Что значит не порти края бороды твоей

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Лев. 19:26

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 26-27, 31 Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей… Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш

Не вражите и не гадайте на птицах, не отращайте волос на голове вашей, не ходите во след чревовещателей. Чревовещание есть род волхвования, посредством которого говорят демоны. Сирияне волхвователей сих называют Захур. Демоны входят в утробу несчастных женщин, из их желудка и бока или других членов издают слабый, подобный детскому, голос, прорицают и обманывают внимающих, заставляя их думать, что действительно возвещают им будущее и сокровенное. Так было и с Саулом, как повествует Писание; сим видом волшебства и он был обманут. Закон удерживает Евреев и от другого языческого обычая, по которому язычники, как бы по обету, отращали волосы, и потом в известное время обстригали их у священных источников, или в капищах богов; тогда как и стричь волосы закон запрещал, говоря: да не возложите плеши на главы ваши (Втор. 14:1).

Толкование на книгу Левит.

Лопухин А.П.

Ст. 26-31 Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом. Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш

Запрещение некоторых суеверий, существовавших в культе и быте египтян и других народов, с которыми Израиль входил в такое или иное соприкосновение: 1) вкушение мяса с кровью (ст. 26, ср. VII:26), по объяснению раввинов, от животного еще живого, — вероятно, вообще суеверный обычай, связанный с верою в особую силу крови; чтение LXX иное: ἐπὶ τῶν ὁρέων (слав.: не ядите на гopax), оно может указывать на обычай язычников закалать свои жертвы на горах; в связи с этим 2) всякого рода ворожба (евр. nachasch; LXX: οἰωνίζεσθαι, Vulg.: augurari — гадание по полету птиц) и гадание (ст. 26, ср. XX:6); 3) стрижение волос на голове и бороде (ср. Иер IX:25, 26) с язычески-суеверными целями, как, напр., древние арабы, по Геродоту (III:8), сбривали волосы на висках в честь бога Оротала, которого греки сближали с Бахусом; 4) изуродование тела нарезами в честь умерших (ср. Втор XIV:1), в частности татуировка: то и другое было в большом употреблении у народов Востока, как остается доселе и у дикарей, например, на Каролинских островах (ср. Иер ХVI:6; XLI:5; XLVII:5; 3 Цар ХVIII:28); 5) религиозная (напр., в честь Астарты-Мелиты, ср. Быт XXXVIII) проституция, которой осквернялись бы земля и святилище Иеговы; 6) вызывание мертвых и вообще волшебство (LXX: ἐγγαστρίμυθοις, слав.: «утробные басни» — чревовещание; ср. блаж. Феодор., вопр. 29).

Источник статьи: http://bible.optina.ru/old:lev:19:26

Нельзя коротко стричь волосы? Надо растить бороду?

Дмитрий спрашивает: «Пожалуйста, проясните мне суть сказанного Господом Богом в Лев.19:27 «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей». Получается нельзя очень коротко стричься ? Как понимать данные указания Господа нашего ?»

Мир вам, Дмитрий!

Всевышний никогда не учил Своих детей тому, должны они носить бороду или не должны. В Библии нет ни одного стиха, утверждающего, что Бог выступает «за» или «против» бороды. Всевышний так же никогда не устанавливал для людей правил стрижки волос. (А то, что мы видим в обряде назорейства имеет в себе на закон о стрижке/не стрижке волос, а символическое указание на то, как происходит служение Богу Вседержителю).

Ветхозаветное отношение к бороде и длинне волос — это человеческое отношение . В те времена почти повсеместно считалось, что мужчина должен носить длинную бороду. Причины такой «моды» нам неизвестны, но точно известно, что Бог не имел никаких претензий ни к бритым подбородкам, ни к небритым. Это с точки зрения людей считалось позором, если мужчине насильно остригли бороду. Бог же нигде не повелевает мужчине растить её.

«И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их. Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и [тогда] возвратитесь» (2Цар.10:4-5).

Вчитайтесь в этот отрывок, и вы увидите, что это было исключительно решением Давида, потому что в его времена то, что произошло, считалось позором. А Бог не имеет никакого отношения к этому решению.

Люди , а не Бог, считали бороду признаком достоинства мужчины, поэтому Бог, не противясь этому их желанию, на примере «бород» объяснял им Свою волю, Своё отношение к происходящему. Другими словами, зная, чем является борода в человеческойтрадиции, Спаситель иногда использовал её в качестве символа , длятого, чтобы объяснить Свои действия. Смотрите, например:

Ис.7:20″В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царемАссирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду».

Речьидёт совсем не о том, плохо это или хорошо иметь бороду, а о том, что если в представлении людей борода и волосы на голове и ногах мужчины — этопризнак его силы и пр, то через использование этого человеческого»мнения» Бог образно показывает, что полностью уничтожит силу людей.

Читайте также:  Скошенный лоб прически для мужчин

Теперь присмотримся к заинтересовавшему вас отрывку:

«Не ешьте с кровью;
не ворожите и не гадайте.
Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев.19:26-28).

Вы видите, что здесь идёт перечисление того, что раньше евреи делали, а теперь им делать нельзя?

Раньше они ели с кровью, как и все остальные.
Раньше они ворожили и гадали, как и все остальные.
Раньше они стригли голову кругом, т.е. подрезали волосы на висках. Из истории языческих культов мы знаем, что так стригли голову многие языческие жрецы , об этом даже есть упоминание в Иер.9:26 и Иер.25:23, Иер.49:32. Бог называет язычников людьми «стригущими волосы на висках».

Значит ли это, что Он имеет что-то против самой стрижки ? Нет. Но Бог хочет, чтобы Его народ, в сознании которого этот вид стрижки ассоциировался с языческими обрядами и вызывал определённую «реакцию» памяти, перестал бы совершать это действие, чтобы не подвергаться искушению зацепиться умом за знак язычества и, как следствие, впасть в идолопоклонство и пр.

То же самое и с бородами. Перечитайте отрывок и скажите: Бог говорит здесь о том, что надо растить бороду? или Он говорит о том, что если у тебя есть борода, то не порти её края так, как это делают языческие народы. Ведь это следует из контекста, не так ли?

Иными словами, Спаситель говорит, что Его дети должны перестать делать то, что они научились делать, живя среди язычества: есть кровь, ворожить, выстригать виски, портить бороды, делать нарезы на теле.

Можете ли вы сейчас стричь виски? Ответ зависит от вашего отношения к тому, что вы под этим подразумеваете: языческий способ служения Богу или обычную удобную причёску? Если первое — то нельзя, если второе — то можно. Понимаете, почему нельзя? Потому что такое действие обязательно повлечёт вас к другим языческим «интересам» плоти и отвратит от Бога.

Если вы отрастили бороду, а потом решили особым языческим образом подрезать её края, то вы стоите на пути греха, потому что пытаетесь совершить некое магическое ритуальное действие, о котором Бог вас не просил. Но если вы просто тщательно подравниваете края своей красивой бороды, не вкладывая в это никакого ритуального смысла, то вы просто заботитесь о своей внешности и ничего больше.

Проще говоря, чтобы вы ни делали: стрижёте ли вы волосы коротко, бреете ли бороду или растите её — вы прежде всего должны думать о том, чтобы ваши манипуляции не были наполненны языческим «смыслом» и не повлекли бы вас в пропасть язычества как такового.

Источник статьи: http://www.bible.com.ua/answers/r/35/307590

Глава 19

Законы моральные, богослужебно-обрядовые и юридические, регулирующие быт Израиля по идеалу святости

Лев.19:1 . И сказал Господь Моисею, говоря:

Лев.19:2 . объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.

Указание основного закона жизни Израиля и отдельных его членов: усвоение в собственное достояние той святости, которая в безусловном смысле принадлежит только Богу (ср. Лев.11.44 ), освящение жизни Израиля следованием учреждениям и постановлениям Божиим, обнимавшим всю жизнь народа Божия. Законы о чистом и нечистом символически выражали эту идею освящения Израиля.

Лев.19:3 . Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш.

В ряду законов прежде всего напоминаются заповеди десятисловия: о почитании родителей (ср. Исх 20:8, 12 ) и о хранении субботы (ср. Исх 31:13, 14 ) – заповеди, выраженные в положительной (а не в отрицательной, как все другие заповеди десятословия) форме.

Лев.19:4 . Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш.

Запрещение идолослужения (ср. Исх 20.4–6 ). Идолы названы elilim, ничтожество (ср. 1Кор 8.4 ), и богами литыми.

Лев.19:5 . Когда будете приносить Господу жертву мирную, то приносите ее, чтобы приобрести себе благоволение:

Лев.19:6 . в день жертвоприношения вашего и на другой день должно есть ее, а оставшееся к третьему дню должно сжечь на огне;

Лев.19:7 . если же кто станет есть ее на третий день, это гнусно, это не будет благоприятно;

Лев.19:8 . кто станет есть ее, тот понесет на себе грех, ибо он осквернил святыню Господню, и истребится душа та из народа своего.

Повторение законов о мирной жертве, именно об употребление ее мяса (ср. Лев.7.15–18 ), для руководства в личной религиозной жизни каждого.

Лев.19:9 . Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай,

Лев.19:10 . и виноградника твоего не обирай дочиста, и попа́давших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш.

Лев.19:11 . Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.

Лев.19:12 . Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш].

Лев.19:13 . Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.

Лев.19:14 . Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш].

Лев.19:15 . Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.

Лев.19:16 . Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь [Бог ваш].

Читайте также:  Модные мужские короткие стрижки для кудрявых волос

Лев.19:17 . Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.

Лев.19:18 . Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш].

Даются некоторые правила касательно справедливости, честности, милосердия и любви к ближним.

Лев.19:9 . Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай,

Лев.19:10 . и виноградника твоего не обирай дочиста, и попа́давших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш.

На первом месте ограждается право бедных, с которыми сопоставляются и пришельцы – чужеземцы, живущее среди Израиля. С великою гуманностью требует законодатель, чтобы эти люди не были забыты собственниками и владельцами при сборе хлеба, винограда, конечно, и других произведений земли (ср. Лев.23.22 ; Втор 24.19–21 ). Размер части, уделяемой бедным – край недожатого поля (peah), оставшееся или забытое в поле и винограднике, предоставлялся усмотрению каждого, великодушию и состраданию. В Мишне, где данному пункту посвящен целый тракт. «Пеа», minimum упомянутых пожертвований (в частности недожинаемого края) определяется в 1/60 всего достояния хозяина.

Лев.19:11 . Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.

Лев.19:12 . Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш].

Лев.19:13 . Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.

Напоминается 8-я заповедь десятисловия, и предупреждаются преступления против нее – присвоение чужой собственности во всех видах этого греха: тайное похищение, явное с насилием (грабеж), хитрый обман с ложною клятвою, несправедливая задержка платы поденщику (ср. Втор 24.14–15 ; Иер 32.13 ; Мал 3.5 ; Иак 5.4 ).

Лев.19:14 . Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш].

Лев.19:15 . Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.

Насмешка и злоба против лиц, имеющих тяжкие физические недостатки – глухоту и слепоту, обнаруживают недостаток страха Божия в человеке и сознания всеведения Божия; притом несметные обиженные лишены были возможности искать возмездия обидчикам. Посему грозное проклятие Божие (см. Втор 27.18 ) против обидчиков должно было охранять беспомощных. С другой стороны и в отношении к слабым, каковы бедняки, воспрещается всякое лицеприятное послабление (ср. Исх 23.1–3,5–8 ), недопустимое в отношении сильных.

Лев.19:16 . Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь [Бог ваш].

Лев.19:17 . Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.

Лев.19:18 . Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш].

Закон любви и благожелательности к ближнему, здесь заповедуемый ( Лев.19:18 ), предваряется отрицательными постановлениями: 1) не клеветать на ближнего и вообще не содействовать гибели ближнего (ср. Исх 23.7 ) или (по толкованию евр. авторитетов) даже избегать не оказывать ему помощи ввиду предстоящей ему гибели ( Лев.19:16 ); 2) не увлекаться чувством мести в отношении ближнего, избегать особенно тайной злобы против него, предпочитая ей открытое обвинение его ( Лев.19:17 ; Vulg.: non oderis fratrem tuum in corde tuo, sed publice arzge eum). Непосредственно за запрещением «мстить» следует положительный « царский закон по Писанию » ( Иак 2.8 ) – закон любви к ближнему, как к самому себе. Из сопоставления ст. 18 со ст. 34 видно, что именем ближнего здесь назван не просто единоплеменник, но и вообще человек, напр., поселившийся среди евреев, пришелец. Тем не менее национальная исключительность евреев уже рано побуждала ограничивать обязательность этой заповеди пределами лишь своего народа (Grotius: proximum hic, ut et in omnibus Mosis legibus, Israelitam solum, aut extraneum legi subjectum intelligunt Hebraei).

Лев.19:19 . Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся.

Без непосредственной связи с предыдущем дается постановление хранить «уставы» Божии – при творении определенные границы разных видов бытия, а вместе и моральные законы Божии. Именно запрещается (ср. Втор 22.9–11 ) искусственно соединять разнородное (евр. kifaim – заглавие целого трактата Мишны, развивающего мысль данного стиха, Лев.19.19 ): 1) разведение ублюдков скота; 2) засевание одного участка поля разными семенами и 3) приготовление одежды из тканей разнородных нитей (schaatnez – егип. или коптск. слово) – не только химическое (по толкованию иуд. традиции), но и механическое соединение в одной одежде шерсти и льна (ср. Втор 22.11 ), главных материалов одежды у евреев. Помимо уважения к положенным Творцом законам, данное постановление могло возбуждать в людях ужас к упомянутым в Лев.18.22–24 мерзостям, понимаемое же в аллегорическом смысле могло ограждать евреев от смешения с язычниками (блаж. Феодор., вопр. 27).

Лев.19:20 . Если кто переспит с женщиною, а она раба, обрученная мужу, но еще не выкупленная, или свобода еще не дана ей, то должно наказать их, но не смертью, потому что она несвободная:

Лев.19:21 . пусть приведет он Господу ко входу скинии собрания жертву повинности, овна в жертву повинности своей;

Лев.19:22 . и очистит его священник овном повинности пред Господом от греха, которым он согрешил, и прощен будет ему грех, которым он согрешил.

Жертва вины за соблазн и осквернение рабыни обрученной (если бы она была свободна, требовалась бы смерть соблазнителя, Втор 18.25–26 , или и соблазненной, Лев.18:23–24 ).

Читайте также:  Корейская прическа для мужчины

Лев.19:23 . Когда придете в землю, [которую Господь Бог даст вам,] и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные: три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их;

Лев.19:24 . а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних;

Лев.19:25 . в пятый же год вы можете есть плоды его и собирать себе все произведения его. Я Господь, Бог ваш.

Закон – подобно другим некоторым ( Лев.14:34, 23:10, 25:2 ), имевший войти в силу лишь по вступлении Израиля в Ханаан и с началом собственно оседлой жизни. Коль скоро посажено фруктовое дерево, закон регулирует пользование его плодами делением жизни дерева на 3 следующие периода: 1) 3 первые года плоды его запрещены для вкушения, как нечто некультурное, « необрезанн ое» – нечистое (ср. Ис 52.1 ; Иер 6.10 ); 2) в 4-й год весь сбор плодов дерева должен быть посвящаем Иегове, как благодарение (hitlulim, Vulg.: laudabilis, слав.: « похвален ») за оплодотворение дерева, – как начатки плодов его; 3) с 5-го года плоды дерева были достоянием его собственника, при чем ему – за точное соблюдение предписания закона – обещается « прибыток » (слав.; евр.: lehosiph – для прибавления) плодов (LXX: πρόσὕεμα ὑμῖν τὰ γενήματα ). Основание и значение закона не столько сельскохозяйственное и практическое (польза правильного ухода за деревьями, устранение вреда употребления сырых неокрепших плодов), хотя закон и мог иметь это в виду, а религиозно-теократическое – посвящение Иегове первых произведений для освящения всей целости употребляемых человеком в пользу свою предметов: вполне аналогично посвящению первенцев скота ( Исх 13:12, 34:19 ). Данная статья развита талмудистами в целый трактат «Орла» («необрезанное»).

Лев.19:26 . Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.

Лев.19:27 . Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.

Лев.19:28 . Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш].

Лев.19:29 . Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом.

Лев.19:30 . Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь.

Лев.19:31 . Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.

Запрещение некоторых суеверий, существовавших в культе и быте египтян и других народов, с которыми Израиль входил в такое или иное соприкосновение: 1) вкушение мяса с кровью ( Лев.19:26 , ср. Лев.7.26 ), по объяснению раввинов, от животного еще живого, – вероятно, вообще суеверный обычай, связанный с верою в особую силу крови; чтение LXX иное: ἐπὶ τῶν ὀρέων (слав.: » не ядите на гopax_ ), оно может указывать на обычай язычников закалать свои жертвы на горах; в связи с этим 2) всякого рода ворожба (евр. nachasch; LXX: οἰωνίζεσθαι , Vulg.: augurari – гадание по полету птиц) и гадание ( Лев.19:26 , ср. Лев.20.6 ); 3) стрижение волос на голове и бороде (ср. Иер 9.25, 26 ) с язычески-суеверными целями, как, напр., древние арабы, по Геродоту 3:8, сбривали волосы на висках в честь бога Оротала, которого греки сближали с Бахусом; 4) изуродование тела нарезами в честь умерших (ср. Втор 14.1 ), в частности татуировка: то и другое было в большом употреблении у народов Востока, как остается доселе и у дикарей, например, на Каролинских островах (ср. Иер 16:6, 41:5, 47:5 ; 3Цар 18.28 ); 5) религиозная (напр., в честь Астарты-Мелиты, ср. Быт 38 ) проституция, которой осквернялись бы земля и святилище Иеговы; 6) вызывание мертвых и вообще волшебство (LXX: ἐγγαστρίμυθοις , слав.: » утробны е басн и» – чревовещание; ср. блаж. Феодор., вопр. 29).

Лев.19:32 . Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш].

Лев.19:33 . Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его:

Лев.19:34 . пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш.

Лев.19:35 . Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении:

Лев.19:36 . да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской.

Нравственно-общественные предписания: а) о почтении к старцам (под zaqen раввины произвольно разумеют только мудрецов), в которых повелевается чтить божественный авторитет ( Лев.19:33–34 ); б) любовь к ближним ( Лев.19:18 ) должна распространяться и на иностранцев, поселившихся на земле Израиля и принявших его законы (ср. Исх 22:21, 23:19 ); в) строгая справедливость и честность на суде, в торговле и во всем общежитии – « в суде, в мере, в весе и в измерении «.

Лев.19:37 . Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их. Я Господь [Бог ваш].

Повторяется увещание к точному соблюдению законов и уставов, святость которых ограждается авторитетом Иеговы.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 1: Ветхий Завет / [ред. группа: М. В. Грацианский и др.]. — 1055 с. / Книга Левит. 556-670 с. ISBN 978-5-485-00270-1

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на книгу Чисел – Глава 5 – профессор Александр Павлович Лопухин
  2. Толкование на книгу Левит – блаженный Феодорит Кирский
  3. Книга Левит – преподобный Ефрем Сирин

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_03/19

Оцените статью
Adblock
detector