Борода на Руси — история ношения
Борода традиционно считается непременным элементом облика «русского мужика». Когда в американском фильме возникает необходимость изобразить «русского Ивана», находят актера со следами «вчерашнего дня» на лице, и обязательно приклеивают окладистую бороду. Это обязательный атрибут, наряду с телогрейкой, балалайкой и медведем.
При всем при том, на улицах российских городов бородатого мужчину можно встретить совсем нечасто. Разве только хипстеры щеголяют ухоженными произведениями парикмахерского искусства на лице. Обычный мужчина начинает утро с бритья – операции, доведенной до автоматизма.
А как было раньше? Какую роль играла борода в жизни наших предков?
Древность. Сведений о самой глубокой славянской древности история нам сохранила немного, но они есть. Все они собраны и детально проанализированы историком и писателем Л. Прозоровым. Выводы его выглядят на первый взгляд, довольно неожиданно.
Оказывается, что в самый первый, начальный период русской истории славяне бород не носили. Причем, это была не просто бытовая случайность, а этнодифференцирующий принцип, отличавший славян от соседей – бородатых скандинавов.
Откуда это известно? Прежде всего, в данном случае важно описание князя Святослава Игоревича в труде современника – византийского историка Льва Дьякона. Византиец описал переговоры императора Иоанна Цимисхия с русским князем.
Причем, внешности князя Лев уделил пристальное внимание. По его словам, князь был сильным коренастым мужчиной невысокого роста. Голова его была налысо брита. На голове была оставлена лишь прядь волос наподобие запорожского казачьего оселедца. Кроме того, у князя были пышные вислые усы.
Усы описаны, а борода – нет. Другой источник – описание статуи бога Перуна, воздвигнутого на киевском капище. Летописец сообщает, что Перун имеет волос серебрян, а ус злат. О бороде опять ни слова. Кроме того, вывод Прозорова подтверждается изображением людей на серебряных изделиях, найденных в 1909 г. в селе Мартыновка.
Кроме прочих, были найдены фигурки четырех «пляшущих человечков». Фигурки выполнены достаточно схематично. Однако можно разглядеть, что бород у пляшущих человечков нет, хотя общий абрис фигур ясно указывает, что перед нами изображение мужчин.
Вместе с тем, тот же Прозоров указывает, что у славян обычай обязывал носить бороду жрецов. Об этом есть упоминание в Повести временных лет и у Саксона Грамматика. То есть, обычные люди бороды брили, с бородами ходили только волхвы.
Ситуация кардинально изменилась с принятием христианства. Христианство наряду с исламом относится к числу так называемых авраамических религий. То есть, обе религии выросли из иудаизма и во многом унаследовали его правила.
Одно из них предписывает мужчинам носить бороду. Поэтому на многие столетие ношение бороды стало не просто бытовой привычкой или эстетическим изыском, а религиозной нормой, обязательной к исполнению. Отступления случались крайне редко и привлекали всеобщее внимание. Так, например, в историю вошел казус Василия III, который, женившись на Елене Глинской, сбрил бороду.
Елена была княжой польско-литовского происхождения. Она не привыкла к тому, чтобы мужчина ходил с бородой. Видимо, борода ей была неприятна. Немолодой Василий настолько сильно влюбился в юную и очень красивую жену, что пошел у нее на поводу, и избавился к удивлению окружающих от своего традиционного русского «мужского достоинства».
Однако такие случаи были исключением. Религиозная основа задавалась Библией, точнее, буквально понятым текстом книги Бытия, в котором говорится, что Бог создал человека «по образу и подобию своему». Понятно, что с точки зрения рационально мыслящего человека, сложно предположить, что Господь Бог обладает всеми анатомическими особенностями среднестатистического мужчины.
Однако средневековые люди нередко воспринимали священные аллегорические тексты непосредственно: если сказано, что «по образу и подобию», значит, все, что естественным образом проявляется в мужском облике – это и есть проявление «лика Божьего» на лице человеческом. Поэтому, если борода растет – сбривать её нельзя.
Этим мы изничтожаем «подобие Божие» на своей физиономии. Недаром в эпоху средневековья русские миниатюристы и иконописцы всегда изображали чертей в сценах Страшного суда с «босыми лицами» – безбородыми. А святых, напротив, бородатыми.
Исходя из этого, нетрудно понять, почему население так остро негативно восприняло реформу Петра Великого, заставлявшего бояр и дворян брить бороды. Они видели в этом «печать Дьявола».
Новое время. Однако спорить с Петром было себе дороже. Петр бород не любил, и терпеть их вокруг себя не хотел. Такая антипатия к традиционному русскому украшению мужского лица у царя-реформатора шла из детства. Пережитый в детстве страх во время стрелецкого восстания навсегда поселил в нем недоверие к русской традиционной бытовой культуре.
Для начала в 1705 г. Петр ввел налог на бороду. Облагались им, прежде всего, те люди, которые составляли его непосредственное окружение – бояре, дворяне, придворные и жители городов. Исключение Петр сделал для духовенства (все-таки, видимо, понимал, что священнику быть без бороды никак нельзя).
Громадную массу крестьянства подстричь было нереально. Поэтому налог с крестьян брали только тогда, когда они за какой-нибудь нуждой приезжали город. Оплатившим налог выдавался специальный знак, который приходилось носить с собой. Однако искоренить обычай было непросто. Указ, видимо, исполнялся не везде, либо не исполнялся вовсе. Потребовалось еще два указа (1714 и 1722 гг.). Причем, к налоговому бремени прибавилось битье кнутом и ссылка на каторгу.
В конце концов, сопротивление было сломлено. С портретов XVIII – начала XIX вв. на нас глядят гладко выбритые лица в пудренных паричках с буклями. Кумулятивного заряда петровской воли хватило надолго. Первый император, позволивший себе нарушить заветы венценосного предка появился только через 150 лет. Это был Александр III, носивший серьезную окладистую бороду.
Изучение портретов той эпохи (последней четверти XIX в.) показывает, что борода вошла в моду. Причем, не только в России. Бородатыми были отцы-основатели марксизма, бородатыми были писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов) и художники (В.И. Суриков, И.Е. Репин). Красивая борода украшала лицо последнего Всероссийского императора Николая II.
Времена СССР. После революции в отношении бород поначалу определенности не было. Владимир Ильич Ленин носил модную в годы его молодости интеллигентско-дворянскую эспаньолку. Эспаньолку носил Лев Давидович Троцкий и Николай Александрович Булганин. Сталин был обладателем солидных усов. Легендарный командарм Буденный носил усы поистине гигантских размеров. Но постепенно все это цветущее разнообразие, доставшееся советской номенклатуре с дореволюционных времен, исчезло.
Уже к началу 60-х члены политбюро и партийные деятели помельче лишились растительности на лице. Типичная физиономия чиновника брежневской эпохи – до синевы выбритая щекастая ряшка. Бороды в позднесоветское время носили только люди творческих профессий и ученые. Борода воспринималась как символ свободной натуры и даже как выражение некого эстетического протеста.
Современная Россия. По большому счету, отношение к бороде среди чиновников не изменилось с застойных времен. В высоких кабинетах по-прежнему сложно найти бородатого человека. Однако веяния моды коснулись обычных горожан.
Борода стала неизменной принадлежностью модного, как принято говорить, «лука» (от английского look). Может быть, настанет день, когда в Новый Год с «голубых экранов» россияне увидят поздравление не только бородатого Деда Мороза, но и бородатого президента Российской Федерации.
Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.
Источник статьи: http://history-doc.ru/boroda-na-rusi-istoriya-nosheniya/
История бороды: почему на Руси ее нельзя было брить, а при Петре от нее избавлялись
Как вы относитесь к моде на бороды? Что это, возрождение давних обычаев?
В Древней Руси увидеть мужика без бороды было дико. Это как в наше время даму с бородой. Безбородые мужчины на Руси считались несерьезными, ненадежными, неспособными к деторождению. В общем, девушки старались обходить их стороной. А если и попадался им такой на свою беду, они смеялись ему вслед: «Босое рыло, уходи!».
Так было в допетровские времена. Злые языки говорили, что у царя Петра Первого борода не росла. Максимум усики. Когда он вернулся из заграничного турне, им овладела идея европеизации страны. И первое, что попало под санкции — это раздражавшая его борода. В 1698 году вышел указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольников в указанном для них одеянии». Это было шокирующей новостью.
Первые бороды отрезал сам Петр своему ближайшему окружению. Когда поняли что с бритьем бород не все просто и народ сопротивляется, решили ввести специальный налог. Бог с вами, хотите носить бороды — носите , но это будет дорого стоить.
Ввели четыре разряда государственной пошлины. К первому относились государственные служащие и городская знать. С них брали по 600 рублей. Ко второму причисляли торговцев. Они отдавали в казну по 100 целковых. Жители городских окраин — по 60 руб. и прислуга, кучера — по 30 руб. Для сравнения — 30 рублей составляло ежегодное жалованье пехотинца.
Крестьяне налоги не платили, но должны были при въезде в город отдавать в казну по копейке за каждый приезд с бородой.
«Петр Первый стрижет бороды боярам». Художник Д. Белюкин, 1985 год
На Руси к бороде относились как к святыне. В Псковской судной грамоте за надругательство над бородой наказание было хуже, чем за убийство. За убийство по штрафу нужно было заплатить один рубль, а за нанесение ущерба бороде — 2 рубля.
Хуже не было наказания, чем бритье. Когда к князю прибывали послы с неподобающими предложениями, им молча срезали бороды и отправляли домой. И слова не нужны.
Так вот, почему русских нельзя было лишать бород:
- Борода — БОгатство РОДА. Чем обильнее растительность на лице, тем богаче семья, сильнее род и успешнее потомки.
- Борода — признак отваги. Воину без нее никак нельзя — на войну не пускали. Мужчин с детства убеждали в том, что борода делает их бесстрашными.
- Борода — символ духовной мощи. Мужчина — выразитель силы рода, несет наследие предков. Кроме того, бог создал его по своему образу, значит борода — это необходимый атрибут. Ее сбривание является нарушением божественных законов.
- Бородач в семье — хозяин в доме.
Так было у нас. Вообще, борода имела много применений в истории человечества.
Доисторические люди отращивали бороды для тепла, запугивания и защиты. Волосы на лице сохраняли температуру тела древнего человека, а также защищали от песка, грязи и многих других элементов, способных проникнуть в организм через рот. Кроме того, она придавала пугающий вид, как бы визуально увеличивая челюсть.
С 3000 г. до н.э. до 1580 г. до н.э. египтяне использовали фальшивую бороду, сделанную из золота. Эту фальшивую бороду они привязывали, закрепляя узелком на затылке.
Представители месопотамских цивилизаций очень заботились о своих бородках. Они первыми начали употреблять такие продукты, как масло для бороды, чтобы их растительность выглядела здоровой и шелковистой. Они также формировали свои бородки с помощью древних щипцов для завивки — создавали локоны, кудри, придавали волосам волнистость. Ассирийцы красили их в черный цвет, а персы — в оранжево-красный. В древние времена, в Турции и Индии, когда у кого-то была длинная борода, это считалось символом мудрости и достоинства.
В Греции борода была знаком чести. Древние греки обычно обрабатывали бороды щипцами, чтобы создать завитки. Стрижка бороды использовалась только как наказание.
Около 345 г. до н. э. Александр Великий постановил, что у солдат не может быть бороды. Он боялся, что враги схватятся за бороды греков и будут использовать их против них во время битвы.
Древние римляне предпочитали, чтобы их бороды были пострижены и ухожены.
Портрет римлянина
Римлянин по имени Луций Тарквиний Приск поощрял использование бритв, чтобы провести в городе гигиеническую реформу в 616-579 годах до нашей эры. Несмотря на то, что Приск пытался поощрить бритье, оно все еще не было общепринятым до 454 года до нашей эры. В 454 г. до н.э. группа греков-парикмахеров отправилась из Сицилии в основную Италию. Они открыли парикмахерские, которые были расположены на главных улицах Рима. Эти парикмахерские обычно использовались только теми людьми, у которых не было рабов. Если у человека был раб, то он своего хозяина стриг и брил. Со временем бритье стало тенденцией в Древнем Риме, но философы сохраняли свои бороды независимо от тренда.
Англосаксонские племена не брили бороды до появления христианства в седьмом веке.
В Англии титулованные особы носили усы до 1066-1087 гг. н.э. пока закон Уильяма Первого не потребовал, чтобы они брились по норманнской моде.
Как только начались крестовые походы, бороды вернулись в обиход. В течение четырех столетий допускалась любая растительность. Как и в наше время, мужчины могли свободно выбирать, что им носить на лице: бороды, усы или чисто бриться. В 1535 году борода снова вошла в европейскую моду. Появились разные стили и длина бород. В 1560 году английские дворяне свои бороды крахмалили, чтобы они были острыми и аккуратными.
Для предания формы своим бородам мужчины использовали помаду и воск. Каждый уважающий себя сэр всегда имел при себе специальную щеточку или расческу для бороды. Кроме того, использовались специальные закрепители для бороды и усов, пока мужчиныспали.
На протяжении веков человечеством было придумано множество стилей ношения бороды. Например, стиль Авраама Линкольна называют «ширмой (занавесом) подбородка». Волосы на бороде настолько длинные, что свисают.
Авраам Линкольн
У писателя и эссеиста Генри Дэвида Торо на лице «Странствующий Джим».
У писателя Генри Лонгфелло — «Удлиненная голландка».
Генри Лонгфелло
«Борода лопатой» у художника Василия Верещагина.
По результатам социологического интервью, проведенного специалистами из Новой Зеландии и Канады, обнаружилось, что основной массе девушек нравится не борода, а легкая небритость на лице того паренька с которым ей доведется целоваться.
Источник статьи: http://travelask.ru/blog/posts/16907-istoriya-borody-pochemu-na-rusi-ee-nelzya-bylo-brit-a-pri-pe