- Универсальный мотор — Universal motor
- Содержание
- Свойства
- Эффективность
- Моментно-скоростные характеристики
- Недостатки
- Контроль скорости
- Вариации
- Шунтовая обмотка
- Отталкивание-старт
- Приложения
- Бытовая техника
- Рельсовая тяга
- Пусковой двигатель
- Двигатель внутреннего сгорания: устройство и принцип работы
- Определение и общие особенности работы ДВС
- Классификация двигателей внутреннего сгорания
- Устройство двигателя внутреннего сгорания
- Принципы работы ДВС
- — Принцип работы двухтактного двигателя
- — Принцип работы четырёхтактного двигателя
- Вспомогательные системы двигателя внутреннего сгорания
- — Система зажигания
- — Впускная система
- — Система смазки
- — Выхлопная система
- — Система охлаждения
Универсальный мотор — Universal motor
Универсальный двигатель представляет собой тип электродвигателя , который может работать на любом переменного или постоянного тока , мощности и использует электромагнит как его статор для создания его магнитного поля. Это Commutated серии намотка двигатель , где статор «сек полевых катушки соединены последовательно с обмоткой ротора через коммутатор . Его часто называют двигателем серии переменного тока. Универсальный двигатель очень похож на двигатель постоянного тока по конструкции, но немного изменен, чтобы двигатель мог нормально работать от сети переменного тока. Этот тип электродвигателя может хорошо работать на переменном токе, потому что ток как в катушках возбуждения, так и в якоре (и в результирующих магнитных полях) будет чередоваться (обратная полярность) синхронно с источником питания. Следовательно, результирующая механическая сила будет возникать в постоянном направлении вращения, независимо от направления приложенного напряжения, но определяется коммутатором и полярностью катушек возбуждения.
Универсальные двигатели обладают высоким пусковым моментом , могут работать с высокой скоростью, легки и компактны. Они обычно используются в портативных электроинструментах и оборудовании, а также во многих бытовых приборах. Они также относительно легко управляются электромеханически с помощью катушек с отводами или электронным способом. Однако на коммутаторе есть щетки, которые изнашиваются, поэтому они гораздо реже используются для оборудования, которое постоянно используется. Кроме того, отчасти из-за коммутатора универсальные двигатели обычно очень шумны как в акустическом, так и в электромагнитном отношении.
Содержание
Свойства
Не все двигатели с последовательной обмоткой хорошо работают от переменного тока. Если бы обычный двигатель постоянного тока с последовательной обмоткой был подключен к источнику переменного тока, он бы работал очень плохо. Универсальный двигатель модифицирован несколькими способами, чтобы обеспечить правильную работу источника переменного тока. Существует компенсирующая обмотку обычно добавляют вместе с ламинированными полюсными наконечниками, в отличие от твердых полюсных наконечников найдено в двигателях постоянного тока. Якорь универсального двигателя обычно имеет гораздо больше катушек и пластин, чем двигатель постоянного тока, и, следовательно, меньше обмоток на катушку. Это снижает индуктивность.
Эффективность
Даже при использовании с питанием переменного тока эти типы двигателей могут работать с частотой вращения, значительно превышающей частоту вращения сети, а поскольку большинство характеристик электродвигателей улучшаются с увеличением скорости, это означает, что они могут быть легкими и мощными. Однако универсальные двигатели обычно относительно неэффективны: около 30% для двигателей меньшего размера и до 70–75% для более крупных.
Моментно-скоростные характеристики
Электродвигатели с последовательной обмоткой реагируют на повышенную нагрузку замедлением; ток увеличивается, а крутящий момент увеличивается пропорционально квадрату тока, поскольку один и тот же ток течет как в якоре, так и в обмотках возбуждения. Если двигатель остановился, ток ограничивается только общим сопротивлением обмоток, и крутящий момент может быть очень высоким, и существует опасность перегрева обмоток. Противо-ЭДС помогает сопротивлению якоря ограничивать ток через якорь. При первом подаче питания на двигатель якорь не вращается. В этот момент противо-ЭДС равна нулю, и единственным фактором, ограничивающим ток якоря, является сопротивление якоря. Обычно сопротивление якоря двигателя невелико; поэтому ток через якорь при подаче питания будет очень большим. Следовательно, может возникнуть необходимость в дополнительном сопротивлении, включенном последовательно с якорем, для ограничения тока до тех пор, пока вращение двигателя не создаст противо-ЭДС. По мере увеличения скорости вращения двигателя сопротивление постепенно снижается. Характеристика «скорость-момент» представляет собой почти идеально прямую линию между крутящим моментом при остановке и скоростью холостого хода. Это подходит для больших инерционных нагрузок, так как скорость будет падать до тех пор, пока двигатель не начнет медленно вращаться, и эти двигатели будут иметь очень высокий тормозной момент.
По мере увеличения скорости индуктивность ротора означает, что идеальная точка коммутации изменяется. Маленькие двигатели обычно имеют фиксированную коммутацию. Хотя некоторые более крупные универсальные двигатели имеют вращающуюся коммутацию, такое бывает редко. Вместо этого более крупные универсальные двигатели часто имеют компенсационные обмотки, включенные последовательно с двигателем, или иногда индуктивно связанные и размещенные под углом 90 электрических градусов к оси главного поля. Это снижает реактивное сопротивление якоря и улучшает коммутацию.
Одно из полезных свойств последовательного соединения обмоток возбуждения с обмоткой якоря состоит в том, что по мере увеличения скорости противо-ЭДС естественным образом снижает напряжение и ток через обмотки возбуждения, вызывая ослабление поля на высоких скоростях. Это означает, что двигатель не имеет теоретической максимальной скорости для любого конкретного приложенного напряжения. Универсальные двигатели могут работать и обычно работают на высоких скоростях, 4000–16000 об / мин, и могут развивать скорость более 20 000 об / мин. В отличие от этого, синхронные асинхронные двигатели переменного тока и асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором не могут вращать вал быстрее, чем разрешено частотой сети . В странах с питанием от сети переменного тока 60 Гц эта скорость ограничена 3600 об / мин.
Повреждение двигателя может произойти из-за превышения скорости (работа с частотой вращения, превышающей расчетные пределы), если агрегат эксплуатируется без значительной механической нагрузки. На более мощных двигателях следует избегать внезапной потери нагрузки, и возможность такого явления включена в схемы защиты и управления двигателя. В некоторых небольших приложениях лопасть вентилятора, прикрепленная к валу, часто действует как искусственная нагрузка, чтобы ограничить скорость двигателя до безопасного уровня, а также как средство для циркуляции охлаждающего воздуха по якорю и обмоткам возбуждения. Если бы универсальный двигатель не имел механических ограничений, он теоретически мог бы выйти из-под контроля так же, как любой двигатель постоянного тока с последовательной обмоткой .
Преимущество универсального двигателя заключается в том, что источники питания переменного тока могут использоваться на двигателях, которые имеют некоторые характеристики, более общие для двигателей постоянного тока, в частности, высокий пусковой момент и очень компактную конструкцию, если используются высокие скорости вращения.
Недостатки
Отрицательным аспектом является проблемы с обслуживанием и коротким сроком службы, вызванные коммутатором , а также проблемы с электромагнитными помехами (EMI) из-за любого искрения. Из-за относительно сложных щеток коммутатора универсальные двигатели лучше всего подходят для таких устройств, как миксеры для пищевых продуктов и электроинструменты, которые используются только с перерывами и часто имеют высокие требования к пусковому моменту.
Еще один отрицательный аспект заключается в том, что эти двигатели можно использовать только там, где постоянно присутствует преимущественно чистый воздух. Из-за резко возросшего риска перегрева полностью закрытые универсальные двигатели с вентиляторным охлаждением были бы непрактичными, хотя некоторые из них были изготовлены. Такому двигателю потребуется большой вентилятор для циркуляции достаточного количества воздуха, что снижает эффективность, поскольку двигатель должен потреблять больше энергии для своего охлаждения. Непрактичность возникает из-за возникающих в результате проблем с размером, весом и терморегулированием, которых у открытых двигателей нет.
Контроль скорости
Непрерывное управление скоростью универсального двигателя, работающего от сети переменного тока, легко достигается с помощью тиристорной схемы, в то время как несколько отводов на катушке возбуждения обеспечивают (неточное) ступенчатое управление скоростью. Бытовые блендеры , рекламирующие множество скоростей, часто сочетают в себе катушку возбуждения с несколькими ответвлениями и диод, который можно вставить последовательно с двигателем (в результате чего двигатель работает от полуволнового выпрямленного переменного тока).
Вариации
Шунтовая обмотка
Универсальные двигатели серийно заводятся. Шунтирующая обмотка использовалась экспериментально в конце 19 века, но оказалась непрактичной из-за проблем с коммутацией. Различные схемы встроенного сопротивления, индуктивности и перекрестной связи в противофазе пытались уменьшить это. Универсальные двигатели, в том числе с шунтирующей обмоткой, в то время считались двигателями переменного тока, поскольку они самозапускались. Когда стали доступны самозапускающиеся асинхронные двигатели и автоматические пускатели, они заменили более крупные универсальные двигатели (более 1 л.с.) и шунтирующие двигатели.
Отталкивание-старт
В прошлом двигатели с отталкивающим пуском с фазным ротором обеспечивали высокий пусковой момент, но с дополнительной сложностью. Их роторы были похожи на роторы универсальных двигателей, но их щетки были связаны только друг с другом. Трансформатор индуцировал ток в ротор. Положение щетки относительно полюсов поля означало, что пусковой момент создавался за счет отталкивания ротора от полюсов поля. Центробежный механизм, когда он близок к рабочей скорости, соединил все стержни коллектора вместе, чтобы создать эквивалент ротора с короткозамкнутым ротором. Кроме того, когда скорость работы приближается к 80%, эти двигатели могут работать как асинхронные.
Приложения
Бытовая техника
Универсальные двигатели, работающие на нормальных частотах линии электропередачи , часто имеют мощность менее 1000 Вт . Их высокая скорость делает их полезными для таких приборов, как блендеры , пылесосы и фены, где желательны высокая скорость и легкий вес. Они также обычно используются в портативных электроинструментах, таких как дрели , шлифовальные машины , циркулярные и лобзиковые пилы , где характеристики двигателя хорошо работают. Дополнительным преимуществом электроинструментов, используемых сварщиками, является то, что классические сварочные аппараты с приводом от двигателя могут быть чистым генератором постоянного тока, а их вспомогательные розетки по-прежнему будут работать от постоянного тока, даже несмотря на типичную домашнюю конфигурацию NEMA 5-15. Источник постоянного тока подходит для обычных ламп накаливания на рабочем месте и универсальных двигателей в дрелях и шлифовальных машинах. Моторы многих пылесосов и триммеров для сорняков превышают 10 000 об / мин , в то время как многие Dremel и подобные миниатюрные шлифовальные машины превышают 30 000 об / мин .
Универсальные двигатели также поддаются электронному регулированию скорости и, как таковые, были идеальным выбором для бытовых стиральных машин . Двигатель можно использовать для перемешивания барабана (как вперед, так и назад), переключая обмотку возбуждения относительно якоря. Двигатель также может работать до высоких скоростей, необходимых для цикла отжима. В настоящее время вместо них чаще используются двигатели с частотно-регулируемым приводом .
Рельсовая тяга
Универсальные двигатели также легли в основу традиционного железнодорожного тягового двигателя на электрических железных дорогах . В этом приложении использование переменного тока для питания двигателя, изначально предназначенного для работы на постоянном токе, привело бы к потерям эффективности из-за вихретокового нагрева их магнитных компонентов, особенно полюсных наконечников поля двигателя, которые для постоянного тока использовали бы твердые ( неламинированный) утюг. Хотя эффекты нагрева уменьшаются за счет использования многослойных полюсных наконечников, используемых для сердечников трансформаторов, и использования пластин из электротехнической стали с высокой проницаемостью , одним из решений, доступных в начале 20-го века, было использование двигателей от очень низкие частоты поставок переменного тока, с 25 и 16 2 / 3 Гц операции является общим.
Пусковой двигатель
Стартеры двигателей внутреннего сгорания обычно представляют собой универсальные двигатели с тем преимуществом, что они имеют небольшой размер и высокий крутящий момент при низкой скорости. Некоторые пускатели имеют постоянные магниты, другие имеют 1 из 4 полюсов, намотанных шунтирующей катушкой, а не последовательно намотанной катушкой.
Источник статьи: http://ru.qaz.wiki/wiki/Universal_motor
Двигатель внутреннего сгорания: устройство и принцип работы
Вот уже около ста лет повсюду в мире основным силовым агрегатом на автомобилях и мотоциклах, тракторах и комбайнах, прочей технике является двигатель внутреннего сгорания. Придя в начале двадцатого века на смену двигателям внешнего сгорания (паровым), он и в веке двадцать первом остаётся наиболее экономически эффективным видом мотора. В данной статье мы подробно рассмотрим устройство, принцип работы различных видов ДВС и его основных вспомогательных систем.
Определение и общие особенности работы ДВС
Главная особенность любого двигателя внутреннего сгорания состоит в том, что топливо воспламеняется непосредственно внутри его рабочей камеры, а не в дополнительных внешних носителях. В процессе работы химическая и тепловая энергия от сгорания топлива преобразуется в механическую работу. Принцип работы ДВС основан на физическом эффекте теплового расширения газов, которое образуется в процессе сгорания топливно-воздушной смеси под давлением внутри цилиндров двигателя.
Классификация двигателей внутреннего сгорания
В процессе эволюции ДВС выделились следующие, доказавшие свою эффективность, типы данных моторов:
- Поршневые двигатели внутреннего сгорания. В них рабочая камера находится внутри цилиндров, а тепловая энергия преобразуется в механическую работу посредством кривошипно-шатунного механизма, передающего энергию движения на коленчатый вал. Поршневые моторы делятся, в свою очередь, на
- карбюраторные, в которых воздушно-топливная смесь формируется в карбюраторе, впрыскивается в цилиндр и воспламеняется там искрой от свечи зажигания;
Технику с прочими видами ДВС можно вносить в Красную книгу. В наше время автомобили с роторно-поршневыми двигателями делает только «Mazda». Опытную серию автомашин с газотурбинным двигателем выпускал «Chrysler», но было это в 60-х годах, и более к этому вопросу никто из автопроизводителей не возвращался. В СССР газотурбинными двигателями оснащались танки «Т-80» и десантные корабли «Зубр», но в дальнейшем решено было отказаться от данного типа моторов. В связи с этим, подробно остановимся на «завоевавших мировое господство» поршневых двигателях внутреннего сгорания.
Устройство двигателя внутреннего сгорания
Корпус двигателя объединяет в единый организм:
- блок цилиндров, внутри камер сгорания которых воспламеняется топливно-воздушная смесь, а газы от этого сгорания приводят в движение поршни;
- кривошипно-шатунный механизм, который передаёт энергию движения на коленчатый вал;
- газораспределительный механизм, который призван обеспечивать своевременное открытие/закрытие клапанов для впуска/выпуска горючей смеси и отработанных газов;
- система подачи («впрыска») и воспламенения («зажигания») топливно-воздушной смеси;
- система удаления продуктов горения (выхлопных газов).
Четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания в разрезе
При пуске двигателя в его цилиндры через впускные клапаны впрыскивается воздушно-топливная смесь и воспламеняется там от искры свечи зажигания. При сгорании и тепловом расширении газов от избыточного давления поршень приходит в движение, передавая механическую работу на вращение коленвала.
Работа поршневого двигателя внутреннего сгорания осуществляется циклически. Данные циклы повторяются с частотой несколько сотен раз в минуту. Это обеспечивает непрерывное поступательное вращение выходящего из двигателя коленчатого вала.
Принципы работы ДВС
— Принцип работы двухтактного двигателя
Когда происходит запуск двигателя, поршень, увлекаемый поворотом коленчатого вала, приходит в движение. Как только он достигает своей нижней мёртвой точки (НМТ) и переходит к движению вверх, в камеру сгорания цилиндра подаётся топливно-воздушную смесь.
В своём движении вверх поршень сжимает её. В момент достижения поршнем его верхней мёртвой точки (ВМТ) искра от свечи электронного зажигания воспламеняет топливно-воздушную смесь. Моментально расширяясь, пары горящего топлива стремительно толкают поршень обратно к нижней мёртвой точке.
В это время открывается выпускной клапан, через который раскалённые выхлопные газы удаляются из камеры сгорания. Снова пройдя НМТ, поршень возобновляет своё движение к ВМТ. За это время коленчатый вал совершает один оборот.
При новом движении поршня опять открывается канал впуска топливно-воздушной смеси, которая замещает весь объём вышедших отработанных газов, и весь процесс повторяется заново. Ввиду того, что работа поршня в подобных моторах ограничивается двумя тактами, он совершает гораздо меньшее, чем в четырёхтактном двигателе, количество движений за определённую единицу времени. Минимизируются потери на трение. Однако выделяется большая тепловая энергия, и двухтактные двигатели быстрей и сильнее греются.
В двухтактных двигателях поршень заменяет собой клапанный механизм газораспределения, в ходе своего движения в определённые моменты открывая и закрывая рабочие отверстия впуска и выпуска в цилиндре. Худший, по сравнению с четырёхтактным двигателем, газообмен является главным недостатком двухтактной системы ДВС. В момент удаления выхлопных газов теряется определённый процент не только рабочего вещества, но и мощности.
— Принцип работы четырёхтактного двигателя
Данных недостатков лишены четырёхтактные ДВС, которые, в различных вариантах, и устанавливаются на практически все современные автомобили, трактора и прочую технику. В них впуск/ выпуск горючей смеси/выхлопных газов осуществляются в виде отдельных рабочих процессов, а не совмещены со сжатием и расширением, как в двухтактных. При помощи газораспределительного механизма обеспечивается механическая синхронность работы впускных и выпускных клапанов с оборотами коленвала. В четырёхтактном двигателе впрыск топливно-воздушной смеси происходит только после полного удаления отработанных газов и закрытия выпускных клапанов.
Процесс работы двигателя внутреннего сгорания
Каждый такт работы составляет один ход поршня в пределах от верхней до нижней мёртвых точек. При этом двигатель проходит через следующие фазы работы:
- Такт первый, впуск. Поршень совершает движение от верхней к нижней мёртвой точке. В это время внутри цилиндра возникает разряжение, открывается впускной клапан и поступает топливно-воздушная смесь. В завершение впуска давление в полости цилиндра составляет в пределах от 0,07 до 0,095 Мпа; температура — от 80 до 120 градусов Цельсия.
- Такт второй, сжатие. При движении поршня от нижней к верхней мёртвой точке и закрытых впускном и выпускном клапане происходит сжатие горючей смеси в полости цилиндра. Этот процесс сопровождается повышением давления до 1,2—1,7 Мпа, а температуры — до 300-400 градусов Цельсия.
- Такт третий, расширение. Топливно-воздушная смесь воспламеняется. Это сопровождается выделением значительного количества тепловой энергии. Температура в полости цилиндра резко возрастает до 2,5 тысяч градусов по Цельсию. Под давлением поршень быстро движется к своей нижней мёртвой точке. Показатель давления при этом составляет от 4 до 6 Мпа.
- Такт четвёртый, выпуск. Во время обратного движения поршня к верхней мёртвой точке открывается выпускной клапан, через который выхлопные газы выталкиваются из цилиндра в выпускной трубопровод, а затем и в окружающую среду. Показатели давление в завершающей стадии цикла составляют 0,1-0,12 Мпа; температуры — 600-900 градусов по Цельсию.
Вспомогательные системы двигателя внутреннего сгорания
— Система зажигания
Система зажигания является частью электрооборудования машины и предназначена для обеспечения искры, воспламеняющей топливно-воздушную смесь в рабочей камере цилиндра. Составными частями системы зажигания являются:
- Источник питания. Во время запуска двигателя таковым является аккумуляторная батарея, а во время его работы — генератор.
- Включатель, или замок зажигания. Это ранее механическое, а в последние годы всё чаще электрическое контактное устройство для подачи электронапряжения.
- Накопитель энергии. Катушка, или автотрансформатор — узел, предназначенный для накопления и преобразования энергии, достаточной для возникновения нужного разряда между электродами свечи зажигания.
- Распределитель зажигания (трамблёр). Устройство, предназначенное для распределения импульса высокого напряжения по проводам, ведущим к свечам каждого из цилиндров.
Система зажигания ДВС
— Впускная система
Система впуска ДВС предназначена для бесперебойной подачи в мотор атмосферного воздуха, для его смешивания с топливом и приготовления горючей смеси. Следует отметить, что в карбюраторных двигателях прошлого впускная система состоит из воздуховода и воздушного фильтра. И всё. В состав впускной системы современных автомобилей, тракторов и прочей техники входят:
- Воздухозаборник. Представляет собою патрубок удобной для каждого конкретного двигателя формы. Через него атмосферный воздух всасывается внутрь двигателя, посредством разницы в показателях давления в атмосфере и в двигателе, где при движении поршней возникает разрежение.
- Воздушный фильтр. Это расходный материал, предназначенный для очистки поступающего в мотор воздуха от пыли и твёрдых частиц, их задержки на фильтре.
- Дроссельная заслонка. Воздушный клапан, предназначенный для регулирования подачи нужного количества воздуха. Механически она активируется нажатием на педаль газа, а в современной технике — при помощи электроники.
- Впускной коллектор. Распределяет поток воздуха по цилиндрам мотора. Для придания воздушному потоку нужного распределения используются специальные впускные заслонки и вакуумный усилитель.
- Топливный бак — ёмкость для хранения бензина или дизтоплива, с устройством для забора горючего (насосом).
- Топливопроводы — комплекс трубок и шлангов, по которым к двигателю поступает его «пища».
- Устройство смесеобразования, то есть карбюратор или инжектор — специальный механизм для приготовления топливно-воздушной смеси и её впрыска в ДВС.
- Электронный блок управления (ЭБУ) смесеобразованием и впрыском — в инжекторных двигателях это устройство «отвечает» за синхронную и эффективную работу по образованию и подаче горючей смеси в мотор.
- Топливный насос — электрическое устройство для нагнетания бензина или солярки в топливопровод.
- Топливный фильтр — расходный материал для дополнительной очистки топлива в процессе его транспортировки от бака к мотору.
Схема топливной системы ДВС
— Система смазки
Предназначение системы смазки ДВС — уменьшение силы трения и её разрушительного воздействия на детали; отведение части излишнего тепла; удаление продуктов нагара и износа; защита металла от коррозии. Система смазки ДВС включает в себя:
- Поддон картера — резервуар для хранения моторного масла. Уровень масла в поддоне контролируется не только специальным щупом, но и датчиком.
- Масляный насос — качает масло из поддона и подаёт его к нужным деталям двигателя через специальные просверленные каналы-«магистрали». Под действием силы тяжести масло стекает со смазанных деталей вниз, обратно в поддон картера, накапливается там, и цикл смазки повторяется снова.
- Масляный фильтр задерживает и удаляет из моторного масла твёрдые частицы, образующиеся из нагара и продуктов износа деталей. Фильтрующий элемент всегда меняется на новый вместе с каждой заменой моторного масла.
- Масляный радиатор предназначен для охлаждения моторного масла, с помощью жидкости из системы охлаждения двигателя.
— Выхлопная система
Выхлопная система ДВС служит для удаления отработанных газов и уменьшения шумности работы мотора. В современной технике выхлопная система состоит из следующих деталей (по порядку выхода отработанных газов из мотора):
- Выпускной коллектор. Это система труб из жаропрочного чугуна, которая принимает раскалённые отработанные газы, гасит их первичный колебательный процесс и отправляет далее, в приёмную трубу.
- Приёмная труба — изогнутый газоотвод из огнестойкого металла, в народе именуемый «штанами».
- Резонатор, или, говоря народным языком, «банка» глушителя — ёмкость, в которой происходит разделение выхлопных газов и снижение их скорости.
- Катализатор — устройство, предназначенное для очистки выхлопных газов и их нейтрадизации.
- Глушитель — ёмкость с комплексом специальных перегородок, предназначенных для многократного изменения направления движения потока газов и, соответственно, их шумности.
Выхлопная система ДВС
— Система охлаждения
Если на мопедах, мотороллерах и недорогих мотоциклах до сих пор применяется воздушная система охлаждения двигателя — встречным потоком воздуха, то для более мощной техники её, разумеется, недостаточно. Здесь работает жидкостная система охлаждения, предназначенная для забирания излишнего тепла у мотора и снижения тепловых нагрузок на его детали.
- Радиатор системы охлаждения служит для отдачи избыточного тепла в окружающую среду. Он состоит из большого количества изогнутых аллюминиевых трубок, с рёбрами для дополнительной теплоотдачи.
- Вентилятор предназначен для усиления охлаждающего эффекта на радиатор от встречного потока воздуха.
- Водяной насос (помпа) — «гоняет» охлаждающую жидкость по «малому» и «большому» кругам, обеспечивая её циркуляцию через двигатель и радиатор.
- Термостат — специальный клапан, обеспечивающий оптимальную температуру охлаждающей жидкости путём запуска её по «малому кругу», минуя радиатор (при холодном двигателе) и по «большому кругу», через радиатор — при прогретом двигателе.
Слаженная работа данных вспомогательных систем обеспечивает максимальную отдачу от двигателя внутреннего сгорания и его надёжность.
В заключение необходимо отметить, что в обозримом будущем не предвидится появления достойных конкурентов двигателю внутреннего сгорания. Есть все основания утверждать, что в своём современном, усовершенствованном виде, он ещё несколько десятилетий останется господствующим видом мотора во всех отраслях мировой экономики.
Источник статьи: http://tractorreview.ru/dvigateli/ustroystvo/dvigatel-vnutrennego-sgoraniya-ustroystvo-i-printsip-rabotyi.html