Что это за обряд завивание бороды

Странные обычаи: завивание «бороды»

Только в Беларуси вы узнаете, что завивать бороду можно не только из соображений мужской моды. Сегодня этот обычай можно увидеть даже на вполне официальном праздники «Дожынок», то есть, празднике сбора урожая.

Последний сноп

Хлеб в старину ассоциировался с возможностью выживания. От урожая злаков напрямую зависело не просто благополучие, но и жизнь или смерть целых родов. Поэтому ничего удивительного, что языческие верования подчёркивали необходимость особо уважительного отношения к полю и невидимым силам, от которых зависит урожай.

Праздник последнего снопа встречался по всей Европе, но лишь в Беларуси, где элементы языческой обрядовости особенно сильны в быту, мы можем встретить обряд завивания «бороды».

Что за «борода»?

А это тот самый последний сноп. Только срезают его не обычным путём, а – предварительно завязав в некую косичку. Для завивания «бороды» использовались разнообразные ленточки, да и не только. Предполагалось, что после созревания урожая дух поля ходит по наделу, прячась от жней и жнецов. И когда остаётся лишь один несжатый сноп, дух поля прячется именно там. Для язычников было важно украсить этот последний сноп, тем самым выказывая свою благодарность за урожай и внося «аванс» на урожай будущего года.

Главное – вовремя

Что интересно, если на поле появлялись «завитые бороды» раньше жнива, это расценивалось как происки ведьм. И в самом деле – если «бороду» уже завили, дух спрячется в украшенной «бороде», и зерно на всём остальном поле на дозреет. В перспективе это означало настоящую катастрофу – ведь недозревшее зерно не взойдёт в будущем году, и род ожидает голод. Поэтому приверженцы языческих верований и в давние времена, и сегодня тщательно проверяют поле до жнива и во время уборки урожая.

Христианство воздействовало на этот обычай не слишком сильно. Так, последний сноп точно так же, как и прежде, украшался лентами и сухоцветами, и торжественно вносился в дом. Только хранился уже не в сенях, над дверью, а в «красном углу», за иконами.

Источник статьи: http://np.by/strannye-obychai-zavivanie-borody/

Что это за обряд завивание бороды

Народный праздник Обжинки отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) каждого года. По церковному календарю в этот день справляют Успение Пресвятой Богородицы.

Другие названия праздника: Дожинки, Спожинки, Засидки, Овсяница, Складчины, Осенины, Успение, Земля-именинница, Большая Пречистая.

К середине августа заканчивалась жатва хлебов, отсюда и название праздника. В 19 — начале 20 веков Обжинки справлялись в разное время в зависимости от климата и местности. У восточных славян Обжинки часто приурочивались к Успению, в Сибири совпадали с праздником Воздвижения (Здвиженья). В польском Поморье — в день св. Лаврентия (10 августа), у лужичан и кашубов — в день св. Варфоломея (24 августа). Болгары и сербы, приурочивая к молотьбе, отмечали часто в конце сентября. У западных славян-католиков день часто был связан с праздником Вознесения Девы Марии.

После вознесения Иисуса возле его матери, Девы Марии, остался один апостол Иоанн. Он забрал ее в свой дом на Сионе. Богородица все время проводила в молитвах, прося поскорее соединить ее с сыном. Бог услышал мольбу и отправил к ней Архангела Гавриила с посланием, что через три дня исполнится ее мечта.

Перед концом земного пути Мария изъявила лишь одно желание – проститься с учениками Иисуса. Святой Дух помог перенестись им из разных мест и предстать у ложа пречистой девы.

Спустя три дня после похорон Марии прибыл апостол Фома, которого в пути удержало особое устроение Божие. Он так сильно горевал, что остальные братья решили открыть вход в пещеру, где была могила, и дать ему проститься. Вскрыв гроб, они не нашли в нем тела. Там были лишь погребальные одежды, источавшие благоухание. Апостолы возрадовались данному явлению. Не смертью, а успением называется произошедшее именно потому, что тело Богородицы стало нетленным и вместе с духом ее перенеслось на небеса.

Читайте также:  Мужские стрижки модные фотки

Традиции и обряды на Обжинки

Главные традиции на этот праздник — завершение жатвы, чествование последнего снопа, обряд завивания «бороды», засолка огурцов.

— В этот день по сжатому полю катались жнецы, прося землю вернуть им силу, потраченную на сбор урожая.

— Традиционным обрядом являлось завивание «бороды» («козы»). На поле оставляли немного колосьев и связывали их лентой. Считалось, что это поможет земле восстановиться.

— Последний сноп наряжали и несли в деревню, где начинались гуляния с ломившимися от еды столами, плясками, песнями.

Источник статьи: http://boooh.ru/obzhinki/

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Астропрогнозы и гороскопы (1802)
  • Магия (545)
  • Чистки (125)
  • Защиты (94)
  • Молодость и красота (62)
  • Порчи (62)
  • Заговоры и обряды на удачу (57)
  • Сила и здрава (54)
  • Заговоры на открытие дорог (37)
  • Как работает магия (35)
  • Праздники славян (469)
  • Руны (312)
  • Формулы и ставы (237)
  • Деньги (34)
  • Молодость и красота (32)
  • Славянские обереги (239)
  • Формулы (182)
  • Обереги (21)
  • Кощуны (20)
  • Значение славянских рун (13)
  • Чиры (3)
  • Для души (221)
  • Стихи (26)
  • Картины (6)
  • Музыка (3)
  • Когда ведьмы шутят 🙂 (138)
  • Таро (106)
  • Расклады (85)
  • Интересное о таро (1)
  • Магия денег (96)
  • Заговоры и обряды на привлечение денег (74)
  • Заговоры и обряды на разорение (7)
  • Магия любви (88)
  • Гармонизация (24)
  • Приворот (22)
  • Остуды (8)
  • Рассорка (7)
  • Энергетика (83)
  • Боги славян (49)
  • Тематическая магия (44)
  • Ленорман (7)

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Спожинки 15 августа

Четверг, 11 Августа 2016 г. 04:40 + в цитатник

Другие названия : Дожинки, Спожинки , Досевки, Оспожинки, Госпожинки, Госпожин день (летопис.), Спожиницы (торж.), Вспожинки, Дежень, Овсяница, Оложиницы, Засидки, Складчины, «Талака» (белорус.), «Спажá» (белорус.), «Сплине» (белорус.), «Вспленье» (белорус.), Осенины, Земля-именинница, «Plon» (польск.), «Pepek» (польск.) — Пупок, «Święto Matki Boskiej Zielnej» (польск.), «Matka Boska Wniebowzięta» (польск.), «Maria Kořenná na nebe vzeti» (чеш.), Большая пречистая, «Перша Пречиста» (укр.), Успенщина, Успение (христ.). / Википедия /

Этот славянский праздник один из самых важных праздников в календаре у славян. Не поблагодаришь богов за нынешний урожай – не получишь следующего. Он имеет целых две даты – 7 и 28 августа. Возможно, это связано с разными сроками окончания уборочных работ в российских губерниях, а может быть, это очередная дань христианству – приурочить древний праздник урожая к окончанию Успенского поста и посвятить его наравне с древними Велесом и Макошью Пресвятой Богородице.

По одним источникам праздновались 21 июля в день Прокопия Жатвенника (Прокопа Жнеца)
Жатва подводила итог всему многодневному труду крестьянина. К началу жатвы готовились как к большому празднику. Хозяйка мыла дом, хозяин убирал двор, гумно. Стол застилали белой скатертью. Перед началом жатвы каждая хозяйка или хозяин ходили осматривать свои нивы: поспел ли колос, пора ли жать. В некоторых местах проводили обряд «пакрывания поля». Самую первую сжатую жменю колосьев жнея клала не в сноп, а отдельно.

На Зажинки отправлялись или утром до восхода солнца, или в сумерках. Самую первую сжатую жменю колосьев жнея клала не в сноп, а отдельно на поле вместе с хлебом и сыром.

Зажинками называются первые снятые колосья. Их хранят до будущего года . Право начать жатву могло предоставляться старшей женщине в семье или жнице, известной своим благочестием.

Особой значимостью обладал первый сжатый сноп – его украшали цветами и лентами, торжественно проносили по деревне и ставили в красный угол. Сноп этот назывался по-разному: Именинник, Зажинец, Пращур, Дед, Прадед и использовался в различных обрядах. По свидетельству Ю.П. Миролюбова, «Пращур был участником Колядок, его носили на вилах от дома к дому и, входя, ребята начинали словами: «Слава Пращуру!» Затем пели Колядки. Взрослые же, обмотав Колесо соломинами Пращура, зажигали и гнали горящее Колесо по дорогам, через сугробы, в знак близкой весны и тепла. В начале вешнего сева хозяева брали Первый Сноп, растирали руками колосья и выпавшее зерно с половой (мякиной) смешивали с зерном для сева. Этим как бы поддерживалась связь одного Пращура с другим, идущая с древних веков. На Новый Год несли колоски из Пращура скотине, курам, животным, что ­бы и они попробовали зерна Пращура, чтобы хорошо родились, были здра­вы и благополучны. Пращур был непременным свидетелем свадьбы, его сажали в красном углу с широкой цветной лентой наискось как «Болярина», а посаженные отец с матерью, входя в избу, кланялись и говорили, обращаясь к Снопу: «Буди здрав, Пращуре!» .
Первый сноп был изображением Бога и, в то же время, даром Ему. Действительно, во многих традиционных культурах первое «доля богов и других представителей иного мира, оно не принадлежит человеку. Поэтому первые плоды, первины урожая, первые приготовленные продукты имеют четко обозначенную прагматику — они используются почти исключительно в качестве жертвы» . В ряде мест зажиночный сноп ритуально сжигали во время Зимних Святок, что может быть интерпретировано как жертвоприношение.

Читайте также:  Как создать объем волос прически

Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию. Смотря на них, сердце невольно завидует их счастию. Душа свободы – доверчивая откровенность и простосердечное самодовольство – ставят их выше всех счастливцев в мире. Ряды жнецов работают дружно. Малые и большие с серпами в руках, с граблями на спине – все трудятся и все поют. Песни зажнивные поются без разбора, но чаще всего шуточные и веселые» .

Жатвенные песни, задавая ритм, помогали жнецам и жницам в работе. Крестьяне пели об уборке урожая, насмехались над нерадивыми и скупыми хозяевами и хвалили щедрых:
«А я, молоденька, рожь топчу,
Рожь топчу, рожь топчу,
Травку-муравку вытопчу,
Вытопчу, вытопчу,
Зеленое жито вырастет,
Вырастет, вырастет,
А я, молоденька, буду жать,
Буду жать, буду жать,
И да у снопочки вязать,
Да вязать, да вязать. »

«..Ой, у чужого господаря обидаты пора,
А у нашого господаря ще и думки не ма.
Ой, паноньку наш! Обидаты час!
У чужого господаря горилочку пьют,
А у нашого господаря воды не дают.
Ой, паноньку наш! Обидаты час!
У чужого господаря полудноваты пора,
А у нашого господаря щей на думки не ма.
Ой, паноньку наш! Полудноваты час!
У чужого господаря пополудновалы,
А у нашого богатого ще й не думалы.
Ой, паноньку наш! Полудноваты час!»

Во время Спожинок славяне проводили древние обряды благодарения Даждьбога, Матери Сырой Земли, воздавали дары Матери всего урожая Макоши, а из последних колосьев, оставшхся на поле, заплетали Велесу бороду в косу.

Жатву необходимо было закончить как можно быстрее – чтобы колосья не осыпались, поэтому дожинали сообща, «миром» (т.е. общиной).
Тем, кто не успел к сроку окончить жатву, обычно старались помочь, устраивали «вы-жанки»(«толоку» (иначе – «толоки», «помочи») — взаимопомощь при окончании жатвы. О том, что у такого-то тогда-то будет выжан-ка, односельчане оповещались заранее. Женщины обычно охотно собирались на выжанки, «имея в виду несколько повеселиться в разгар полевых работ и обеспечить себе подобную же помощь»; работали с песнями и шутками, подбодряя друг друга. Наградой за участие в вы-жанках являлось обычно угощение.

К слову сказать, существовали и особые «толочанские» песни:

«На горушке на крутой,
На раздольице широкой
А стоит народ всей толпой
Глядит народ толоку.
А чья это толока?
Богатого мужика,
Богатого мужика, —
Акимова толока».

Торжество начиналось прямо в поле, где специально до этого дня оставлялась небольшая хлебная делянка – ровно на один последний сноп. Славяне считали, что на поле живут добрые духи-полевики, которые следят за ростом злаков, отпугивают вредителей и время от времени сходят на землю проливным дождём. Зимовали духи в последнем снопе, поэтому вязали его очень тщательно, со специальными церемониями и молча, чтобы не спугнуть полевиков. Чтобы дух поля переселился в последний сноп, его нельзя было беспокоить речью или песней.

В Костромской губернии у девушек при оконча-нии жатвы принято было жать сноп-молча-нуш-ку, причем считалось, что если в это время сказать хоть слово, жених будет слепой или с другим изъяном.
Последний сжатый сноп в народе называли «именинником» и окружали особым поче-том: наряжали его в сарафан или обвивали ситцевыми платками, после чего с песнями несли на «пир честной», а затем ставили его на тябло (полку для икон), под образа.

Читайте также:  Ножи для стрижки бороды

Обряд завивания бороды посвящался богу Велесу, как богу, обучившему людей как правильно пахать землю, когда ждать урожая, когда убирать его.

Все последние дни снопы складывались вокруг этого места, как складываются брёвна при строительстве избы, причём следующий сноп клался так, чтобы его колосья накладывались на комель другого. После связывания последнего снопа внутри этого нехитрого сооружения оставались несколько колосков, которые перевязывали лентами и приклоняли к земле.

Он символизировал бороду Велеса – бога земледелия.

Перед тем, как заплести колосья в ленты, славяне ходили по полю с кувшином зерновых культур, держа его высоко над головой, и пели песню:

Щедры Велесе
Зри на ны с небеси
Житом одари
Поле возроди
Благо дари веси.
То Велес ущаше праотце наше
Земле раяте, а злаки сеяте,
А жняте вена венища.
А цтеть го яко отце божска».

Заплетая ленты в колосья, славяне пели другую песню:

«Уж мы вьем, вьем бороду
У Велеса на поле.
Завиваем бороду
У Велеса да на широком.
На ниве великой,
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной.
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!».

В середину так называемой бороды клали хлеб и соль, а вокруг нее тщательно вырывали сорную траву. Она так и оставалась на поле, а последний сноп забирали с собою.

Вечером по окончании жатвы, после завивания бороды, устраивался пир. Пиршество, непременно устраиваемое в честь окончания урожая, называлось в народе «складчиной» или «братчи-ной», так как устраивали его на собранные со всего села («со всего мира») деньги и готовили угощение из продуктов, собранных с каждого двора. Одним из главных блюд в этот день считалась пожинальница — яичница, которая обычно готовилась из большого количества яиц.
Также выставлялись на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и каша. Говядину употреблять запрещалось. Еда, мед, яблоки и зерно должны быть освящены. Подавали пироги, начиненные зайчатиной и бараниной, рыбой с лапшой или кашей. Сноп-пожинальник оставался на столе, пока гулянье не подойдет к концу. На праздник устраивались игры, водились хороводы. Так гулял и веселился честной народ.

Во время пира проводится еще один обряд, посвященный богине Мокоши. Из подручных инструментов и материалов с использованием народной фантазии создается пожинальник, его одевают в праздничный женский наряд, и ставят на стол, якобы она наблюдает за детьми своими, хорошо ли они трудились и достойны ли они награды. Последний обряд проводят сами волхвы (ведуны, люди, с малолетства росшие вместе с учением и знающие все обряды. Как правило, они имели большую власть, чем бояре, к ним прислушивались князья, они лечили недуги наравне со знахарями). Волхвы славят Велеса особыми стихами-заклинаниями, освящают мёд, яблоки, зерно.

После угощения ребятишки сразу бежали играть за околицу, а женщины собирались опять в поле. Ещё один обязательный обряд – катание по сжатой ниве для прибавления женской силы и для успешного рождения детей. Катаясь, бабы приговаривали:
Жнивка, жнивка!
Отдай мою силу,
На пост, на колотило,
На кривое веретено,
На житьё-бытьё!

На возвращающихся с «дожинок» баб и девушек поджидающие их у деревенской околицы молодые парни выливали ведра воды. Иногда при этом пелась какая-нибудь подобающая случаю песня:
Пошел колос на ниву,
На белую пшеницу.
Уродися на лето,
Рожь с овсом,
Со дикушей,
Со пшеницею:
Из колосу — осьмина,
Из зерна — коврига,
Из полузерна — пирог.
Родися, родися,
Рожь с овсом!

После того как все условности были соблюдены, взрослые расходились угощаться по дворам, нужно было непременно попить чаю и поговорить со всеми родственниками. А девки с парнями шли на полянку играть в разные весёлые игры да водить хороводы. Готовились к этому гулянию заранее, ведь на следующий день (по другим источникам- через две недели после Спожинок) начинали засылать сватов к будущим невестам. «Первый сват-другим дорогу покажет». Долго прихорашивались перед блестящими самоварами девушки, оно и понятно: которая на Успенье не просватана, той аж до Покрова в девках сидеть!

После Спожинок можно считать что лето ушло, и начинаются осенние хороводы и игрища.

Рубрики: Праздники славян

Метки: традиции обычаи праздники славян боги урожай спожинки

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/community/5960445/post396117021/

Оцените статью
Adblock
detector