Борода у славян – значение и образ
Значение бороды у славян достаточно очевидно и фактически сводится к этимологии самого слова «борода». Современные лингвисты могут разбирать это слово, как угодно, придумывать массу вариантов его изначальной трактовки, но, скажем честно, человек по фамилии Розенталь может учить русскому языку кого угодно, но только не русского человека, у которого память о своем языке – в крови. Слово «борода» получено сращением корневой основы слова «богатство» и слова «род». То есть борода – это богатство рода. По другой версии основа «бо» могла происходить не от слова «богатство», а от слова «божий». То есть «божий род», происходящий от богов.
Борода у славян имела приблизительно тоже значение, что и коса у самураев. Это был символ зрелого мужчины, символ чести и достоинства. Есть основания полагать, что с мужчинами без бороды славяне предпочитали не заключать договор и вообще – не иметь никаких дел. Мужчин без бороды славяне называли женоликими, предполагалось, что они не только внешне, но и фактически подобны женщинам. Разумеется, отрок, у которого борода попросту еще не начала расти – это совсем другое дело.
Значение бороды у славян сводилось к образу достатка, зажиточности, способности мужчины обеспечить себя и свой род. То есть вопрос типа «для чего нужна борода» у славян просто не мог возникнуть. Это все равно, что спросить – зачем девице коса. Здесь, вероятно, могли быть нюансы. К примеру, не известно имела ли какое-то особое значение борода без усов. У славян, судя по дошедшим до нас хроникам и летописям, подобные варианты встречались, в том числе – у воинов. Вероятно, борода без усов у славян не могла служить указанием на какую-то особенность или характерную черту, как минимум – у нас на сегодняшний день нет никаких подтверждений особого статуса для мужских усов.
Другой популярный момент – рыжая борода у славян. Нужно понимать, что рыжего цвета у славянских народов не было в принципе, его попросту не могло быть, потому что рыжий цвет волос – это признак кровосмешения (вплоть до семи колен). Говоря простым языком, семиюродная сестра – все еще родственница. Рыжий «цвет» вымывался с течением времени, как минимум – в течение семи поколений после акта кровосмешения. То есть рыжая борода у славян приобретала значение наличия близкородственных связей, попирания законов рода. Не зря ведь народный фольклор сохранил такие всем известные формулировки как «Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!» или «А я что, рыжий что ли?» Все это явно указывает на то, что рыжий цвет был указанием на «грязную кровь», на представителя рода, априори способного совершать объективно плохие поступки.
С другой стороны, конечно, не все славяне были голубоглазыми блондинами. Были и темные с карими глазами, глаза, кстати, могли быть и зелеными, и серыми. Но оттенки цветов, вроде шатенов, встречались в результате смешения крови с другими расами. Однако борода у славян в любом случае была неотъемлемым атрибутом мужчины, в противном случае мужчина просто не мог называться мужчиной, он даже, вероятно, не смог бы жениться, потому что предполагалось, что мужчина без бороды не способен продолжить свой род.
В 1698 году Петр I, отлично понимая, сколь велико значение бороды для славян, ввел известный указ «О ношении немецкого платья, о бритье бород и усов…» Указ был воспринят народом крайне негативно, тех, кто брил бороду, стали называть «босое рыло» и дел никаких с ними не имели. Тогда Петр поступил проще – он ввел налог на ношение бороды по аналогии с «прогрессивными европейскими странами». Налог составлял от 30 до 100 рублей в год. 30 рублей к концу семнадцатого века – это годовое жалование солдата. Иными словами, борода у славян стала несусветной роскошью. Так, с мерзкого Петра началось «изгнание бороды» из русской культуры. Тем не менее, полностью «изжить» бороду так и не удалось. Более того, на сегодняшний день борода вновь «входит в моду». К сожалению, большинство из тех молодых людей, что сегодня носят бороду, даже не знают, что значила борода у славян, каков был истинный смысл ношения бороды. Но важен хотя бы сам факт, ибо это какое-никакое, но возвращение к корня, забытым традициям.
Источник статьи: http://radogost.ru/boroda-u-slavjan.html
Борода у славян — символ рода, достатка и мужества
Проведем небольшое исследование
Кий, Щек, Хорив основывают Киев. Все мужчины с бородами
Народ уважал бороду и говорил: «борода в честь, а усы и у кошки есть!». На Руси о человеке, который сильно опозорился говорили: «собственную бороду оплевал!». Почему? Дело в том, что борода считалась у взрослых мужчин важнейшим символом чести. Дернуть за бороду и тем более плюнуть в нее было ужасным оскорблением, за которое могли вызвать на поединок, если не убить на месте.
Так, согласно «Псковской судной грамоты» (XIV — XV в.в.), За повреждение или насильственное лишение бороды нужно было заплатить гигантский по тем временам штраф — 12 гривен. Страшным оскорблением считалось плюнуть в бороду. В «Русской правде» были прописаны нормы, которые наказывали того, кто нанесет вред другому бородатому мужчине: А кто порветь бородоу, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривенъ продаже; аже безъ людии, а в поклепе, то нету пpoдaже. (Русская правда (с) 11-12 в.в.)
В летописях немало эпизодов, когда к князю приходили посланники с абсурдными требованиями и им молча отрезали бороды и отправляли домой. И этим было сказано больше, чем тысяча слов.
Из средневековой истории известны случаи, когда битва между армиями откладывалась до тех пор, пока воины с обеих сторон не подвяжут особым образом свои бороды, оберегая их от осквернения. Посол, которому при выполнении его миссии подожгли или вырвали бороду не докладывал своему царю об объявлении войны — тот видел это и так. А ученые-историки пишут, что древние римляне завели обычай наголо брить бороды именно ради того, чтобы устранить возможный источник конфликтов: Нет бороды — и дернуть не за что!
Арабские писатели ибн Хау-ка (X век) и Ид-Рисид (XI век) пишут о том, что славяне заплетали бороду в косы и украшали их лентами (обычай русов).
Существует стереотип, что славяне не сбривали бороду, потому что в то время невозможно было ухаживать за волосами, царила антисанитария, не было инструментов для бритья и так далее. Это все ерунда. У славян был большой набор инструментов личной гигиены, уход за собой был на первом месте. Археологами найдено множество бритв и ножей, которые применялись для ухода за волосами, за бородой.
Бритвы. А — бритвы первого типа: 1 — XIII в.в. (14-17-1024); 2 — XIII в.в. (13-17-297) 3 — XIII в.в. (13-17-288) Б — бритвы второго типа 4 — XIII в.в. (12-14-453) 5 -XIII в. (11-13-1044); 6 — конца XIII в. (10-11-974).
В украинском обряде жатвы до сих пор сохранилось выражение — «Спасова», «дедова», «Волосова борода». К.Копержинський, описывая обрядовые действия, связанные с «бородой», вспоминал символическую вспашку серпами с последующим «боронованием» вспаханного поля пальцами. Иногда «бороду» осыпали зерном или клали под нее кусок хлеба и щепотку соли. Многие исследователи видят в этом обычае пережитки жертвоприношения матери-земли. Существовало поверье, что в «бороде» находят убежище полевые духи. Верили также, что последние колосья сохраняют урожайную силу поля до следующего года, поэтому его заламывание и завязывание должно было способствовать переходу этой силы в землю.
Неизвестно откуда пошел миф, что украинцы не носили бороды и это была привилегия только российских мужчин, за что последние и получили соответствующее прозвище. Но в действительности это не совсем так. Известно, например, несколько автопортретов Тараса Шевченко с бородой, а также его «бородатый» фотопортрет.
Бородачи всю жизнь окружали Лесю Украинку. Бороду носил ее дядя Михаил Драгоманов, старший брат Михаил Косач, любимый Сергей Мержинский (правда белорус по происхождению) и муж Климентий Квитка
Петр Сагайдачный с бородой
Этимологически слово «борода» образовано от частиц — «бо» и «род», то есть «Богород», представитель божьего рода или потомок богов, носитель духа рода. Слово имеет аналоги во всех других славянских языках и даже с санскритом. Так, этимологический словарь Фасмера подает следующие данные:
Происходит от праслав. *borda, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. брада (др.-греч. γένειον), русск., укр. борода́, болг. брада́, сербохорв. бра́да, чак. бра̄да̏, словенск. bráda, чешск. brada, польск. broda, каш. barda, broda, в.-луж., н.-луж. broda. Праслав. слово восходит к праиндоевр. *bhar-dha «борода»; родственно лит. barzdà, латышск. ba^rzda, bā́rda, др.-прусск. bordus, лат. barba (вместо *farba), др.-в.-нем. bart «борода». Далее, возм., близко к др.-сакс. bursta «щетина».
Похоже, что от «бороды» происходит и другое украинское слово «борозда» — оставленная на краю прокоса высокая трава. Что интересно в тюркских языках нет соответствий. Почему? Борода у тюрков не росла — широко были распространены именно усы, а потому ближайший аналог «burut» — в узб. murt «усы», в туркм. murt «усы», каз. мұрт «усы» .Таким образом борода на лице — это достоинство, в первую очередь, славян, руссов и символизировала она связь с предыдущими поколениями, с предками и дедами. Сбрить или повредить бороду — тем самым оборвать связь со своими предками, родом. И всех богов преимущественно изображали с бородами. Древнерусские кудесники, знахари, травники тоже всегда носили бороду. Трудно себе представить безбородого волхва. Борода символизировала предков. Вообще волос является одним из центров жизненной силы в человеке. Вспомним хотя бы библейского богатыря Самсона, чья сила находилась в «семи косах головы его», и стриженые волосы, которым нечего попадать в руки злым колдунам. Не случайно в сказках чародеи выдергивали волоски из своей бороды — без этого магия не срабатывала. Мужскую бороду можно сравнить с косой, в которой содержалась вся женская сила и достоинство. Так же само обрезать косу было осквернить, посрамить девушку перед всем селом. В одном из музеев сохранился документ — жалоба крестьян на господина, который оскорбил таким образом прислугу. К письму прилагается и вещественное доказательство — редкая девичья косичка. Говорят, чиновники дали ход делу и панка оштрафовали. В эпоху язычества он нажил бы себе гораздо больших неприятностей.
Длинные волосы символизировали связь с небом и космосом (оттуда — космы, косы), а борода — связь с родом и землей. Мужчина, который носит бороду, обладает духовной силой. Борода дает сильную интуицию, которая помогает решать самые сложные ситуации. Борода — это духовная связь с предками и свободомыслие. Человек, лишенный такого мощного источника энергии, теряет духовную связь с предками и свободомыслие, у него затуманивается сознание, и им можно управлять как угодно. Борода — символ власти, символ хозяина. Мужчина — это своего рода олицетворение Бога, и только он должен начинать все первым. До сих пор сохранилось выражение: «Бога за бороду поймать!».
Рабов и тюремщиков в давние времена выбривали наголо
В 1698 году Петр I, прекрасно понимая, какое большое значение имеет борода для славян, ввел известный указ «О ношения немецкой платья, о бритье бород и усов . » Указ был воспринят народом крайне негативно, тех, кто брил бороду, стали называть «босое рыло» и дел никаких с ними не вели. Тогда Петр поступил проще — он ввел налог на ношение бороды по аналогии с «прогрессивными европейскими странами». . Налог равнялся годовой зарплате солдата. Иными словами, борода у славян стала невероятной роскошью. Так, с мерзкого Петра началось «изгнание бороды» из славянской культуры.
Тем, кто уплатил налог на бороду выдавалась именно такая монета
То, что усы — это будто бы символ воина, спецназа — миф. Все военные на самом деле четко следовали царскому указу и моде, которая была в те времена. Разница внутри военных по усатости объяснялась скорее классовым признаком. Так, начальники (офицеры, генералы) были бритыми, но их солдаты могли быть усатыми. Интересно, что в опубликованном докладе исследовательской группы Xegis Solutions говорится, что бороды имеют прямое отношение к боевой эффективности. «Мы приняли 100 человек, 25 человек из спецназа у которых были бороды и 25 спецназовцев в которых бород не было, 25 из регулярной армии, которым было разрешено отращивать бороды для исследований и последние 25 были из регулярной армии без бород. Все 100 участвовали в боевых столкновениях в Афганистане «Результаты исследований были потрясающими, из 50 солдат с бородами никто не был ранен или убит, точность стрельбы у них была значительно выше, чем у солдат без бород. У солдат у которых не было бород был высокий уровень неисправности личного оружия и с ними все время происходило какое-то дерьмо.
В царствование Николая I (первая половина XIX века) в России «высочайшим» указом было запрещено гражданским чиновникам носить усы. Зато военные должны были быть усатыми. Поэтому наш Тарас Григорьевич в своей повести «Близнецы» иронически называет российских военных «усатое сословие».
В эпоху Великой французской революции человек из высших классов представлял собой образец гермафродита — бритое лицо, парик, который мало отличался от женской прически, цветные панталоны, ленты, кружева . Туалет, одевание модника по продолжительности и тщательности не отставали от женского. Мужчины пудрились. Считалось уже недостаточным просто брить лицо, нужно было удалить волосы и на голове, заменив их искусственными волосами, более благородного и красивого вида. С тех пор мастер по прическам называется «парикмахер», то есть производитель париков.
Однако, полностью «изжить» бороду так и не удалось. Более того, на сегодняшний день борода снова «входит в моду». К сожалению, большинство из молодых не осознают насколько глубокое значение имеет борода. Но важен хотя бы сам факт, потому что это какое-никакое, но возвращение к корню, забытым традициям.
Борода в разных традициях мира
Древние шумеры, ассирийцы и персы отращивали бороду, завивали и красили хной. Борода была признаком мужества и силы, властности и мощности. Лишение бороды считалось тягчайшим оскорблением, позором, символом поражения и унижения, а также скорби и раскаяния. Вот, например, в Библии пророк Иеремия угрожает жителям страны Моав карами за идолопоклонство: «Я уничтожу в Моаве, говорит Господь, приносящих жертвы в капищах и кадят богам своим . Богатства, ими приобретенные, погибли. У каждого голова выбрита, и каждая борода срезана «(Книга пророка Иеремии 48, 35-37).
Весь Древний Восток от предгорий Памира до Сахары был охвачен страстью к ношению бороды внушительных размеров. Длина бороды отвечала рангу чиновника. Рядовые персидские воины, которые противостояли фалангам Александра Македонского, имели бороды до ключицы, высокопоставленные сановники покрывали волосами всю грудь. Похожая мода ранее существовала и в Греции. Спартанцы настолько уважали бороду, что сбрить ее было наказанием за страшный грех — трусость. Также в Древней Греции борода свидетельствовала о любви к мудрости и занятиям философией. В древности у греков форма бороды была знаком принадлежности к той или иной философской школы.
В Древнем Египте правом носить бороду имел только фараон (становился подобный богам), но его борода была искусственной. Все остальные мужчины Древнего Египта обязаны были брить бороду (так отделяли рабов от царей).
И вдруг люди стали бриться. Произошло это также в Древней Греции. Согласно легендам, она не росла в великого завоевателя Александра Македонского.
Не имея бороды, Александр Македонский приказал стричь бороды и своим воинам, чтобы противники не могли в битве за нее ухватиться. На какие только ухищрения великий полководец не шел, чтобы скрыть свою природную особенность. Таким образом, благодаря Александру Македонскому в античном мире воцарилась мода на вечно молодые «юношеские лица». В древнегреческом обществе отрастить бороду означало положить конец тому состоянию, когда мальчик на законных основаниях мог стать объектом сексуальных домогательств со стороны старших. Наличие бороды было критерием для разделения участников Игр на младших и старших. Носить бороду в Афинах разрешалось только ученым и философам.
Усы или борода?
Бытует мнение, что славяне, в частности украинцы, будто бы никогда не носили бород, а бородатых называли — кацапами. В качестве подтверждения приводятся описания внешности древнерусского князя Святослава, казаков и кельтов. То есть, носить бороду для украинцев не свойственно, а вот усам придавалось большее значение. Так ли это? Начнем с казаков. Свой внешний вид они переняли у представителей Великой Степи — половцев, печенегов, куманов, кипчаков, булгар, гуннов. И это неудивительно, ведь казаки как явление сформировались на стыке тюркского и древнерусского миров. В тюркских народов, как известно, волосяной покров на лице был почти отсутствует, а потому густых бород они не имели:
Половец (куман), фото 1930-х годов
Теперь вернемся к образу Святослава Игоревича (Храброго). Во-первых, до конца непонятно, почему летописец Лев Диакон именно так его изобразил, ведь ни отец Святослава, ни его дед, ни сам Рюрик и их воеводы — чуба и усов не носили, все были с бородами и длинными волосами. Это подтверждают гравюры из летописей. То есть, откуда возник этот образ «казака» Святослава — неизвестно. Есть версия, что Святослав Храбрый решил уподобиться печенегам, чтобы покорить их (с ними были длинные и не простые отношения), а потому решил уподобиться их хану, чтобы быть ближе к этому народу и завоевать его. И вообще, стоит напомнить о самих связях русских князей с половецким ханством. Сам Святослав имел связь с ключницей Малушей, происхождение которой до сих пор не выяснено. Игорь Святославович женил попавшего вместе с ним в плен Владимира на дочери хана Кончака. Так что сын князя, в отличие от отца, который не сбежал, а отпущен из плена, домой вернулся с молодой женой и сыном. С этого момента половецкая кровь начала течь по русским жилам. На этом браки между древнерусскими князьями и дочерьми половецких ханов не закончились. На дочери половецкого хана Аепы был женат Юрий Долгорукий. Сын князя Всеволода Большое Гнездо Ярослав был женат на дочери половецкого хана Юрия Кончаковича, князь Андрей Владимирович Добрый был женат на внучке половецкого хана Тугоркана. Подобные браки стали одной из причин того, что к началу XIII века русско-половецкое противостояния значительно ослабло. Половцы уже не делали самостоятельных набегов на Русь, участвуя только в междоусобных столкновениях русских князей. У 1223 году в битве на реке Калке русские и половцы совместно противостояли новом грозном противнику — монголам. Этот поход лишь одного из корпусов армии Чингисхана был разведывательным, подготовительным к предстоящим завоеваниям. Однако, битва на Калке закончилась сокрушительным поражением русско-половецкого войска, не сулило им ничего хорошего.
Тюркская прическа Святослава. Князь по сравнению с половецкой всадником
Половецкая баба с Тувы, практически один в один повторяет образ князя Святослава.
Так выглядели князья Олег Вещий и Игорь Рюрикович. Радзивиловская летопись.
Так был изображен князь Владимир на царской монете — с усами и бородкой. На другой стороне изображен Иисус Христос
Великий князь Киевский Владимир Святославич. Гравюра неизвестного художника. Середина XIX века
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый. Из «Царского Титулярника» русского царя Алексея Михайловича. 1672
Теперь поговорим о кельтах. Образ их был очень разнообразным. Одни кельты носили бороды и длинные волосы, другие брились, оставляя свисающие или лихо закрученные усы, третьи красились или использовали специальные растворы для закрепления причесок. Усатые мужчины у кельтов в основном встречались в социальной верхушке. Так, Диодор Сицилийский сообщает: «Знатные мужчины выбривают щеки, а усы оставляют, чтобы те закрывали губы, так что во время еды кусочки пищи застревают в усах, когда они пьют, напиток словно процеживают через сито».
Усатыми были франки и династия Каролингов. Усы носила и вся польская шляхта. Это символизировало благородство рода, принадлежность к особой касте. Усы были символом власти и независимости.
И тем не менее, мы знаем, как выглядели люди на территории Украины, наши предки-скифы. Археологические находки обнаружены на территории родного Северного Причерноморья свидетельствуют, что здесь носили длинные и пышные бороды вместе с усами:
Так что, наверное, многие из вас и не догадывались, уважаемые читатели, о таком глубочайшем символизме бороды. В любом случае — решать Вам, носить бороду или усы, или наоборот бриться. Мы не настаиваем, что надо обязательно отращивать бороду — это личное дело каждого. Однако, если все-таки решились — носите с гордость и, гордитесь своей бородой, ухаживайте за ней и помните о своих предках! Бороды Вам!
Поделитесь этим постом с друзьями
Источник статьи: http://prikolno.cc/article/11702/boroda-u-slavjan—simvol-roda-dostatka-i-muzhestva