Бунин быстро шел выставляя вперед бороду

Тема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Причастия и деепричастия. Правильно расставить знаки и объяснить графически

1.Темная вереница лебедей летевших на юг осветилась со \всех сторон завораживая нас.

2. Плачет где-то иволга схоронясь в дупло по\долгу ни\кем не\ замеченное.

3.Город растрепа..ный бурей выглядел косматым пугая жителей темнотой и молчанием.

4. Соловей пустил мелкую дробь и испробовав таким образом голос начал петь.

5.Челнок плыл медленно качаясь на волнах ласкающих камни и берег.

6.Рванул ветер взвихривая песок принесе..ный сюда приливом моря шумевшего в\дали.

7.Менялось небо то задергиваясь темнотой то выбрасывая пучки звезд мерцающих тихо.

8. Данко бросился вперед высоко держа горящее ярко сердце и освещая людям путь.

9. Дрожа от холода и брезгливо хмурясь он стащил одеяло промокшее от сырости.10.Стажер вошел потирая руки и кивнув мне уселся не\подалеку.11. Бунин быстро шел выставляя в\перед бороду и вертя жилистой шеей зорко смотрел по сторонам разглядывая людей приехавших сюда совсем недавно.

КЛЮЧИ, причастия и деепричастия.

1.Темная вереница лебедей, летевших на юг, осветилась со всех сторон, завораживая нас.2. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло, подолгу никем не замеченное.

3.Город, растрепанный бурей, выглядел косматым , пугая жителей темнотой и молчанием. 4. Соловей пустил мелкую дробь и, испробовав таким образом голос, начал петь.

5.Челнок плыл, медленно качаясь на волнах, ласкающих камни и берег.

6.Рванул ветер, взвихривая песок, принесенный сюда приливом моря, шумевшего вдали.

7.Менялось небо, то задергиваясь темнотой, то выбрасывая пучки звезд, мерцающих тихо. 8. Данко бросился вперед, высоко держа горящее ярко сердце И освещая людям путь. 9. Дрожа от холода И брезгливо хмурясь, он стащил одеяло, промокшее от сырости.

10.Стажер вошел, потирая руки, И, кивнув мне , уселся неподалеку.

11. Бунин быстро шел, выставляя вперед бороду, И, вертя жилистой шеей, зорко смотрел по сторонам, разглядывая людей, приехавших сюда совсем недавно.

БСП. Тире или двоеточие?

1) Пр..одолеем перевал до захода солнца успех обеспечен.

2) Рванул ветер ель стряхнула с себя шапки серебрян..ого снега.

3) Стоит замереть труду человека начнет зам..рать жизнь.4) Знай мы тебе верим.

5)Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.6) Хочешь почитай

7) Хуже всего другое он не может теперь говорить.8) Помощник молчал не надо мешать командиру принимать ответственные решения.9) Ей пришлось одеться потеплее на улице сегодня не по\летнему.10) Он лежал и думал здесь пахнет почти по\домашнему.

11) В пистолете оставалось только 3 патрона два для врага, один для себя.

БСП. Тире или двоеточие?

1) Преодолеем перевал до захода солнца – успех обеспечен.

2) Рванул ветер – ель стряхнула с себя шапки серебряного снега.

3) Стоит замереть труду человека – начнет замирать жизнь.4) Знай: мы тебе верим.

5)Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.6) Хочешь – почитай

7) Хуже всего другое: он не может теперь говорить.8) Помощник молчал: не надо мешать командиру принимать ответственные решения.9) Ей пришлось одеться потеплее: на улице сегодня не по-летнему.10) Он лежал и думал: здесь пахнет почти по-домашнему.

11) В пистолете оставалось только 3 патрона: 2 для врага, один для себя

5. Комплексный анализ текста

Большое внимание уделяется комплексному языковому анализу текста. Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила работы над текстом. В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6 классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи. По мере прохождения того или иного материала я подбираю тексты различного уровня сложности.

Читайте также:  Короткие стрижки круглое лицо затылок

На изучение буквы з-с на конце приставок;

Правописание приставок пре — при-;

Н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и др.

В старших классах (9,11классах) при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи по русскому языку в форме ЕГЭ.

Работе над комплексным анализом текста уделяется 10 минут урока, и весь урок, повторяется при этом значительный объем учебного материала по многим разделам русского языка.

Для качественной и эффективной работы используются мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания.

1. Сказка о фольклоре (?) это ус…ный рас…каз о выдума(н, нн)ом событии(?) носящий фантастический, пр…ключенческий и анекдотический характер.

2. В…зникает она(?) разумеет…ся(?) не в бе…воздушном пр…странстве, ее материал – вполне реальная действительность(?) и населена она не только фантастическими персонажами(?) а достаточно д…стоверными мужиками(?) солдатами (?) и попами.

3. …И вот оказываемся мы в (не)котором царстве-государстве(?) где на краю дремучего леса пр…тулилась (не)большая деревенька.

4. И уже на краю той глухой деревеньк… стоит изба(?) пок…сившаяся (от) времени(?) в которой ж…вут старик со старухой и три их сына.

5. Двое сыновей обыч(?)ные парни.

6. А третий (?) Иван-дурак.

7. И (не)знают в деревне(?) что в…ляется он на печи лишь до поры (до)времени(?) ожидая настоящего дела.

8. А п…является настоящее дело(?) встает он с печи и решает п…ставле(н,нн)ую задачу.

9. И н…кому это …делать(?) кроме з…печного Иванушки с (не)выявле(н,нн)ыми и (не)ра…траче(н,нн)ыми по пустякам силами.

(по С. Наровчатову)

Вопросы, предлагаемые для комплексного анализа текста №1.

1. Озаглавьте текст. Определите его стиль и тип и речи.

2. Определите главную мысль данного текста.

3. Выпишите и сгруппируйте из текста слова на следующие орфограммы:

-правописание приставок в русском языке;

-буквы з-с на конце приставок;

-правописание н и нн в суффиксах причастий;

-правописание не с прилагательными, причастиями и глаголами.

4. Найдите в данном отрывке 2-3 слова, в которых букв больше, чем звуков.

5. Подберите антонимы к словам:

6. Объясните графически постановку знаков препинания в 2, 4, 7 предложениях.

7. Найдите в тексте 2-3 слова, в которых нет окончаний.

8. Найдите в тексте три изобразительно-выразительные средства и объясните их роль.

9. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Как вы себе представляете нынешнего Ивана Царевича?».

1. Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу?

2. Да потому(?) что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?) чтобы вам (н…)чего не мешало(?) чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот.

Читайте также:  Венчик мира ссср прическа

3. Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?) и вы поймете(?) что есть много книг(?) без которых нельзя жить(?) которые важнее и интереснее(?) чем многие передачи.

4. Я не говорю(?) перестаньте смотреть телевизор.

5. Но я говорю(?) смотрите с выбором.

6. Определите сами свой выбор(?) сообразуясь с тем(?) какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой.

7. Это значит(?) что в ней что(то) существенное есть

8. А может быть(?) это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? ( По Д. Лихачеву «Письма о добром и прекрасном»)

Задания для комплексного анализа текста.

1. Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями.

2. Ответьте на вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет книга?». Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу?

3. Определите тип и стиль речи.

4. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Расскажите о безударных гласных, непроверяемых ударением.

5. Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. Образуйте от них возможные степени сравнения.

6. Из предложения № 8 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения.

7. Укажите вид придаточных в предложениях № 2, 3. Составьте схемы этих предложений.

8. Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях № 4,5.

9. Подберите синонимы к словам:

Продолжите синонимичный ряд.

1. Я опять остаюсь один (?) все думая о Митрофане.

2. Это был высокий и худой (?) но хорошо сложе(н,нн)ый мужик(?) легкий на ходу и стройный(?) с (не)большой головой и с бирюзово(?)серыми, живыми глазами.

3. Зиму и лето его дли(н,нн)ые ноги были а(к,кк)уратно обернуты серыми онучами и обуты в лапти, зиму и лето он носил коротенький (?) изорва(н,нн) полушубок.

4. На голове у него всегда была самодельная заяч(?)я шапка шерстью внутрь.

5. И как приветливо глядело из-под этой шапки его обветре(н,нн)ое лицо(?) с облупившимся носом и ре…кой боро…кой!

6. Это был след…пыт, настоящий лесной крестьян(?) охотник(?) в котором все производило цельное впеч…тление(?) и фигура(?) и шапка(?) и запах курной избы(?) и одностволка.

7. По…вляясь на пороге моей комнаты(?) и выт…рая полою полушубка мокрое от метели лицо(?) оживленное бирюзовыми глазами(?) он тотчас же наполнял комнату свежестью лесного воздуха.

(по И. Бунину, рассказ «Сосны»)

Задания для комплексного анализа текста

1. Озаглавьте данный текст, определите тему и главную мысль отрывка.

2. Определите тип и стиль речи.

3. Напишите сочинение-описание внешности человека «Мой близкий друг» (8-10 предложений).

4. Определите лексическое значение слов: онучи, курная изба. Дайте определение диалектным и устаревшим словам.

5. Выпишите из текста 2-3 слова, в которых звуков больше, чем букв объясните причину.

6. Найдите в предложении №3 словосочетание со связью управление.

7. Укажите в тексте сложные прилагательные. Расскажите о дефисном написании сложных прилагательных.

8. Выпишите из текста 5 местоимений, укажите их разряд.

9. Объясните графически знаки препинания в предложении № 6.

10. Укажите в тексте не менее трех изобразительно-выразительных средств и объясните их роль.

Комплексный анализ текста помогает старшеклассников исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного высказывания. Примерная программа комплексной работы с текстом приведена в книге Т.М. Пахновой «Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9-11 классы», в методическом пособии для учителей словесников С.Л. Каганович «Обучение анализу поэтического текста», в книгах под рубрикой «Мастер-класс», например, Г.П. Соколовой «Уроки русского языка и словесности». Задания, предложенные в дидактических и методических пособиях можно менять, усложняя задания или уменьшая. Необходимо учитывать индивидуальный интеллектуальный уровень выпускников: уровень знаний, психические особенности характера: темперамент, темп работы, возможности. Для образца возьмем несколько заданий к текстам:

Читайте также:  Современные усы бороды бакенбарды

• Текст 1 (Подготовка к ЕГЭ, под редакцией Б.Г. Меркина, страница 218).

— К какому стилю принадлежит данный текст?

— Какой тип речи используется в данном тексте?

— Найдите в 1, 4, 6, 7, 8, 17 предложениях языковые средства выразительности: тропы, фигуры, фонетические средства выразительности, стилистически окрашенную лексику, особенности синтаксической организации текста.

— Определите, какую роль в раскрытии основной мысли текста они играют?

— Сформулируйте основную мысль текста. Найдите предложения, которые в максимальной степени формулируют основную мысль текста.

• Текст 2. (Подготовка к экзаменам, под редакцией Т.М. Пахновой, упражнение 222, страница 199).

— Прочитайте выразительно текст: определите логические ударения, короткие, длинные паузы, подберите тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста.

— Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, подтверждающие главную идею текста.

— Разбейте текст на микротемы, озаглавьте каждую часть. Подумайте, почему вы выбрали это название.

— Сформулируйте главную мысль каждой микротемы, запишите её.

— Определите стиль текста и докажите (найдите все стилистические особенности данного жанра).

— Определите тип речи: описание, рассуждение, повествование. Докажите это.

— Объясните значения слов — панорама, шатер, островерхий, уникальный, ансамбль, эпос, монография.

— Произведите морфемный разбор (разбор по составу и словообразовательный разбор) выделенных слов — московский, подлинное, воображение, уцелевший, великорусская.

— В первых трех абзацах подчеркните грамматические основы.

— Объясните знаки препинания в предложениях с вводными словами. Подберите синонимы к вводным словамнаверное, конечно.

— Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать, когда ставится и когда не ставится запятая перед союзом как.

— Выпишите два сложноподчиненных предложения, произведите их полный синтаксический разбор.

— Объясните знаки препинания при цитировании. Составьте схемы этих предложений.

— Объясните знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. Подберите к этим простым предложениям их синтаксические синонимы — сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

• Текст 3. Лингвистический эксперимент.

— Подберите к существительным свои определения-эпитеты.

— Сравните свой текст с авторским. Как вы думаете, почему И. Бунин использовал именно эти определения?

Подбор определений Авторский вариант

Народился месяц _____________

Робко он __________ зарями

Светит над _______ водой,

По садам сияя меж ветвей. Народился месяц молодой.

Робко он весеннимизарями

Светит над зеркальною водой,

По садам сияя меж ветвей.

Тотчас вслед за тем в горницу вошла ____, тоже ______и тоже ещё ____не по возрасту женщина, похожая на ____ цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щёк, ____на ходу, но _____ с большими грудями под _____ кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под ______ шерстяной юбкой.

Приезжий мельком взглянул на её _______ плечи и на ________ ноги в _______ поношенных татарских туфлях и отрывисто невнимательно ответил:

Источник статьи: http://gigabaza.ru/doc/109874-p4.html

Оцените статью
Adblock
detector