Тасмолинская культура.
Железный век – третий после каменного и бронзового веков крупный археологический период. Его первая стадия получила название ранний железный век.
Так была названа важнейшая эпоха в истории человечества, начало которой совпадает с началом широкого применения этого металла. С начала I тыс. до н. э. вплоть до настоящего времени железо является основой материальной культуры всего человечества. С этим металлом связаны все важные открытия в области производственной технологии этого времени.
Железо — особый металл. Оно имеет более высокую, чем медь, температуру плавления. В чистом виде железа в природе нет, а процесс выплавки его из руды очень труден из-за его тугоплавкости.
Начало раннего железного века в Казахстане приходится на VIII-VII вв. до н.э.
С наступлением раннего железного века на просторах Евразии происходят поистине глобальные изменения в жизни степных этносов. Эта эра совпала с переходом пастушеских, скотоводческо-земледельческих племен, проживавших в степях от Монголии на востоке до Дуная на западе, к подвижным формам скотоводческого хозяйства, в основе которых лежит строгая система посезонной регламентации пастбищ и водных источников. Эти особые формы ведения степного скотоводческого хозяйства в европоцентрической науке нового и новейшего времени получают название «кочевого», «полукочевого хозяйства».
Переход к новым формам ведения скотоводческого хозяйства явился результатом развития экономики племен бронзового века, живших в особых условиях степных экосистем. Основы этой формы хозяйствования сложились уже период финальной бронзы, в бегазы-дандыбаевскую эпоху. По мнению специалистов, к переходу на подвижные формы скотоводства способствовало не только внутреннее развитие населения степей, но и усыхание степей вследствие постепенного изменения климата. Для той эпохи этот переход был явлением прогрессивным, он давал возможность максимально использовать природные ресурсы степей.
С началом раннего железного века в степях Евразии образовываются крупные племенные объединения. Столкновение их интересов, специфические взаимоотношения с окружающими оседло-земледельческими народами порождающие определенную военизацию их обществ. На исторической арене появляются народы, которых греки и персы назовут «скифами», «саками», «савроматами» Благодаря этническому родству, одинаковому уровню развития и образу жизни, тесным связям, создаются близкие культуры. В скифо-сакскую эпоху в материальной культуре племен появляются особые типы вооружения, конского снаряжения, получает широкое распространение своеобразное искусство, получившее название «скифо-сакский звериный стиль». Иногда эти три стороны материальной культуры степного населения раннего железного века называют «скифской триадой».
Степное население раннего железного века быстро развивается, процветает металлургия, торговый обмен. Появляются представители богатой племенной верхушки: «цари», военная знать. Распространяются большие «царские» курганы, сложные усыпальницы, где погребены с умершими представителями знати значительные по своей ценности изделия, в числе которых украшения, оружие и др.
В современной науке высказываются мнения о достижении общества степного населения раннего железного века раннегосударственного уровня. Относительно уровня развития степных народов I тыс. до н. э. сибирскими учеными предложен термин «Степная цивилизация».
Тасмолинская культура.На территории Центрального Казахстана эта эпоха представлена памятниками тасмолинской археологической культуры. Известный казахстанский археолог М.К. Кадырбаев определял ее хронологические рамки VII-III веками до н.э., выделяя два этапа в ее развитии. Характерным типом памятников тасмолинской культуры являются так называемые курганы с «усами». Это сложные погребально-поминальные комплексы, сооружавшиеся из камня. Они обычно состоят из трех частей: большой курган, малый курган и каменные дорожки в виде полудуг («усов»), длиной от 60 до 200 м. Эти «усы» примыкают к курганам и всегда обращены на восток. Под большим курганом в грунтовой яме, глубиной около двух метров находится захоронение человека. В малом кургане, как правило, встречаются останки коней – скелеты, или их части, глиняные сосуды. А иногда только следы огня в виде углей и обожженного грунта.
Для чего строились курганы с «усами»? Известна гипотеза астрономического назначения курганов с «усами». По мнению биолога и энтузиаста археологии П.И. Мариковского, курганы с «усами» были древними обсерваториями и служили для наблюдения за звездным небом, солнцем и луной, для определения времен года. Возможно, что комплексы с «усами» могли использоваться для астрономических определений, но это вряд ли было главным при их строительстве. Иногда такие курганы находятся на расстоянии нескольких километров друг от друга, на некоторых могильниках имеется по два кургана с «усами». Зачем строить две «обсерватории», когда для наблюдений за небом достаточно и одной? Наиболее обоснованно мнение М.К. Кадырбаева, который считал, что комплексы с каменными «усами» были сооружениями погребально-ритуального назначения и отражали идеи солнечного культа, существовавшего у тасмолинских племен.
К настоящему времени условно определен основной ареал курганов с «усами». По временным данным, на территории Казахстана открыто свыше 300 памятников. Эти данные ежегодно пополняются. Основной ареал охватывает Центральный и Северный Казахстан (Кокшетау), а также степные пространства западной части (Абыралы, Шынгыстау, Шубартау) современной Восточно-Казахстанской области. Здесь сосредоточено свыше 80% от общего числа курганов с «усами» Казахстана.
География этой основной массы курганов с «усами» связана с ареалом тасмолинской культуры.
В целом, тасмолинская культура изучена на основании материалов курганных захоронений. Данные, легшие в основу характеристики этой культуры, образуют три известных блока: а) предметы вооружения; б) конская сбруя; в) культовые изделия, украшения и предметы быта. В обществе тасмолинцев были прекрасные мастера бронзолитейного дела. Именно из бронзы выполнены все ведущие категории материальной культуры. Железные изделия (ножи, псалии, бляшки) появляются уже на первом этапе (VII-VI вв. до н. э.). Тасмолинские наконечники стрел раннего этапа — двуперые втульчатые и трехперые с относительно длинным черешком — генетически восходят к наконечникам бегазы-дандыбаевской культуры. Характерны кинжалы с брусковидным, грибовидным навершием и фигурным эфесом; боевые наборные пояса. В конскую узду входят удила со стремечковидными окончаниями, бронзовые или роговые псалии с тремя отверстиями. Среди предметов культа имеются дисковидные бронзовые зеркала с ручкой-петелькой на обороте, каменные жертвенники-алтарики, плоские или на 4-х, 6-ти невысоких ножках. Для прикладного искусства типичны золотые фигурки тигров, бронзовые скульптуры таутеке, гравированные на бронзовом зеркале фигуры кабана и лося, роговые пряжки в виде свернутых в спираль кабанов. В виде фигуры кабана отлита ручка одного массивного зеркала с фигурным бортиком. К концу раннего этапа появляются многофигурные композиции в стиле так называемой «зоологической головоломки». Одна из них — сюжет на роговой пряжке — находит удивительную аналогию в алдыбельских памятниках Тувы. Найдены ювелирные изделия, украшенные техникой зерни и инкрустации. На втором этапе происходят изменения в материальной культуре: приходит стандартная форма бронзовых трехлопастных втульчатых наконечников стрел, уменьшаются зеркала, гораздо шире используется железо и т. д. Третий, коргантасский этап, является периодом завершения тасмолинской культуры. Наряду с сохранением некоторых старых элементов культуры (наконечники стрел, уздечные бляшки и др.), появляется ряд инновации, особенно в погребальном обряде (внутримогильные головные жертвенники).
Тасмолинская культура раннего железного века бытовала на всей территории Казахского мелкосопочника. Изученные памятники, определяют западную границу культуры в районе гор Улытау, южную — по Северной Бетпакдале и Северному Прибалхашью, восточную — по пришидертинским и баянаульским степям и далее к югу до Шубартау. Именно в этих пределах находятся открытые и известные курганы тасмолинской культуры. Есть смежные территории, где в будущем ожидается открытие памятников этой культуры (степные пространства до хребта Шынгыстау).
На этой большой территории племена раннего железного века расселялись неравномерно. Основная часть населения концентрировалась в горно-степных районах.
В раннем железном веке, когда обитали тасмолинские племена широко распространился новый прогрессивный тип хозяйствования – кочевое скотоводство. Почти на три тысячелетия оно стало главным занятием жителей степей. Кочевники освоили всю территорию степей, создали мощные кочевые объединения, которые стали прообразами будущих кочевых империй.
ТЕМА № 6: Саки – политическая история, общественный строй и культура.
Источник статьи: http://helpiks.org/2-62556.html
Для чего курганам усы
Часть 3. Курганы с ”усами”
г.Москва, март 2010г.
Идею об изучении свойств курганов с ”усами” или, в другом наименовании, — курганов с каменными грядами, мне подсказал Роман Никифоров, наш украинский защитник Днепровских майданов, главный энтузиаст одноимённого интернет-сообщества. Он, после выхода статьи о майданах, написал: “По поводу «усов» есть интересное продолжение. Я в интернете нашёл упоминание о курганах с «усами», находящихся в североказахстанских степях. Может это то же самое, что и наши майданы? А может это что-то другое, но схожее по принципу?”
Другим вопросом, после некоторого ознакомления с новой темой, стала дилемма: выльется ли дальнейшее исследование в отдельную статью, или оно должно быть продолжением какой-либо из уже написанных? И как может видеть читатель, тема эта помещена сюда – к материалам о майданах. Почему? – станет ясным из самого повествования.
Немного из предыстории вопроса
Курганов с «усами» сегодня насчитывается на Евразийских землях более трехсот. Они встречаются на довольно широком пространстве – от Восточного Туркестана до Поднепровья. Однако, наибольшее количество курганов с ”усами” сосредоточено в 4-х компактных группах: 1-я – сары-аркинская, включающая большую часть Центрального Казахстана и Поиртышья, 2-я – улутаутская, 3-я – мугоджарская и примыкающая к ней 4-я – зауральская (Боталов С.Г., Таиров А.Д., Лобчанский И.Э., Курганы с ”усами” урало-казахстанских степей, 2006г.).
Раскопки и исследование этих курганов началось с 1927 года, и в них участвовала такая плеяда замечательных археологов, как Л.Ф.Семёнов, Б.Н.Жданов, П.С.Рыков, Ф.Х.Маргулан, С.М.Ахиджанов, А.М.Оразбаев, Э.Р.Усманова, Ф.Х.Арсланова, А.З.Бейсенов и др.
Мнения большинства исследователей по функциональному предназначению курганов с ”усами” – весьма однотипны: это – могильники. Отдельные исследователи (как П.И.Мариковский — 1977г.) предлагали рассматривать их как археоастрономические объекты, ориентированные своими точками и элементами на определённые планеты и светила, находящиеся в конкретные моменты времени в характерных точках небосклона. Но, данная точка зрения – поддержки в научном мире не получила.
В вопросах хронологической принадлежности этих памятников, как впрочем и для других мегалитических сооружений, единство – тоже пока не достигнуто. Называются самые разные даты в диапазоне: от середины I тысячелетия до н.э. и до VIв. н.э.
Мы же, в качестве примеров, будем использовать информацию с южно-уральских раскопок, начало которым было положено в 1971 году Н.А.Мажитовым. Здесь находится примерно треть от количества всех обнаруженных курганов с ”усами” – 112 комплексов.
Входящие в комплексы курганы — эти монументальные сооружения круглой формы диаметром от 3-4 до 10 метров, имеют незначительную высоту и выполнены насыпью из камня или земли и камня, где каждый, как правило, состоит из основного кургана большего размера и примыкающего к нему с восточной стороны малого кургана, а также отходящих от них на восток двух каменных гряд шириной 1,5-2 м и длиной от 20 до 200 и более метров. Каменные гряды имеют форму полудуг и часто в своём начале и в конце ограничены круглыми каменными сооружениями курганного типа. Зачастую в большом кургане находят человеческие погребения, в малом — захоронение коня, а в обоих – глиняные сосуды.
Как уже замечено, “усы” курганов не всегда отсыпались из камня. Во многих случаях использовалась и каменно-земляная смесь. В ряде случаев выкладки «усов» были выполнены с разрывами, а также имели множественные изгибы и встроенные груды камней. В некоторых случаях в них обнаружены вкопанные с различными интервалами вертикальные камни. В отдельных комплексах (как в кургане Джанайдар), конструкция «усов» представляла строение коридорно-образного типа, выполненного из вертикально вкопанных в землю каменных плит, перегороженных внутри, для придания устойчивости, другими плитами. Иногда для выкладки этих элементов курганов применялся и различный строительный материал: часть чередующихся отрезков ”усов” длиной по 4-5 м была выполнена из гранитов, другая – из туфобазальтов.
Первая классификация курганов с «усами» была предложена М.К.Кадырбаевым (1966г.), разделившим их на 4 типа (см. таблицу). Отличие между типами состоит в разновидностях взаиморасположения 2-х собственных курганов – большого и малого, имеющихся в каждом сооружении.
Так, для типа I малый курган расположен восточнее большого, для типа II – оба кургана находятся на линии север-юг, и где малый сооружён южнее большого.
К типу III относятся комплексы, где малый курган находится сверху большого, а в типе IV – они вообще сливаются заодно так, что можно сказать об отсутствии малого кургана как такового.
Данная классификация недолго оставалась неизменной, и уже через некоторое время П.Н.Мариковским (1983г.), а затем – А.З.Бейсеновым (1996г.) были предложены изменения.
И как видно из той же таблицы, эти изменения не носили принципиального характера, а в первую очередь, учитывали некоторые дополнительные особенности конфигурации сооружений для типов II и IV, где отмечалось, что курганов в конструкции могло быть не 2, а больше, хотя они по-прежнему располагались в линию или по дуге в генеральном направлении С-Ю.
Мы же, анализируя эту классификационную таблицу, заметим, что самой простейшей конфигурацией кургана с «усами» является случай IV (по Кадырбаеву) или, что то же самое, — случаи I (по Мариковскому и Бейсенову). Такое сооружение имеет минимальное количество элементов – всего 2: собственно курган и 1 пару «усов». Все остальные случаи являются лишь усложнениями этого первичного, скажем — базового варианта. Но и этот базовый вариант, тем не менее – раз он построен и к тому же широко распространён, полностью обеспечивает функционирование мегалитического комплекса. Вот потому-то и именно на этом варианте конструкции, считая остальные – его развитием, и будем искать функциональное предназначение нашего сооружения.
Первый его элемент – каменный курган — имеет форму круга. Но мы, используя знания, изложенные во 2-й части этой статьи, знаем, что форма круга — определяет интенсивное вращение продольно-волновой энергии в его плоскости, плоскости горизонта. И точно такими же свойствами обладает и близкая к кругу форма – кольцевая. И что фактически эти обе формы, выполненные из камня или отсыпанные землёй, являются генераторами этой энергии. Т.е., как для кургана с ”усами”, так и для майдана эти круговые формы являются генераторами излучения .
Теперь остался лишь 2-й элемент — ”усы”. Но, и он для нас – не нов. Это, ещё по майдану, – наш давний знакомый — формирователь потока энергии. Итак, у майдана – крылья, ”усы” или змеевидные валы, а у нашего уральско-казахстанского кургана — ”усы” или каменные гряды: все эти разновидности наименований имеют под собой лишь единственную функцию – быть формирователем потока энергии .
И понятно, что, как и у майдана, в подковообразной зоне формирователя образуется область с отрицательным перепадом эфирного давления .
А теперь, если внимательно присмотреться к нашему курганному сооружению, то понятно – перед нами – знакомая мегалитическая ловушка , оружие борьбы с эфирно-вихревыми летательными аппаратами противника. Ловушка, работающая на эффекте ”подсасывания” ЛА за счёт перепада эфирного давления. И, главное: между майданами и курганами с «усами» – никакого функционального различия нет .
Ну, ладно – функционально они одинаковы, а что делать с конструктивными отличиями? И здесь новое предложение, которое, полагал бы, принять как новую классификацию : особенности этих ловушек определять по количеству лучей , этих потоков энергии.
Тогда, наш любой майдан Приднепровья будет иметь от 2 до 4 лучей, а курган с «усами» из Приуралья-Казахстана – лишь только 1. В качестве примеров новой классификации этих ловушек можно указать: 4-х лучевой майдан (аналог – майдан Бурты), 3-х лучевой (Мавринский майдан), 2-х лучевой (Соколовский майдан) и 1-лучевой – курганы с ”усами”.
И ещё. Нет смысла для одних и тех же и функционально одинаковых мегалитических ловушек иметь множество наименований. А потому, что ещё вытекает и из предлагаемой классификации, полагал бы использовать краткий и единственный термин – майдан .
Их первейшая задача – быть разными
Исследователи курганов с «усами» пытаются найти в них что-то общее, чтобы затем по этому выделенному и характерному признаку как-то классифицировать эти сооружения. Но, это в принципе невозможно, ведь ”божественные строители” делали всё, чтобы они были непохожими друг на друга, — были разными .
И это – не Бог весть какая новость! Вот и Египетские пирамиды, прежде всего, отличаются друг от друга уникальной частотной настройкой. Иными словами, на Земле специально строились пирамиды, функционально игравшие роль станций дальней космической связи, но с разной частотной настройкой. И эта разная настройка множества египетских пирамид не позволяла им всем возбуждаться при сеансах избранной и разнесённой в космическом пространстве пары.
Как радиоприёмник должен быть настроен на несущую частоту радиопередатчика, так и лишь пара пирамид, участвующая в сеансе связи и расположенная на разных планетах, должна иметь одинаковые частотные характеристики. А в земных пирамидах Узла связи как раз и невозможно найти что-либо общее: их первейшая задача – быть разными. Отличия во всём: в размерах оснований, конфигурации, углах наклона граней, переломе граней, количестве и расположении камер, наличии шахт и галерей и т.п.
Другой пример – это обязательное отличие одного каменного лабиринта Беломорья от другого. Там тоже каждый лабиринт, по своим частотным характеристикам, должен иметь уникальные размеры и конфигурацию, — всё для того, чтобы исключить ошибку в определении навигационного положения конкретного каменного маяка-излучателя.
Внимательно присмотревшись к индивидуальностям комплексов с «усами», теперь – однолучевых майданов, видим, что в их составе может быть разное количество курганов, разного диаметра и высоты, по-разному расположенных относительно друг друга. «Усы» сооружения тоже всегда имеют особенности из числа: их разная длина, неодинаковые изгибы, разрывы, включения иноформенных каменных площадок и миникурганов, разная ориентация в пространстве и относительно основных курганов, сплошная и коробообразная конструкция, различный строительный материал как цельных усов, так и их отрезков.
И отсюда следует, что для работы с подобными сооружениями нужна не унификация, а – идентификация .
Тогда, понятно, сразу же вопрос: а какой же параметр должен лечь в основу этой идентификации? Отвечаю: частотный спектр излучения !
Здесь каждое мегалитическое сооружение имеет свой уникальный частотный спектр излучения. Это – как в музыке. Например, каждая струна гитары имеет свой основной тон звучания. Но, чтобы он был красив-приятен, каждую струну обвивает тонкая проволочка – канитель, привносящая в этот звук несколько обертонов. Прижали струну на каком-то ладу грифа, струна уже зазвучит по-другому. Тронули одновременно не одну, а несколько струн, звучит аккорд – совсем не унисонный звук.
Так, например, было с частотной настройкой камер-резонаторов в дольменах и пирамидах. Так дело обстоит и с курганными сооружениями-комплексами. Каждый внутренний курган имеет свою частоту, определяемую его диаметром. Например, диаметры каменных лабиринтов Беломорья (см. одноимённую статью) по условиям СКЧ не могли иметь произвольные размеры. И величины их возможных (расчётных) диаметров сведены в таблицу, подтверждённую практическими замерами существующих мегалитов. И что характерно, эта таблица на все 100% годится и для работы с кругами курганов.
Источник статьи: http://www.slavruss.narod.ru/osnown/mdn/mdn3.htm