, папа — тоже. При том, что оба, скорее всего, не сделали карьеру.
Непонятно выглядит фрагмент с выступлением мамы на Новогоднем Огоньке зимней серии, ибо в первых частях нет ни единого упоминания об артистической деятельности, а фраза насчёт того, что «некуда носить вечерние платья» вовсе не монтируется даже со скромной певческой ставкой в какой-нибудь филармонии. Но есть нюанс — это самодеятельность. Вот очень важный маркер — воспитание очень самостоятельного сына, именуемого с детства — Дядей Фёдором. Идёт перекличка с типичным шестидесятническим обращением — «старик» по отношению ко всем приятелям. Даже культового писателя — Эрнеста Хэмингуэя ребята именовали «страк Хэм».
Это был признак особого доверия. К своим детям шестидесятники часто относились, как к равным, как к собеседникам, поэтому — да, конечно, надо искать, но наш Дядя Фёдор не пропадёт. Да, Хэмингуэй — это борода, трубка и свитер. Иные шестидесятники никак не могли отвязаться от этого модного образа своей молодости и продолжали изображать «старика Хэма», как 10 лет назад в студенческом общежитии. Равнодушно-спокойное отношение к быту — на обоях дырка, но её можно завесить картиной. И стилистика натюрморта — узнаваемая. Так называемый «суровый стиль» с упором на сезаннистов. А ещё этот типаж Солженицын звал «образованщиной».
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/zina_korzina/roditeli-diadi-fedora-kak-socialnyi-fenomen-5ddacd8fe72c9417cb72af81
У Дяди Фёдора и Малыша, друга Карлсона, — один отец?
Объяснения этому феномену нет: над мультфильмами с разницей в 10 лет работали разные художники
Слева — мама и папа Малыша из мультфильма «Малыш и Карлсон» (1968), справа — мама и папа Дяди Фёдора из мультфильма «Трое из Простоквашино» (1978).
Папы двух знаменитых мальчиков настолько похожи, что закрадываются сомнения: может, папа Дяди Фёдора был вовсе не академиком, а советским разведчиком в Швеции?:)
Кроме рыжих волос и окладистой бороды, пап объединяет кое-что ещё
Любовь к газетам:
Оба предпочитают женщин с огненными волосами, тонкой талией, высоким бюстом, в очках и фартуке (ну да, мамы Малыша и Дяди Фёдора тоже похожи):
Удивительно, что у таких похожих родителей получились такие разные сыновья, скажете вы:
У советского папы, в отличие от шведского, нет смешного живота. Должно быть, у нашего для пресловутого скандинавского уюта — свитер с орнаментом (и ещё вон плед — прямо хюгге!), а у шведского — живот.
Но это в серии «Трое из Простоквашино» (1978) Дядя Фёдор не похож на Малыша:
А к третьей части мультсериала («Зима в Простоквашино», 1984) станет вполне похож — вот просто на удивление:)
Дело в том, что у создателей советского мультсериала о Простоквашино не было единого мнения относительно образа Дяди Фёдора — потому от серии к серии мальчик менялся до неузнаваемости.
Кстати, дружба Малыша с Карлсоном и дружба Дяди Фёдора с Матроскиным завязываются одинаково — с угощенья, да ещё и в одном и том же месте — на подоконнике:
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/pictures/u-diadi-fedora-i-malysha-druga-karlsona-odin-otec-5ad49fcebce67e63fe4365c9