- Маска Тутанхамона: что открыли ученые при реставрации?
- Гробница древнего царя
- Для чего предназначалась маска
- Загадка бороды
- У маски – женское лицо?
- Новые факты
- Маска Тутанхамона — Mask of Tutankhamun
- Содержание
- Открытие
- Маска
- Борода
- Надпись
- Египтолог — о скандале с маской Тутанхамона: «Борода откололась, муж завотделом приклеил эпоксидкой»
Маска Тутанхамона: что открыли ученые при реставрации?
Фараон Тутанхамон оставил заметный след в истории Древнего Египта, которым он правил на правах представителя XVIII династии Нового царства. Но слава не покинула его и после смерти: много лет спустя он стал достаточно известен после того, как английские египтологи открыли и исследовали его гробницу. Древний фараон до сих пор преподносит множество сюрпризов своим исследователям, так как множество вещей, найденных в гробнице, не до конца изучены и сегодня. Одним из таких предметов стала погребальная маска Тутанхамона – одна из величайших реликвий современной науки.
Гробница древнего царя
В 1922 году английские египтологи вскрыли гробницу фараона Тутанхамона и нашли там нетронутую погребальную камеру со множеством реликвий, которые находились в могиле почти 3 тыс. лет. Множество предметов были найдены в самой погребальной камере: золотая колесница, светильники, принадлежности для письма, каменные сосуды, ларцы с драгоценностями и многое другое. Вполне возможно, рядом с фараоном могут быть обнаружены гробницы других членов царской семьи – жен правителя или его матери. Но самое ценное нашлось на самом фараоне.
Погребальный покров древнего правителя состоял из множества драгоценных предметов. Маска Тутанхамона из чистого золота и лазурита прикрывала лицо покойного.
Для чего предназначалась маска
Погребальная маска была стандартным облачением египетского царя и символизировала посмертное преображение фараона, который по ту сторону жизни становился равным богам. Тело правителя, по верованиям египтян, превращалось в драгоценный слиток, а погребальная маска служила своего рода пропуском в загробный мир.
Это украшение стало одной из самых значительных находок в истории современной египтологии. Оно доставляет немало беспокойства ученым из-за избытка гипотез, предположений и догадок, оспаривающих официальную версию происхождения этого предмета. А еще с этой маской случаются удивительные приключения.
Загадка бороды
Музей, как и любое публичное место, требует постоянного внимания со стороны обслуживающего персонала, который зачастую не обладает ни знаниями, ни навыками правильного обхождения со старинными экспонатами. Не так давно, в 2015 году, обнаружилась довольно курьезная вещь: рабочие, реставрировавшие зал музея, случайно сломали бороду на маске Тутанхамона. Недолго думая, они приклеили оторвавшуюся часть современным эпоксидным клеем и водрузили маску на место.
Следы эпоксидного клея были обнаружены совершенно случайно, а вот скандал, последовавший за этим «открытием», поставил на уши все министерство древностей, которое курировало работу музея. Понадобился почти год реставрационных работ, чтобы бороду с маски Тутанхамона смогли восстановить и прикрепить к маске тем же самым способом, который использовался в Древнем Египте – при помощи пчелиного воска. Погребальная маска фараона Тутанхамона снова заняла свое место среди сокровищ музея и стала доступной для осмотра в конце 2015 года. Ее глаза притягивают к себе взгляды всех посетитетелй музея – так открыто и широко может глядеть лишь бессильное величие прошлого. А вот найти виновника происшествия так и не удалось.
У маски – женское лицо?
Процесс приклеивания бороды растянулся почти на год. При реставрации исследователи выявили новые факторы, которые привели к созданию иных гипотез. В частности, было обнаружено, что борода для маски была сделана немного позднее и иначе: вполне возможно, что заключительные штрихи маске Тутанхамона придавал другой мастер.
Новые факты
Бывший куратор музея Древнего Египта Николас Ривз сделал из этого факта неожиданный вывод: золотая маска изначально предназначалась не самому фараону, а его жене – божественной Нефертити, как ее называли современники. Свое предположение ученый базировал на нескольких факторах:
- Продолжительность жизни женщин на протяжении веков была значительно меньше, чем у мужчин. Это правило не находило исключений даже во дворце фараона в Египте. Поскольку в те времена было принято, чтобы к смерти правители готовились сразу же после восхождения на трон, нет ничего удивительного в предположении, что к смерти своей повелительницы египтяне готовились загодя.
- При приклеивании бороды на маске Тутанхамона был обнаружен личный знак (картуш) с именем Нефертити. Погребальные принадлежности были сугубо индивидуальными и не могли «заимствоваться» даже супругами. Картуш означает, что маска была предназначена для царицы.
- Мочки ушей на маске проколоты. Это характерно для масок, предназначенных для женщин или детей.
Почему же маска фараона Тутанхамона так замечательно подошла самому правителю Египта? Ответ довольно прост: и фараон, и его жена состояли в близком родстве, были почти ровесниками и, по всей вероятности, обладали похожими чертами лица. Возможно, последующее изучение маски Тутанхамона позволит ученым подтвердить свои гипотезы.
Источник статьи: http://www.syl.ru/article/349090/maska-tutanhamona-chto-otkryili-uchenyie-pri-restavratsii
Маска Тутанхамона — Mask of Tutankhamun
Маска Тутанхамона | |
---|---|
Материал | Золото , лазурит , сердолик , обсидиан , бирюза и стеклянная паста |
Размер | 54 × 39,3 × 49 см |
Письмо | Древние египетские иероглифы |
Созданный | c. 1323 г. до н.э. |
Обнаруженный | 28 октября 1925 г. |
Текущее местоположение | Египетский музей , Каир |
Идентификация | Картер нет. 256a; Journal d’Entrée no. 60672; Выставка нет. 220 |
Маска Тутанхамона является золотая маска 18-го династии древнеегипетского фараона Тутанхамона (правил 1332-1323 до н.э.). Он был обнаружен Говардом Картером в 1925 году в гробнице KV62 в Долине царей и сейчас находится в Египетском музее в Каире. Маска — одно из самых известных произведений искусства в мире.
Обладая подобием Осириса , египетского бога загробной жизни , он имеет высоту 54 сантиметра (1,8 фута), весит более 10 кг (22 фунта) или 321,5 тройских унций и украшен полудрагоценными камнями. На плечах маски иероглифами начертано древнее заклинание из Книги Мертвых . Маску пришлось реставрировать в 2015 году после того, как ее заплетенная борода весом 2,5 килограмма (5,5 фунта) отпала и была в спешке приклеена музейными работниками.
По словам египтолога Николаса Ривза , маска является «не только типичным изображением из гробницы Тутанхамона, но и, пожалуй, самым известным объектом из самого древнего Египта». С 2001 года исследования показали, что изначально он мог быть предназначен для королевы Нефернефруатон ; ее королевское имя (Анххеперуре) было найдено в частично стертом картуше на внутренней стороне маски.
Содержание
Открытие
Погребальная камера Тутанхамона была найдена в Фиванском некрополе в Долине царей в 1922 году и открыта в 1923 году. Пройдет еще два года, прежде чем команда раскопок во главе с английским археологом Говардом Картером смогла открыть тяжелый саркофаг, содержащий останки Тутанхамона. мумия . 28 октября 1925 года они открыли самый внутренний из трех гробов, чтобы увидеть золотую маску, которую люди видели впервые примерно за 3250 лет. Картер написал в своем дневнике:
Штифты сняты, крышка поднята. Была раскрыта предпоследняя сцена — очень аккуратно завернутая мумия молодого царя с золотой маской грустного, но спокойного выражения, символизирующая Осириса . маска несет атрибуты этого бога, но похоже на Тут.Анх.Аминь — спокойный и красивый , с теми же чертами, что и на его статуях и гробах. Маска слегка откинулась назад, поэтому ее взгляд устремлен прямо в небеса.
В декабре 1925 года маска была извлечена из гробницы, помещена в ящик и перевезена на 635 километров (395 миль) в Египетский музей в Каире, где она остается для всеобщего обозрения.
Маска
Маска имеет высоту 54 см (21 дюйм), ширину 39,3 см (15,5 дюйма) и глубину 49 см (19 дюймов). Она сделана из двух слоев высокой пробы золота, колеблется от 1,5-3 мм (0.059-0.118 дюйма) толщиной и весом 10,23 кг (22,6 фунтов). Рентгеновская кристаллография показала, что маска содержит два сплава золота: более светлый оттенок 18,4 карата для лица и шеи и золото 22,5 карата для остальной части маски.
Лицо представляет собой стандартное изображение фараона, и такое же изображение было найдено археологами в другом месте гробницы, в частности, в статуях стражей. Он носит Немеш головной платок, увенчанный королевской эмблемой кобры ( Буто ) и грифа ( Nekhbet ), символизирующий правило Тутанхамона обоих Нижнего Египта и Верхнего Египта соответственно. Уши проколоты, чтобы удерживать серьги — особенность, которая, по-видимому, была зарезервирована для королев и детей почти во всех сохранившихся древнеегипетских произведениях искусства.
Он содержит вставки из цветного стекла и драгоценных камней, в том числе лазурит (вокруг глаз и бровей), кварц (глаза), обсидиан (зрачки), сердолик , полевой шпат , бирюзу , амазонит , фаянс и другие камни (в качестве вставок широкого воротник).
Борода
Когда она была обнаружена в 1925 году, узкая золотая борода весом 2,5 кг (5,5 фунта), инкрустированная голубым лазуритом, придавая ей эффект плетения, отделилась от маски, но в 1944 году ее снова прикрепили к подбородку с помощью деревянного дюбеля. .
Внешнее видео | |
---|---|
|
В августе 2014 года борода отпала, когда маску вынули из витрины для чистки. Ответственные работники музея использовали быстросохнущую эпоксидную смолу, пытаясь исправить это, оставив бороду не по центру. Повреждение было замечено в январе 2015 года и было устранено немецко-египетской командой, которая восстановила его с помощью пчелиного воска, природного материала, используемого древними египтянами.
В январе 2016 года было объявлено, что восемь сотрудников Египетского музея должны предстать перед судом за якобы игнорирование научных и профессиональных методов реставрации и нанесение необратимого повреждения маске. Бывший директор музея и бывший директор реставрации были среди тех, кому грозило уголовное преследование. По состоянию на январь 2016 года дата судебного разбирательства неизвестна.
Надпись
Защитное заклинание начертано египетскими иероглифами на спине и плечах десятью вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Заклинание впервые появилось на масках в Среднем царстве , за 500 лет до Тутанхамона, и было использовано в 151 главе Книги мертвых .
Твой правый глаз — это ночная кора (бога солнца), твой левый глаз — дневная кора, твои брови — (таковые) Эннеады Богов, твой лоб — (лоб) Анубиса, затылок твоего шея (у) Гора, твои пряди волос (у) Птах-Сокара. (Ты) перед Осирисом (Тутанхамоном). Он видит благодарность тебе, ты ведешь его добрыми путями, ты поражаешь за него союзников Сета, чтобы он мог свергнуть своих врагов перед Эннеадой Богов в великом Замке принца, который находится в Гелиополисе . Осириса , царь Верхнего Египта Небхеперуре [тронное имя Тутанхамона], умерший, получивший жизнь от Ре .
Осирис был египетским богом загробной жизни . Древние египтяне считали, что цари, сохраненные в подобии Осириса, будут править Царством мертвых. Он никогда полностью не заменял старый культ солнца, в котором мертвые короли, как полагали, были воскрешены в виде бога солнца Ра, тело которого было сделано из золота и лазурита. Это смешение старых и новых верований привело к смешению эмблем внутри саркофага и гробницы Тутанхамона.
Хотя его обычно снимают, когда маска демонстрируется, у нее есть трехрядное ожерелье из золота и синего фаянса, состоящее из бусин-дисков с окончаниями цветов лотоса и застежками урея .
Источник статьи: http://ru.qaz.wiki/wiki/Mask_of_Tutankhamun
Египтолог — о скандале с маской Тутанхамона: «Борода откололась, муж завотделом приклеил эпоксидкой»
Российский ученый рассказал обо всех подробностях происшедшего в каирском музее
Нет нужды говорить, что золотая 10-килограммовая маска фараона Тутанхамона является главным символом Египта и одним из десяти самых значительных символов человеческой цивилизации вообще, наравне с Джокондой, «Троицей» Андрея Рублева, портретом Нефертити. Случилась невообразимая вещь: маска, пережив в целости и сохранности все войны и революции (с момента своего открытия в 1922 году), была преднамеренно и необратимо испорчена руками самих же музейных сотрудников, что повергло в шок всё историческое сообщество. О подробностях беспрецедентного происшествия нам поведал известный египтолог Виктор Солкин, узнающий последнюю информацию из своих источников.
Маска Тутанхамона до инцидента.
— Виктор, когда это всё случилось?
— Ситуация очень сложная, — начинает рассказ г-н Солкин, — Египетский музей в Каире (тот самый, знаменитый, на площади Тахрир) с сентября начал масштабную реставрацию залов, витрин, экспонатов, касающихся жизни фараона Тутанхамона (на что были выделены международные гранты), то есть намерения были вполне благие. Примерно в конце декабря группа молодых реставраторов неожиданно заявила о том, что были повреждены вещи в момент перестановки витрин. Внутри музея сразу начались репрессии: пятерых сотрудников вышвырнули на улицу.
Борода после «реставрации».
— Из-за того, что была информационная утечка?
— Конечно. Египет в этом плане очень консервативен. Итак, ребят уволили, но тут же в арабских информагентствах появились доказательства того, что произошло в действительности. Представьте себе главный золотой зал Египетского музея. В центре стоит в витрине маска Тутанхамона. По сторонам — его же золотые саркофаги. У маски (весит 10 кг 230 гр чистого золота) есть длинная ритуальная борода, которая тоже сделана из золота, причем, инкрустирована серо-зеленым фаянсом. Так вот, реставраторы эту маску уронили.
— А кто конкретно и как?
— Известно лишь, что к этому имеет прямое отношение старшая заведующая отделом Тутанхамона г-жа Эльхан Абдельрахман (многие сотрудники с сомнением говорят о ее квалификации: понятно, что в хранилище Тутанхамона назначают людей близких к вышестоящим кругам). Так вот, они провели все необходимые работы внутри витрины, а когда ставили маску обратно — ее уронили, маска упала внутри витрины, и борода откололась. В древности она отсоединялась — держалась с маской на крошечной золотой втулке. В панике г-жа Абдельрахман, вместо того, чтобы срочно обратиться в Реставрационный совет (а у них там реставраторы высочайшего уровня, причем с европейским образованием), так вот госпожа обратилась к собственному супругу, который также является одним из реставраторов в музее.
— И что он сделал?
— Он взял и приклеил бороду к маске Тутанхамона на эпоксидный, необратимый клей. Эпоксидная смола нерастворима! Речь идет о том, что подбородок древней маски загублен. Клея он не жалел. Поэтому с одной стороны клей потек. И дальше полузастывший клей «реставратор» стал соскребать скальпелем! Это невообразимо. Это все равно, что скальпелем почистить Мону Лизу. В итоге мы имеем серьезные царапины на подбородке и большой слой жуткой желтой массы (все видно на фото) между маской и бородой. Мало того — приклеили бороду под другим углом! Археологи в страшном сне не могли представить, что маска XIV века до новой эры, дожив до наших дней, пострадает из-за двух неквалифицированных людей, которые испугались выговора. Эта маска решением Парламента запрещена даже к вывозу из Египта, это главный культурный символ.
— Что сейчас?
— Начато уголовное преследование, да и то только потому, что уже вмешалась пресса. И все это невозможно замалчивать. Буквально в эти часы в присутствии премьер-министра идет расследование; виновникам грозит небольшой срок — от года до пяти, но даже самое жесткое решение не успокоит мировое музейное и историческое сообщество. Реликвии это не поможет. Как хорошо прокомментировала Анна Мутина (ведущий реставратор Музея истории религии в Санкт-Петербурге), — эпоксидную смолу можно удалить только со слоем металла.
— Насколько толст слой металла?
— Это кованое золото, оно достаточно плотное, но маска совершенно фантастически была отполирована — это же лицо, самая видная область. И эти царапины уже не удалить, полировать заново такой памятник уже никто, конечно, не будет, это повредит его еще больше. Вот так. То есть эти двое, решив уйти от ответственности, так и выставили маску с приклеенной бородой — авось никто не заметит. Сначала пытались замолчать (даже Министерство по делам древностей), но не получилось — это главная вещь страны.
— Мы видим — как борода присоединена изначально, — неужели нельзя было чем-то изнутри ее зацепить?
— Нет, там маленькая металлическая втулка, вроде штива. Ведь борода отдельно присоединялась к маске. И даже когда англичанин Говард Картер (чья экспедиция нашла маску) отчищал реликвию от бальзамировочных смол, он отсоединял бороду. Есть старые фотографии маски в момент открытия гробницы, где она вообще без бороды. Но когда маска упала внутри витрины, основная втулка, видимо, была повреждена, и восстановить ее «на коленке» не представлялось возможным. По законам музея после такого форсмажора требуется обратиться в Реставрационный совет. в течение 2-3 дней это бы поправили, и маске бы ничего не угрожало. Ведь мои источники сообщили, что сама она из витрины не выпадала — ее чудом успели подхватить.
— Да, ведь на лбу у фараона тоже «сидит» очень хрупкая змея с головой грифа. могла бы отколоться.
— Змея — символ Нижнего Египта, гриф — символ Верхнего, это царские регалии. Нет, они не пострадали. Мои европейские коллеги очень бурно обсуждают тему в закрытом профессиональном сообществе, и они просто не возьмут в толк: как это возможно — скрести скальпелем по кованому железу? Такого просто не бывает даже в страшных фантазиях! Но реальность оказалась страшнее каких бы то ни было фантазий.
— Местные реставраторы справятся с проблемой или надо будет вывозить маску в Европу?
— Ее не вывезут в Европу, в 70-х годах прошлого века уже было знаменитое турне Тутанхамона по миру (в том числе, и в Союз приезжала — в 1973 году маска стояла в Пушкинском музее), так вот турне закончилось печально, потому что в 1978 году в Германии один из бесценных предметов — золотой ковчег для царских внутренностей — попытались стащить. Попытка оказалась неудачной, но ковчег, вынимая из витрины, повредили. С тех пор был принят закон о запрете вывоза фараоновых вещей, и маски тем более. Так что, скорее всего, какие-то знаменитые реставраторы из Европы в случае необходимости сами приедут в Египет, но, повторяю, у них есть и свои прекрасные, проверенные годами кадры. Они уже спасали поврежденные вещи из Каирского музея после 2011 года — после попыток ограбления. Я видел эти отреставрированные вещи только что — это потрясающая работа, на уровне Лувра или музея «Метрополитен».
— Но тут — необратимый химический процесс?
— Совершенно верно. Удастся ли хоть как-то улучшить ситуацию — большой вопрос. Никто никаких перспектив сейчас не дает. Царапины останутся навсегда, повторяю, перешлифовку делать категорически нельзя. А борода. боюсь, и это все так и останется, как есть. Прямо с эпоксидной смолой.
Источник статьи: http://www.mk.ru/culture/2015/01/22/egiptolog-o-skandale-s-maskoy-tutankhamona-boroda-otkololas-muzh-zavotdelom-prikleil-epoksidkoy.html