Что за прическа у будды

В чём загадка «причёски Будды»?

Одна из интереснейших личностей древности – индийский принц Сиддхартха Гаутама, который впоследствии стал известен как Будда Шакьямуни, или просто Будда, основатель буддизма. Он родился около 563 года до нашей эры, и до нас не дошло ни одного прижизненного изображения этого человека.

Однако многочисленные изображения Будды – иконы и статуи – можно встретить по всему миру: в Индии, Китае, Японии, даже в России (например, в Тыве и Калмыкии). Буддисты всего мира считают Будду величайшим духовным учителем, пророком, «просветлённым» – но вовсе не богом, как думают некоторые. Однако мы сегодня хотим поговорить не о Будде, а о его. причёске! Да-да, о причёске!

Наверняка вы видели буддийских монахов – хотя бы по телевизору – в их приметных оранжевых одеждах и с обритой головой. Бритьё головы для буддийского монаха – важнейший ритуал, символизирующий очищение от земных страстей. По преданию, первым к этому подал пример сам Будда – начав свою проповедь, он обрил голову наголо.

Многочисленные предания, записанные в книгах, подтверждают это. Например, индийские жрецы-брахманы презирали Будду и его учеников, поскольку для брахманов волосы – это один из знаков общения с высшими силами (поэтому брахманы вообще никогда не стригли волос).

Но давайте посмотрим на изображения Будды Шакьямуни и удивимся – потому что везде он изображён с волосами! У него длинные завитые волосы, собранные на макушке в довольно крупный пучок, на раскрашенных статуях и иконах всегда чёрного цвета. Посмотрите на статуи Будды – везде он изображается с волосами, и нигде – обритым наголо! Как же так? Книги говорят о том, что Будда брил волосы, а изображения – что носил причёску!

Более поздние буддийские книги рассказывают о том, что «пучок» на голове Будды – вовсе не пучок волос, а «ушниша», «локон просветления», «верхняя чакра», один из 32 признаков «высшего существа», своеобразная шишка на голове. Волосы же, покрывающие голову Будды – тоже совсем не волосы, а. улитки!

Согласно легенде, однажды Будда ранним утром на прогулке глубоко задумался, сел под дерево и предался медитации. Долгие часы он сидел неподвижно, погружённый в себя; взошло Солнце, стало невыносимо жарко – однако великий учитель продолжал медитировать. Тогда сотни улиток выползли из-под опавших на землю листьев, по одежде взобрались на обритую голову Будды и остались там, чтобы защитить его от палящего Солнца.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://taynyplanet.mirtesen.ru/blog/43474352200/V-chyom-zagadka-%C2%ABprichyoski-Buddyi%C2%BB

Загадка прически великого Будды

Последователи буддизма по всему мира почитают легендарного основателя этого учения, который был реальной исторической личностью. Аристократ Сиддхартха Гаутама, который жил в 7 — 6 веках до нашей эры, достиг просветления, открыл для себя неизменную истину и стал Буддой. Не богом, но главным посредником между человечеством и миром высших сил.

Интересно, что при жизни внешность Будды никто так и не запечатлел — ни на бумаге, ни в каменном изваянии. И лишь спустя столетия по всей планете появились всевозможные статуи, рисунки, картины, изображающие овеянную мифами и сказаниями личность принца Гаутамы. Интересный факт: почему всякий уважающий учение буддист должен сбривать волосы, а сам великий Будда имеет вполне определенную шевелюру? Если его изображают с волосами, то почему они кажутся завитыми и уложенными в прическу?

Читайте также:  Красивая прическа для стрижки каскад

Что символизируют волосы в буддизме и других учениях

Солнечно-оранжевые одеяния буддистов и гладкая голова — отличительные признаки любого приверженца этого популярного учения. Избавление от волос имеет первостепенное значение: оно символизирует отречение от всех земных грехов и страстей. Кстати, первым учителем, продемонстрировавшим бритье волос, и стал сам Будда. Когда он проповедовал, то сам побрил голову перед своими учениками.

Предания гласят, что именно поэтому узнать визуально Будду не мог ни один человек. Учитель выглядел точно так же, как и его приверженцы: все носили одинаковые одеяния и были лишены волос. Для представителей многих других религиозных учений бритая голова вообще не допустима, поскольку волосы считаются главным инструментом, связывающим человека и мир божеств. Это своеобразные антенны.

Силы природы на страже здоровья великого учителя

Но если Будда собственноручно лишал себя растительности на голове, откуда появились статуи и фигурки просветленного посредника, на которых он имеет вполне определенную прическу из густых завитков? Они собраны наверх в крупный пучок, который зачастую раскрашивают в черный цвет.

В древних источниках можно найти объяснение этому факту. Голову Будды венчает вовсе не хвост и пучок, а так локон божественного просветления. Он символизирует верхнюю чакру в ауре человека и свидетельствует о том, что личность является существом высшего порядка. Ну а то, что несведущие люди принимают за волосы, на самом деле, множество улиток, которые покрывают голову Будды. Однажды великий учитель решил предаться медитации, сидя под деревом, на природе. Он глубоко и надолго ушел в себя. Солнце поднялось высоко и стало напекать голову Будды. Несмотря на жару, он не прервал медитации. Тогда сама Земля будто решила помочь просветленному человеку: огромное количество улиток стали сползаться к медитирующему человеку. Они облепили его одежды, добрались до головы и остались охранять кожу Будды от полуденного зноя.

Как возникло первое изображение Будды

Есть еще одна красивая легенда, она рассказывает о том, что один из индийских царей задумал впервые изобразить самого Будду. Он приказал явиться ко дворцу всех известных живописцев. Они пытались написать портрет высшего существа, явившись к нему, но все попытки оказались неудачными. Тогда Будда своей магической силой заставил ожить инструменты художников: они воспарили над полотном и сами нарисовали портрет прославленного учителя. С той же прической и в той позе, которая известна буддистам и сегодня.

Источник статьи: http://drimtim.ru/zagadka-pricheski-velikogo-buddy.html

Ушниша — признак Просветления

Е сли мы посмотрим на тибетские тханки Будды Шакьямуни, на ведические изображения божеств, например, Шивы — то обязательно обратим внимание на ушнишу, — своеобразную выпуклость на макушке головы, покрытую волосами. Ушниша является обязательным иконографическим признаком Будд.

В Тибете и Таиланде ушниша изображается наподобие наконечника от копья, расположенного на макушке, что, предположительно, является модификацией изображения драгоценного камня, прикрепленного к верхушке ушниши. Этот драгоценный камень известен буддистам всего мира как «чинтамани», или камень, исполняющий все желания. К этой же парадигме относятся и изображения языка пламени, на макушке. Все это разнообразные варианты изображения ушнишы.

Читайте также:  Ножницы с зубчиками для волос как называются стрижки

В литературных источниках мы можем также найти множество упоминаний. В «Ушниша Виджая Дхарани Сутре» читаем: «Внезапно ушниша Татхагаты испустила многочисленные лучи света, осветившие миры всех десяти направлений; затем свет вернулся, трижды описал вокруг Будды круги и исчез у него во рту. — Царь Небес, есть дхарани известное как «Ушниша Виджая»». То есть эта дхарани была передана не только словесно, но и с помощью света. Такие примеры есть и в других сутрах. В «Сутре об основных обетах бодхисаттвы Кшитигарбхи» также описывается подобный феномен: «Тогда Почитаемый В Мирах испустил из отверстия на ушнише сотни, тысячи, десятки тысяч коти великих лучей. Он сказал великому собранию, божествам, драконам и прочим существам, принадлежащим к восьми видам сверхъестественных существ, а также людям и нелюдям: «Слушайте, как ныне я, находясь во дворце на небе Траястримша, восхваляю деяния бодхисаттвы Кшитигарбхи». То есть основное содержание сутры также было передано не только словесно, но и посредством разнообразных световых лучей, исходящих из ушнишы.

Научная точка зрения объясняет наличие у Будды пучка волос на макушке тем, что в придворных кругах, где вращался юный Сиддхартха, мужская мода предполагала ношение длинных волос, которые часто укладывали на макушке в подобную прическу. Укладывать волосы в пучок было совершенно необходимо при ношении тюрбана. В старейшей ведической индуистской культуре действительно существовал особый род тюрбана, который наматывался вокруг пучка волос, который именовался ушнишей.

Однако в буддийской культуре это совсем не прическа. Волосы всего лишь закрывают выпуклое образование на черепе, появление которого говорит об обретении высшего всеведения.

Ушниша — это один из «тридцати двух признаков» высшего существа: «Далее, монахи, у великого человека на макушке головы имеется ушниша. То, что у великого человека на макушке головы имеется ушниша, — это, монахи, есть признак великого человека («Тридцать два телесных признака Великого Человека»).

С точки зрения физиологии, ушниша формируется у просветленных существ в том месте черепа, где при рождении находился родничок, то есть шовное соединение, обеспечивающее движение костей черепа в момент прохождения ребенком родовых путей матери. Первоначально оно хрящевое, с возрастом же ткань замещается и превращается в костную. Существует точка зрения, согласно которой именно через родничок, незаросшее костное сочленение, и получает еще не окрепший младенец космическую, божественную энергию. Через него он включен в мировое единство. С возрастом эта связь обрывается, а череп «закрывается» полностью. Однако духовные практики могут менять собственную физиологию, у активно практикующих это соединение снова становится менее плотным, а на уровне высших ступеней развития — череп деформируется, формируя ушнишу.

В проекции на энергетическое тело ушниша соответствует сахасрара-чакре и совпадает с местом выхода основного энергетического канала человека — сушумны, его центрального энергетического столба, и связана с областью изначально чистых пран. Ушниша находится, по сути, за пределами доступных человеческому сознанию измерений, она не имеет размера, пронизывает все пространство и уходит в космос. Человек может взаимодействовать с окружающей реальностью с позиций различных чакр. Взаимодействуя «из ушнишы» он уже сливается с пространством, превращается в единое с ним целое.

Ушниша — это своеобразный «орган», позволяющий общаться с окружающими на тонком плане, так, согласно писаниям, некоторые учения Будда передавал не с помощью слов, а посредством света, исходящего из ушниши.

Читайте также:  Стрижка для женщины за 50 с кудрями

Источник статьи: http://www.oum.ru/literature/buddizm/ushnisha-priznak-prosvetleniya/

Тема: Прическа Будды

Опции темы
Отображение

Прическа Будды

Вот стало интересно — Будду все вермя изображают с характерной прической, но разве он не брился налысо, как это делают монахи?

Если Вы имеете ввиду характерные шарики на голове — так это улитки, которые, по легенде, забрались на голову Будды чтобы он не прерывал свою медитацию из-за жары.

Класс, не знал. Но я не про шарики, а про само наличие волос.

Это не улитки Это волосы закрученные вправо.

А какая разница то? Может на монахов в древности часто нападали и в драке хватали за волосы, вот и завелась такая традия — брить голову налысо.

а разве в Индии до Будды и буддизма были монастыри с уставным порядком брить голову? По моему там были типа общины у разных учителей и просто отшельники, но не монастыри в современном понимании. Монастыри — это именно буддийское новаторство.

+ практично! по себе знаю

Когда Будда начал проповедовать, он побрился налысо.
Видимо, эти изображения Будды до начала его подвижничества.

А я читал, что такая традиция завелась потому, чтоб монахи не сильно заботились о своей внешности.

Да, для гигиены и для того, что бы не занимать время ненужными операциями типа мыться, умащения, расчёсывания и укладывания волос.

А при чём здесь Хана Нидал?
Ни она ни лама Оле не монахи.

Мне вот тоже интересно, брил ли Будда голову? Вообще, как и когда возникла традиция изображать Будду?

Мирянам- практикам тантры (нагпам) как раз предписывается не стричь волосы. Считается, что в их волосах концентрируется благословение дакини. Кроме того, у тибетцев просто считается, что длинные волосы — это по-любому красиво. И добровольно их человек нипочем не отстрижет. Монахи-дети в Индии часто вешают у себя портреты своих «кумиров» — Дениса Родмана, например. Будучи уверены, что это такой крутой монах — еще и в баскетюол играет.

Впервые Будду начали изображать в Гандхаре, под воздействием эллинистической культуры.

Традиции брить голову до Будды не существовало. Ее ввел сам Будда в Винайя-питаке, которая содержит тексты, призванные урегулировать жизнь сангхи, дабы монахи как можно меньше отвлекались от своей основной цели.

The physical characteristics of the Buddha are described in one of the central texts of the traditional Pali canon, the Digha Nikaya, in the «Discourse of the Marks» (Pali: Lakkhana Sutta) (D.32), and are also enumerated in the Brahmayu Sutta of the Majjhima Nikaya (MN 91)(http://en.wikipedia.org/wiki/Thirty-. _of_the_Buddha).

(14) Далее, монахи, у великого человека кончики волос направлены вверх, цвет волос – чёрный, как цвет анджаны, волосы завиваются в направлении слева направо. То, что у великого человека кончики волос направлены вверх, цвет волос – чёрный, как цвет анжаны, а волосы завиваются в направлении слева направо, – это, монахи, есть признак великого человека.

Последний раз редактировалось Tenzin Chophel; 01.08.2008 в 16:19 .

Вообще у джайнов есть традиция вырывать волосы на голове. Правда, она могла возникнуть и позже.

Источник статьи: http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=11507

Оцените статью
Adblock
detector