Бороды при петре 1 презентация

Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой

Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой?

1. Эпоха правления русского царя Петра 1 была наполнена не только грандиозными, но и весьма одиозными реформами.
Казалось бы, указ Петра I от 1689 года о запрете ношении бороды и усов («О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии»), а тем более, установление солидного налога на бороду (для тех, кто не пожелает её сбрить) – это лишь предмет для насмешек, иронии и памфлетов. Но подобный налог существовал и в некоторых европейских странах, например, во Франции.
Однако, учитывая особый уклад жизни и традиции средневековой Руси, вопрос ношения бороды был крайне важным для всего населения Российского Государства, ибо борода искони считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось. Некоторые почтенные мужи, особенно старообрядцы, насильственно лишенные бороды, совершали самосожжение.

Какие цели преследовал Пётр I этим указом? Во-первых, он пытался провести всестороннюю «европеизацию» всей Руси, насильственно прививая «европейские ценности», в том числе, заставляя сбривать бороды, и носить «немецкое платье», чтобы быть «похожими на европейцев», поощрял курение, танцы, увеселения и безмерное винопитие. Каждое в отдельности нововведение кажется вздорным пустяком, курьёзом, но они привели множество людей к самоубийству (от невозможности переступить через освящённую веками традицию), и к смерти от поощряемого чрезмерного винопития и курения (от которых и сейчас страдает наш народ).
Все указы и реформы Петра 1 задавали новый вектор развития России и оказывали влияние на дальнейшую судьбу Отечества. Эти изменения в образе жизни были противны патриархальному складу и строгому благочестию русского народа, но наказания за неповиновение Царю были не шуточными. Постепенно западнические настроения и подражание европейцем, практически во всём, проникло в высшее общество, оно потеряло связь с благочестивой традицией народа. Пропасть между ним и патриархальным крестьянством всё более увеличивалось, духовное единство нации утрачивалось. Всё это аукнулось в 1917г. непримиримой классовой борьбой, и миллионами жертв революции и гражданской войны.

Вторая причина появления Указа в том, что Петру очень нужны были деньги: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого. Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Пошлина за год ношения бороды для обеспеченных людей была весьма значительной. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.

Итак: Результатом этого Указа «О бороде» стали многочисленные акты самосожжения старообрядцев (раскольников), расценивших этот насильственный акт как покушение на основы благочестия и патриархального уклада. Кроме того этот Указ был частью плана насильственной европеизации части российского общества, что привело в конечном итоге к расколу нации.

2. Надо отметить то, что Пётр 1, давая право носить бороду крестьянам и церковнослужителям, при этом отнял у Церкви все остальные права, имущество и лишил возможность Церковь исполнять многие очень важные функции, в том числе – обучение грамоте и просвещение населения. Было закрыто множество церковно-приходских школ. А.С.Пушкин писал по этому поводу, что церковная реформа Петра 1 нанесла огромный вред просвещению России.

Читайте также:  Прическа каре с балаяжем

Церковь перестала быть самостоятельной. Это было уже государственное учреждение, подчинённое Священному Синоду, Обер-прокурору и Царю. В её обязанности входило — следить за нравственностью населения и осуществлять социальное служение – уход за больными и калеками. Главнейшая, духовно-религиозная функция Церкви была отодвинута на десятый план. С церкви требовали формальных чиновничьих отчётов. Так, каждый прихожанин должен был 1 раз в год причащаться (в то время как в допетровские времена христиане причащались, как правило, еженедельно), об этом церковь должна была дать справку, без которой человек не мог считаться благонадёжным. Вера стала государственной обязанностью и повинностью под присмотром жандармов, что противоречит самой сущности веры и Церкви. Нельзя заставить верить и любить!)
С этого времени началось угасание веры и принижение авторитета Церкви, которые через 200 лет привели к страшной, кровавой безбожной революции. Но это уже другая история.

3. Однако вернёмся к нашей бороде.) Дочь Петра1, Елизавета Петровна, подтвердила «антибородное» законодательство, что вызывало в обществе сарказм и раздражение, особенно (как ни странно!) среди либеральной интеллигенции. Впрочем, к тому времени практически все были «безбородыми», и молодые маргиналы-либералинтеллигенты, конечно же, как всегда, хотели отличаться от всех. К тому же во второй половине 18 века в Европе начала появляться мода на бороду.
В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя по поводу указа «О бороде» и налога на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде», http://www.proza.ru/2017/10/22/1712, где также весьма иронично описал «бородачей», хорошо известных в высших кругах и обласканным Царским двором.
После эпохи Петра I первым монархом, носившим бороду, стал симпатизирующий славянофилам Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.

С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.
Как видим, общество без всяких революционных новшеств, без подражание Западу, без насилия само выберет то, что практично и необходимо в данный момент времени.

Усы и борода… казалось бы — пустяк и ерунда!
Но вот, Европе подражая, мужчин насильственно лишая
традиции, красы и чести, и видя их, себя сжигающих в протесте,
кто скажет: «Это – ерунда»? О, нет! Насилие – всегда беда!

Источник статьи: http://proza.ru/2017/10/23/1831

«Бородатая история. Как Петр I пытался научить горожан бриться»
методическая разработка на тему

Цели: продолжать знакомить детей с культурно-историческими событиями России; воспитывать у детей интерес к культурно-историческому прошлому.

Скачать:

Вложение Размер
16-17-borodataya_istoriya.docx 201.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Бородатая история. Как Петр I пытался научить горожан бриться»

Воспитательная беседа. 18.04.17г

Цели: продолжать знакомить детей с культурно-историческими событиями России; воспитывать у детей интерес к культурно-историческому прошлому.

В разные эпохи власти пытались взять под контроль ношение бороды своими гражданами. Так в Древнем Египте это позволить себе мог только фараон. В Римской империи наоборот — растительность на лице считалась признаком «диких» народов. А в православной Руси XVII века «брадобрийца» считали женоподобными и подозревали в склонности к нетрадиционной сексуальной ориентации.

Один из самых известных бородачей в мировой истории, английский натуралист и путешественник Чарльз Дарвин назвал бороду украшением, которое повышало привлекательность самцов в глазах представительниц противоположного пола. С годами символ мужественности получил еще новый смысл, став знаком, демонстрирующим определенный социальный статус его обладателя и даже, говорящим о его финансовом положении.

17 апреля 1722 года Петр I ввёл подать на ношение бороды для старообрядцев. Мужчина, не желающий расставаться с таким «украшением» по религиозным причинам, должен был заплатить за это немалые по тем временам деньги — 50 рублей в год.

Правила ношения бороды были закреплены во многих документах, а за ее порчу насильственным образом даже полагался немалый штраф. Так, к примеру, в сборнике правовых норм Киевской Руси, который вошел в историю как «Русская правда», говорилось, что за причинение ущерба усам или бороде обидчик должен будет заплатить целых 12 рублей.

Для сравнения — за убийство человека полагалась сумма всего в три раза больше.

Поэтому нововведение Петра I, решившего радикальными способами заняться европеизацией страны, переодев мужчин в немецкие платья и лишив бород, было воспринято многими как оскорбление и посягательство на святую святых. Произошло это после возвращения царя из поездки по Европе. В 1699 году после оглашения указа молодой царь демонстративно остриг бороды у нескольких представителей знатных родов. Такое «насилие» вызвало настоящую волну негодования в обществе, которое привыкло к другому образу благочестивого христианина.

Чтобы сдержать народный гнев, оставив бородачам своеобразный выбор, Петр в 1705 году издал указ, согласно которому священнослужителям разрешалось оставить себе бороды, а остальным нужно было купить право на ее ношение.

Документ устанавливал плату, которую должен был внести бородач в зависимости от положения в обществе. Известно, что горожане и слуги должны были заплатить 30 рублей в год, купцы средней и мелкой статьи, городовые дворяне, царедворцы и посадские люди — 60 рублей в год.

Дороже всего бородовой знак обходился иноземным купцам — 100 рублей в год.

За эту сумму он получал своеобразную квитанцию, металлический жетон — «бородовую копейку».

Стоит отметить, что пошлиной не облагались крестьяне, однако, желая посетить город, они должны были при въезде каждый раз платить 1 копейку за бороду.

Каторга или борода? Со временем правила были ужесточены: в декабре 1713 года вышел указ, вводящий строгий запрет на ношение бороды и русской одежды. Тех же упрямцев, кто осмеливался нарушить его, ждал острог и избиение кнутами.

Некоторых изменений удалось добиться старообрядцам. Согласно документу, который был подписан 17 апреля 1722 года, для них устанавливался строгий дресс-код. Они должны были носить зипуны со стоячим воротником, ферязи с длинными рукавами, без перехвата, а из верхней одежды — однорядки. Ношение же бороды из религиозных убеждений было оценено в 50 рублей в год.

Известно, что всякий, кто заметил бородача в другом костюме, мог задержать его и отвезти к коменданту. Тогда бдительному гражданину полагалось денежное поощрение — половина от суммы штрафа.

Если бородачу нечем было заплатить штраф, виновного ссылали на работу в Рогервик (Балтийский порт), а сибиряков на сибирские заводы, но сосланный отпускался на свободу, как скоро давал подписку, что обреет бороду и вперед не будет носить ее.

Стоит отметить, что находились и хитрецы, которые пытались следовать царскому указу лишь наполовину: они не сбривали, а подрезали себе бороды. Таких «нарушителей», однако, также вскоре вычислили. Было решено относить их к бородачам и требовать от них исполнения закона.

Историки отмечают, что в июне 1723 года «под караулом» оказалось много купцов и мещан, которые из-за нехватки денег не могли позволить себе купить бородовой знак, а бриться ни за что не желали.

Стоит отметить, что после смерти Петра Великого его указ действовал еще более полувека. Отменила некоторые положения его Екатерина II в 1722 году. Согласно более поздней редакции, без бороды должны были ходить представители высшего сословия, чиновники, казенные люди и придворные.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/04/18/borodataya-istoriya-kak-petr-i-pytalsya-nauchit

Презентация «Петр Первый»
презентация к уроку по истории на тему

Скачать:

Вложение Размер
8321.pptx 1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Пётр I 30 мая (9 июня) 1672 года — 28 января (8 февраля) 1725 года

Детство царевича По старорусскому обычаю Петра начали учить с пяти лет. Также учителями Петра были Лефорт и Тиммерман. Они обучали его геометрии и фортификации. Пётр не любил тратить время попусту. Ему подобрали 600 мальчиков, из которых сформировали 2 пехотных батальона.

Как известно, Пётр Первый обладал ростом 200 см — в то время он выдавался в толпе на голову. При этом он носил обувь всего лишь 38-го размера. У Петра I практическая сметливость и сноровка, весёлость, кажущаяся прямота сочеталась со стихийными порывами в выражении как ласки, так и гнева, а иногда и с необузданной жестокостью.

Обучение за границей П осле возвращения в столицу царь отправился (1697) с Великим посольством за границу. Петр побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу, работая на верфях, знакомился с техническими достижениями тогдашней Европы, ее образом жизни, политическим устройством.

Начало самостоятельного правления За границей в основном сложилась политическая программа Петра. Ее конечной целью стало создание регулярного полицейского государства. Сам царь считал себя первым слугой отечества, который собственным примером должен был учить подданных.

Реформы Петра I Реформы Петра I начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни.

В 1699 была также осуществлена реформа календаря, основан первый русский орден — Святого апостола Андрея Первозванного. Страна остро нуждалась в собственных квалифицированных кадрах, и царь распорядился отправить на учебу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 году в Москве была открыта Навигацкая школа.

Началась и реформа городского управления. В 1700 Петр создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством. Петр I ввел так же празднование Нового года на Руси.

С древних времён здесь, по Неве, проходил путь «из варяг в греки»На берегах Невы 27 мая 1703 года и был основан Санкт-Петербург. Отсюда русский царь Пётр I «прорубил окно в Европу», страна получила выход в Балтийское море. Начался город с крепости «Санкт-Петербург», называемой сейчас Петропавловской, по находящемуся при ней собору . Вокруг этой крепости и начал строиться город. С 1712 года Санкт-Петербург стал столицей Русского государства, сюда были переведены все органы государственной власти. Строительство Петербурга

С первых же лет после основания Петропавловской крепости Петербург стал развиваться необыкновенными темпами. Уже в том же 1703 г. строительство перебросилось на Петербургскую сторону и на Васильевский остров. В 1704 г. на левом берегу возникает Главное Адмиралтейство.

Российский флот Постройка кораблей велась под Москвой в селе Преображенском, в Воронеже, Козлове, Добром, Сокольске. Особенно большое строительство разворачивалось в Воронеже, где было создано адмиралтейство. Одновременно шло комплектование флота солдатами Преображенского и Семеновского полков, новобранцами.

Окно в Европу Несомненным успехом Петра стало создание в короткий срок собственного военно-морского флота, базирующегося на Азовском, Балтийском и Каспийском морях. В его составе было около 50 линейных кораблей, более 100 галер и других боевых судов, значительное количество вспомогательных парусных и гребных судов. Он стал одним из сильнейших в Европе.

Царь Петр I много сделал для России. При нем активно развивалась промышленность, расширилась торговля. По всей России начали строиться новые города, а в старых освещали улицы. С возникновением всероссийского рынка вырос экономический потенциал центральной власти. А воссоединение Украины и России и освоение Сибири превратило Россию в величайшее государство мира.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/istoriya/2017/04/30/prezentatsiya-petr-pervyy

Оцените статью
Adblock
detector