Культура
История женской прически
Когда началась история женской прически? Вероятно, это произошло в тот день, когда Ева, откусив от яблока, живо заинтересовалась тем, как она выглядит, и занялась своими волосами. О том, в какой из дней появился первый на Земле парикмахер, историки также точно сказать не могут, хотя и бьются над этим вопросом долгие годы. Однако, 13 сентября свой профессиональный праздник будут отмечать мастера расчесок, щипцов, фенов и ножниц. А мы, готовясь к этому дню, отправимся в небольшой экскурс по страницам Истории парикмахерского искусства.
Прически, укладки, окраска волос, модные парики – все это знали еще древние ассирийцы, греки, персы и египтяне. Сведения об их прическах дошли до наших дней благодаря археологическим находкам с изображением фараонов, греческих богов, знатных римских матрон и персидских воинов. В древней Греции завивали волосы и приподнимали их к верху при помощи лент; кельтские и германские девушки носили распущенные волосы, дамы же заплетали их в большие косы; персы славились умением окрашивать волосы и бороды, а так же завивать их. В раннем средневековье европейские женщины, напротив, не только тщательно скрывали свои волосы, но и выбривали те места, которые могли выглянуть из-под чепца, а в позднем уже начинают их модно укладывать, выставляя напоказ первые произведения парикмахерского искусства тех времен. Оказывается, стоило только начать! Чепец все уменьшался и уменьшался в размерах и, благодаря Ренессансу, превратился в украшение, а волосы стали заплетать в самые причудливые косы и даже осветлять – это стало модным! Не отставали от дам и кавалеры, не только отращивавшие длинные волосы, но и завивавшие их волнами или в кудри. Реформация поступила с прическами по-своему – мужчины коротко стриглись, а женщины снова прячут волосы под чепцы.
Настоящий расцвет парикмахерского искусства начался в эпоху рококо, когда тон моде задавала Франция. Парики, кружева, ленты, гребни, самые удивительные приспособления для создания и сохранения невиданных причесок и уйма времени на их создание – вот что должно было быть у парикмахера того времени. Парижанки носили на голове не волосы — башни из них, украшенные живыми цветами (бутылочки с водой для них прятались внутри прически), чучелами птиц, фруктами и овощами. Конец века 18-го самый экстравагантный период в истории причесок, на тему которых сохранилось множество карикатур, по части которых большими мастерами были англичане, открыто потешавшиеся над неугомонными француженками.
Примерно в 1713 году в моду вошли простые и изящные прически с соответствующими названиями – бабочка, тайна, неженка…. Но с середины XVIII века прическа снова безудержно устремилась вверх, превращаясь в сложные сооружения из собственных и накладных волос, а также бесконечного количества украшений. Моду диктовали две дамы – графиня Дюбарри, фаворитка Людовика XV, и молодая дофина Мария-Антуанетта. Последняя, став королевой, большую часть времени была занята изобретением причесок вместе со своим личным парикмахером. Плодом их трудов стали новые прически – взрыв чувствительности, тайная страсть, сладострастная….
При всей изысканности названий и разнообразии украшений великолепные прически стали родным домом для… вшей. И того хуже – дабы уберечь прическу от проникновения мышей по ночам на нее надевали стеку-каркас. Были в ходу даже специальные лопатки на длинных ручках, чтобы дама могла почесаться и унять зуд от назойливых жителей модной прически.
Французская революция уничтожила многое, в том числе и гигантские прически и парики, хотя милостиво оставила дамам ленты и локоны, ниспадающие на затылок.
Эпоха ампира сделала новым хорошо забытое старое – прически подобные античным, вошедшие в моду во время Наполеоновских войн. Им на смену пришли гладко зачесанные на прямой пробор волосы с узлами по бокам головы и на темени, а также укладки с пучками волос, щедро завитыми в локоны по обе стороны. Век 19-ый славился изящными, но непростыми прическами – тщательно завитыми локонами, косами, уложенными самым причудливым образом. Дамы были прекрасны и романтичны, но сделать такую прическу без умелых рук было невозможно, и парикмахерскому искусству обучали горничных, держали в доме личных парикмахеров, обученных из крепостных.
Мода на прически менялась постоянно, но с такой скоростью, как в XX веке никогда! Бурные перемены, связанные с прогрессом, войнами, расцветом культуры и освоением космоса не могли не коснуться и женской прически. Сложные начесы начала 1900-х типа шлем или тюрбан, украшенные жемчужными нитями или цветами, сменили короткие стрижки и перманент 1920-х. Первые короткие стрижки были вызваны не столько модой, сколько необходимостью: началась первая мировая война и у ухаживающих за раненными девушек не было времени на сложные сооружения из длинных волос.
Мода на новые прически распространялась с невероятной доселе скоростью, благодаря и кинематографу. В тридцатые годы законодательницей мод, в том числе и на прически, стала киноактриса Грета Гарбо — лик XX века. Самыми популярными стала стрижки а-ля гарсон и каре, а так жепрически буби-копф (из коротких завитых мелкими кудряшками волос), фокстрот, танго и полька. Однако, длинные волосы по-прежнему были в моде: их разделяли на прямой пробор, гладко расчесывали, завязывали узлом или закалывали в пучок на шее, заплетали в косы и укладывали вокруг головы. Украшения для прически стали гораздо скромнее: черепаховые гребни, ленты, броши из бижутерии, скромные кружева.
В военные 40-е в моду входят прически с валиком из волос, а после войны и в 50-е годы волосы стали укладывать волнами надо любом, челку подвивали ярусами, локоны завивали в виде ракушки и улитки, появились изящные сеточки для волос, модные завивки. В парикмахерские буквально выстроились очереди – пришла мода на светлый цвет волос и шестимесячные завивки.
Прически 60-х – так когда-то укладывали свои волосы наши бабушки и мамы. Особо модной была прическа колокол и стрижка гаврош. Укладки напоминали листья цветов, челку разделяли на две части и начесывали волосы в объемные прически. Но самую большую популярность приобрела бабетта, сошедшая с киноэкрана благодаря Брижит Бардо, которая вела моду и на прическу конский хвост, и на шиньоны.
70-е годы принесли романтику и женственность, а также моду на готовые прически в виде париков. Самыми модными стрижками с укладкой были: паж, раз и навсегда ставший образом Мирей Матье и творение французского парикмахера, названное в его честь – сассун. Начесы исчезли, оставив место для пышных «африканских» завивок как у Анжелы Дэвис.
80-е дали волю фантазии, предоставив парикмахерам вторить практически все, что им вздумается, вплоть до индейских «ирокезов», но на первом месте оказались спортивные стрижки с асимметричной челкой, пробором и завивкой, укладка каре и… окраска перышками и в самые невероятные цвета, переходящие один в другой. Фигурные заколки, огромные банты, вязаные повязки – стали новым стилем женских украшений для волос.
В конце 80-х годов и начале 90-х пришло великое разнообразие, как в стрижках, так и в укладках. Хотя самой распространенной была простая стрижка каре, количество ее вариантов было многообразным: классическое каре, под углом, градуированное, овальное и множество вариаций на разной длине волос. Тон по-прежнему задавали кино и теле экраны – все стремились быть похожими на популярных звезд. И, если на Западе широко применялись новейшие средства укладки и сохранения формы причесок, то в нашей стране на фоне тотального дефицита женская половина населения выкручивалась, как могла: кудри завивали «на пиве», фиксировали «сахарным сиропом», изобретая совершенно немыслимые чудеса из волос! Стоит вспомнить и популярную в те годы «химическую завивку». Парикмахерская мода стала очень демократичной и на многочисленных парикмахерских конкурсах мастера создавали просто фантастические модели причесок!
Настал новый век и дамы, вдоволь наигравшись «демократией в прическах и цвете волос» стали более женственны и требовательны к своему виду – в моду прочно вошли простота и элегантность. Сейчас носят длинные волосы, из которых можно сделать множество причесок от простого «хвоста» до оригинальной укладки с помощью множества модных заколочек, зажимов, шпилек, ободков или заплетая волосы в множество «африканских» косичек. Не вышли из моды и стрижки, которые приобрели особую элегантность, формируя новые образы, скрывая недостатки овала лица или подчеркивая его достоинства. Цвет волос может быть совершено любым, возможностей для этого более чем достаточно, но предпочтения сместились в сторону естественных цветов, вытесняющих яркие краски.
Парикмахерское искусство достигло невероятных высот благодаря не только мастерству парикмахеров, но и предоставленных им достижениями современной науки возможностей. Варианты причесок, которые можно увидеть на международных конкурсах парикмахерского искусства, невероятно фантастичны и больше похожи на картину художника-фантаста, чем на женскую прическу. Однако, кто знает, может быть они станут самыми обычными для дам следующего века?
Источник статьи: http://iledebeaute.ru/culture/2013/9/11/37016/
II. Прически древнего мира
Глава первая. Прически древнего Египта
Общая характеристика
Сведения, полученные о Древнем Египте как о рабовладельческом централизованном государстве, относятся к концу четвертого тысячелетия до нашей эры. Египет расположен на Северо-Восточной территории Африки, в долине реки Нил. В древности Египет называли Хикупта. Историю Древнего Египта принято делить на периоды, каждый из которых является значительным в развитии государства и населения: Древнее царство (3000-2400 гг. до н. э.) — объединение двух царств; Среднее царство (2400-1710 гг. до н. э.) — усиление власти фараона; Новое царство (1580-1090 гг. до н. э.) — освобождение от ига кочевых племен — гиксосов-завоевателей; поздний период (1090-332 гг. до н. э.) — искусство Телль-Амарны.
Уцелевшие памятники искусства рассказывают о событиях, происходивших в одном из древнейших государств мира, о становлении и развитии его культуры, искусства, о религии и быте народа, его населявшего; дают они и представление о костюмах, прическах, косметике.
Древний Египет был самым могущественным из всех рабовладельческих государств, возникших в долине Нила приблизительно в одно время. Во главе государства стоял фараон-деспот, обладавший неограниченной властью, приравненный к сыновьям небесного бога Ра (Солнца). Все население Древнего Египта делилось на несколько сословий: рабовладельческая знать и жрецы, ремесленники и свободные крестьяне, рабы. Плодородие нильских земель определило основное занятие населения — земледелие и скотоводство. Большая часть населения занималась ремеслами — ткачеством, изготовлением стекла, ювелирным и гончарным делом. Рабы, которые составляли самую многочисленную и самую бесправную часть населения, воздвигали плотины, храмы, сады, гигантские пирамиды * , которые позже были названы историками одним из семи чудес света.
* ( Пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена, Микерена сохранились до нашего времени.)
Значительное место в жизни египтян занимала религия, в основе которой лежал культ планет — Солнца, Луны, Земли, — а также Нила и некоторых животных — коров, крокодилов, змей, кошек. Религия в известной мере стремилась объяснить социальное неравенство, сгладить культом почитания суровые законы жестокого правителя — фараона. Особенное развитие в Древнем Египте получил заупокойный культ. Люди верили, что каждый человек наделен несколькими душами, которые после его смерти переселятся в загробный мир.
Дошедшие до нас древняя скульптура, архитектура, изображения в гробницах и храмах дают довольно полное представление о быте,, а также о внешности египетского населения разных сословий. Нужно заметить, что люди высшего сословия изображались всегда высокими, стройными. Черты лица тонкие, правильной формы нос, миндалевидные глаза, выпуклые губы. Это мы можем увидеть на портретах фараонов, их жен, приближенных сановников. Можно предположить, что именно такими должны были быть самые красивые люди, считавшиеся идеалом земной человеческой красоты.
Известный египтолог Георг Эберс в своем романе «Уарда» дает подробное описание прекрасной египтянки, возможно, сочетавшей в себе именно все те качества, которые считались идеальными: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».
Основные виды и формы причесок
Археологические находки показывают, что эволюция причесок проходила очень медленно, форма долго сохранялась в различных слоях египетского общества.
Рис. 7
Прически знати отличались пышностью, простонародья — скромностью и сдержанностью. Но при более глубоком изучении тех и других можно подметить общность линий и силуэтов: прически походили на геометрическую фигуру — трапецию. Хотя основным атрибутом прически был парик, она все же не отличалась большим разнообразием, особенно у мужчин. Женские прически постепенно нарушали это однообразие, становились более декоративными. Все свободное население Египта носило парики, форма, размеры и материал которых указывали на социальное положение его владельца. Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как тем- но-коричневый и черный цвета считались модными, особенно в период Нового царства. Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы. Парики были не только сословной принадлежностью, но и выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца. Часто во избежание солнечного удара знатные вельможи надевали несколько париков один на другой, создавая тем самым воздушную прослойку. Со временем прическа усложнялась, «особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки, называемой «мокрой». Волосяные пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании комки грязи отваливались, волосяные пряди завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.
Рис. 8
В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами (рис. 7). Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами.
Рис. 8а
Все мужское население брило бороду, удаляя волосы с подбородка специальным серповидным прибором из камня или бронзы. Во время богослужений, торжественных церемоний, пиршеств отличительным знаком фараона кроме скипетра и короны была искусственная борода-знак владения землей (рис. 8 и 8а). Ее прикрепляли шнурком к чисто выбритому подбородку. Бороды делались, так же как и парики, из срезанных волос и могли быть различной формы: вытянутые в виде заплетенной косички, с завитком на конце, плоские, продолговатые, завитые параллельными рядами, в форме кубика, лопаточки. Бороду украшали золоченой змейкой — уреем, которая также считалась символом власти. Жрецы — служители культа обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос. Многочисленные рабы, населявшие страну, носили прически своих соотечественников. Но из-за жаркого климата многие мужчины в целях гигиены полностью сбривали волосы, умащивали кожу головы ароматическими маслами.
Рис. 9
Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название «геометрических» (рис. 9). Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две: первая — все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая прическа имела форму шара. Обе они были «геометрическими».
Рис. 10
С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн. Форма такого парика была необычной (рис. 10) — «каплевидной». Волосы в такой прическе разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек. Парики окрашивали в разные цвета — голубой, оранжевый, желтый.
Рис. 11
Прически делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине, концы украшали кистями. Иногда волосы завивали мелкими волнами — такая завивка получалась после расчесывания мелких, тонких косичек. Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу (рис. 11 и 11а). Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой. Применялись накладные косы из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных.
Рис. 11а
Рассмотрим несколько египетских причесок, дошедших до нас в наскальных рисунках храмов и пирамид, скульптурных произведениях.
Нефертити и богиня Исида. Стенная роспись гробницы Нефертити. Новое царство. На головах двух женщин надеты длинные черные парики, состоящие из трех частей, и громоздкие головные уборы. Парики плотно облегают голову, спускаясь до бровей, сбоку тонкая маленькая прядка спускается до середины уха. Остальные волосы зачесаны за уши и тяжелой густой массой спускаются на грудь и спину. Так как древнеегипетская скульптура требовала профильного изображения, то можно предположить, что с другой стороны также должна была спускаться широкая прядь. Концы парика заканчивались горизонтальными цветными полосками. На росписи не видно следов завивки или косичек на парике, поэтому можно предположить, что он был сделан из одноцветного черного материала. Дополнением и украшением к парику служат головные уборы: один в виде солнечного диска, расположенного между двумя высокими полукруглыми рогами, поднимающимися посредине головы. Другой головной убор более нарядный. Он изображает чучело птицы, распростершей свои крылья над головой. Крылья, хвост птицы переданы очень натурально, детально проработано каждое перо. Надо лбом и около мочки уха укреплены украшения — небольшие головки змей — символа власти. Обе женщины одеты в костюм из тонкой ткани.
Статуя царского сына Рахотепа и его жены Нофрет. V династия. Роспись гробницы в Медуме. Середина III тысячелетия до нашей эры. Древнее царство. Изображены мужчина и женщина в париках. Парик мужчины короткий, темный. Волосы обрамляют лицо с трех сторон, при этом оставляя уши открытыми. Возможно, парик сделан из искусственных материалов. Прическа проста; это гладкие, прямые, плотно уложенные пряди. Можно предположить, что такая прическа делалась и из естественных волос.
Головные уборы, украшения, косметика
Одежды древних египтян были очень просты; изготовлялись они из льна» который по тонкости обработки не уступал натуральному шелку. Ткани окрашивали растительными красками в разные цвета, но преобладали голубые, красные и зеленые. В поздние периоды появляется тяготение к коричневому, желтому. Кроме льняных население носило одежды из кожи, хлопка. Мужские одежды представляли собой небольшие передники — схенти, которые прикреплялись на талии при помощи пояса. Иногда их надевали два, а то и больше. Женщины носили прямые, плотно облегавшие фигуры рубашки — калазирис, которые крепились на одной или двух бретелях. Сословные различия в одежде выражались только в качестве ткани. Крестьяне, воины надевали плащи из грубых тканей, предохранявшие от ветра и солнечных лучей.
Головные уборы. Простейшими из них были шнурки из кожи и шелковых нитей; носили лобные повязки, обручи из металла и материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы. Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая все волосы, но оставляли уши открытыми. Древнейшим из них был пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо. Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные, маленькие шапочки, платки или чепцы. Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корена, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью’ парадных головных уборов была диадема из золота или серебра, обруч — сешнем. Все сословия носили платок — клафт, плотно облегавший голову: уши оставались открытыми; два конца спадали на грудь, третий — на спину, иногда этот конец перехватывали лентой или обручем. Разновидностью клафта был полосатый платок — немее. Головные уборы украшались изображениями птиц, животных, иероглифами, носившими декоративный характер. Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали плоские головные повязки, диадемы, ленты. Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус. Змею изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли над лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона. Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы, войлочные шляпы; служители культа — платки, шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных. Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей. Были и другой формы головные уборы, например царицы Нефертити — цилиндрической формы. Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.
Во времена Нового царства было широко распространено инкрустирование головных уборов. Обнаруженная в гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона золотая диадема инкрустирована опалом, сердоликом, в центре помещен золотой шарик. Круглый диск и цветы лотоса расположены на месте прикрепления лент, инкрустированы малахитом, кораллами, а также стеклом. В головных уборах XVIII династии очень популярен мотив лотоса. Повязки, обручи не только знатных женщин, но и музыкантш, рабынь украшены цветами лотоса. Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.
Украшения. В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который очень ценился. Египтяне любили бирюзовые тона. Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян. Различные амулеты должны были отгонять злых духов и предохранять от опасностей. Амулеты имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев. Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину. Обилие и сравнительно легкая добыча золота сделали его одним из распространенных металлов, известных египтянам издревле. Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей. При раскопках найдены многочисленные костяные шпильки для причесок с навершиями чаще всего в виде соколов, страусов, ястребов, кречетов.
Косметика широко применялась в Древнем Египте. В пирамидах хранились туалетные коробочки с полным набором пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков. Все женщины белились, румянились, употребляли иллюминированные краски. Увлечение косметикой было так велико, что даже мумии кошек, священных быков, скульптурные портреты раскрашивались. Женщины чернили брови, глаза специальным порошком кохоль, рисовали зеленые круги вокруг глаз малахитом. Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах. Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Некоторые рецепты сохранились до наших дней. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причем каждая имела свою специальность. В дошедших до нас египетских медицинских сочинениях в так называемом папирусе Эберса, изданном в Лейпциге, папирусе Херста и других кроме сведений по анатомии содержатся и некоторые рецепты по изготовлению косметических средств. Египетские рецепты упоминаются у Гиппократа, вошли они в народную европейскую медицину. Это прежде всего рецепты мазей, которые приготовлялись в храмах. В Древнем Египте при разработке различных рецептов пользовались сходством предметов, совершенно различных. Скажем, для предотвращения седины использовали жир черных змей, кровь черных быков и яйца сорок, ворон. Парикмахеры уверяли, что мази, изготовленные на жире льва, обладают чудодейственной силой, способствуют густоте и росту волос. Ценились мази, в состав которых входили жир рыб, копыта ослов. Все эти средства служили предметом экспорта в другие страны, где продавались за баснословные деньги.
Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st006.shtml