Моделирование причесок — творческий процесс создания нового образа
Огромную роль в облике успешного современного человека играет обычная прическа. Повседневная и праздничная, выгодно подчеркивающая индивидуальность и правильно скрывающая все недостатки, рождающая уверенность в своей привлекательности. Именно поэтому при создании образа клиента мастер принимает участие не только как профессионал-парикмахер, но и в качестве консультанта, а нередко, и как психолог.
Главной задачей парикмахера является определение потребностей и характеристики волос клиента для воплощения выбранной модели с учетом создания гармоничного образа, опираясь на ступенчатое моделирование причесок.
Факторы, определяющие будущую прическу:
- пожелания клиента;
- модные тенденции и национальные традиции;
- назначение прически;
- внешние индивидуальные особенности клиента (черты лица);
- особенности фигуры;
- тип и цвет волос;
- статус и возраст клиента;
- профессия, общий стиль.
Учитывая особенности клиента, мастер выбирает форму стрижки, ее силуэт. Стрижка является основой прически.
Опираясь на вышеперечисленные факторы, можно увидеть, что основы моделирования прически сводятся к выполнению модели, основываясь на более глубокие критерии, нежели желание клиентов сделать прическу «как в журнале». Важно помнить, то, что хорошо смотрится у одного человека, может выглядеть неуместно у другого.
Этапы моделирования прически
При моделировании выбранной модели необходимо определить характер и основные направления линий, отметить в них первостепенные и второстепенные. Существуют некоторые правила, приемы и законы создания композиции. Композиция означает в переводе с латинского языка «сопоставление» и «соединение частей», разрозненных элементов в единое целое в задуманном порядке, составляющие вместе определенную форму.
Моделирование причесок при начальном построении композиции нуждается в определении композиционного центра, другими словами показ модной детали, выгодно выделенной среди других. В сложных прическах возможно применение нескольких композиционных гармоничных центров.
Основными характеристиками при создании композиции будет форма, силуэт, особые детали и декоративные элементы задуманного образа.
Форма прически — это четкое выражение определенного контура и направленность линий.
Грамотное моделирование формы прически — это не просто создание ее формы! Прежде чем приступить к работе, нужно определить тип волос их пластичность.
Характеристики формы:
- геометрический вид общей формы;
- величина формы;
- масса формы;
- фактура и цвет.
Термин геометрический вид формы прически — это треугольник сбоку, круг или овал в фас.
Величина формы — с мелкой прической лицо выглядит крупнее, большой объем зрительно его уменьшает.
Масса формы — это зрительный вес волос. Массивные прически предполагают большое количество и объем волос, что дополнительно утяжеляет образ, особенно если в прическе читается квадрат.
Цвет и фактура — характер строения волос (их толщина, цвет, эластичность и податливость).
Самый структурно толстый волос — рыжий.
Угольно-черные волосы можно причесать в полу гладком стиле, т.е. классическом. Чаще используются холодные волны и более объемные детали.
Светлые волосы более требовательны, необходима тщательность в работе, создание мелких деталей и непринужденной воздушности.
Силуэт прически
Силуэт — плоскостное зрительное восприятие форм, ограниченных контуром.
Технология моделирования прически учитывает расположение и гармоничность линий модели.
Контуры причесок следует рассматривать как линии, делящиеся на конструктивные и декоративные.
Четкая линия в прическе обладает способностью вести взгляд по контурам объемной формы, создавая динамику или, напротив, задерживая взгляд.
Для успешной работы парикмахеру нужно освоить определенные правила и требования, направленные на создание композиции модели.
- Прическа должна отвечать основной идее композиции.
- Элементы прически должны быть взаимосвязаны.
- Наличие композиционного центра — изюминки прически.
- Сочетание различных средств решения — сочетание объема, четкость линий, гармония цвета, контрастов и т.д.
- Использование асимметрии или симметрии.
Моделирование причесок довольно увлекательный и созидательный процесс, способный включать в себя применение всех навыков и умений парикмахера. Моделируя прически можно ощутить себя немного художником, истинным творцом прекрасного. Не бойтесь подходить к работе творчески, и полученный результат поднимет вас, как специалиста на новые профессиональные высоты.
Источник статьи: http://hairgood.ru/pricheski/modelirovanie-pritchesok-v-tvortcheskiy-protsess-sozdaniya-novogo-obraza.html
Дизайн прически
Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 22:24, реферат
Описание работы
Парикмахерское искусство является одним из древнейших видов деятельности человека, которое направлено в первую очередь на улучшение ( украшение) его внешности. Развитие и совершенствование парикмахерского искусства тесно связано с эволюцией человеческого общества, изменением условий быта, повышением уровня общей культуры.
Работа содержит 1 файл
Парикмахерское искусство является одним из древнейших видов деятельности человека.doc
Парикмахерское искусство является одним из древнейших видов деятельности человека, которое направлено в первую очередь на улучшение ( украшение) его внешности. Развитие и совершенствование парикмахерского искусства тесно связано с эволюцией человеческого общества, изменением условий быта, повышением уровня общей культуры. Из века в век в разные исторические периоды человек создавал новые предметы быта, которые отражали его представление о красоте, индивидуальном вкусе, общем понятием об этетическом идеале, присущем конкретной эпохе. Изменились также одежда, украшения и прически. В зависимости от природных условий, положения человека в обществе и ряда других факторов у каждого народа формировались свои определенные стиль и традиции, которые отражались в одежде и прическе. В каждой эпохе, отдавая дань моде, мастера парикмахерского дела создавали новые формы, линии, и декоративны элементы прически.
Современные мастера дизайна прически учитывают при работе, тенденции моды сегоднешнего дня, используя в тоже время богатый исторический опыт парикмахерского искусства. Разрабатывая свои проекты и создавая модели современных причесок, они применяют отдельные элементы причесок прошлых веков.
Сделать внешность человека более привлекательной — одна из целей парикмахерского искусства.
Можно строго подчиняться законам моды, которых множество, но так и не достигнуть своей цели,
если не учитывать одной важной истины: каждый человек имеет свой индивидуальный стиль.
Одной из важнейшей характеристик формы прически является образность, присущая этой форме.
прическа может либо способствовать перевоплощению человека, либо подчеркнуть его индивидуаль-
ность. Выполняя укладку, парикмахер должен учитывать факторы, определяющие внешний облик че-
ловека: его возраст, национальность, принадлежность к социальной группе и т. п.
Все многообразие форм причесок по стиливому решению можно разделить на три основные груп-
— прически классических строгих форм;
— прически спортивных форм;
— прически «фантази»; Так, например, для вечерней прически можно использовать как классические формы так и «фантази»,
а для моделей повседневного назначения – спортивные и классические формы. Условно различают
несколько типов внешнего облика человека: молодежный, спортивный, женственный, элегантный.
Творческий процесс создания прически включает в себя следующие этапы: — Всесторонее восприятие и осознание эпохи, стиля, моды, идеи прически.(назначение, форма, обьем);
— Описание требуемого композиционого приема т. е. средства воплощения замысла;
— Определение технологии выполнения – выбор необходимых операций и инструментов;
В современной моде существует огромное разнообразие моделей бытовых причесок, которые под-
разделяют на повседневные и нарядные.
Выбор прически определяется временем ее использования (день, вечер), окружающей обстановкой
( дома, в театре, на работе).
Классификация бытовых причесок носит весьма условный характер, т. к. одна и та же прическа может использоваться как в качестве нарядной, например для женщины среднего возраста, так и в
качестве повседневной для молодой девушки.
Нарядные прически представляют собой нечто среднее между бытовыми и конкурсными. Нарядная
прическа как обьект для творчества наиболее интересна для модельера. Здесь он может не ограниче-
вать себя ни в выборе силуэта, ни в использовании элементов декора. При этом фантазия художника,
его индивидуальность и вкус проявляются в полную силу.
Нарядная прическа предназначена для украшения человека и этой цели можно добиться двумя пу-
— Использовать в качестве нарядной,прическу, являющеюся для других повседневной;
— Дополнить повседневную прическу новыми декоративными элементами или наоборот, сделать ее
Все многобразие форм и силуэтов нарядных причесок можно разделить на два вида:
— Прически нейтральной формы (простые)
— Прически активной формы, силуэт которых сложный, декоративный или семетричный.
По своему назначению нарядные прически очень условно подразделяются следующим образом:
— для домашнего торжества;
— посещение театра и концертного зала;
— для танцевального вечера;
— для официального вечера;
— встречи Нового года;
Нарядные прически должны быть элегантными и изящными. Часто для этого используют длиные вытянутые пряди и т. п.
— Для домашнего торжества лучше подойдут прически с выраженным силуэтом (умереный стиль).
— Прически для посещения театра или концертного зала должны быть компактные, подвижность волос в такой прическе лучше ограничить.
— Для офицального торжества можно использовать декоравтивные детали.
— Прическа для посещения выставки должна быть простой элегантной формы, с плавным перехо-
— для танцевальных вечеров в зависимости от проектируемого образа используются прически двух
— подвижная прическа, как бы повторяющая танцевальные движения;
— неподвижная (компактная) прическа, т. е. сохраняющеяся при энергичных движениях.
— Прическа для бала должна быть не только нарядной и торжественной, но и создавать видимость естественности. С этой целью используются легкие свободные линии.
— Прически для свадебного торжества должны быть нарядными и торжественными. Как правило они традиционны, но в них можно вводить небольшое количество модных элементов.
При создании нарядных причесок, для которых характерны высокохудожественная многоэле-
ментная форма, безукоризненая чистота проработки поверхностей и элементов декора, строгая фиксация отдельных деталей, следует строго соблюдать все законы и правила композиции, укладки,
следить за единством стилевого решения и выразительностью образа.
Зрелищные прически делятся на следующие группы: исторические и конкурсные.
Исторические прически всегда представляют большой интерес для парикмахеров, вызывая жела-
ние копировать их. При этом мастеру часто приходится проявлять и личную творческую инициативу, посколько на оригинале (рисунке, фото) видна лишь часть прически. Для разработки невидимой части
прически парикмахер-модельер должен выбрать элементы,позволяющие выдержать индивидуальный
характер формы всей прически в соответствии с художественным стилем эпохи.
При создании исторической прически помимо проволочных каркасов для лучшего выявления ее формы часто используют вату.
Следует отметить, что многие детали и силуэты причесок прошлых эпох используются и в наше время в повседневных прическах (не говоря уже о конкурсных)
Конкурсные прически наиболле полно отражают тенденции моды, способствуя более быстрой
популяризации новых моделей.
Существуют два направления развития моды. Одно связано с разработкой причесок для повсед-
невного использования ( «мода большим тиражом» или « мода улицы»). Другое направление моды
имеет эксперементальный характер. Особенность его заключается в том, что поиски нового во мно-
гом сводятся к специфическому эксперементированию с формой прически.
При разработке моделей новой формы совершенно не учитываются такие требования к прическе
как практичность, прочность, удобство, простота и т. п.
Мастер выступающий на конкурсе должен представить прическу отвечающею требованиям не только сегоднешнего, но и завтрешнего дня. При этом модельер всегда несколько утрирует новые детали, фиксируя их очень четко, а старые, хорошо известные детали вписывает в новую форму или
по-новому сочитает между собой.
Мода оказывает огромное влияние на развитие парикмахерского искусства способствуя модели-
рованию новых причесок, которые позволяют улучшить наш внешний вид, изменять облик, делать
Источник статьи: http://www.stud24.ru/art/dizajn-pricheski/11208-27433-page1.html
Искусство дизайна волос
ИСКУССТВО ДИЗАЙНА ВОЛОС
Дизайн прически является не только декоративным, но и прикладным искусством, которое удовлетворяет не только эстетические, но и функциональные потребности.
Pivot Point называет стрижку скульптурой волос, потому что рассматривает стрижку волос как разновидность техники скульптуры. Как скульптор формирует глину, превращая ее в произведение искусства, так и парикмахер придает форму волосам. Отличаются только инструменты и материал.
Подобно скульптуре, живописи, танцу, музыке и архитектуре, дизайн волос является формой искусства. Все они включают в себя художественные и научные понятия, из которых складывается произведение — упорядоченное взаимоотношение элементов. В дизайне волос такими элементами являются форма, текстура и цвет.
ВДОХНОВЕНИЕ, ПОЛУЧЕННОЕ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА
Посмотрите на образцы других художественных дисциплин. Обратите внимание, что в дизайне волос используются техники, подобные тем, которые используются в каждой художественной форме.
Линия, форма, пропорция, цвет, текстура. Все это очень важные составляющие творческой работы дизайнера. Что касается волос, то дизайн волос должен соответствовать настроению и подходить клиенту.
Архитектор создает чертеж структуры, которую он будет строить. Дизайнер волос точно так же использует разделение на зоны и определяет длину волос на каждой из них.
В 2-мерных художественных формах, например в живописи, линия, форма и цвет являются средством, при помощи которого художник выражает свой замысел. Дизайнер волос тоже использует линию, форму и цвет для создания дизайна, который проявит образ и характер его клиента.
Хореограф разрабатывает движения тела, соответствующие музыкальному произведению; каждое движение связано со следующим. Дизайнер волос объединяет линии, чтобы создать ощущение движения в дизайне.
Композитор соединяет ноты и звуки для создания вариаций темпа и ритма. В дизайне волос различные элементы дизайна объединяются, чтобы добиться эффектного или изысканного завершения.
Как видите, дизайн волос занимает свое место среди художественных дисциплин. Начиная свою новую карьеру, старайтесь работать как художник и гордитесь своей работой. Данный курс будет стимулировать творческий процесс дизайна волос, т. к. в нем даны понятия и технические приемы, которые необходимы для создания дизайна.
ВИДЕТЬ И ДУМАТЬ, КАК ДИЗАЙНЕР
Являясь дизайнерами волос, мы стремимся создавать функциональный и эстетически привлекательный дизайн. Однако, прежде, чем мы сможем создавать такой дизайн, мы должны научиться отделять детали от целого, анализировать их по отдельности, а затем снова объединять их. для этого необходимо научиться видеть и думать, как дизайнер.
Зрение создается оптическими ощущениями, которые посылают сигналы мозгу. После этого объекты получают названия и ярлыки. Дизайнер прерывает ход этого физического процесса, чтобы собрать и проанализировать информацию. Процесс сбора и анализа информации состоит из качественного и количественного анализа.
КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
В ходе качественного анализа вы наблюдаете и учитываете детали объекта. Например, при качественном анализе этот букет роз состоит из окрашенных цветков, стеблей и листьев.
В ходе количественного анализа вы определяете количественную составляющую каждой части, т. е. размер, пропорции и объем. Например, тот же букет роз при количественном анализе становится двумя белыми, тремя чайными и тремя красными розами (1/4 белые, 3/4 цветные).
ТРИ УРОВНЯ НАБЛЮДЕНИЯ
Волосы могут приобретать бесконечное количество видов, включая различную форму, текстуру и длину. Как же приступить к анализу такого обширного спектра возможностей? Путем использования последовательной системы передачи информации. Такую систему обеспечивает избирательное видение на трех уровнях наблюдения.
Каждый человек воспринимает одну и ту же реальность отлично от других, однако использование такой последовательной системы позволяет обсуждать различные восприятия одной и той же реальности. Поэтому мы можем рассматривать реальность и классифицировать ее при помощи понятных категорий. Три уровня наблюдения, которые мы здесь рассматриваем, это: Основной, Детальный и Абстрактный. Необходимо помнить, что на этих трех уровнях наблюдения вы будете использовать свои навыки качественного и количественного анализа.
На этом уровне вы просто смотрите на дизайн и фиксируете свое оптическое ощущение. В дизайне волос это означает рассматривание силуэта (формы).
На этом уровне вы начинаете сравнивать физические размеры и конкретные пропорции. Например, глядя на тот же дизайн, который вы рассматривали на основном уровне, вы теперь будете определять текстуру и/или цветовые характеристики (качественный анализ).
На этом этапе вы используете информацию, полученную на двух первых уровнях, и начинаете рассматривать предмет абстрактно, например, как распределить волосы по длине (структура), как показано на рисунке. Для этого вы должны понимать не только, как что-либо выглядит, но и из чего оно состоит (количественный анализ).
МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДИЗАЙНЕРА
Раз мы научились видеть, как дизайнер, нам теперь необходимо понять, как пользоваться полученной информацией. На этом этапе мы должны думать, как дизайнер. Хотя каждый из нас воспринимает и анализирует информацию по-своему, все мы используем левое и правое полушарие мозга, чтобы воспринять и использовать полученную нами информацию. Левое полушарие — техническая часть мозга, тогда как правое полушарие считается артистическим. Каждое полушарие имеет ряд характерных свойств. Ниже приведены некоторые из них.
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
Ориентированное на время Визуальное
Словесное Связано с воображение
Имейте в виду, что люди, как правило, обладают свойствами обоих полушарий. Однако, у многих преобладают свойства одного из полушарий. Те, у кого преобладает технический или левополушарный тип мышления, имеют более точный, систематичный, математический и аналитический склад ума. Они делают выводы на основании фактов и умозаключений. Тогда как человек, имеющий артистический, или правополушарный тип мышления, является более спонтанным, изобретательным и даже хаотичным. Этот тип мышления является более интуитивным.
БАЛАНС МЕЖДУ ПРАВЫМ И ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЯМИ
Вам, как дизайнеру прически, необходимо развивать свойства как правого, так и левого полушария, чтобы сбалансированно видеть и анализировать материал, с которым вы работаете.
Как было сказано выше, мы собираем информацию и анализируем ее через три уровня наблюдения. Другим источником информации, от которого мы в очень большой степени зависим, является то, что говорит нам наш клиент. Ключевым фактором нашей успешной работы в салоне является то, насколько эффективно мы задаем вопросы и насколько хорошо мы слушаем и понимаем ответы.
После того, как вы собрали увиденную и услышанную информацию, вы должны проанализировать ее и определить проблемные зоны, над которыми надо работать. Сюда входят и высказанные вашим клиентом пожелания.
Думать как дизайнер значит увидеть или представить себе законченный дизайн. Другими словами, глядя на клиента, мы должны представить или увидеть конечный результат — как клиент будет выглядеть после обслуживания. Для такой визуализации необходимо использовать правополушарное (артистическое) мышление.
На этом этапе вы будете использовать левое полушарие (техническое), чтобы определить процедуру создания скульптуры. После того, как вы точно определите шаги, которые вы будете выполнять для достижения желаемого результата, вы можете начинать работать руками.
Как видите, дизайн прически включает в себя намного больше, чем расчески и ножницы. Он предполагает способность анализировать ситуацию, разбивать ее на составные части и соединять компоненты в разнообразные варианты дизайна. Этот процесс позволит вам применить дизайн к любому из ваших клиентов.
Материал в последующих главах будет способствовать как техническому так и артистическому аспекту вашего развития как дизайнера. В Главе 12 вы узнаете, как умение видеть и думать, как дизайнер помогает принять подходящее для клиента решение.
Дизайн волос состоит из трех основных элементов дизайна, которые можно выделить из целого и анализировать по-отдельности. Такими элементами являются
В этой главе мы подробно рассмотрим объемную форму, поскольку при выполнении скульптуры она является основополагающим элементом. Влияние текстуры и цвета будет рассмотрено в Главе 5.
Объемная форма является 3-мерным понятием и включает в себя длину, ширину и глубину.
Свойствами объемной формы являются: Линия, Направление, Очертание
Анализ формы начинается с понимания ее основного компонента — линии. Линия представляет собой ряд соединенных точек. Направление данной линии может быть прямое или изогнутое.
Небесные оси — это символ, который обозначает прямые и изогнутые линии, углы и направления.
Направление является одним из ключевых понятий при анализе скульптуры волос. Это путь данной линии. Прямыми линиями мы можем определить основные направления. Таковыми являются вверх, вниз, вправо, влево.
Четыре основные прямые небесных осей: горизонтальная, вертикальная, диагональ вправо и диагональ влево.
Прямая линия может иметь следующие характеристики: толстая, тонкая, расплывчатая, резкая. Эти и другие характеристики линий могут выражать слабость, силу, нежность, смелость, женственность, мужественность.
Изогнутая линия может быть представлена любой из 4 основных прямых линий.
Имейте в виду, что относительно положения головы изогнутые линии ббудут выглядеть вогнутыми или выпуклыми.
ВОГНУТАЯ ЛИНИЯ изогнута, как внутренняя поверхность сферы
ВЫПУКЛАЯ ЛИНИЯ имеет поверхность, которая изгибается наружу, как внешняя часть сферы.
Когда вы смотрите на изогнутые линии, обратите внимание, что каждая из них имеет еще одно направление, создающее степень глубины изгиба.
Обратный изгиб — это комбинация двух изогнутых линий, которая создает противоположное движение.
Обратный изгиб может иметь различные пропорции, как видно на рисунке.
Путь изогнутой линии можно определить как быстрый или медленный в зависимости от того, насколько он крутой. На рисунке показаны кривые линии с переходом от медленной к быстрой. Изогнутые линии могут быть медленными, или пассивными или быстрыми, или энергичными.
Плоская форма является 2-мерным отображением объемной формы. Она состоит из длины и ширины.
Ее обычно рассматривают как плоскость, ограниченную линией, которая загибается пока не соединится со своим началом, как показано на рисунках.
Плоская форма дизайна прически определяется внешней границей, или силуэтом, который называется линией формы.
Помните, что в скульптуре форма включает в себя 3 измерения.
Дизайн, состоящий из прямых линий, называется прямолинейным или угловатым. Дизайн из изогнутых линий называется криволинейным.
Углы образуются при пересечении линий. Основными углами небесных осей являются 0о, 45о и 90о. После того, как вы определите точку начала работы, вы можете отмерять угол в любом направлении. Помните, что некоторые формы содержат в себе углы.
Глядя на эти прически, обратите внимание на выразительность линий. Линия формы и линии внутри формы следуют главному направлению. Удачное использование линии позволяет увидеть фокальную точку дизайна.
На стр. 17 фотографии двух причесок. Попробуйте провести линии, которые вы видите в этих дизайнах.
Это вид волос, когда они падают естественно по изгибу головы. Этот вид позволяет нам анализировать внешний вид поверхности, или текстуру волос, направление и характер линии формы, а также общие очертания (shape).
Естественное Падение это также то, как мы анализируем длину или уровень, до которого доходят волосы. Обратите внимание, что имеется 7 уровней, находящихся на равных расстояниях, которые на рисунке обозначены буквами. Однако любой из этих уровней можно обозначать соответствующим анатомическим названием, например: угол рта, середина спины и т. п.
При нормальной проекции мы рассматриваем волосы абстрактно и рисуем их так, как они бы выглядели, если их оттянуть под углом 90о от изгибов головы. Такой вид позволяет анализировать структуру распределения длины волос в дизайне.
Эту длину можно измерить, используя небесную сферу, которая по-другому называется направляющей небесной формы. Эта небесная сфера состоит из нескольких концентрических оболочек, которые, повторяя друг друга, отступают от изгиба головы через интервалы в 5 сантиметров. Эти интервалы называются зонами и могут служить в качестве направляющей для анализа длины волос в пространстве.
Анализ объемной формы начинается с определения силуэта (очертаний) скульптуры при естественном падении. Для этого необходимо сосредоточить свое внимание только на силуэте дизайна и заблокировать любую побочную информацию. Теперь представьте себе линию формы, которая идет по силуэту и классифицируйте силуэт, который вы видите, в соответствии с основной характеристикой, является ли он криволинейным, угловатым или прямолинейным.
При помощи небесной оси можно определить основные линии силуэта, например, как приведенная на фото горизонтальная линия дизайна.
Мы также можем измерить, как этот силуэт займет пространство вокруг головы, как при естественном падении, так и при нормальной проекции. Общий дизайн создается как формой головы клиента, так и формой скульптуры волос.
Структура — это распределение длины волос в скульптуре. Структура определяет объемную форму. Ее можно сравнить с чертежом здания, который делает архитектор. Структурная схема иллюстрирует план работы и пропорции.
При естественном падении длина волос в этой скульптуре достигает уровня D, или приблизительно мочки уха. Именно здесь следует выполнять скульптуру горизонтальной линии дизайна.
Когда волосы отчесываются на угол 90о, мы видим что их длина постепенно нарастает к макушке.
Сочетание систем уровней и анализа зон дает нам двойную систему координат для анализа длины волос.
Когда мы анализируем форму при свободном падении, мы наблюдаем также внешний вид поверхности, или текстуру. Текстура непосредственно связана со структурой формы.
Если на макушке находятся более длинные волосы, они будут падать на более короткие волосы. Эти более длинные волосы создают вид гладкой поверхности.
Если более короткие волосы падают на более длинные, или же если все волосы имеют одинаковую длину, то концы волос будут видны, что создает крайне неоднородную текстуру поверхности.
В этом примере объединены обе текстуры, которые будут постоянно встречаться в ходе этой программы. Обратите внимание, что такая комбинация дает форму внутри объемной формы, определяемую при разделении этих двух текстур.
Постарайтесь определить пропорцию каждой текстуры, поскольку знание пропорционального соотношения очень важно при составлении дизайна. Развитие умения наблюдать поможет вам планировать структуру объемной формы для создания желаемой текстуры или текстур.
В Главе 5 мы продолжим анализировать текстуру, а также ознакомимся с влиянием, которое цвет оказывает на форму.
ЦВЕТ И ТЕКСТУРА
Цвет — это визуальный эффект, который достигается, когда свет отражается от данного объекта. Это элемент дизайна, который создает глубину и объем и, как правило, оказывает самое сильное влияние на дизайн. Однако помните, что цельную композицию создают объемная форма, текстура и цвет вместе; ни один из этих элементов не может быть сам по себе.
Несмотря на то, что гладкая, неактивированная текстура создает равномерное отражение света, на прямых волосах можно создать иллюзию текстуры, добавив к форме разные цвета. Это создаст рассеянное отражение света.
Цвет может также создать иллюзию движения и направления и направить взгляд на определенную фокальную зону. Во всех этих примерах (стр.22) общая форма одна и та же, но цвет создает глубину, объем и интересную текстуру.
Текстура — это качество поверхности, которое можно увидеть или почувствовать. На наше восприятие текстуры влияет также свет. В скульптуре волос текстура может быть активированной, неактивированной или комбинированной. При обсуждении текстуры важно не забывать о разнице между текстурой, полученной в результате выполнения скульптуры, и естественной или перманентной текстурой.
Скульптурная текстура — это текстура, полученная в результате выполнения скульптуры. Когда мы говорим об активированной или неактивированной скульптурной текстуре, мы не имеем в виду естественную активацию, или полученную после химической завивки.
НЕАКТИВИРОВАННАЯ СКУЛЬПТУРНАЯ ТЕКСТУРА характеризуется непрерывными линиями, которые могут быть прямыми или изогнутыми. Она существует в том случае, когда виден только верхний слой волос.
АКТИВИРОВАННАЯ СКУЛЬПТУРНАЯ ТЕКСТУРА. Когда концы волос видны, скульптурная текстура является активированной. Эти ломаные линии создают вид неровной поверхности.
КОМБИНИРОВАННАЯ СКУЛЬПТУРНАЯ ТЕКСТУРА
Некоторые скульптуры выделяют комбинацию активированной и неактивированной скульптурной текстуры. Например, скульптура может иметь лежащие копной концы в нижней части головы, что создает активированную текстуру, тогда как в верхней части головы сохраняется неактивированная текстура.
Принципы дизайна — это схемы, по которым дизайнеры волос распределяют в дизайне длину, текстуру и цвет. Понимание этих принципов позволит вам анализировать композицию, чтобы вы могли переделать ее или приспособить для своего клиента.
Ниже приведены некоторые примеры принципов дизайна, которые используются в скульптуре волос:
Когда все части идентичны во всем, кроме расположения.
Когда два или несколько элементов повторяются по последовательной схеме.
Когда все элементы одинаковы, однако при этом они пропорционально меняются. Эта последовательная серия пропорциональных шагов увеличивается или уменьшается до конечного результата.
Желаемое взаимоотношение противоположностей, которое создает разнообразие и интересный дизайн.
Максимальный интервал между элементами.
Эстетически привлекательное объединение элементов. Оно может быть симметричным (формальный баланс) или ассиметричным (неформальный баланс).
Симметрия уравновешивает размер и форму относительно положения деталей дизайна, равномерно по обе стороны центральной оси.
Ассиметрия уравновешивает части неравномерно по сторонам центральной оси. Ее также можно достигнуть при помощи одинаковых деталей вдоль оси, расположенной не по центру. Отсутствие симметрии.
Примечание: Некоторые виды дизайна с симметричной скульптурой часто укладываются так, чтобы получился ассиметричный баланс.
4 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
Существует 4 основных типа формы, из которых создается дизайн прически, причем они могут использоваться в чистом виде или в комбинации. Каждая из них может иметь различную длину, однако она будет иметь уникальную форму, структуру и текстуру. Такими формами являются солидная, градуированная, постепенная слоистая и униформная.
В солидной форме (синий цвет) длина волос увеличивается от верхней части головы к нижней. Волосы разной длины падают до одного уровня, в результате чего получается ровная поверхность с неактивированной текстурой. Около макушки форма повторяет изгибы головы. В нижней части формы получается угловатая линия формы в результате того, что по периметру скапливается вес волос.
В градуированной форме (желтый цвет) длина волос увеличивается от нижней части головы к верхней, когда концы волос лежат один на другом копной. В результате получается комбинация активированной текстуры в нижней части головы и неактивированной текстуры в верхней. Вес в градуированной форме находится выше линии формы по периметру. Силуэт градуированной формы треугольный.
ПОСТЕПЕННАЯ СЛОИСТАЯ ФОРМА
Эта форма (обозначена красным цветом) имеет увеличение длины волос, которая возрастает от верхней части головы к нижней, в результате чего мы получаем полностью активированную текстуру, при которой не виден вес волос. Как правило, эта форма удлиненная.
УНИФОРМНАЯ СЛОИСТАЯ ФОРМА
Униформная слоистая форма (обозначено зеленым) имеет везде одинаковую длину волос, что не дает ощущения веса. Концы волос распределяются по всему изгибу головы, что создает полностью активированную текстуру. Закругленное очертание формы идет параллельно изгибу головы.
Как дизайнеры волос, мы при выполнении каждого этапа своей работы зависим от своих инструментов. Однако, необходимо помнить, что сама скульптурная форма создается при помощи техники стрижки, которую мы используем.
В процессе выбора дизайна мы определяем, какую форму мы будем создавать и какие при этом будем использовать техники. Выбор какого-либо инструмента позволит нам внести некоторые вариации в текстуру волос, особенно по линии формы.
Ваш выбор инструмента будет зависеть от желаемого результата, а также от того, насколько удобно вам работать с тем или иным инструментом. Освоение как можно большего количества инструментов откроет наиболее широкие возможности вам как дизайнеру.
Прямые ножницы дают чистый тупой край. Изменяя положение ножниц во время выполнения скульптуры, можно добиться легкого изменения пряди волос.
Филировочные ножницы дают явное и равномерное чередование большей и меньшей длины. Более близко расположенные зубцы состригают большее количество волос, а дальше расположенные зубцы состригают меньше.
Бритва дает скашивание на конце каждой пряди, что создает более мягкую, несколько расплывчатую линию формы. Такое скашивание может быть в верхней или в нижней части пряди, в зависимости от того, какую технику скульптуры вы используете.
Расчески используются для того, чтобы распределять и контролировать волосы перед выполнением скульптуры, а иногда и в процессе. Расстояние между зубцами расчески очень важно при определении того, какая расческа больше всего подходит для вашей цели. Как правило, более крупные расчески с большим расстоянием между зубцами используют, чтобы контролировать большее количество волос, а более мелкие расчески, часто заостренные, используют для скульптуры меньших участков и очень коротких волос.
Помните, что чем больше расстояние между зубцами расчески, тем меньше натяжение волос перед или во время выполнения скульптуры. В результате окончательные линии будут мягче. Близко расположенные зубцы лучше разгладят волосы, что позволит вам создать более точные линии.
Ножницы могут иметь разную форму и длину, и быть изготовлены из разных материалов, начиная от порцелана и кончая кобальтовой сталью. Ножницы состоят из неподвижного и подвижного лезвия. Подвижное лезвие контролируется большим пальцем.
Кольца ножниц могут находиться напротив друг друга, а могут быть отодвинуты одно от другого. На некоторых ножницах имеется язычок для мизинца.
Тип ножниц, которые вы выбираете, зависит от результата, к которому вы стремитесь, а также от вашего личного удобства. Помните, что качественный инструмент прослужит дольше, его не придется часто точить или менять.
Как правильно держать ножницы.
Вставьте безымянный палец в кольцо, чтобы контролировать неподвижное лезвие.
Вставьте конец большого пальца в другое кольцо, чтобы контролировать подвижное лезвие.
Примечание: Если вы просунете большой палец слишком далеко, контроль за ножницами ослабится.
Положите указательный и средний пальцы на ножницы, чтобы увеличть контроль. Мизинец положите на язычок, если он есть у ваших ножниц.
При выполнении скульптуры необходимо держать расческу и ножницы в одной руке. Чтобы не поранить клиента, ножницы необходимо прикрывать ладонью. Для этого следует вынуть большой палец из кольца и зажать ножницы ладонью. Расческу держите большим и указательным пальцами той же руки. После того, как вы отчесали волосы, возьмите расческу другой рукой для выполнения скульптуры. Расческу можно держать параллельно или перпендикулярно большому пальцу.
ПОЛОЖЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Рассмотрим некоторые обычные положения выполнения скульптуры. Положение, которое вы выбираете, будет зависеть от зоны головы, с которой вы работаете, желаемого результата, а также от того, насколько это положение вам удобно. В большинстве случаев вы будете работать в положении, когда ваш палец, ножницы и плечо параллельны.
В зависимости от того, скульптура какой линии выполняется, а также от длины волос, при выполнении скульптуры солидной формы ладонь может смотреть вверх или вниз. Заметим, что кисть руки обычно расположена так, что неподвижное лезвие пожниц скользит по направляющей, например, по вашему пальцу или по шее клиента.
При скульптуре градуированной формы ладони обычно обращены друг к другу. Такое положение называют “ладонь к ладони”.
Когда вы выполняете технику скульптуры, требующую более высокого угла проекции, ваше положение часто будет зависеть от того, на какой зоне головы вы работаете. Как правило, при работе на верхней части головы вы будете выполнять скульптуру с внешней стороны пальцев, а работая на нижней части, особенно на затылке, вы будете стричь с внутренней стороны пальцев.
Когда скульптура выполняется у кожи для создания солидной формы или для выравнивания периметра, ваша ладонь может быть прижата к голове, а неподвижное лезвие будет скользить по коже.
Филировочные ножницы используются для создания текстуры более коротких волос в пределах данной формы, чтобы уменьшить массу и создать мобильность. Одно лезвие этих ножниц прямое, другое зазубренное.
ФИЛИРОВОЧНЫЕ НОЖНИЦЫ N 8
Ножницы с зубцами на расстоянии 1/8 дюйма. Такие ножницы лучше всего подходят, когда требуется эффект легкой филировки, т. к. эти ножницы снимают минимальное количество волос.
ФИЛИРОВОЧНЫЕ НОЖНИЦЫ N 16
Зубцы расположены на расстоянии 1/16 дюйма. Такие ножницы используются для снятия среднего количества волос.
ФИЛИРОВОЧНЫЕ НОЖНИЦЫ N 32
Зубцы расположены на расстоянии 1/32 дюйма. Такие ножницы лучше всего использовать для снятия максимального количества волос, поскольку они обеспечивают сильный текстурный эффект.
На фото мы видим филировку средней пряди, которая осуществляется ножницами N16. Такая техника уменьшает вес и придает мобильность.
На рисунке изображена бритва. Большинство бритв имеют одинаковые части, однако возможны вариации, подходящие для разных видов скульптуры и имеющие различную степень удобства.
При помощи бритвы можно создать более скошенный край пряди, что дает большую мобильность и/или мягкость на концах волос. Бритву можно использовать для выполнения скульптуры всей формы или для выполнения текстуры внутри формы.
При работе бритвой очень важно, чтобы волосы были совершенно мокрыми. Если волосы слишком сухие, выполнять скульптуру будет трудно, а клиенту может быть неприятно.
При выполнении скульптуры рукоятка обычно полностью развернута. Большой палец помещается у основания стержня, а остальные пальцы помещаются в верхней части стержня. Если рукоятка находится в поднятом положении, когда вы обрабатываете трудно доступные места, мизинец можно положить на язычок для пальца.
Используете ли вы технику арки (дуги) или гравировки (etching) (cм. стр. 35), защита лезвия должна быть расположена так, чтобы бритва находилась напртив волос. Может возникнуть необходимость замены защиты, в зависимости от того, какую технику вы используете и скульптуру какой зоны вы выполняете. При гравировке можно работать без ограничителя
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: пока вы не приобретете опыт работы бритвой, пользуйтесь защитой. Всегда пользуйтесь чистым и острым лезвием и соблюдайте осторожность при чистке и замене лезвия.
ТЕХНИКИ СКУЛЬПТУРЫ ЛЕЗВИЕМ
ВЫПОЛНЕНИЕ АРКИ БРИТВОЙ
Выполнение арки бритвой является техникой скульптуры бритвой, при которой длина волос снимается движением по дуге. Размер арки зависит от желаемой формы и длины волос скульптуры. Это создает точные линии с мягким сужением по краю. Лезвие помещается под прядями, что создает легкий скос снизу прядей.
Гравировка является техникой выполнения скульптуры бритвой, при которой поверхность волос снимается, чтобы сократить вес или уменьшить длину.
Лезвие размещается параллельно пальцам вверху пряди. Потом оно перемещается вверх и вниз и нажим делается при ударе вниз. Длина удара определит длину сужающихся волос в данной пряди.
Лезвие может быть размещено сбоку пряди, перпендикулярно пальцам.
РАБОТА С ЛИНИЕЙ
В этой главе мы будем выполнять скульптуру разных линий и узнаем, как отчесывать волосы и выполнять скульптуру ножницами.
Теперь вы можете применить свое знание о скульптуре различных линий небесных осей на пряди из ниток. Будьте внимательны и точны при выполнении скульптуры и не торопитесь.
Сначала прикрепите измерительную полоску к макету головы. Затем сложите рядь из ниток для дополнительной толщины и прикрепите к верхней части полоски.
Убедитесь, что волосы равномерно увлажнены, прежде чем приступать к скульптуре каждой линии. Пусть ваш инструктор сделает отметку графы после того, как вы правильно выполнили каждое упражнение.
Мы начнем со скульптуры прямых линий, первой из которых будет горизонтальная линия.
Используя расческу с мелкими зубьями, расчешите волосы в свободном падении. Не сдвигайте и не отводите волосы от естественного положения.
Разместите свои пальцы горизонтально (параллельно полу). Затем зажмите расческу большим пальцем другой руки. Разместите ножницы параллельно пальцам и выполните скульптуру.
Помните, что большой палец контролирует подвижное лезвие ножниц, а безымянный палец контролирует неподвижное лезвие. Для конроля выполните скульптуру линии в двух прядях (секциях).
После завершения упражнения должна получиться прямая линия.
После этого выполните скульптуру диагонали вправо. В этой линии длина волос увеличивается справа. Скульптуру этой линии можно выполнять под разными углами. В этом упражнении возьмем угол 45о.
Начнем с того, что отчешем волосы в свободном падении, затем расположим пальцы под углом, который мы будем стричь.
Зажмите расческу большим пальцем противоположной руки. Разместите ножницы параллельно пальцам и выполните скульптуру.
Разделите прядь на две части для контроля.
После завершения упражнения должна получиться диагональная линия вправо.
ДИАГОНАЛЬ ВЛЕВО выполняется аналогично.
После завершения этого упражнения должна получиться вогнутая линия по горизонтальной оси. Вогнутая линия изогнута внутрь, как внутренняя часть сферы.
Примечание: Перед началом этого упражнения можно выстричь горизонтальную прямую линию.
Начинайте с центра и выполните ряд диагональных линий, которые по мере приближения к левому краю становятся все круче.
С другой стороны начинайте скульптуру с правого края к центру.
Упражнение завершено, когда получилась вогнутая линия.
В этом упражнении вы будете проводить скульптуру выпуклой линии по горизонтальной оси. Выпуклая линия изогнута, как внешняя часть сферы. Перед началом этого упражнения следует сделать прямую линию.
Начинайте от центра и выполните ряд диагональных линий, которые по мере приближения к левому краю становятся все круче.
С другой стороны начинайте скульптуру от правого края к центру.
Упражнение завершено, когда получилась выпуклая линия.
Для этого упражнения разместите прядь из ниток вдоль линии роста волос. Это позволит вам практиковать выполнение скульптуры вокруг уха, а также соединять линии.
В первом упражнении выполните вогнутую линию на челке и диагональ вперед перед ухом.
Поместите пальцы по диагонали, которую вы собираетесь стричь, и попробуйте соединить линии за ухом, используя технику стрижки скольжением.
Ниже приведены несколько несколько техник выполнения текстуры, которыми мы будем пользоваться в рамках этой программы.
К вам будут приходить клиенты из самых разных слоев общества, с разнообразными характерами и свойствами. Однако у всех у них будут одни и те же основные составляющие: глаза, уши, рот, подбородок и лоб. Именно эти черты лица делают нас всех непохожими друг на друга.
Адаптация подразумевает изменение выбранного дизайна таким образом, чтобы он оказался наиболее выигрышным для вашего клиента. Вы должны стараться польстить своему клиенту, подчеркивая его самые привлекательные черты. Различия черт, формы головы, формы тела, роста и веса дают вам возможность проявить себя в качестве дизайнера. Знание правил баланса и пропорции позволит вам создать индивидуальные дизайны.
Обдумывая скульптуру волос, вы должны посмотреть на форму и размер всего тела клиента. Посмотрите на эти идеальные фигуры и обратите внимание, что в женском теле больше изгибов, чем в мужском. Это обычно распространяется и на характеристики лица.
Низкое и более мелкое тело будет подавляться слишком длинными волосами, тогда как более высокая фигура будет выигрывать благодаря длинным волосам. Некоторые высокие фигуры выглядят неудачно с очень короткой стрижкой, которая, наоборот, очень подходит более мелкому типу.
Поскольку вы создаете дизайн прически для индивидуального клиента, вы должны внимательно изучить его черты и свойства. Это позволит определить подходящую длину для данного дизайна, а также количество и размещение объема в данном дизайне.
Форма лица включает в себя длину и ширину лица, а также какие бы то ни было прямолинейные и криволинейные характеристики. Считается, что идеальная форма лица овальная, однако на самом деле существует множество форм и комбинаций. На приведенной ниже иллюстрации показаны зоны, которые следует подчеркнуть или скрыть для создания иллюзии идеального овала. Однако это только общие подсказки, поскольку вы должны руководствоваться индивидуальным чувством стиля вашего клиента, а также модой.
Помните, что вы используете скульптурную форму для создания иллюзии, размещая в дизайне доминирующие элементы. Эти доминирующие элементы могут отвлечь внимание от менее привлекательных черт и привлечь внимание к тем чертам, которые являются хорошими фокальными точками.
Большинство круглых лиц выигрывают, если им добавить высоту на челке или на макушке. Ассиметричный дизайн также будет скрадывать круглую форму. Расширение волос ниже линии челюсти также может быть выигрышным, если позволяет длина шеи.
Такую форму лица можно визуально подправить, если подчеркнуть ширину, особенно в средней части дизайна. При узкой заостренной верхней части рекомендуется добавить ширину без добавления высоты.
Более мягкие, изогнутые формы уменьшают угловатость квадратной формы лица, а дополнительная высота поможет удлинить форму.
Узкий лоб и широкую челюсть уравновесит дополнительный объем над зоной висков и уменьшит ширину около челюсти.
Некоторые лица представляют для дизайнера сложности со стороны профиля. Идеальным является “прямой” профиль, однако у многих клиентов бывают отклонения.
Для такого профиля характерны выступающий нос, и менее выступающие лоб и подбородок. Большое количество волос около лица, особенно около лба, поможет создать иллюзию прямого профиля.
Выступающий подбородок является основной чертой такого профиля. Мягкая челка, направленная вверх, отвлечет внимание от проблемной зоны. Избегайте большого количества волос на лбу, т. к. это усилит эффект вогнутости.
Значительная часть необходимой вам информации находится у вас перед глазами. Однако форма головы клиента может быть скрыта благодаря прическе, которую он в данный момент носит. Поэтому вы должны руками ощупать голову, чтобы ощутить контуры головы и определить общую форму и обнаружить зоны, которые требуют компенсации. В этом примере (стр 41) вес увеличен, чтобы компенсировать плоскую затылочную зону.
Важно понимать, что с возрастом физическая структура человека меняется. Это касается и структуры лица. Изменения, которые происходят в детстве, юношестве, взрослом возрасте и старости меняют пропорции лица. Обычно в разные периоды жизни меняется угловатость или округлость лица человека. Это знание поможет вам адаптироваться к вашему клиенту в любой период его или ее жизни. Обычно для клиентов более зрелого возраста наиболее выигрышным является движение вверх и в сторону от лица.
Безусловно, при выборе дизайна необходимо учитывать уши. Наиболее проблематичными являются большие и выступающие уши. Если нельзя закрыть уши, вы можете выбрать дизайн, в котором над ушами будет увеличен вес и ширина, что создаст более гармоничный баланс.
Если ваш клиент иногда или всегда носит очки, учтите это при разработке дизайна. Посмотрите на форму и размер его очков и как они соотносятся с пропорциями его лица. Соответствующим образом скорректируйте скульптуру волос.
Поскольку длина шеи у разных клиентов разная, ее необходимо учитывать при разработке дизайна.
КОРОТКУЮ шею можно визуально удлинить, увеличив высоту прически.
Заполнить пространство около ДЛИННОЙ и ТОНКОЙ шеи можно при помощи дополнительного объема в этом месте.
Особое внимание следует обратить на ширину плеч и их форму.
Широкие плечи можно визуально сузить при помощи удлиненной скульптуры волос.
УЗКИЕ, покатые плечи могут выглядеть шире при правильном выборе дизайна.
При скульптуре волос мы также должны учитывать некоторые биологические составляющие, такие как: направление роста волос, густота и форма линии роста волос. Кроме того, вы должны знать, какую форму имеет волос, круглую, овальную или плоскую, поскольку это определяет тип волос: прямые, волнистые или курчавые.
Оцените волосы своего клиента, чтобы убедиться, что они подходят для дизайна, который вы с ним обсудили. Это позволит адаптировать дизайн к свойствам волос вашего клиента. Возможно окажется, что вам придется переосмыслить дизайн, который вы задумали.
ЛИНИЯ РОСТА ВОЛОС
Независимо от того, с чьими волосами вы работаете, мужчины или женщины, внимательно рассмотрите линию роста волос. Кроме самой линии, посмотрите, в каких местах волосы реже, как меняется направление роста волос, а также как рост волос соотносится с лицом и шеей. Как правило, у мужчин волосы растут несколько ниже на баках и на нижней части затылка, чем у женщин.
Если в окончательном дизайне линия волос на нижнем затылке видна, вы можете выбрать линии дизайна, которые будут больше отражать мужественность или женственность. Квадратная или прямоугольная линия создаст более мужественный эффект, тогда как закругленные или криволинейные линии мягче и более женственны.
Густота волос определяется количеством волосков на квадратную единицу площади. Знание густоты волос вашего клиента на разных зонах головы поможет вам определить, сколько веса и объема вы сможете или не сможете создать в данном дизайне. Во многих случаях добавление текстуры химической завивкой может помочь в создании желаемой формы. Для более редких волос может понадобиться скульптура, создающая максимальный вес, а более тяжелые волосы возможно потребуется облегчить при помощи слоистости или текстуры.
НАПРАВЛЕНИЕ РОСТА ВОЛОС
Прежде, чем приступать к скульптуре, проанализируйте направление роста волос. Эта информация может повлиять на ваш выбор длины и направления линий дизайна. При некоторых типах роста волосы могут просто “стоять дыбом”, если скульптура будет слишком короткой.
При скульптуре более длинных волос, особенно при использовании техники “ножницы над расческой”, обычно рекомендуется работать против роста волос при окончательной обработке. Эта техника чаще всего применяется на сухих волосах, так что направление роста волос хорошо видно.
При выполнении скульптуры волос мы ориентируемся на анатомические уровни. Другими словами, вы должны пытаться соотнести длину вашей скульптуры с общими пропорциями тела. Как вы уже видели, черты лица, формы головы и тела помогут вам определить, какие зоны дизайна следует акцентировать, а какие скрыть. Те же черты можно использовать, чтобы соблюдать последовательность при выполнении скульптуры, если, конечно, эти черты являются симметричными.
1. Проанализируйте форму своего лица и определите основные его характеристики.
2. Развейте свою способность анализировать, наблюдая анатомические характеристики окружающих вас людей. Что им больше всего подойдет?
Большая часть дизайнов, которые вы создаете для своих клиентов, будет состоять из комбинации нескольких форм. Свойства четырех основных форм можно комбинировать в бесконечном количестве вариантов, чтобы данный дизайн безукоризненно подходил каждому из ваших клиентов. В этой главе мы рассмотрим пропорции, в которых формы комбинируются в пределах одного дизайна. Мы также рассмотрим, какие изгибы есть на голове, что позволит нам определить, каким образом формы комбинируются в данном дизайне.
Пропорция это взаимоотношение между предметами или частями предмета с точки зрения количества или степени. В скульптуре волос мы смотрим на отношение одной текстуры к другой. Поскольку конкретная текстура является качеством данной скульптурной формы, мы смотрим также на другие качества формы, такие как вес и объем. Необходимо также учитывать соотношение размеров головы и тела и дизайна волос.
При изменении пропорций, в которых мы комбинируем формы при дизайне волос, полезно иметь стандарт, на который можно ориентироваться. Во многих художественных дисциплинах таким стандартом является “золотая середина”. Он гласит, что дизайн должен иметь ”достаточно разнообразия, чтобы быть интересным, но не так много, чтобы создавать дисбаланс”.
Что это значит? В большинстве дизайнов разделение на две совершенно равные части является наименее интересным и динамичным. Мозг быстро поймет линию или форму, разделенную таким образом, и потеряет интерес, если к этому не добавить цвет или текстуру.
И наоборот, если взаимоотношение между частями таково, что одна из них значительно преобладает над другой, отсутствие баланса также заставит нас потерять интерес.
Правило золотой середины гласит, что соотношение 1/3 к 2/3 является одновременно интересным и приятным для глаза. Посмотрите на прямоугольник (стр.46) и изображенную в нем пропорцию. Прямоугольник разделен на части в пропорции 1/3 к 2/3. Художники и архитекторы используют это правило веками. Оно же поможет вам создавать эстетически привлекательные дизайны причесок.
Теперь посмотрим на качества и взаимоотношение пропорций, которые встречаются в некоторых комбинированных формах.
Когда слоистость в верхней части головы скомбинирована с солидной формой в нижней части головы, вы достигаете иллюзию полностью активированной поверхности при сохранении максимального веса по периметру.
Комбинация градуированной нижней части со слоистым верхом расширяет форму и создает зону явного веса. Обратите внимание, что слоистая и градуированная текстуры сливаются и создают полностью активированную текстуру.
В следующем примере волосы одинаковой длины в верхней части сочетаются со слоисто удлиненными волосами в нижней части. В результате мы получаем сильно активированную текстуру с удлинением к периметру.
Помните, что вес создается концентрацией волос одной длины в какой-либо зоне. Когда вы комбинируете формы, необходимо планировать, какой вес вы уменьшите или уберете, а какой хотите оставить. Размещение веса в комбинированной форме может создать фокус в дизайне прически и акцентировать конкретные черты, например, глаза или скулы. Заметим, что при комбинировании слоистых форм сосредоточения веса нет.
В этих комбинациях слоистая/солидная (стр. 48) изменение пропорций меняют концентрацию веса в форме.
В этих примерах постепенная слоистая текстура размещается над градуированной текстурой в разных пропорциях. Изменение пропорций меняет размещение веса в пределах данной формы. Черты вашего клиента помогут вам определить наилучшее размещение зоны концентрации веса.
Когда мы комбинируем униформную длину волос в верхней части головы с постепенной слоистостью в нижней части, мы изменяем пропорции, чтобы увеличить или уменьшить степень удлиненности формы.
В зависимости от того, какой эффект вы желаете достичь, вы можете соединять формы в данном дизайне или не соединять.
Необходимо знать, какие существуют изгибы головы, чтобы адаптировать дизайн к каждому конкретному клиенту. Форма головы каждого клиента индивидуальна, однако существуют общие правила, которые помогут вам принять правильное решение при выборе дизайна.
Самое распространенное подразделение частей головы на основе ее формы — от верхней части к нижней. Знание естественного поведения волос в каждой зоне поможет вам определить пропорции, которые вы используете в дизайне. Эти зоны разделяются зоной самой широкой части головы.
В верхней части, которая находится над широкой частью головы, волосы лежат на поверхности головы, и их положение зависит от направления естественного роста волос, особенно на более коротких волосах.
Волосы в зоне широкой части обычно падают под действием силы тяжести.
Волосы в нижней части головы также ложатся под действием силы тяжести. Направление роста волос может оказывать существенное влияние в этой зоне.
Помните, что форма, которую вы создаете, должна соответствовать форме головы вашего клиента. То, насколько хорошо вы изучили эту форму, поможет вам создать наиболее эффективный дизайн.
· Большинство дизайнов, которые вы создаете в салоне, состоит из комбинированных форм, причем они могут быть соединенными или несоединенными.
· Результат любой комбинации форм будет существенно зависеть от того, в какой пропорции вы их комбинируете.
· Изменение пропорций, в которых вы комбинируете формы, позволит вам приспособить дизайн, чтобы он подходил к чертам ваших клиентов.
· Изгибы головы можно использовать, чтобы пропорционально сочетать элементы комбинированной формы.
Посмотрите на эти графические рисунки (стр.49) и определите формы и пропорции, которые были использованы при их создании.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ДИЗАЙНЕ
Как уже упоминалось в Главе 2, после того, как вы научились смотреть и думать, как дизайнер, вы постепенно научитесь принимать решения о дизайне причесок, подходящих вашим клиентам. Помните, что ключевым моментом в принятии таких решений является подробная консультация с клиентом. Для этого вам надо выработать в себе навык внимательного наблюдения и способность общения с клиентом.
В процессе такого общения очень важно сосредоточиться на физическом, эмоциональном и техническом аспекте потребностей вашего клиента:
Как упоминалось в главе 10, сюда входят форма лица, структура тела и качество волос.
Он касается образа жизни клиентки и то, что ей нравится и не нравится в ее волосах.
Этот аспект отражает качество волос вашего клиента и определяет, какие процедуры дизайна вам необходимо выполнить, чтобы достичь желаемого результата.
Эти три аспекта более подробно рассматриваются в разделе Процедура Определения Дизайна на следующей странице. Когда вы освоите эти шаги, вы начнете:
· видеть, как художник
· решать проблемы, как дизайнер
· развивать и творчески использовать свое воображение
ПРОЦЕДУРА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИЗАЙНА
1. ИЗУЧИТЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Первым шагом в этом процессе является оценка физических потребностей вашего клиента. Для этого вам необходимо принять во внимание направление роста волос, текстуру, густоту и цвет, а также форму ее головы, форму лица и пропорции тела.
2. ЗАДАВАЙТЕ МНОГО ВОПРОСОВ
Эмоциональные потребности вашей клиентки не менее важны, чем ее физические потребности. Чем больше вы узнаете, тем более качественное решение о выборе дизайна вы сможете принять. Спросите клиентку о ее образе жизни, работает ли она дома или ходит на работу, как много времени она уделяет уходу за волосами, чем ей нравится заниматься. Потом выясните, устраивает ли вашу клиентку длина ее волос, цвет, состояние и форма. Целью ваших расспросов является ощутить, к какому образу стремится ваша клиентка и сколько времени она готова уделить работе над этим образом.
3. МЫСЛЕННО ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ ДИЗАЙН
На этом этапе перед вашим мысленным взором пройдет множество образов прежде, чем вы примете окончательное решение. После внимательного изучения физических и эмоциональных потребностей вашей клиентки вы можете приступать к мысленному созданию дизайна, совместимого с ее желаниями и потребностями.
4. ВЫРАБОТАЙТЕ ПЛАН
Теперь пора определить, какие техники стрижки вы будете применять для создания формы. Если цвет является элементом дизайна, вы должны будете выбрать цвет и решить, где он будет находиться. Если требуется дополнительная текстура, определите, где она должна находиться, и какие должны быть использованы техники ее выполнения.
5. СФОРМУЛИРУЙТЕ СВОЙ ЗАМЫСЕЛ
После того, как вы завершили физический, эмоциональный и технический аспект процесса выработки дизайна, сообщите своей клиентке, к какому образу вы пришли. Это даст клиентке возможность изменить то, с чем она не согласна. Вы обязаны убедиться, что ваша клиентка полностью понимает дизайн, который вы собираетесь создавать. После того, как вы придете к общему согласию, можно приступать к обслуживанию.
Выполнение текстуры подразумевает выстригание волос более короткой длины в пределах данной формы для создания специальных эффектов и для индивидуализации дизайна. Применение различных техник выполнения текстуры, или филировки, позволяет увеличить объем, поддержку, мобильность, визуальную текстуру и/или уменьшить массу. Текстура выполняется, как правило, в трех основных зонах:
Текстура выполняется различными инструментами, в зависимости от желаемого результата. Инструменты, которыми мы будем выполнять текстуру в данной программе: ножницы, филировочные ножницы и бритва. Имейте в виду, что выполнение текстуры (которое часто называют филировкой), можно разбить на три основные категории:
ФИЛИРОВКА ЛИНИИ ФОРМЫ
ФИЛИРОВКА ЛИНИИ ФОРМЫ
Филировка концов волос вдоль линии формы уменьшает массу, освобождая концы и добавляя мобильность. Кроме того, она смягчает и соединяет линии веса. Такая техника иначе называется “филировка концов”. Для достижения эффекта филировки можно использовать различные техники. Ниже приведены несколько примеров.
ТЕХНИКА “СКОС ВВЕРХ” (bevel up)
При использовании этой техники текстура волос осуществляется при помощи техники скашивания, чтобы усилить небольшое загибание концов волос вверх. Длина удара и сила давления зависят от того, какой степени загибания вы желаете достичь.
ТЕХНИКА “СКОС ВНУТРЬ” (bevel under)
Чтобы концы волос загибались внутрь, лезвие размещается с внутренней стороны секции и перемещается изогнутыми ударами. Здесь также давление и длина удара зависят от того, какую степень филировки вы намерены достичь.
Эта техника позволяет создать разную длину волос, обычно — для более лохматой текстуры на концах волос. Эту технику можно использовать как для скульптуры линии формы, так и для выполнения текстуры. Эта техника является идеальной для курчавых или волнистых волос. Убирается вес, делая дизайн интересным с точки зрения текстуры.
Для выполнения этой техники концы прямых ножниц или бритвы используются для создания неровной длины волос, обычно на концах. Величина филировки будет меняться в зависимости от положения ваших пальцев и количества ударов.
ФИЛИРОВКА КОНЦОВ ФИЛИРОВОЧНЫМИ НОЖНИЦАМИ.
Для более явного и равномерного чередования волос большей и меньшей длины филировка осуществляется филировочными ножницами. Ножницы с более частыми зубцами снимут большее количество волос, а более редкие — меньшее количество. В данном примере филировка затылка выполняется ножницами с филировкой 32. Помните, что чем больше расстояние между зубцами, тем меньше волос состригается.
Эта техника обычно применяется около основы или середины пряди для создания объема. Она снимает вес по всей пряди, что дает волосам возможность приподняться над головой. Более длинные волосы поддерживаются более короткими.
ФИЛИРОВКА ПРЯДИ ФИЛИРОВОЧНЫМИ НОЖНИЦАМИ.
В этом примере филировка ножницами N8 создает объем внутри формы
СЛАЙСИНГ (НАРЕЗАНИЕ ЛОМТЯМИ)
Эта техника выполняется путем скольжения открытыми ножницами по поверхности волос. Величина активации текстуры контролируется тем, насколько широко раскрыты ножницы.
В этом примере (стр 55) слайсинг поверхности используется для создания объема
Слайсинг на естественно кудрявых или завитых химией волосах увеличивает мобильность и создает объем.
Эта техника выполняется на середине пряди или на концах для уменьшения массы и чтобы волосы ближе прилегали к голове
Эта техника выполняется путем вращения бритвы и расчески по длине волос для удаления веса. Эта техника используется для соединения и создания гладких (прилегающих) контуров. На рисунке (стр. 55) показано, как эта техника применяется при обработке затылка.
Нарисуйте, что получится в результате применения следующих техник:
НОТЧИНГ ПОЙНТИНГ СЛАЙСИНГ
ПРОЦЕДУРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Развивая свои технические навыки и систематично следуя процедуре выполнения скульптуры, вы почувствуете, что ваша работа стала точной и последовательной. Помните, что конкретные техники, используемые на каждом этапе, определяют конечный результат вашей скульптуры.
В этой программе процедура выполнения каждого упражнения представлена в том порядке, в каком она описана в данной главе. В графе оценок в конце каждого упражнения представлены все процедуры, что позволит вашему преподавателю оценить, насколько вы их усвоили.
РАЗДЕЛЕНИЕ НА ЗОНЫ.
Разделение на зоны подразумевает разделение головы на зоны работы для контроля.
Разделение на зоны и подзоны определяется изменением линий дизайна, углов проекции или направления отчеса. В комбинированных формах вы можете по своему усмотрению разделять на зоны в соответствии с пропорцией одной формы относительно другой.
Хотя разделение на зоны связано с предполагаемым дизайном, необходимо помнить, что разделение на зоны может зависеть и от формы головы клиента, а также от направления роста волос. Ниже риведены самые распространенные виды разделения. (Стр.56)
При выполнении скульптуры любой формы необходимо помнить о положении головы. Положение головы непосредственно влияет на то, как падают волосы, а от этого зависит текстура и направление линии скульптуры. Как правило, положение головы должно оставаться неизменным во все время работы с данной зоной.
Наклон головы вперед, особенно при скульптуре солидных форм, придает форме легкий эффект загибания волос внутрь. Это положение часто используется при обработке линии формы
При скульптуре волос, когда голова находится в прямом положении, достигается наиболее естественный, чистый результат.
Голова может быть наклонена в одну или другую сторону для удобства обработки линии формы.
Разделы — это линии, которые подразделяют секции для разделения, распределения и контроля волос при выполнении скульптуры. В большинстве случаев разделы будут располагаться параллельно линиям дизайна. Для максимального удобства и точности отчесывайте волосы в том направлении, от которого начнется разделение на подсекции.
ТРЕНИРУЕМСЯ РИСОВАТЬ ЛИНИИ
Эти упражнения имитируют основные типы разделения на зоны, а также разделы, которые используются в данном курсе. Они помогут вам отработать разделы на изогнутой поверхности головы. Чтобы подготовиться к этому упражнению, наденьте дизайнерский колпак на макет головы. Примечание: Рисуйте на колпаке только смывающимся маркером!
В первом упражнении рассматриваются горизонтальные разделы. Сначала разделите голову на 4 секции, от середины лба до середины шеи, а затем от уха до уха. Начинайте рисовать горизонтальные линии от шеи. Поскольку этими линиями представлены разделы, представьте, что ваш карандаш — это расческа и старайтесь, чтобы направление линий и расстояние между ними было одинаковым. Когда вы дойдете до уха, продлите линии до линии роста волос на лбу. Продолжайте рисовать горизонтальные линии до макушки.
При альтернативном методе можно сначала полностью закончить заднюю зону, а потом перейти на бока, соединяя линии и не нарушая последовательность.
ДИАГОНАЛЬНЫЕ ЛИНИИ НАЗАД
Сначала нарисуйте линию, которая имитирует центральную часть от передней линии волос до шеи. Затем перед ухом нарисуйте линии, которые представляют диагональные разделы назад примерно на 45о. Продолжайте рисовать спереди назад, продвигаясь к макушке. Затем выполните то же на другой стороне.
В качестве альтернативы, вы можете отделить переднюю часть от задней, выполнив секцию от уха до уха. Сначала завершите зону перед ухом, после чего переходите к задней зоне.
ДИАГОНАЛЬНЫЕ ЛИНИИ ВПЕРЕД
Нарисуйте линию по центру от передней линии волос до шеи. Затем от шеи начинайте рисовать диагональные линии, имитируя разделы под углом 45о. Продвигайтесь к макушке, и когда дойдете до уха, продлевайте линии вперед. Не нарушайте угол и расстояние между линиями. Как и в предыдущем примере, вы можете отделить переднюю зону от задней, и уже потом рисовать линии.
Нарисовав центральную линию от лба до середины шеи, рачинайте рисовать линии, которые имитируют вертикальные части спереди. Дойдя до зоны за ухом, переходите на осевые разделы, чтобы адаптировать вертикальные линии к изгибам широкой части головы.
Отчес — это направление, в котором зачесываются волосы по отношению к основному разделу.
Это направление волос, когда они свободно падают. На это направление в некоторой степени влияет сила тяжести и направление роста волос, особенно в широкой части головы.
Естественный отчес используется от горизонтального, диагонального вправо и диагонального влево раздела в первую очередь — для создания солидной и градуированной форм.
Это направление, которое приобретают волосы, если их отчесать под прямым углом (90o) к основному пробору. Этот отчес используется от горизонтального, вертикального и диагонального проборов. Поскольку перпендиклярный отчес оттягивает волосы от их естественного положения, он используется для создания градуированных и слоистых форм.
Это направление, которое приобретают волосы, когда они оттягиваются от своего естественного положения в любом направлении, кроме перпендикулярного, относительно основного пробора. Сдвинутый отчес может быть использован в большинстве форм, кроме солидной. Он обычно используется для подчеркнутого увеличения длины и для соединения компонентов.
ОТЧЕС ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
При создании некоторых дизайнов отчес, который вы используете, может меняться в разных зонах основного пробора. Чтобы помочь вам не нарушить последовательность, используются линии небесных осей, которые визуально размещают отчес.
Волосы можно отчесывать в вертикальном, горизонтальном или диагональном направлении. Например, вы можете отчесать волосы вертикально вверх от пробора в одной зоне или горизонтально назад в другой зоне.
В результате такого отчеса увеличивается длина волос из-за изгиба головы, и оно часто применяется при выполнении скульптуры по плоскости.
Проекция — это угол, под которым волосы оттягиваются относительно изгиба головы.
Квадрант небесных осей используется для определения углов проекции от прямой и изогнутой поверхностей головы После того, как установлен 0о (точно по поверхности головы) можно в любом направлении определить углы 45о и 90о.
ПРОЕКЦИЯ ДЛЯ СКУЛЬПТУРЫ СОЛИДНОЙ ФОРМЫ
Естественное падение — это положение, которое приобретают волосы благодаря силе тяжести. В некоторых зонах головы естественное падение может быть равно 0о. Оно будет зависеть от формы конкретной головы. Когда волосы свободно падают, они не приподнимаются над кожей головы и не приближаются к ней, особенно на затылке. К волосам применяется минимальное натяжение
Нулевая проекция означает, что волосы лежат плоско на поверхности головы. Это может происходить естественным образом (естественное падение) или же волосы могут быть направлены в такое положение при помощи отчеса. Солидная форма с легким загибанием внутрь получается в результате скульптуры с нулевой проекцией.
Варианты углов проекции при скульптуре солидной формы рассматриваются в главе Солидная Форма.
ПРОЕКЦИЯ ДЛЯ ГРАДУИРОВАННОЙ ФОРМЫ
При использовании угла проекции от 0о до 90о мы получим градуированную форму. Чем выше угол проекции, тем больше величина градуированной текстуры и тем круче линия наклона. Напомним, что 45о является стандартным углом проекции для создания средней линии наклона.
Варианты углов проекции при скульптуре градуированной формы рассматриваются в главе Градуированная Форма.
ПРОЕКЦИЯ ДЛЯ УНИФОРМНЫХ СЛОИСТЫХ ФОРМ
Угол проекции, который используется для скульптуры униформных слоистых форм, составляет 90о от изгиба головы. Иначе это называется нормальной проекцией.
Дополнительная информация о проекции, которая используется в скульптуре униформной слоистой формы, содержится в главе Униформная Слоистая Форма.
ПРОЕКЦИЯ ДЛЯ ПОСТЕПЕННОЙ СЛОИСТОЙ ФОРМЫ
Для скульптуры постепенной слоистой формы обычно используются углы 0о, 45о и 90о Угол проекции применяется только к тому разделу, который становится стационарной линией дизайна, к которому подтягиваются все все остальные пряди в зоне данного компонента. Интенсивность удлинения и максимальная длина будут зависеть от того, какой угол был выбран при установлении стационарной линии дизайна.
Дополнительная информация об углах проекции, которые используются при установлении стационарной линии дизайна, приведена в главе Постепенная Слоистая Форма.
Речь идет о положении пальцев относительно основного раздела. Это положение определяет линию скульптуры. Существует два вида положения пальцев/ножниц: параллельное и непараллельное.
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ.
В этом случае пальцы, контролирующие волосы, размещаются параллельно основному разделу. Поскольку ножницы следуют за пальцами, это иначе называется параллельной скульптурой. В результате выполнения параллельной скульптуры получается наиболее чистое отражение выбранной линии.
НЕПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ
Положение пальцев, непараллельное основному разделу, называется непараллельной скульптурой. Такое положение используется для создания подчеркнутого увеличения длины волос, для соединения контрастных линий длины и для контроля изменения веса.
Какое бы ни использовалось положение пальцев, оно, как правило, должно оставаться неизменным в течение работы в данной зоне. Обратите внимание, что пальцы размещаются таким образом, чтобы была видна линия дизайна.
Линия дизайна — это направляющая длины, которая используется при скульптуре. Линия дизайна бывает двух типов: стационарная и мобильная. Для создания линии дизайна можно использовать любую линию небесных осей. В некоторых случаях линией дизайна может оказаться линия формы по периметру. Примером может служить скульптура солидной формы.
СТАЦИОНАРНАЯ ЛИНИЯ ДИЗАЙНА.
Стационарная линия дизайна — это неподвижная направляющая, к которой подтягиваются волосы разной длины. Такая линия дизайна используется, когда требуется увеличение длины волос в противоположном направлении.
МОБИЛЬНАЯ ЛИНИЯ ДИЗАЙНА
Мобильная линия дизайна — это подвижная направляющая, которая состоит из небольшого количества ранее остриженных волос. По этим волосам отмеряется длина для стрижки последующих прядей.
СИСТЕМА СКУЛЬПТУРЫ КОМПОНЕНТОВ
Система поэтапной скульптуры компонентов, разработанная Pivot Point, позволит вам отработать различные техники скульптуры на изолированных зонах головы прежде, чем вы приступите к скульптуре законченного дизайна.
Во-первых, вам необходимо отработать позицию пальцев и ножниц на макете и как можно лучше ознакомиться с линиями небесных осей. После этого вы начнете тренироваться делать разделы, отчесы и проектирование.
Когда вы дойдете до профильной основы, которая охватывает большую часть головы, вы сосредоточитесь на изогнутых поверхностях и неровностях линии волос, а также на работе в области уха.
Теперь вы готовы к окончательному этапу: объединению художественного и технического аспектов на манекене для создания законченной композиции. В конце концов, эта поэтапная система позволит вам видеть как дизайнер и создавать скульптуры, адаптированные к модным направлениям.
С помощью дизайнерской шапки вы сможете отрабатывать теорию работы с каждым компонентом, таким как разделение на зоны и разделы, прежде чем переходить к практическому применению.
Источник статьи: http://pandia.ru/text/77/277/66451.php