Одежда древних греков. Прически и косметика
При культивируемой тяге к простоте одежда в древней Греции была, пожалуй, единственным способом заявить о своем тонком вкусе и выделиться на фоне остальных. Греческий костюм только на первый взгляд выглядит простым и естественным. Казалось бы, чего легче — сложить и завернуть вокруг тела несколько кусков ткани? Однако на самом деле их драпировка, скалывание и разнообразные манеры ношения одной и той же вещи были целым искусством, которое воспитывалось в семье и считалось частью хорошего тона.
Греки сравнительно рано начали шить костюм по мерке, а не просто использовать куски ткани. Дорийцы принесли с собой шерстяные ткани, которые вскоре вытеснили ионийский лен. Их красили в красный, фиолетовый, желтый и голубой цвета. Сложный разноцветный рисунок достигался либо при помощи тканья другими нитками, либо вышивкой по основному фону. По кайме пускали геометрический орнамент, а на поле вышивали звезды, листья, цветы, фигуры животных и богов, охотничьи сцены и битвы. В ранний период эллины предпочитали ткани с крупным рисунком. Однако с рубежа V—IV вв. до н. э. начала преобладать однотонная одежда, чаще белого или коричневого цвета, украшенная желтой, красной либо голубой каймой и орнаментом в виде ломаной линии с завитками — меандром.
Мужская одежда
Мужская одежда эллинов в древней Греции отличалась простотой. Главным ее предметом был хитон — кусок ткани, имевший с одной стороны отверстие для руки, с другой он скреплялся на плече застежкой или пряжкой, реже сшивался. До войн с персами было принято тесно стягивать талию. Пояс служил, чтобы подобрать хитон и сделать его нужной длины. Ионийцы носили хитон до пят, а дорийцы предпочитали короткий вариант — до колен. Позже мода изменилась, даже афиняне перешли на укороченный дорийский вариант. Хитоны для рабов отличались тем, что их правое плечо оставалось открытым. Поверх хитона набрасывали просторный плащ — гиматий или гиматион. Один его угол укреплялся на груди ниже левого плеча, потом ткань закидывали за спину. Помимо длинного плаща гиматия существовал короткий плащ — хламида, которую скрепляли застежкой на шее. Хламиду носили во время охоты, в дороге и на войне. В Афинах она полагалась только юношам, а в Спарте и взрослым гражданам. В городах не принято было покрывать голову. В сельской же местности или в дороге от солнца защищались при помощи маленькой войлочной шапочки без полей — пилоса либо широкополой шляпы из войлока или соломы.
Греки много ходили босиком. Самой распространенной обувью были сандалии, но имелись и настоящие башмаки на толстой кожаной подошве, и сапоги из кожи, доходившие до середины голени и шнуровавшиеся спереди ремнями. Эту грубую обувь чаще всего использовали для верховой езды.
Женская одежда древних греков
Женщины древней Греции знали десятки способов, как превратить простые одежды, такие же, как у мужчин, в изысканный костюм. Туника — разновидность хитона — из мягкой, но тяжелой шерстяной ткани ниспадала до пят. Обычно ее делали белой, с цветной каймой. Тунику стягивали поясом, который удерживал складки, драпируемые множеством способов. Их тщательно фиксировали при помощи крахмала и утюгов. Девушки носили пояс на талии, замужние женщины — под грудью. Настоящим искусством считалось умение так шнуровать сандалии, чтобы ножка казалась почти голой. Когда женщины выходили из дому, они накидывали поверх туники гиматий, край которого можно было набросить на голову. Самыми популярными расцветками в классическую эпоху были белый и розовый с контрастной черной или красной каймой. Рисунки на вазах и терракотовые фигурки демонстрируют бесконечное множество вариантов ношения гиматия. В жаркую погоду это был не более чем шарф, перекинутый сзади через согнутые в локтях руки. Но при желании эллинка могла закутаться в него целиком так, что даже часть лица, по фиванской моде, оказывалась скрытой. Знали гречанки и веера в форме листа лотоса, обычно голубого цвета.
Свободная одежда греков предоставляла большой простор для всевозможных уловок по моделированию фигуры. Под тунику подшивались специальные вставки из материи, чтобы сделать бедра округлыми, а грудь пышной. Выпуклый живот могли плотно перетянуть полосами льняного холста. Высокие женщины древней Греции носили обувь на очень тонкой подошве, а низенькие, напротив, на высокой.
Прически древней Греции
Греческие прически, запечатленные на фресках и вазах, поражают своим разнообразием. В период архаики господствовали ассирийские моды. Мужчины Эллины носили длинные густые бороды, шедшие от висков по щекам, сильно выступавшие вперед и оставлявшие полосу вокруг рта свободной. Часто бороды завивали или выстригали так, чтобы они топорщились книзу гребешком. Волосы в это время тоже предпочитали не подстригать, а тщательно завивать и переплетать между собой. Юноши по критской моде носили волосы разделенными на пряди и доходившими в длину почти до локтей. Густая борода считалась признаком мужественности. После Греко-Персидских войн ее стали несколько укорачивать, а со времен Александра Македонского и вовсе предпочитали бриться. Впрочем, бритва была известна эллинам с микенского периода. Некоторые афинские модники еще при Перикле брили или выщипывали волосы, подвергаясь за это осмеянию сограждан.
Длинные волосы долгое время считались признаком знатности в древней Греции. К IV в. до н. э. мужчины начали остригать волосы сравнительно коротко, так, чтобы они лежали вокруг головы естественными кудрями. Пока юноша посещал гимназию и палестру, короткая прическа была обязательна, локоны оставляли только детям. Позднее же, когда он становился гражданином, то мог сам выбрать любую длину и чаще всего останавливался на средней.
Варианты женских причесок древней Греции многочисленны. Но и они после войн с персами утратили восточную громоздкость. Волосы стали завязывать на затылке узлом, укорачивать сзади и прятать в подобие сумки или сетки, зачесывать наверх и укреплять несколькими витками ленты или венком. В Спарте девушки носили длинные незаплетенные волосы, но в день свадьбы им обривали головы. Для завивки использовали щипцы. Волосы осветляли и красили при помощи растительных веществ в золотистый цвет. Белые локоны были идеалом, впрочем редко достижимым. Большинству модниц приходилось довольствоваться тем или иным оттенком рыжего.
Раскопки показывают, что в Афинах было много парикмахерских, где волосы не только стригли и красили, но и душили, а кроме того, могли сделать парик или прикрепить к прическе фальшивые локоны. Чужие волосы были ходовым товаром по всей Греции, кроме Спарты, где женщины славились густыми кудрями.
Косметика Греков
В классической Греции уже было весьма развито парфюмерное искусство. В качестве косметических средств в древней Греции употребляли воск, растительные румяна и белила, из всех благовоний выбирали нард, для подводки глаз использовали египетские карандаши, знали помады и пудру. До наших дней дошли многочисленные письменные «обличения мужей», призывавшие жен появляться «в простом и приличном виде».
Подобное поведение беспрекословно осуждалось, поскольку вело к изнеженности и сулило в будущем окончательное падение нравов. Шкатулка с румянами и модными безделушками воспринималась как настоящий ящик Пандоры, из которого на глазах недостаточно строгих мужей уже выскакивают неисчислимые бедствия. Одно из них — подражание варварам в стремлении к роскоши особенно порицалось. Однако чем шире становился греческий мир, чем глубже взаимодействие с соседними культурами, тем сложнее было устоять против бытовавших там модных тенденций. Особенно ярко это проявилось в ювелирном искусстве.
Украшения в древней Греции
Развитое ювелирное искусство позволяло грекам изготовлять сложные и элегантные изделия как для употребления в самой Элладе, так и для продажи в варварском мире (например Скифам), вкусы которого приходилось удовлетворять ремесленникам грекам. Вот почему в могильниках скифской знати в Северном Причерноморье встречается так много изделий эллинского производства. Мужчины эллины были крайне сдержанны в выборе украшений, они почти не носили драгоценностей. Максимум, на что хватало их воображения, — камень с гравировкой в простой оправе. Оттиск этой резной печати воспринимался как подпись владельца. В афинских лавках нельзя было найти ни одного мужского ожерелья или браслета.
Совсем иная картина представала в колониях, соприкасавшихся с варварским миром. Здесь богатые горожане Пантикапея или Ольвии под влиянием местной культуры поддавались желанию выглядеть не менее импозантно, чем заезжие кочевые царьки. Знать варварских племен в свою очередь перенимала обычаи греков, эллинизировалась, не отказываясь при этом от страсти к золотым украшениям. Для них греческие ремесленники выполняли ожерелья, браслеты, перстни необычайной красоты и изящества.
Из гробницы Куль Оба близ Керчи или кургана Близнецы на территории древней Фанагории на Тамани при раскопках было извлечено множество ювелирных украшений греческой работы, дающих возможность судить об уровне мастерства золотых дел мастеров той эпохи. Они сопоставимы с украшениями, найденными в городе Фокее в Малой Азии. Например, колье из кургана Близнецы состоит из тройного ряда подвесок, постепенно увеличивающихся в размере. Оно застегивается замочком в виде львиных голов. При изготовлении этого украшения использованы чеканка по золоту, гравировка и пайка филигранных узоров. Круглые пояски больших подвесок в промежутках узора были заполнены синей эмалью, которая подчеркивала блеск темного золота. Другое ожерелье в виде гривны представляет собой золотой перекрученный жгут, с двух сторон заканчивающийся фигурками лошадей с сидящими на них всадниками скифами. Оба украшения мужские и принадлежали явно не эллинам.
Что же касается женщин Греции, то как в Элладе, так и на периферии греческого мира они отличались неудержимым желанием щеголять драгоценностями. Исключительно изящны греческие серьги, цепочки, браслеты, диадемы, пояса, шпильки для волос. Чаще всего браслеты состояли из скрученной проволоки, оба конца которой украшали кольцами с орнаментом и цветной эмалью. Один из таких браслетов IV в. до н. э. найден в Херсонесе, в его кольца впаяны два сфинкса с распущенными крыльями. Другой браслет выглядит как плоское золотое кольцо, к нему на шарнирах прикреплена золотая пластинка с изображениями лежащих львов. Браслет украшен девятью крупными гранатами и чеканными цветами колокольчика. Техника изготовления цепочек не изменилась с тех далеких времен. На Кипре найдены цепочки в виде шнура и плоской тесьмы из пяти рядов колец.
Пояса играли в греческом костюме огромную роль. Один из них, обнаруженный на Итаке, представляет собой золотую ленту с пряжкой, инкрустированной аметистами. С каждой стороны к пряжке прикреплены по три шнурка, украшенных гранатами, их поддерживают золотые маски фавнов.
Все эти восхитительные предметы уводят из собственно эллинского мира в мир эллинизма. Среди народов, подвергшихся решающему влиянию греческой культуры и принявших ее как свою собственную, была Римская Империя — те, кто подхватил затухающий в войнах и распрях факел античности и раздул в нем новое пламя. Подробнее об украшениях в древней Греции.
Источник статьи: http://www.historie.ru/civilizacii/drevnyaya-greciya/98-odezhda-drevnih-grekov-pricheski-kosmetika.html
Мода Древней Греции. Одежда в греческом стиле
На протяжении многих тысячелетий древнегреческая одежда олицетворяла красоту и утонченность, а в истории античной моды отсутствовали экстравагантные фасоны и эпатажные принты, которые могли выйти за пределы сдержанного греческого стиля!
Одежда Древней Греции подчеркивала красоту женского тела и хорошо маскировала недостатки фигуры — полноту или не идеальную форму ног.
Древнегреческая одежда зрительно вытягивала силуэт и была похожа на мраморную колонну античных храмов: белоснежная однотонная ткань, задрапированная в большое количество вертикальных складок с акцентом на линии талии.
Классическая одежда Древней Греции подчинялась основным требованиям моды тех лет: использовались только определенные размеры ткани, в одежде отсутствовал крой и она искусно драпировалась древнегреческими мастерами.
Греческая обувь создавалась в таком же простом стиле — сандалии состояли только из плоской подошвы и тонких кожаных ремешков.
Кроме изящных и легких сандалий, женщины Эллады носили красные кожаные ботинки на шнуровке.
Золотые украшения и замысловатые прически древнего народа завершали этот совершенный и изысканный наряд.
Технический прогресс того времени позволял элитным гречанкам пользоваться шелковыми зонтиками, ювелирными украшениями и другими аксессуарами.
История моды Древней Греции
Основоположниками древнегреческой моды стали объемные наряды, созданные без кроя и шитья.
Первая одежда древних греков была тяжелой и массивной — население закутывалось в квадратные куски шерстяной ткани (мужской «хлен» или женский «пеплос»), который закреплялся на плечах.
Под влиянием египетской культуры и появлением новых материалов греческие наряды видоизменяются и становятся более нарядными!
На смену тяжелому хлену и пеплосу в скором времени пришел «хитон» , который представлял собой сшитую рубашку-футляр, украшенную небольшими складками.
Хитон носили на голое тело: короткий наряд был повседневной одеждой практически всего мужского населения Греции, а длинные рубашки оставались привилегией аристократов.
В женском гардеробе тоже произошли изменения и появились новые элементы верхней одежды с рукавами.
Доисторический пеплос тоже видоизменяется, становится наряднее и ярче: его разноцветные полотна расшиваются различными античными и геометрическими узорами.
Новые красители, завезенные с прилегающих государств, насыщают одежду греков яркими красками: одежда шафранового и пурпурного цвета становится модным трендом тех лет.
Расцветки нарядов древних греков начинают символизировать и о социальном статусе владельцев: аристократы предпочитают белоснежные оттенки, а зеленые и коричневые цвета носит остальное население античного государства.
В греческой моде появляются новые виды одежды: плащ средней длины «фарос» и накидка «хлаина», которые одевались поверх хитона.
Изящные и дорогие плащи-фаросы могли носить только богатейшие слои населения Эллады, и аристократы с удовольствием облачились в яркие пурпурные полотна из роскошных египетских материалов, а малообеспеченные греки довольствовались более скромными накидками из самых дешевых материалов.
Позднее фарос удлинился, приобрел большое количество складок и стал называться «гиматион»: он полюбился пожилым грекам, молодежи и женщинам, которые носили его в холодные сезоны.
Длинные плащи оставались привилегией свободных жительниц Эллады — рабыням запрещалось носить гиматион и они использовали короткие хитоны.
Продолжительные греко-римские войны побудили население к экономии и в моду вошли простые и сдержанные наряды.
После тончайших египетских полотен, в Греции начали появляться и другие восточные ткани — китайский шелк и индийский хлопок.
Свободные и легкие наряды с мягкими драпировками стали источниками традиционного греческого стиля, который стал популярен и в Древнем Мире.
Боковины хитона стали сшивать от линии бедер книзу и в истории моды появилось первое подобие юбки.
Через некоторое время хитон со швом на плечах становится одеждой в стиле «унисекс» для всех жителей Греции.
Мужчины носят рубашки без пояса и прикрепляют на левое плечо гимантий, а женщины драпируют хитон под грудью, создавая дополнительный объем, а так же носят накидку «диплах», которая крепится застежкой на правом плече.
Гимантий крестообразно закреплялся на груди, а его концы перебрасывались за спину — для лучшей посадки плаща в его свисающие углы портные зашивали небольшие железные пластины.
Воины и путешественники предпочитали носить короткие и легкие плащи «хламиды» («хламисы») в комбинации с плоскими шляпами «петасос» («пилос»), а так же разнообразные шапки из кожи.
Особое внимание в древнегреческой моде уделялось и женским прическам, которые придавали законченность всему античному образу.
Древнегреческие прически существовали в двух вариантах: завитые локоны, мягким шелком падающие на плечи, или высокие прически с косами и узлами, задекорированные разнообразными ювелирными украшениями.
Замысловатые и очень сложные прически с золотыми сетками на волосах носили древнегреческие «жрицы любви» гетеры, а все остальное добропорядочное женское население предпочитало простые и скромные укладки волос.
Кроме оригинальных причесок, женские головы украшали короткие прозрачные покрывала и соломенные шляпки.
В моду входит одежда с броским принтом в виде полос и геометрических фигур, а откровенные и яркие наряды из разноцветных полос становятся популярными у греческих «жриц любви».
Модными и стильными вещами тех времен становятся пестрые плащи и пурпурные хламиды, расшитые узорами и сценами из греческой жизни, а так же разноцветные женские пеплосы.
В желтые пеплосы греки облачаются во время пиров и других праздничных мероприятий, а алая одежда становится символом во время военных действий.
В дальнейшем самой популярной женской одеждой останется легкий плиссированный хитон из разноцветного льна с рукавами или без них, поверх которого греческие модницы носят «фарос» — шарф, который перекидывается через плечо.
Поверх хитона юные гречанки одевали приталенную накидку «паллулу», открывающую руки и шею.
Современная традиционная одежда греков состоит из белой рубашки с широкими рукавами, синих шаровар или белой плиссированной юбки, жилета и пояса синего или красного цвета.
Согласно традиции жители Крита носят на голове шапочку-феску с голубой кисточкой, черную фуражку или платок с бахромой.
Мужчины дополняют свой наряд декоративной цепью, свисающей с шеи, сапогами и кинжалом, заткнутым за пояс.
Наряды современных жительниц Эллады — это комбинация нижней одежды, юбки, фартука и коротких сапог.
Критчанки носят и традиционные головные уборы: платки или миниатюрные красные шапочки.
Современные греки наряжаются в эти костюмы только на праздники, и молодое поколение в настоящее время носит удобную и практичную одежду европейских дизайнеров.
Утонченная красота античных красавиц вдохновляет и многих современных дизайнеров, которые создают изящные и женственные коллекции одежды в греческом стиле!
Платье в греческом стиле остается модным трендом многих сезонов моды, и его предпочитают женщины, обладающие хорошим вкусом и чувством стиля.
Основные признаки платья в греческом стиле — это прямой силуэт, завышенная талия, многослойная прозрачная ткань, драпировки и обнаженные плечи.
К длинным и пышным платьям в греческом стиле дизайнеры рекомендуют носить обувь на высоком каблуке, а наряды с обнаженными плечами украшать броскими браслетами.
Греческий стиль — гармоничные пропорции и идеальный крой нарядов, олицетворяющих античную элегантность!
Свадебные платья в греческом стиле остаются фаворитами любой модной коллекции — женственность этих свадебных нарядов, а так же их бело-золотая гамма восхищают и околдовывают самых привередливых покупателей!
Модельеры продолжают создавать струящиеся наряды с вертикальными складками и яркой декоративной отделкой, а прозрачные шифоновые туники в комбинации с изящными кожаными сандалиями стали популярными хитами женского гардероба!
Модные новинки в греческом стиле — асимметричное платье, обнажающее только одно плечо или наряды с крестообразной драпировкой на груди.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://xvastunishka.mirtesen.ru/blog/43810252474/Moda-Drevney-Gretsii.-Odezhda-v-grecheskom-stile