Что за стрижка у евреев

Халаке — первая стрижка ребенка (Опшерниш)

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Халаке (на идиш Опшерниш) — это церемония в честь первой стрижки мальчика, которая обычно проводится в 3 года, так как есть древний обычай не стричь мальчика до этого возраста. Этот обычай упоминается ещё в Мидраше. Там сказано: «Три года да будут они для вас арелим (Ваикра 19:23). Отсюда: не приучают ребенка к заповедям до трёх лет».

В упомянутой мидрашом фразе Торы можно увидеть основание для т. н. Законов Орла (плоды деревьев первых трех лет с посадки).

Но, согласно словам самого мидраша, подобно плодам дерева, первые три года дети — арелим, «запрещены к использованию» (если буквально —«герметично замкнуты на себя»).

И первая заповедь Торы, относящаяся к телу, которую ребенок «выполняет» (кроме Обрезания, конечно же), — запрет остригать «край головы» (Ваикра 19:27): «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей (“пеат рошхэм”)».

При первой стрижке мальчику оставляют пейот (пейсы в русском произношении) — «края». С этого момента ребенок начинает носить кипу (ермолку) и цицит — одежду с четырьмя углами, на которых носят особые кисти (собственно цицит). Носить такие кисти на одежде с четырьмя углами заповедано Торой. >

Источник обычая не стричь мальчика также находим в книге Каванот (Каванат Корбан Песах) раби Хаима Виталя. Там раби Хаим Виталь рассказывает о том, что его учитель Аризаль (Ари аКадош) подстриг своего сына в день Лаг баОмер на могиле раби Шимона бар-Йохая.

Кроме того, по мнению некоторых мудрецов, сам человек уподобляется дереву (в соответствии со стихом в Дварим 20:19), а волосы человека в Каббале связаны с мудростью, которая в действительности является истинным «плодом» человека.

Стригут обычно сами или у парикмахера. Существует обычай предоставлять право стрижки первых локонов какому-нибудь праведнику или старшему родственнику, папе или дедушке.

Также в день первой стрижки ребенок начинает изучать Тору, а точнее «алеф-бет» — алфавит, основу всех знаний.

Говорят, что Виленский Гаон всю жизнь был благодарен ребе (учителю), научившему его алфавиту. Этому есть две причины. Первая: алфавит, умение читать — вот что даёт человеку возможность точно знать, что такое Тора, ему не приходится полагаться на чьи-то, может быть, ошибочные, трактовки. Вторая: алфавит — основа всех будущих знаний. Поэтому очень важно, чтобы ребенок получил от первого знакомства с Торой приятные впечатления и ассоциации.

Обычай еврейского народа в Израиле таков: буквы «алеф», «мэм» и «тав» [первая, средняя и последняя буквы еврейского алфавита] мажут мёдом и дают ребенку слизать мёд с буквы, после того, как он правильно повторит звук, обозначаемый этой буквой, за ребе. После этого «проходят» весь алфавит с ребе.

Умелые ребе могут разыграть ребенка так, что даже в новой обстановке он повторяет с радостью и воспринимает это как игру. Если ребенок стесняется, ничего страшного, это не значит, что он, не дай Б-г, не воспринимает слова Торы, просто он ещё маленький.

Также принято давать ребёнку медовый пирог и варёное яйцо. Есть ребе, преподаватели начальных классов, которые организуют эту процедуру для детей. Обычно Вы можете узнать о них у подруг и знакомых. Есть специальные предложения — когда ребенку дают пирог и яйцо, произносят стихи из книг Пророков. Пирог — тоже для того, чтобы знакомство с Торой было приятным, а яйцо — символ бесконечности Торы (как и всякая поверхность, не имеющая начала и конца).

Читайте также:  Пучки с лентами прически

У некоторых принято нести ребенка к ребе завернутым в талет, дабы он не видел ничего нечистого в этот столь важный день первого прикосновения к Торе. И хотя в наше время дети видят много всего до своего третьего дня рождения, все-таки обычай остался.

Подытожим. Вы находите ребе, печёте пирог, приносите мёд и варёное яйцо, подарки для ребе и его учеников, заворачиваете ребенка в талит… И в хедер! (Хедер — начальная школа для мальчиков). Потом к раввинам — состричь первые локоны, а потом — к парикмахеру. Локоны можете сохранить на память, но это на ваше усмотрение.

Источник статьи: http://toldot.ru/halake.html

Что означают пейсы у евреев, национальные особенности женских и мужских причёсок

Выделиться из толпы, привлечь внимание с легкостью удается истинным евреям. У представителей этого народа особое отношение к моде. Многие мужчины и женщины строго соблюдают обычаи, противоречащие современным модным тенденциям. Некоторые элементы облика считаются смешными и странными. Например, пейсы у евреев удивляют многих. Характерные черты национальных причесок, способы выполнения укладок, принципы формирования моды по-еврейски рассмотрим далее.

Мода и стиль: исторические моменты

С древних времен у евреев сложился стереотип на использование добротной, удобной, скромной одежды. Женщины использовали длинные платья и туники из натуральных материалов неброских расцветок. Мужчины носили просторные рубахи, штаны, кафтаны. Присутствие аксессуаров — редкое явление.

Ситуация резко изменилась во времена правления царя Соломона. Появилось много заимствованных элементов в одежде. Наряды стали дорогими, яркими. Стало распространенным использование украшений.

По мере дробления еврейского государства, переселения народа по миру менялся создаваемый облик мужчин и женщин. Евреи старались сохранить обычаи, но внешне слиться с окружением.

Одежда евреев подчиняется следующим принципам:

  • индивидуальность. Евреи всегда стремились отличаться от других народов. Это отражалось в наряде, прическе, манере поведения;
  • стоимость. Внешне одежда евреев проста, старомодна. Все элементы костюма шьют из натуральных, «отборных» тканей. Каждый элемент гардероба выглядит добротно;
  • удобство. Каждый элемент одежды продуман до мелочей. Наряды скроены по фигуре, облегчая движения;
  • соответствие обычаям. Внешний вид, функциональность элементов гардероба подчинены вере, традициям.

Типичным облачением чтущего традиции еврея считается старомодный костюм образца границы XIX–XX веков. Характерными элементами выступают длинный сюртук или фрак, ермолка, высокая шляпа с полями. В женском гардеробе присутствует закрытое платье темных оттенков, расширяющееся от талии. Используется длина по щиколотку, крупные зауженные манжеты, воротничок-стойка.

Характерные черты причесок

Состригать волосы в соответствии с древними обычаями евреям не принято. Большинство верующих мужчин и женщин носят длинную шевелюру. Как минимум, оставляют нетронутыми пряди на висках, называемые пейсы. Этот элемент причисляют к самым узнаваемым особенностям верующего иудея.

Современные мужчины не всегда придерживаются обычаев. Многие носят короткие стрижки, отказываются от бороды. Для особых случаев всегда можно использовать накладные пейсы, часто закрепляемые на поля традиционной шляпы с полями.

Женщины редко делают короткие стрижки. Подавляющее большинство дам обладает длинными, пышными шевелюрами. Волосы носят распущенными, собирают в разные прически. Укладку часто дополняют маленькой шляпкой или платком. Популярно высвобождение из собранной прически прядей по бокам, по аналогии с мужскими пейсами.

Обоснование традиций

Отказ от состригания пеота, прядей на висках, не считается строгим запретом, предписанным представителям еврейского народа. Сохранение длины локонов относится к традициям, которые евреи склонны бережно сохранять. Многим европейцам интересно, зачем нужны эти нелепые локоны. Вариант направлен на достижение внешнего отличия иудея в многонациональной толпе.

Пейсы оставляют или имитируют с помощью накладных прядей многие верующие евреи. Длинные локоны обычно завивают. Пейсы сочетают с длинной или короткой шевелюрой. Элемент символизирует принадлежность к вере, почитание требований Торы.

Пряди по бокам могут иметь разную длину. Некоторым достаточно оставить локоны до подбородка. Иные отращивают пряди, спускающиеся до пояса. За пейсами трепетно ухаживают, считая элемент отличительной особенностью и достоянием еврея.

Образ иудея считается неполным без характерной шляпы. Небольшая ермолка, едва прикрывающая макушку, более крупный вариант в черном цвете с полями или штраймл в меховом исполнении. По характерному головному убору получится точно сказать о принадлежности к иудаизму.

Читайте также:  Лучшие мужские прически для круглых лиц

Кому подходит

Верующие евреи предпочитают придерживаться традиций. Мужчины, невзирая на современные модные тенденции, в повседневной жизни носят сюртуки, пейсы и шляпы. Традиции прививают детям, с 3-х лет не состригая мальчикам волосы на висках.

Ношение пейсов, характерных элементов одежды не зависит от внешних данных. Вариант является данью традициям, решение о необходимости соблюдения которых принимается индивидуально. Важную роль играет принадлежность к определенной общине. Многие современные мужчины ограничиваются ермолкой, используемой только во время посещения синагоги.

Характерные атрибуты ортодоксального еврея выделяют представителя нации на общем разношерстном фоне. Традиционные элементы можно использовать ситуационно или носить ежедневно. Многим удается составить органичный образ в сочетании с современной одеждой.

Общие рекомендации

Еврейскую прическу с пейсами реально выполнить без посторонней помощи. Достаточно отрастить в области висков пряди желаемого формата. Удлиненные волосы принято завивать в локоны. Для этого используют плойку, закручивают влажную прядь на кусок материи или плотной бумаги.

Пейсы недостаточной длины рекомендуется подкрутить минимально. Длинные пряди завивают различным образом. Встречаются тугие локоны, сильно завитые прядки, разделенные на несколько частей. Как красиво завить длинные волосы, читайте на нашем сайте.

Внимание! Обладателям плохого роста волос, лысины, короткой стрижки не надо отчаиваться создать подобающий образ для особого случая. Для этого используют накладные пряди, которые часто закрепляют к шляпе.

Популярные вариации

Пейсы реально сочетать с короткой и длинной стрижкой. Вариация в коротком исполнении основной массы шевелюры для европейцев кажется нелепой. Длинные пряди со стрижкой минимальной длины удачно выглядят только в присутствии традиционной шляпы.

Верующие евреи предпочитают не стричь волосы. Длинная шевелюра с пейсами в соседстве с густой бородой выглядят органично. Вариант часто встречается в Израиле, но в европейских странах такой образ — редкость.

Максимальной нелепостью для европейца выглядит присутствие пейсов на фоне бритой головы. Такой вариант встречается не очень часто. Оголенный череп удачно компенсирует присутствие традиционной шляпы, полностью закрывающей голову.

Женщины не носят пейсы. Традициями предписывается отказываться от стрижки волос. Хотя некоторые глубоко верующие замужние дамы, наоборот, наголо бреют голову, нося парик или платок.

Звездные примеры

Многие звезды с мировой известностью имеют еврейские корни. В числе таковых: Хариссон Форд, Дэвид Бэкхэм, Ричард Гир, Майкл Дуглас. Большинство из них гордится своим происхождением, уважительно относятся к традициям, но не придерживаются рекомендаций Торы. Изредка удается увидеть на звездных мужчинах ермолку.

Пейсы у евреев — дань традициям. Мужчины с таким элементом прически выглядят индивидуально и броско, становясь заметными на «безликом» фоне в европейской массовке. Вариант применим иудеями, не встречается среди представителей других народов мира.

Ускорить рост волос помогут народные средства:

Полезные видео

Зачем евреям пейсы.

Можно ли быть религиозным евреем без шляпы и пейсов?

Источник статьи: http://expertpovolosam.com/pricheski/istoricheskie/evreyskie-pricheski

Стрижка

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

В Торе сказано: «Не округляйте (или не уравнивайте) края волосяного покрова голов ваших…» (Ваикра 19:27). Рамбам в «Книге заповедей» указывает, что цель этого запрета так же заключается в том, чтобы не уподобляться идолопоклонникам, потому что так они поступали: выбривали только виски.

Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин (Нацив из Воложина) в своем комментарии к Писанию «Эмек а-Давар» (Ваикра, там же) объясняет, что в прежние времена важные люди отращивали волосы на висках. Без волос на висках были только рабы, которых хозяин обривал сразу после приобретения, чтобы они выглядели молодо. Всевышний пожелал, чтобы избранный Им народ выглядел достойно, и поэтому запретил ему сбривать волосы на висках.

Рав Шимшон Рафаэль Гирш (Ваикра, там же) пишет, что место расположения высшего, Б-жественного, разума человека — в передней части головы, а низшего, животного мозга — в задней. Для того чтобы прикрыть заднюю часть головы, где у человека размещается «животный» мозг, Всевышний сделал так, что на висках растут волосы. Сынам Израиля не следует обнажать места с меньшим духовным наполнением, потому им запрещено удалять волосы с висков.

Читайте также:  Стильные стрижки мужские для подростков с хвостом

Оглавление

Запрет выбривания висков [↑]

Под округлением головы, о котором идет речь в Писании, подразумевается выбривание волос с висков («Макот», 20б). Место, с которого запрещено сбривать волосы, определяется следующим образом. Если провести условную линию ото лба, где нет волос, до места за ухом, где также нет волосяного покрова, то все волосы, которые находятся ниже этой линии, и до места, где соединяются нижняя и верхняя челюсти, запрещено сбривать.

Согласно некоторым комментаторам Талмуда (Рамбам, «Яд а-Хазака», «Законы об идолопоклонстве», 12:6), Торой запрещено устранять волосы висков именно посредством бритья. Другие комментаторы Талмуда (Рош, «Макот», 3:2-3) считают, что волосы с висков запрещено полностью устранять любым способом. В кодексе еврейских законов «Шулхан Арух» («Йорэ Дэа», 181:3) приведены оба мнения и сказано, что следует учитывать более строгое из них. Поэтому запрещено полностью удалять волосы в указанном месте любым способом: как с помощью ножниц, так и выщипывая их рукой или пинцетом.

Стрижка волос на висках разрешена, если оставляют все волосы «запретной зоны» определенной длины («Биур Агра», там же, п.14). Минимальная длина, которую необходимо оставить, подстригая волосы висков, — полсантиметра («Торат Яаков», «Макот», стр.20 от имени рава Й. Ш. Эльяшива).

Человек, у которого выпала часть волос, «зону запрета» устанавливает согласно тому, где у него росли волосы до того, как они выпали («Ле-Шхено Тидрешу», стр.301):

Пейсы [↑]

Те, кто отращивают на висках длинные волосы (пейсы), могут делать их любой формы, и так, чтобы они начинались с любого места, но при условии, что в «зоне запрета» все волосы останутся как минимум длиной в полсантиметра:

Пример, когда оставили длинные пейсы и при этом нарушили запрет Торы:

Еще один пример, когда оставили длинные пейсы и при этом нарушили запрет Торы:

Пользование машинкой для стрижки волос [↑]

Принцип работы машинки для стрижки подобен принципу стрижки с помощью ножниц: волос срезается посредством соприкосновения двух ножей, один из которых статичный, а второй подвижный.

Поскольку волосы на висках не должны быть короче, чем полсантиметра, укорачивая их с помощью машинки для стрижки, необходимо пользоваться специальными насадками, корректирующими длину оставляемых волос. Причем такие насадки одного и того же номера в машинках разных моделей и фирм могут значительно отличаться своими параметрами. Поэтому перед тем, как воспользоваться той или иной насадкой, необходимо быть уверенным в том, что оставляемые после стрижки волосы будут не короче, чем полсантиметра.

Волосы на шее [↑]

Подбривать волосы на шее разрешено любым способом:

Дополнительные законы, связанные с запретом округления волосяного покрова головы [↑]

Запрет о бритье висков не распространяется на женщин («Шулхан Арух», там же, п.6).

Разрешено причесываться, несмотря на то, что при этом могут непреднамеренно вырвать волосы («Хатам Софэр», ч.2, «Йорэ Дэа», п.139).

Тот, кто стрижет другого еврея запрещенным способом, совершает нарушение. Тот, кого стригут запрещенным способом, совершает нарушение, даже если тот, кто стрижет, — нееврей («Шулхан Арух», там же, п.4).

Во время стрижки мальчиков младше 13 лет также необходимо придерживаться всех изложенных выше законов («Шулхан Арух», там же, п.5). Принято с раннего возраста приучать детей к заповеди оставлять волосы на висках, и поэтому, когда им делают первую стрижку (халаке), оставляют на висках пряди волос (пейсы).

Если необходимо выстричь или выбрить волосы в «запретной зоне» в медицинских целях (операция, обработка раны и прочее), в каждом отдельном случае следует проконсультироваться с раввином о том, как надо правильно поступить.

Если родители или жена просят не отращивать длинные пейсы, в большинстве случаев следует исполнить их просьбу («Тшувот вэ-Анагот», ч.1, п.529).

Источник статьи: http://toldot.ru/strizhka.html

Оцените статью
Adblock
detector