Что означает борода у фараона
Полная информация по теме «что означает борода у фараона» — все самое актуальное и полезное по данному вопросу.
Что означает борода у фараона
- ЖАНРЫ
- АВТОРЫ
- КНИГИ 533 142
- СЕРИИ
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 460 665
Тайны египетских фараонов
Страна, народ, границы, способ управления, законы, поддержание порядка, армия, представление об истории
С давних пор ни одна другая страна не вызывала у людей европейской культуры такой пристальный и живой интерес, как Древний Египет с его таинственными правителями-фараонами и всей завораживающей экзотикой. Как жили люди на берегах Нила в течение трех тысяч лет? Во что они верили? Что значили для них загадочные значки-иероглифы? Что такое египетская мумия и почему вообще возникла традиция мумификации умерших людей? Существовало ли в действительности пресловутое проклятье фараонов?
На самом деле невозможно сказать с полной достоверностью, когда жители долины Нила назвали свою страну Кемет, что означает в переводе «Черная земля». Это определение, очевидно, связано с цветом плодородной, удобренной речным илом земли в долине реки, которая заметно отличается от сухой и красноватой почвы на окрестных холмах и плоскогорьях. Современное название «Египет» жителям страны Кемет было совершенно неизвестно. Его придумали греки, именно они называли Египтом великую страну на берегах Нила.
Слово «Кемет» египтяне писали четырьмя иероглифами. Значок «крокодиловая кожа» означал буквально «к-м», сова означала «м», который в «к-м» только повторялся, но не читался. Значок в виде толстой лепешки – это буква «т», он показывал, что слово «Кемет» женского рода. Иероглиф на конце, обозначавший «поселение», показывал, что это слово – название страны, но он сам вообще не произносился.
Поскольку египтяне обозначали на письме только согласные звуки, мы не можем точно знать, как они произносили эти слова. Чтобы читать древнеегипетские тексты, египтологи прибегли к помощи звука «е» и стали его вставлять между написанными согласными. Получилось «К-е-м-е-т». Самих себя древние египтяне называли «ремет-ен-кемет» – «народ Черной земли». Велико ли было население Древнего Египта на всем протяжении его истории, сейчас определить трудно. Особенно сложно составить представление о его численности в древнейший период первых династий. Можно лишь говорить с полной уверенностью, что детская смертность была очень высока, а средняя продолжительность жизни составляла примерно тридцать лет. Ученые считают, что в начале исторического периода на территории около 16 тысяч квадратных километров проживало примерно 150 тысяч человек. А в период расцвета государства египетских фараонов численность населения дошла до трех миллионов человек. По тем временам это была колоссальная империя, населенная многочисленным народом.
Греческие и римские авторы оставили интересные рассказы о Древнем Египте. Они увидели в этой африканской стране много экзотики и, вероятно, не все правильно поняли из того, что увидели или услышали. Например, Помпоний Мела писал в I веке н. э.: «Жители Египта резко отличаются своими обычаями от прочих народов. Мертвецов они оплакивают, вымазавшись в грязи. Сжигать или закапывать трупы считается у них грехом. Они их искусно бальзамируют и затем помещают в гробницы. Пишут они справа налево. Глину они месят руками, а тесто ногами. Общественными и государственными делами занимаются у них женщины, мужчины прядут и ведут домашнее хозяйство. Обычно люди носят тяжести на плечах, а египтяне – на головах. У других народов дети обязаны кормить нуждающихся родителей, у египтян в этом отношении предоставляется свобода. Едят они на улице, вне своих домов, но испражняются в помещении. Изображения многих животных, а еще больше сами животные являются у них предметом почитания, причем разные люди почитают у них разных животных. Почитание это доходит до того, что даже нечаянное убийство определенных животных карается у них смертью. Когда священные животные умирают от болезни или случайной смертью, их принято оплакивать и хоронить».
В дельте Нила плотность населения была не меньше двухсот человек на квадратный километр, примерно столько же людей жило в густонаселенном районе между Фивами и островом Элефантина. В других областях страны плотность была заметно ниже: в среднем сто человек на квадратный километр.
В обществе Древнего Египта существовала многоступенчатая сословная иерархия, на вершине которой стоял фараон – правитель, обладавший неограниченной властью, живое воплощение божества, посредник между людьми и богами.
Ниже фараона стоял его главный сановник, визирь (чати), который возглавлял административный аппарат, контролировал исполнение законов. Визирю подчинялись номархи, поставленные управлять отдельными областями – номами (греческое название). Номархи являлись наместниками в своих областях, следили за поддержанием порядка и соблюдением законов, отвечали за формирование воинских частей, собирали налоги, предоставляли в случае надобности рабочую силу для общественных работ, а также исполняли обязанности главного жреца божества-покровителя данной местности и другие жреческие функции.
Жрецы находились в общественной иерархии на уровне номархов. У них были очень важные обязанности – ублажать богов, чтобы те были благосклонны к Египту. Начиная с Нового царства Верховный жрец стоял иногда так же высоко, как чати. Дальше следовали многочисленные чиновники и писцы, которые исполняли свои обязанности по всей стране.
Крестьяне, рыбаки, охотники, ремесленники и торговцы занимали более низкое положение, чем писцы и чиновники. Крестьяне составляли самое многочисленное сословие. Они производили продукты для снабжения всего остального населения и храмов. Охотники и рыбаки тоже поставляли свою добычу на рынки и в храмы. Ремесленники работали в основном на государственных стройках или исполняли заказы фараонов. Они также изготовляли на продажу предметы повседневного быта и погребальные принадлежности. Торговцы привозили товары из других областей и из-за границы для фараона и зажиточных египтян. Низшим сословиям дорогие привозные товары были недоступны.
Кроме свободных людей, в Древнем Египте были также рабы, хотя и не очень много. Рабами становились преимущественно пленники из чужих стран.
Это упрощенная структура общества Древнего Египта. На протяжении его долгой истории распределение власти менялось. В Новом Царстве наряду с чати не меньшей властью обладали наместник царства Куш и Верховный жрец Амона (фараону требовалось получить одобрение последнего на все свои решения).
Правительство Древнего Египта делилось на центральное и региональное. В ведении центрального правительства находились собранные налоги, которые расходовались на государственные дела, на внешнюю торговлю и вооруженные силы. Главным чиновником центрального правительства был чати. Региональное управление отвечало за сбор налогов, распределение рабочей силы для государственных работ в стране. Верхний Египет разделялся на 22 нома, а Нижний Египет – на 20 номов (первоначально племенных округов). Их общее число 42 имело в Древнем Египте мистический смысл – столько же судей встречало египтян в загробном мире, а также считалось, что у египтян есть 42 священные книги. Возглавляли региональное управление номархи соответствующих номов. Они, как правило, имели собственный штат чиновников и были освобождены от обязанности платить налоги и поставлять рабочую силу.
Чиновничество в стране Кемет было весьма многочисленным и проникало во все области жизни. Кроме чиновников центрального и регионального управления, целая масса чиновного люда занималась искусством, ремеслами и науками. Храмы тоже стояли наравне с государственными учреждениями. Каждый чиновник обязан был уметь читать, писать и считать, поэтому в период Среднего царства всех чиновников называли писцами.
Фараон, как правило, назначал ближайших высших сановников из числа своих родственников. В истории Древнего Египта был такой период, когда чиновники занимали свои должности пожизненно и передавали их по наследству. Чиновничья каста настолько усилилась, что у нее возникло стремление править независимо от фараона. Это закончилось борьбой за престол и междуцарствием. В Среднем царстве фараоны, наученные горьким опытом, стали осторожнее и поручали управление своим придворным, которые подчинялись непосредственно фараону. Несмотря на это, большинство должностей оставались наследственными, хотя были исключения. Например, фараон Тутмос IV сделал своих друзей детства высшими чиновниками. Фараон Эхнатон нуждался для своей реформаторской деятельности в новых людях и назначал на высокие должности преданных слуг, в том числе иноземцев (это видно из их имен).
Маска Тутанхамона: что открыли ученые при реставрации?
Фараон Тутанхамон оставил заметный след в истории Древнего Египта, которым он правил на правах представителя XVIII династии Нового царства. Но слава не покинула его и после смерти: много лет спустя он стал достаточно известен после того, как английские египтологи открыли и исследовали его гробницу. Древний фараон до сих пор преподносит множество сюрпризов своим исследователям, так как множество вещей, найденных в гробнице, не до конца изучены и сегодня. Одним из таких предметов стала погребальная маска Тутанхамона – одна из величайших реликвий современной науки.
Гробница древнего царя
В 1922 году английские египтологи вскрыли гробницу фараона Тутанхамона и нашли там нетронутую погребальную камеру со множеством реликвий, которые находились в могиле почти 3 тыс. лет. Множество предметов были найдены в самой погребальной камере: золотая колесница, светильники, принадлежности для письма, каменные сосуды, ларцы с драгоценностями и многое другое. Вполне возможно, рядом с фараоном могут быть обнаружены гробницы других членов царской семьи – жен правителя или его матери. Но самое ценное нашлось на самом фараоне.
Погребальный покров древнего правителя состоял из множества драгоценных предметов. Маска Тутанхамона из чистого золота и лазурита прикрывала лицо покойного.
Для чего предназначалась маска
Погребальная маска была стандартным облачением египетского царя и символизировала посмертное преображение фараона, который по ту сторону жизни становился равным богам. Тело правителя, по верованиям египтян, превращалось в драгоценный слиток, а погребальная маска служила своего рода пропуском в загробный мир.
Это украшение стало одной из самых значительных находок в истории современной египтологии. Оно доставляет немало беспокойства ученым из-за избытка гипотез, предположений и догадок, оспаривающих официальную версию происхождения этого предмета. А еще с этой маской случаются удивительные приключения.
Загадка бороды
Музей, как и любое публичное место, требует постоянного внимания со стороны обслуживающего персонала, который зачастую не обладает ни знаниями, ни навыками правильного обхождения со старинными экспонатами. Не так давно, в 2015 году, обнаружилась довольно курьезная вещь: рабочие, реставрировавшие зал музея, случайно сломали бороду на маске Тутанхамона. Недолго думая, они приклеили оторвавшуюся часть современным эпоксидным клеем и водрузили маску на место.
Следы эпоксидного клея были обнаружены совершенно случайно, а вот скандал, последовавший за этим «открытием», поставил на уши все министерство древностей, которое курировало работу музея. Понадобился почти год реставрационных работ, чтобы бороду с маски Тутанхамона смогли восстановить и прикрепить к маске тем же самым способом, который использовался в Древнем Египте – при помощи пчелиного воска. Погребальная маска фараона Тутанхамона снова заняла свое место среди сокровищ музея и стала доступной для осмотра в конце 2015 года. Ее глаза притягивают к себе взгляды всех посетитетелй музея – так открыто и широко может глядеть лишь бессильное величие прошлого. А вот найти виновника происшествия так и не удалось.
У маски – женское лицо?
Процесс приклеивания бороды растянулся почти на год. При реставрации исследователи выявили новые факторы, которые привели к созданию иных гипотез. В частности, было обнаружено, что борода для маски была сделана немного позднее и иначе: вполне возможно, что заключительные штрихи маске Тутанхамона придавал другой мастер.
Новые факты
Бывший куратор музея Древнего Египта Николас Ривз сделал из этого факта неожиданный вывод: золотая маска изначально предназначалась не самому фараону, а его жене – божественной Нефертити, как ее называли современники. Свое предположение ученый базировал на нескольких факторах:
- Продолжительность жизни женщин на протяжении веков была значительно меньше, чем у мужчин. Это правило не находило исключений даже во дворце фараона в Египте. Поскольку в те времена было принято, чтобы к смерти правители готовились сразу же после восхождения на трон, нет ничего удивительного в предположении, что к смерти своей повелительницы египтяне готовились загодя.
- При приклеивании бороды на маске Тутанхамона был обнаружен личный знак (картуш) с именем Нефертити. Погребальные принадлежности были сугубо индивидуальными и не могли «заимствоваться» даже супругами. Картуш означает, что маска была предназначена для царицы.
- Мочки ушей на маске проколоты. Это характерно для масок, предназначенных для женщин или детей.
Почему же маска фараона Тутанхамона так замечательно подошла самому правителю Египта? Ответ довольно прост: и фараон, и его жена состояли в близком родстве, были почти ровесниками и, по всей вероятности, обладали похожими чертами лица. Возможно, последующее изучение маски Тутанхамона позволит ученым подтвердить свои гипотезы.
Какие бороды носили египетские фараоны ?
Греки произносили это слово на манер северных египтян – «фарао» ; это звание, которое обычно обозначало главу окружения царя двух миров, другими словами – земного наследника Гора. Фараон («Фар-Ао» ) – это египетское слово «Пер-аа» , «Перао» , что означает «большой дом» , то есть царский дворец. Этот «дворец» включал в себя всех чиновников древнего царства. В греческом языке слово исказилось, превратившись в «фараон» , хотя происхождение его очевидно. Иудейский историк I в. Иосиф Флавий говорит нам, что в его время, также, как и сейчас ««Фараон» по-египетски значит «царь»» .
Привязная борода-парик была в Египте символом владения землей. После смерти фараона полноправной хозяйкой угодий становилась его вдова. И по закону женщина также могла носить привязную бороду.
Три стадии алхимии для фараона
Здания из камня начал строить фараон Джейсер (что значит «великолепный»), правитель III династии. Его знаменитая Ступенчатая Пирамида, созданная архитектором Имхотепом и расположенная подобно всем пирамидам на левом берегу Нила, является первым сооружением подобного рода. Спроектировал эту пирамиду «тот, кто над фараном» – жрец Хетти, посвященный в сан бога Ра (и записанный в летописях как Хеси-Ра) за «разработку эстетических принципов Канона, отражающего гармоничные основы мироздания. »
Статуя самого Джейсера, находящаяся в Каирском музее Египетской истории, представляет его сидящим в окружении львов – защитников человека и в горе и в счастье. Незримый защитник-сокол прикрывает единственное место у фараона, которое не видит зритель – основание его черепа (крылья по вискам, тело в затылочной..впадине).
В скульптуре существует только три формы изображения фараона:
– Сидящий и правящий (с символами Северного и Южного Египта в руках, в окружении лотоса и папируса, Сокола/Орла и Змеи. Земной, «черный», плодоносный период.
– Идущий по дороге жизни и смерти, с пристегнутой бородой-столбиком (символ мудрости), левая нога впереди правой. Последнее означает, в силу привычки определять левую сторону как плохую, что следующий, Первый свой шаг Фараон сделает с доброй и хорошей Правой ноги. Это переходный период «белизны», этап происходящих изменений.
– Посмертное озирическое изображение в спеленутом состоянии (чаще всего – лежа, но есть исключения), руки сложены крест-накрест, священные символы вокруг, на голове – змеевидный венец-урей. Непременна загнутая кверху борода.
Это поза бессмертия для последующего воскрешения.
Алая фаза, посвященная солнечному диску.
…Представления о двойнике, связанные с необходимостью оживления статуи, привели египетских скульпторов к употреблению инкрустированных вставных глаз. Так, например, радужная оболочка в статуях Рахотепа и Нофрет сделана из серовато-голубого халцедона. Оттого…смотреть…в…глаза…фараонам…жутко.
Каждый третий – андрогин (печальные и поучительные страницы)
В истории правления Египта есть примеры царствования андрогинов: Это фараон Аменхотеп 4, более известный как Эхнатон, и царица Хатшепсут, которую весь народ Египта принимал за мужчину-фараона.
Царица Хатшепсут была вымарана писцами и архивистами древности из всех каменных царских списков, и лишь по незавершенному черновику ее изображения с надписями каирские египтологи опознали, кто именно был изображен на безымянной статуе красивого фараона с бородой! По забавному стечению обстоятельств именно безвременная смерть царицы привела к сохранению памяти о ней: статуи фараонов в разный период их жизни делались по различым шаблонам, и незавершенная при жизни статуя
Шагающего Правителя (в мужской одежде и с пристяжной бородой) не могла быть закончена после смерти царицы, так как в ней пропал всякий магический и культовый смысл. Скульптура осталась незавершенной, и была погребена в каменоломнях. Вместо нее была выбита новая статуя в Озирической форме.
Царица Хатшепсут (т.е. «Лучшая по благородству») была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес. При жизни отца Хатшепсут стала «Супругой Бога» — верховной жрицей фиванского бога Амона. После смерти отца Царица вышла замуж за своего брата-фараона Тутмоса II, матерью которого была некая второстепенная жена их общего отца, тогда как Хатшепсут была чистых царских кровей. Престол же в Египте передавался по женской линии.
У Хатшепсут и Тутмоса II было в браке две дочери, и старшей Нефруре царица прочила трон. Подозревают, что отцом ее младшей дочери Меритры был воспитатель старшей – великолепный зодчий и архитектор Сенмут. Но это не имело значения, поскольку все дети официальной жены фараона автоматически становились наследниками престола. Сенмут поддерживал политику строительства (при Хатшепсут строили, как ни при ком другом), и возвел царице после ее смерти Заупокойный Комплекс в три террасы.
Муж царицы Хатшепсут фараон Тутмос II имел множество любовниц, и от одной из них – официально признанного им сына Тутмоса III, которого уже в свою очередь мечтал посадить на трон. Но поскольку основные будни фараона занимали походы по войнам и женщинам, сын его остался без присмотра, а Египтом правила его сестра Хатшепсут. Царица Хатшепсут не желала видеть на троне фараонов бастарда своего брата от любовинцы, и потому под предлогом получения необходимого для всякого правителя Высшего Магического Образования сдала мальчика в Храм на обучения. Единственное, о чем она умолчала – это о том, что два-три года в Храме делают из волшебника полноценного Жреца, которому уже нет дороги обратно. Права править он уже не имел.
Вернувшийся из длительной отлучки фараон страшно разгневался, и между Хатшепсут и ее братом разгорелась холодная война. Однако Тутмос I правил недолго.
При жизни мужа – пока он отсутствовал – царица Хатсепсут выходила к народу в мужском набедренном фартуке и чуть более длинных «ушах» головного убора, традиционно касающихся верха груди. Никто из ее подданных не знал, что это женщина, поскольку она носила Статусную Одежду Мужчин. После восхождения на престол Хатшепсут была провозглашена фараоном Египта под именем Мааткара Хенеметамон со всеми регалиями
Приняв титулатуру фараонов, Хатшепсут стала изображаться в головном уборе хат с уреем и с накладной бородкой. Первоначально статуи и изображения Хатшепсут представляли её с женской фигурой, но в мужских одеждах, а в позднейших аналогах её образ был окончательно трансформирован в мужской. До Хатшепсут то же сааме произошло со статуяими царицы Нефрусебек, для которых также характерна комбинация мужского и женского канона. Тем не менее, в надписях на стенах храмов царица продолжала называть себя прекраснейшей из женщин и отказалась от одного из царских титулов — «Могучий бык».
Хатшепсут лично возглавляла один из двух совершенных во время её правления военных походов в Нубию, а также контролировала Синайский полуостров, Финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину. В частности, ведение военных кампаний царицей подтверждает надпись в Тангуре — победная реляция, высеченная на скале в районе Второго порога Нила. Возможно, она командовала египетскими войсками и в ряде походов против мятежных сирийских и палестинских городов. Известно, что Хатшепсут допустила своего пасынка Тутмоса III к военной службе, что открыло ему путь как первому великому воителю в истории Египта (он прославился Битвой при Мегиддо в 1480-м году д.н.э)
Тутмосу III удалось после смерти Хатшепсут так настроить жрецов против нее, лишившей его престола, что даже памяти о ней не должно было остаться. С этой целью были сбиты все каменные надписи со статуй и уничтожены все таблицы.
Прекрасный Эхнатон, которому не удалось монотеизировать Египет, изображен с женским телом. Есть версия, что это в высшей степени точное его изображение, и версия, что ведающие заказом изображений жрецы, разгневанные царскими нововведениями, хотели таким образом унизить персону Эхнатона (делая из него химерического урода).
Эхнатон,десятый фараон XVIII династии, сын Аменхотепа III и царицы Тии, знаменит тем, что за свою недолгую жизнь осуществил религиозную реформу, подойдя к утверждению единобожия. В детстве Эхнатон болел, и его жизнь была в опасности из-за решения Фиванского оракула. Сделавшись фараоном, он прибавил к своему имени прозвище «Выживший, чтобы жить долго», так что в его судьбе не исключено наличие неизвестного нам Волшбеного События, повлиявшего на всю систему его мировоззрения.
Вся юность Эхнатона прошла вдали от Фив, а частично и за пределами Египта. О его существовании не упоминается ни в одной из надписей времен правления Аменхотепа III.
После смерти Аменхотепа III государством управляла его жена Тия в качестве регента. Тия призвала своего сына в Фивы, где он был возведен на трон под именем Аменхотепа IV.
Новый фараон вступил в острый конфликт с жрецами Амона, провозгласил себя почитателем лучезарного бога Атона (обычно олицетворяемого солнечным диском – атеном), культ которого уже был частично распространен. Возведение фараоном храма Атона в Фивах привело к полному разрыву с культом Амона и его жрецами. Аменхотеп сменил свое тронное имя («Амон доволен») на Эхнатон («слуга Атону»). Более того, он уничтожил имя «Аменхотеп» на памятниках своего отца (что для мага-египтянина было актом отнюдь не символического убийства) и разрушил связанные с ним скульптуры сфинксов, сбросив их с обрыва в окрестностях Фив. К пятому году своего правления при поддержке жрецов из Гелиополя – древнего соперника Фив – он перенес царскую резиденцию в новую столицу, за планировкой, строительством и украшением которой следил самолично. Столица получила название Ахетатон («Место власти Атона»).
Эхнатон сам выступал в качестве верховного жреца Атона, слагал многочисленные гимны в честь этого божества и распространял свое учение среди последователей. В центре культа Атона стояла Маат – одновременно богиня правды и само понятие «истина». Свое имя Эхнатон обычно писал, добавляя прозвище ankh-en-maat – «живущий в правде/истине».
Религия Атона означала поклонение свету, и приношения совершались на алтарях, поставленных правильными рядами на просторных дворах храма этого бога. Церемония составляла разительный контраст с культом «потаенного» Амона, святилища которого были скрыты во тьме. Атона не изображали, но представляли в виде диска или шара, испускающего лучи, каждый из которых заканчивался дарующей жизнь рукой.
Эхнатон женился на своей двоюродной сестре, красавице Нефертити (дочери Эйе, брата Тии), от которой имел мере четырех дочерей. Однако Тия сохранила свое могущество. На 12-м году правления Эхнатона ее изображали как лицо, по своему рангу превосходящее жену Эхнатона – в двойной короне и в сопровождающих надписях соответственного толка. В том же году Нефертити, разведенная или впавшая в немилость, исчезает с исторической сцены. Между тем политика Эхнатона в отношении близившегося распада восточной части державы, что грозило серьезными экономическими трудностями, помогла жрецам Амона ускорить внутренний кризис.
На 17-м, последнем засвидетельствованном в источниках, году правления Эхнатона один из его сыновей Сменхкара (имя его матери не установлено) – был назначен его соправителем. Вскоре Эхнатон был свергнут и, по-видимому, ослеплен. Сменхкара, процарствовав всего год, передал корону своему младшему брату Тутанхатону, который сменил имя на Тутанхамон и перебрался в Фивы. Реформа провалилась.
Несколькими годами позже Сменхкара попытался вернуть трон, что привело к смерти и его самого, и Тутанхамона. Тутанхамон был удостоен пышного погребения, его семь золотых саркофагов и посмертная маска до сих пор изумляют зрителей, тогда как тело его старшего брата в итоге было найдено в простой яме, как и тело Тии, возможно, покончившей жизнь самоубийством.
Попытки магглских египтологов выдать древний Египет за мрачную теократию, подчиненную смерти и некромантии, не выдерживают критики: древнейшие культы египтян были сосредоточены вокруг бога солнца Ра и бога духовного света Амона. По сей день в соблюдении дня солнца, седьмого дня недели, когда не следует работать, а следует заниматься чем попало, сохранился отголосок египетского культа солнца, посвященный храмовым службам и отдыху. Неделю замыкает «солнечный день» или «день солнца», и именно так он звучит на английском, немецком, французском и голландском языках
Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте.
В древнеегипетском тексте мы читаем:
“Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, – деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу”.
Источник статьи: http://xn—-8sbcm1bmcar0m.xn--p1ai/chto-oznachaet-boroda-u-faraona/