- Борода
- Как относились к бороде во времена Ветхого Завета?
- Что говорится о бороде в Новом Завете?
- Когда в России (или на Руси) стали брить бороду?
- Почему сейчас православные священники носят бороду?
- Есть ли каноны, запрещающие брадобритие?
- Противоречит ли Божьей воле бритье мужского лица?
- Бритье мужского лица было знаком траура
- В современном мире противоположное выражение траура
- Бритье бороды является проявлением культуры и добрых манер
- Бритье мужского лица не имеет сексуальных мотивов
- Бритье бороды по библии
Борода
Борода́ – волосяной покров на нижней части лица и передней части шеи. Один из вторичных половых признаков мужчин, связанный с выработкой организмом тестостерона. Борода начинает развиваться в период полового созревания. В настоящее время борода – традиционная составляющая облика представителей православного духовенства и части благочестивых православных христиан.
Как относились к бороде во времена Ветхого Завета?
В ветхозаветном законе существовало требование, правда, не безусловное, о запрете на брадобритие ( Лев.19:27 ). В ряде случаев сбривание бороды могло иметь результатом бесчестие, позор ( 1Пар.19:4–5 ), но не всегда ( Лев.14:9 ). Со стороны древних евреев бороде оказывалось немало внимания ( Пс.132:2 ). Считалось большим оскорблением, если кто-то, находясь в раздражении или для выражения своего гнева, презрения, щипал бороду своего оппонента или брался за оную, иногда это делалось с целью «привести в чувства» оппонента, противника ( Неем.13:25 ), целование же бороды, напротив, служило особенным знаком уважения и дружбы. Вырывание волос из бороды, или полное снятие оной и небрежение о ее приличном виде служили знаком глубокой печали ( 1Ездр.9:3 , Ис.15:2 , Иер.41:5 , Иер.48:37 ), вместо острижения бороды в знак скорби можно было ограничиться также закрытием своей бороды. Нечесаная, неухоженная борода могла считаться и признаком невменяемости человека ( 1Цар.21:13–15 ).
Что говорится о бороде в Новом Завете?
В Новом Завете мы не находим указаний на ношение бороды, но по общему преданию Спаситель и апостолы носили бороду, как и все иудеи (только апостол Иоанн нередко изображается безбородым, чтобы подчеркнуть, что к апостольству он был призван еще очень молодым). Поэтому обычай ношения бороды сохранился в Православной Церкви, особенно среди духовенства.
Когда в России (или на Руси) стали брить бороду?
Вопрос о брадобритии в России особенно обозначился в начале ХVIII века, когда указами императора Петра I было открыто гонение на русскую бороду. Собственно говоря, реформа началась еще в 1699 году, по возвращении государя из-за границы. Он собственноручно отрезал бороды у знатных московских бояр. От того же 1699 года сохранился медный знак, величиною с двугривенный, с изображением на лицевой стороне бороды и усов, под словами «деньги взяты», свидетельствующий, по-видимому, что тогда же возникала мысль уже и о денежном штрафе за бороду. Правда, первоначально реформа коснулась не всех сословий, но это продолжалось только до 1705 года, когда было повелено брить бороды всем по всей России (кроме священнослужителей), под страхом штрафа от 30 до 100 рублей. Брадобритие было встречено населением как нарушение благочестия: «Многие из светских бороды обрили, в послушание государеву указу, однако те бороды имели в хранении у себя, яко многоценное сокровище, для положения оных купно с телом во гроб по своей смерти, чая, что без бороды в царствие небесное не примутся». Политика искоренения бороды проводилась весь XVIII век.
Почему сейчас православные священники носят бороду?
Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» ( Лев.21:1–5 ). Тем не менее, в настоящее время это не обязанность, а традиция.
Есть ли каноны, запрещающие брадобритие?
Непосредственно о бороде канонов нет, но о волосах – есть. Так, 21 правило Трулльского Собора гласит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишились благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной». Стригутся по образу клира – речь здесь идет о гуменце, то есть выбритой макушке, отличительном знаке клириков (на Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой).
42 правило того же Собора осуждает монахов с отращенными волосами. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и бесславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили».
И, наконец, 96 правило Трулльского собора: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею». Смысл данного правила – сохранение умеренности в отношении своего внешнего вида.
Источник статьи: http://azbyka.ru/boroda
Противоречит ли Божьей воле бритье мужского лица?
Какое у вас мнение, не выступаете ли вы против европейской традиции мужчин брить лицо? Ведь Бог сотворил мужчин так, чтобы у них росла борода. Народ Божий из Ветхого Завета не брил бороду в отличие от египтян. Не является ли обычай смеяться над бородой своего рода не согласием с Творцом? Не появилась ли эта традиция по каким-то сексуальным мотивам? Ведь рост волос на лице является отличительным мужским качеством, а лицо без волос является женским качеством?
Это правда, что бритье лица имело много значений в Библии и я представлю ниже этот аспект.
Бритье мужского лица было знаком траура
В Ветхом Завете Бог дал эту заповедь Своему народу:
Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь Бог ваш. (Левитам 19:27-28)
Почему Бог дал эту заповедь? Потому что так выражали траур и ужас языческие народы, окружавшие их. Когда описывается уничтожение Моава, пророк Иеремия пишет:
У каждого голова гола и у каждого борода умалена; у всех на руках царапины и на чреслах вретище. На всех кровлях Моава и на улицах его общий плач, ибо Я сокрушил Моава, как непотребный сосуд, говорит Господь.(Иеремии 48:37-38)
Эти народы были идолопоклонниками и у смерти, или когда приходило несчастье, потому что таким образом они хотели обратить внимание идолов, которым поклонялись. Бог ни в коем случае не позволял Своему народу применять эти языческие практики и поскольку идолопоклоннические народы брили между глаз, когда кто-то умирал, Бог сказал следующее народу Израиля:
Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем; ибо ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. (Второзаконие 14:1-2)
То как языческие народы выражали траур и ужас было проявлением их отчаяния и безнадежности. Дети Божьи имеют на небесах Бога, который не оставит из в отчаянии и безнадежности.
В современном мире противоположное выражение траура
Если в древности люди выражали боль когда кто-то из близких умирал тем, что они брили голову или бороду, или уголки бороды, или между глаз, то сегодня боль и траур выражают, позволяя волосам расти на лице. Если мужчина одет в темную одежду и не брит, то окружающие предполагают, что он в трауре.
Бритье бороды является проявлением культуры и добрых манер
Когда Иосиф находился в египетской тюрьме, фараон увидел сон и один из служителей сказал, что Иосиф может дать толкование сна:
И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся (побрился, – в рум. пер. Библии, прим. пер.) и переменил одежду свою и пришел к фараону. (Бытие 41:14)
Иосиф был порядочным человеком и не ставил под угрозу свою веру и поклонение среди языческого народа, где он жил. Если бы бритье лица шло в разрез с волей Божьей, Иосиф бы не брился. Или, если бы если бы бритье лица носило бы в Египте языческое или греховное значение, Иосиф бы не делал этого. Тот факт, что он побрился, является проявлением культуры и уважения к власти фараона, к которому он шел.
Бритье мужского лица не имеет сексуальных мотивов
Нигде Библия не делает такого заявления и даже в культуре наших дней я не слышал ни разу, что бритье мужского лица является проявлением сексуальности или сексуальным последствием.
Источник статьи: http://moldovacrestina.md/ru/biblia-o-britie-myjskogo-litha/
Бритье бороды по библии
БРАДОБРИТИЕ — ЭТО ЕРЕСЬ. КТО БРЕЕТСЯ ИЛИ ПОСТРИГАЕТ БОРОДЫ ИДУТ В АД
СТОГЛАВ. ГЛАВА 40: ОТ СВЯЩЕННЫХ ПРАВИЛ О СТРИЖЕНИ БРАД
«Также священная правила, православным христианом всем взбраняют не брити брад, и усов не постригати, таковая несть православных, но латыньская и еретичская преданиа, гречьскаго царя Костянтина ковалина, и о сем Апостольская и Отечьская правила велми запрещают и отрицают, правило Святых Апостол сице глаголет, аще кто браду бреет и преставися тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустья по нем пети, ни просфиры, ни свещи по нем в Церковь принести, с неверными да причтется, от еретик бо се навыкошя.
О том же правило 11, Шестаго Собора иже в Труле полатнем о постризании брад.
Что же о пострижении брады, не писано ли в Законе, не постризаите брад ваших, еже бо женам лепо мужем же не подобно, Сздавый Бог судил есть Моисеови рече постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред Богом, ибо от Констянтина царя ковалина еретика на том бо вси знаху яко еретичьскиа слуги суть, брады им постризати, вы же се творяще человечьскаго ради угождениа, противещеся Законом ненавидими будете от Бога, Създавшаго нас по Образу Своему. Аще убо хощете Богу угодити отступите от зла, и о том Сам Бог Моисеом отрече, и Святые Апостолы запретиша, и Святыа Отцы прокляша, и от Церкви таковыя отвергши, и того ради страшнаго прещениа, православным таковаго не подобает творити. «
Резюме:
1. Нельзя брить или подрезать бороды, нельзя усов постригать.
2. Это латынское и еретическое предание.
3. Это сам Бог заповедал через Моисея, это запрещали Апостолы, это проклинали Святые Отцы.
4. Это мерзость перед Богом. Делается человеческого ради угождения.
5. Кто так делает, нанавидим будет от Бога, т.к. Бог создал нас по Образу Своему.
6. Кто так делает и умрет — с неверными причтется и будет самоосужден на вечные муки в аду.
Слава Исусу Христу!
Павел Новиков (не брею уже бороду лет 5-6, как узнал, что это проклятая ересь).
В Церкви нет канона об обязательном ношении бороды. Не брить бороду — это благочестивая традиция. А ветхозаветные дисциплинарные и обрядовые правила на христиан не распространяются. Книга Левит — это предписания иудейского закона. Того, что был исполнен Христом и теперь его соблюдение — иудейство. Апостолы из всех 613 запретов и постановлений закона оставили только вот что:
Показать полностью.
Деян. 15:28-29
28. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29. воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете.
Этими словами апостолы ясно отменяют сотни иудейских правил, более ненужных новозаветному христианину.
Иоан.7:24 Не судите по наружности, но судите судом праведным.
Матф.23:28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
Кто же хочет сегодня соблюдать иудейский закон — обязан соблюдать его весь. Не только отращивать бороды, но и обрезаться.
В отношении же самого вопроса хочется отметить еще одно, об разности бытовых и социальных традиций в среде разных народов. То, что для православных римлян и греков было понятно и не было бесчестьем (т.е. безбородость и бритье бороды), то в других культурах, в том числе и русской являлось страшным бесчестьем (при насильном обритии) и свидетельством греха (самовольном бритье).
Почему?
Среди святых первых веков очень много было безбородых — как по причине безбородости, младости лет так и по причинам бытовым и социальным.
Почти все святые мученики, которые были римскими воинами, были безбородыми — в римской армии бороды разрешались только некоторым отдельным «варварским отрядам», все же остальные в обязательном порядке брились. Св. Пантелеимон по младости своей также безбород был. Так что, он уже и не свят, как не святы и другие мученики первых веков?
Значит, святость, как говорится, не в бороде, а мудрость не в годах.
В отношении же постоянного упоминания того, что вот, мол, написано в Писании — не нужно забывать, что упоминаемое написано в Ветхом Завете, который был только «детоводителем» ко Христу, с пришествием Которого мы получили уже новую заповедь, и исполнение ветхозаветных бытовых и обрядовых заповедей нам уже не обязательно. Как в кормчей сказано: «не имамы нужды хранити моисеева закона заповеди» (В разделе «Титлы правил сочетания и подобных»).
Как к этим бытовым и обрядовым законам относились Апостолы: Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы». (Деян. 15, 24-29)
Почему они так относились к ветхозаветному закону? А потому, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. (Гал. 2,16).
Еще раз повторюсь — ни Христос, ни апостолы, ни святые внешность человека не ставили необходимой причиной спасения, так что сама по себе борода — дело в моральном смысле нейтральное, что есть — что нету, для спасения никакого влияния и является личным делом каждого человека. Нравиться, или следуешь традиции — носи, но не ставь бороду обязательным мерилом православности.
Несколько примеров из Златоуста.
Длинные, холеные бороды, которыми гордятся и выставляют на показ он определяет как пример языческих философов:
«Где теперь те, которые одеваются в плащи, выставляют на показ длинную бороду, и носят в правой руке палку, — языческие философы, — эти презренные циники, которые хуже подстольных псов, и все делают только для чрева?»
(О статуях беседа 17)
«те, которые похваляются мирской мудростью и тщеславятся отпущенною бородой, истертым плащом и палкою»
(Беседа на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор. 4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс. 115:1), и о милостыне).
«На кого бы вы ни посмотрели из этих мужей, вы увидели бы, как каждый из них в одно время впрягает пашущих волов, тащит плуг и рассекает глубокую борозду, в другое — восходит на священное возвышение и возделывает души подчиненных, то он срезает серпом терния с поля, то словом счищает с душ грехи, потому что они не стыдятся занятий землей, как жители нашего города, а стыдятся праздности, зная, что она научила всякому злу и искони была наставницей порока для возлюбивших ее. Эти люди больше, чем кто-либо, мудрствуют наивысшею мудростью, показывая свою добродетель не по внешности, а по самому убеждению. Что касается мудрецов языческих, то они ничуть не лучше актеров и комедиантов, так как не в силах показать ничего большего, кроме плаща, бороды и длинной мантии; а эти люди, совершенно наоборот, распрощавшись с посохом, бородою, и прочими принадлежностями, украсили свою душу предписаниями истинного любомудрия, да и не одними лишь предписаниями, а и самыми делами.
. Итак, не будем презирать этих людей за их внешний вид, а станем лучше дивиться их разуму. Что пользы, в самом деле, во внешних одеждах, когда душа облачена жалостнее всякого нищего? Хвалить и удивляться человеку следует не за одежды, равным образом и не за тело, а за душу. Раскрой душу этих людей, и ты увидишь красоту ее и богатство по речи, по убеждениям и по всему состоянию нравов.»
(Беседа о статуях 19).
Почему я не считаю брадобритие грехом — не находил я ни у кого из свв. отцов точного и конкретного определения, что брадобритие — грех.
Если Вам такое известно — просветите, пожалуйста, а то сколько кому из почитателей древлего благочестия не обращался, ответ один — ссылка на Ветхий завет и Стоглав или места, допускающие совершенно произвольное толкование, в любую сторону.
А внешнем делании — так под этим в православной догматике понимается не внешний вид, а дела, творимые на (если так можно выразиться) на физическом уровне.
Кстати, в Добротолюбии, во всем ее объеме о бороде упоминается только в том смысле, что монаха делает не черная мантия и длинная борода, а совершенно другое.
В древних иноческих уставах также я что-то не встречал упоминания об необходимости наличия бороды у подвижника.
У Варсонуфия и Иоанна в Руководстве к духовной жизни также о бородах ничего не сказано.
Об Иоанне Златоусте — выше упоминал.
В точном изложении православной веры Дамаскина требования наличия бороды не нахожу.
У многих свв. отцов есть упоминание о бороде как мужском атрибуте, но нигде не находим у них связи бороды и святости. Порицается брадобритие, но только в том смысле, что так делают развращенные ради «мнимого благолепия». И то, те из святых, кто говорит о волосах и бороде, говорят, что их нужно подстригать, поскольку стрижка волос вызывается не желанием украшательства, а обстоятельствами. Больше всего о бороде я встречал у Климента Александрийского, но и он не вкладывает в бороду никакого религиозного смысла, хотя и говорит, что бороду по необходимости можно стричь и очень коротко, но наставляет не сбривать ее совершенно. Кстати, именно он, если я не ошибаюсь, не взирая на любимое всеми упоминание о том чтобы не стричь волос и края бороды не касаться, говорит о том, что нужно иметь голову остриженную.
Все святые осуждают брадобритие только в контексте, соотносительно того, что причиной такого бывает греховное желание кого-то соблазнить, кому-то понравиться.
Но при других причинах, при других обстоятельствах — никто собритие бороды грехом не считает. Да и как можно это делать, если и Ветхий завет приписывает в определенных обстоятельствах сбривать бороду.
По поводу «Стоглав, глава 40, стр. 124, изд. Кожанчикова, С-.Пб, 1863 г.»
Решения Стоглавого собора для нас неавторитетны, отвергнуты Собором 1667 г. В части, касающейся двуперстия, брадобрития и т.п.
Стоглавый собор не догматоопределяющий. Догматы все апостолами написаны, Вселенские Соборы их только констатировали там, где необходимо, а 2 или 3 аллилуи или бритьё бороды — не догмат т.к. не влияет на основные вероучительные моменты определяющие правильный путь (догмат — положение вероучения, объявляемое непреложной истиной). Кроме того, это поместный собор, а не мнение вселенской церкви.
Решения Соборов были не на веки вечные, а на злобу дня. Были решения и шахматы запретить, и с иудеями в одной бане не мыться и не лечиться у них. Из этого не следует, что шахматисты — грешники, а помывка в общей бане или лечение у врача без проверки религиозной принадлежности — грех. Каждый канон имеет свою область применения — как по времени, так и по ситуации. Этим вопросом «Церковное право» занимается. Там, как раз и объясняется то, когда и почему возникло то или иное правило или канон, и то, почему одни утратили свою актуальность сегодня и являются памятниками церковного права, а другие актуальны и обязательны к исполнению.
Источник статьи: http://vk.com/wall-83404612_104514