Древняя франция ее прически

Древняя франция ее прически

В XVI веке по всей Западной Европе продолжает утверждаться абсолютная монархия. Этот процесс происходит и в значительно окрепшей экономически Франции. С развитием мануфактур появляются новые классы — буржуазия и наемные рабочие.


Рис. 47

Географические открытия способствовали процветанию торговли с другими странами, налаживанию товарооборота между отдаленными районами самой Франции. Под воздействием итальянского Возрождения, проникшего во Францию в конце XV века, исчезают остатки средневековья. Во всем чувствуется влияние античности. Двор французского короля становится самым пышным в Европе. Вкусы окружающих приспосабливались к королевским. Несмотря на репутацию сильнейшей державы, Франция терпит поражение в войне с Испанией. В связи с этим она на некоторое время попадает под влияние и зависимость от испанского владычества. Но это не отразилось на французской культуре и искусстве. Пожалуй, больше всего испанское влияние сказалось в моде, особенно в высших, придворных кругах. Портреты короля, знатных дворян дают полное представление о том, как понимали красоту. Мужчины — дородные, плотные, сильные, с умными красивыми лицами. Женщины — со спокойным выражением глаз, мягкие, женственные.


Рис. 48

Основные виды и формы причесок. В первой половине XVI века мужские прически целиком повторяли силуэты испанских- волосы, зачесанные назад или подстриженные «лестничками» и подвитые надо лбом в крупные локоны. С 20-х годов XVI века прическа становится короче. Причиной этому было ранение в голову короля Франциска I во время игры в снежки. По совету медиков волосы пришлось коротко остричь — так родилась новая прическа типа «ежика», которую быстро скопировали придворные. Увлечение высокими испанскими воротниками также способствовало распространению коротких причесок. Король Генрих III был известным щеголем — ему приписывают появление разнообразных причесок из завитых волос. Он собственноручно завивал волосы себе и королеве. Так прически несколько видоизменились. Пряди надо лбом стали отращивать длинные и завивать в кольцеобразные локоны. С приходом к власти короля Генриха IV, слывшего также большим франтом,, распространяется мода на прически, сочетавшие короткую стрижку с завивкой. Она получила название «Генрих IV» или «Анри катр».

Существенной деталью этой прически были два или один «любовных» локона, которые были длиннее остальной массы волос и спускались на воротник с правой стороны. Входит в моду прическа «под болонку», с круто завитыми мелкими локонами.

С 50-х годов волосы в прическах стали носить разной длины, но надо лбом взъерошивали частым гребнем.

Пожилые дворяне носили прически с полудлинными завитыми волосами, зачесанными за уши, откинутыми со лба. К концу века распространяется мода на седину, введенная Генрихом IV. С 1594 года эта мода становится всеобщей. Для придания волосам иллюзии седины волосы пудрили мукой или пудрой. Дополнением причесок, которые с 1560 года еще более укоротились, были небольшие остроконечные бородки, получившие, так же как и прически, название «Генрих IV» («Анри катр»). Усы завивались так, чтобы концы воинственно, «метелками» торчали в разные стороны (рис. 47). Буржуа, ремесленники носили «пейзанские» прически, с бородами и усами; духовенство — прическу с выбритой макушкой — тонзурой.

Женские прически первой половины XVI века имели два основных силуэта. С распространением испанской моды прически стали делать высокими, с каркасными валиками надо лбом (рис. 48). Валики укладывались ровными объемными рядами один над другим (рис. 49). Иногда валики расширялись в середине. Часто такие прически сочетали разные виды завивки — мелкие локоны, крупные трубчатые локоны. Они располагались на висках. Другим видом прически была «кеглеобразная» с каркасами внутри. Прическа делалась на каркасе из железной или медной проволоки. Завитые локоны маскировали высокий каркас, полностью скрывая его, но повторяя его форму. Со временем форма каркаса стала изменяться — появились прически в форме «груши», «яблока», «летучей мыши». Во Францию проникли итальянские прически — с гладко причесанными волосами и прямым пробором, на макушке маленькая мягкая шапочка. Такую прическу мы можем видеть на портрете Джованни Бальтрафио «Прекрасная Ферроньера».


Рис. 49

В середине XVI века широко стали применять парики разного цвета. Был моден темный цвет, поэтому волосы посыпали темной, пудрой. В торжественных случаях прически посыпали толченым мускатом, серебряной фольгой. Особенно украшали прически типа «башни» («ля тур») — их ввела в моду королева Маргарита Наваррская. Прическа была сделана на каркасе, волосы завивались и покрывались таким количеством драгоценностей, что их почти не было видно (рис. 50). Прическа с мелкозавитыми локонами, «под болонку» вышла из моды — ее сменили высокие. Названий причесок этого времени много, но они произвольные (рис. 50а). Во времена правления королевы Марии Медичи все придворные дамы носили прическу, называвшуюся ракета. Все волосы завивались и приподнимались вверх конусом. Отдельные пряди заплетались в плоские косички и располагались крестообразно. Эта прическа была очень модной при дворе, и слово «ракета» в это время обозначало только упомянутую прическу. (Слово «ракета» итальянского происхождения, лишь несколько столетий спустя это слово приобрело новое значение — летательный аппарат.)


Рис. 50

Головные уборы, украшения, косметика

Костюм, так же как и прическа, в XV-XVI веках носит следы итальянской и испанской мод. Французские короли диктовали моду, которой раболепно подражали все придворные. Обладая красивой внешностью, короли Франциск I, а позднее Генрих IV старались сделать свои костюмы изысканными, роскошными-преобладали светлые тона, в моде были вышивки.

Женские костюмы, так же как и мужские, испытывали испанское влияние. Характерной чертой всех костюмов было резкое сочетание цветов.

С распространением испанских мод самым популярным головным убором становится ток (рис. 51). Он украшался страусовыми перьями, пряжками, драгоценными камнями у тульи, маскируя концы перьев. Особенно любили украшать шляпы длинным страусовым пером, получившим название «лисий хвост». Модники носили шляпы с большими полями — сомбреро. Распространены были среди буржуа и ремесленников и низкие шляпы — фуражки, козырек которых был выдвинут полумесяцем вперед. Мода на шляпы все время варьировалась. То они получали конусообразную форму, напоминавшую сахарную голову, то увеличивались в ширину, напоминая тарелку, то раздувались. Любимым головным убором оставался барет разных форм, красиво украшенный. Он вытеснил распространившийся в это время флорентийский ток. Разновидностью тока стала шляпа с высокой заостренной тульей и маленькими полями. В 40-х годах появилась новая форма барета. Она была не очень широкая, с узкими, загнутыми вниз полями. Эта форма стала общепринятой. Головные уборы было принято украшать золотыми блестками, дорогими безделушками. Бареты, украшенные перьями, были привилегией фаворитов. Низшие слои населения носили шляпы и шапки из простых материалов, а также фуражки, колпаки.

Читайте также:  Подходящие прически для твоего лица


Рис. 50а

Женщины из-за высоких причесок носили головные уборы редко. Во время моды на прическу «под болонку» вошел в употребление испанский ток, который носили вплоть до появления высоких причесок. Сложная укладка волос повлияла на изменение форм головных уборов. Это были преимущественно маленькие, изящные шапочки, покрывавшие теменной пучок и спускавшиеся острым мысом на лоб (рис. 51а). Вариантов этих шапочек было бесчисленное множество. Женщины носили чепцы с длинными вуалями. Молодые женщины носили широкие, низкие шляпы разных форм. Они были разноцветные и делались из разных материалов, богато украшались перьями и всевозможными драгоценностями. Надевали капюшоны с короткой пелериной, а также сетки — под шляпы. Вошли в моду и широко распространились страусовые перья. Модным в то время был черный цвет, и большинство головных уборов делалось из тканей черного цвета. К головным уборам прибавился оригинальный беарн, изобретенный Маргаритой Наваррской. Он состоял из тонкого ровного обруча с прикрепленной к нему сзади вуалью и большим пучком перьев сбоку. Благородные дамы носили шаперон — маленькую красную шапочку с острым концом. Эти шапочки были бархатными, парчовыми, шелковыми. Женщины низших и средних сословий носили головные уборы из сукна. Но жены и дочери разбогатевших буржуа и ремесленников отделывали головные уборы так богато, что цена каждого могла превосходить цену целого наряда. Начали входить в моду высокие тюрбаны.


Рис. 51

Украшений носили так много, что королям приходилось издавать указы, в которых запрещались те или иные виды украшений. Ослушавшиеся подвергались штрафам. Но несмотря на это, мужчины и женщины носили массивные золотые шейные цепи, ожерелья, серьги из драгоценных камней, иногда достигавших размера грецкого ореха, броши и кольца искусной работы, расшитые пояса и длинные шнурки из переплетенных золотых и серебряных нитей. Модными считались длинные жемчужные бусы, двойным рядом обвивавшие шею. Носили черные маски и полумаски из черного бархата, а также перчатки и веера, расшитые узорами. Появились лорнеты, висячие зеркальца, часы, прикрепленные на концах шнурков. В виде украшения иногда надевали совсем немыслимые вещи. Широко распространилась мода носить на шейных цепочках медальоны с девизами, крохотные флакончики с духами, ароматическими маслами. В знак траура женщины украшали свою одежду эмблемами черепов и слез, которые укреплялись также на браслетах и ожерельях и даже на головных уборах.


Рис. 51а

Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st020.shtml

Древняя франция ее прически

Глава первая. Французские прически начала XVIII века

Общая характеристика

В XVIII веке Франция, так же как и Англия, становится одним из центров европейской культуры. Экономически окрепшая в XVII веке, Франция считалась одной из сильнейших держав и оказывала большое влияние на все сферы общественной и культурной жизни соседних стран.


Рис. 68

Наступает расцвет культуры, развивается философия, естествознание и точные науки. Франция дарит миру таких просветителей, как Дидро, Руссо, Вольтер. В это время работают выдающиеся живописцы и скульпторы — Ватто, Буше, Шарден, Грёз, Латур, Фальконе, Гудон.


Рис. 69

Возникнув во Франции, стиль рококо получает особое развитие во времена правления короля Людовика XV, в период кризиса абсолютизма, его надвигающейся катастрофы. Но это не мешает все новым и новым увеселениям знати. В это время падение нравов при королевском дворе и среди дворян доходит до предела. Стиль рококо как нельзя лучше отразил вкусы аристократов этого времени.

Центром формирования моды на долгие годы становится Париж. Направление в модах теперь диктует интимный салон аристократки, а не вкус короля или королевы. Королевский двор перестал быть единственным распространителем моды и ее законодателем. В салонах собирались знаменитости — музыканты, художники, поэты, литераторы, военные, — которые приковывали теперь внимание всего Парижа, как некогда — королевские особы.

Основные виды и формы причесок

Прически, возникшие в конце XVII века, продолжают совершенствоваться, приобретая новые формы. До 1715 года на них сказывается влияние Англии и появление нового стиля с его особенностями. Прически на мужских париках начинают постепенно уменьшаться. Алонжевые парики заменяются более короткими (рис. 68).

В эпоху Регентства (1715-1723), когда вместо малолетнего короля Людовика XV правил герцог Филипп Орлеанский, придворные продолжают еще носить прически из крупных локонов, уложенных параллельными рядами, как в париках типа «бинетт»; парики с прическами типа «грива» некоторое время остаются в моде. Но с 1730 года парики с такими прическами носили только пожилые придворные. Появляется новинка — завивка «а-ля мутон» (под барана): при ней волосы располагались мелкими колечками по всей поверхности головы. Прическа делалась без пробора, из коротких волосяных прядей. Начинают появляться более изящные парики, названия которых абсолютно не соответствовали ни форме причесок, ни видам завивки. Например, носили парики «ля шансельер» («канцелярские») и другие.

Читайте также:  Мужчины с бородами как называют


Рис. 70

Регент Филипп Орлеанский, поклонник Фридриха Вильгельма I, насаждал моды этого короля — прическу «кё» (рис. 69), которая тут же распространилась среди придворных. Эта прическа была проста и сильно отличалась от причесок XVII века легкостью и своеобразием: подвитые волосы зачесывались назад, завязывались на затылке в хвост черной лентой. Позднее прическа на парике Людовика XV повторила эту же форму. Прошло несколько лет, и модники придумали убирать хвост из волос в своеобразный футляр (мешочек). Он делался из черного бархата, имел плоскую четырехугольную форму, украшался розетками, бантом, пряжкой или маленькими рюшами. Эта прическа получила название «а-ля бурс» («кошелек»; рис. 70), просуществовала до 1760 года, а затем после двадцатилетнего перерыва вновь появилась в 1780 году.


Рис. 71

Время вносило свои коррективы в силуэты причесок. С 1730 года «хвост» перестали завязывать у основания муаровой лентой, а волосяную прядь стали помещать в изящные сеточки, при этом завитые височные пряди зачесывались назад. Несмотря на наличие и других причесок, прически «кё» и «бурс» оставались самыми популярными. Но с 1730 года новая прическа, «а-ля катоган» («узел»; рис. 71), вытеснила все остальные виды. Это была прическа из завитых волос, стянутых сзади, длинные пряди завязывались в толстый узел, напоминающий конский хвост. Височные пряди завивались и укладывались по-разному. Одновременно с «узлом» начинают носить прическу «а-ля будера» («крысиный хвост»; рис. 72 и 72а). Волосы взбивались надо лбом в высокий тупей или кок, боковые пряди завивались и взбивались в одну или две горизонтальные букли, плотно закрепленные с каждого виска. Затылочные волосы плотно обматывались кожаными ремешками, муаровой лентой, образуя длинный жесткий стержень. Затылок в такой прическе оставался гладким. Прическу посыпали сверху пудрой. Если своих волос не хватало, то прикрепляли заранее сделанный узкий, длинный футляр, в который для устойчивости вдевали проволочку. Разновидностью этой прически была «коса»; силуэт прически оставался тот же, но сзади заплетали косу из трех плетешков, конец завязывали бантом (рис. 73). Длина косы была различна: иногда она достигала лопаток или доходила до талии, но чаще были короткие косы. Это дало повод англичанам прозвать их «свиными хвостиками».


Рис. 72

Парикмахерское дело в XVIII веке продолжает быстро развиваться. Как реакция на события в общественной и культурной жизни возникают новые силуэты причесок. Возникший интерес к античности (в связи с раскопками Помпеев) способствует появлению прически «греческий тупей», которая создавалась как на естественных волосах, так и на париках.


Рис. 72а

Но парики стали носить теперь редко. Французский журнал «Галерея причесок» писал, что в 1779 году парики и приставные шевелюры выйдут из моды и их будут носить только лица отдельных профессий. Несмотря на такое пророчество, с париками расставались очень медленно. Парики имели свои преимущества: скрывали появившиеся лысины, длительное время сохраняли прически из завитых волос, придавали более респектабельный вид. Но разграничение по сословиям наступило в формах париков. Так, духовенство носило парик «а-ля мутон мирлетон», военные — «бригадирский», судьи — парик «каре», многие носили парик «нид», «гнездо», или «три молоточка» (рис. 74). В прическе этого парика сочетались разные виды завивки. Все волосы завивались крупными локонами и укладывались назад, плотно закрывая уши, более длинные пряди завязывались узелками слева и справа, средняя короткая, толстая прядь завивалась штопором. Этот необыкновенный парик с редкостной прической послужил образцом для подражаний.


Рис. 73

В последней четверти XVIII века французы заимствуют английские прически, а также носят и прически типа «еж», «щетка», «крылья голубя». Делают их из собственных волос. В прическе «крылья голубя» и «кошелек» сочетались элементы двух разных причесок. Прически «еж» и «щетка» были почти схожи, так как обе они требовали торчащих вверх волос. «Крылья голубя» делались из подстриженных на висках прядей, подвитых и связанных сзади лентой.


Рис. 74

Эти прически носили только высшие сословия. Ремесленники, мелкие буржуа, крестьяне предпочитали делать короткие прически типа «под скобку», иногда завязывали сзади пряди волос лентой. Лица чисто выбривали; в народе еще сохранились бороды разной формы, но все они были средней величины.


Рис. 75

Женские прически во Франции в первой половине XVIII века продолжали оставаться громоздкими и тяжеловесными. В большинстве случаев они повторяли силуэты популярной прически «а-ля Фонтанж», но эта прическа была усовершенствована и поэтому получила новое название — «фонтанж комод» («удобная»). Высокие прически украшали массой кружев, лент, драгоценностей. Жены буржуа носили более скромные прически — «а-ля кульбит», «а-ля мутон», — подражая строгим нравам английских женщин.


Рис. 76

С 1725 года входят в моду маленькие прически, при этом волосы сильно пудрили. Возможно, из-за этого одна из причесок получила название «малой пудреной» (рис. 75). Легкие завитки волос, походившие на небольшие раковины, укладывались широким венком вокруг головы, оставляя затылок гладким. Такую прическу носила графиня Коссель, фаворитка курфюрста саксонского Августа II, поэтому во Франции «малую пудреную» прическу называли также «прической графини Коссель». Эта прическа, с двумя змеевидными локонами, спускавшимися на грудь, была самой женственной за весь период стиля рококо. Ее несколько усовершенствовала королева Мария Лещинская, вышедшая замуж за Людовика XV в 1725 году. Полька по происхождению, она много времени уделяла моде и ее развитию.

Теперь прическа стала называться «полонез»; она украшалась пером и брошью.

В 30-е годы XVIII века появляется новый силуэт прически — «яйцевидный» (рис. 76 и 76а). Волосы взбивались вверх ото лба, зачесывались гладко. Плотные ряды параллельно уложенных буклей шли от уха до уха через темя. На затылке укреплялся плоский шиньон. Иногда около уха завивали и спускали на плечи один или два длинных локона. Прическу украшали цветами. В середине XVIII века появляется прическа «тапе» («завивка») — взбитые завитые волосы, уложенные высоко надо лбом. Она имела различные варианты. Начинают носить прически типа «венец», «диадема» — по форме этих головных уборов. Волосы укладывались в виде торсад («торсад — по-французски «жгут») и кос, завитых прядей, перевивались нитями. Со второй половины века прически становятся выше. Эта мода вытеснила прежние, более скромные прически времен раннего рококо. В 60-70-е годы прически представляют собой целые волосяные сооружения в полметра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куафёрами в течение нескольких часов. В Париже готовили специальных куафёров в Академии парикмахерского искусства, созданной куафёром короля Людовика XV — мэтром Легро. В это время появляются все новые прически как результат соперничества куафёров между собой. Названия причесок были самые различные («тайна», «таинственная», «сентиментальная», «грустная»).

Читайте также:  Китайские детские прически для


Рис. 76а

В 1780 году куафёр Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями, драгоценностями. Для того чтобы ее выполнить, нужно было прибегнуть к помощи каркаса. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья. На такие высокие прически использовали до десятка шиньонов, прикрепляя их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять прическу. Прически делались индивидуально; в течение одного года журнал мод предложил своим читательницам около четырех тысяч фасонов причесок. Прически украшались не только лентами и перьями, но и бутафорскими изделиями. Дамы наверху прически укрепляли фигурки людей, чучела животных, цветы и плоды, растения. Названия причесок менялись так же быстро, как и сами силуэты. Так, по случаю морской битвы появилась прическа «фрегат» (рис. 77). В 1775 году тупей увеличился, но через год его величина удвоилась (рис. 78 и 78а). Прическа требовала большого количества шпилек, помады, пудры, поэтому сохранить ее старались как можно дольше, не разбирая несколько дней, даже недель. Во время сна пользовались специальными подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу. Куафёр Леонар изобрел механизм, который позволял прическе сокращаться, чтобы дама могла пользоваться каретой, — в противном случае надо было снимать верх кареты. Все эти высокие прически были неудобны как дома, так и на улице.


Рис. 77

В последние годы XVIII века с изменением костюма несколько видоизменяется прическа. Она становится более приземистой, типа прически «принцессы Ламбаль», асимметричной. Мода на букли отходит — волосы завивают и расчесывают, украшений стало меньше. В 80-е годы пудра выходит из моды. Белые парики уступили место рыжим, золотистым, каштановым. Румяна исчезают, на лицах появляются белила. В это же время входит в моду небольшой парик, завитый крупными локонами, с плоским шиньоном на затылке. «Анфан» («дитя», «ребенок») — так называлась новая прическа, придуманная королевой Марией-Антуанеттой. Высокие «куаферы» исчезли, все придворные дамы надели парички с шаловливыми локонами. В конце правления короля Людовика XVI вошли в моду английские прически; они были небольших размеров и довольно низкие. С 1786 года начинают носить прически типа «еж», «щетка», — при этом сзади делали длинную петлю из волос или ленты.


Рис. 78

Головные уборы, украшения, косметика

Мягкая фактура, пастельные тона, изысканность форм отличали костюмы придворной аристократии. Мужские и женские костюмы шились из бархата и тонкой шерсти, богато декорировались. Со временем костюмы изменялись, становясь все изящнее и дороже. Влияние стиля рококо сказалось в плавности линий, изобилии украшений-в виде розеток, цветов, вышивок, кружев, — делавших костюм более нарядным.

Проникновение английских мод во Францию было воспринято своеобразно: французы сумели внести в английскую строгость свою легкость и игривость. На некоторое время сократилось количество украшений. Но их заменили аппликации, вышивки, ленты и отделка, которые придавали особую декоративность всему костюму.


Рис. 78а

Головные уборы. Черные треугольные шляпы с высоко поднятыми полями, отделанные пухом или короткими страусовыми перьями, были наиболее популярны среди мужчин высшего сословия — они назывались «треуголки». Носили швейцарские, голландские шляпы; англоманы — маленькие шапочки «жокей», украшенные шнурками, кокардой, золотой пряжкой. Треуголку часто только держали в руках.

Низшие слои населения носили фетровые шляпы, суконные и шерстяные колпаки, мягкие фуражки, круглые широкополые шляпы с лентой. На полотнах живописца Шардена можно увидеть людей в таких головных уборах. Женские головные уборы стали частью причесок, являясь их украшением. Много моделей шляп было заимствовано у англичанок. На прическах носят кружевные чепцы, наколки «шу», токи. Чепцы, так же как и прически, получили разные наименования, например чепчик «репа», «коляска», «Тереза», чепчик «капуста». Из Италии пришло увлечение большими соломенными шляпами, а фетровыми — из Англии. Для сохранения прически носили ночные головные уборы в виде сетки из тонких нитей, кружевные чепчики, отделанные рюшем.

Украшения. Нельзя назвать другого стиля, который больше украсил прически, чем стиль рококо. Золотые шпильки, нити жемчуга, банты с драгоценными подвесками, гребни из опала, оникса, булавки десятками, а иногда и сотнями использовались в прическе. Любили украшать прическу живыми цветами, а чтобы они не вяли, внутрь вставляли флакон с водой. Декорировали прически гирляндами мелких шелковых цветов, длинными страусовыми перьями, а также перьями марабу.

Косметика. Придворные кавалеры и дамы стремились под белилами и пудрой скрыть возраст. Как и в XVII веке, в моде были мушки, которые налеплялись на лицо, для того чтобы подчеркнуть белизну кожи. Пользовались духами, помадами, ароматическими маслами. Сильно красили губы.

Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st027.shtml

Оцените статью
Adblock
detector