Человек с фиолетовой бородой

Человек с фиолетовой бородой

Еще год назад Денис Кузьмин имел 59 подписчиков в Инстаграме. Его знали только близкие друзья, а сам он презирал соцсети. Сейчас Денис – знаменитый блогер по кличке Синяя борода. В Инстаграме у него 81,5 тысяч подписчиков и каждый его выход из дома – это будто перфоманс.

Как Синяя борода пришел к успеху, он рассказал на открытой лекции на FREEDOM WEEKEND.

«Я раньше занимался различными единоборствами, мутил бизнес, но не успешно – у меня было 4 миллиона долгов, — вспоминает Денис. – Дважды в разводе. и думал, что дальше делать».

Переломным моментом в жизни популярного блогера стал разрыв связок на ноге. После этого упрямый по характеру Денис задумался о том, что он, возможно, идет не туда.

«Я помню тот момент, когда сел в маршрутку в Пушкина, — рассказывает он. – Огляделся – все, как я. И тогда я решил, что мне надо выделиться».

В стремлении быть непохожим на других Денис дошел до салона красоты и потребовал покрасить себе бороду в ярко синий цвет.

Сказочный образ петербуржец почерпнул из сказки Шарля Перро. «С расчетом на то, чтоб нравиться девушкам и детям». С тех пор на эту аудиторию Денис и ориентируется. Одевается он весьма экстравагантно.

«Я раньше постоянно думал: «А что скажут пацаны?», — признается Денис. – Глупый был. Какая разница, что обо мне думают? Вообще очень часто в последнее время мальчики стараются понравиться мальчикам. А мне ведь интересны только девчонки! Вообще к своим 35 годам я понял, что важно делать то, что хочется тебе и все».

Сейчас он со смехом воспринимает критику своего образа, хотя и относится к себе весьма трепетно.

«Был в Москве на показе мод, надел на себя красное платье – рубаху, кроссовки, взял трость, — вспоминает Денис. – А там были всякие звезды. Киркоров, например. И я прошелся так, будто кроме меня никого нет. После этого мне поступило несколько предложений от модельных домов. Они конечно офигели: «Парень, ты вообще кто?».

Сейчас Синяя борода стремится к максимальному заработку.

«Я решил монетизировать каждую минуту моей жизни, — рассказывает о своих целях эпатажный мужчина. – Я стал задумываться, что могу делать. Пошел учиться игре на скрипке- после единоборств это меня поразило. Настолько это тонко, для души. Еще я записался на танцы и тоже удивление: я раньше в зале по четыре часа потел, меня мужики еще и били. А тут девушка прекрасная с тобой в паре».
Одним словом, Денис открыт всему новому. Об этом он и рассказывает своим подписчикам.

Один пост в Инстаграме у Дениса стоит минимум 7 тысяч рублей. С выкладкой в Историю – около девяти. Блогер говорит, что ему часто приходится отвергать различные предложения из разряда «Приходите к нам – поешьте бесплатно за пост».

«Я – проект, — говорит Синяя борода. – Очень важно себя не распылять. Я заказчикам говорю: если почасовая оплата, то рассчитывайте стоимость от момента моего выхода из дома».
Впрочем, с долгами Синяя борода еще не рассчитался.

Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».

Источник статьи: http://spbdnevnik.ru/news/2018-04-09/bloger-sinyaya-boroda-rasskazal-kak-monetizirovat-kazhduyu-minutu-zhizni

Как в сказке: житель Петербурга с синей бородой удивляет окружающих

Мужчина с необычной внешностью покоряет и одновременно шокирует Санкт-Петербург. Синяя борода у него уже есть и избранница тоже. Осталось обзавестись замком и жизнь будет, как в известной сказке Шарля Перро, передает корреспондент «МИР 24» Эльмира Низамова.

Шампунь, масло, крем для фиксации. День Дениса Кузьмина начинается с ухода за бородой. Несколько лет назад уже дважды разведенный бизнесмен решил кардинально измениться и начал с внешности. На ум пришла любимая история, пересказанная когда-то Шарлем Перро. Так он и стал «Синей бородой».

«Синяя борода» для меня – это эталон семейной жизни. У него было все. С каждой из жен он обсуждал: смотри, у тебя есть все. Все к твоим ногам: замки, дворцы, слуги. Я тебе доверяю, но один маленький ключик не трогай. Женщины что делают?» — сказал житель Санкт-Петербурга Денис Кузьмин.

Теперь вся жизнь – сплошной эксперимент. Отказался от нижнего белья, два года ел только яблоки, а единоборства променял на йогу. Мнение мужчин, говорит, ничто, главное – нравится женщинам. Свою единственную, кстати, уже нашел.

«Впервые в жизни у меня такое количество цветов, комплиментов, кофе в постель», – призналась подруга Дениса Кузьмина Юлия Полянская.

В шубе почти на голое тело «Синяя борода» ходит в любую погоду. Свобода от предрассудков и стереотипов защищает, кажется, и от холода, и от косых взглядов.

«Полицейские иногда меня останавливают просто так. Когда задаю им вопрос, почему меня остановили, они говорят: у меня на тебя жена подписана, мама, сестра, подруга: давай сделаем селфи», – признался Кузьмин.

Себя Денис называет «проект». Образ – бренд, которому не изменяет даже в офисе. Монетизирует все: продает путевки и парфюмерию, участвует в модных показах и фотосессиях, ведет уроки по йоге и саморазвитию. Его жизнь, как и одежда – нараспашку. В социальной сети в подписчиках 74 тысячи человек. Сейчас они следят за тем, как «Синяя борода» учится танцевать, петь и играть на скрипке.

Источник статьи: http://mir24.tv/news/16390085/kak-v-skazke-zhitel-peterburga-s-sinei-borodoi-udivlyaet-okruzhayushchih

Синяя борода: вымысел и реальность

Рассказ о Синей бороде — сказочном серийном убийце — находит отражение в реальной истории.

Жил да был один мужчина с синей бородой. Был он таким безобразным, что ни одна женщина не хотела выходить за него замуж, — так начинает свое повествование известный сказочник Шарль Перро.

В молодости Синяя Борода был несколько раз женат, но никто не знал, что случилось с его женами. Да и кто были его родители, и имелись ли у него дети — тоже было неизвестно. Люди гадали, откуда у Синей Бороды такое богатство. Каким путем — честным или бесчестным он его нажил?

И вот однажды молодая девушка, очарованная его щедростью и гостеприимством, согласилась выйти за него замуж. Уезжая по делам, новоиспеченный муж отдал супруге все ключи от всех комнат и сундуков с сокровищами и разрешил ей бывать повсюду и брать все, что она пожелает. В связке был и маленький ключик от чулана в дальнем конце огромного замка. Туда Синяя Борода запретил жене входить под страхом мучительной и немедленной смерти.

Мучимая жгучим любопытством, девица, сразу после отъезда супруга побежала открывать чулан. За дверью она нашла расчленёнку предыдущих жен Синей Бороды. Ключик выпал у нее из рук и запачкался в крови. Когда она оттирала кровь с одной стороны, та возникала с другой. Так Синяя Борода узнал, что жена ослушалась его наказа и, как и договаривались, убил и ее.

Шарль Перро, когда писал свою сказку, основывался на старых креольских легендах, а те в свою очередь на еще более древних мифах. Поскольку сказка адресовалась в первую очередь детям, Перро убрал из нее все сложно воспринимаемое для детского ума и добавил хэппи энд — последняя жена, благодаря своей находчивости и помощи братьев, сумела выбраться из лап Синей Бороды.

В сказку для детей не вошли размышления главной героини перед свадьбой. Раздумывая выходить ли ей замуж или еще его помучить, она советуется с матерью. Мать предлагает ей напоить жениха, а когда он уснет, ткнуть его чем-нибудь острым. Если пойдет кровь — значит он человек и, следовательно, за него можно идти. А вот если выступит гной — значит это дьявол и надо бежать от него.

Девица так и сделала. Из раны пошел гной, после чего она отмыла спицу в речке, и уколола ею себя, чтобы на ней осталась кровь. Обманув мать, она вышла замуж за дьявола, ну и потом случилось вот этот вот все. Вопрос: она нормальная зачем было советоваться с матерью, если все равно потом поступаешь по-своему?

Помимо этого Шарль Перро не раскрыл вопрос с цветом бороды главного героя. В изначальном мифе никакой синей бороды не было, а говорилось, что мужчина был правителем или принадлежал к высшей аристократии. Та самая «голубая кровь». Однако, Перро, член королевской академии, сам часто бывавший при дворе, не мог, конечно, «назначить» своего героя королем или даже принцем, поэтому просто добавил ему говорящую деталь — синюю бороду.

Синие Бороды в истории

Если поискать, то в каждой эпохе обнаружиться собственная Синяя Борода.

Первым известным серийным убийцей жен можно считать графа Коморрского, жившего около 550 года в Бретани (современная Франция). Его часто называют Синей Бородой.

Сразу после свадьбы с женщиной, в которую граф был безумно влюблен, он зачем-то пошел к гадалке, предсказавшей, что он умрет от руки собственного сына. Жена как раз была беременна. Впавший в неадекват граф обезглавил супругу. То же самое случилось и с пятью другими женами: как только они беременели, владелец Коморрских земель сразу же убивал их. Вопрос (риторический): нельзя было дождаться родов и убить младенца, если он будет мужского пола?

Еще одним французом, претендовавшим на звание Синей Бороды был Жиль де Рец, маршал Франции и сподвижник Жанны д’Арк. Его сожгли в Нанте по обвинению в колдовстве и убийстве около 800 детей 26 октября 1440 года. Перед казнью преступник признался во всех предъявленных обвинениях.

Читайте также:  Лазерная эпиляция для усов у девушки

Современные историки уверены, что процесс по делу Жиля де Реца был полностью сфабрикованным и проходил с нарушением всех процессуальных норм. Подсудимому было отказано в адвокате, к нему применялись пытки (а всем известно какие «достоверные» показания даются в таких случаях), свидетелей защиты тоже так и не удосужились заслушать.

Поэтому вряд ли Жиль де Рец может считаться полноценным Синей Бородой. Жена у него была всего одна, а убивал он, если убивал, только детей и свидетелей. Поэтому вряд ли даже Шарль Перро рассматривал его в качестве прототипа для своей сказки.

Английской версией Синей Бороды может считаться король Генрих VIII. Двое из шести его официальных жен — Анна Болейн и Екатерина Говард — окончили жизнь на плахе. Им вменялась в вину измена государству и лично королю. Кажется уже после казни Анны Генрих предупредил, что всех, кто загодя не сообщит о том, что уже не девицы, постигнет та же участь. Видимо, Екатерина пропустила это сообщение, а может не вникала в суть. Как бы то ни было король разбираться не стал и велел отрубить ей голову.

В начале 20 века во Франции судили некоего Ландрю, которого пресса окрестила Синей Бородой из Гамбе. Ландрю при живой жене, которую он, кстати, и пальцем не тронул, знакомился по переписке с женщинами, заманивал их к себе, а потом зверски убивал. Всего его жертвами стали 11 человек.

Вот так легенда о Синей Бороде, записанная Шарлем Перро, запечатлевалась в коллективном бессознательном, благодаря отдельным вышеперечисленным личностям.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/historicus/siniaia-boroda-vymysel-i-realnost-5e7db23208fc12230bb4a951

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Кто не слышал о злодее, увековеченном Шарлем Перро под именем Синей Бороды? С тех пор как история была напечатана в 1697 году в сборнике «Сказки моей матушки Гусыни…». Синебородый рыцарь одну за другой убивал своих жен-красавиц, как только те осмеливались нарушить строжайший запрет мужа: не пользоваться ключом от некой таинственной комнаты. Очередная хозяйка замка, естественно, не могла справиться с любопытством. Она открывала заветную дверь и… взору красавицы представала страшная картина: в холодном полумраке на окровавленном полу лежали бездыханные тела прежних недолгих спутниц жизни ее супруга. Ошеломленная открытием девушка, наконец, осознавала смысл мрачного предупреждения странного супруга, однако — слишком поздно. Застигнутая врасплох несчастная присоединялась к чудовищной коллекции в подземелье. Для тех, кто менее начитан, «Синяя Борода» — просто синоним то ли многоженца, то ли женоубийцы…

Эту сказку читали все дети Европы, а вот откуда она появилась, известно не каждому взрослому. Считается, что прообразом Синей Бороды послужил Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, маршал Франции, герой Столетней войны, современник и соратник знаменитой Жанны д’Арк. Вот только справедливо ли достались ему «лавры» убийцы и колдуна?

Утром 26 октября 1440 года площадь перед нантским кафедральным собором была запружена огромной толпой. Всем хотелось поглядеть на казнь знатного сеньора, обвиненного в чудовищных преступлениях. В соборе маршал Жиль де Рэ каялся и просил прощения. У церкви — за вероотступничество, ересь, богохульство и колдовство. У своего сеньора, герцога Жана Бретонского, — за многочисленные убийства малолетних детей. Церемония не была долгой — уже в десятом часу с площади к месту казни тронулась процессия повозок: на первой — сам маршал, за ним — двое его ближайших слуг-телохранителей и, по их собственным показаниям, помощников в нечестивых делах — Анри Гриар и Этьен Корийо. Эти двое, люди незнатные, полчаса спустя будут заживо сожжены на костре. Их господина палач задушит гарротой, «символически» подожжет хворост под мертвым телом, тут же вытащит труп, который и передадут родственникам. Те, впрочем, остерегутся хоронить «изверга» в фамильном склепе — он найдет вечное упокоение под безымянной плитой в кармелитском монастыре на окраине Нанта…

Eloi Firmin Fron. Gilles de Laval, sire de Rais. Портрет из галереи маршалов Франции в Версале.

Пытались также идентифицировать Синюю Бороду с бретонским королем 6 века по имени Кунмар или Коморр, который женился на святой Трифиме, дочери герцога Ваннского.

Фрески в церкви Морбихана рассказывают всю эту историю, но так как они принадлежат 17 веку и были нарисованы на 6 лет после появления сказки Перро, вряд ли автор взял за образец ту историю. В остальном же легенда о Коморре очень стара. В «Больших Хрониках» 1531 года Алэн Бушар пишет: «Коморр уже убил нескольких своих жен. Герох, граф Ваннский, на захотел отдать ему в жены свою дочь Трифиму, но потом согласился, при условии, что святой Гильд воскресит ее, если понадобится. Новая королева однажды зашла в часовню, где были похоронены жены Коморра, и ей явились их тени, предупредившие королеву, что король убивает свою жену, как только та забеременеет. Так как Трифима были именно в этом положении, она испугалась. Тени дают ей разные предметы, чтобы помочь ее бегству, и Трифима убегает. Коморр преследует ее, настигает и отрубает голову. Граф Герох просит святого Гильда выполнить свое обещание, тот идет к трупу, приставляет голову к телу, и слезами и молитвами упрашивает Бога воскресить королеву». Эта история тоже легендарна. Коморр убивает своих жен, так как, вроде Эдипа, его сын должен убить его.

В других случаях страшный герой ест трупы. Но это не так важно для главной темы сказки: испытание жены, обычно запрещение входить в комнату, от которой ей дают ключ.

Есть еще такая необычная версия, что прототипом «синей бороды» стал ни кто иной как Генрих Vlll, король Англии, отец незабвенной Елизаветы. Именно он проявил верх изобретательности в делах семейных несмотря на приверженность протестантизму, со своими шестью женами обращался скажем так, жестко.

Почему борода именно синего цвета?

Эта история – самая мистическая! Настоящая легенда с сюрреалистическим развитием событий, где даже появляется властелин преисподней!

«Мимо замка Жиля де Рэ ехали граф Одон де Тремеак и его невеста Бланш де Лерминьер. Барон пригласил их на обед. Но когда гости уже собрались уезжать, он приказал бросить графа в каменный мешок, а испуганной Бланш предложил стать его женой. Та отказалась. Тогда он повел ее в церковь и стал пылко клясться, что в случае согласия «навсегда отдаст ей душу и тело». Бланш согласилась — и в тот же миг превратилась в Дьявола синего цвета. Дьявол засмеялся и сказал барону: «Теперь ты в моей власти». Он сделал знак — и борода Жиля тоже стала синей. «Теперь ты не будешь Жилем де Лавалем, — прогрохотал Сатана. — Тебя будут звать Синяя Борода!»

Но мы с вами все таки подробнее рассмотрим основную версию …

Наперсник дофина

«Жил-был человек, у которого были красивые дома и в городе, и в деревне, посуда, золотая и серебряная, мебель вся в вышивках и кареты, сверху донизу позолоченные. Но, к несчастью, у этого человека была синяя борода, и она делала его таким гадким и таким страшным, что не было ни одной женщины или девушки, которая не убежала бы, увидев его». Уже в самом начале сказки, похоже, содержится первый навет на героя нашей истории, носившего, судя по портретам, аккуратно подстриженную темную бородку.

Жиль де Рэ, рожденный в 1404 году в замке Машкуль на границе Бретани и Анжу, — отпрыск старинного и знатного рода, давшего Франции двенадцать маршалов и шесть коннетаблей (носитель этой должности соединял обязанности главнокомандующего и военного министра).

О его детстве источники ничего не говорят, что обычно для той смутной эпохи. Известны лишь самые общие сведения. В 1415-м одиннадцатилетний Жиль и его младший брат Рене лишились обоих родителей: отец Ги де Лаваль, барон де Рэ, погиб то ли на войне, то ли на дуэли, матушка скончалась чуть раньше, а дети оказались под опекой своего деда Жана де Краона. Тот, видимо, приложил немало сил, чтобы привить Жилю любовь к чтению и наукам — занятиям, вообще-то, не слишком популярным у довольно грубого в те времена рыцарства. Во всяком случае, в зрелом возрасте его воспитанник страстно собирал древности и проявлял крайнюю пытливость ума. Проведя большую часть жизни в седле и на поле брани, он тем не менее умудрился составить богатую библиотеку и никогда не жалел денег на ее пополнение.

Памятник Бертрану дю Гесклену, знаменитому полководцу, предку Жиля де Рэ.
Еще в юном возрасте этот блестящий рыцарь выгодно (но, заметьте, в первый и единственный раз!) женился на девице Катрин, внучке виконта де Туара, и получил вдобавок к и без того немалому состоянию два миллиона ливров приданого и обширные земли в Пуату (в том числе замок Тиффож, которому суждено будет сыграть немалую роль в его дальнейшей судьбе). Женой он интересовался мало и почти не уделял ей внимания. Достаточно сказать, что родилась у них — в 1429 году — только одна дочь, Мари де Лаваль.

А вот богатством своим барон де Рэ пользовался, по крайней мере, любовно, внимательно и рачительно. В краткий срок оно помогло расположить к себе наследника, принца Карла Валуа, и получить место в его свите. Молодой дофин, почти ровесник Жиля, в отличие от своего нового придворного вечно жил у края финансовой пропасти, в силу чего его шансы на французскую корону приближались к нулю. Да и корона-то была призрачной: половину страны уже давно прочно занимали англичане и их союзники бургундцы, а во многих провинциях хозяйничали местные феодалы. Бедному во всех отношениях принцу с трудом удавалось удерживать только города в долине Луары, и при этом он и носа не высовывал из своей резиденции в Шинонском замке.
Бушующая кругом Столетняя война и определила поприще нашего героя. Он решился сделать ставку на дофина Карла, в те годы правильность этого выбора была совсем не очевидна. Однако барон не изменил ему и не просчитался.

Читайте также:  Свадебные прически пошагово с картинками

Порни, Замок «Синей Бороды», Сегодня мы видим постройку 19 века. Французская революция сровняла крепость с землей — из-за славы Жиля де Рэ, или просто по стечению обстоятельств. Она была восстановлена только в 19 веке.

Национальный герой

В Жиле де Рэ текла кровь прославленного коннетабля Бертрана Дюгесклена — знаменитейшего из полководцев страны, погибшего в 1380 году. Конечно, внучатому племяннику «грозы англичан» не давали покоя лавры знаменитого предка. И ему удалось достичь столь же громкой славы. Преодолевая вялость и апатию своего сюзерена и друга Карла, барон де Рэ не жалел сил и средств. Он за свой собственный счет формировал крупные отряды и совершал — с 1422 по 1429 год — весьма удачные рейды по землям, занятым врагом, штурмом взял несколько замков и, наконец, покрыл себя общенациональной славой, сражаясь рука об руку с Жанной д’Арк под Орлеаном и при Жаржо. За эти подвиги Монморанси-Лаваль уже в 25 лет стал маршалом Франции — случай беспрецедентный! Злые языки утверждали, что случилось это благодаря тому, что барон де Рэ на свои деньги содержал не только войско, но и Карла со всем его двором, оплачивая всевозможные пиры, охоты и прочие увеселения, которые так обожал дофин. Впрочем, и действительные военные подвиги маршала никто не ставил под сомнение.

После памятной Орлеанской победы в мае 1429 года война покатилась к успешному для Карла концу. 17 июля того же года он короновался в Реймсе — месте, где традиционно с 498 года венчались на царство французские короли. Победа Валуа уже вызывала так мало сомнений, что Жиль де Рэ счел уместным осторожно дать понять новоиспеченному государю, что теперь, когда все идет хорошо, пора начать расплачиваться по займам. И, как нередко бывает в подобных случаях, маршал не только не получил обратно потраченные средства, но вдобавок еще впал в немилость и был удален от двора. Ведь хорошо известно: маленький долг рождает должника, большой — врага.

Гравюры XVI столетия иногда еще изображают Жиля де Рэ благородным воином (фото слева: ROGER-VIOLLET/EAST NEWS). Но лубочные листки XIX века по большей части живописуют «достоверные» сцены обнаружения чудовищных «улик» (фото: AKG/EAST NEWS)

Ошибка Жиля де Рэ

С 1433 года наш герой — официально в отставке. Он тихонько живет себе в замке Тиффож в глухой Бретани и от скуки зачитывается книгами по алхимии. В конце концов, в ней была и насущная нужда — его финансовые дела шли все так же скверно, а надежда поправить их возвратом королевского долга улетучилась.

Видимо, в поисках выхода из денежных затруднений Жиль де Рэ совершает и главную стратегическую ошибку в жизни. В 1436 году он радушно принимает у себя нового дофина — Людовика. Принимает как сына своего старого боевого друга и короля. Барон не мог не знать, что дофин, будущий король Людовик XI, хитрейший из монархов Европы, уже сейчас интригует против отца и в поместьях маршала, собственно, укрывается от монаршего гнева. Хорошо зная Карла, как же мог он сомневаться, что тень вражды отца и сына ляжет на него самым непосредственным образом (пусть даже формально визит Людовика был представлен ему как «инспекторская» проверка).

Наказание последовало незамедлительно. Чтобы добыть хоть какую-то наличность, маршалу приходилось закладывать недвижимость — то один замок, то другой… Операции эти были абсолютно законны и выгодны, но от короля последовал указ: барона Жиля де Рэ в коммерческих операциях с его владениями ограничить. Для опального маршала это стало немалым ударом — тем с большим усердием он принялся искать способ превращения свинца в золото. Он приказал своему алхимику Жилю де Силле сконцентрироваться только на этой задаче.

Под алхимическую лабораторию переоборудовали чуть ли не весь первый этаж замка Тиффож. Хозяин не скупился на расходы. Его агенты скупали в промышленных масштабах нужные для опытов компоненты, некоторые из которых — например, акульи зубы, ртуть и мышьяк — стоили по тем временам очень дорого.

Но, как нетрудно догадаться, это не помогло — получить золото никак не удавалось. В сердцах маршал распрощался с более или менее трезвомыслящим де Силле и в 1439 году пригласил на место главного алхимика Франческо Прелати, который, по всей видимости, убедил барона в своей исключительности. Возможно, его привлек тот факт, что итальянец прямо заявлял, что он — колдун и держит в услужении личного демона, через чье посредство общается с миром мертвых (и это в то время, как прежние «ученые мужи» барона были в основном священниками).

К сожалению, очень скоро Франческо Прелати получил огромную власть над своим хозяином, человеком сколь эрудированным, столь и нестандартно мыслящим. Последнее качество заставляло его все время желать общения с людьми необыкновенными, явно ломающими рамки современных ему представлений о науке. Однако на сей раз наш герой не распознал явного шарлатана.
Со временем об их колдовских упражнениях прослышала вся Бретань и ужаснулась до такой степени, что вмешаться пришлось самому герцогу Бретонскому, вассалом которого был барон де Рэ. Вскоре герцог во главе двухсот вооруженных солдат стучал в ворота Тиффожа. Тучи над головой маршала сгустились, но он сам еще не знал, насколько они грозны.

Древний старец Синяя Борода на иллюстрациях Гюстава Доре к сказке Шарля Перро не имеет уже совершенно никакого сходства с реальным Жилем де Рэ. Фото: ROGER-VIOLLET/EAST NEWS

Еще один злодей…

Большинство филологов — исследователей волшебных сказок, а также историков сходятся на мысли, что в истории Синей Бороды реальный сюжет с казнью Жиля де Рэ наложился причудливым образом на мифологический, литературный, а не наоборот, как это бывает обычно. С самого раннего Средневековья в Бретани (а также в кельтских областях Великобритании — Корнуолле и Уэльсе) был популярен сюжет о графе Кономоре, который женился на некоей Трефинии, впоследствии святой. Он просил руки девушки у ее отца, графа Героха, но тот отказал «по причине чрезвычайной жестокости и варварства, с которыми тот обращался с другими своими женами, которых, как только они становились беременными, приказывал убивать самым бесчеловечным образом». Так, во всяком случае, сообщает «Жизнеописание святых Бретани». Затем при посредничестве одного праведного аббата свадьба — при торжественных клятвах Кономора вести себя достойно — все же состоялась. Но едва Трефиния забеременела, граф — язычник в душе — все же убил ее, очевидно, исполняя какой-то дьявольский ритуал. Далее, как гласит легенда, последовали воскрешение святой и кара убийце. Не правда ли, контуры будущей «страшилки» о Синей Бороде вполне просматриваются? Учитывая, что в XV веке, когда жил Жиль де Рэ, рассказы такого рода составляли основной массив местного фольклора, неудивительно, что судьба маршала соединилась с ними. И неудивительно, что дети, «замученные» сеньором де Монморанси-Лавалем, слились в народной памяти с женами из легенд о Кономоре и уже в таком виде попали к Шарлю Перро. Обычное дело в истории литературы…

Пробный удар

В конце августа 1440 года монсеньор Жан де Малеструэ, епископ Нантский, главный советник и «правая рука» герцога Бретонского, выступил в кафедральном соборе с сенсационной проповедью перед толпой прихожан. Его преосвященству якобы стало известно о гнусных преступлениях одного из знатнейших дворян Бретани, маршала Жиля де Рэ, «против малолетних детей и подростков обоего пола». Епископ потребовал, чтобы «люди всякого звания», располагающие хоть какими-то сведениями об этих «леденящих душу деяниях», доносили ему о них.
Речь епископа, исполненная многозначительных недомолвок, произвела в слушателях впечатление, будто следствие располагает серьезными уликами. На самом же деле Малеструэ было тогда известно об одном-единственном исчезновении ребенка, которое хоть как-то удавалось связать с Жилем де Рэ, и произошло оно за месяц до судьбоносной проповеди. О прямых доказательствах не шло и речи — очевидно, что правящие верхи Бретонского герцогства просто решили использовать удобный случай, чтобы расправиться с опальным маршалом.
Вскоре у епископа появился повод проинформировать обо всем главу инквизиционного трибунала Бретани — отца Жана Блуэна. В общем, следствие с этих пор развернулось по всем направлениям. Уже через несколько дней на свет появился обвинительный акт. На современников он произвел сильное впечатление. Чего здесь только не было: и человеческие жертвоприношения домашнему демону, и колдовство «с применением специальных технических средств», и убийства детей с расчленением и сжиганием их тел, и сексуальные извращения…
Обвинительное заключение из 47 пунктов было отправлено герцогу Бретонскому и генеральному инквизитору Франции Гийому Меричи. Маршала официально поставили о них в известность 13 сентября 1440 года и предложили ему явиться в епископальный суд для объяснений.

Читайте также:  Как красиво оформить короткую бороду

Инквизиционный процесс в Нанте мало напоминал современный состязательный суд. Фото: ALAMY/PHOTAS

Обвинение в колдовстве

Заседание трибунала было назначено на 19 сентября, и Жиль де Рэ наверняка понимал: у него есть более чем веские основания уклониться от явки. Если обвинения в пропаже детей он еще мог счесть «неопасными», то колдовские манипуляции, подробно описанные в обвинительном акте, могли стать причиной больших неприятностей. Церковь преследовала их весьма свирепо. Кроме того, герцог Бретонский санкционировал еще и светское разбирательство, и оно тоже дало кое-какие результаты…

В принципе оставалась возможность бежать в Париж и пасть к ногам Карла VII, но, видимо, надежды на помощь старого друга было очень мало, раз обвиняемый не захотел воспользоваться этим средством. Он остался в Тиффоже и объявил, что непременно явится в суд. Тут его положение еще ухудшили собственные приближенные, чьи нервы оказались не так крепки. Друг Жиля, Роже де Бриквилль, и бывший доверенный алхимик Жиль де Силле на всякий случай пустились в бега. В ответ прокурор Бретани Гийом Шапейон объявил их розыск, что дало ему законную возможность явиться со стражниками в баронский замок и схватить там других подозреваемых: колдуна-итальянца и телохранителей барона — Гриара и Корийо. Все эти люди последние годы провели бок о бок с хозяином и, конечно, могли много порассказать о его занятиях. Что они, собственно, и сделали на суде, заседавшем в октябре 1440 года в городской ратуше Нанта. Власти постарались придать процессу как можно большую гласность: о нем было объявлено на площадях всех городов Бретани, и на него приглашали всех, кто мог иметь хоть какое-то, истинное или мнимое, отношение к делу (при этом требование обвиняемого об адвокате отвергли!). Зрители допускались свободно, и наплыв их оказался столь велик, что многим пришлось торчать за дверьми. В адрес Жиля де Рэ неслись оскорбления, женщины бросались на охранников, чтобы прорваться поближе и суметь плюнуть «проклятому злодею» в лицо.

Ну а что касается показаний… Достаточно сказать, что они оправдали ожидания толпы.

Алхимик Франческо Прелати под присягой заявил, что барон де Рэ сочинил и кровью написал соглашение с демоном Барроном, в котором обязался приносить последнему кровавые жертвы за три дара: всеведения, богатства и власти. Свидетелю неизвестно, получил ли обвиняемый эти дары, но жертвы он приносил: сначала пробовал откупиться курицей, но по требованию Баррона перешел на детей.
Жиль де Силле подробно рассказал о сексуальном поведении своего бывшего патрона — чудовищных надругательствах над несовершеннолетними обоего пола. Кроме того, подтвердил, что барон участвовал в алхимических экспериментах, отдавая себе отчет в их греховности, и, таким образом, впал в ересь.

О пропавших детишках свидетельствовали их родители. Кое-кто из них заявлял, что последний раз видел своих детей, когда отправлял их во владения барона де Рэ — просить милостыню. Наконец, Гриар и Корийо дали самые жуткие показания, будто маршал коллекционировал человеческие головы, которые хранились в особой темнице замка, а также о том, что, почувствовав опасность ареста, маршал лично приказал им эти головы уничтожить (показание особенно важное, ввиду того что при многочисленных обысках во владениях маршала ничего подозрительного найдено не было).

Печать Зла

Как же возникла связь между реально существовавшим бароном Жилем де Рэ и литературным персонажем Синей Бородой? И почему «борода» именно «синяя»? Известно, что, собирая бретонские легенды, Шарль Перро, в частности, записал такую: мимо замка Жиля де Рэ ехали граф Одон де Тремеак и его невеста Бланш де Лерминьер. Барон пригласил их на обед. Но когда гости уже собрались уезжать, он приказал бросить графа в каменный мешок, а испуганной Бланш предложил стать его женой. Та отказалась. Тогда он повел ее в церковь и стал пылко клясться, что в случае согласия «навсегда отдаст ей душу и тело». Бланш согласилась — и в тот же миг превратилась в Дьявола синего цвета. Дьявол засмеялся и сказал барону: «Теперь ты в моей власти». Он сделал знак — и борода Жиля тоже стала синей. «Теперь ты не будешь Жилем де Лавалем, — прогрохотал Сатана. — Тебя будут звать Синяя Борода!» Вот вам и соединение двух сюжетных линий: в фольклорном сознании якобы замученные дети превратились в жен, а «печатью нечистой силы» стал цвет бороды. Конечно же, обросло предание и топографическими признаками: буквально все разрушенные замки близ Нанта и в долине Луары ко времени Перро приписывались Жилю де Рэ, а в Тиффоже за пару монет показывали комнату, где он резал то ли маленьких ребят, то ли женщин.

Вынужденное признание

Какими бы крепкими нервами ни обладал бывалый полководец, наверняка он испытал потрясение. Тем большее уважение вызывает то невозмутимое спокойствие, с которым он продолжал твердить о своей невиновности и требовать адвоката. Видя, что никто и не думает слушать его, он заявил, что лучше пойдет на виселицу, чем будет присутствовать в суде, где все обвинения лживы, а судьи — злодеи. Такого, в свою очередь, не могли стерпеть «злодеи»: епископ Нантский немедленно отлучил обвиняемого от церкви, а 19 октября суд постановил пытать его, дабы «побудить прекратить гнусное запирательство».

Жиля де Монморанси-Лаваля, барона де Рэ, растянули на так называемой лестнице. Этот способ пытки, самый популярный в тогдашней Франции, заключался в том, что жертву, привязав за руки и за ноги, растягивали на горизонтальной решетке, как на дыбе. Под пыткой мужественный маршал быстро раскаялся в былом упорстве и пообещал впредь быть сговорчивее. Для начала он преклонил колени перед епископом, смиренно просил его снять отлучение, а позже начал давать показания и мало-помалу «сознался» во всем. Для полной «капитуляции» перед судом, правда, потребовались новые пытки, 21 октября, но уж после них Жиль де Рэ публично согласился и с тем, что «наслаждался пороком», и подробно описал свои любимые способы убийства и собственные ощущения при этом. Барон сам назвал число замученных им детей — 800 (таким образом, он должен был умерщвлять по одному ребенку в неделю последние 15 лет!). Но суд благоразумно посчитал, что довольно будет и 150.

25 октября епископ Нантский повторно «исторг Жиля де Рэ из лона Церкви Христовой» за «столь тяжкие прегрешения против догматов веры и законов человеческих, что невозможно человеку и вообразить их». В тот же день «грешника», естественно, приговорили к костру — вместе с его «словоохотливыми» сообщниками. В качестве акта особой гуманности (все-таки речь шла о маршале Франции) в случае покаяния и примирения с церковью Жилю де Рэ обещали не сжигать его живьем, а предварительно задушить.

Маршал предпочел примириться с церковью на этих относительно гуманных условиях и был казнен со своими сообщниками на следующий день. Среди друзей-родственников казненного маршала не нашлось ни одного, кто бы рискнул защищать его имя и честь.

Прошло несколько столетий, прежде чем некоторые историки стали указывать на разного рода изъяны и нестыковки обвинений в процессе над героем Столетней войны. Сомнителен уж сам факт совершения инкриминированных ему деяний. Во всяком случае, оговор его специально подготовленными свидетелями представляется весьма вероятным, а признания под пыткой недорогого стоят. Кроме того, подозрения вызывает и такой факт: самые одиозные персонажи процесса, вроде колдуна Франческо Прелати, подверглись всего лишь заключению (из которого он, кстати, скоро и легко бежал). Возможно, оговорили де Рэ по почину короля, испытывавшего сильную неприязнь к своему бывшему другу: он был уверен, что Жиль поддерживает опального дофина Людовика, а главное, Карлу очень не хотелось возвращать маршалу огромный долг.

Имя Жиля де Рэ в качестве маньяка Синей Бороды, убийцы женщин и детей, упоминали разные авторы готического или оккультного жанра: Роберт Блох, Артур Мейчен, Еремей Парнов… А в небольшом рассказе Кира Булычева «Синяя борода» злодеем оказывается начальник лаборатории, который демонтирует недисциплинированных биороботов.

Только в 1992 году по инициативе писателя-историка Жильбера Пруто состоялся новый судебный процесс полностью реабилитировавший Жиля де Рэ. Извлеченные из архивов инквизиции документы рассказали, что не было ни замученных детей, ни страшных опытов. Исследователи приняли во внимание многое, в том числе свидетельства современников. Например, хронист XV века Монстреле так писал о приговоре, вынесенном Жилю де Рэ: «Большинство дворян Бретани, особенно те, что находились с ним в родстве, пребывали в величайшей печали и смущении от его позорной смерти. До этих событий он был гораздо более знаменит как доблестнейший из рыцарей».

Все оказалось проще пареной репы. Таким образом герцог Бретани Иоанн V решил прибрать к рукам часть замков, принадлежавших барону. Вот он и развернул кампанию, подкупив духовных и административных лиц. Король, которому бывший сподвижник был уже не нужен, дал свое «добро», и состоялось жестокое шоу в средневековом стиле.

Нашлось объяснение и тому, каким образом Жиль де Ре стал Синей Бородой, героем народных легенд, собранных Шарлем Перро. Имя барона было столь популярно, что неоднократно упоминалось в устных сказаниях. И в одной из бретонских баллад оказалось рядом с некой Синей Бородой из другой истории. Случай соединил их, а народная фантазия превратила замученных детей в убитых жен. Вот такая история.

Источник статьи: http://masterok.livejournal.com/920801.html

Оцените статью
Adblock
detector