Длинные усы у казаков

Зачем казаки носили чуб-оселедец, и почему им гордились

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Как и в случае со многими другими вопросами – на этот четкого ответа нет. Есть версии и предположения, а вот четкого определения, когда, зачем и почему – ни в одном из документов тех времен, положениях Запорожской сети, нет.

1. Что говорит история

Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей киевских. По некоторым данным считают, что знаменитый Святослав, князь-воин, внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия. Появилась такая версия на основе сделанного Львом Диаконом описания облика Святослава во время его встречи с Цимисхием, императором.

Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.

То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.

Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская».
В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.

Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.

В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.

Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.

Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.

Читайте также:  Рекомендации по прическам по форме лица

2. Что думают по этому поводу сами казаки

Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет. Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.

Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».

Некоторые склонны верить в совсем уж нереальную, мистическую версию. Согласно ей, казаки были убеждены, что их после смерти Бог из адского котла вытащил именно за чуб. Ну а в ад, естественно, попадал каждый казак за все свои «хорошие» деяния. А их было много. Достаточно вспомнить походы за зипунами…

С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.

Ну и последняя гипотеза, вышедшая тоже из народа, гласит, что голову казаки брили в целях гигиены, а именно, чтобы не заводились вши. Чуб оставлялся для того, чтобы свои могли идентифицировать его. Нам остается выбрать ту версию, которая больше всего понравится. Подлинную причину ношения оселедца, возможно, никто и никогда не узнает.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник статьи: http://novate.ru/blogs/140820/55677/

Почему воины казаки носили длинные чубы?

В восприятии многих образы казаков неразрывно связаны с образами храбрых и свободолюбивых мужчин-воинов с суровым воинственным взглядом, статной выправкой, длинными усами и чубами, с серьгами в ушах, в папахах и в широких шароварах, что действительно вполне исторически достоверно.

Немного из истории казачества.

В описании известного арабского историка, географа и путешественника Абу-Аль-Хасана Масуди (896-956 гг.), сказано:

«За царством аланов находится народ, называемый кашак (касак) и живущий между горой Кабх (Кавказ) и Румским (Чёрным) морем».

В 9—10 веках арабы называли Чёрное море Русским морем.

Древнегреческий географ Страбон, автор «Истории» и сохранившейся почти полностью «Географии» Европы и Азии в 17 книгах, упоминает о воинственном народе «Kosaka» , живущим в I веке до нашей эры в районе Кавказских гор.

Страбон записал название народа, как «кос-саки», а область их проживания называлась «область саков», то есть скифов, ведь, персы называли скифов «саками».

Геродот сообщает, что «саки, они же скифы, имели на головах прямые остроконечные шапки, носили сарабары, имели местные луки, кинжалы и топоры-сагарии». (Геродот VII 64.)

Оружие скифов, записанное Геродотом, как «топоры-сагари» — это двухсторонние «топоры-секиры» — традиционное славянское казачье оружие.

Сарабары — широкие штаны скифов-саков, собранные внизу или подвязанные у щиколотки. Скифы заправляли сарабары в сапоги. В греческом языке нет шипящих звуков «ч», «ш», «щ», поэтому греческий историк Геродот, записывая скифские слова, заменял звук «ш» на похожий греческий звук «с» — «шаровары» он записывает, как «сарабары» — казацкие широкие штаны, благополучно дожившие до наших времён, и дополняющие традиционный казацкий костюм.

Читайте также:  Как вязать страховочные усы

Интересны характерные причёски Свебов, союза родственных племён, живших с I века до н. э. по VI в. н. э., по описанию географа Птолемея, на побережье Свебского моря (Балтийское море) и Венедского (Славянского) залива, примыкающего к побережью Восточной Прибалтики. Этимологи считают, что слово «Свебы» происходит от протогерманского * swēbaz, основой которого служит прото-германский корень * swē-, означающего «СВОИ».

Судя по данным археологии и ономастики, значительная часть населения Свебов тесно связано с этногенезом славян.

После набега викингов на Линдисфарн в 793 году англосаксонский монах и учёный Алкуин (Alcuin) написал письмо с предупреждением королю Этельреду Нортумбрийскому о том, что он и его дворяне скопировали причёску и одежду скандинавов.

Причёска викингов — длинный чуб, и бритый затылок

В письме «брату Эдварду», Элфрик (Ælfric) жаловался на то, что местная знать перенимает языческие обряды викингов «отказываясь от английских обычаев» и «носите причёску, ослепляющую глаза.» Вероятно, имеется ввиду популярная в Англии в раннем средневековье причёска викингов: длинный чуб, ниспадающий с макушки головы, на один глаз, и, таким образом, «ослепляющий» глаз.

Стражники герцога Вильгельма Нормандского с чубами и бритыми затылками (справа)

Викинги-воины-норманны на гобелене Байе изображены с бритыми затылками и без волос на шеях.

Хроника тринадцатого века, приписываемая Джону Уоллингфорду (John of Wallingford; ум. 1258 г.), описывает, как викинги, живущие в Англии, смогли соблазнить различных англосаксонских женщин благодаря их модным причёскам и укладке волос и бородам:

«По обыкновению своей страны они каждый день расчёсывали волосы, каждую субботу мылись, часто меняли одежду, и с помощью многих таких легкомысленных приёмов привлекали к себе людей. Таким образом они осаждали достоинство замужних женщин и смогли убедить дочерей даже знати быть их наложницами.»

Казаками на славянских землях называли вольных вооруженных воинов, поселившихся на «украинах» Руси на рубеже XIV -XV веков. Несколько крупных казачьих сообществ и поселений возникли XIV веке в низовьях Днепра, Дона, Волги.

Вследствие «Великого голода» в 1601—1603 годах многие землевладельцы, не имевшие возможности прокормить своих холопов, выгоняли их со своих владений. Люди, спасаясь от голодной смерти массами бежали на вольные «украины» и присоединялись к казачьим общинам, становились вольными казаками.

В результате образовались крупные вольные казачьи войска: Запорожское, Донское, Волгское, и за Уралом — Яицкое казачье войско. Первые упоминания в исторической летописи о казаках было в послании татарского князя Юсуфа Ивану Грозному. Ордынский воевода жаловался русскому царю на то, что «его подданные, живущие по берегам Дона, подстерегают и грабят его послов, возвращающихся домой после выполнения дипломатических миссий и везущих с собой причитающиеся в таких случаях подарки«.

В XVII — XVIII веках государственная власть стала ограничивать свободу казаков, стараясь подчинить их своей воле. Восстания казаков следовали одно за другим, но карательные меры со стороны российских властей заставили казаков всё же присягнуть на верность царю-батюшке. Так, в 1671 году, сразу после подавления разинского восстания, казаки были вынуждены принести присягу царю Алексею Михайловичу и впредь согласовывать все свои военные операции.

3 июля 1787 года князь Григорий Потёмкин представил императрице Екатерине II бывших запорожских старшин, которые поднесли императрице прошение о восстановлении войска Запорожского. С октября 1787 г. Г.А. Потёмкин именовал вольную «запорожскую команду» численностью 600 человек «войском верных казаков», а полное его наименование было «Ея Императорского Величества войско верных Черноморских казаков». Особые воинские подразделения — пластуны — казачий спецназ, выполнял широкий спектр сложных и опасных воинских задач – от разведки до диверсий в тылу врага.

За всю историю южно-русского казачества было множество великих казаков — первопроходцев и открывателей, миротворцев, настоящих патриотов отечества, защитники земли родной, служившие «форпостом» на рубежах родины. Бывали и другие — казаки смутного времени, «прославившиеся» грабительскими набегами, убийствами и поджогами, о которых стараются не вспоминать.

Читайте также:  Легкие прически с длинными волосами для подростков

«Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир»,— красноречивая фраза Наполеона о казаках, свидетельствует об славе, отваге, удали и мужестве русских казаков, с которыми пришлось воевать французам.
Казаки сыграли ведущую роль в развитии русской государственности, сформировали богатейшие воинские традиции, основанные на глубокой вере в покровительство Богородицы, вывели свой собственный казачий воинский кодекс чести.

Зачем казаку нужен был чуб-оселедец и серьга в ухе?

Длинные чубы-оселедцы носили старые казаки, опытные воины, понюхавшие пороху и проявившие героизм на полях сражений. Для молодых же, только начинающих проходить боевое крещение, такая прическа была под запретом. Чубы были элементом образа воина-казака, и важным атрибутом относящимся к казацкой легенде. Считалось, что казаки, совершившие множество прегрешений перед Богом и загубившие в боях немало жизней были приговорены после смерти – «гореть в аду». Среди казаков ходило поверье, что Господь смилуется и вытащит грешника из адского пламени за чуб. Самым позорным наказанием для казака было сбривание чуба.

Молодых казаков называли «джурами» и стригли обычно «под горшок». Прическа воина-казака «укорачивалась» постепенно в процессе обучения воинскому мастерству и накоплению им боевого опыта.
Носить чуб нужно было так, чтобы тот ниспадал на левую сторону, иногда перекрывая левый глаз. Казаки, профессиональные воины, считали, что чуб может смахивать нечистую силу, которая якобы сидела у казака на левом плече и пыталась толкнуть казака на безбожие.

Чуб-оселедец был отличительным признаком и особым талисманом настоящего воина-казака, который не забыл о вере и осознаёт все свои неправедные поступки. Именно поэтому, у пленных запорожцев турки часто отрубали длинные чубы, чтобы их вера пошатнулась, и не возможно было бы казаку ожидать от Господа спасения из ада.

Изготовленные из серебра серьги в виде полумесяца, казаки также носили не ради забавы. Серебряная серьга в ухе казака несла информацию о социальном статусе воина. Серьга в левом ухе воина означала, что казак был единственным сыном в семье. Серьга в правом ухе казака, указывала на то, что ее владелец – последний мужчина в своём роду. Бывали случаи, когда серьги казак носил серьгу и в правом, и и в левом ухе — это означало, что он единственный и последний мужчина в семье и в роду.

Во все времена воины казаки были образцом мужества и героизма, патриотизма и верности для своих современников и для новых поколений.

Все эти качества и привлекали к южно-русским казакам российской «украины» особое внимание художников-живописцев от Репина, Сурикова, Васильковского и до современных мастеров жанровой живописи.

Источник статьи: http://ru-sled.ru/pochemu-voiny-kazaki-nosili-dlinnye-chuby/

Оцените статью
Adblock
detector