Бунин быстро шел выставив вперед бороду
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 270 724
- КНИГИ 632 758
- СЕРИИ 23 928
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 595 743
А может быть, это были всего лишь маленькие звукоуловители, напряженно повернутые в мировое пространство к источнику колебаний, недоступных для человеческого уха…
Однажды я уже говорил или даже, кажется, писал, что обнаружил у себя способность перевоплощения не только в самых разных людей, но также в животных, растения, камни, предметы домашнего обихода, даже в абстрактные понятия, как, например, вычитание или что-нибудь подобное.
Я, например, как-то был даже квадратным корнем.
Я думаю, что это свойство каждого человека.
Во всяком случае, все то, что я вижу в данный миг, сейчас же делается мною или я делаюсь им, не говоря уже о том, что сам я – как таковой – непрерывно изменяюсь, населяя окружающую меня среду огромным количеством своих отражений.
По всей вероятности – будучи, как все существующее в мире, грубо матерьяльным, – я так же бесконечен, как материя, из которой состою. Отсюда моя постоянная взаимосвязь со всеми матерьяльными частичками, из которых состоит мир, если, конечно, он матерьялен, в чем я глубоко убежден.
В силу своей постоянной житейской занятости мы давно уже перестали удивляться многообразию форм окружающей нас среды. Но стоит отвлечься хотя бы один день от земных забот, как сейчас же к нам возвращается чувство принадлежности ко вселенной, или, другими словами, чувство вечной свежести и новизны бытия.
Предметы обновляются и получают новый, высший смысл. Например, тот цветок, который в данный момент попал в поле моего зрения. Я обратил на него особенное внимание не случайно. Он давно уже тревожил меня своей формой.
Такими пучками растут, например, грибы опенки. Гнездо длинных трубок, вышедших из одного растительного узла. Сосисочки. Даже обмороженные пальчики. Пучок молоденькой тупоконечной морковки каротели. Потом они подрастают, меняют цвет. Из оранжевых, шафрановых делаются красными. Их концы лопаются и раскрываются венчиком. Но это совсем не общеизвестные вьющиеся граммофончики, ничего общего. Их удлиненные тельца – узкие колокольчики – и мягко округлые отверстия, окруженные фестончиками лепестков, светятся каким-то тигрово-абрикосовым цветом, зловеще воспаленным в середине цветка, куда, как загипнотизированные, медленно вползают на казнь насекомые.
Эти цветы быстро вырастают и так же быстро увядают, съеживаются, сохнут и выпадают из созревшей цветоножки, оставляя после себя длинное полупрозрачное тельце с зеленой тугой каплей завязи.
И вот, вместо того чтобы работать, я наблюдаю за цветами, радуясь, что они напоминают мне целый ряд предметов, между прочим те резиновые полупрозрачные соски, которые надевают на горлышко бутылочки с детским молоком, а затем отправляюсь искать садовника, для того чтобы узнать, как называется растение. Все мои чувства сосредоточены на этом праздном вопросе. В самом деле – не все ли мне равно, как оно называется, это чем-то мучительно для меня знакомое растение, чьи полувьющиеся, крепкие стебли поднимаются по столбам над верандой и постоянно как бы сознательно протягивают к самому моему лицу шафранно-красные соцветия, напоминающие мне что-то чрезвычайно для меня дорогое и важное, причем я делаю еще одно наблюдение: в этом соцветии имеются цветки всех возрастов, от совсем маленьких, как недоразвившийся желудь, цветков-ублюдков, уродцев размером с ноготок – до бархатисто-бордовых красавцев в полном расцвете – цветов-королей – и, наконец, до цветов-трупов, чьи обесцвеченные пустые чехольчики являют страшный вид коричневого гниения. И все они – вся кисть, все их семейство, живые и мертвые, – расположены строго параллельно перилам террасы, как бы обращенные в одну сторону – к вечно заходящему солнцу, уже коснувшемуся гористого горизонта.
Садовник сказал, что это растение называется «бигнония». Тем лучше.
Высунувшаяся из пыльного горячего куста длинная горизонтальная ветка с перистыми, супротивными листьями протянула мне соцветие, и самый крупный цветок, подобный маскарадному колпачку Пьеретты, остановился перед моими глазами, и тогда я легко и без усилий вспомнил точно такое же знойное июльское утро, башню Ковалевского и открытую веранду с гипсовыми помпейскими вазами, которые тогда воспринимались мною как мраморные, а дача – по меньшей мере древнеримской виллой в духе живописца Семирадского; даже скромная полоса не слишком красивого Черного моря, откуда доносились резкие восклицания купальщиков, представлялась мне пламенным Неаполитанским заливом с красными парусами. И все это происходило потому, что я должен был увидеть человека, перед талантом которого преклонялся и который представлялся мне существом почти что сказочным.
– Ваня, к тебе! – крикнул толстячок московской скороговоркой.
Мы сразу поняли, что это старший брат Ивана Алексеевича, тоже литератор, пишущий на педагогические темы.
– Кто именно? – послышался голос из-за двери.
И на пороге террасы, пристегивая заграничные подтяжки, появился сам академик Бунин, мельком взглянул на нас и тотчас скрылся, а через минуту снова вышел уже в другом ритме и вполне одетый.
Многие описывали наружность Бунина. По-моему, лучше всего получилось у Андрея Белого: профиль кондора, как бы заплаканные глаза, ну и так далее. Более подробно не помню.
Потом я слышал, что глаза у Бунина были прелестно-голубые, но я этого не заметил. Хотя вполне допускаю.
Перед нами предстал сорокалетний господин – сухой, желчный, щеголеватый – с ореолом почетного академика по разряду изящной словесности. Потом уже я понял, что он не столько желчный, сколько геморроидальный, но это не существенно.
Хорошо сшитые штучные брюки. Английские желтые полуботинки на толстой подошве. Вечные. Бородка темно-русая, писательская, но более выхоленная и заостренная, чем у Чехова. Французская. Недаром Чехов называл его в шутку господин Букишон. Пенсне вроде чеховского, стальное, но не на носу, а сложенное вдвое и засунутое в наружный боковой карман полуспортивного жакета – может быть, даже в мелкую клеточку.
Крахмальный воротник – или, как тогда говорилось, воротнички, – высокий и твердый, с уголками, крупно отогнутыми по сторонам корректно-лилового галстука, подобно уголкам визитных карточек из наилучшего бристольского картона. В 20-х годах я бы непременно написал: бристольский воротничок. Это у нас тогда называлось переносом эпитета. Кажется, я сам изобрел этот литературный прием и ужасно им злоупотреблял. Нечто вроде инверсии. Так-то, братцы!
Но до 20-х годов было еще ой как далеко, целая вечность!
Теперь я так писать стесняюсь. Постарел. Остепенился. Пора и о душе подумать, стал мовистом.
Бунин взглянул на нас строго-официально и с далекого расстояния протянул нам вытянутые руки – одну мне, другую Вовке Дитрихштейну, – но не для рукопожатия, а для того, чтобы взять наши стихи.
Вовка Дидерикс, или, как он подписывался, Вл. фон Дитрихштейн, был тоже молодой поэт, но гораздо старше меня – богатый студент в штатском: кремовые фланелевые брючки, пестрый пиджачок, твердая соломенная шляпа канотье, толстый золотой перстень с фамильной печатью, белобрысая обезьянья мордочка остзейского немчика с виднеющимися редкими зубами. Типичный последний отпрыск.
Повинуясь неподвижному взгляду Бунина, мы вложили в его протянутые руки свои сочинения: Вовка вложил только что напечатанную за свой счет книжечку декадентских стихотворений – на бумаге верже с водяными знаками и в обложке в две краски – под названием «Блеклый венок», а я общую тетрадь, которую вытащил из-за гимназического пояса с сильно побитой металлической бляхой.
Источник статьи: http://www.litmir.me/br/?b=13709&p=8
Бунин быстро шел выставив вперед бороду
Два или три австрийских офицера с саблями в никелированных ножнах стояли возле штаба, читая выставленные в рамках под сетками пространные машинописные оперативные сводки за подписью фельдмаршала Людендор-фа, размноженные на ротаторе.
Было странно мне, русскому офицеру, георгиевскому кавалеру, идти по русскому городу, занятому неприятельской армией, рядом с русским академиком, знаменитым писателем, который добровольно бежал сюда из советской России, поддавшись общей панике и спасаясь неизвестно от чего на оккупированном юге, в какой-то выдуманной немцами украинской державе, которой правил никому не известный до сих пор гетман Скоропадский – личность почти опереточная, – генерал или, может быть, даже полковник бывшей царской армии.
– Когда же мы с вами виделись в последний раз? – спросил Бунин.
– В июле четырнадцатого.
– Июль четырнадцатого, – задумчиво сказал он. – Четыре года. Война. Революция. Целая вечность.
– Тогда я к вам приехал на дачу, но вас уже не застал.
– Да, я уехал в Москву на другой день после объявления войны. С большим трудом выбрался. Все было забито воинскими эшелонами. Опасался Румынии, турецкого флота…
Я увидел знойный июльский день. Сухой, сильный степной ветер нес через Куликово поле тучи черной пыли, клочья прессованного сена, задирал хвосты лошадям, согнанным сюда из окрестных хуторов по конской мобилизации, небо со зловещим, металлическим оттенком и кровавый закат над городом, навсегда для меня связанный со стихами:
«Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю! Италия! Германия! Австрия! И на площадь, мрачно очерченную чернью, багровой крови пролилась струя!»
И с другими, еще более страшными:
«Мама и убитый немцами вечер».
«Ах, закройте, закройте глаза газет!»
Их бесстрашно написал в дни патриотического угара все тот же молодой футурист, автор так восхитившего меня некогда стихотворения «Порт». Но теперь я уже знал его имя: Владимир Маяковский…
«Звонок. Что вы, мама? Белая, белая, как на гробе глазет». «Оставьте! О нем это, об убитом, телеграмма. Ах, закройте, закройте глаза газет!»
Эти строчки пронес я в душе своей через всю войну. Но разве мог об этом знать Бунин? При нем я боялся даже произнести кощунственную фамилию Маяковский. Так же, впрочем, как впоследствии я никогда не мог в присутствии Маяковского сказать слово: Бунин. Они оба взаимно исключали друг друга.
Однако они оба стоят рядом в моей памяти, и ничего с этим не поделаешь.
Бунин быстро шел, выставив вперед бородку, и, вертя жилистой шеей, зорко осматривался по сторонам, как бы желая крепко-накрепко запомнить, а затем точнейшим образом где-нибудь описать все, что было вокруг: пятнисто-фисташковые стволы столетних платанов, замерший порт внизу под бульваром, длинный штабной немецкий автомобиль «бенц» серо-стального цвета, поворачивающий по асфальту за угол мимо постового – обыкновенного русского солдата с круглой чиновничьей кокардочкой на фуражке, украшенной каким-то странным трезубцем, что должно было обозначать принадлежность солдата к так называемой «державной варте» гетмана Скоропадского.
Полосатые тенты хорошо знакомых фруктовых магазинчиков на Екатерининской площади, где лубяные корзиночки с первой клубникой – крупной и сухой – и почти черной или бледно-розовой черешней, в зеркальных ягодах которой отражалось уже почти летнее солнце.
В решительно сжатых челюстях и напряженно собранном лице своего учителя я угадывал хорошо скрытое смущение, даже растерянность. Я узнал, что он приехал с женой, остановился в городе у художника Буковецкого, но на днях переезжает на дачу, куда и пригласил меня наведаться.
Так началось мое двухлетнее общение с Буниным до того дня, когда он наконец окончательно и навсегда покинул родину.
Опять дача за шестнадцатой станцией. Но на этот раз не. дача Ковалевского, где я впервые увидел его. А другая. Не доезжая до Ковалевской, по правую руку от трамвайной линии. Более степная, чем приморская. Но такая же типичная больше-фонтанская дача – ракушниковый дом под черепицей – с ночной красавицей на клумбе, с розами, персидской сиренью и туями, сухими, пыльными, почти черными с голубенькими скипидарно-мясистыми шишечками на слоисто-кружевных ветках, в глубине которых всегда мутно белела паутина, с открытой верандой, так густо заросшей диким виноградом, что когда вы после сияния знойного степного дня входите по горячим каменным ступеням на эту терассу, то вас сперва ослепляет темнота, а потом в золотистом сумраке вырисовывается обеденный стол, покрытый цветной клеенкой с телесно-розовыми разводами пролитого какао, по которым ползают осы.
Примерно на такой же веранде я впервые увидел жену Бунина – Веру Николаевну Муромцеву, молодую красивую женщину – не даму, а именно женщину, – высокую, с лицом камеи, гладко причесанную блондинку с узлом волос, сползающих на шею, голубоглазую, даже, вернее, голубоокую, одетую, как курсистка, московскую неяркую красавицу из той интеллигентной профессорской среды, которая казалась мне всегда еще более недосягаемой, чем, например, толстый журнал в кирпичной обложке со славянской вязью названия – «Вестник Европы», выходивший под редакцией профессора с многозначительной, как бы чрезвычайно научной фамилией Овсянико-Куликовский.
Отвлеченно я понимал, что Вера Николаевна красива, но она была не в моем вкусе: крупные ноги в туфлях на пуговицах, длинноватый нос античной богини – Деметры, например, – добродетельна, а главное, жена Бунина, кажется, даже не венчанная, а на московский либеральный лад – гражданская, о чем в своей автобиографической заметке Бунин, уже, кажется, женатый раньше, писал, что с такого-то года «жизнь со мной делит В. Н. Муромцева». Она была родной племянницей председателя первой Государственной думы, крупнейшего буржуазного политического деятеля кадетской Москвы Муромцева, вдохновителя и организатора знаменитого «Выборгского воззвания».
Теперь они – Бунин и Вера Николаевна, – бежав от большевиков, как тогда выражались – «из Совдепии», сидели на даче вместе с другими московскими беженцами, дожидаясь того времени, когда советская власть наконец лопнет и можно будет вернуться восвояси.
Я стал у них настолько частым гостем, что Бунин, не стесняясь меня, бывало, ссорился с Верой
Источник статьи: http://litvek.com/book-read/84280-kniga-valentin-petrovich-kataev-trava-zabvenya-chitat-online?p=10
Тема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ
Главная > Урок
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Причастия и деепричастия. Правильно расставить знаки и объяснить графически
1.Темная вереница лебедей летевших на юг осветилась со \всех сторон завораживая нас.
2. Плачет где-то иволга схоронясь в дупло по\долгу ни\кем не\ замеченное.
3.Город растрепа..ный бурей выглядел косматым пугая жителей темнотой и молчанием.
4. Соловей пустил мелкую дробь и испробовав таким образом голос начал петь.
5.Челнок плыл медленно качаясь на волнах ласкающих камни и берег.
6.Рванул ветер взвихривая песок принесе..ный сюда приливом моря шумевшего в\дали.
7.Менялось небо то задергиваясь темнотой то выбрасывая пучки звезд мерцающих тихо.
8. Данко бросился вперед высоко держа горящее ярко сердце и освещая людям путь.
9. Дрожа от холода и брезгливо хмурясь он стащил одеяло промокшее от сырости.10.Стажер вошел потирая руки и кивнув мне уселся не\подалеку.11. Бунин быстро шел выставляя в\перед бороду и вертя жилистой шеей зорко смотрел по сторонам разглядывая людей приехавших сюда совсем недавно.
КЛЮЧИ, причастия и деепричастия.
1.Темная вереница лебедей, летевших на юг, осветилась со всех сторон, завораживая нас.2. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло, подолгу никем не замеченное.
3.Город, растрепанный бурей, выглядел косматым , пугая жителей темнотой и молчанием. 4. Соловей пустил мелкую дробь и, испробовав таким образом голос, начал петь.
5.Челнок плыл, медленно качаясь на волнах, ласкающих камни и берег.
6.Рванул ветер, взвихривая песок, принесенный сюда приливом моря, шумевшего вдали.
7.Менялось небо, то задергиваясь темнотой, то выбрасывая пучки звезд, мерцающих тихо. 8. Данко бросился вперед, высоко держа горящее ярко сердце И освещая людям путь. 9. Дрожа от холода И брезгливо хмурясь, он стащил одеяло, промокшее от сырости.
10.Стажер вошел, потирая руки, И, кивнув мне , уселся неподалеку.
11. Бунин быстро шел, выставляя вперед бороду, И, вертя жилистой шеей, зорко смотрел по сторонам, разглядывая людей, приехавших сюда совсем недавно.
БСП. Тире или двоеточие?
1) Пр..одолеем перевал до захода солнца успех обеспечен.
2) Рванул ветер ель стряхнула с себя шапки серебрян..ого снега.
3) Стоит замереть труду человека начнет зам..рать жизнь.4) Знай мы тебе верим.
5)Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.6) Хочешь почитай
7) Хуже всего другое он не может теперь говорить.8) Помощник молчал не надо мешать командиру принимать ответственные решения.9) Ей пришлось одеться потеплее на улице сегодня не по\летнему.10) Он лежал и думал здесь пахнет почти по\домашнему.
11) В пистолете оставалось только 3 патрона два для врага, один для себя.
БСП. Тире или двоеточие?
1) Преодолеем перевал до захода солнца – успех обеспечен.
2) Рванул ветер – ель стряхнула с себя шапки серебряного снега.
3) Стоит замереть труду человека – начнет замирать жизнь.4) Знай: мы тебе верим.
5)Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.6) Хочешь – почитай
7) Хуже всего другое: он не может теперь говорить.8) Помощник молчал: не надо мешать командиру принимать ответственные решения.9) Ей пришлось одеться потеплее: на улице сегодня не по-летнему.10) Он лежал и думал: здесь пахнет почти по-домашнему.
11) В пистолете оставалось только 3 патрона: 2 для врага, один для себя
5. Комплексный анализ текста
Большое внимание уделяется комплексному языковому анализу текста. Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила работы над текстом. В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6 классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи. По мере прохождения того или иного материала я подбираю тексты различного уровня сложности.
На изучение буквы з-с на конце приставок;
Правописание приставок пре — при-;
Н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и др.
В старших классах (9,11классах) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи по русскому языку в форме ЕГЭ.
Работе над комплексным анализом текста уделяется 10 минут урока, и весь урок, повторяется при этом значительный объем учебного материала по многим разделам русского языка.
Для качественной и эффективной работы используются мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания.
1. Сказка о фольклоре (?) это ус…ный рас…каз о выдума(н, нн)ом событии(?) носящий фантастический, пр…ключенческий и анекдотический характер.
2. В…зникает она(?) разумеет…ся(?) не в бе…воздушном пр…странстве, ее материал – вполне реальная действительность(?) и населена она не только фантастическими персонажами(?) а достаточно д…стоверными мужиками(?) солдатами (?) и попами.
3. …И вот оказываемся мы в (не)котором царстве-государстве(?) где на краю дремучего леса пр…тулилась (не)большая деревенька.
4. И уже на краю той глухой деревеньк… стоит изба(?) пок…сившаяся (от) времени(?) в которой ж…вут старик со старухой и три их сына.
5. Двое сыновей обыч(?)ные парни.
6. А третий (?) Иван-дурак.
7. И (не)знают в деревне(?) что в…ляется он на печи лишь до поры (до)времени(?) ожидая настоящего дела.
8. А п…является настоящее дело(?) встает он с печи и решает п…ставле(н,нн)ую задачу.
9. И н…кому это …делать(?) кроме з…печного Иванушки с (не)выявле(н,нн)ыми и (не)ра…траче(н,нн)ыми по пустякам силами.
(по С. Наровчатову)
Вопросы, предлагаемые для комплексного анализа текста №1.
1. Озаглавьте текст. Определите его стиль и тип и речи.
2. Определите главную мысль данного текста.
3. Выпишите и сгруппируйте из текста слова на следующие орфограммы:
-правописание приставок в русском языке;
-буквы з-с на конце приставок;
-правописание н и нн в суффиксах причастий;
-правописание не с прилагательными, причастиями и глаголами.
4. Найдите в данном отрывке 2-3 слова, в которых букв больше, чем звуков.
5. Подберите антонимы к словам:
6. Объясните графически постановку знаков препинания в 2, 4, 7 предложениях.
7. Найдите в тексте 2-3 слова, в которых нет окончаний.
8. Найдите в тексте три изобразительно-выразительные средства и объясните их роль.
9. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Как вы себе представляете нынешнего Ивана Царевича?».
1. Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу?
2. Да потому(?) что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?) чтобы вам (н…)чего не мешало(?) чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот.
3. Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?) и вы поймете(?) что есть много книг(?) без которых нельзя жить(?) которые важнее и интереснее(?) чем многие передачи.
4. Я не говорю(?) перестаньте смотреть телевизор.
5. Но я говорю(?) смотрите с выбором.
6. Определите сами свой выбор(?) сообразуясь с тем(?) какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой.
7. Это значит(?) что в ней что(то) существенное есть
8. А может быть(?) это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? ( По Д. Лихачеву «Письма о добром и прекрасном»)
Задания для комплексного анализа текста.
1. Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями.
2. Ответьте на вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет книга?». Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу?
3. Определите тип и стиль речи.
4. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Расскажите о безударных гласных, непроверяемых ударением.
5. Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. Образуйте от них возможные степени сравнения.
6. Из предложения № 8 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения.
7. Укажите вид придаточных в предложениях № 2, 3. Составьте схемы этих предложений.
8. Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях № 4,5.
9. Подберите синонимы к словам:
Продолжите синонимичный ряд.
1. Я опять остаюсь один (?) все думая о Митрофане.
2. Это был высокий и худой (?) но хорошо сложе(н,нн)ый мужик(?) легкий на ходу и стройный(?) с (не)большой головой и с бирюзово(?)серыми, живыми глазами.
3. Зиму и лето его дли(н,нн)ые ноги были а(к,кк)уратно обернуты серыми онучами и обуты в лапти, зиму и лето он носил коротенький (?) изорва(н,нн) полушубок.
4. На голове у него всегда была самодельная заяч(?)я шапка шерстью внутрь.
5. И как приветливо глядело из-под этой шапки его обветре(н,нн)ое лицо(?) с облупившимся носом и ре…кой боро…кой!
6. Это был след…пыт, настоящий лесной крестьян(?) охотник(?) в котором все производило цельное впеч…тление(?) и фигура(?) и шапка(?) и запах курной избы(?) и одностволка.
7. По…вляясь на пороге моей комнаты(?) и выт…рая полою полушубка мокрое от метели лицо(?) оживленное бирюзовыми глазами(?) он тотчас же наполнял комнату свежестью лесного воздуха.
(по И. Бунину, рассказ «Сосны»)
Задания для комплексного анализа текста
1. Озаглавьте данный текст, определите тему и главную мысль отрывка.
2. Определите тип и стиль речи.
3. Напишите сочинение-описание внешности человека «Мой близкий друг» (8-10 предложений).
4. Определите лексическое значение слов: онучи, курная изба. Дайте определение диалектным и устаревшим словам.
5. Выпишите из текста 2-3 слова, в которых звуков больше, чем букв объясните причину.
6. Найдите в предложении №3 словосочетание со связью управление.
7. Укажите в тексте сложные прилагательные. Расскажите о дефисном написании сложных прилагательных.
8. Выпишите из текста 5 местоимений, укажите их разряд.
9. Объясните графически знаки препинания в предложении № 6.
10. Укажите в тексте не менее трех изобразительно-выразительных средств и объясните их роль.
Комплексный анализ текста помогает старшеклассников исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного высказывания. Примерная программа комплексной работы с текстом приведена в книге Т.М. Пахновой «Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9-11 классы», в методическом пособии для учителей словесников С.Л. Каганович «Обучение анализу поэтического текста», в книгах под рубрикой «Мастер-класс», например, Г.П. Соколовой «Уроки русского языка и словесности». Задания, предложенные в дидактических и методических пособиях можно менять, усложняя задания или уменьшая. Необходимо учитывать индивидуальный интеллектуальный уровень выпускников: уровень знаний, психические особенности характера: темперамент, темп работы, возможности. Для образца возьмем несколько заданий к текстам:
• Текст 1 (Подготовка к ЕГЭ, под редакцией Б.Г. Меркина, страница 218).
— К какому стилю принадлежит данный текст?
— Какой тип речи используется в данном тексте?
— Найдите в 1, 4, 6, 7, 8, 17 предложениях языковые средства выразительности: тропы, фигуры, фонетические средства выразительности, стилистически окрашенную лексику, особенности синтаксической организации текста.
— Определите, какую роль в раскрытии основной мысли текста они играют?
— Сформулируйте основную мысль текста. Найдите предложения, которые в максимальной степени формулируют основную мысль текста.
• Текст 2. (Подготовка к экзаменам, под редакцией Т.М. Пахновой, упражнение 222, страница 199).
— Прочитайте выразительно текст: определите логические ударения, короткие, длинные паузы, подберите тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста.
— Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, подтверждающие главную идею текста.
— Разбейте текст на микротемы, озаглавьте каждую часть. Подумайте, почему вы выбрали это название.
— Сформулируйте главную мысль каждой микротемы, запишите её.
— Определите стиль текста и докажите (найдите все стилистические особенности данного жанра).
— Определите тип речи: описание, рассуждение, повествование. Докажите это.
— Объясните значения слов — панорама, шатер, островерхий, уникальный, ансамбль, эпос, монография.
— Произведите морфемный разбор (разбор по составу и словообразовательный разбор) выделенных слов — московский, подлинное, воображение, уцелевший, великорусская.
— В первых трех абзацах подчеркните грамматические основы.
— Объясните знаки препинания в предложениях с вводными словами. Подберите синонимы к вводным словамнаверное, конечно.
— Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать, когда ставится и когда не ставится запятая перед союзом как.
— Выпишите два сложноподчиненных предложения, произведите их полный синтаксический разбор.
— Объясните знаки препинания при цитировании. Составьте схемы этих предложений.
— Объясните знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. Подберите к этим простым предложениям их синтаксические синонимы — сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
• Текст 3. Лингвистический эксперимент.
— Подберите к существительным свои определения-эпитеты.
— Сравните свой текст с авторским. Как вы думаете, почему И. Бунин использовал именно эти определения?
Подбор определений Авторский вариант
Народился месяц _____________
Робко он __________ зарями
Светит над _______ водой,
По садам сияя меж ветвей. Народился месяц молодой.
Робко он весеннимизарями
Светит над зеркальною водой,
По садам сияя меж ветвей.
Тотчас вслед за тем в горницу вошла ____, тоже ______и тоже ещё ____не по возрасту женщина, похожая на ____ цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щёк, ____на ходу, но _____ с большими грудями под _____ кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под ______ шерстяной юбкой.
Приезжий мельком взглянул на её _______ плечи и на ________ ноги в _______ поношенных татарских туфлях и отрывисто невнимательно ответил:
Источник статьи: http://gigabaza.ru/doc/109874-p4.html