Неузнанный Ильич
Мы привыкли к классическому облику Ленина, запечатленному в кино советского времени. В воплощении, к примеру, актеров Бориса Щукина и Кирилла Лаврова. Однако на самом деле Ленин в революционные дни выглядел иначе: он был без бороды и в парике. Именно таким запечатлел его 25 октября 1917 года в Смольном художник Марк Шафран. Метаморфозы образа вождя попыталась проследить наша сегодняшняя собеседница — сотрудница государственного историко-мемориального музея «Смольный» Любовь ТЕРЕШЁНОК.
Оригинал этого рисунка, сделанного Марком Шафраном 25 октября 1917 года в Смольном, в советское время находился в Москве в Центральном музее Ленина, а ныне — в Историческом музее.
— Любовь Аркадьевна, известный факт: скрываясь от Временного правительства, Ленин вынужден был изменить внешность.
— Да, именно в таком виде, без бороды и в парике, он запечатлен на документе на имя сестрорецкого рабочего Константина Иванова. Таким он был во время пребывания в Разливе.
Но парик еще несколько раз упоминается в ряде воспоминаний, относящихся к началу октября 1917 года. Спустя почти десять лет, в январе 1927 года, Эйно Рахья, перевозивший Ленина из Выборга в Петроград, на страницах газеты «Ленинградская правда» рассказывал: «Выходя со мной, он надел фетровую шляпу. Под шляпой был густой парик с сединкой. Этот парик был в свое время взят на прокат тов. Шотманом в Петрограде в парикмахерской на Кирочной улице, за 5 рублей. Деньги за прокат и по сей день не заплачены, так как парикмахерская вскоре закрылась. В этом парике и в белой рубахе с черным галстуком, при золотых очках, он очень походил на финского пастора».
Потом верный телохранитель вождя еще возвращался к теме конспирации. В одной из статей он подробно описывал, как они с Владимиром Ильичем шли в Смольный вечером 25 октября с Сердобольской улицы. «Для безопасности решили все-таки замаскироваться. Насколько имелась возможность, переменили на нем одежду, перевязали зубы достаточно грязной повязкой, на голову напялили завалявшуюся кепку».
Кстати, уже когда Ленин жил в Смольном, Крупская вспоминала, что его мало кто из широкой революционной публики знал в лицо. «По вечерам мы часто. прогуливались вокруг Смольного, и никто его не узнавал, так как портреты его тогда отсутствовали», — отмечала Надежда Константиновна.
Писатель Джон Рид, наблюдавший Ильича непосредственно во время революции, в книге «Десять дней, которые потрясли мир» оставил такое его описание: «Невысокая коренастая фигура с большой лысой и выпуклой, крепко посаженной головой. Маленькие глаза, крупный нос, широкий благородный рот, массивный подбородок, бритый, но с уже проступавшей бородкой. Потертый костюм, несколько не по росту длинные брюки. Ничего, что напоминало бы кумира толпы. Необыкновенный народный вождь, вождь исключительно благодаря своему интеллекту. ». Кстати, это единственное письменное упоминание о том, что во время революции вождь был бритым.
— Казалось бы, сюжет о сбритой Лениным бороде никогда не скрывался. Однако из художественного осмысления образа вождя революции эта деталь исчезла.
— И даже на известной работе современника событий художника Аркадия Рылова «Ленин в Разливе» вождь изображен в классическом образе — без парика и с бородой. Хотя исторически это было не так. Да и у самого известного представителя ленинианы Исаака Бродского на всех картинах, запечатлевших Ленина в Смольном, Владимир Ильич изображен с бородкой.
В самом Смольном, по воспоминаниям Рахьи, вскоре после прихода туда Ильича случился такой эпизод: «Во время разговора, из Актовой залы, где происходило заседание Совета, вошли в нашу комнату три человека — сливки меньшевиков, лидеры партии: Дан, Либер и, кажется, Гоц. Один из них (кто именно — не помню) из пальто, висевшего здесь, вынул сверток, приглашая прибывших с ним субъектов закусить, так как у него, по его заявлению, есть булка с маслом и колбаса с сыром. Ведя разговор между собой, они совершенно не обращали на нас внимания. Один из них поднял голову и тут только узнал Владимира Ильича, несмотря на повязку. Они страшно смутились, спешно собрали свою снедь и все трое, как настеганные, вышли в Актовую залу. Этот случай привел Владимира Ильича в веселое настроение, и он от души хохотал».
Упоминает о гриме Владимира Ильича и его соратник Владимир Бонч-Бруевич — в своих «Воспоминаниях о Ленине», изданных в Москве в 1969 году. По его словам, именно благодаря ему вождь в Смольном снял наконец-то парик. Однако этот замечательный сюжет почему-то совершенно не нашел отражения в советском искусстве.
В результате сегодня нам известно только два изображения Ленина без бороды, и оба принадлежат художнику Марку Шафрану.
— Личность не очень знаменитая. Что о нем известно?
— Он был близок к большевикам. Весной 1917 года организовывал большевистские митинги в цирке «Модерн». Встречался с Троцким, был вхож к Луначарскому. Вообще на революцию и первые годы советской власти приходится взлет его карьеры. В 1918 году был одним из организаторов и первым председателем Первого профессионального трудового союза художников Петрограда. В голодном Петрограде помогал бедствовавшим деятелям искусства. В первые годы после революции распределял госзаказы на украшение города к коммунистическим праздникам.
Известно, что он был родом из-под Полтавы, первое художественное образование получил в Киевской рисовальной школе. В 1914-м окончил Академию художеств в Петербурге, в которой числился вольнослушателем с 1904 года. Однако из документов академии так и не понятно, получил он диплом или нет. Личное дело Шафрана состоит в основном из его бесконечных прошений то о деньгах, то об академическом отпуске для заработка, поправки здоровья и помощи пожилым родителям, то о сопроводительных бумагах для выезда на этюды.
Во время Первой мировой он уклонялся от призыва на военную службу, пошел на производство. Потом все-таки был мобилизован, но на фронт не попал, а служил в Трофейной комиссии, которая работала в Петропавловской крепости, собирая экспонаты для музея Великой войны.
Любопытно, что весной 1917 года художник отправил жену на лечение в Финляндию, а когда возвращался от нее, оказался в том же поезде, в котором в Петроград из эмиграции возвращался Ленин. Приятели потом шутили, что, мол, Шафран привез Ильича.
Судьба художника в 1920-х и 1930-х годах остается туманной. Известно, что ради заработка он вел кружок рисования в Доме отдыха кондукторских бригад на железнодорожной станции Сортировочная. Работ его известно очень мало. Имя Марка Шафрана мелькает в каталогах 1930-х годов, упоминаются созданные им портреты рабочих и колхозников.
В отделе эстампов Российской национальной библиотеки есть два плаката, сделанных с его акварелей. На одном изображен передовик Путиловского завода, на другом — Михаил Иванович Калинин на полевых работах. Обе работы — начала 1930-х годов. Оригиналы, скорее всего, вообще не сохранились, поскольку изначально были только рабочим материалом.
Марк Шафран умер от голода во время блокады — в конце 1941 года.
Источник статьи: http://spbvedomosti.ru/news/nasledie/neuznannyy_ilich/
Мода на бороду среди русских писателей и поэтов 19-20 века
История становления моды на территории Российского государства была пресыщена знаменательными событиями: под влиянием веяний западной культуры, Европы и самоидентификации народности модные направления быстро сменялись другими, кардинально отличаясь от предыдущих.
К брадоношению тоже было полярное отношение: от тотального запрета с наложением штрафов от Петра I до ухоженных остроконечных «наполеоновских» бородок у светских франтов.
Такие колебания не могли остаться без внимания – цвет нации и ближайшие к народу стремились непременно соответствовать новомодным течениям.
Император Александр II задал тон современникам и потомкам — он первый отрастил и носил густую бороду при гладко выбритом подбородке. За брутальным образом самодержца последовала сначала рать и военачальники, позже — государственные служители, а дальше мода покорила и простого крестьянского мужика.
Без тени сомнения интеллектуальная элита одобрила «бородатое» веяние: русские писатели с бородой в 19-20 веках ассоциировались с выходцами «из народа», теми, к кому можно прислушиваться, чьи высказывания разбирались на цитаты, чьему зову откликались. Образ эрудированного мужчины с трубкой в руке, размышляющего о политике и жизни государства, разбирающегося в хитросплетениях военных стратегий, вызывал доверие и искренний интерес среди народных масс.
По крупицам сложился собирательный образ российской литературы 19-20 веков: писатель с бородой, бархатным голосом и четкой жизненной позицией.
Познакомимся с бородатыми писателями, чье творчество и мировоззрение имели колоссальное влияние на соотечественников.
Александр Островский
Один из самых ярких представителей интеллигенции того времени, талантливый драматург с незаурядными организаторскими способностями. Творчество и жизненные устремления сыграли решающую роль в становлении национального театра.
Скромный и аккуратный внешний вид Островского был привит ему отцом-священником, обучение в Костромской семинарии, а позже — в духовной академии, зародили в юноше не только высокоморальные качества — человечность, сострадание, глубокое уважение к окружающим, но и тонкую душевную организацию.
Борода и усы Александра Николаевича заканчивались бакенбардами, даже в преклонном возрасте рыжая щетина обрамляла улыбающееся лицо на фоне поредевшей шевелюры. Поэт предпочитал аккуратную бородку средней длины, подбривал область под нижней губой и укорачивал усы — такое оформление не мешало драматургу внятно и разборчиво корректировать работу актеров во время репетиций перед масштабными постановками.
Леонид Андреев
Имя этого талантливого поэта занимает особую нишу Серебряного века отечественной литературы. Считается, что понятие российского экспрессионизма ввел именно Леонид Николаевич.
Впечатлительный и находчивый, эрудированный и обаятельный, он прошел долгий путь становления, борясь со своими внутренними демонами и отголосками революции.
На облик талантливого шатена оказал влияние вынужденный переезд в Италию, где он продолжил творчество, описывая революционные настроения и события Первой мировой войны. Именно в этот период он отращивает бороду на римский манер — коротко стриженная и опоясывающая нижнюю часть лица с мягким переходом к волосам на голове.
Репин изобразил Андреева с улыбающимися глазами и легкой улыбкой, которую прикрывали густые остроконечные усы. Густая шевелюра гармонично завершала образ страстного мужчины.
Константин Бальмонт
Один из самых громогласных авторов среди современников: полиглот, мемуарист, социальный деятель и талантливый писатель. Тонкий живой ум, которым обладал Константин Дмитриевич, быстро возвел его до высокого ранга, где с его словом уже необходимо было считаться. Долгий и витиеватый жизненный путь наложил отпечаток на внешность нобелевского лауреата.
Находясь на пике популярности, Бальмонт не мог позволить себе выглядеть небрежно или неопрятно. Всегда аккуратная одежда новейших фасонов, идеальная укладка коротко стриженых волос и опрятные борода и усы.
Константин Дмитриевич следовал моде английских джентльменов: густая напомаженная борода треугольной формы, немного выступающая над подбородком, и отдельно растущие усы, едва прикрывающие губы. Остальное лицо гладко выбрито и напарфюмлено.
Выбор в пользу такого консервативного образа был сделан под влиянием новомодных течений Оксфорда, позже — Парижа и Берлина, где мужчины предпочитали лаконичный стиль растрепанной бороде.
Валерий Брюсов
Фамилия незабвенного Брюсова неразрывно связана с российским символизмом, родоначальником которого и считается талантливый автор. Литературный критик и историк прошел длинный путь к личностному становлению, на пике карьеры писал и революционном периоде державы, и антиутопические произведения. Отдельной вехой стоят произведения мифологического содержания.
К моменту относительно спокойного периода в жизни и материальной стабильности окончательно сформировал свой неповторимый стиль.
Монголоидные черты лица, высокие ярко выраженные скулы позволяли носить густые остроконечные усы. Клиновидная холеная борода на подбородке и визуально вытягивала лицо, придавая аристократические черты, а в сочетании с коротко стрижеными волосами и открытым лбом образ получался загадочным и притягательным.
Иван Бунин
Известный российский писатель, номинированный на Нобелевскую премию, имел дворянские корни. Детство и отрочество сложились неблагополучно, из-за разорения юноша рано вступил во взрослую жизнь и узнал, что такое тяжелая работа. Однако жаркий характер и жажда знаний быстро возвели Ивана Алексеевича в ранг народных любимчиков.
Вместе с супругой посетил множество стран: Италию, Палестину, Францию — не прекращая творческой деятельности.
В период путешествий у состоявшегося Бунина сформировался особый стиль — педантично уложенные волосы с боковым пробором, короткие усики, расходящиеся в стороны и стриженая борода, не выходящая за размеры нижней губы. Французский стиль отчетливо просматривался не только в одежде писателя, но и в общем завершенном образе аксессуарного набора.
Иван Тургенев
Вклад в развитие и становление русской литературы этим гениальным писателем трудно переоценить: публицист и почетный доктор наук именитых университетов, автор увлекательных произведений, романист.
Детство и отрочество прошли под эгидой материнского деспотизма и лишений, но именно это закалило нрав мальчика и заставило с утроенной старательностью двигаться к достижению целей.
Среди друзей во взрослом возрасте были Гаевский, Некрасов, Добролюбов, а в период Крестьянской реформы Иван Сергеевич занял активную социальную позицию.
Близость к простому народу, за чьи права ратовал поэт, сказались и на внешнем облике: шикарная густая борода опоясывала всю нижнюю часть лица, соединяясь с усами. Однако образ мужчины не был неряшливым: волосы, как и борода, поддерживались средней длины, усики стабильно подравнивались. Такая форма «шкиперской» бороды в сочетании с изысканной одеждой завершали пресловутый образ интеллигенции.
Источник статьи: http://beardy.blog/stil/russkie-pisateli-s-borodoj/
Исторические личности — без своей легендарной растительности на лице!
Не так давно я делал публикацию «13 усачей — без легендарных усов» . Там была подборка фотографий известных усатых личностей (Боярский, Филатов, Панкратов-Чёрный, Николаев и другие) в молодости, с моими комментариями.
Публикация имела большую популярность, а многие друзья поприсылали в комментариях столько фотографий других известных личностей без усов и бород, что хватит на несколько постов. Больше всех старался Станислав , за что ему огромное спасибо. Я ему предлагал делать свои публикации, но он не захотел, написал, что продолжит присылать фото в комментариях. Но, чтобы не искать по комментариям фото, присланные Станиславом и другими друзьями ( Иван Шумкин , Да и Что? , Игнат Форточкин , Эдуард Коробкофф , Анастасия Федосеева — вроде никого не забыл, всем спасибо огромное), а также другие, найденные уже мной, я решил всё-таки объединить это по категориям.
Сегодня будут исторические личности — цари, вожди, революционеры и т.п.
Начнём с царей.
Это — Александр Третий, он же Миротворец (прозванный так за то, что в его правление Россия не участвовала ни в одной войне). Отец последнего царя, Николая Второго.
Это — сам Николай Второй. Его, как и отца, редко когда можно было увидеть без усов и бороды. На этом фото усы только начинают расти.
А вот и враг предыдущей личности — Владимир Ильич Ленин ! Впрочем, на этом фото он ещё Володя Ульянов.
Думаю, что большинство людей, которые будут читать эти строки, застали советскую школу, поэтому такой облик вождя мирового пролетариата вряд ли удивит. Про детство и юность Ленина мы начинали читать ещё с первого класса, а лик совсем маленького Володи украшал наши октябрятские звёздочки.
А вот следующее фото стало для меня сюрпризом! Такого Ленина лично я не видел. В 1917 году для конспирации Ильич надевал парик и сбривал бороду и усы!
Пойдём дальше по деятелям революции.
Это — Феликс Эдмундович Дзержинский . Здесь он ещё юн, но взгляд будущего Железного Феликса уже присутствует! Усы и бородка лишь дополнили образ!
Ещё один революционер, неотделимый от усов и небольшой бородки (вот же мода была сто лет назад) — Яков Свердлов . С Дзержинским они похожи!
На следующей фотографии — вовсе не Елена Малышева, как можно подумать (сходство действительно есть). Это — Лев Троцкий !
Самый легендарный командир Гражданской войны — Василий Иванович Чапаев ! Вот уж кого точно без усов представить нельзя! Впрочем, обычно мы его больше знаем не по историческим фотографиям, а по фильму братьев Васильевых, так что чаще вспоминаем лицо актёра Бориса Бабочкина, а не реального Чапаева.
А этот молодой кавказец с недобрым взглядом — не кто иной, как Иосиф Виссаринович Джугашвили ! Фамилию, под которой он более известен, вы и без меня знаете!
Перейдём к вождям зарубежным.
Адольфа Гитлера мы привыкли видеть со странными усами-«каплеуловителем». Есть легенда — подобный дизайн усов продиктован тем, что они не мешают надевать противогаз.
В сети нашлось немало фото Гитлера без усов, но все они — явный «Фотошоп». Лишь это детское фото похоже на подлинное.
Герои русской революции уже были, теперь — герои кубинской!
Фидель Кастро ! Viva la Cuba!
А это — команданте Эрнесто Че Гевара ! Пожалуй, самый популярный революционер второй половины 20 века!
Легендарный лидер Ирака Саддам Хусейн . Усы носил, как только они начали у него расти. Поэтому здесь — детское фото Саддама. Другие его снимки без усов, попадающиеся иногда в сети — явно поддельные, как и у Гитлера.
Усама бен Ладен — террорист №1 начала 21 века.
У него — тоже только детское фото.
Вернёмся к России.
Как Вы думаете, кто этот импозантный молодой человек? Музыкант? Актёр? Нет, это — Джохар Дудаев !
Дудаева вспомнили, давайте и на нынешнего чеченского лидера без растительности на лице посмотрим. Юный Рамзан Кадыров !
А завершить эту публикацию я хочу вот этим молодым спортсменом. Думаю, что его вы узнали — Александр Григорьевич Лукашенко !
Всем, кто дочитал и досмотрел до конца — спасибо за внимание!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/dom_pod_goroy/istoricheskie-lichnosti-bez-svoei-legendarnoi-rastitelnosti-na-lice-5e0f061f5fd55f00ae37dcd9