- Зачем казаку длинный чуб-оселедец?
- Историческая версия
- Мнение казаков
- Зачем казаки носили чуб-оселедец, и почему им гордились
- 1. Что говорит история
- 2. Что думают по этому поводу сами казаки
- Зачем казаки носили чуб, усы и серьги: в чем была мистика такой традиции
- Значение чуба
- Почему носили усы
- Зачем казакам серьга
- Кому из казаков Войска Донского разрешали не брить бороду?
Зачем казаку длинный чуб-оселедец?
Чуб-оселедец, он же чупрына, он же хохол — в сочетании с длинными вислыми усами самый однозначный, пожалуй, маркер-определитель запорожского казака. Серьга в ухе, шаровары, люлька с табаком и гоноровая сабля идут уже вторым порядком. ))
А вот почему — оселедец? Откуда вообще «есть пошла» такая довольно оригинальная стрижка, и зачем она нужна?
Однозначного ответа на сей вопрос нет. В том смысле, что ни в одном документе времен существования Запорожской Сечи не прописано четко: чуб — для того-то и потому-то. Но есть ряд версий и небезынтересных слухов. )
Историческая версия
Она гласит, что подобная прическа издавна была знаком власти, принятым в роду как минимум киевских князей. Считается, что Святослав, знаменитый князь-воин, обликом был чрезвычайно подобен запорожскому казаку, с которым его разделяло пол-тысячелетия. Эта версия базируется на описании Святослава, которое сделал Лев Диакон, присутствовавший на встрече князя с императором Цимисхием:
. Он (Святослав) приплыл на скифской ладье. был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной её стороне висел локон волос, означающий знатность рода. в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами.
Здесь мы имеем вообще типичного казака-запорожца — и вислые усы, и оселедец, и даже серьга в ухе. Поэтому данная теория гласит, что в регионе сохранилась некая преемственность традиций, сохранившая такую прическу.
Но есть и другая версия. Поляки, например, упорно считали оселедец «сарматской» прической. ))
В Речи Посполитой XVI-XVII веков чубы-оселедцы на выбритой голове считались наследством. Древних сарматов, с которыми любили отождествлять себя шляхтичи. Сарматов, если что, в ту пору полагали народом германского происхождения. Польско-литовская шляхта предпочитала возводить свой род именно к ним, отмежевываясь таким образом от простолюдинов славянских кровей. Тогда в Польше и Литве возникла целая «сарматская мода», которая, кроме оселедцев, выразилась в особом стиле в одежде, в изобразительном искусстве, в доспехах «сарматского стиля», и т.п. О сарматах в то время знали очень мало, гораздо меньше, чем мы сейчас, поэтому польский «сарматизм» — он очень такой. Условный. Фэнтезийный ))
В этом отношении польский «сарматский» оселедец не имеет никакого отношения к прическе князя Святослава. А поскольку хронологически между периодом жизни князя-воина и периодом распространения «сарматской» моды в Речи Посполитой манеры носить оселедец у жителей Украины как-то не отмечается, можно сформулировать так:
казачий оселедец — зеркальное отражение польской шляхетской прически, существовавшей в это время и в этом месте. Польский же чубчик символизирует происхождение его хозяина от легендарных властителей степей — сарматов. Такие дела. )
Казацкая старшина, к слову говоря, на Запорожье больше всего мечтала как раз о том, чтоб ее уравняли в правах со шляхтой и позволили иметь крепостных.
Мнение казаков
Сами же казаки (точнее, их современные идеологические наследники, традиционно иного мнения. В Интернете, во многих статьях, часто встречается утверждение, что оселедец имел право носить только опытный казак, побывавший хоть раз в реальном бою. Исторический подтверждений этому лично я не нашел, так что хотите — верьте, хотите — нет. )
Теоретически в качестве знака отличия бывалого воина от салаги чуб вполне подходит. Мне встречались и утверждения, что по длине чуба определялся статус казака: чем длиннее, тем круче. А «некомбатанты», например писари, вообще не имели права на такое украшение. В принципе, знаменитая картина Репина дает этому подтверждение: там у писаря типичная для данной эпохи прическа «под горшок».
Еще одна версия (тоже ничем не подтвержденная) гласит: казаки якобы верили, что за чуб Бог вытащит их после смерти из адского котла, куда каждый казак всенепременно попадет за все хорошее, что он в жизни сотворил. А он много чего творил, одни походы за зипунами чего стоят. )) В связи с этой версией, кстати, часто рассказывают, что-де оселедец должен свисать непременно на левую сторону — «смахивать» оттуда беса. Не знам, не знам. )) У банкомета на картине Репина чубчик именно на правую сторону свисает. Банкомет — это казак без рубашки, он потому и полуголый, что ответственен за раздачу карт. Вон они, рядом с ним лежат.
Такому человеку не стоит давать возможность спрятать что-либо в рукав — доверяй, но проверяй. )
Третья «народная» гипотеза гласит, что казак брил голову в целях борьбы со вшами, а оселедец оставлял просто как опознавательный знак для своих. В принципе, она коррелирует с предположением о том, что «чупрына» была знаком отличия полноправных, бывавших в бою казаков.
*Задумчиво* Вы знаете, воля ваша — но лично мне как-то в моду, пришедшую от польских магнатов, верится как-то больше, чем во все остальное.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/dnevnik_rolevika/zachem-kazaku-dlinnyi-chuboseledec-5f2a7f7e84e6756db3f97f76
Зачем казаки носили чуб-оселедец, и почему им гордились
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как и в случае со многими другими вопросами – на этот четкого ответа нет. Есть версии и предположения, а вот четкого определения, когда, зачем и почему – ни в одном из документов тех времен, положениях Запорожской сети, нет.
1. Что говорит история
Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей киевских. По некоторым данным считают, что знаменитый Святослав, князь-воин, внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия. Появилась такая версия на основе сделанного Львом Диаконом описания облика Святослава во время его встречи с Цимисхием, императором.
Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.
То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.
Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская».
В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.
Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.
В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.
Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.
Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.
2. Что думают по этому поводу сами казаки
Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет. Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.
Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».
Некоторые склонны верить в совсем уж нереальную, мистическую версию. Согласно ей, казаки были убеждены, что их после смерти Бог из адского котла вытащил именно за чуб. Ну а в ад, естественно, попадал каждый казак за все свои «хорошие» деяния. А их было много. Достаточно вспомнить походы за зипунами…
С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.
Ну и последняя гипотеза, вышедшая тоже из народа, гласит, что голову казаки брили в целях гигиены, а именно, чтобы не заводились вши. Чуб оставлялся для того, чтобы свои могли идентифицировать его. Нам остается выбрать ту версию, которая больше всего понравится. Подлинную причину ношения оселедца, возможно, никто и никогда не узнает.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник статьи: http://novate.ru/blogs/140820/55677/
Зачем казаки носили чуб, усы и серьги: в чем была мистика такой традиции
Общины запорожских и донских казаков на Руси возникли в XV веке. Чуб, серьги и усы для казаков обладали сакральным значением. Три этих атрибута не просто дань моде, а особые знаки отличия, по которым можно было многое сказать о человеке. У традиций есть и мистическое объяснение.
Значение чуба
Знаковая прическа запечатлена на старинных гравюрах и картинах. Чуб еще можно встретить под названием оселедец или чупрун. В основе традиции лежит несколько объяснений. Молодые казаки примерно 150 лет назад либо стриглись налысо, либо «под горшок».
Оселедец мог себе выстричь только тот воин, который доказал мужество в ратном деле.
Исторический образ не совсем совпадает с идеализированной картинкой удалого воина. Как и викинги, они были отважны, смело бросались в бой и хвастались подвигами. При этом они занимались грабежами и не чурались работорговли. Православные ратники боялись, что им придется держать ответ за злодеяния в аду. Бог же за чуб мог вытащить грешника из огненных котлов.
Есть еще одно объяснение традиции тем, что в давние времена выстричь чуб могли себе позволить только богатые и знатные люди. Запорожские Сечи славились демократичностью, поэтому не все согласны, что нужно проводить параллели с кастами жрецов Древнего Египта или прической русских князей. Например, похожий чуб был у Святослава Игоревича. Вполне вероятно, что корни обычая пришли из очень древнего прошлого, когда славяне были единым народом.
Почему носили усы
Почти во всех странах мужчины ценили растительность на лице. Усы у многих народов, в том числе и у казаков, олицетворяли принадлежность к клану воинов. Символ мужественности нельзя было сбривать, это расценивалось как предательство Родины и уход от своего рода.
Казаки ухаживали за усами, придавая им раскидистую форму, напоминающую летящую хищную птицу.
Это признак достоинства и славы. Право носить усы юноша получал не сразу, его надо было заслужить в бою.
Зачем казакам серьга
Одежда и убранство человека раньше имели большее значение, чем сегодня. По серьге в ухе казака можно было определить его положение в семье. Если она в левом ухе, то ее владелец – единственный сын у родителей. Если в правом – последний мужчина в роду.
Обычаи у разных общин отличались. Описаны случаи, когда и донские, и запорожские казаки носили по серьге в каждом ухе. Так обозначались единственные дети в семье. Их берегли в бою, потому что потеря последнего отпрыска стала бы горем для родителей.
В других поселениях серьги носили только юноши, показывая, что уже готовы к ратным подвигам. Порой с украшением ходили младшие сыновья, сироты и холостяки. Их посылали на опасные задания.
Чаще всего казачьи серьги имели форму полумесяца и отливались из серебра.
Им приписывается сила оберега от болезней. Когда отряд пил воду из незнакомого водоема, то каждый воин клал в свою кружку серебряную серьгу. Дезинфицирующие свойства драгоценного металла были известны давно, только раньше списывались на мистику.
Еще серьги помогали в обучении. Зная, в каком ухе она висит, будущий воин учился выполнять команды «направо» и «налево».
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/scandinavianmythology/zachem-kazaki-nosili-chub-usy-i-sergi-v-chem-byla-mistika-takoi-tradicii-5f9d12afb09e797ceb8238e1
Кому из казаков Войска Донского разрешали не брить бороду?
Как известно со времени правления Петра I, казакам служившим государству, также как и остальным войскам запрещалось носить бороду. По легенде исключение было сделано для яицких казаков, которым разрешили носить бороду «веки вечные». Уральские казаки XIX века говорили: посмотрите на прочих казаков «всем им, бедняжкам, оскоблили рыло-то, а наши целы» (читайте об этом в статье Рыжечка — казак завоевавший для Яицкого войска «бороду и крест» в Полтавской битве ).
Донским казаком исключения не делали. Однако, часть из них все равно бороду носила, не смотря на запреты. Это были казаки староверы. В 1857 году Наказной Атаман Войска Донского вынужден был оправдываться перед царем по этому вопросу. В рапорте он писал о том, что:
«По положению о Войске Донском ничего не сказано: следует ли казакам брить бороды на службе или нет , но по долговременным усвоенным правилам требовалось . брить бороды, что и исполнялось беспрекословно». Однако, при выступлении на службу обычно бывает с бородами 20-40 человек на полк. Все они были староверами раскольниками.
Атаман утверждал, что казаки-раскольники носят бороды только в мирное время, находясь в семье. «В Войске расколов (т.е. раскольников -Авт.) хотя и много, но они почти безвредны . «. Во время похода же: » часто отступают от своих обычаев: вне домов бреют бороды , курят трубки, едят из общего котла, пьют водку (от водки и старые закоренелые не отказываются) и даже многие . ходят в церковь . при возвращении же в дома опять к оным (своим обычаям -Авт.) обращаются».
Атаман отмечал, что бородачи «как будто дичаться своею наружностью , при выходе за границу войска зачинают один другому брить бороды», «они от мнимого греха брить бороду сами себя освобождают, как будто служба их очищает «, но «в домашнем быту, в кругу своих собратьев, боятся их укоризны».
Кроме того, атаман писал, что получил от правительства (конфиденциально) указание не преследовать казаков которые откажутся брить бороды. Однако, обо всех случаях ношения бороды следовало докладывать «наверх». Секретно это распоряжение нужно было передать Походным Атаманам и полковым командирам. Атаман сомневался, что этот «секрет» останется таковым для рядовых, т.к все были друзья и родственники и предостерегал о том, что такое указание приведет к тому, что «в самое короткое время бороды появятся во всех полках в большем количестве» . Раскольники же будут думать, что они добились этого своей настойчивостью «и от ослабевающих их заблуждений перейти к первоначальным своим закоренелостям».
В связи с этим Атаман просил не прибегать к полумерам и, или решительно разрешить всем донским казакам носить бороды (кроме Гвардии и Атаманского полка) или оставить все как есть. За 18 лет службы атаман припомнил только 2 случая когда казаки отказывались на службе сбрить бороду. В наказание их отправили на Кавказ (на одну смену) и одного казака (урядника) лишили звания «за оказанную дерзость при следствии».
В заключении Атаман просил предоставить ему право «без испрошения разрешения по сношению с Кавказским начальством не согласившихся брить бороду на службе, не подвергая никакому наказанию, переводить с их семейством в Кавказское линейное войско, где бороды дозволяются»
Источник: Российский государственный архив. Дело «По высочайшим повелениям: относительно бритья бороды военнослужащими казаками Войска Донского» 1857 г.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c5abbb320c8dd00aee11d95/komu-iz-kazakov-voiska-donskogo-razreshali-ne-brit-borodu-5e27fa1e98930900ad2ed42e