Достоверные хадисы про бороду

Достоверные хадисы про бороду

Обращаемся к Сунне и к словам ученых:

СУННА:
=====
Передается от Ибн Джарира, что когда к посланнику Аллаха прибыл делегат из Византии, то все увидели, что он был начисто выбрит. Посланник Аллаха (с.а.с) спросил его, почему он выглядит таким образом и посол ответил, что брить бороды им приказывает их император. Тогда пророк (с.а.с) ответил: «Но мне приказал Аллах, Всемогущий Он и Великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы» (имам Ахмад).

Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: «Отбускайте бороды и сбривайте усы, отличайтесь тем самым от многобожников» (имам Муслим).

В этом хадисе, пророк (с.а.с) приказал сахабам не уподобляться огнепоклонникам тех времен, однако это НОСИТ ОБЩЕЕ ПРЕДПИСАНИЕ! Мекканские многобожники тоже ходили с бородами. Да и сейчас, повсеместно принято бриться — это и современная культура кафиров!

Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: «К фитре (естественному) относятся следующее: обрезание, сбривание волос с лобка и подмышек, подстригание ногтей, укорачивание усов (отпускание бороды)». (ан-Насаи, альАлбани — сахих).
=====

А так же, тому есть сунна сподвижников пророка (с.а.с) и последующих саляфов!

СЛОВА УЧЕНЫХ:
==========
Ханафитский Мазхаб:
—-
Мухаммад ибн Хасан сказал: Абу Ханифа сообщил нам от Аль-Хайсама от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: «То, что он брал в руку бороду, и отрезал все что было под ней (рукой). » Мухаммад сказал: «Этого мы и придерживаемся и это слова Абу Ханифы » (Аль-Асаар 900) Этого мнения придерживаются и все Ханафиты.

Ибн Аль-Абидин сказал: «Брать от бороды (то есть укорачивать её) без взятия её в руку (то есть меньше одного ухвата руки). как это делают некоторые Морокканцы и женоподобные мужчины, никто этого не разрешал» (Аль-Хашия 2/417) А так же он сказал: «Запрещается мужчине отрезать свою бороду (полностью)»

Шафиитский Мазхаб:
—-
Шейх Ибн Раъфата в своей книге «Хашияту Аль-Кафия» пишет: «Поистине Шафии в своей книге «Аль-Умм» указал на то, что сбривание бороды является харамом» и на это же указали Аз-Заркаший и Аль-Халимий в «Шуъб Аль-Иман» и Аль-Куффал Аш-Шаший в «Махасин Аш-Шариа» на то, что сбривание бороды является харамом. Так же в «Шарх аль-Уббаб» упоминается, что Два шейха (имеются ввиду Ан-Навави и Ар-Рифаи) сказали: «сбривание бороды является нежелательным действием». А Шейх Аль-Азраий сказал: «Правильно (достоверней) запрет на её сбривание»

Аль-Хуляйми сказал: «Нельзя никому сбривать свою бороду и брови, даже если (кто-то) сбривает усы, то в сбривании их есть польза, а именно чтобы к ним не прилипал жир пищи и его запах не желаемый им, в отличии от сбривания бороды — это известно что неправильно (порок), и уподобление женщинам, и подобно кастрации (отрезанию полового органа)». (Аль-Иъляям либни Аль-Муткин 1/711).

Ан-Навави в «Шарх Аль-Муслим» (3/151)сказал о отпускании бороды и смысле слов «отращивайте, отпускайте»: «Их весь смысл означает — оставления её (бороды) саму по себе (так как она растет) это явно видно из хадиса и то о чём говорят его выражения и это то, что сказала группа наших товарищей и др. ученых. То что избирается (из смыслов), так это оставление бороды расти самой по себе и не подвергать её каким бы то не было укорочениям вообще. «

Маликитский мазхаб:
—-
Имам Малик сказал в «Ат-Тамхиде» : «Харамом является сбривание бороды, это делают только женоподобные мужчины»

Шейх Ад-Дасукъий сказал в своем примечании к «Шарх Халиль»: «Запретны мужчине (для сбривания) борода или усы. «

Аль-Къуртубий сказал: «Нельзя брить бороду, выщипывать её и подстригать её»

Ханбалитский мазхаб:
—-
Известно, что Имам Ахмад говорит, что отпускание бороды — Ваджиб, и что можно укорачивать её если она привышает в длине один ухват рукой, как это делали сподвижники, а так же известно, что ученые этого мазхаба держатся мнения о запрете сбривания бороды.

Шейх Ибн Таймийя сказал: «И является запретным сбривание бороды» а так же сказал: «И исходя из достоверных хадисов, сбривание бороды является запретным, и никто это не разрешал» и так же сказал в «Шарх Аль-Умда»:»Что касается отпускания бороды, то её нужно оставлять и если взять (подкоротить) то, что превышает одного хвата руки, то это не является нежелательным, на это указывает, то что было преведено от Ибн Умара и это же касается того, что разлетается от неё (бороды в разные стороны) «

Ибн Муфлих сказал В «Аль-Фурууъ (1/92)»: «Отпускает свою бороду по мазхабу, пока её длина не станет нехорошей,(странно выглядить, необычно),но сбривание её является харамом»

Источник статьи: http://vk.com/topic-10208482_23195624

Достоверные хадисы про бороду

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Борода в Исламе

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Одним из самых больных вопросов для мусульман современного мира является вопрос бороды. Вокруг этой темы ходит много споров, разводимых теми братьями, чьи религиозные знания обычно не поднимаются выше уровня исламских студентов.

Когда в кругу чисто выбритых мусульман поднимают тему бороды, то мы, как правило, слышим: «Борода – это Сунна, не надо концентрировать внимание на таких мелочах». Действительно, борода – это Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако в фикхе существует громадная разница между обязательными и желательными элементами Сунны.

Ещё имам Абу Ханифа (да помилует его Аллах) разделил Сунну Посланника Аллаха на две части: Сунна мандуба (мустахабба) и Сунна ваджиба. Выполнение первой Сунны является желательным, а её нарушение – допустимым (мубах). Примеры Сунны мандуба – входить в мечеть правой ногой, чистить зубы после омовения и т.п. Тот, кто соблюдёт их, получит дополнительную награду от Аллаха, а тот, кто оставит, не возьмёт никакого греха.

Что касается второй Сунны, то бремя её выполнения лежит на всех мусульманах ахлю-с-сунна. Ваджибаты – это та часть Сунны, в отношении которой пришли хадисы, содержащие угрозу от Аллаха тем, кто ею пренебрегает, либо категорические приказы (запреты) Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мусульманин, сознательно оставляющий Сунну ваджиба, является грешником, ибо Аллах говорит:

«Пусть берегутся те, которые нарушают приказ его (Посланника Аллаха), дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!» (Коран, 24: 63).

Тот же, кто ненавидит какой-то элемент достоверной Сунны, выходит из Ислама и становится кяфиром даже тогда, когда он соблюдает это (например, для того, чтобы не выделяться среди мусульман). Ненависть к Сунне может быть вызвана только двумя причинами: ненавистью к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) либо ненавистью к его сподвижникам (как у рафидитов); и то, и другое является большим неверием.

За рамками Ислама находится и тот человек, который верит, что в мире есть законодательство или свод традиций, более правильные, чем шариат Аллаха. Также я хотел бы сурово предупредить тех, кто насмехается над Книгой Аллаха и путём Его Посланника; Всевышний в Коране говорит:

«Не над Аллахом ли, Его аятами и Его Посланником вы издевались? Не извиняйтесь! Вы впали в неверие, после того как уверовали» (Коран, 9:65-66).

Сюда же относятся и любые насмешки над Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха), включая бороду («ваххабит», «душман», «басмач» и т.д.).

Перейдём теперь к самому вопросу. В суре «Хаджж» сказано:

«Потом пусть они покончат со своей неопрятностью, целиком выполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего храма» (Коран, 22:29).

Абдулла бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что под «устранением неопрятности» Аллах имеет в виду бритьё головы, подстригание ногтей, укорачивание усов и бороды к концу хаджжа. Те же высказывания приводятся от Ибн Джубайра, Мухаммада бин Кя’ба и многих других, о чём пишет имам Мухаммад бин Джарир ат-Табари в своём тафсире Корана (т. 10, стр. 149-150).

Читайте также:  Самая красивая ассиметричная короткая стрижка

От Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал взрослым мужчинам из его уммы подстригать усы и отпускать бороду. Хадис содержат сборники аль-Бухари («аль-Джами’у-с-сахих», № 5893), Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и других хадисоведов. В ином варианте хадиса, сообщаемом аль-Бухари и Муслимом, Пророк говорит:

«Не будьте похожими на язычников, отращивайте бороды и укорачивайте усы!»

Что касается внешности самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то во время его хиджры Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я увидел Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с огромной [в другой версии – с густой] бородой».

Все же хадисы о том, что Пророк якобы подстригал или сбривал бороду, являются слабыми или вымышленными, и не один факых не вправе опираться на них в своём иджтихаде (выведении шариатских норм).

Если мы посмотрим на Сунну сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то передаётся, что Ибн Умар, совершая хаджж или умру, захватывал бороду в кулак от подбородка и отрезал всё, что ниже этого кулака. Джабир бин Абдилля, да будет доволен им Аллах, говорил:

«Мы всегда отпускали бороды, исключая время хаджжа и умры» (хадис от Абу Дауда).

И нигде нет ни одной достоверной истории о том, что кто-то из сахабов брил или коротко стриг бороду (напомню, что от кяфиров и сектантов хадисы не принимаются). Напротив, многие хадисы повествуют нам, как их бороды промокали от слёз горького плача. Также передаётся, что когда Кайс бин Са’д (сын Са’да бин Убады) достиг половой зрелости и сахабы увидели, что у него не растёт борода, они сказали:

«Наш Кайс – хороший человек, если бы не один недостаток: у него нет бороды. Если бы мы знали, что борода продаётся где-то за дирхамы, то сложились бы для того, чтобы купить ему бороду!»

Табиуны (второе поколение мусульман) также укорачивали свои бороды только к концу хаджжа или умры; они подстригали их, зажав в кулак, доводом для чего является вышеупомянутый хадис Абдуллы бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. К слову сказать, что Ибн Умар был одним из тех учеников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые подражали его поступкам буквально во всём. Например, когда Ибн Умар узнал, что рядом с Мединой есть дерево, в тени которого часто отдыхает Посланник Аллаха, то он каждый день приходил поливать это дерево, дабы оно не засохло.

При этом основой разделения хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на Сунна мандуба и Сунна ваджиба является то, как он призвал нас соблюдать ту или иную норму. Например, об окрашивании бороды Пророк сказал:

«Лучшим из того, чем вы будете закрашивать седину, являются хна и катам» (ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).

Что же касается отращивания бороды, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел нам это в категорической форме. Поэтому наши праведные предки единогласно назвали бороду одним из ваджибатов. Имам аз-Захаби внёс бритьё бороды в число тяжких грехов («аль-Кябаир»).

Мнения учёных Сунны в вопросе подстригания бороды разошлись: некоторые из них запрещают это делать даже во время паломничества. Эти улемы ссылаются на то, что нет ни одного достоверного хадиса об укорачивании бороды Пророком (мир ему и благословение Аллаха), что же насчёт поведения Ибн Умара и ряда других сахабов, то это был их иджтихад, в котором они ошиблись. Однако большинство учёных всё же рекомендуют стричь бороду к концу хаджжа или умры, но не придают этому характер ваджиба.

Длинная борода и короткие (либо отсутствующие) усы – главное, что отличало лица сахабов и табиунов от лиц христиан, иудеев, язычников, безбожников и заблудших мусульман. Глубоко неправы те, кто говорят, будто борода – это доисламская традиция арабов, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сохранил в их жизни только те традиции, которые не выходят за рамки шариата. Да, Абу Джахль и Абу Ляхаб носили бороды, но они не сбривали усы (как и не падали ниц перед Аллахом)!

Есть особые ситуации, в которых мусульмане могут сбривать бороды (например, для ношения респираторов, врачебных масок), но – только с разрешения улемов, выносящих фетвы для каждого конкретного случая. Беда мусульман современной эпохи – в том, что они сами дозволяют для себя многие запретные, порицаемые или сомнительные вещи (как и запрещают дозволенное), не советуясь с обладателями религиозных знаний. Один, попав в окружение кяфиров, считает дозволенным бритьё бороды, второй – употребление в пищу сала и мертвечины, третий – ношение одежды, не прикрывающей срамоту и т.п.

Закругляя эту тему, я хотел бы процитировать высказывания четырёх великих имамов (основателей мазхабов) и их последователей по вопросу бороды. Замечу попутно, что в наши дни мусульмане могут считать себя ханафитами, маликитами, шафи’итами или ханбалитами, пренебрегая более чем половиной хукмов своего мазхаба (кяфир К. Маркс однажды сказал о некоторых коммунистах его эпохи: если эти люди – марксисты, то я не марксист).

Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шайбани, один из учеников Абу Ханифы, да помилует его Аллах, говорил:

«Каждый раз, когда Абу Ханифа совершал хаджж, он укорачивал свою бороду, сжав её в кулак, после чего он подстригал усы. И поэтому мы используем тот же способ во время хаджжа».

Бритьё же бороды имам Абу Ханифа внёс в категорию «макрух тахрими» (нежелательные действия, близкие к хараму). Один из великих ханафитских улемов Ибн Абидин сказал по этому поводу:

«Что касается подстригания бороды короче, чем до уровня сжатого кулака, то это – поступок некоторых марокканцев и гермафродитов из числа мужчин, и он не разрешается никому».

Имам Малик бин Анас, да помилует его Аллах, писал:

«От Абдуллы бин Умара приводится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал отпускать бороды и укорачивать усы»,

полностью согласившись с Абу Ханифой в том, что подстригать бороду дозволено только паломнику и только до уровня сжатого кулака. Маликитский шейх аль-Хаттаб аль-Малики запрещал как бритьё бороды, так и бритьё усов (по его мнению, усы можно только подстригать).

Имамы аш-Шафи’и и Ахмад, да помилует их Аллах, тоже носили бороды и приказывали это своим ученикам (причём имам Ахмад поднял бороду на уровень фарда). Шейх-уль-ислам Ибн Таймия сравнил бритьё бороды с тем, что женщина будет налысо брить голову, так как борода является «фитра таби’ийя» (естественным внешним признаком). Мужчина с чисто выбритым подбородком подобен женщине с лысой головой, о которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал (хадис от Ибн Аббаса, переданный аль-Бухари):

«Аллах проклял мужчин и женщин, которые пытаются походить друг на друга».

Источник статьи: http://russ-muslim.livejournal.com/4770.html

Достоверные хадисы про бороду

СОДЕРЖАНИЕ

Гл. №1: Несколько хадисов о бороде.
Гл. №2: Граница бороды.
Гл. №3: Единогласный запрет бритья бороды.

Гл. №4: Мнения мазhабов.
• Ханафитский.

• Маликитский.
• Шафиитский.
• Ханбалитский…
Гл. №5: Бритье бороды ниже хвата кулака.
Гл. №6: Случаи, когда бороду дозволяется укорачивать/брить.

Гл. №1:
Несколько хадисов о бороде

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение избранному пророку, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними, а затем:

Всевышний сказал в Своем писании:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ

И был в посланнике Аллаhа для вас прекрасный пример

В различных хадисах пришли различные формы приказа отращивать бороду, вот некоторые из них:

Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

أحفوا الشوارب وأعفوا اللحى

«Подстригайте усы и отращивайте бороду»
Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Малик, Ахмад, ат-Табарани, аль-Байhакъи и другие от Ибн ‘Умара.

Читайте также:  Солист группы бутырки с усами

В другой версии от Ибн ‘ُУмара в двух сахихах:

خالفوا المشركين، وفروا اللحى، وأخفوا الشوارب

«Отличайтесь от язычников, отпускайте бороду и укорачивайте усы»

В версии Абу Хурайры у Муслима:

جزوا الشوارب وأرخوا اللحى خالفوا المجوس

«Подстригайте усы и отпускайте бороду, отличайтесь от огнепоклонников»

≡ Имам Бади’у-Ддин ас-Синди сказал:

وقد أخبر الصادقُ المصدوقُ أن حلق اللحى من عادات المشركين ، فيجبُ على المسلمين الذين آمنوا بالله ورسولِه وصدَّقُوه المخالفةُ لهم وعدمُ التشبه بهم

«Сообщил правдивейший и правдивый, что бритье бороды является обычаем многобожников. И поэтому мусульмане, верующие в Аллаhа и его посланника, и принявшие посланника, обязаны противоречить им и отличаться от них».

Гл. №2:
Граница броды

≡ Имам и языковед Джамалу-Ддин Мухаммад Ибн Манзур аль-Ансари (ум. 711) сказал:

«Борода — это то, что растет на щеках и подбородке».
См. «Лисану аль-‘Араб» 15/243

≡ Шейх Ибн Баз сказал:

«Ученые пояснили, что борода, это то, что растет на щеке и подбородке. Это и есть борода. А то, что растет на шее, бородой не является. Также та часть (кости), что выше уровня (расположенного параллельно) ушам, тоже бородой не является, так как это продолжение головы. Но бородой является то, что растет на костях, (расположенных) параллельно (отверстий) ушей (т.е бакенбарды — сариф по арабски)… Также бородой является то, что растет под нижней губой. Ее называют эспаньолка».

Гл. №3:
Единогласный запрет бритья бороды

Видные имамы этой уммы передали единогласие в этом вопросе.

≡ Имам Ибн Хазм аль-Андалуси رحمه الله сказал :

اتفقوا أن حلق جميع اللحية مُثْلة لا تجوز

«Единогласны (все ученые), что полное бритье бороды это проступок. Не дозволено это делать».
См. «Маратибу аль-Иджма» стр.157.

≡ Имам Абу аль-Хасан Ибн аль-Къаттан аль-Фаси аль-Малики сказал:

واتفقوا أن حلق اللحية مُثْلَة لا تجوز

«Единогласны (все ученые), что полное бритье бороды это проступок. Не дозволено это делать».
См. «Аль-Икъна’ фи Масаили аль-Иджма». 2/3953.

≡ Имам Ибн ‘Абидин аль-Ханафи сказал:

وأما الأخذ منها وهي دون ذلك كما يفعله بعض المغاربة ، ومخنثة الرجال : فلم يُبحه أحد

«А что касается удаления бороды больше (чем хват кулака), как это делают некоторые магърибийцы и женоподобные мужчины, то никто этого не дозволял».
См. «Рад аль-Мухтар» (2.418).

≡ Сказал авторитетный ученый Азхара ‘Али Махфуз в своей книге «аль-Ибда’ фи Мударри аль-Ибтида’»:

وقد اتفقت المذاهب الأربعة على وجوب توفير اللحية وحرمة حلقها

«Единогласны все четыре мазхаба в обязательности оставления бороды и в запрете ее бритья».

≡ Сказал ‘алляма Махмуд ас-Субки:

فلذلك كان حلق اللحية محرماً عند أئمة المسلمين المجتهدين؛ أبي حنيفة, ومالك, والشافعي, وأحمد, وغيرهم

«И поэтому бритье бороды было запрещенным делом у имамов муджтаhидов, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад и другие».

Если я не ошибаюсь, но по моему Ибн аль-Къайим тоже передавал единогласие в этом вопросе.

Гл. №4:
Мнения мазhабов

Теперь, с дозволения Всевышнего, быстренько пробежимся по четырем мазhабам и выясним, какое действительное положение среди мазhабов. Ведь многие относят себя к мазhабам.

Ханафитский мазhаб:

≡ Имам Шиhабу-Ддин ат-Турбишти аль-Ханафи (661) сказал:
:

قصُّ اللحية كان من صنع الأعاجم وهو اليوم شعار كثير من المشركين كالإفرنج والهنود ومَنْ لاخَلاق له في الدين من الفِرَقَ الكافرةِ ، طَهَّرَ الله حَوْزَةَ الدين منهم

«Укорачивание бороды пришло от иностранцев. Сегодня это знамя многобожников, как европейцы и индусы, а также те, у кого нет религиозного воспитания из числа неверующих сект. Да очистит Всевышний религию от них».
См. аль-Халяби в «Хукму ид-Дин фи аль-Лих|ья уа ат-Тадхин» стр. 24.

≡ Сказал имам Уалийюллаh ад-Деhляуи:

وقصها ـ أي اللحية ـ سنة المجوس, وفيه تغيير خلق الله

«Укорачивание бороды сунна зороастрийцев. В этом также изменение творений Аллаhа»
См. Аль-Худжа аль-Балигъа» .

≡ Сказал имам ибн ‘Абидин аль-Ханафи:

وأما الأخذ منها وهي دون ذلك كما يفعله بعض المغاربة ومخنثة الرجال, فلم يبحه أحد, وأخذ كلها فعل يهود الهند, ومجوس الأعاجم

«А что касается удаления бороды больше, чем хват кулака, как это делают некоторые магърибийцы и женоподобные мужчины, то никто этого не дозволял. Полное ее бритье это из поступков индийских иудеев и зороастрийцев».
См. «Рад аль-Мухтар» (2.418).

≡ Имам аль-‘Адауи в «Хашия»передавал, что имам Малик считал бритье бороды поступком зороастрийцев.

Имам Абу ‘АбдиЛля Мухаммад ибн ‘Арафа аль-Малики (716-803) запрещал брить бороду.
См. «Хашия аль-‘Адауи» 2/446.

≡ Сказал имам ибн ‘Абд аль-Барр у себя в «ат-Тамhид»:

ويحرم حلق اللحية ، ولا يفعله إلا المخنثون من الرجال

«Бритье бороды запрещено. Никто у нас так не поступает кроме женоподобных».

Также о запрете говорили такие маликитские имамы как:

  1. Ибн Аби Зейд аль-Къайрауани аль-Малики в «ар-Рисаля».
  2. Мухаммад ад-Дусукъи аль-Малики в «Шарх|у ад-Дардир».
  3. Аль-Хатаб ар-Ру’ейни аль-Малики в «Мауаhибу аль-Джалиль Шарх Мухтасар аль-Халиль».

Шафиитский мазhаб:

Вот тут, пожалуй, по подробней. Уж больно много «шафиитов» сегодня говорят о нежелательности бритья бороды.

≡ Сказал имам аль-‘Иракъи аш-Шафии:

واستدل الجمهور على أن الأولى ترك اللحية على حالها, وأن لا يقطع منها شيء, وهو قول الشافعي وأصحابه

«Большинство ученых привели доказательства в пользу того, что лучше оставить бороду как есть и не отрезать с нее ничего. Это мнение аш-Шафи’и и его учеников «.
См.»Тарх ат-Тасриб» 2/83

≡ Сказал имам Абу аль-‘Аббас аль-Къуртуби аш-Шафии в «аль-Муфhим»:

«Не разрешается ни брить бороду, ни щипать ее, ни укорачивать».

≡ Сказал имам Абу Шама аль-Макъдиси аш-Шафии (учитель имама ан-Науауи):

وقد حدث قوم يحلقون لحاهم, وهو أشد مما نقل عن المجوس من أنهم كانوايقصونها

«Люди уже начали брить свои бороды. Это самое очевидное из того, что было перенято от зороастрийцев. Ведь (именно) они укорачивали свои бороды».

≡ Абу аль-Хамид аль-Гъазали в своей книге «Аль-Ихья» сказал:

«Передается от ‘Умара ибн аль-Хаттаба и Ибн Аби Я’ля – судья Медины, что они н е приняли свидетельство (на суде) от бреющего свою бороду».

Он также сказал, упоминая бритье бороды:

«…это- является тяжким грехом. Борода является украшением мужчины».

«…и посредством нее (т.е эспаньолки) отличают мужчину от женщины» .
См. «аль-Ихья» 2/257.

≡ Имам ан-Науауи не согласился с имамом аль-Къади ‘Иядом в том, что бороду нежелательно брить, сказав: «…но более верно, что ее надо оставить как есть и не укорачивать «.
Также ан-Науауи сказал:

والمختار تركهاعلى حالها, وألا يتعرض لها بتقصير شيء أصلاً

Предпочитается оставить бороду как есть и не укорачивать ее вообще
Шарх Муслим 2/154

Не смотря на известно мнение самого имама аш-Шафи’и о запрете укорачивания бороды, имам ан-Науауи противоречил самому аш-Шафи’и в этом вопросе. Да помилует его Аллаh.

Такой видный и авторитетный имам знаток шафиитского фикха как Шиhабу-Ддин Абу аль-‘Аббас Ахмад аль-Азра’и аш-Шафи’и (709-783), ученик аль-хафиза аль-Миззи и аль-хафиза аз-Заhби говорил, что что сам аш-Шафии писал о запрете бритья бороды.

И в этом на него упирался дагестанский ученый, знаток шафиитов, который переехал из Дагестана в Мекку 200 лет назад, по имени ‘Абдуль-Хамид аш-Ширвани.

«…и теперь ты узнал, что сам аш-Шафии писал о запрете бритья бороды. И также ты узнал, что мнение о нежелательности бритья ошибка, согласно словам аль-Азра’и: более верно – запрет бритья ».

Ахмад бин Къасим аш-Шафии привел слова еще одного имама и знатока мазhаба аш-Шафи’и — Ибн ар-Риф’а аль-Ансари (современник ан-Науауи). Он в «Хашияту аль-Кифая» сказал:

«Имам аш-Шафии прямо писал у себя в «аль-Умму» о запрете бритья бороды. Также аз-Заркаши аль-Хулейми в «Шу’абу аль-Иман» и его устаз аль-Къаффаль аш-Шаши в «Махасину аш-Шари’а» писали о запрете бритья бороды».
См. аль-Халяби «Хукму ад-Ддин фи Тадхин уа Лихья» стр. 31.

P.S. Кстати, ибн ар-Риф’а, это Наджм Абу аль-‘Аббас Ахмад Ибн Риф’а аш-Шафи’и аль-Ансари (645-710). Это тот самый, про которого сам Ибн Теймийя сказал: «Я видел шейха, с бороды которого капал шафиитский фикх».
См. Ибн Хаджар в «Ад-Дурар аль-Камина» 1/335.

Читайте также:  Все шестнадцать все с усами

Ханбалитский мазхаб

≡ Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя сказал:
«Запрещено брить бороду»:
См. «Аль-Ихтиярат аль-‘Илмийя» стр. 6

فأما حلقها فمثل حلق المرأة رأسها وأشد لأنه من المثلة المنهي عنها وهي محرمة

«А что касается бритья бороды, то это словно женщина, побрившая свою голову, и даже хуже. Это запрещенный проступок».

≡ Тоже самое сказал Ибн аль-Къайим.

≡ Имам Ибн Муфлих аль-Ханбали в своей книге «Аль-Фуру» говорил о запрете бритья бороды в ханбалитском мазхабе.

≡ Сказал имам Мансур аль-Буhути в «аль-Икъна»: « Запрещено брить бороду».

≡ Сказал имам Абу ан-Наджа: «Запрещено брить бороду».

≡ Шамсуддин ас-Сафарайни аль-Ханбали сказал

المعتمد في المذهب ، حُرمَةُ حَلْقِ اللحية

«Принятое в мазhабе (ханбалитов), это запрет бритья бороды»
См. «Гъизау аль-Альбаб» 1/376.

≡ Сказал имам ‘Абд ар-Рахман бин Къасим аль-‘Асими аль-Ханбали (1392):

وما لهم قاتلهم الله أنى يؤفكون, أمرهم الله بالتأسي برسوله-صلى الله عليه وسلم فخالفوه, وعصوه, وتأسوا بالمجوس والكفرة, وأمرهم بطاعة رسوله , وقد قال: أعفوا اللحى, أوفوااللحى, أرخوا اللحى, أرجوا اللحى, وفّروا اللحى. فعصوه وعمدوا إلى لحاهم فحلقوها, وأمرهم بحلق الشوارب فأطالوها, فعكسوا القضية

«Что же с ними? Да уничтожит их Всевышний! Как же они лгут! Аллаh приказал им следовать примеру Его посланника, мир ему и благословение, а они вошли в противоречие с ним и ослушались его, последовали примеру зороастрийцев и кафиров. Он приказал им подчиниться посланнику. Ведь он сказал: «Отпускайте бороду, отращивайте бороду…» а они ослушались его…он приказал им подстричь усы, а те отрастили их и перевернули все на оборот…»
См. «Тахриму Халькъи-Ллиха» стр 13.

Муфтий ‘алляма Мухаммад бин Ибраhим сказал:

«Тот, кто сбрил свою бороду после того, как ему стало известно о запрете и он упорствует в этом, совершил большой грех».
См «Фатауа уа расаиль» 2/54.

Гл. №5:
Бритье бороды ниже хвата кулака

≡ Аль-Хафиз Зейн аль-‘Иракъи в «ат-Тасриб» писал:

«Саляфы разногласили: есть ли ограничение в длине бороды, или нет? Некоторые из них сказали, что нет для нее ограничения до тех пор, пока она не станет отличатся (от остальных). Тогда он возвращает ее (на привычный образ). Имам Малик не любил слишком длинную (бороду). Некоторые (саляфы) сказали, что ее (минимальный) рост, это все то, что равно хвату кулака, а ниже этого разрешается отрезать. Другие (саляфы) сказали, что отрезается то, что (ниже кулака) лишь при Хадже и ‘Умре».
См. «Тарху ат-Тасриб» имам Зейна аль-‘Иракъи.

≡ Имам аль-Къады ‘Ийяд считал, что если борода слишком длинная, то можно укоротить до обычной длины. Он объяснил это тем, что слишком огромная борода привлекает внимания.
См. «Тарху ат-Тасриб» имам Зейна аль-‘Иракъи.

Тоже самое передается от ‘Умара и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллаh.
См. «Фатхуль-Бари» имама Ибн Хаджара, в комментариях к хадису: «Отпускайте бороду…»

Ат-Табари считал, что если борода стала безобразно огромной, то разрешается привести ее в порядок. В этом он ссылался на Аль-Хасана аль-Басри и ‘Ата.
См. «Фатхуль-Бари» имама Ибн Хаджара, в комментариях к хадису: «Отпускайте бороду…»

Также на этом мнении имам ибн ‘Абд аль-Барр, аль-Къади ‘Ийяд, ибн Теймийя и другие.

Аль-хафиз Абу аль-Уалид аль-Баджи в шархе на «Муватаъ имама Малика» сказал:

«Передал Ибн аль-Къасим от имама Малика, (сказавшего): «Нет проблем отрезать от бороды ту часть, которая безобразно растет». Ему сказали: «А если она очень длинная?» Он сказал: «Я считаю, что он может подстричь то, что ниже хвата кулака». И передается от ‘Абдуллы бин ‘Умара и Абу Хурайры, что они отрезали то, что было ниже хвата кулака.
Также передал Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф» от ‘Али бин Аби Талиба, Абу Хурайры, ‘Абдуллы бин ‘Умара ибн аль-Хатаба, Тауса и аль-Къасима бин Мухаммада ибн Аби Бакра, что они отрезали ту часть бороды, что ниже хвата кулака. Аль-Хасан (аль-Басри) говорил: «Они сделали исключением укорачивать то, что ниже хвата кулака». Джабир сказал: «Мы не будем трогать то, что нижу хвата кулака, разве только на Хадже и ‘Умре…»».

Гл. №6:
Случаи, когда бороду дозволяется укорачивать/брить

Этот вопрос я задал бывшему судье столицы королевства — Эр-Рияд, шейху Сулейману аль-Маджиду на его официальном сайте. Текст ответа:

حلق اللحية محرم، لكن إن أكره الإنسان عليه؛ وذلك بأن يغلب على ظنه أنه لم يفعل فإنه يسجن أو يضرب أو يؤخذ ماله أو يفصل من عمله الذي هو في ضرورة إليه أو نحو ذلك فلا حرج عليه في هذه الحال إذا حلق لحيته، لكن ليحذر الإنسان من الأوهام غير المتحققة في مثل هذا. والله أعلم.

«Бритье бороды — запрещено! Однако, если человек был принужден, т.е. более чем вероятно в случае невыполнения (требуемого) его посадят, или побьют, или отнимут его имущество, или отрежут от его работы, в которой он нуждается или что-то еще в этом плане, то нет на нем греха если в таком случае он побреет бороду.
Но! В подобных случаях человеку следует избегать (всяких) воображений»!

Также этот вопрос я задал шейху ас-Сухейм на нашем еженедельном уроке по правовому делу:

Шейх, вопрос относительно отращивания бороды на Кавказе, особенно в Дагестане. Мы по сей день претерпеваем аресты и пытки со стороны режима. Говорю вам это без всякого преувеличения и искажения. Так вот, есть ли для принужденных какое-нибудь исключения? Т.е укоротить бороду то требуемой длины? Или как нам поступить, шейх?

«Ученые говорят: если дело не дошло до принуждения, то не допускается послабление. Принуждение имеет свое определение. Принуждением не называется простое (ничем не обоснованный) страх. Необоснованные опасения ареста не берутся во внимания. Но, если реально, в самом деле по причине соблюдения сунны, отращивая бороду он рискует быть схваченным, арестованным, или будут в отношении него применены пытки и т.д, то в таком случае разрешается укоротить бороду столько, сколько позволяет (местность). Ведь укорачивание бороды не тяжелее грехом чем произношение слов куфра, ведь Господь сказал» …кроме принужденных, сердца которых наполнены верой». У ученых сюда же входит и поступок куфра (по принуждению). А кто желает, может быть стойким до последнего.

Как известно некоторые сподвижники, да будет доволен им Аллаh, как Биляль, Хаббаб и другие, стояли до конца, несмотря на то, что их пытали, волокли по горячему песку, клали на них большие камни и т.д. Некоторых даже пытались убить, пытаясь выбить с них слова куфра и отречения от религии, но при этом они не оставляли свою религию даже словесно.

Это и есть непоколебимая решимость. Были и такие, которые словесно дались, как это произошло при смуте в вопросе сотворения Корана, но и там были проявляющие непоколебимую решимость и стойкость. Кто непоколебимо стоит до конца, его не упрекают, как и того, кто под принуждением сдались (словесно). Поэтому, если, одеваясь в исламский вид он может пострадать, то он может прибегнуть к послаблениям (в рамках разумного). Но прибегая к подобным послаблениям важно учитывать, что человек не должен следовать страстям и испытывать успокоение в сердце в том, чему его принудили…»

Ученые «Марказу аль-Фатауа» сказали:

«Если более чем вероятно, что, отпустив бороду его коснётся вред, который он не сможет перенести; пытки, изгнание, или тюремное заключение, не говоря уже о убийстве, то в таком случае разрешается сбрить ее!»

Тоже самое сказал шейх аль-Альбани, Ибн Джибрин, Ибн ‘Усеймин, Мукъбиль и другие, да помилует их Всевышний. Тоже самое говорил шейх Мустафа аль-‘Адауи, Мухаммад аль-Фиркаус, ‘Али ар-Рамлий и другие.

Сегодня действительно есть такая опасность. Я сам свидетель такому случаю, когда из-за бороды людей ставили на «профилактический» (экстремистский) учет, а оттуда все несчастья.

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение избранному пророку, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними.

Источник статьи: http://ar-rad.ru/1-dovodyi-chistoy-vodyi-na-temu-britya-borodyi/html

Оцените статью
Adblock
detector