Что значит мед пиво пил по усам текло

Почему по усам текло, а в рот не попало?

Интересно разобраться со смыслом выражения «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Его часто можно встретить в концовках русских сказок.

Мне по душе версия психоаналитика юнгианского толка М.-Л. фон Франц в ее книге «Психология сказки»:

Подобные присловья в конце сказки являются неким ритуалом, совершаемым при выходе, ибо волшебная сказка переносит далеко в мир детских снов, в которых отражается коллективное бессознательное, но где нельзя остаться навсегда.

Другими словами, рассказчик таким образом помогает слушателю переключиться, покинуть мир волшебной сказки и вернуться в действительность.

Почему же по усам течет, а в рот не попадает? Интересный ответ нашелся у историка Д.И. Антонова. В статье «Концовки волшебных сказок: путь героя и путь рассказчика» он связывает этот факт с местом действия сказки — загробным миром, коим Тридесятое царство и является. Помните из публикаций о Бабе Яге? Герой должен отведать ее пищу, пищу мертвых, чтобы в этот загробный мир попасть.

«. Мы видим, что, перешагнув за порог сего мира, прежде всего нужно есть и пить», – писал В.Я. Пропп, – «Приобщившись к еде, предназначенной для мертвецов, пришелец окончательно приобщается к миру умерших. Отсюда запрет прикасания к этой пище для живых».

Интересно, что «мед-пиво» — не единственное угощение, которого рассказчик не вкушает. Есть в сказках и такие варианты:

«Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, в рот не попало»,
«кутью большой ложкой хлебал, по бороде текло – в рот не попало!»,
«подали белужины – остался не ужинавши»,
«кому подносили ковшом, а мне решетом»,
«дали мне блин, который три года в кадушке гнил»,
«тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел. »,
«дали чашку с дырой, да у меня рот кривой – мимо все бежало, в рот не попало»,
«а рыба-та у них была шшука, я по блюду-ту сшупал, когти-те задрал, ничево не набрал – так голодный и ушол».

Все эти угощения объединяет одна идея: их невозможно есть, и более того — они вызывают у рассказчика отвращение.

Как объясняет Антонов, рассказчик в этом случае границу миров не нарушает и к пище из Тридесятого царства притронуться не может, ведь он — в мире живых, и с тем как сказка завершается, граница становится еще более непреодолимой, теперь она и вовсе закрыта, а в рот, стало быть, ничего не попадает.

А вы пытались для себя когда-либо объяснить смысл этой фразы? Какие были варианты?

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5bffe5d111893800abcb2536/pochemu-po-usam-teklo-a-v-rot-ne-popalo-5e392e9fb9065453f21619b1

От куда пошла, появилась фраза «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»?

От куда пошла, появилась фраза «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»?

Что же это за концовка такая – что она означает, и почему ее придумали именно такой?

Эта фраза –как дверь из сказочного мира в реальность. В сказках все по-другому, все не так как в суровой действительности. Здесь добро всегда побеждает зло, здесь всегда все заканчивается хорошо и все счастливы, зло всегда наказано и в конце бывает свадьба, после которой супруги живут долго и счастливо и умирают в один день. Сказка без счастливого конца не может считаться сказкой, ведь главной особенностью этого жанра и является счастливый конец. Таким образом, сказка очень сильно отличается от суровой действительности, поэтому вначале нас как-бы вводят в сказочный мир («В некотором царстве, в тридесятом государстве. », «Жили-были…»), а потом отпускают в реальность («Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало»). «Я там был…» выступает в качестве связующего звена между двумя мирами – сказочным и не сказочным.

Однако не понятно, почему конец сказки связан с пьянством. Здесь все очень просто: во время того, как разворачивается действие сказки, мы находимся как будто в мечтательном пьянстве и сладких мечтах, сказка уводит нас в волшебные миры, где все всегда заканчивается хорошо. Когда же в конце сказки нам рассказывают о пире, на котором был автор, нам сообщают о том, что сказка закончилась и нужно скинуть с себя это мечтательное пьянство и вернуться в реальность. А если заглянуть в суть этого выражения еще глубже, то оно сообщит нам о том, что нужно отнестись ко всему сказанному в сказке серьезно и примерить это на реальную жизнь.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Конечно же, представление иностранцев о русском народе как о беспросветных пьяницах, это не более чем миф, но все-же обычно русские праздники не обходятся без алкоголя. Сначала в качестве алкоголя на Руси использовали березовый сок, позже появился питейный мед и пиво. До прихода христианства в нашу страну, алкоголь в России чаще всего присутствовал на пирах и прочих развлечениях. Мед был главным сырьем, которое использовалось для производства алкоголя. Из него делали пиво, брагу, медовуху. Эти напитки относились к слабоалкогольным, именно поэтому пьянящее действие сказки на сознание читающего, можно сравнить с влиянием питейного меда и пива на состояние человека, присутствующего на пиршестве. Существует также фраза, в которой говорится «на душе пьяно и сыто стало», которая означает, что человек чувствует себя хорошо и его ничто не тревожит. Именно в такое состояние мы погружаемся, когда читаем добрую сказку и видим, что все так хорошо заканчивается.

В этом выражении также показано, что сказка – это не более чем вымысел. Это можно проследить в выражении «по усам текло, в рот не попало». Так, нам вроде бы и рассказали интересную и поучительную историю, но в то же время, она не так сильно связана с реальность, а для того, чтобы извлечь уроки из сказки, нужно применить сделанные выводы на нашу повседневную жизнь.

Сказка заканчивается, приходит реальная жизнь и выгоняет нас с праздника, на котором мы только что оказались. Мы не были пьяными на самом деле и не оказывались в сказочной стране, которой вообще нет, пора возвращаться в суровую действительность, но, при этом, усвоить уроки, вынесенные из сказки. Именно об этом говорит нам выражение «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Поэтому относитесь к сказкам серьезно, воспринимайте уроки, которые в ней скрыты и не забывайте вовремя переключаться на реальность.

Источник статьи: http://www.topauthor.ru/ot_kuda_poshla__poyavilas_fraza_i_ya_tam_bil__med-pivo_pil__po_usam_teklo__da_v_rot_ne_popalo_dedb.html

Никто не задумывался над фразой: «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»?

В сказках как правило хэппи-энд, иначе это будет уже не сказка. Порок должен быть наказан, враг уничтожен, ущерб компенсирован, свадьба слажена. Это жанрообразующий признак сказки.

Употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Славяне, а еще раньше скифы для получения спиртных напитков использовали березовый сок. Позднее сок был вытеснен питейным медом и пивом. В те давние времена возник известный рефрен русских народных сказок: «И я там был. Мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало» .
В дохристианскую эпоху на Руси алкоголь употреблялся главным образом на народных и княжеских пирах, игрищах, тризнах, или в корчме, как правило, при обильной трапезе. В то время основным сырьем для производства алкоголя был мед, и поэтому традиционные хмельные напитки – медовуха, пиво, брага, а с Х века – виноградное вино, были слабо-градусные.
До середины XVI века, заплатив «бражную пошлину» на солод, хмель и мед, каждый варил хмельное питье (5-8°) для себя сам, сколько нужно было для обихода.

Если присказка и зачин: «В некотором царстве, в тридесятом государстве. » вводят слушателя в мир сказки, то его же нужно вывести оттуда в реальность по окончании сказки! Для этого и служит концовка про пир на весь мир, где и я был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Сказка уводит, развязывая и окрыляя воображение, а потом приводит назад, заканчивая или обрывая это изобразительно-вообразительное пьянство концовкою: «Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало» А бывает и еще выразительнее и протрезвительнее, даже с выталкиванием: «На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали; отняли лоханку от быка, да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться; со мной стали драться. Я надел колпак, стали в шею толкать. » (Афан. , II, 78).
А это значит: сказка кончена; протрезвляйтесь, добрые люди, от вашего мечтательного пьянства; все равно ни я, ни вы взаправду пьяны не были: только по усам текло, в рот-то ведь не попало. Идет жизненная проза с ее разочарованиями и выгонит всех нас с нашего сказочного пира

«Я там был. » — это связующее звено между двумя мирами и возвращение в мир несказочный. Кроме того, это и намёк на угощение за мастерски рассказанную сказку.

Это выражение автора показывает, что к тому, что сказано надо относится по-трезвому, т. е. вдумчево, серьезно .

К контексте этого выражения высказывались и другие писатели, например «Лес» Н. Островского — «Были деньги, да взять не успели: по усам текло, да в рот не попало. «.
У Даля в «Хлебные дельцы. Картины русского быта» написано «. Тутъ.. . не удалось, дом не такой, нельзя было настаивать очень.. . только что.. . нам по усамъ текло, а в ротъ не попало».

У Пушкина таких присказок не мало. Например, «Сказка о Кузьме Остолопе» заканчивается словами «Я тамъ был; медъ, пиво пилъ — и усы лишь обмочилъ». У Ершова в его знаменитом «Конеке Горбунке» также есть:
Сердцу любо! Я тамъ былъ
Медъ, вино и пиво пилъ;
По усамъ хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.

Ну, а если перевести Гомера (Labra id, non palatum rigat. Χείλεχ μέντ’ έδίην δ’ όκ έδίηνε), то получится «Губы, но не нёбо обмачиваетъ».

Наши современники тоже про это умело пишут:
«. По усам текло, а в рот не попало.
С этим пивом постоянная беда.
Вот любимое украинское сало
В рот нормально попадает завсегда.
И давал уже не раз себе я слово
Сбрить усы, но не поймет меня народ.
И поэтому все повторится снова —
По усам текло, а не попало в рот».

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/26386063

Я там был мед пиво пил что означает

Часто в конце сказки можно увидеть выражение «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Многие писатели пользовались этой фразой для завершения своих произведений. Эти фразы можно встретить у Н. Островский, в произведении В. Даля «Хлебные дельцы. Картины русского быта». Этот прием часто попадается в произведениях А.С. Пушкина, например, в «Сказке о Кузьме Остолопе» — «Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил». Не отстает от вышеупомянутых писателей и П.П. Ершов. Так в конце знаменитой сказки «Конек-горбунок» он использует подобную фразу. Данная фраза в чем-то перекликается с греческим выражением которое означает «Губы обмачивает, но не небо «.

Читайте также:  Стрижки у женщин сзади короче

Что же это за концовка такая – что она означает, и почему ее придумали именно такой?

Эта фраза –как дверь из сказочного мира в реальность. В сказках все по-другому, все не так как в суровой действительности. Здесь добро всегда побеждает зло, здесь всегда все заканчивается хорошо и все счастливы, зло всегда наказано и в конце бывает свадьба, после которой супруги живут долго и счастливо и умирают в один день. Сказка без счастливого конца не может считаться сказкой, ведь главной особенностью этого жанра и является счастливый конец. Таким образом, сказка очень сильно отличается от суровой действительности, поэтому вначале нас как-бы вводят в сказочный мир («В некотором царстве, в тридесятом государстве. », «Жили-были…»), а потом отпускают в реальность («Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало»). «Я там был…» выступает в качестве связующего звена между двумя мирами – сказочным и не сказочным.

Однако не понятно, почему конец сказки связан с пьянством. Здесь все очень просто: во время того, как разворачивается действие сказки, мы находимся как будто в мечтательном пьянстве и сладких мечтах, сказка уводит нас в волшебные миры, где все всегда заканчивается хорошо. Когда же в конце сказки нам рассказывают о пире, на котором был автор, нам сообщают о том, что сказка закончилась и нужно скинуть с себя это мечтательное пьянство и вернуться в реальность. А если заглянуть в суть этого выражения еще глубже, то оно сообщит нам о том, что нужно отнестись ко всему сказанному в сказке серьезно и примерить это на реальную жизнь.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Конечно же, представление иностранцев о русском народе как о беспросветных пьяницах, это не более чем миф, но все-же обычно русские праздники не обходятся без алкоголя. Сначала в качестве алкоголя на Руси использовали березовый сок, позже появился питейный мед и пиво. До прихода христианства в нашу страну, алкоголь в России чаще всего присутствовал на пирах и прочих развлечениях. Мед был главным сырьем, которое использовалось для производства алкоголя. Из него делали пиво, брагу, медовуху. Эти напитки относились к слабоалкогольным, именно поэтому пьянящее действие сказки на сознание читающего, можно сравнить с влиянием питейного меда и пива на состояние человека, присутствующего на пиршестве. Существует также фраза, в которой говорится «на душе пьяно и сыто стало», которая означает, что человек чувствует себя хорошо и его ничто не тревожит. Именно в такое состояние мы погружаемся, когда читаем добрую сказку и видим, что все так хорошо заканчивается.

В этом выражении также показано, что сказка – это не более чем вымысел. Это можно проследить в выражении «по усам текло, в рот не попало». Так, нам вроде бы и рассказали интересную и поучительную историю, но в то же время, она не так сильно связана с реальность, а для того, чтобы извлечь уроки из сказки, нужно применить сделанные выводы на нашу повседневную жизнь.

Сказка заканчивается, приходит реальная жизнь и выгоняет нас с праздника, на котором мы только что оказались. Мы не были пьяными на самом деле и не оказывались в сказочной стране, которой вообще нет, пора возвращаться в суровую действительность, но, при этом, усвоить уроки, вынесенные из сказки. Именно об этом говорит нам выражение «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Поэтому относитесь к сказкам серьезно, воспринимайте уроки, которые в ней скрыты и не забывайте вовремя переключаться на реальность.

Употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Славяне, а еще раньше скифы для получения спиртных напитков использовали березовый сок. Позднее сок был вытеснен питейным медом и пивом. В те давние времена возник известный рефрен русских народных сказок: «И я там был. Мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало» .
В дохристианскую эпоху на Руси алкоголь употреблялся главным образом на народных и княжеских пирах, игрищах, тризнах, или в корчме, как правило, при обильной трапезе. В то время основным сырьем для производства алкоголя был мед, и поэтому традиционные хмельные напитки – медовуха, пиво, брага, а с Х века – виноградное вино, были слабо-градусные.
До середины XVI века, заплатив «бражную пошлину» на солод, хмель и мед, каждый варил хмельное питье (5-8°) для себя сам, сколько нужно было для обихода.

Если присказка и зачин: «В некотором царстве, в тридесятом государстве. » вводят слушателя в мир сказки, то его же нужно вывести оттуда в реальность по окончании сказки! Для этого и служит концовка про пир на весь мир, где и я был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Сказка уводит, развязывая и окрыляя воображение, а потом приводит назад, заканчивая или обрывая это изобразительно-вообразительное пьянство концовкою: «Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало» А бывает и еще выразительнее и протрезвительнее, даже с выталкиванием: «На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали; отняли лоханку от быка, да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться; со мной стали драться. Я надел колпак, стали в шею толкать. » (Афан. , II, 78).
А это значит: сказка кончена; протрезвляйтесь, добрые люди, от вашего мечтательного пьянства; все равно ни я, ни вы взаправду пьяны не были: только по усам текло, в рот-то ведь не попало. Идет жизненная проза с ее разочарованиями и выгонит всех нас с нашего сказочного пира

«Я там был. » — это связующее звено между двумя мирами и возвращение в мир несказочный. Кроме того, это и намёк на угощение за мастерски рассказанную сказку.

Это выражение автора показывает, что к тому, что сказано надо относится по-трезвому, т. е. вдумчево, серьезно .

К контексте этого выражения высказывались и другие писатели, например «Лес» Н. Островского — «Были деньги, да взять не успели: по усам текло, да в рот не попало. «.
У Даля в «Хлебные дельцы. Картины русского быта» написано «. Тутъ.. . не удалось, дом не такой, нельзя было настаивать очень.. . только что.. . нам по усамъ текло, а в ротъ не попало».

У Пушкина таких присказок не мало. Например, «Сказка о Кузьме Остолопе» заканчивается словами «Я тамъ был; медъ, пиво пилъ — и усы лишь обмочилъ». У Ершова в его знаменитом «Конеке Горбунке» также есть:
Сердцу любо! Я тамъ былъ
Медъ, вино и пиво пилъ;
По усамъ хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.

Ну, а если перевести Гомера (Labra id, non palatum rigat. Χείλεχ μέντ’ έδίην δ’ όκ έδίηνε), то получится «Губы, но не нёбо обмачиваетъ».

Часто в конце сказки можно увидеть выражение «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Многие писатели пользовались этой фразой для завершения своих произведений. Эти фразы можно встретить у Н. Островский, в произведении В. Даля «Хлебные дельцы. Картины русского быта». Этот прием часто попадается в произведениях А.С. Пушкина, например, в «Сказке о Кузьме Остолопе» — «Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил». Не отстает от вышеупомянутых писателей и П.П. Ершов. Так в конце знаменитой сказки «Конек-горбунок» он использует подобную фразу. Данная фраза в чем-то перекликается с греческим выражением которое означает «Губы обмачивает, но не небо «.

Что же это за концовка такая – что она означает, и почему ее придумали именно такой?

Эта фраза –как дверь из сказочного мира в реальность. В сказках все по-другому, все не так как в суровой действительности. Здесь добро всегда побеждает зло, здесь всегда все заканчивается хорошо и все счастливы, зло всегда наказано и в конце бывает свадьба, после которой супруги живут долго и счастливо и умирают в один день. Сказка без счастливого конца не может считаться сказкой, ведь главной особенностью этого жанра и является счастливый конец. Таким образом, сказка очень сильно отличается от суровой действительности, поэтому вначале нас как-бы вводят в сказочный мир («В некотором царстве, в тридесятом государстве. », «Жили-были…»), а потом отпускают в реальность («Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало»). «Я там был…» выступает в качестве связующего звена между двумя мирами – сказочным и не сказочным.

Однако не понятно, почему конец сказки связан с пьянством. Здесь все очень просто: во время того, как разворачивается действие сказки, мы находимся как будто в мечтательном пьянстве и сладких мечтах, сказка уводит нас в волшебные миры, где все всегда заканчивается хорошо. Когда же в конце сказки нам рассказывают о пире, на котором был автор, нам сообщают о том, что сказка закончилась и нужно скинуть с себя это мечтательное пьянство и вернуться в реальность. А если заглянуть в суть этого выражения еще глубже, то оно сообщит нам о том, что нужно отнестись ко всему сказанному в сказке серьезно и примерить это на реальную жизнь.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Конечно же, представление иностранцев о русском народе как о беспросветных пьяницах, это не более чем миф, но все-же обычно русские праздники не обходятся без алкоголя. Сначала в качестве алкоголя на Руси использовали березовый сок, позже появился питейный мед и пиво. До прихода христианства в нашу страну, алкоголь в России чаще всего присутствовал на пирах и прочих развлечениях. Мед был главным сырьем, которое использовалось для производства алкоголя. Из него делали пиво, брагу, медовуху. Эти напитки относились к слабоалкогольным, именно поэтому пьянящее действие сказки на сознание читающего, можно сравнить с влиянием питейного меда и пива на состояние человека, присутствующего на пиршестве. Существует также фраза, в которой говорится «на душе пьяно и сыто стало», которая означает, что человек чувствует себя хорошо и его ничто не тревожит. Именно в такое состояние мы погружаемся, когда читаем добрую сказку и видим, что все так хорошо заканчивается.

В этом выражении также показано, что сказка – это не более чем вымысел. Это можно проследить в выражении «по усам текло, в рот не попало». Так, нам вроде бы и рассказали интересную и поучительную историю, но в то же время, она не так сильно связана с реальность, а для того, чтобы извлечь уроки из сказки, нужно применить сделанные выводы на нашу повседневную жизнь.

Сказка заканчивается, приходит реальная жизнь и выгоняет нас с праздника, на котором мы только что оказались. Мы не были пьяными на самом деле и не оказывались в сказочной стране, которой вообще нет, пора возвращаться в суровую действительность, но, при этом, усвоить уроки, вынесенные из сказки. Именно об этом говорит нам выражение «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Поэтому относитесь к сказкам серьезно, воспринимайте уроки, которые в ней скрыты и не забывайте вовремя переключаться на реальность.

По усам текло, да в рот не попало (значение фразеологизма) — об упущенной возможности.

— «По усам текло, да в рот не попало».

Пословица указана в Толковом словаре Д. Н. Ушакова, 1935 – 1940 к слову «усы».

Читайте также:  Стрижка челки шторки самостоятельно

Пословица «По усам текло, да в рот не попало» образовалась, как сокращение, от более полной ее версии (раздел — «Присказки», «Пословицы русского народа» (1853 г.) В.И. Даля):

— «Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало».

Медом на Руси называли не только мед, в нашем нынешнем понимании. Медом называли безалкогольный напиток, который варился из воды, с добавлением трав и меда (что-то вроде сбитня, но холодного).

«Униженные и оскорбленные» — Маслобоев рассказывает как князь обманул дочь богатого человека:

«Ну-с, она и воротилась в Краков. Отец-то не принял, проклял, она умерла, а князь перекрестился от радости. Я там был, мед пил, по усам текло, а в рот не попало, дали мне шлык, а я в подворотню шмыг. «

«И что ж! оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало

«Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861 г.), явл. 4:

«Красавина (садится). Была и мед пила, по усам текло, а в рот не попало

«Лес» (1870 г.) — два актера приехали к богатой родственнице одного из них. Им удалось взять у купца, обманувшего их родственницу 1000 рублей (тогда это большие деньги). Актер отдал эти деньги родственнице. Второй актер сказал «по усам текло, а в рот не попало«, жалея, что они не присвоили эти деньги.

«Сказка о Иване Молодом сержанте Удалой голове, без роду, без племени, спроста без прозвища» (1857 г.):

«И я и сват Демьян там были, куму Соломониду дома забыли, мед и пиво пили, по усам текло, в рот не попадало, – кто сказку мою дослушал, с тем поделюсь, кто нет – тому ни капли!»

Конёк-горбунок (1834 г.), ч. 3, последние строки произведения:

«Во дворце же пир горой:
Вина льются там рекой,
За дубовыми столами
Пьют бояре со князьями.
Сердцу любо! Я там был,
Мёд, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
«

«Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.»

«День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил.»

«Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.»

«Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво Пил; по усам текло, да в рот не попало. И всё тут.»

Спящая царевна (1831 г.) — последние строки сказки:

«Что ж осталось досказать?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
«

«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало» – так заканчиваются многие русские народные сказки. Мед, пиво… А что вообще пили на Руси в те далекие времена, когда ни чая, ни кофе, ни соков, ни газировки еще не было? Какие существовали безалкогольные и спиртные напитки?

Вода живая, она же – ключевая

В Европе простая вода не пользовалась большой популярностью – во многом из-за того, что ее пригодность к употреблению часто оставалась под большим вопросом. А вот на Руси она всегда была достаточно популярным напитком. Забавно, но также ее называли «пивной водой» или даже пивом – от слова «пить». Современное значение за словом «пиво» закрепилось гораздо позже.

Так назывался обычный березовый сок, быстро завоевавший популярность у простого люда, ведь добывать его было легко и он прекрасно утолял жажду. Единственным недостатком березовицы была сезонность ее добычи. А заготовленный впрок сок, если его не успевали выпить вовремя, нередко прокисал. Но, как оказалось, его вполне можно было сбраживать, получая хмельную березовицу. О ее существовании можно узнать в том числе из записей арабского путешественника Ибн-Фадлана, побывавшего на Руси в X веке.

Пожалуй, это единственный исконно русский напиток, не утративший популярности и по сей день. Вот только мало кому известно, что изначально он был алкогольным! В Средние века на Руси существовало слово «квасник», означавшее пьяницу, да и современное слово «квасить» (в значении «пить спиртные напитки») имеет те же корни.

Известно, что в XI веке квас варили, что приближает его к пиву или меду, сведения о котором вы найдете ниже. Примерно в XII веке появился слабоалкогольный квас, а крепкий спиртной напиток с тем же названием начали также называть «твореным квасом», то есть приготовленным намеренно.

Исконно русский чай имеет мало общего с китайским национальным напитком имел мало общего, кроме технологии приготовления. На Руси заваривали обычно травы: зверобой, крапиву, иван-чай, мяту. Только с XV века купцы начали привозить в Россию настоящий китайский чай, но долгое время доступ к нему имели только монархи и их приближенные. Лишь в Екатерининскую эпоху восточная диковинка начала завоевывать популярность и среди незнатных людей. Это положило начало регулярным закупкам чая в Китае.

Удивительно, но самовар появился в нашей стране только в царствование Петра I, то есть в XVIII веке. Причем привез его монарх из Голландии вместе с другими чужеземными диковинками. Однако это незамысловатое устройство настолько пришлось по душе русскому народу, что быстро стало «своим». И сегодня самовар у любого человека ассоциируется именно с Россией, а не с Нидерландами.

До появления чая любимым зимним напитком на Руси долгое время был сбитень, рецепт которого был впервые задокументирован в XVI веке, но известен был гораздо дольше. Название этого напитка, вероятно, связано с технологией приготовления: в одном сосуде настаивался мед, в другом – ароматные травы (зверобой, имбирь, шалфей и другие), а затем все это «сбивалось», то есть перемешивалось. Сбитень продавали в общественных местах, чтобы люди во время зимних прогулок могли согреться со вкусом.

Впрочем, пили его не только в холода. В жаркие дни или, скажем, в бане, сбитень могли употреблять в охлажденном виде. Кроме того, этот напиток существовал как в алкогольном, так и в безалкогольном варианте. На улицах обычно продавали последний.

В качестве алкогольного напитка мед был любим русским народом еще в древности. Готовили его, сбраживая обычный мед вместе с ягодным соком. Получившуюся жидкость переливали в дубовые бочки и помещали под землю как минимум на полтора десятка лет. Такой мед называли ставленым. Нередко в него также добавляли различные травы, пряности или хмель (и тогда он назывался хмельным).

Также на Руси примерно с XI века начали готовить вареный мед, технология производства которого напоминала приготовление пива. В его состав входила вода, что позволяло производить больше напитка с меньшими затратами. Кроме того, такой мед был готов к употреблению уже через две или три недели. Правда, по вкусу и пользе он значительно уступал ставленому, но спрос на него все равно был очень велик. Кстати, сегодняшняя медовуха – это еще более дешевая и быстрая имитация вареного меда.

Как ни странно, этот напиток на Руси знали еще в IX веке, но не то чтобы очень любили. А после крещения Руси в 988 году вино стали употреблять в качестве обязательного ритуального напитка, разбавляя водой в 2 раза, как предписывала греческая традиция. Веками его приобретали только у иноземных купцов. Лишь во второй половине XVII века в Астрахани было получено первое вино из местного винограда. А по-настоящему развиваться русское виноделие начало и вовсе целый век спустя.

Сложно сказать, когда именно в наших краях появился этот напиток, во всем мире ассоциирующийся у иностранцев с Россией. Возможно, это произошло в XV веке, при князе Василии Темном, которому одно из иностранных посольств привезло aqua vita – «живую воду», как было принято называть в те годы обычный спирт. Выяснилось, что диковинку вполне можно пить, если сперва сильно разбавить водой.

А уже во второй половине XV века научились производить и собственную водку – на основе хлеба, которого часто имелось в избытке. Поэтому и называли ее чаще всего хлебным вином. Само же слово «водка» – относительно новое. В XV веке им обозначали лишь тот разбавленный спирт, что использовался в медицинских целях (и при этом не в России). В привычном нам значении слово «водка» начали употреблять лишь в XIX веке.

Просьба: ИМЯ автора цитаты в своих ответах НЕ УКАЗЫВАТЬ.

При каких обстаятельствах она произнесена.

От куда цитита: из книги, из стихотворения, из фильма, из пьесы.

Есть ли продолжение цитаты

Слова такие сегодня, что много не порассуждаешь, слова взяты из сказки одного из трех русских писателей, которые даны в вариантах ответов сегодня в нашей любимой викторине.

А Имя писателя этого можно посмотреть на нашем сайте, пройдя по внутренней ссылке вот на этот вопрос:

Слова эти просто являются завершающей присказкой к русской сказке, показывающей, что сказочка закончена, в честь его хорошего окончания был устроен великий пир, на который был приглашен и рассказчик этой сказки, свидетель всех сказочных событий. Как вариант:

Это цитата нам напоминает, что сказка закончилась и нужно возвращаться в реальность. Нужно сказки воспринимать всерьез и извлекать из них уроки (сказкотерапия). Когда мы читаем сказку, мы погружаемся в мечты, в волшебство. Фраза так же нам дает понять, что сказки это вымысел.

Сегодня одинадцатого августа на сайте много.ру на была предложена новая цитата дня «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил». Такими словами заканчивается добрая половина русских сказок. Смысл довольно прост, рано или поздно все заканчивается, и жить нужно реальностью.

В сказках всегда побеждает добро и заканчивается она как обычно свадебным пиром.

Если другая развязка, все-равно со счастливым концом.

Но в реальной жизни все по другому и проблемы не решить с помощью какого-то чуда.

И праздничный пир в сказочном мире не может нас наполнить радостью и безмятежностью.

Чтобы стать счастливым нужно много трудиться работая своими руками и над своими качествами.

Только Тот, кто нас создал, знает как правильно жить, чтобы уже сейчас получать удовлетворение от жизни.

Создатель поделился этими советами в Библии и исследуя ее и применяя в своей жизни будем ощущать радость и счастье.

Наивен тот, кто верит в изобретение водки Менделеевым. Еще более наивен человек, считающий истиной все, что говорят о его стране. Я сейчас имею в виду миф об извечном пьянстве русского народа. А знаете ли вы, что на Руси не было крепких спиртных напитков, и даже «заморские вина», поставляемые в большинстве своем из Византии, были редкостью и стоили слишком дорого для простого люда?

Русь пила пиво и мед, хмельной сбитень и брагу, но это все были слабоалкогольные напитки. Содержание алкоголя в той же браге составляло всего 3-8%. Предлагаю рассмотреть каждый из этих напитков по отдельности.

Первое письменное упоминание о пиве историки обнаружили на одной из найденных в Новгороде берестяных грамот, датированной примерно XI веком. К этому времени пиво варили повсеместно, и напиток был очень популярным. Само название скорее всего образовалось от слова «пить», и первоначально «пивом» называли все слабоалкогольные напитки на основе пшеничного или ржаного солода. До XIV века варить его могли все желающие: в основном хороший запас делали для какого-то праздника, к тому же один из налогов взимался пивом и медами. Начиная с 14 века, производство пива закрепилось за государством: Иван III запретил подданным свободное изготовление этого напитка.

Читайте также:  Виды бороды у звезд

Второй расцвет пива произошел уже при Романовых. Отправной точкой можно считать 1715 год, когда решением Петра I в Львове построили первую крупную пивоварню. Объемы производства наращивались с каждым годом. 1795 год: строительство завода имени Александра Невского в Санкт-Петербурге, который ежегодно разливал 1,7 млн. литров пива. Число пивоварен увеличивалось до 1914 — с началом Первой Мировой ввели «сухой» закон, и возобновить работу заводов по производству пива удалось уже после революции, в 1930 году. Вторая Мировая снова закрыла все «лишние» заводы, вынудив страну переоборудовать их под военные нужды. И только после Великой Отечественной пивная промышленность снова возвращается на круги своя. В современной России небольшое количество частных пивоварен затерялось на фоне гигантов мирового рынка, скупивших и приватизировавших отечественное производство.

Брага на Руси не была полупродуктом, получавшимся в процессе изготовления алкоголя. Настоящая брага образована в результате брожения ржаного или ячменного солода; ее рецепт приготовления схож с пивным. Пили брагу по мере готовности напитка.

«И послала Ольга к древлянам со словами: — Вот уже иду к Вам,

приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь

на могиле его и устрою тризну мужу своему. — Они же, услышав об этом,

свезли множество медов и заварили их»

«Повесть временных лет» и Лаврентьевская летопись, в которой говорится о грандиозном пире князя Владимира после победы над печенегами, упоминают о медах. Название слышали многие, но что представляет из себя этот напиток? У меня он ассоциируется с густой янтарного цвета жидкостью, но вот представить вкус не могла до экскурсии по Золотому кольцу России — именно тогда мне удалось попробовать медовуху, которая, по утверждению производителя, очень похожа на традиционные хмельные меды.

Существовало две разновидности напитка: ставленый и вареный мед. Для первого брали мед в сотах и заливали теплой водой: будущая крепость зависела от пропорций смеси, 1:4 или 1:6. С полученного сусла удаляли остатки воска, процеживали, добавляли патоку и хмель, и варили полученную смесь, пока ее объем не уменьшится в два раза. В остывшую жидкость добавляли дрожжи и ставили на несколько дней в печь для заквашивания; после этого емкость с напитком спускали в ледник, чтобы остановить процесс брожения. Полученная кислая жидкость стала основой для последующего изготовления ягодных, зельевых (с пряностями) и прочих медов. Например, для ягодного меда нужно залить кислую основу в емкость с любыми ягодами, оставить до появления признаков брожения, проварить, отстоять и перелить в бочки для последующего хранения. Еще одним ингредиентом, который следовало добавить в готовый напиток, был рыбий клей. Он останавливал брожение и появление продуктов распада. Засмоленные бочки хранились в погребах от 10 до 40 лет, а ставленый мед был одним из самых дорогих напитков: на изготовление одной 500-литровой бочки уходило почти 1300 литров меда.

Второй вид — вареный мед, был гораздо дешевле и доступнее. 1 часть меда в сотах заливалась 7 частями теплой воды, туда же добавляли патоку или пивной солод. Сусло обваривали кипятком с хмелем, и варили в печи. В готовый напиток добавляли дрожжи, заполняли им бочки, и несколько раз переливали из одной емкости в другую для остановки брожения на определенном уровне, а после ставили на лед для той же цели. Употреблять вареный мед можно было через 2-3 недели. Хмельной сбитень готовился примерно по такой же технологии, но в него добавлялось больше приправ.

Раньше водку получали не разведением спирта с водой, как сейчас, а в процессе дистилляции. А первые сведения об этом процессе относятся к I веку, но не на территории Руси, а в Египте! Считается, что напиток, состав и свойства которого близки к «водочным», был изготовлен в X веке Авиценной! XII век, Италия, Салерно: письменные свидетельства о дистилляции. XIV век: Римская империя, откуда сведения о процессе дистилляции плавно перетекли в Польшу. К этому же веку относится единственное упоминание о «твореном вине» на Руси.

И. Г. Пыжов, русский историк и этнограф, утверждает, что водка получила широкую известность на территории нашей страны только в XVI веке. «Традиционность» напитка просто зашкаливает! Имя Менделеева, приписываемое к рецепту водки, не более чем неудачный маркетинговый ход, так как ученый никогда не работал над созданием или улучшением рецептуры этого вида алкоголя. Его работа имела название «О соединении спирта с водой», и в ней он описал взаимодействие этилового спирта и воды, и результат этого взаимодействия.

С напитками немного разобрались, со временем их популярности — тоже. Еще один факт, свидетельствующий в защиту наших предков: Русь всегда была верующей. Неважно, в кого – в Перуна или во Христа, девиз «За веру, царя и Отечество!» красной нитью проходил через всю их жизнь.

Вера не была пустым звуком, к решению и словам Церкви прислушивались и почитали за еще один закон. А православная Церковь всегда (!) осуждала пьянство. Взять, к примеру, XIX век: пить можно было только в специально отстроенных для этого заведениях. Но вот ходить в них было стыдно, так как это автоматически отправляло человека под немилость Церкви! И о каком «вечном пьянстве» может идти речь?

Середина XIX века: в России появляются общества трезвости, которые за год (1858-1859) распространились на 32 губернии и привели к разорению 3000 кабатчиков. Но к лету 1859 года Трезвое движение перешло к кардинальным мерам, и начались погромы питейных заведений, в результате которых на каторгу отправились 11 тысяч человек. На начало 1911 года в Российской империи действовало около двух тысяч подобных обществ, в которых состояла практически вся интеллигенция страны. Ее действия привели к тому, что правительство вынуждено было их услышать: был введен «сухой» закон, с 19 июля 1914 года запрещающий производство и торговлю алкоголем, и наказание за самогоноварение в виде 5 лет лишения свободы и года бесправного существования.

В Советском Союзе тоже была развернута борьба за трезвость, но в 30-х она просуществовала всего 3 года, а возрождаться начала уже в 60-х.

В современной России тоже есть немало подобных организаций, но их эффективность оставляет желать лучшего: неутешительная статистика позволяет сделать именно такой вывод. А вот и сами цифры: если в 1914 году на душу населения приходилось 4,7 литра в год, и первый «сухой» закон снизил потребление до 0,2 л., то в 1960 — уже 9,8 л., а в 1984 — 12 л. По данным, предоставленным министерством здравоохранения, в 2010 году наметилось небольшое снижение. Для сравнения, в 2010 объем алкоголя составлял 18 литров, то в 2015 — чуть больше 13 л. Это значит, что все меньше людей добровольно отправляют себя в пьяную трясину.

Я никогда не поверю, что алкоголь может как-то помочь. Обычно самыми распространенными считаются следующие «доводы»: надо развлечься, или проблемы на работе, или в личной жизни. Допускаю даже серьезное горе. НО! Я могу привести тысячу доводов, что алкоголь может загнать еще глубже в болото, но никак не вытянуть на поверхность. Приглашаю к дискуссии в комментариях всех, кто придерживается обратного мнения.

От куда пошла, появилась фраза «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»?

Что же это за концовка такая – что она означает, и почему ее придумали именно такой?

Эта фраза –как дверь из сказочного мира в реальность. В сказках все по-другому, все не так как в суровой действительности. Здесь добро всегда побеждает зло, здесь всегда все заканчивается хорошо и все счастливы, зло всегда наказано и в конце бывает свадьба, после которой супруги живут долго и счастливо и умирают в один день. Сказка без счастливого конца не может считаться сказкой, ведь главной особенностью этого жанра и является счастливый конец. Таким образом, сказка очень сильно отличается от суровой действительности, поэтому вначале нас как-бы вводят в сказочный мир («В некотором царстве, в тридесятом государстве. », «Жили-были…»), а потом отпускают в реальность («Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало»). «Я там был…» выступает в качестве связующего звена между двумя мирами – сказочным и не сказочным.

Однако не понятно, почему конец сказки связан с пьянством. Здесь все очень просто: во время того, как разворачивается действие сказки, мы находимся как будто в мечтательном пьянстве и сладких мечтах, сказка уводит нас в волшебные миры, где все всегда заканчивается хорошо. Когда же в конце сказки нам рассказывают о пире, на котором был автор, нам сообщают о том, что сказка закончилась и нужно скинуть с себя это мечтательное пьянство и вернуться в реальность. А если заглянуть в суть этого выражения еще глубже, то оно сообщит нам о том, что нужно отнестись ко всему сказанному в сказке серьезно и примерить это на реальную жизнь.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Конечно же, представление иностранцев о русском народе как о беспросветных пьяницах, это не более чем миф, но все-же обычно русские праздники не обходятся без алкоголя. Сначала в качестве алкоголя на Руси использовали березовый сок, позже появился питейный мед и пиво. До прихода христианства в нашу страну, алкоголь в России чаще всего присутствовал на пирах и прочих развлечениях. Мед был главным сырьем, которое использовалось для производства алкоголя. Из него делали пиво, брагу, медовуху. Эти напитки относились к слабоалкогольным, именно поэтому пьянящее действие сказки на сознание читающего, можно сравнить с влиянием питейного меда и пива на состояние человека, присутствующего на пиршестве. Существует также фраза, в которой говорится «на душе пьяно и сыто стало», которая означает, что человек чувствует себя хорошо и его ничто не тревожит. Именно в такое состояние мы погружаемся, когда читаем добрую сказку и видим, что все так хорошо заканчивается.

В этом выражении также показано, что сказка – это не более чем вымысел. Это можно проследить в выражении «по усам текло, в рот не попало». Так, нам вроде бы и рассказали интересную и поучительную историю, но в то же время, она не так сильно связана с реальность, а для того, чтобы извлечь уроки из сказки, нужно применить сделанные выводы на нашу повседневную жизнь.

Сказка заканчивается, приходит реальная жизнь и выгоняет нас с праздника, на котором мы только что оказались. Мы не были пьяными на самом деле и не оказывались в сказочной стране, которой вообще нет, пора возвращаться в суровую действительность, но, при этом, усвоить уроки, вынесенные из сказки. Именно об этом говорит нам выражение «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Поэтому относитесь к сказкам серьезно, воспринимайте уроки, которые в ней скрыты и не забывайте вовремя переключаться на реальность.

Toyota Land Cruiser 100 Mahadeva › Бортжурнал › Я здесь был мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало

30 000 км . 2,5 месяца Февраль, Март, Апрель 2017 год . С лодкой на крыше ( как говорили в Якутии) . Один, как все удивлялись .

Источник статьи: http://naturainterior.ru/pivo/ya-tam-byl-med-pivo-pil-chto-oznachaet/

Оцените статью
Adblock
detector