- Чистоговорки со звуком С учебно-методический материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Автоматизация звука С. Речевой материал
- Чистоговорки для автоматизации свистящих звуков методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Автоматизация звука С в слогах, словах и предложениях. консультация (подготовительная группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Автоматизация звука [c] в прямом слоге.
- Автоматизация звука [с] в обратном слоге.
Чистоговорки со звуком С
учебно-методический материал на тему
Чистоговорки со звуком С для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistogovorki_na_zvuk_s.docx | 14.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Чистоговорки со звуком С
Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
В начале работы необходимо выделить «основу» чистоговорки . Для этого берётся последний слог в слове и повторяется в начале чистоговорки столько раз , сколько в этом слове слогов. Получается «основа» чистоговорки , на которой идёт работа отработка звука.
Предлагаемые чистоговорки обязательно должны включать в себя две части. Первая часть должна состоять из повторяющихся слогов. Во второй должно находиться слово из такого же количества слогов, заканчивающееся слогом из первой части.
В зависимости от уровня развития речи и возраста детей, чистоговорки можно «укорачивать» (т. е. сокращать количество слов, и, наоборот- «наращивать» (т. е. увеличивать количество повторяющихся слогов и слов).
Са-са-са — вот летит оса.
Са-са-са — под кустом сидит лиса.
Са-са-са — у Сони коса.
Са-са-са — в лесу оса.
Со-со-со — у Сони колесо.
Со-со-со — сдулось колесо.
Су-су-су — видел я осу.
Су-су-су — сумку я несу.
Су-су-су — ягоды в лесу.
Су-су-су – в лесу увидели лису.
Су-су-су — грибы выросли в лесу
Сы-сы-сы — у Сани бусы.
Сы-сы-сы — тикают часы.
Сы-сы-сы — у сома усы.
Сы-сы-сы — на стене висят часы.
Сэ-сэ-сэ — рядом с садом есть шоссе.
Ас-ас-ас — пили мы из кружки квас.
Ас-ас-ас — у Сони ананас.
Ас-ас-ас — у нас дома квас.
Ас-ас-ас — мы пили квас у нас.
Ос-ос-ос — на поляне много ос.
Ос-ос-ос — у Сани пес.
Ус-ус-ус — мы несем домой арбуз.
Ус-ус-ус — у Сони кактус.
Ус-ус-ус — у Сони много бус.
Ус-ус-ус — у Сани новый автобус.
Ыс-ыс-ыс — мы пошли гулять на мыс.
Ис-ис-ис — в лесу много лис.
Ост-ост-ост — синий мост.
Ост-ост-ост — пушистый хвост.
Сты-сты-сты — новые мосты.
Сту-сту-сту — Соня на мосту.
Сты-сты-сты — красивые кусты.
Сно-сно-сно — все очень вкусно.
Сну-сну-сну — встречай весну.
Сна-сна-сна — высокая сосна.
Аска-аска-аска — интересная сказка.
Аска-аска-аска — Сонина маска.
ОСА
Са-са-са — полосатая оса.
Су-су-су — не поймать в саду осу.
Сы-сы-сы — есть ли у осы усы?
ЛИСА
Са-са-са — будет в доме жить лиса.
Сы-сы-сы — дом просторный у лисы.
Су-су-су — дом порадует лису.
РОСА
Са-са-са — на траве блестит роса.
Су-су-су — пьет жучок в саду росу.
Сы-сы-сы — вышло солнце — нет росы.
АНАНАС
Ас-ас-ас — купил Саня ананас.
Ус-ус-ус — сладок ананас на вкус.
Ос-ос-ос — прилетела сотня ос.
СМОРОДИНА
Сна-сна-сна — в саду ягода красна.
Сна-сна-сна — как смородина вкусна.
Сну-сну-сну — вот наемся и усну.
Сны-сны-сны — снятся сладкие мне сны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с читоговорками будет способствовать автоматизации звуков, развитию внимания, восприятия, памяти и мышления, а в целом — общему развитию речи. Автор В. Буйко. Адаптирована к условиям ДОУ.
Яркие картинки с чистоговорками на звук РЬ.
Будет интересно и познавательно родителям для проведения занятий в домашних условиях.
Чистоговорки со звуком «ш».
При постановке звука «Р» легче всего вводить звук в конце слов в обратных слогах. Соответственно и автоматизировать в этих же позициях. Детям гораздо интереснее, если речевой материал рифмуется и авто.
Предлагаю подборку чистоговорок для детей дошкольного возраста, в которых отсутствуют шипящие и сонорные звуки.
Чистоговорки со звуком «з» помогут автоматизировать звук.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/12/24/chistogovorki-so-zvukom-s
Автоматизация звука С. Речевой материал
Цель: автоматизация звука «С» в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука «С» в речи ребенка с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность ребенка.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука «С». Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.
Содержание
Чистоговорки на звук «С» я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра «Эхо»).
Например: взрослый — «Укусила нас оса», ребенок — «Са-са-са»
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант — это конкурс «Чтецов» — 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру «Кто быстрее?» — берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, «СУ», а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.
Вот некоторые из них.
Со-со-со — у Сони колесо.
Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — лесу увидели лису.
Сы-сы-сы — у сома усы.
Сэ-сэ-сэ — рядом с садом есть шоссе.
Со-со-со — сдулось колесо.
Са-са-са — у Сони коса.
Са-са-са — в лесу оса.
Сы-сы-сы — у Сани бусы.
Сы-сы-сы — тикают часы.
Су-су-су — видел я осу.
Су-су-су — сумку я несу.
Су-су-су — ягоды в лесу.
Са-са-са — под кустом сидит лиса.
Су-су-су — грибы выросли в лесу.
Сы-сы-сы — на стене висят часы.
Ос-ос-ос — на поляне много ос.
Ус-ус-ус — мы несем домой арбуз.
Ас-ас-ас — пили мы из кружки квас.
Ыс-ыс-ыс — мы пошли гулять на мыс.
Ас-ас-ас — у Сони ананас.
Ас-ас-ас — у нас дома квас.
Ус-ус-ус — у Сони кактус.
Ус-ус-ус — у Сони много бус.
Ус-ус-ус — у Сани новый автобус.
Ис-ис-ис — в лесу много лис.
Ас-ас-ас — мы пили квас у нас.
Ос-ос-ос — у Сани пес.
Ост-ост-ост — синий мост.
Аска-аска-аска — Сонина маска.
Сты-сты-сты — новые мосты.
Ост-ост-ост — пушистый хвост.
Сту-сту-сту — Соня на мосту.
Сты-сты-сты — красивые кусты.
Сно-сно-сно — все очень вкусно.
Сну-сну-сну — встречай весну.
Сна-сна-сна — высокая сосна.
Аска-аска-аска — интересная сказка.
А вот несколько чистоговорок-стихотворений
ОСА
Са-са-са — полосатая оса.
Су-су-су — не поймать в саду осу.
Сы-сы-сы — есть ли у осы усы?
ЛИСА
Са-са-са — будет в доме жить лиса.
Сы-сы-сы — дом просторны у лисы.
Су-су-су — дом порадует лису.
РОСА
Са-са-са — на траве блестит роса.
Су-су-су — пьет жучок в саду росу.
Сы-сы-сы — вышло солнце — нет росы.
АНАНАС
Ас-ас-ас — купил Саня ананас.
Ус-ус-ус — сладок ананас на вкус.
Ос-ос-ос — прилетела сотня ос.
СМОРОДИНА
Сна-сна-сна — в саду ягода красна.
Сна-сна-сна — как смородина вкусна.
Сну-сну-сну — вот наемся и усну.
Сны-сны-сны — снятся сладкие мне сны.
На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук «С». На данном материале потом проводится конкурс «Чтецов». Вот некоторые из них.
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.
Тарас поехал на покос,
Оттуда вез он сена воз.
Слава съел салат капустный,
Был салат капустный вкусный.
Пес Барбос совсем раскис,
Дам ему ирис «Кис-кис».
Идут леском
Гусак с гусаком.
Глядят свысока
Гусак на гусака.
Соня, погляди в окно,
Сколько снегу нанесло!
И в лесу, и в саду
Сосны, ели — все в снегу.
На санках Соня с Саней,
Едут санки погоняя.
Санки скок, Саню в бок,
Соня бух в сугроб.
Сидел сугроб в лесу на пне
И грустно думал о весне:
— Весна наступит, а весной
Сугроб становится одой.
Сто столичных мастеров
Смастерили сто столов.
Сто столов сосновых
Для семи столовых.
На листке блестит роса,
Словно грустная слеза.
Здесь с утра оса грустила
И слезинку позабыла.
В сумке я сухарь несу.
Я несу сухарик псу.
Пес сухарик покусает
И со мною поиграет.
На сосне сидит сова,
Говорит сова слова:
«Со стола совенок слез»,
Все слова не букву «ЭС».
Источник статьи: http://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/avtomatizacija-zvuka-s.html
Чистоговорки для автоматизации свистящих звуков
методическая разработка
Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistogovorki_na_svistyashchie.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Чистоговорки для автоматизации свистящих звуков
Чистоговорка — это зарифмованная фраза. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка — фонематический слух, звукопроизношение, словарь.
[С]
Са-са-са – бегает лиса.
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Са-са-са, са-са-са — у сосны стоит лиса
Са-са-са – в нашем парке чудеса.
Со-со-со – мне дали колесо.
Со-со-со — у машины колесо.
Со-со-со – это чудо-колесо.
Су-су-су — было холодно в лесу.
Су-су-су – ягоды в лесу.
Су-су-су – вижу рядом кассу.
Сы-сы-сы – тикают часы.
Сы-сы-сы – растрепались волосы
Си-си-си – сели в новое такси.
Си-си-си, си-си-си — мы едем мимо на такси.
Се-се-се – у нас дырка в колесе.
Сё-сё-сё – починили быстро всё
Ся- ся- ся – впереди дорога вся.
Ас-ас-ас – съели жёлтый ананас.
Ос-ос-ос – а за ним и абрикос.
Ус-ус-ус – у обоих сладкий вкус
Ес-ес-ес – забрели в сосновый лес.
Ис-ис-ис – повстречался рыжий лис.
Яс-яс-яс – мы пустились дружно в пляс.
Ас-ас-ас – свет в окне погас.
Ос-ос-ос – на палубе матрос.
Ус-ус-ус – на елке много бус.
Ыс-ыс-ыс – такса ловит крыс.
За-за-за – на лугу стоит коза.
За-за-за – идет коза, коза- дереза.
За-за-за – вечером была гроза.
Зы-зы-зы – утащили мы тазы.
Зо-зо-зо – нам с тобой повезло.
Зу-зу-зу – розу я тебе везу.
Зу-зу-зу — мы поймали стрекоз.
Зу-зу-зу – маме зонтик привезу
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе Зы-зы-зы – давно не было грозы.
Зы-зы-зы – испугались мы грозы.
Зи- Зи-зи-зи – и нам быстро привези
Зе-зе-зе – накоси травы козе.
Зя-зя-зя – голодать козе нельзя
Зе—зе-зе – травку дали мы козе.
Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.
Зой-зой-зой – козлята идут с козой.
[ Ц ]
Ец, ец, ец — удалой боец.
Тец, тец, тец — научил отец.
Вец, вец, вец — опытный пловец.
Вец, вец, вец — выступал певец.
Рец, рец, рец — рисовать дворец.
Рец, рец, рец — открывать ларец.
Нец, нец, нец — маленький птенец.
Бец, бец, бец — холодный голубец.
Ица, ица, ица — холодная водица.
Ица, ица, ица — подгорела пицца.
Ица, ица, ица — в поле медуница.
Ица, ица, ица — впереди граница.
Ица, ица, ица — круглая бойница.
Ицы, ицы, ицы — купим рукавицы.
Ицы, ицы, ицы — хитрые куницы.
Ицы, ицы, ицы — улетели птицы.
Ицы, ицы, ицы — укрепить границы
Ца-ца-ца – все собрались у крыльца.
Цо-цо-цо – у нас новое крыльцо.
Цу-цу-цу — рады новому крыльцу.
Це-це-це – посидим мы на крыльце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для старших дошкольников, для автоматизации свистящих звуков, использовать в работе педагогам, и родителям для закрепления материала.
Игровой комплекс для постановки и автоматизации свистящих звуков «Чудо-Юдо».
Практический материал для работы по ОО «Речевое развитие». Чистоговорки для отработки свистящих звуков в прямых и обратных слогах. Можно использовать в групповой и индивидуальной работе с детьми.
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности.
Данный материал поможет родителям, воспитателям и логопедам закрепить произношение свистящих звуков в словах с различной позицией ( в начале,середине,конце слова).
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы.Цель занятия: автоматизация звука «С» с помощью игр и игровых упражнений.
ЦЕЛЬ: Автоматизация свистящих звуков в слогах, с использованием звуко-буквенных таблиц.ЗАДАЧИ:· Автоматизация звука С в слогах;· Автоматизац.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/09/22/chistogovorki-dlya-avtomatizatsii-svistyashchih
Автоматизация звука С в слогах, словах и предложениях.
консультация (подготовительная группа) по теме
Автоматизация звука С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zv_s.docx | 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С
1. ПРОЗНОСИТЬ ЗВУК С:
Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов. Зубы сомкнуты или сближены. Воздух выдувается с силой посередине языка. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя. Звук С глухой, согласный.
Упражнение «Насос», бежит вода из крана: С, С, С
2. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ (ПРЯМЫЕ):
(Четко выделяем артикуляцию гласного звука после произнесения звука С: А — рот широко открыт, О — губы овалом, У — губы вытянуты вперед трубочкой, Ы — рот полуоткрыт, мышцы нижней челюсти испытывают напряжение).
3. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ (ОБРАТНЫЕ):
4. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:
САНЯ, САНИ, САДЫ, САД., САМ, САЙКА, САПОГ, САТИН, САЛЮТ, САМОЛЕТ, САМОЛЕТЫ, САМОКАТЫ, СОВЫ, СОТЫ, СОНЯ, СОДА, СОФА, СОИ, СОК, СОМ, СОЛЬ, СУП, СЫН, САНКИ, САЙКА, САБЛЯ, СОЙКА, СОПКА, СОБАКА, САПОГИ, СОТНЯ, СОЙКА, СУХО, СУДНО, СУМКА, СУМЕТЬ, СУНДУК, СЫПАТЬ, СЫНОК, СВАЯ, СКАКАТЬ, СВОЙ, СВОДКА, СКАМЕЙКА, СМЫТЬ, СНОВА, СНЫ, СПАТЬ, СПОКОЙНО, СПУТНИК, СПУТАТЬ, СПУТНИКИ, СТАЯ, СТАВИТЬ, СТАВНИ, СТАКАН, СТО, СТОЙКА, СТОЛБИКИ, СТУК, СТУПКА, СТУПЕНЬКИ,
ОСА, КОСА, КОСЫ, БУСЫ, НЕСУ, ПАСУ, НЕСУТ, ПАСУТ, КУСАТЬ, ГУСАК, ВИСОК, МЯСО, БОСОЙ, КУСОК, НОСОК, ПЕСОК, ПОЯСОК ДОСАДА,
ОСОКА, УСАТЫЙ, ПОСАДКА, ВЫСОКИЙ, ПОСУДА, УСЫ, ОСЫ, ВЕСЫ, НОСЫ, БОСЫЕ, КОСЫНКА, АНАНАСЫ,
БАСНЯ, КАСКА, МАСКА, ПАСТА, ОПАСНО, НОС, ВОСК, МОСТ, ПОСТ, ПУСК, ХВОСТ, ОСПА, КИОСК, КОСМОС, КУСТ, ГУСТО, ПУСТО, ВКУСНО, КАПУСТА, ПОСАДКА, ОПАСНО, КОСЫНКА, КОЛЯСКА, КАКТУСЫ,
ВКУСНЫЙ, ВЫСТАВКА, ДОСТАВКА, НАСТОЙКА, ТАНКИСТЫ, ЯСНЫЙ, ПЛЯСКА, ХЛЯСТИК, МЕСТО, ТЕСТО, ДИСК, ПИСК, КИСКА, ДОСКА, МИСКА, ПОВИС, ТАНКИСТ, КУСКИ, КУСТЫ, ГУСТОЙ, ПУСТОЙ, ПУСТЯК,
ПУСКАТЬ, ТИСКИ, ИСКАТЬ, ПЕНИСТЫЙ, НЕБОСВОД, ИСПУГАТЬ, ПОКОС, УС, НЕС, ПЕС, ОВЕС, УНЕС, БАС, ВАС, ВЕС, НАС, КВАС, ВКУС, ФОКУС, УКУС, КОКОС, НАВЕС, МИНУС, АВТОБУС, ПЛЮС, КЕКС, ПЛИНТУС.
5. ПРОГОВАРИВАНИЕ ЧИСТОГОВОРОК.
У СОНИ ДЛИННАЯ КОСА.
СО — СО — СО, СО — СО — СО
ПЕТЯ КАТИТ КОЛЕСО
СУ — СУ-СУ, СУ-СУ-СУ
Я БЕГУ К АВТОБУСУ.
СЫ — СЫ — СЫ, СЫ — СЫ — СЫ
ДВА ЛИСЕНКА У ЛИСЫ.
СТОК — СТОК — СТОК
У СИМЫ СИНИЙ ЛЕПЕСТОК.
АС — АС — АС, АС — АС — АС
СОК — СОК — СОК, СОК — СОК — СОК
В ДЕТСКИЙ САД ВЕЗУТ ПЕСОК.
СНЫ — СНЫ — СНЫ, СНЫ — СНЫ — СНЫ
В САДУ СТОЯТ ДВЕ СОСНЫ.
АСКА — АСКА — АСКА
6. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
САНЯ ИДЕТ ПО МОСТУ.
АЛИСА ГУЛЯЕТ ПО ЛЕСУ.
НА СУКУ СИДИТ СОВА .
СОБАКА СВОИХ НЕ КУСАЕТ.
СОБАКА ВИДИТ НА СУКУ СОЙКУ.
САМОЛЕТ ЛЕТИТ ВЫСОКО.
НА СТОЛЕ СТОИТ СТАКАН.
ПОД КУСТОМ СТОИТ СКАМЕЙКА.
СОБАКА СПИТ ПОД СКАМЕЙКОЙ.
В СУМКЕ МЯСО, ФАСОЛЬ, САЙКА.
В МИСКЕ КАПУСТА.
У ВАС ВКУСНЫЙ КВАС.
АВТОБУС СТОИТ У МОСТА.
У МОСТА ВЫСОКИЕ СОСНЫ.
В САДУ ПОД СОСНОЙ СКАМЕЙКА.
СОНЯ ПОЕТ ПЕСНЮ.
ПАСТУХ ПАС ТЕЛЯТ.
С ПОЛЯ ГОНЯТ СКОТ.
ДАЙ КОСТЬ СОБАКЕ.
СЫПЬ ПЕСОК, НАСТЯ.
Автоматизация звука «С»
а) «Заборчик» – удерживаем улыбку под счёт 10–5 раз
«Трубочка» – удерживаем трубочку под счёт 10–5 раз
«Заборчик» – «Трубочка» – чередуем
«Самомассаж» языка:
- «Замешиваем тесто» – высовываем язык вперед и убираем обратно в рот, при этом покусываем язык.
- «Раскатываем тесто скалкой» – проталкиваем язык, сквозь сжатые зубы (движение вперед-назад).
- «Испекли блинчики» – покусываем кончик языка.
- «Съели блинчики» – жуем язык, как жвачку (боковые края языка).
- «Помыли посуду» – шлепаем по языку, говоря при этом пя-пя-пя.
«Конфетка» – губы сомкнуты. Напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую.
«Ёжики» – массажными ёжиками массируем внешние стороны щёк.
«Хомяк» – надуваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Суслик» – втягиваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Заборчик» – «Лопаточка» – удерживаем под счёт 10.
«Загони в ворота мяч» – выработка целенаправленой воздушной струи.
«Сердитая кошечка» – язычок прячем за нижние зубы, и удерживаем его за зубами.
«Сердитая кошечка за забором» – «кошка» прячется за забор, но продолжает злиться.
«Насос» – произносим звук «С» длительно на одном выдохе: с – с – с – с…
б) задание: пропеть гласные А – О – У – И – Ы – Э.
Автоматизация звука «С» в слогах с использованием пальчиковых упражнений
а) повтори прямые слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:
повтори обратные слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:
б) повтори прямые и обратные слоги со звуком «С», «пальчики здороваются с большим пальцем»:
в) повтори прямые слоги со стечением согласных, «пальцы левой и правой руки здороваются друг с другом»
Ста – Сто – Сту – Сты
Сна – Сно – Сну – Сны
Сва – Сво – Сву – Свы
Спа – Спо – Спу – Спы
4. Развитие фонематического слуха
а) Отложи фишку, когда услышишь «С»:
Ш – С – З – С – Ж – З – Ш – С – З – С – Ш и т.д.
Посчитай. Назови столько же слов, которые начинаются на звук «С» и положи фишку обратно в коробку.
б) Хлопни, когда услышишь слог «Со»:
Зо – Со – Шо – Су – Са – Цо – Со – Шо – Со – Су – Зо – Са – Жо – Су – Со
в) Подними синюю карточку, услышав слова, в которых есть звук «С» в середине слова
Шапка, оса, зайка, санки, посуда, ботинки, косы, туфли, песок, шуба, осока, цыплёнок, фасоль, санки.
Игра «Скажи ласково» с мячом
Игра «Один – много» с мячом
Кусок – куски
Маска…
Леска…
Аист…
Куст…
Пустая миска…
Вкусная сосиска….
Задание: повтори предложения сначала перед зеркалом, а затем без него.
Алиса входит в класс
Соня посадит кактус
Денис кусает кокос
Стоит высокая статуя
Слава спит спокойно
Света идёт по ступенькам
Стул стоит у стола
Соня пьёт сок
Соня пьёт вкусный сок
Соня пьёт вкусный ананасовый сок
Выполнение движений по тексту.
Вот носы, носы, носы
Вот усы, усы, усы
Вот хвосты, хвосты, хвосты
Вот и сами коты
Задание: замени первый звук в слове на звук «С»
Мода – …(сода), ноль – …(соль), Тоня – …(Соня), халат – …(салат), дам – …(сам), бок – …(сок), дом – …(сом), кон – …(сон), лук – …(сук), мало – …(сало).
Задание: доскажи словечко
Из картофеля и круп
Повар сварит вкусный… (суп)
Чтобы подрасти ты смог
Утром пей фруктовый… (сок)
Мчатся с горки сами
Новенькие… (сани)
Суп мы сварим из фасоли
И в него добавим… (соли)
ас – ас – ас – покупаем ананас
ас – ас – ас – какой вкусный ананас
ас – ас – ас – съедят осы ананас
ус – ус – ус – у ананаса дивный вкус
ис – ис – ис – ананасы ест Денис
Сани, сани едут сами
Едут в степи и леса
Едут сани в небеса.
Автоматизация звука [с] в слогах и словах
со-со-со-сом, сок, Соня, песок, носок
су-су-су-сук, суп, сумка, сундук, несу
ста-ста-ста-стадо, стакан, капуста, невеста
сто-сто-сто-место, тесто, пусто, густо
сту-сту-сту-стук, ступка, ступеньки
сты-сты-сты-кусты, мосты, хвосты, аисты
Автоматизация звука [с] в словах
Цель : добиваться правильного произношения звука [с] в словах; формировать умение самостоятельно подбирать слова на заданный звук.
Автоматизация в словах:
а) со звуком [с] в начале:
Сад, сам, сани, Саня, сало, сайка, сахар, сабля; салат, сапог, салют, сарай, самокат, самолёт, самовар, сарафан;
сом, сон, соя, сор, сода, Соня, соль, совы, соты, сойка, сопка, соус, сокол, соболь, сорок, ссора, сохнуть; сосед, сорока, солонка, собака, соловей;
сук, суп, сухо, сухарь, сумма, сумка, сутки; судак, сучок, сурок, судья, сукно, сундук, сугроб, сухарь;
сыт, сыпь, сыпать, сытый, сырник; сырок, сынишка, сыроежка; свая, свора, свалка, смута, смуглый, смыть, смысл,
спор, спорт, спуск, спутник, стан, сто, стол, стон, столяр,
стул, ступа, стужа, стык, стыть, скатерть, скука, скумбрия;
сварить, свобода, смола, смутить, смычок,
спасибо, спаниель, спускать, стакан, стадион, старик, студент, стыдить, стыковка, скамейка, скакать, скользить, скорпион, скулить, сковорода;
б) со звуком [с] в конце:
Бас, нас, квас, палас, баркас,
нос, босс, трос, насос, кокос, покос, кросс, вопрос, поднос, матрос, Барбос, абрикос,
ус, вкус, трус, укус, индус,
бис, кис-кис, лис, рис, ирис, редис, Борис, Денис, кумыс, кипарис, барбарис,
вес, лес, нёс, утёс, овёс, пляс;
голос, колос, лотос, космос, термос, компас, ананас, уксус, ярус, минус, парус, палтус, фикус, фокус, кактус, глобус, автобус, троллейбус;
в) со звуком [с] в середине:
Оса, коса, лиса, роса, масса, трасса, гусак, полоса, посадка, колбаса;
песок, кусок, висок, лесок, брусок, осока, фасоль, поясок, колосок, волосок, голосок;
усы, осы, носы, весы, бусы, косы, кассы, трусы, рельсы, посылка, индусы, тунгусы, матросы, вопросы, автобусы,
барсук, рисунок; астра, асфальт, Астрахань, хруст, небосвод, спускать.
г) с ударением на слоге.
Образец: с—ам, с—оп-ка, пе-с—ок.
са сад, сам, сало, сажа, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса роса, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, краса полоса, колбаса.
со сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня босой, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, высокий колесо, фасоль, рассол.
су суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда рисую, несут, плясун.
сы сын, сыр, сыт, сыч, сыпать, усы, весы, носы, босые, ко сынка, посылка.
д) без ударения на слоге.
Образец: с—а-лат, с—уг-роб, воло-с—ы.
са сады, садил, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, касса, масса, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колёса.
су сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, рису, морсу, вынесу.
сы сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, выписывать, посылать.
е) слова со стечением согласных.
Образец: с—вой, с—патъ, прис—танъ.
сва, свосвая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод.
ска, скоскала, скалка, скакать, скатерть, скамейка, сколько, скоро, сковороды.
сла, сло, слуслава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай.
смо, сму, смы, сна, сно, снысмог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны.
Игра «Добавь слог».
Взрослый произносит первый слог, а ребенок добавляет слово «сок» («бусы»).
авто. (бусы) ре. (бусы) гло. (бусы) троллей. (бусы)
пе. (сок) воло. (сок)
ку. (сок) коло. (сок)
но. (сок) голо. (сок)
Задание «Назови второй слог, а потом все слово»
(материал предъявляется на слух).
Игра «Добавь слово» ,
И-го-го! — поёт лошадка.
Спи, мышонок, сладко. (сладко).
Дядя Стёпа в этот раз Утопающего. (спас).
Динь-дон. Динь-дон, В переулке ходит. (слон).
Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты. (спишь)
Для птенцов и для зверят Тоже нужен детский. (сад).
Почетный диплом получил водолаз. Он в море тонувшего мальчика. (спас).
Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи. Х
вост лохматый, чёрный нос.
Кто же это? Рыжий. (пёс).(И. Киуру).
Автоматизация звука [c] в прямом слоге.
Произносить (читать) слоги.
са—со—су—сы сы—cy-co—са;
со—су—са—сы са—сы—со—су;
су—са—сы—со со—су—са—сы.
Произносить (читать) слова.
С ударением на слоге:
сад, сам, сало, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса, роса, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, краса, полоса, колбаса;
сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, босой, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль, рассол;
суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда, рисую, несут, плясун;
сын, сыр, сыт, сыпать, усы, весы, носы, босые, косынка, посыпка.
Без ударения на слоге:
сады, садил, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, касса, масса, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колёса;
сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, рису, морсу, вынесу;
сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, выписывать, посылать.
Произносить слоги со стечением согласных:
сва-сво-сву-свы;
ска-ско-ску-скы;
сла-сло-слу-слы;
сма-смо-сму-смы;
сна-сно-сну-сны;
спа-спо-спу-спы;
ста-сто-сту-сты.
Произносить слова со стечением согласных:
свая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод;
скала, скалка, скакать, скатерть, скамейка, сколько, скоро, сковороды;
слава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай;
смог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны;
спать, Спартак, проспать, спор, поспорить, спутник, спутать;
стая, сталь, ставни, ставить, стакан, старик, пристань, приставить, достать;
сто, стол, столько, стойка, постой, настойка;
стук, стул, стужа, ступка, ступеньки, стынуть.
Автоматизация звука [с] в обратном слоге.
Произносить (читать) слоги.
ас—ос—ус—ыс-эс;
яс-ёс—юс—ис—ес;
ас—яс—ос—ёс;
ас—ёс—юс—ус;
ыс-ус—ос—ас;
ес—ис—юс—ёс—яс;
ус—юс—ыс—ис;
ес—яс—ис—ос.
Произносить (читать) слова.
С ударением на слоге:
бас, вас, нас, пас, квас, погас, астра, каска, маска, масло, паста, опасно, гласный, красный, колбаска, ласточка;
нос, рос, мороз, воск, мост, рост, хвост, оспа, рослый, остров, острый, Барбос, покос, вопрос, абрикос, киоск, кросс, космос, полоска;
ус, вкус, арбуз, карапуз, куст, густо, пусто, вкусно, капуста, мускул, вкусный, грустный, русский;
мыс, кумыс, быстро, выступ, выслать, рыскать, выставка;
ясно, ясный, ястреб, тряс, пляска, коляска;
нёс, пёс, тёс, овёс, унёс, вёсла, пёстрый;
лес, леска, кресло, место, тесто, тесно, интерес, интересный;
рис, диск, лист, писк, риск, миска, повис, Борис, артист, танкист, искра, кислый, тенистый, гористый, холмистый.
Без ударения на слоге:
парус, глобус, фокус, автобус, троллейбус, куски, кусты, густой, пустой, пустяк, уснул, устал, успел, пускать;
тиски, листва, искать, испугать, история, Испания, пенистый.
Произносить (читать) предложения.
У нас пёс. Пёс уснул. На клумбе астры. У дятла острый нос. Кислый квас. В миске капуста. Арбуз красный. У вас вкусный квас. Мы ловили пескарей. Артисты надели маски. Редиска растёт быстро. Водитель остановил автобус у моста. В кустах кто-то пискнул. Береги нос в трескучий мороз. Усталый Ваня быстро уснул. Ястреб унёс утёнка. На пустыре вырос кустарник. Кто-то поёт грустную песню. Какой чудесный голос у артиста!
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/18/avtomatizatsiya-zvuka-s-v-slogah-slovah-i