Сакральная тайна бороды для славян
Предыдущая: «7 известных борцов с бородой» http://www.proza.ru/2014/10/01/453
и почему ни в коем случае нельзя было нас ее лишать:
— ;. Значение слова: БОРОДА — Богатство РОДА! Чем гуще и длиннее борода, тем сильнее и крепче род, тем больше у него потомства и тем сильнее связи между поколениями.
— В. Борода даёт храбрость. Пока у воинов не начинала расти борода, их не пускали в передовые отряды, на поле боя. Может, конечно, это просто самовнушение, что если тебя с детства будут уверять, что борода тебя сделает бесстрашным, непобедимым и будет оберегать от стрелы разящей в полдень, то так и будет! Мы же есть то, во что верим! Да даже просто посмотрите на хмурого мужика с бородой, он в раз сто опаснее выглядит, чем свежебритенький.
— Г. Духовный рост без бороды не возможен. Мужчина есть носитель духа рода. (Тако свой род продлеваючи, муж даёт детям дух, а мать тело).Муж, который носит бороду, обладает духовной силой. И как женщина Бога через волосы на голове слышит, так мужчина чувство Бога через волосы на бороде получает. Борода даёт сильнейшую интуицию, что помогает разрешать сложнейшие ситуации. К сведению, Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство своим телом, которым его наделил Господь. И указ Петра I о запрете ношения бород церковных служителей не коснулся. Хотя до этого указа сама церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых. В старообрядчестве брадобритие именуется законопреступным и почитается ересью. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете. Брадобритие было запрещено правилами шестого Вселенского Собора. Запрещалось бритие бород святоотеческими писаниями. «О пользе бороды у священников» Валериана (1531 г.) известен трактат специально на эту тему — «Апология бороды»Бурхарда Беллевосского, написанный в 1160-х годах и найденный в 1929 г.
— Д. Борода есть принадлежность к БОжьемуРОДУ. Бог создал мужчину по своему образу и подобию, а значит, борода — неотъемлемая часть его образа. В Влескниге написано: «Боги наши, суть Отцы наши, а мы — дети их, и будем достойны Славы Богов наших, и сотворим благих деяний множество, да во славу Родов наших, троекратно более чем влас в браде нашей». Вообще брадолюбие является одной из главных добродетелей русского человека: бороду нужно холить и лелеять, бережно отращивать и относиться к ней уважительно.
— Е. Мудрость живёт в бороде. О великом могуществе бороды говорили и древние греки — каждый взрослый мужчина без исключения носил бороду в знак обретения мудрости. Бороду отпускали с удовольствием, а коротко стригли ее (но не сбривали!) только в знак траура.
— Ж. Борода есть духовная связь с предками и свободомыслие. В древнем мире, и не только у славян, если требовалось покорить, подчинить себе кого-то, то ему отрезали бороду. Человек, лишенный такого мощного источника энергии, теряет духовную связь с предками и свободомыслие, у него затуманивается сознание, и им можно управлять как угодно.
— З. Борода есть символ власти, символ хозяина. Мужчина в мире дома своего есть олицетворение Бога, и только он изначально должен всё первым зачинать. Мужчина без бороды считался женоподобным и неспособным к созданию семьи, продолжению рода.
В Древнем Египте вообще бороду было запрещено носить всем, кроме фараона — она символизировала единоличную власть и обладание землями. Фараон как бы представал в образе отца-мужчины, а весь его народ становился «женщиной» — воспроизводительницей благ.
— И. Борода — это почёт. Из описания путешественника на Русь в 1634 года Адама Алеария (перевод): «Мужчины у русских очень почитают длинные бороды и толстые животы, и те, у кого эти качества имеются, пользуются у них большим почётом». Во всех сказания и былинах все, к кому уважение показывается, мудрецы да богатыри — с бородой. И старик Хоттабыч одной волосинкой из бороды желания выполнял.И дед Мороз без бороды не он.
В 1757 г. М.В. Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту — «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.
Источник статьи: http://proza.ru/2014/10/01/468
Публикации
О благолепном и честнообразном мужском украшении — БОРОДЕ! 11.01.2018 12:43
В наше время многие мужи сбривают свою бороду не понимая, что это природное украшение, данное Богом для мужеского пола. Прп.Максим Грек в письме «к Самодержавному Царю Иоанну Васильевичу о еже не брити брады», пишет, что все дела Господа, даже самые мелике, не лишены премудрости и крастоты. Как говорит пророк Давыд: «коль возвеличишася дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс.103.24). Прп.Максим пишет, что все члены нашего тела Господь сотворил нам на пользу: ноги – чтобы ходить куда надо нам, руки – чтобы делать что нужно нам, очи – чтобы глядеть и узнавать тех кто нам встречается, нос и ноздри – чтобы различать запахи, вдыхать и выдыхать жизненный воздух. Некоторые части нашего тела не только украшают нас, но и немалую пользу дают: брови, например, не только создают нам благолепие, но и очи соблюдают невредимыми от стекающего соленого пота; ресницы же, наименьшие создания, однако соблюдают невредимыми очи от всякого праха и пуха, которые в воздухе носятся и в глаза лезут. Для чего же Бог умыслил для нас усы и бороду? Прп.Максим пишет, что усы и борода придуманы Богом не только чтобы различать мужской пол от женского, но «к честновидному благолепию лиц наших». Кто здрав умом и желают во всем Богу угодить тот пусть слышит Моисея повелевающего людям израильским: «не отсецети брады ваша. Аще же проклятии уклоняющиися от заповедей Божиих, якоже слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат и истребляющии бритвою брады своя, противящеся без ума заповеди Божией».
Бороду, это «честновидное украшение», Творец даровал не только словесному естеству человеков, но и даже бессловесным животным. Один человек поведал прп.Максиму такой случай: некие люди, играя, отсекли бороду у одного козла «добробрадна зело». И этот козел не стерпел такой обиды, и сам себя убил до смерти, ударяя без милости свою голову о землю. «Уразумеем, коль честно и любезно есть бородное украшение и безсловесному животну», а мы, словесные, гнушаемся ею.
Император Константин Великий, сделавший христианство равноправным среди других религий Римской империи, ввел брадобрейство в обязанность. Христиане последовали императорскому указу. Отсутствие бороды стало отличать их от бородатых язычников и евреев.
В связи с этой византийской модой на бритое лицо (которая примерно с VII в. сходит на нет), вспоминается одна история. Как известно в исламе Коран запрещает брить бороду. Мухаммад сказал: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам». А бритье бороды является уподоблением женщине. В одном из хадисов о пророке Мухаммаде рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. Мухаммад произнес: «Но мне приказал Аллах, всемогущий он и великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». В ходе последовавшего дипломатического разговора с послом Мухаммад больше ни разу не посмотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу, а в исламе смотреть без необходимости на постороннюю женщину запрещено.
Иеромонах Фердорит Сенчуков, по совместительству врач-реаниматолог, говорит:
«Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам – чтобы их не схватили за бороду.
Православный человек – человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.
В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений – чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.
В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого – там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.
Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки – это не православная традиция».
В Византию мода на бороду возвращается примерно в VII в. В дальнейшем неприязнь к бритым лицам в Византии на Руси связана с расколом с римо-латинской церковью в 1054. Дело в том, что в латинской церкви утвердился обычай брить бороды, поэтому этот обычай православные христиане воспринимали как еретический. К тому же это облегчало опознание еретиков простым людом не особо разбирающимся в тонкостях вероучения: видишь бритое лицо, значит перед тобой еретик.
В 1054 году в ходе спора о бороде между римо-католиками и православными, нашит в ответ на обвинение ответили так: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что [лишь] женам благопристойно этот [вид] при творении устроил Бог, мужам же судил быть несообразным [сему виду]».
«Предубеждение русских против брадобрития, как латинского злого обычая, достигло самой высшей степени в так называемое смутное время России. Тогда латиняне пред глазами русских оскорбляли все, что доселе русские привыкли считать неприкосновенным и святым, — смеялись над верою, жизнью и нравами русских. Естественно, что и озлобление русских против латинства достигло тогда особенной напряженности и выразилось в энергичных проклятиях, которыми русские клеймили все латинское. В числе других, с большею против прежнего силою, повторено и проклятие на брадобритие; оно было причислено к категории тех ересей, от которых должен был отрекаться всякий латинянин, искавший общения с церковно православною. «Проклинаю богоненавидимую блюдолюбного образа ересь, еже остригаю браду, ей же бысть начальник беззаконный Петр Гугнивый, римский папа, во царех же тоя ереси начальник Константин Ковалин иконоборец, и в той ереси и прочие римские папы погрязоша, и вси латинские епископы и попове, мнози же и мирстии же человецы, ум погубивше, ниспадоша в таковое прокажение лица своего, губяще доброту Богом созданнаго им образа, еже добротою украси Бог человека по своему образу и по подобию». Затем при Мирском Потребнике 1639 года и при Служебнике 1647 года было помещено поучение — «не брити брады и усов не подстригати».
В традиционной культуре борода служила признаком зрелости и духовного совершенства человека. В слове о брадобритии, которое приписывается патриарху Адриану (1637-1700) говорится, что «Бог, сотворил мужа и жену, положив разнство видное между ими, яко знамение некое: мужу убо благолепие, яко начальнику — браду израсти, жене же, яко несовершенней, по подначальней, онаго благолепия не даде, яко да будет подчиненна, зрящи мужа своего красоту, себе же лишену тоя красоты и совершенства, да будет смиренна всегда и покорна».
Уважение к бороде на Руси еще связано с почитанием святых, изображаемых на иконах. Мы часто видим, что святые изображаются на иконах с бородою. Даже святой император Константин Великий, у которого не было бороды, на иконах изображается с бородой.
Таким образом, борода символически связана с благочестием и аскетизмом. Из грамоты того же патриарха Адриана видно, что смотря на брадобритие, как на еретический обычай западного происхождения, русские ставили образцом для самих себя не что иное, как иконные изображения, которыми наглядно и поучались. «Взирайте часто на икону страшнаго Христова пришествия втораго, — делается здесь обращение к брадобрийцам,— и видите праведныя на десней стране Христа стоящия, все имуще брады, на шуйце же стоящие бесермены и еретики, лютеры и поляки, и иные подобные им брадобритики, точию имущие едины усы, яко имут коты и псы, и внемлите, кому подобны себе творите и в коей части написуетеся».
Напоследок вновь обратимся к письму прп.Максима Грека «к Самодержавному Царю Иоанну Васильевичу о еже не брити брады». Прп.Максим пишет, что он спрашивает латинских еретиков, почему они отрезают-то бороды свои? А латины отвечают, что, мол, бреются чтобы не тщеславится своими бородами, дескать, кто бороду отпущает, тот суетно тщеславится. А прп.Максим говорит им контраргумент: тогда латинянам подобает «отрезати детородныя уды скопски, аки разжизающих их ко студным блужением и богомерзким похотем; очи же извертети, руку же и ногу отсекати, евангельски рещи, аки сим нудимым ко всяческим лукавым деянием и похотем. Но не уды телес наших отсещи нам Спас велит, но лукавыя похоти душ наших, сими удесы действуемых. сице подобаше бегати и согрешения тщеславнаго смиренномудрыми подвиги противящимся ему, а не браду бреети, изменение суще честнолепнаго».
Источник статьи: http://hram-kaluga.ru/publikacii/news_post/o-blagolepnom-i-chestnoobraznom-muzhskom-ukrashenii-borode
Борода
Борода́ – волосяной покров на нижней части лица и передней части шеи. Один из вторичных половых признаков мужчин, связанный с выработкой организмом тестостерона. Борода начинает развиваться в период полового созревания. В настоящее время борода – традиционная составляющая облика представителей православного духовенства и части благочестивых православных христиан.
Как относились к бороде во времена Ветхого Завета?
В ветхозаветном законе существовало требование, правда, не безусловное, о запрете на брадобритие ( Лев.19:27 ). В ряде случаев сбривание бороды могло иметь результатом бесчестие, позор ( 1Пар.19:4–5 ), но не всегда ( Лев.14:9 ). Со стороны древних евреев бороде оказывалось немало внимания ( Пс.132:2 ). Считалось большим оскорблением, если кто-то, находясь в раздражении или для выражения своего гнева, презрения, щипал бороду своего оппонента или брался за оную, иногда это делалось с целью «привести в чувства» оппонента, противника ( Неем.13:25 ), целование же бороды, напротив, служило особенным знаком уважения и дружбы. Вырывание волос из бороды, или полное снятие оной и небрежение о ее приличном виде служили знаком глубокой печали ( 1Ездр.9:3 , Ис.15:2 , Иер.41:5 , Иер.48:37 ), вместо острижения бороды в знак скорби можно было ограничиться также закрытием своей бороды. Нечесаная, неухоженная борода могла считаться и признаком невменяемости человека ( 1Цар.21:13–15 ).
Что говорится о бороде в Новом Завете?
В Новом Завете мы не находим указаний на ношение бороды, но по общему преданию Спаситель и апостолы носили бороду, как и все иудеи (только апостол Иоанн нередко изображается безбородым, чтобы подчеркнуть, что к апостольству он был призван еще очень молодым). Поэтому обычай ношения бороды сохранился в Православной Церкви, особенно среди духовенства.
Когда в России (или на Руси) стали брить бороду?
Вопрос о брадобритии в России особенно обозначился в начале ХVIII века, когда указами императора Петра I было открыто гонение на русскую бороду. Собственно говоря, реформа началась еще в 1699 году, по возвращении государя из-за границы. Он собственноручно отрезал бороды у знатных московских бояр. От того же 1699 года сохранился медный знак, величиною с двугривенный, с изображением на лицевой стороне бороды и усов, под словами «деньги взяты», свидетельствующий, по-видимому, что тогда же возникала мысль уже и о денежном штрафе за бороду. Правда, первоначально реформа коснулась не всех сословий, но это продолжалось только до 1705 года, когда было повелено брить бороды всем по всей России (кроме священнослужителей), под страхом штрафа от 30 до 100 рублей. Брадобритие было встречено населением как нарушение благочестия: «Многие из светских бороды обрили, в послушание государеву указу, однако те бороды имели в хранении у себя, яко многоценное сокровище, для положения оных купно с телом во гроб по своей смерти, чая, что без бороды в царствие небесное не примутся». Политика искоренения бороды проводилась весь XVIII век.
Почему сейчас православные священники носят бороду?
Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» ( Лев.21:1–5 ). Тем не менее, в настоящее время это не обязанность, а традиция.
Есть ли каноны, запрещающие брадобритие?
Непосредственно о бороде канонов нет, но о волосах – есть. Так, 21 правило Трулльского Собора гласит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишились благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной». Стригутся по образу клира – речь здесь идет о гуменце, то есть выбритой макушке, отличительном знаке клириков (на Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой).
42 правило того же Собора осуждает монахов с отращенными волосами. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и бесславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили».
И, наконец, 96 правило Трулльского собора: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею». Смысл данного правила – сохранение умеренности в отношении своего внешнего вида.
Источник статьи: http://azbyka.ru/boroda