- Почему в Грозном мужчины отращивают бороду и бреют усы. Рассказал Чеченец
- Почему чеченцы носят бороду?
- Отращивание бороды
- Ранний ислам
- Средневековье
- Современность
- Ближний Восток
- Афганистан под властью «Талибана»
- Пакистан
- Средняя Азия
- Россия
- Укорачивание бороды
- Окрашивание бороды
- Инциденты с окрашиванием бороды
- Укорачивание усов
- Примечания
- Литература
- Дополнительная литература
Почему в Грозном мужчины отращивают бороду и бреют усы. Рассказал Чеченец
Казалось бы борода в наше время обычное дело, но общество не всегда готова правильно воспринимать бороду, некоторые при видя бороды сразу же человека относят к плохим парням и бандитам с Кавказа, а есть и те кто наоборот считает что мужчина без бороды является женоподобный. Не так давно моему слуху попалась даже народная поговорка «как лев без гривы львица — так и мужчина без бороды девица. ))))»
Находясь в Грозном я обратила внимание на то, что большинство мужчин носят бороду и бреют усы, и даже подростки ходят с маленькой растительность на лице.
Хочу сразу же высказать свое мнение по поводу бороды, мне бородатые мужчины нравятся, но не так чтобы борода висела до груди, всему есть эстетическая красота, аккуратная щетина или же маленькая бородатость придает мужчине некий брутальный шарм.
Видя столько бородатых мужчин на улице я решила выяснить у своего знакомого Чеченца почему же в Грозном мужчины носят бороду и бреют усы.
На этот вопрос он однозначно и без возможности опротестовать ответил что ношение бороды для Чеченцев имеет сугубо религиозный характер, так как в Чеченской республике местное население практикует и соблюдает каноны Ислама.
Ношение бороды является обязательный условием и в хадисах написано именно отращивать бороду и сбривать усы. Поэтому среди Чеченцев практически невозможно встретить мужчину с длинными усами, а вот с длинной бородой попадаются на каждом шагу.
Среду русского населения так же можно встретить мужчин с бородами, но их очень мало. Еще в далекие времена на Руси мужчины носили большие бороды, но с приходом к власти Петра 1 он стал бороться с этим и бороды постепенно начали пропадать, хотя в те времена ношение бороды сравнивалась с честью мужчины и если провести параллели, то Петр 1 обесчестил мужчин запретив им отращивать большие бороды.
Так же есть мнение что борода приносит пользу с медицинской точки зрения, а именно прямые солнечные лучи могут вызвать кожи всякого рода заболевания. А густая борода препятствует этому и выступает своего рода защитой перед ультрафиолетом.
Если подытожить, то ношение бороды это сугубо личное решение каждого мужчины, в центральный частях России редко встретить бородатых мужчин, а к примеру на Кавказе борода это религиозных признак и поэтому на улице много бородатых мужчин.
Другое дело когда многие из нас негативно реагируют на бородатых мужчин с Кавказа приравнивая их к плохим людям, и такое восприятие на мой взгляд является бедой нашего с Вами общества.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b1543b47ddde8d404eaefd4/pochemu-v-groznom-mujchiny-otrascivaiut-borodu-i-breiut-usy-rasskazal-chechenec-5cd1119f8b758300b4f830a3
Почему чеченцы носят бороду?
Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: «почему чеченцы носят бороду?» с полным описанием и рекомендациями.
Чеченцы испокон веков уделяли особое внимание своему облику и внешнему виду вообще.
Мы согласны с мнением профессора Ш.М-Х Арсалиева, что в понятие чеченского идеала мужской внешности, как правило, входили высокий рост (лекха дегI), широкие плечи (шуьйра белшаш), широкая грудь (шуьйра некха ваз), тонкая талия (юткъа гIодаюкъ), худощавость (векъа), аккуратные небольшие стопы и тонкоикряные высокие ноги, белый цвет кожи, прямой нос, усы кавказского типа, широкие брови, ровные некрупные зубы, маленькие рот и уши, борода, крепкая белая шея, прямая стремительная походка: «Цуьнан элдара (осет. княжеский – Л.Г.) буоларе, мажмекхе хьаьжча хаьа иза муха ву!» — «По красивой походке и бороде — усам можно судить, каков он», — говорят чеченцы.
Во внешности вайнаха важное значение имели борода и усы (мажмекх), являющиеся символом чести и достоинства. Прикосновение к ним считается оскорблением, но касание ножом бороды убийцы в знак прощения во время примирения кровников, допускалось.
Безбородый (куьйса) презирался, но бородой и клялись. «Если ты не мужчина, ты не должен носить усов», — говорили чеченцы в исключительных случаях. Есть такая старинная оригинальная поговорка у чеченцев, связанная с бородой и самой страшной крайностью: «Лаца ма лаца де маж, лаьцча д1а ма хеца» — «Не хватай отца за бороду, но уж если схватил, не отпускай». Борода у молодых вайнахов должна была быть короткой, окладистой и в которой волосы могли скрыть в себе зернышко кукурузы. Длиннобородыми могли быть только старики и кровники. Так говорил великий устаз Кунта — Хаджи.
Три ответственейшие нагрузки берет на себя мужчина, отпустивший усы: ему в горе нельзя не только плакать, но даже прослезиться; ему и в радости нельзя хохотать, можно только скромно улыбаться, к тому же не показывая зубов; ему нельзя от страха, и даже в случае смертельной угрозы, убегать. Если это все случится, падает позор не только на него, но и на его семью, родственников и, наконец, на все село. Усатый мужчина должен быть максимально сдержан, несуетлив, малоразговорчив, не вступать в спор или ругань с женщинами и особенно скромно вести себя на мельнице (майдане, пейхане – чеч. пхьоьхана – Л. Г.) или на базаре, где собирается много сельчан.
Как явствует из предыдущей цитаты, усы налагали на их владельца определенную ответственность морально-этического плана не только перед членами своей семьи, но и перед обществом, в котором он вращается, а также требовали и особого ухода. Они у чеченцев должны были быть закручены кверху, а не опущены вниз. Опущенные усы не вызывали уважения к их владельцу. Даже девушками на вечеринке, свадьбах (синкъерам, ловзар) игнорировались мужчины с подобными усами.
В народе с презрением говорилось, что опущенные (подковообразные) усы напоминают штаны, перекинутые на стог сена (такхоран тIекхоьссина шарбал санна ду цуьнан мекхаш). Зато уважались мужчины с прямыми, длинными, закрученными в виде штопора усами (буро санна мекхаш) или усами как бурки (бIоржамаш сана мекхаш). Выражение это отмечает густоту усов.
Усы и борода – символ чести и достоинства чеченца
Нохчалла.com, Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогика чеченцев – М., 2007. С. 241
Просмотров 25 985
Отношение к отращиванию бороды (араб. ) и бритью среди многочисленных исламских течений является неоднозначным. Некоторые из них считают бритье бороды грехом (фиск), а выращивание — обязательным (ваджиб) действием. Другие же считают отращивание бороды желательным (мустахабб), а бритьё порицаемым (макрух), но не запретным (харам) действием. Борода рассматривается мусульманами как символ мужественности, а её отращивание считается частью первозданного естества (фитра) человека.
Отращивание бороды
Ранний ислам
Показ волос пророка Мухаммеда в Чечне (2014)
Пророк Мухаммед, как и иудеи и христиане-монахи того времени, отращивал бороду. Согласно хадисам, Мухаммед призывал мусульман отращивать бороду и не брить её: «Отличайтесь от многобожников — отпускайте бороды и подстригайте усы», «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников».
В сборнике хадисов имама аль-Бухари сообщается, что во время своего предпоследнего и последнего паломничества, пророк Мухаммед разрешил людям взять его остриженные волосы. Полученные таким образом волосы с головы и бороды Пророка были сохранены, а затем распространены во всех частях исламского мира. Мусульмане хранили эти волосы в бутылках и заворачивали в зелёную материю.
Средневековье
О запрете брить бороду писали захиритский правовед Ибн Хазм, маликит аль-Хаттаб, ханбалит ас-Саффарини, ханафит Ибн Абидин.
Мнению большинства улемов о запрете бритья бороды противоречили некоторые представители шафиитского мазхаба, которые говорили о нежелательности (макрух) этого, но не считали харамом. Так говорили ар-Рафии, ан-Навави, Закария аль-Ансари и аль-Хатиб аш-Шарбини. Несмотря на это, шафииты аз-Заркаши, аль-Халими, аль-Каффаль аш-Шаши и аль-Азраи считали запретность бритья бороды более правильным мнением.
Современность
В традиционном арабском обществе социальный статус человека зависит от длины, формы и цвета его бороды. Современные салафитские богословы (Ибн Баз, аль-Усаймин, аль-Албани и др.) считают, что борода отличает мужчин от женщин и от неверующих (кафир), которые не отращивают бороды. Бритьё считается запретным (харам) и греховным действием. Такое же отношение к бритью бороды у шиитских аятолл Али Систани и Мухаммада Ширази. В 2012 году аятолла Али Хаменеи в эфире иранского национального телевидения назвал короткую бороду короля Марокко Мухаммеда VI, напоминающую скорее лёгкую небритость, «позором» и «плевком в лицо Пророка». В свою очередь король назвал это «чушью».
Ближний Восток
В некоторых странах Ближнего Востока (например, в Ливане) обладатели бород, даже если они отращивают их не по религиозным причинам, могут сталкиваться с подозрительным отношением к своей персоне со стороны полиции.
По некоторым данным, в связи с военными действиями в Сирии и Ираке, где курды воюют против боевиков Исламского Государства, курды на юго-востоке Турции стали массово сбривать свои бороды, чтобы быть непохожими на бородатых членов ИГИЛ. Несмотря на то, что ношение бороды не являются особенностью только ИГИЛ, были зафиксированы случаи, когда члены Рабочей партии Курдистана казнили людей за наличие у них бороды. В Турции отращивание бороды считается сунной и рекомендуется для взрослых мужчин. Но по турецкому правовому кодексу государственному служащему запрещено носить бороду.
В период правления Хосни Мубарака в Египте борода рассматривалась как символ исламистских сил, настроенных против президента, хотя бороды имеют не только мусульмане, но и копты-христиане (например, патриарх Феодор II). Братья-мусульмане имели ухоженные бороды, а салафиты отращивали внушительную растительность на лице и сбривали усы. Некоторые из них окрашивали свои бороды хной: от тёмно-бордового до ярко-оранжевого цветов. Все государственные служащие были обязаны сбривать бороды, но после падения режима Мубарака ношение бороды вновь вернулось в моду.
Афганистан под властью «Талибана»
После того как 27 сентября талибы без боя взяли Кабул, они ввели на территории новоявленного Исламского Эмирата Афганистан нормы шариата. Среди прочего, мужчины должны были отращивать густые бороды; стали проводиться «проверки бород». Те, чьи бороды были короче длины сжатого кулака, могли быть избиты.
Пакистан
В агентстве Баджаур, расположенном в зоне племён Пакистана, контролируемой талибами, на дверях парикмахерских были развешаны предупреждения о том, что бритьё бороды противоречит исламу и нарушители запрета будут убиты. Несколько парикмахерских были взорваны, после того как отказались соблюдать запрет. Такие же предупреждения были сделаны парикмахерским Вазиристана.
Средняя Азия
Официальная позиция Духовного управления мусульман Казахстана заключается в том, что отращивание бороды является суннатом (то есть необязательно), а о греховности бритья говорят только ваххабиты. В вопросе о необязательности отращивания бороды казахстанское духовенство опирается на египетских улемов XX века Мухаммада Абу Захру (1898—1974) и Махмуда Шалтута (1893—1963) и на постановление египетского Управления по фетвам. А по словам заведующего «Центра религиоведения» Танжарыка Турганкулова на сайте астанинской мечети им. Гылмани, отращивание бороды сегодняшними молодыми мусульманами Казахстана делается для того, чтобы внести смуту в общество мусульман.
В Узбекистане, основное население которого исповедует ислам, нет никаких официальных законов, направленных на запрет ношения бороды, но бородатые люди вызывают подозрение у окружающих и сотрудников милиции. Даже имамы мечетей вынуждены сбривать бороды, чтобы не попасть в список «бородатых» СНБ Узбекистана. По словам директора службы новостей организации Форум 18 Феликса Кроли, «узбекские власти борются не только с исламскими радикалами, но и просто с верующими мусульманами».
Неофициальный запрет на бороды связан с борьбой против экстремистских движений, которая началась после того, как в 1997 году в Намангане (Ферганская долина) было совершено жестокое показательное убийство высокого должностного лица правоохранительных органов. Тогда наличие бороды или фотографии с бородой в паспорте человека могло стать причиной для ареста и уголовного преследования.
Для того чтобы бородатый человек мог получить паспорт в Узбекистане, ему нужна справка от областного управления духовенства о том, что он «не является членом экстремистской организации». Но мало кому удаётся добиться такого разрешения.
Россия
Согласно постановлению Совета улемов ДУМ Карачаево-Черкесской Республики РФ от 27 августа 2011 года, ношение бороды согласно ханафитскому мазхабу является ваджибом. Совет улемов обязал всех имамов КЧР «отрастить бороды, минимально в пределах видимости (то есть запретить выбривать лезвием)».
По словам муфтия Тюменской области Ильдара Заганшина, ношение бороды не являются традицией татарского народа, чтобы носить бороду, надо заслужить это право. Небольшую бородку можно отпустить после женитьбы, в 30—35 лет, и только по достижении 60-летнего возраста можно отпускать густую длинную бороду и «быть похожим на Деда Мороза».
Имам-хатиб московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов в своей статье «Ношение бороды» отметил, что ношение бороды «категорически не является» обязательным (фард) и такое мнение — «одно из проявлений неграмотности». В этом вопросе он, как и коллеги из Казахстана, опирается на мнение египетских улемов XX века Мухаммада Абу Захру и Махмуда Шалтута.
На Северном Кавказе, в частности в Дагестане, ношение длинной бороды может служить основанием постановки сотрудниками полиции граждан на «профилактический учёт» в категорию «религиозный экстремизм».
Мужчина с окрашенной бородой
Укорачивание бороды
Большинство богословов разрешали укорачивать бороду, если её длина превышает длину сжатого кулака. Лишь некоторые шафииты (ан-Навави и др.), на основе общих доводов об «отпускании» бороды, считали, что её нельзя стричь. На дозволенность укорачивания бороды указывают действия сподвижников Мухаммеда Ибн Умара и Абу Хурайры, а также слова многих улемов прошлого (Хасан аль-Басри, Ибн Абд аль-Барр, Ибн Таймия, Ибн Абидин).
Окрашивание бороды
Помимо того, что Мухаммед призывал отращивать бороду, чтобы отличаться от язычников, он также призывал окрашивать бороды, чтобы отличаться от иудеев и христиан. Обычно мусульмане окрашивают (хидаб) бороду хной. По мнению ан-Навави мужчинам и женщинам предпочтительнее окрашивать седину в красный или жёлтый цвет. Что касается пророка Мухаммеда, то имеются сообщения о том, что он красил бороду и волосы на голове в жёлтый цвет. Также он говорил: «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину — это хна и басма».
Окрашивание бороды в чёрный цвет, по мнению некоторых богословов, запрещено. Исключением является окрашивание бороды и волос в чёрный цвет во время джихада для устрашения врага.
Инциденты с окрашиванием бороды
Халид Шейх Мохаммед, который считается организатором террористического акта 11 сентября 2001 года, во время судебного процесса на американской базе Гуантанамо появился с бородой, покрашенной в ржаво-красный цвет, тем самым озадачив службу безопасности тюрьмы. Заключённым на Гуантанамо запрещено использовать краску для волос, потому что в ней могут содержаться различные химические вещества, такие как аммиак и другие, которые могут быть использованы в качестве оружия. Возникли подозрения, что Халид Шейх Мохаммед мог получить контрабандным путём хну, но, как выяснилось, он использовал для окрашивания бороды фруктовый сок и ягоды из тюремного питания.
Мусульманин с выбритыми усами
Укорачивание усов
Среди исламских богословов есть разногласие относительно того, как укорачивать усы. Шафииты и имам Малик ибн Анас считали, что укорачивание должно ограничиваться лишь удалением того, что выходит за край губы. Ахмад ибн Ханбаль говорил, что нет ничего плохого ни в укорачивании усов, ни в их сбривании. Ранние ханафиты (ат-Тахави и др.), под укорачиванием понимали полное искоренение (исти’саль), а более поздние говорили, что усы надо просто укорачивать, но не сбривать полностью.
Имам Малик называл полное сбривание усов нововведением, а один из последователей его мазхаба Ибн Фархун (ум. ) даже запретил принимать свидетельские показания у того, кто полностью сбрил усы.
Что касается сподвижников Мухаммеда, то некоторые из них укорачивали усы (Абу Умам аль-Бахили, Микдам ибн Мадикариб, Утба ибн Ауф, Хаджжадж ибн Амир, Абдуллах ибн Бишр и др.), а некоторые сбривали полностью (Абу Саид аль-Худри, Джабир ибн Абдуллах, Ибн Умар, Абу Усайд аль-Ансари, Салама ибн аль-Акуа, Абу Рафиа и др.).
Примечания
- ↑ Patrick Hughes, Thomas Patrick Hughes. Dictionary of Islam. — Asian Educational Services, 1995. — P. 40. — 750 p. — ISBN 9788120606722.
- ↑ Abdelwahab Bouhdiba. Sexuality in Islam. — Routledge, 2013. — P. 34. — 304 p. — ISBN 9781135030377.
- ↑ Jeffry R. Halverson. Theology and Creed in Sunni Islam: The Muslim Brotherhood, Ash’arism, and Political Sunnism. — Palgrave Macmillan, 2010. — P. 123. — 208 p. — ISBN 9780230106581.
- ↑ Сахих аль-Бухари № 5892, Сахих Муслим № 259
Оригинальный текст (ар.)
خَالِفُوا الْمُشْرِكِينَ وَفِّرُوا اللِّحَى وَأَحْفُوا الشَّوَارِبَ.
↑ Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Жизнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. — С. 63.
Оригинальный текст (ар.)
جزوا الشوارب، وأرخوا اللحى، خالفوا المجوس
Литература
- Encyclopaedia of Islam. . — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005. (платн.)
Дополнительная литература
- Bart // Brockhaus Bilder-Conversations-Lexikon. — Leipzig, 1837. — Т. 1. — С. 186—187.
- Muhammad al-Jibaly. The Beard Between the Salaf & Khalaf. — Al-Kitaab & as-Sunnah Publishing.
Чеченцы носили, носят и всегда будут носить бороды, заверил глава республики Рамзан Кадыров всполошенных пользователей Инстаграма, до которых дошли слухи, что мужчинам региона велено срочно побриться.
«Открытые враги ислама распространяют слухи, что в Чечне запрещают носить бороды. Более наглую ложь придумать невозможно! Я неоднократно подчеркивал, что в Чечне для нас священны Коран, Сунна Пророка (с.а.в.) и Тарикат», – написал Кадыров в своем микроблоге.
«Наш Пророк Мухаммад (с.а.в.) носил бороду и в Чечне каждый, кто придерживается Его Сунны, ее носит! Любой человек сам решает, какой длины она должна быть, – добавил глава республики. – Мы никогда не позволим в Чечне поднять голову ваххабитам и прочим проклятым врагам ислама».
Источник статьи: http://xn—-7sbckc3dapf3ab.xn--p1ai/pochemu-chechency-nosyat-borodu/