Для мастера обучающиеся прически

Организация мастер-класса по парикмахерскому искусству в студии юного парикмахера

В связи с переходом на обучение по новым Федеральным государственным образовательным стандартам необходимо найти такие формы, методы и подходы к обучению, которые позволили бы каждому ребенку раскрыть свою индивидуальность, укрепить творческий потенциал. Необходимо, чтобы обучающийся смог не только освоить конкретные практические навыки, но и уверенно продемонстрировать творческие возможности и достижения.

Одной из таких форм, применяемых мною на занятиях студии юного парикмахера «Шарм», является мастер-класс. Мастер-класс по парикмахерскому искусству— это такая форма организации занятия, которая основана на демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Для качественной организации мастер-класса заранее подбирается материал по теме, определяются участники, их количество, учитывается год обучения, возраст. Продумывается расположение рабочих зон в аудитории, готовится техническое оснащение к мастер-классу.

От правильно выбранного материала для проведения мастер-класса во многом зависит эффективность будущего общения, возможность налаживания творческого сотрудничества со всеми участниками.

Для проведения мастер-классов заранее подбирается материал о внешних особенностях причесок, технологии выполнения отдельных элементов, способах создания единого образа модели прически. Прически для лета отличаются от причесок для зимнего периода — можно демонстрировать любые прически (высокие хвосты, пучки, косы). Зимой, наоборот, необходимы низкие прически, удобные в применении. Об этом следует помнить в процессе подготовки мастер-класса. Очень важно в ходе мастер-класса обратиться к мнению современных стилистов о направлениях модных причесок на данный период времени.

Количество участников, возраст, их расположение в аудитории, безусловно, влияют на зрелищность и эффективность мастер-класса. Например, может быть предусмотрено парное количество участников, и работа организуется в парах, либо непарное — и участники работают в группах по три–пять человек. Группы формируются, как правило, участниками мастер-класса самостоятельно, но, возможно, назначаются и мастером. Главное, участникам мастер-класса должно быть комфортно работать в созданном пространстве, а участникам-зрителям, если, конечно, таковые имеются, наблюдать и воспринимать информацию.

При проведении мастер-класса «Модное лето» участники работают в парах, отрабатывают каждый предлагаемый мастером элемент. Мастер-класс «Модные штучки» состоит из различных декоративных элементов из волос: «бант», «жгут», «пончик», «коса». Для отработки данных элементов предусмотрена такая форма организации работы, как «остановка творчества». На каждой «остановке» участники получают возможность сконцентрироваться на определенном задании. Пройдя «остановку», учащийся самостоятельно отрабатывает каждый элемент прически. Для этого он использует технологические карты, где подробно описана вся технология выполнения элемента прически. Итоговой работой считается выполненная модель, созданный, воплощенный образ.

Помещение для проведения занятий выбирается максимально удобное. Понадобятся технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, доска. Инструменты для работы: расчески, шпильки, заколки, резинки, лаки для волос, муссы, гели — участники мастер-класса должны иметь свои.

Для проведения практических работ разрабатываются буклеты, технологические карты выполнения элементов и декоративных элементов причесок. Они помогут участникам мастер-класса при выполнении практических работ. В образовательном учреждении заранее размещаются объявления о предстоящем мастер-классе, распространяются красочные приглашения, в которых указаны: тема мастер-класса, виды работ, дата, место и время проведения.

Для информационно-эмоциональной поддержки участников продумывается комментарий, осуществляемый в ходе проведения всего мастер-класса.

На успешно проведенном мастер-классе по парикмахерскому искусству обучающиеся не просто приобретают знания, они овладевают различными способами и методами профессиональных проб и открытий. Действительный успех мастер-класса во многом зависит от логики выстраивания воспитательных отношений, оригинальной организации процесса и от технологической модели оптимального планирования учебного занятия.

Читайте также:  Красивый цвет прически для средних волос

При проведении мастер-класса требуется вовлечение всех участников в активную познавательную деятельность. Достичь этого не просто. Но стремиться к такой «всеохватности» необходимо.

Основными методическими приемами проведения мастер-класса является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

Проблемная ситуация в технологии мастер-классов называется индуктором (индукция). При подготовке мастер-класса и обдумывании индуктора, необходимо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников. Проблемная ситуация должна взволновать, вызвать интерес и желание с ней разобраться. Началом мастер-класса по парикмахерскому искусству может стать проблемная ситуация, которая мотивирует участников на творческую деятельность. Это может быть задание на выполнение прически по предложенной модели. Например, при проведении мастер-класса «Модные штучки» участникам демонстрируются фотографии модных причесок, которые предлагают современные стилисты. В прическах присутствуют декоративные элементы «бант», «пончик», «жгут», «коса». Участники должны рассмотреть фотографии, определить модные элементы и выполнить их.

В ходе проведения мастер-класса «Челка в прическе», целью которого является обучение выполнению различных челок, участники получают пакет документов с фотографиями моделей. Необходимо разложить фотографии по группам в зависимости от формы челки, ее соответствия геометрической линии, определить название челки и подобрать форму челки к типу лица. Затем следует практическая часть — прямой показ с сопутствующими комментариями, который проводится мастером.

Для описания проблемной ситуации на мастер-классах по парикмахерскому искусству применяются видеоматериалы и чтение художественного текста. Например, для проведения мастер-класса «Цветы из волос» демонстрируется видеосюжет «Цветы родного края». Участники мастер-класса методом ассоциаций определяют элементы причесок, а на практическом этапе осваивают каждый из них, создавая цветы из волос или составляя композиции в прическе.

Проблемная ситуация мастер-класса «Чудеса из волос» создается через чтение притчи о человеке, который очень хотел увидеть чудо и в итоге понял, что чудеса всегда рядом. Чтение текста сопровождается наглядностью. Данный мастер-класс формирует у участников умение применять метод ассоциаций, образных представлений. Актуализируются эмоции и чувства для создания «чудесного» образа в прическе с применением самых простых плетений и косичек.

Самоконструкция предполагает переход от чувств, эмоций к реальным действиям. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема должна быть личностно значима; первоначально участник мастер-класса пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения. Каждый работает самостоятельно. При индивидуальной работе у каждого есть возможность сосредоточиться, поискать собственное решение, не испытывая давление других.

Примеры заданий на этапе самоконструкции:

– сформулировать вопросы по теме мастер-класса;

– набросать эскиз, рисунок по теме индуктора и др.

Работа фиксируется в виде описания, эскиза, рисунка, схемы. Результат работы выстраивается по алгоритму. Для объективности оценки эффективности работы каждая группа получает индивидуальный пакет документов. Работа по алгоритму позволяет всем участникам, даже тем, которые на мастер-классе впервые, сориентироваться в любой ситуации, быстро и четко в заданной структуре решить поставленную проблему. В завершение необходимо дать описание своей деятельности.

Читайте также:  Очень короткий боб пикси стрижка

Итогом этого этапа является «обнародование» результатов. Участники мастер-класса высказываются, ответы не оцениваются, принимаются безоговорочно. Предметно-практическим воплощением данной работы может быть создание кластера: группировка похожих ответов на доске, некоторое подобие грозди винограда. На основе совпадающих точек зрения создаются пары, и только тогда начинается третий этап мастер-класса.

Социоконструкция — групповая работа (возможна работа в малых группах). На мастер-классе по парикмахерскому искусству происходит взаимная оценка индивидуально созданных набросков, мнений, что позволяет сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, сделать это таким образом, чтобы произошло реальное взаимообогащение субъектного опыта партнеров.

Например, на мастер-классе «Цветы из волос», работая в группах, участники продумывают способы создания модели по теме «Роза». Учитывая все предложенные модели, корректируют наброски. Классифицируют модели по схожим вариантам, сравнивают, выбирают методы, приемы и технологии для выполнения прически. В ходе работы комплектуются две группы, в первой группе выбирается технология выполнения прически с применением косы, во второе — с применением буклей. В первом варианте коса может быть петельная, во втором — ажурная. Практика показывает, что работа по созданию кластера помогает наглядно определиться с выбором технологии. Для выполнения практических работ составляется технологическая последовательность выполнения прически. Можно пользоваться технологическими картами, которые составили обучающиеся на предыдущих мастер-классах и в ходе работы над проектами.

Социализация происходит тогда, когда в группе налажена практическая работа по выполнению прически. Здесь важно, чтобы были задействованы все участники группы, у каждого была своя роль. Возможно также, что один участник будет выполнять несколько обязанностей в группе. Это позволит использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даст им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы индивидуализированного обучения каждого участника.

Данный методический подход направлен на то, чтобы участники мастер-класса лучше ориентировались в мире профессий, которые связаны с парикмахерским искусством.

Афиширование — представление результатов деятельности участников мастер-класса и мастера (модели причесок, отдельные элементы, тексты, рисунки, схемы, проекты, решения и др.) и ознакомление с ними. В ходе афиширования происходит публичное представление творческих работ. Организуются как индивидуальный показ моделей, так и групповой, делать это следует комментируя, с сопровождением музыки.

Практическая демонстрация приема. Участники одновременно играют две роли: воспитанников и экспертов, присутствующих на занятии. В комментарии делается акцент на особенностях приемов и технологий, на оригинальности их использования.

Рефлексия ведется дискуссия по результатам совместной деятельности, осмысляются и транслируются чувства, ощущения, возникшие у участников в ходе мастер-класса. В итоге участники и зрители видят достигнутый результат деятельности. На мастер-классах проводятся различные виды рефлексии, например, на мастер-классе «Цветы из волос» демонстрируется слайд, на котором изображен контур женской головы и цветы разной окраски. Красный цвет означает — «Я доволен своей работой»; желтый — «мне было комфортно»; синий — «мне было трудно». Участники выбирают тот, который был ближе всех сегодня на мастер-классе и украшают силуэт модели на слайде, создавая весенний образ красивой прически.

Читайте также:  Какие стрижки бороды бывают

Форма рефлексии на занятиях и мастер-классах по парикмахерскому искусству выбирается с учетом темы проведения занятия.

Материал, представляемый на мастер-классе, как правило, выходит в содержательном отношении за рамки предмета. Участники имеют возможность переложить приемы и методы на свою собственную деятельность.

Что следует иметь в виду, организуя мастер-класс в творческом объединении по парикмахерскому искусству?

1. Мастер-класс по парикмахерскому искусству состоит из практических действий мастера и участников.

2. В итоге мастер-класса или демонстрируемого приема участники и слушатели должны обязательно видеть результат деятельности, а не только его процесс.

3. Мастер-класс по парикмахерскому искусству — это не просто отработка технологических приемов, это творческий процесс, поэтому важно, чтобы предлагаемый материал был интересен. Для этого тщательно продумывается музыкальное сопровождение. Например, на организационном этапе мастер-класса «Цветы из волос» звучит легкая, романтичная мелодия, для представления результатов подбираются музыкальные композиции по названиям цветов. На мастер-классе «А на море корабли» для показа коллекции причесок в виде кораблей подбирается морская тема, плеск волн, музыка ритмичная, похожа на шторм моря.

4. Форма работы мастер-класса зависит от наработанного педагогом стиля профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и является точкой отсчета в построении общей схемы проведения мастер-класса.

5. Основной формой обучения парикмахерскому искусству, как известно, является учебно-практическая проектная деятельность. Поэтому в проведении мастер-класса активно применяется метод проектов. Участниками мастер-класса применяются на практике рисунки, схемы, технологические карты, по алгоритму составляется конструкторская и технологическая документация.

6. Организация проектной деятельности в работе мастер-класса позволяет заинтересовать обучающихся в получении знаний, мотивирует к раскрытию творческого потенциала, реализации творческих замыслов и способностей.

7. Существующий государственный образовательный стандарт устанавливает три основные группы результатов: личностные, метапредметные и предметные. Мастер-класс по парикмахерскому искусству вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий. А одним из основных личностных результатов, непосредственно касающихся парикмахерского мастерства, выступает мотивация к трудовой деятельности и творческому труду. Важно и осознание необходимости выполнения профессиональных приемов и методов в парикмахерском мастерстве как условия социализации. Метапредметные результаты достигаются через универсальные учебные действия: воспитанник должен научиться не только диагностировать учебный результат и выявлять причины ошибок, используя критерии, но и обосновывать пути их устранения. И, наконец, о предметных результатах: в дополнительном образовании, в процессе работы мастер-класса, происходит освоение практических навыков по парикмахерскому искусству — участник мастер-класса планирует технологический процесс выполнения объекта труда, выполняет технологические операции, овладевает методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, уверенно демонстрирует достижения и новые возможности в парикмахерском искусстве. Учащийся должен быть уверен, что изучаемое им сегодня — современно, применимо в его жизни, в быту.

В заключение я хочу сказать, что организация (подготовка и проведение) мастер-классов по парикмахерскому искусству дает возможность участникам достигать более высоких результатов в обучении. Происходит внедрение новой технологической практики, формирование всесторонней интеллектуальной, коммуникативной личности, обладающей активной творческой позицией. Заметно повышается мастерство обучающихся. В целом, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной практической деятельности.

Источник статьи: http://www.sibvido.ru/node/148

Оцените статью
Adblock
detector