Для чего евреи носят бороду

Для чего евреи носят бороду

Зачем еврейские мужчины отпускают бороду, что она означает? Какие правила касательно бороды существуют?

«Борода имеет несколько смыслов — прямой и каббалистический. В Торе написано: не обрезайте края вашей бороды. И комментарий Раши подчеркивает, что речь идет о пяти точках на лице (подбородке, щеках, висках), которые запрещено брить. Отсюда получается, что обычай носить бороду связан с запретом на бритье.

Однако мы видим людей, которые ходят бритые, но ведут религиозный образ жизни. Они нарушают заповедь? Дело в том, что работа машинки для бритья – это не скобление ножом по телу, а принцип работы ножниц. Иными словами, в такой машинке нет элемента сбривания металлом волос на теле. Это принцип состригания.

Так как состригание формально не запрещено, люди, использующие машинку, не нарушают заповедь. Некошерными являются бритвенный станок и опасные лезвия, потому что с их помощью происходит сбривание в виде скобления.

Есть традиция у ортодоксальных евреев, особенно хасидского направления, не трогать край бороды или не состригать ее вообще. Таков классический образ религиозного человека.

Если говорить о более глубоких смыслах, то каббала и хасидизм объясняют, что волосы на голове ассоциируются с понятием «клипа» — внешним проявлением мозга, нечистыми уровнями духовных миров, которые находятся за пределами божественных. Именно поэтому не принято отращивать длинные волосы на голове, кроме тех людей, которые приняли обет назорейства.

Что касается бороды, то она, напротив, ассоциируется с божественным уровнем доброты и милосердия, который является признаком возвышенных духовных миров. Вот поэтому борода принята в еврейской традиции».

Источник статьи: http://jcczhukovka.com/zachem-evreju-boroda/

Можно подробнее услышать о мистическом значении бороды?

Можно подробнее услышать о мистическом значении бороды? И почему многие евреи мажут определённой мазью, чтобы борода не могла расти, и допустимо ли это с точки зрения Иудаизма? Артем

Отвечает рав Меир Мучник

Вы задаете интересный вопрос. Попробуем поисследовать тему бороды и понять значение бороды на разных уровнях.

В целом волосы, вроде бы, являются частью человеческого тела, да не совсем. Поэтому, по мнению мудрецов, они схожи с одеждой.

А одежда выполняет двойную функцию. Во-первых, она служит «оболочкой» для человека, «защитным слоем»; без нее человек оголен и уязвим. Вот и волосы в определенной мере являются подобной оболочкой. Так объясняет рав Шимшон-Рефаэль Гирш (Ваикра 14:8) процедуру очищения мэцора — человека, пораженного язвой цараат. Он злословил и сплетничал, разжигая вражду, за что был поражен язвой, изгнан за пределы лагеря и отлучен от общества. Это значит, что он неправильно построил отношения с обществом, слишком замкнулся в себе. Поэтому ему следует омыть свою одежду и обрить все волосы — снять оболочки, явно ставшие слишком плотными, стать в большей мере частью общества и заново выстроить с ним отношения.

По той же причине обривались, начиная службу, левиты (Бемидбар 8:7). Они ничего плохого не сделали, но, начиная служить Б-гу и народу, они должны были в особой мере отдать себя обществу и пожертвовать частной жизнью, снять все оболочки. (Как сегодня каждый политик и общественный деятель должен быть готов к тому, что частной жизни, приватности у него почти не останется).

А, во-вторых, одежда служит «визитной карточкой» человека, его «фасадом» и «лицом». Он одевается так, как хочет выглядеть перед другими. И, если он достойный человек, то и одежда должна его украшать и придавать ему достоинство. Поэтому Тора повелевает сделать особые одежды для коаним (священников) и еще более роскошные одежды для главного из них — коэна гадоля (первосвященника) — «ради чести и во славу».

И волосы тоже выполняют подобную функцию — особенно, борода, которую Талмуд называет адрат паним — «великолепием лица» (Шабат 152а).

Поэтому царь Моава, захотев унизить послов царя Давида, обрезал каждому половину одежды и половину бороды. После чего Давид велел им оставаться в Йерихо (Иерихоне), пока вновь не отрастет борода (Шмуэль II 10:4-5). Комментаторы отмечают: обрить оставшуюся половину бороды и так восстановить симметрию — не помогло бы. Потому что, как объясняет Мальбим (там же), борода и длинная одежда были в те времена «великолепием лица». И появление на людях без бороды было подобно появлению без одежды: даже если формально никакой запрет не нарушался, на практике это был невыносимый позор.

(Для женщины отсутствие бороды, разумеется, не позор, а естественное состояние. Но ведь для мужчины появление на публике в женской одежде — практически такой же позор, как и вовсе без одежды. Действительно, одна из функций бороды, согласно мнению мудрецов, — отличать мужчину от женщины. И сбривание бороды в определенных случаях является нарушением запрета «да не надевает мужчина одежды женской» — Дварим 22:5).

Читайте также:  Симс 3 времена года одежда прически

Или еще пример: хотя, согласно Талмуду (Бава Мециа 84а), раби Йоханан был необычайно красив, его имя не появляется в списке людей, чья красота была подобна красоте созданного Самим Б-гом Адама, поскольку у него не было бороды — «великолепия лица». Красота была, но не хватало определенной доли «великолепия», и это был уже не совсем идеальный образ.

А Адам был идеальным потому, что человек был создан по образу и подобию Б-га. Буквально понимать это невозможно: ведь Б-г — не физическое существо, и тела и «образа» у Него нет. Но в то же время Тора часто использует, говоря о Б-ге, «физические» термины: «рука Б-га», «очи Б-га» и т. д. Потому что физический мир отражает духовный, а значит, все эти «объекты» тоже могут быть духовными и их можно упоминать, говоря о Б-ге.

Как именно — нам до конца не понять. Но можно сказать, что Б-г совершает действия, соответствующие человеческим. «Наносит удар» — как человек рукой, «видит» — как человек глазами, «слышит» — как человек ушами. А также совершает действия, которые в исполнении человека свидетельствуют о свойствах этого человека: доброте, милосердии, силе воли. Поэтому части тела человека и человеческие качества символизируют и отражают соответствующие атрибуты и деяния Б-га.

Вот и волосы бороды, как сообщают мудрецы, символизируют тринадцать «тикунэй дикна» — «атрибутов бороды». Что это значит? Борода удлиняет лицо. Слово «апаим» (или арамейское «анпин»), которым в этом контексте мудрецы называют лицо, может также означать «ноздри». А слова «короткое» и «длинное» в этом случае обозначают дыхание. Короткое, учащенное дыхание — признак возбуждения и нетерпения. Медленное дыхание, глубокие вдохи и выдохи — признак терпения и успокоения.

То есть борода символизирует терпение Б-га и, в целом, — переход от строгого суда, на котором с подсудимым «короткий разговор», к милосердию и жалости. Поэтому тринадцать «атрибутов бороды» соответствуют тринадцати «мидот рахамим» — атрибутам милосердия Б-га, один из которых «эрех апаим» — Долготерпеливый, Готовый ждать, пока человек раскается и исправит свои дела. А поскольку этот мир ограничен и неспособен вместить безграничное терпение и милосердие Б-га, оно ограничено здесь тем, что представлено бородой — не частью тела, а тонкими волосами.

Таким образом, борода является одним из неотъемлемых атрибутов образа человека, который уподобляет его Б-гу, она символизирует милосердие и терпение. А отсутствие бороды — неполнота этого образа, слишком «короткий разговор».

Это — в символическом плане. Но строго по закону запрещено только «уничтожать» («лё ташхит») бороду посредством «сбривания» («лё йегалеху»), срезая волосы лезвием бритвы под корень. Поэтому можно срезать их ножницами, которые оставляют нижнюю часть волоса, или электрической бритвой, если ее лезвия действуют, как ножницы (в этом плане отнюдь не все бритвы кашерны). Такое срезание не определяется как «уничтожение». Также разрешено удалять волосы с помощью мазей и кремов, т. к. это не является «сбриванием».

Другие дело, что одной из сторон запрета является запрет уподобления неевреям (Ибн-Эзра, Рамбам). В библейские времена в нееврейском мире сбривали бороду жрецы, впоследствии так стали поступать и обычные люди. Как же евреи начали срезать бороду, что же случилось с запретом уподобляться неевреям?

Хатам Софер объясняет, что началось это в средние века, когда европейских евреев начали регулярно преследовать: то Крестовые походы, то эпидемии чумы, то кровавые наветы, каждый раз — новая «причина» для погромов и изгнаний. В те времена иметь еврейскую внешность часто было просто опасно, как позже во время Холокоста. Поэтому во многих случаях евреям приходилось сбривать бороду не ради подражания неевреям, а просто ради маскировки. Тут уже не до символики и не до великолепия. Многие евреи тогда стали бриться, чтобы не смущались тех, кто был вынужден маскироваться, и так в целом ряде общин это стало нормой. А в Америке середины 20-го века, куда попала масса евреев после войны, борода была неслыханным делом, и евреи тоже ее сбривали, опасаясь, что иначе не смогут найти работу и выжить финансово.

Сегодня в тех странах, где проживают евреи, за бороду уже никто не убьет и не уволит, поэтому никто не мешает желающим возвратиться к изначальному образу и подобию Б-га и «великолепию лица». Но там, где бритье стало нормой, многие продолжают бриться, не желая отличаться от большинства. Ибо, как сказано, строго по закону это можно сделать без нарушения заповеди Торы.

Читайте также:  Стрижка для вас слоями

Источник статьи: http://toldot.ru/urava/ask/urava_9858.html

Почему евреи не бреют бороду?

Визуальный образ, отождествляемый с еврейством начинается с внешних признаков: бороды, пейсов. Не случайно евреи Йемена дали этим атрибутам название «симоним» — знаки.

История превращения «нетронутой» (не знающей прикосновения ножниц) бороды в знак еврейства чрезвычайно проста. За ней не скрываются соображения эстетики или вкусы древнего мира. Тора просто-напросто запрещает брить бороду — поэтому наши предки, ревностно верные законам Торы, не брили бород.

В ТаНаХе бритье бороды упоминается как признак траура или унижения. Источник запрета мы находим в книге Ваикра (19:27, 21:5). Тора не приводит однозначного объяснения этому запрету, но в «тайной» части еврейской веры мы находим несколько идей, связанных с ним.

Например, в соответствии с учением Каббалы, весь сотворенный мир является материальным отражением Всевышнего. Более того, человек является в какой-то степени отображением Всевышнего в материальном мире. Каждой части человеческого тела соответствует в духовном мире определенный аспект проявления Всевышнего. Оказывается, что человек без бороды — неполный человек, сбривая бороду он отдаляется от Творца, теряет Божественный «образ и подобие» Всевышнему.

Талмуд упоминает запрет на бритье бороды, как одну из защитных мер, направленных против ассимиляции. Кстати, именно в Талмуде борода впервые упоминается как неотъемлемый элемент мужской красоты («Бава Меция» 84а).

Запрет Торы на «уничтожение» бороды касается (безусловно) только применения бритвы-лезвия любого типа. Вопрос о «подравнивании» или «бритье» бороды был и остается предметом дискуссии раввинов. Есть авторитеты, разрешающие «брить» бороду с помощью ножниц, электрической бритвы или химических веществ, ослабляющих корни волос. Есть и авторитеты (среди которых Цемах-Цедек, третий Любавичский Ребе), считающие, что и эти методы категорически запрещены.

Нынешний Любавичский Ребе שליט»א Король Мошиах рекомендует всем евреям отращивать бороду, так как это является источником благословения и залогом успеха.

Источник статьи: http://moshiach.ru/study/enciclopedia/1655_11_3.html

Борода

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

О мистическом значении бороды [↑]

Так же, как одежда, кроме своей главной функции, является чем-то вроде «оболочки» для человека, «защитного слоя», так же и волосы, и особенно — борода. Без нее человек оголен и уязвим. Объясняет рав Шимшон-Рефаэль Гирш (Ваикра 14:8), что мэцора — человек, пораженный язвой цараат — злословил и сплетничал, разжигая вражду, за что был поражен язвой, изгнан за пределы лагеря и отлучен от общества. Это значит, что он неправильно построил отношения с обществом, слишком замкнулся в себе. Поэтому ему следует омыть свою одежду и обрить все волосы — снять оболочки, явно ставшие слишком плотными, стать в большей мере частью общества и заново выстроить с ним отношения.

По той же причине обривались, начиная службу, левиты (Бемидбар 8:7). Они ничего плохого не сделали, но, начиная служить Б-гу и народу, они должны были в особой мере отдать себя обществу и пожертвовать частной жизнью, снять все оболочки.

Кроме того, как одежда служит «визитной карточкой» человека, его «фасадом» и «лицом», так же и волосы выполняют подобную функцию — особенно, борода, которую Талмуд называет адрат паним — «великолепием лица» (Шабат 152а).

Поэтому царь Моава, захотев унизить послов царя Давида, обрезал каждому половину одежды и половину бороды. После чего Давид велел им оставаться в Йерихо (Иерихоне), пока вновь не отрастет борода (Шмуэль II 10:4-5). Комментаторы отмечают: обрить оставшуюся половину бороды и так восстановить симметрию — не помогло бы. Потому что, как объясняет Мальбим (там же), борода и длинная одежда были в те времена «великолепием лица». И появление на людях без бороды было подобно появлению без одежды: даже если формально никакой запрет не нарушался, на практике это был невыносимый позор.

Для женщины отсутствие бороды, разумеется, не позор, а естественное состояние. Но ведь для мужчины появление на публике в женской одежде — практически такой же позор, как и вовсе без одежды. Действительно, одна из функций бороды, согласно мнению мудрецов, — отличать мужчину от женщины. И сбривание бороды в определенных случаях является нарушением запрета «да не надевает мужчина одежды женской» — (Дварим 22:5).

Известно, что, раби Йоханан был необычайно красив (Бава Мециа 84а), но тем не менее, его имя не появляется в списке людей, чья красота была подобна красоте созданного Самим Б-гом Адама, поскольку у него не было бороды — «великолепия лица». Красота была, но не хватало определенной доли «великолепия», и это был уже не совсем идеальный образ.

Волосы бороды, как сообщают мудрецы, символизируют тринадцать «тикунэй дикна» — «атрибутов бороды». Что это значит? Борода удлиняет лицо. Слово «апаим» (или арамейское «анпин»), которым в этом контексте мудрецы называют лицо, может также означать «ноздри». А слова «короткое» и «длинное» в этом случае обозначают дыхание. Короткое, учащенное дыхание — признак возбуждения и нетерпения. Медленное дыхание, глубокие вдохи и выдохи — признак терпения и успокоения.

Читайте также:  Прически как у голливудской звезды

То есть борода символизирует терпение Б-га и, в целом, — переход от строгого суда, на котором с подсудимым «короткий разговор», к милосердию и жалости. Поэтому тринадцать «атрибутов бороды» соответствуют тринадцати «мидот рахамим» — атрибутам милосердия Б-га, один из которых «эрех апаим» — Долготерпеливый, Готовый ждать, пока человек раскается и исправит свои дела. А поскольку этот мир ограничен и неспособен вместить безграничное терпение и милосердие Б-га, оно ограничено здесь тем, что представлено бородой — не частью тела, а тонкими волосами.

Таким образом, борода является одним из неотъемлемых атрибутов образа человека, который уподобляет его Б-гу, она символизирует милосердие и терпение. А отсутствие бороды — неполнота этого образа, слишком «короткий разговор».

Брить или не брить? [↑]

В Торе сказано: «…не уничтожайте края бород ваших» (Ваикра 19:27). Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин (Нацив из Воложина) в «Эмек а-Давар», комментируя этот пасук, пишет, что в прежние времена важные люди носили бороды. Безбородыми были только рабы, которых хозяин обривал сразу после приобретения, чтобы они выглядели молодо. Всевышний пожелал, чтобы избранный Им народ выглядел достойно и поэтому запретил сбривать им бороды.

Рав Шимшон Рафаэль Гирш (Ваикра,19:27) объясняет, что верхняя часть лица более духовна, чем нижняя, которой человек, в основном, пользуется для пережевывания пищи. Более материальная часть лица прикрыта бородой и усами. Сынам Израиля не следует обнажать места с меньшим духовным наполнением, поэтому им запрещено удалять волосы с нижней части лица. Женщинам — более совершенным в духовном отношении созданиям — нет надобности прикрывать нижнюю часть лица, поэтому у них нет бороды.

Как же евреи начали срезать бороду, что же случилось с запретом уподобляться неевреям? Хатам Софер объясняет, что началось это в средние века, когда европейских евреев начали регулярно преследовать: то Крестовые походы, то эпидемии чумы, то кровавые наветы, каждый раз — новая «причина» для погромов и изгнаний. В те времена иметь еврейскую внешность часто было просто опасно, как позже во время Холокоста. Поэтому во многих случаях евреям приходилось сбривать бороду не ради подражания неевреям, а просто ради маскировки.

Многие евреи тогда стали бриться, чтобы не смущались тех, кто был вынужден маскироваться, и так в целом ряде общин это стало нормой. А в Америке середины 20-го века, куда попала масса евреев после войны, борода была неслыханным делом, и евреи тоже ее сбривали, опасаясь, что иначе не смогут найти работу и выжить финансово.

Сегодня в тех странах, где проживают евреи, за бороду уже никто не убьет и не уволит, поэтому никто не мешает желающим возвратиться к изначальному образу и подобию Б-га и «великолепию лица». Но там, где бритье стало нормой, многие продолжают бриться, не желая отличаться от большинства. Ибо, как сказано, строго по закону это можно сделать без нарушения заповеди Торы.

Обычай и закон [↑]

Во многих еврейских общинах и отдельных семьях принято, что мужчины отпускают бороду, а те, кто руководствуются Каббалой, бороду даже не подравнивают. Рав Хаим Виталь в книге «Шаар а-Мицвот» пишет, что его великий учитель Аризаль не брил бороду и считал, что запрещено вырвать из нее даже один волос. Он говорил, что, если бы царь одарил своего подданного знаком отличия с золотыми нитями, тот наверняка берег бы этот орден, чтобы с него не упала ни одна нить.

Согласно букве закона, нет обязанности отпускать бороду. Запрет удалять волосы с лица относится к бритью. Если бороду и усы подстригают ножницами, то это разрешено («Макот», 21а; «Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», 181:10). Однако речь здесь идет не об инструменте, которым пользуются для устранения волос, а о том, насколько тщательно проводится стрижка. Бритва срезает волос под корень, а с помощью ножниц удаляют только верхнюю часть волоса, поскольку волос попадает между двух «ножей», и тот «нож», который находится ближе к лицу, является своего рода «ограничителем» между кожей лица и срезаемым волосом, так что нижняя часть волоса размером в толщину ножа остается нетронутой. Понятно, что пользоваться ножницами для удаления волос с лица разрешено, только если ими именно стригут, но не бреют, как лезвием, широко раскрыв или разобрав их на отдельные части («Шэвет а-Леви», ч.5, п.101).

Вырывание волос [↑]

Вырывать волосы рукой или выщипывать пинцетом разрешено.

Бритье усов [↑]

Запрет удаления волос лица включает в себя также бритье усов.

Источник статьи: http://toldot.ru/boroda.html

Оцените статью
Adblock
detector