Правописание суффиксов имён существительных
Тема: «Правописание суффиксов имён существительных» Theme: «The suffixes of nouns» (разработка практического занятия по предмету «Практикум русского языка» на 1 курсе для групп, обучающихся по направлению русский язык и литература, по предмету «Русский язык» в 10 классе) Цель учебного занятия: повторить и закрепить знания студентов по правописанию суффиксов имён существительных, сформировать умение применять их на практике. Методы и техники обучения: прямая коллективная «мозговая атака», работа в малых группах, презентация наработок, выполнение упражнений на доске и в тетрадях. Средства обучения : презентация, мультимедиа, раздаточные материалы, распечатка с правилами, образцы выполнения заданий, упражнения из учебного пособия В. Грекова, Д.Э. Розенталя. Повторение пройденного материала. Методом «мозговой штурм» преподаватель актуализирует имеющиеся знания по пройденной теме: От чего зависит правописание окончаний имен существительных? Какие окончания имеют существительные III склонения в формах родительного, дательного и предложного падежей? Какова особенность склонения имен собственных, называющих населённые пункты, типа Кашин, Калинин, Бородино? Проверка домашнего задания (упражнение в учебнике). Объяснение новой темы. Преподаватель записывает название новой темы на доске и начинает показ презентации, разъясняя каждый слайд. В рамках выполнения ПП-1875 от 10.12.2012, в презентации приводится перевод на английский язык, ключевых моментов презентации. Просмотр фрагмента из мультика Далее студенты дают определение термину «суффикс». Преподаватель поправляет студентов, в случае неверной формулировки, и дополняет ответы учащихся. Выводя данное определение на слайд. Так же на занятии используется прямая коллективная «мозговая атака», цель применения которой – активизировать знания, имеющиеся у студентов по теме. Преподаватель просит студентов перечислить правила правописания имён существительных и после каждого ответа демонстрирует презентацию. Закрепление новой темы. Студенты делятся на три группы и работают в команде. Команда обсуждает и выполняет задание на флипе (ватмане). Затем презентует наработки (выполненное задание) другим командам. За выполненное задание они получают баллы. Если команда допустила ошибку, то члены других команд могут исправить ее и получить дополнительные баллы. Раздаточный материал для 1 группы. Задание. Образуйте от данных слов существительные, используя указанные уменьшительные суффиксы. Перепишите, обозначая эти суффиксы. -ец или -иц-а: хлеб, каша. -ечк- или -к -: блюдо, Ваня. -ец-о или -иц-е: серебро, платье. -оньк- или -еньк-: лиса, река. -ёнк-, -оньк- или -к-: изба, река, черешня, яблоня. Раздаточный материал для 2 группы. Задание. Образуйте от данных слов существительные, используя указанные уменьшительные суффиксы. Перепишите, обозначая эти суффиксы. -ец или -иц-а: мороз, книга. -ечк- или -к -: Соня, семя. -ец-о или -иц-е: пальто, строение. -оньк- или -еньк-: полоса, дорога. -ёнк-, -оньк- или -к-: нога, лодка, басня, смородина. Раздаточный материал для 3 группы. Задание. Образуйте от данных слов существительные, используя указанные уменьшительные суффиксы. Перепишите, обозначая эти суффиксы. -ец или -иц-а: сюжет, метель. -ечк- или -к -: пуговица, Феня. -ец-о или -иц-е: здание, здоровье. -оньк- или -еньк-: лиса, река, полоса, дорога, Лиза, заря. -ёнк-, -оньк- или -к-: трещина, глаза, жемчужина, баранина. Раздаточный материал для 1 группы. Задание. От данных слов образуйте существительные с помощью следующих суффиксов: -ушк-, -юшк- или -ышк-. Обозначьте суффиксы и окончания. Обратите внимание на зависимость окончаний -о, -а или -е от рода существительного, а иногда от одушевлённости или неодушевлённости. Доля, горе, стекло, воля, борода, зерно, трава, поляна, няня, поле. Раздаточный материал для 2 группы. Задание. От данных слов образуйте существительные с помощью суффикса -ищ-. Обозначьте суффиксы и окончания. Обратите внимание на зависимость окончаний -о, -а или -е от рода существительного, а иногда от одушевлённости или неодушевлённости. Парень, сила, гора, нос, борода, голос, дом, человек, холод, жара. Раздаточный материал для 3 группы. Задание. От данных слов образуйте существительные с помощью суффикса -ишк-. Обозначьте суффиксы и окончания. Обратите внимание на зависимость окончаний -о, -а или -е от рода существительного, а иногда от одушевлённости или неодушевлённости. Город, нос, мужик, сын, пальто, вор, амбар, человек, земля, шалун. Во время выполнения упражнений преподаватель следит за работой студентов. После презентаций выполненных упражнений, студенты работают индивидуально по карточкам. Раздаточный материал для индивидуальной работы. Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, —есть. Суффиксы подчеркните. а) выбор, сварить; Раздаточный материал для индивидуальной работы. Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, —есть. Суффиксы подчеркните. а) резать, рассказ; Раздаточный материал для индивидуальной работы. Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, —есть. Суффиксы подчеркните. а) пулемёт, камень; Раздаточный материал для индивидуальной работы. Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, —есть. Суффиксы подчеркните. Раздаточный материал для индивидуальной работы. Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, —есть. Суффиксы подчеркните. а) барабан, стекло; Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, —есть. Суффиксы подчеркните. а) править, перевоз; Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, —есть. Суффиксы подчеркните. а) чеканка, подносить; Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, —есть. Суффиксы подчеркните. а) смазать, водопровод; Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, —есть. Суффиксы подчеркните. Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, —есть. Суффиксы подчеркните. Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, —есть. Суффиксы подчеркните. а) текстиль, домна; Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, —есть. Суффиксы подчеркните. а) буфет, чистить; Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, —есть. Суффиксы подчеркните. а) копировать, контора; Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, —есть. Суффиксы подчеркните. а) застройка, заказ; Итоги занятия. Подсчитываются баллы за работу в малых группах и за индивидуальную работу, каждому студенту выставляется оценка. Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/pravopisanie_suffiksov_imyon_sushestvitelnih_120720.html Правописание суффиксов, вносящих в существительные добавочные оттенки значенияНекоторые суффиксы служат для образования от имён существительных существительных с уменьшительным, ласкательным, пренебрежительным, усилительным оттенками значения, например: нос — носик (уменын.), глаза — глазки (ласкат.), изба — избёнка (пренебреж.), мороз — морозище^ жара — жарища (усилит.). Для соблюдения норм правописания следует запомнить следующие суффиксы.
217. От данных слов образуйте имена существительные с умень Лист — листик, листики; орех — орешек, орешки. Бант, мост, ящик, карман, флигель, платок, горох, друг, сапог, огурец, станок, поясок, шкаф, каблук, узор, пиджак, земляк, дубок, стих, пастух, сад, листок, дождь, жук, кирпич, футляр, костюм, ножик, червяк, цветок. 218. Образуйте от данных слов существительные, используя ука 1) -ец- или -иц-: хлеб, каша, мороз, книга, сюжет, метель. 2) -ечк- или -ичк-: блюдо, Ваня, Соня, семя, пуговица, мельница, Феня. 3) -ец- или -иц-: серебро, платье, пальто, строение, здоровье. 4) -оньк- или -еньк-: лиса, река, полоса, дорога, Лиза, заря, 5) -ёнк-j -ОНК-, (-ин-)-к- или -к-: изба, река, черешня, яблоня, нога, басня, смородина, трещина, глаза, жемчужина, баранина, кухня, вишня. 219. От данных слов образуйте существительные с помощью сле 1) Доля, горе, стекло, воля, борода, зерно, трава, поляна, няня, поле, дед, соловей, солнце, перо, голова, Ваня, море, дно, детина, беседа, дядя, горло, ядро; 2) парень, сила, гора, нос, борода, голос, дом, человек, холод, жара, скука, волк, нога, рука, бас, великан, грязь; 3) город, нос, мужик, сын, пальто, вор, амбар, человек, земля, шалун, платье, забор, здоровье, ружьё, плут, завод. 220. Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте суф 1) Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольч..ки заплакали, бубенч..ки засмеялись. (Ч.) 2) Мушка была малень- кая облезлая собачонка. (Ч.) 3) Из прихожей во второй этаж вела узкая деревянная лестн..чка. 4) Штабс-капитан Полянский держал перед ней [Варей] блюд..чко с мороженым, а она кушала лож..чкой. (Ч.) 5) В течение нескольких секунд паступь.нок и Метел..ца смотрели прямо в глаза друг друга. (Ф.) 6) Вдруг к машине подбежал парнишк.. . (Твард.) 7) Пальтишк.. надень да одеяло возьми, а то к утру холодно станет. (М. Г.) 8) Резко отделялись от тёмной зелени деревьев красноватые баше..ки и беседки, кое-где разбросанные по саду. (Т.) 9) Как осторожно бы вода моя текла и мимо хижи..ки, и каждого кусточка! (Кр.) 10) Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете; ма-хинищ.. такая, что в эту комнату не войдёт. А в плечищах у него была такая силищ. какой нет у лошади. (Г.) 11) Дело под вечер зимой и мороз..ц знатный, по дороге столбовой едет парень молодой — ямщич..к обратный. (Н.) 12) Если сын чернее ночи, грязь лежит на рож..це, ясно, это плохо очень для ребячьей кож..цы. (Маяк.) 13) В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай, на столбовой дорож..ке сошлись семь мужиков. (Н.) 14) Вечно тёплая шапч..нка вся в пуху на нём, туго стянут сюртуч..нко узким ремешком. (Н.)
221. Спишите. Обозначьте суффиксы существительных с пропу 1) Каждый куст..к, каждая берёзка радовались нам. (Исак.) 2) Темна ноч..нька, не спится. (Ее.) 3) Топот дворника доносился то справа, то слева, и мальч..к бросался то вперёд, то назад. (Купр.) 4) Ой ты, песня, пес.нка девичья. (Исак.) 5) Ты не плачь, мой лебедёноч..к, не сетуй. (Ее.) 6) Спи, мой воробыш..к, спи, мой сыноч.-к, спи, мой звоноч..к родной. (Исак.) 7) И играет зайч..к солнца в рыжеватой бороде. (Ее.) 8) Он [Ваня] выставил своё свежее лич..ко из-под рогожи, опёрся на кулач..к и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза. (Т.) 222. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность Память — одно из важнейших свойств любого бытия: материального духовного человеческого. Памятью обладают отдельные р..стения камень на котором остаются сл..ды его пр..исх..ждения и движения в ледниковый п..риод ст..кло в..да. Память вовсе не механична. Это важнейший творческий проце.. . Запоминается то что нужно путём памяти накапливается добрый опыт образуется традиция создаются трудовые навыки. Память противостоит уничтожающей силе времени.Принято делить время на прошедшее настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее а будущее как бы предугадывается настоящим соединённым с прошедшим. Память — пр..од..ление времени смерти. В этом величайшее нравственное значениепамяти. «Беспамятный» это прежде всего человек неблагодарный безответственный а следовательно и неспособный на добрые бескорыстные п..ступки. Безответственн..сть рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек совершающий недобрый п..ступок думает что п..ступок этот не сохранится в памяти его и в памяти окружающих. Сов..сть это память к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Память основа сов..сти и нравственности основа культуры, память одна из основ п..эзии эстетического понимания культурных це..остей. (Д. Лихачёв) Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет Источник статьи: http://studopedia.su/11_45565_pravopisanie-suffiksov-vnosyashchih-v-sushchestvitelnie-dobavochnie-ottenki-znacheniya.html Adblockdetector |