Если бы не усы вылитый володька
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 270 709
- КНИГИ 632 749
- СЕРИИ 23 927
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 595 693
Было же времечко! Ну просто сказочное было время. Тем, кто его еще помнит, в самый раз сочинять торжественные оды в честь этого «золотого века», правда, слегка урезанного и вместившего исторический отрезок, равный всего-навсего каким-то двум десятилетиям.
Сейчас, вкусив через кривое зеркало своего сознания плоды цивилизации, мы, наконец, смогли оценить, как просто и легко жилось в не такие уж незапамятные времена, когда все лежало на своих полочках, висело на отведенных ему крючочках и стояло на прочно вмурованных постаментах. Короче, все и все располагались на своих местах, и четко известно было, что есть белое и, соответственно, что — черное. Каждый знал, что почем, при этом цены были стабильные и никто не думал, куда выгоднее вдуть деньги, чтобы не прогадать и в ближайшем будущем не оказаться в. крутом пролете.
И вообще о деньгах не принято было говорить, потому что если их не было сегодня, то они как бы сами собою должны были появиться завтра, ну, в крайнем случае, послезавтра. А перехватить трешку до ближайшей получки у любого знакомого — и даже не обязательно у приятеля — было парой пустяков. Цветов было море и на юбилеях, и на поминках, а четвертак в подарок считался большим шиком, эдаким царственным жестом, который, как правило, принимался с неизменным благоговением.
Да что там говорить — даже классиков сдуру почитывали еще время от времени да
о духовных ценностях рассуждали, правда, уже не по трезвухе, а пропустив
по сотке-другой… Но ведь было это, было!
Каждое время, каждое десятилетие предлагают свое, но как бы ни менялись мы, наш образ жизни, отношения друг с другом и государством, не будем терять голову.
Ну, занесло маленько…
Так о чем это я?
Ах, да, . «детям — мороженое, бабе — цветы. »
— Когда я была маленькая, я летала, как голуби. Сидящая на подоконнике Танюшка перестаёт болтать ногами и, опершись ладошками о край, легко вспрыгивает вверх. Еще мгновение — и девочка, ловко спружинив коленками, соскакивает на пол, задев при этом рукой чашку, наполненную горячим чаем. Жидкость коричневым пятном моментально расползается по белоснежной скатерти. Несколько секунд все молчат, сначала испугавшись за девочку, не ушиблась ли та. С ней, в общем-то, все в порядке, однако маленькая хитрюга, почувствовав, что сейчас ее начнут ругать, заходится в отчаянном плаче.
— Ой, моя рученька! — пронзительно кричит Танюшка, схватившись за запястье.— Мама, больно!
— Где больно, Танечка, где?! Покажи. Вот здесь? Или здесь? Ну как же ты так неосторожно. Ведь сколько раз я тебе говорила — не влезай на подоконники и стол.
Почему ты меня не слушаешься? И мама тебе говорит, и папа бесконечно повторяет, а ты все равно делаешь то, что тебе не велят.
Надя долго еще хлопочет возле дочки, позабыв про испорченную скатерть, а девочка продолжает канючить, оттягивая момент наказания.
— Что тут происходит? Что у вас грохочет?
Войдя в кухню, Семен Семеныч спросонья не сразу понимает, в чем дело. Он смешно хлопает ресницами и недоуменно оглядывает все вокруг.
— Это Танька с окна свалилась и чашку чуть не разбила,— объясняет отцу Володя, десятилетний сын Горбунковых.
— Вовка — ябеда,— внезапно перестав плакать, категорически заявляет Танюшка.— Он сам вчера во дворе чуть окно у бабы Нюры не разбил мячом, я сама видела!
Надя наконец поднимается с колен и замечает залитую чаем скатерть.
— Ну что же это такое! — всплескивает она руками.— Когда же это прекратится?!
— Ну ладно, Надюша, хватит,— примирительно бормочет Семен Семеныч и поднимает на руки дочку.
— Вот ты всегда так, Сеня! Избаловал детей, и они теперь позволяют себе все, что хотят. Я целыми днями работаю, кручусь по дому, а мой труд никто не ценит! Вот, погляди, вчера только застелила скатерть, а теперь снова нужно стирать. Где я вам столько отбеливателя наберусь?
— Мама, я пойду погуляю, можно? — спрашивает Володя.
— Тебе бы только гулять! Сил моих больше нет! Голос Нади становится все более плаксивым, и она, уже собирая со стола посуду, продолжает оплакивать свою горькую судьбину.
— Ну так можно или нет? — стоит на своем сын.
— Папа сегодня уезжает на целый месяц, а ты даже не хочешь с ним побыть. Видишь, какой ты сын.
— Ладно, Надя, пусть идет,— снова вступает в разговор Семен Семеныч.— Мы же еще не закончили со сборами. Я так до сих пор не знаю, брать мне спортивный костюм или нет.
— Как, ты его еще не положил в чемодан? Я тебе еще вчера сказала — брать!
Надя вообще славная женщина. Семен Семеныч полюбил ее когда-то с первой встречи, интуитивно почувствовав, что именно такая жена ему и нужна. Добрая и приветливая, она, тем не менее, всегда умела принимать правильные решения, о чем бы ни шла речь. При этом она не терпела возражений и всегда настаивала на своем. Прекрасная хозяйка и мать, Надя была признанным лидером в семье, но ее лидерство никогда не переходило в диктат.
Это именно она настояла на том, чтобы муж ни в коем случае не отказывался от туристической путевки, предложенной ему профсоюзом как одному из лучших сотрудников гипсового завода. Она искренне хотела, чтобы муж повидал мир, понимая, что такой шанс больше не представится никогда. В глубине души она, конечно, завидовала ему, но умело подавляла эту зависть и лишь время от времени позволяла себе напомнить мужу о своем великодушии, правда, соблюдая при этом меру. А он, в свою очередь, чувствовал себя немного виноватым перед женой за то, что, во-первых, это не она отправляется в путешествие на корабле, и, во-вторых, за то, что пришлось изъять из семейного бюджета солидную сумму, отложенную для покупки новой шубы. Почему, собственно, новой? Так можно говорить, когда есть старая, а у Нади до этого шубы не было никогда. И вот теперь получается, что долго еще не будет. Он однажды даже завел было с ней об этом разговор, но она, не забыв, конечно, тяжело вздохнуть, стала страстно уверять его, что прекрасно переходит еще зиму-другую в старом драповом пальто. Он согласился, но с большой неохотой. Правда, Семен Семеныч стал замечать, что Надя часто становилась грустной и задумчивой, но не решался спросить ее, в чем дело. Все было ясно и так. В течение остававшихся до поездки нескольких недель он старался быть услужливым и предупредительным с женой, чаще, чем обычно, ходил в магазин и выносил мусорное ведро, проверял у Вовки уроки и укладывал спать Танюшку.
Почти каждый вечер они за полночь сидели на кухне и обсуждали предстоящую поездку. Их воображение рисовало самые невероятные картины из заграничной жизни, которую они изредка видели по телевизору. Там показывали всякие ужасы и говорили о стремительном росте преступности и власти «желтого тельца». Но ужаса в их душах это почему-то не вызывало, потому что где-то там, на вторых и третьих планах, маячили веселые, загорелые и красивые люди, беззаботно улыбавшиеся во весь рот, словно их совершенно не тревожили проблемы, которыми так безнадежно маются тысячи соотечественников.
Но однажды Надя неожиданно приревновала Семена Семеныча к жене его сотрудника, с которой он, слегка подвыпив на очередном дне рождения, о чем-то разговорился за столом. Беседа была совершенно невинной, как и обычно случается в таких ситуациях, ни о чем. Но потом всю дорогу домой Надя демонстративно молчала, а придя домой, вдруг неожиданно расплакалась как раз в тот момент, когда муж, почувствовав ее необычное настроение, подошел сзади и осторожно обнял ее за плечи.
— Надюша, ты чего? — как можно более ласково спросил Семен Семеныч.
Она передернула плечами и тихонько всхлипнула:
— Как это ничего? Я же вижу, что ты не такая, как всегда. Может быть, объяснишь?
— Нечего объяснять. Ты и сам знаешь.
— Что я знаю? О чем ты?
— За весь вечер ты ни разу не посмотрел в мою сторону. Ты так был увлечен этой.
Источник статьи: http://www.litmir.me/br/?b=206544&p=30
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- фотографии (7573)
- разное интересное (6547)
- рисунки,художники (3491)
- звезды (1197)
- путешествие (1004)
- актеры и актрисы СССР (489)
- вязание (169)
- шитье (131)
- кулинария (95)
- сделай сам (90)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
«Бриллиантовая рука».
Вторник, 18 Августа 2015 г. 10:46 + в цитатник
«Бриллиантовая рука» — советская эксцентрическая комедия, снятая в 1968 году режиссёром Леонидом Гайдаем. Один из самых популярных фильмов в истории советского кино.
Односерийный фильм состоит из двух неравных (вторая значительно короче первой, 5 минут против 1 часа 30 минут) «частей» — «Бриллиант почти не виден» и «Костяная нога», причём действие прерывается, как и положено в многосерийных остросюжетных фильмах, «на самом интересном месте», а вторая часть начинается с «Краткого содержания первой части» с быстро протекающим по экрану нечитаемым текстом.
Режиссёр: Леонид Гайдай. Сценаристы: Леонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской. Оператор: Игорь Черных. Композитор: Александр Зацепин Художник: Феликс Ясюкевич.
Юрий Никулин
Горбунков
Андрей Миронов
Козодоев
Анатолий Папанов
Лёлик
Нина Гребешкова
жена Горбункова
Нонна Мордюкова
управдом
Владимир Гуляев
Володя,милиционер
Станислав Чекан
Михаил Иваныч
Светлана Светличная
Анна Сергеевна
Евгения Мельникова
лифтёрша-дворник
Андрей Файт
Продавец
Николай Романов
Шеф
Григорий Шпигель
контрабандист
Леонид Каневский
контрабандист
Виктория Островская
путана в Стамбуле
Серафима Холина
ведущая показа мод
Татьяна Никулина
гид по Стамбулу
Роман Филиппов
«одноклассник»
Николай Трофимов
полковник милиции
Аполлон Ячницкий
экскурсовод
Лев Поляков
капитан корабля
Герман Качин
журналист
Игорь Ясулович
выгуливающий собаку
Александра Лисютина
дочь Горбункова
Дмитрий Николаев
сын Горбункова
Александр Хвыля
метрдотель
Георгий Светлани
член домкома
Игорь Василенко
контрабандист
Курбан Мазанов
регулировщик
Максим Никулин
мальчик с сачком
Леонид Плешаков
бородач
Сюжет фильма с рабочим названием «Контрабандисты» отчасти основан на реальных событиях: идея возникла у Якова Костюковского после прочтения в газете «За рубежом» заметки о швейцарских контрабандистах, пытавшихся перевезти ценности в гипсе. Основа сюжета расходилась с реальностью — согласно советскому законодательству, в страну можно было беспрепятственно ввезти до 10 кг золота или золотых изделий, но любые операции физических лиц с валютными ценностями, в том числе с золотом и драгоценными камнями, относились к преступлениям. Начиная с мая 1959 года, дела о контрабанде и нарушении валютных операций находились в ведении не милиции, а КГБ СССР.
Согласно сценарию, сюжет фильма должен был быть таким: простой советский человек Семен Семенович Павлик (потом он станет Тимошкиным и только к выходу фильма — Горбунковым), отправившись в заграничное турне, оказался в центре контрабандистской махинации. В целом сценарий был одобрен, но высказывались и замечания: было рекомендовано сократить сцены с участием управдомши Плющ, сделать более «выпуклой» роль милиции (пропаганда), сократить троицу контрабандистов до двух человек, убрав Малыша. 3 января 1968 года Главное управление кинематографии дало добро на запуск сценария в работу. А в феврале начались пробы актёров.
Сценарий изначально писали под Юрия Никулина, появление которого в главной роли не вызывало сомнений. В итоге в фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде». В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
В роли Геши Козодоева режиссёр фильма Леонид Гайдай сначала видел Георгия Вицина, но рискнул и пригласил 27-летнего Андрея Миронова — в то время он считался в кинематографических кругах представителем «золотой молодёжи». Позже советские кинокритики писали, что «судьба протянула Миронову свою „бриллиантовую руку“». Кстати, жест, которым Козодоев постоянно откидывал чёлку со лба, Миронов придумал сам. Все трюки Андрей Миронов исполнял сам: лазил по веревке на балкон, гонял на мотоцикле, нырял. Позднее Миронов так отзывался о своей роли в комедии: «Мне очень горько и трудно смириться с мыслью, что для зрителей высшее мое достижение в кино — это фильм «Бриллиантовая рука». Мне действительно это очень больно».
На роль главного бандита-контрабандиста Лёлика пробовались Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский. Худсовет выбрал Папанова. В первоначальном сценарии Геша и Лёлик носили клички Граф и Механик. На роль контрабандиста-аптекаря пробовались Спартак Мишулин и Леонид Каневский. Роль соблазнительницы Анны Сергеевны была сначала предложена Кларе Лучко, но та, прислав соответствующие фото на кинопробы, всё же отказалась сниматься из-за занятости в другой картине. Кандидатура Светланы Светличной с трудом, но прошла и навсегда вошла в историю отечественного кино как первая актриса, показавшая стриптиз.
На роль контрабандиста-аптекаря пробовались Каневский и Мишулин. Каневский показался смешнее, утвердили его. На роль Шефа претендовали Пицек, Рунге, Шпрингфельд, Романов. В фильме снялся Николай Романов. Женой главного героя хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
Съёмки начались 25 апреля 1968 года в 9 часов утра на Мосфильме. Там в павильонах были созданы квартиры Шефа и Графа, или Геши Козодоева. Позже в павильонах Мосфильма снимали квартиру Горбунковых, каюту капитана теплохода, гостиничный номер роковой соблазнительницы и ресторан «Плакучая ива» (сцена драки). Упоминаемый Ладыженским (сцена в ресторане) Володька Трынкин («Вот усы вам — вылитый Володька Трынкин, вылитый!») — реальный человек, одноклассник Леонида Гайдая.
Были в Москве и натурные съемки. Одна из них проходила на Ленинском проспекте, напротив бокового входа в парк культуры и отдыха им.Горького. Там, на ступеньках подземного туалета, Горбунков встречает напугавшего его персонажа с медальоном в виде черепа на волосатой груди. В этой роли снялся журналист, работник журнала «Огонёк» Леонид Плешаков.
В универмаге на Комсомольском проспекте снимали сцены в комиссионном магазине, где прекрасная блондинка Анна Сергеевна обещает Горбункову халат с перламутровыми пуговицами, если он навестит её в гостинице. На пустыре в Кунцево снимали сцену, где Шеф сажает на субботнике деревья и находит жестяную банку с монетами, которую сам же туда и припрятал. Сцены лесной погони Геши и Лёлика за Горбунковым снимались в Павловской Слободе.
В основном же безымянный городок, где происходит основное действие фильма, снимался на курортах Черного моря — в Адлере и Сочи. Съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт» (сейчас разрушена) в Адлере, которая предстала в образе отеля «Атлантик».
В подвале гостиницы устроили реквизиторскую, где кроме всего прочего хранился «двойник» Никулина — сделанная из папье-маше фигура Горбункова. Она нужна была для съёмки эпизода, в котором Сёмен Семёнович вываливается из багажника «Москвича», прицепленного к летящему вертолету, и падает с 500-метровой высоты. Уборщица наводила порядок в подвале, приподняла тряпицу, которой манекен прикрыли от пыли, и обомлела — мёртвый Никулин! Уже через час новость о том, что знаменитый артист умер на съёмках комедии Гайдая, облетела весь город Сочи. Самому Никулину пришлось срочно звонить в Москву и предупреждать маму о том, что слухи о его смерти сильно преувеличены.
Рабочий момент съёмок фильма.
В качестве теплохода «Михаил Светлов» были сняты два судна: «Победа» и «Россия». В сцене посадки на круиз в порту показан теплоход «Россия». Сцену, где Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения, снимали на палубе теплохода «Победа». Теплоход был назван Гайдаем «Михаил Светлов» из-за его большой любви к творчеству поэта. Гайдай уговорил капитана на один день переименовать судно, даже спасательные круги переписали. В итоге все сцены на пароходе были сняты в один день! Фильм вышел на экраны. Начальник морского флота, узнав, что «Михаил Светлов» в его ведомстве не числится, распорядился исправить упущение, и первый же спущенный на воду новый теплоход был назван в честь поэта.
Практически все песни к фильмам Гайдая придумал композитор Александр Зацепин. «Остров невезения» настолько не понравился худсовету, что его подумывали выбросить в корзину, но на пробах песню так блестяще спел Миронов, что Гайдай настоял, чтобы её обязательно включили в фильм. «Песня про зайцев» в первых кинопробах исполняется на пароходе. Только перед выходом фильма её заменили на «Остров невезения», а «Песня про зайцев» перекочевала в ресторан «разбавить пафос». Для главной баталии с контрабандистами в центральном районе Сочи специально построили автомойку. После съёмок фильма она заработала в обычном режиме.
Сняли в комедии и бывшую гостиницу «Кубань» (ныне отель «Звездный»). Рестораном «Плакучая ива» стало кафе «Курортное» (сейчас – кондитерская-гриль-бар «Лентяй»). На Приморском бульваре Адлера был снят эпизод, в котором Семён Семёныч гуляет с женой и детьми. На Краснополянском шоссе (на 29 км) снимали поездку на дачу в Дубровку и развилку к Черным камням и Белой скале (сейчас эта дорога закрыта). Сцена встречи с милиционером Володей, когда Горбунков прячет деньги в кепку и получает пистолет, снималась в Сочи на ул. Конституции. Пистолет, который лейтенант милиции Володя передаёт Горбункову, — итальянская «Беретта» модели 1934 года.
В августе съемочная группа переехала в Баку для съемок арабского города. Действие всех «заграничных» эпизодов «Бриллиантовой руки» происходит в границах Ичери-шехера, окруженных сохранившейся крепостной стеной нескольких кварталах бакинского Старого города. «В день прилета в Баку Леонид Иович увидел на трассе регулировщика, – вспоминает Игорь Черных. – И у него родилась идея, чтобы перед милиционером прошёл верблюд. Но в Баку верблюдов нет. Да и в смете картины он отсутствовал. Тогда ассистент режиссёра Саша Бродский пообещал: «Будет вам верблюд!» На ночь он исчез, а к утру вернулся с верблюдом. Но ни тогда, ни потом не раскрыл тайну, где он его достал.»
Сцена съёмок Стамбула (снято в Баку). На фоне видна Девичья башня.
Пляжный белый ансамбль, не желавший из брюк превращаться в элегантные шорты, создавался лучшими силами костюмерных мастерских «Мосфильма». А водолазка и серебристый костюм из японской дакроновой ткани были куплены на чеки в валютном магазине «Берёзка». Ходить в этом костюме Миронову было трудно: ткань практически не дышала, на улице же стояла 40-градусная жара.
В сцене, когда Семён Семёнович Горбунков наступает на арбузную корку и падает, вместо Юрия Никулина снимался Леонид Каневский. Это было связано с тем, что Никулин никак не мог попасть ногой в арбузную корку, падение выглядело неестественно. Подмена так и осталась видна: на корку наступает коричневый ботинок, а вверх взлетают ноги в чёрных ботинках.
Место в Ичери-шехере в Баку, где была «аптека», у которой Горбунков падает с криком «Чёрт побери!»
«Иностранная речь», на которой говорят герои Каневского и Шпигеля — тарабарщина, придуманная Каневским и Гайдаем. Слово «мордюк», несколько раз звучащее в ней, было привнесено Гайдаем, после того, как он на съёмках поругался с Мордюковой. Слово «тайбишлак» — достаточно распространённая фамилия, как и само слово «мордюк». А фраза «березина команит» была придумана Каневским по девичьей фамилии его жены Анны Березиной. Выражение «Хам дуралля» ясно напоминает распространённое на Востоке арабское выражение альхам-дулилла, примерно соответствующее русскому «слава богу!», для русского уха звучащее как «хам» и «дуралей».
В эпизоде, где сын Горбункова кидается мороженым в Миронова, на самом деле использовался творог (он лучше «ляпался»), а кидался не мальчик, а ассистент режиссёра. Воспитанному советскому ребёнку не хватало смелости натурально «запулить» творогом в известного актёра.
По словам Нины Гребешковой, фразу «Шуба подождёт!», которую её героиня говорит в интервью радиорепортёру, она придумала сама. Толчком к этому послужили реальные события: на «Мосфильм» были выделены две автомашины, и за одну из них Гайдай расплатился деньгами, отложенными на шубу для жены.
Фраза «А у нас управдом — друг человека!» появилась на этапе озвучивания фильма. Во время съёмок Мордюкова вместо «управдом» говорит «человек» (это отчётливо видно по губам). В сцене разговора с Горбунковой управдом говорит «не удивлюсь, если узнаю, что ваш муж тайно посещает синагогу!». При озвучивании синагога заменена на «любовницу». В «Бриллиантовой руке» Нонна Викторовна впервые предстала перед зрителями с короткими волосами. Это был парик, поскольку сама актриса никогда не делала коротких стрижек.
Роль Анны Сергеевны, сыгранной С. Светличной, была впоследствии переозвучена Зоей Толбузиной, по требованию Гайдая. Своим голосом в фильме Светличная кричит единственную фразу «Не виноватая я, он сам пришёл!» (отсылка к «Воскресению» Толстого). Песню «Вулкан страстей» исполнила не Светлана Светличная, а Аида Ведищева, которая пела также в «Кавказской пленнице». Светличная была очень обижена на Гайдая за то, что он не дал ей спеть.
В сцене, где Горбунков поздно вечером спускается по лестнице и объясняет уборщице Марии Николаевне, что направляется в дежурный магазин за хлебом, она стоит на фоне шахты лифта. Однако семья героя живет в панельном пятиэтажном доме, в таких типовых домах лифтов никогда не было.
Автомобильный номер на такси — «28-70 ОГО» — является бутафорским и сделан с юмором: серия ОГ принадлежала Оренбургской области и дошла только до ОГЕ, а 28-70 — цена поллитровой бутылки водки «Московская» до денежной реформы 1961 года (28,7 руб.). Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21 стала знаменитым «такси на Дубровку». Ранее этот же автомобиль, превращённый в такси героя Ефремова, снимался в фильме «Три тополя на Плющихе» Т. Лиозновой и в «Берегись автомобиля» Э. Рязанова в роли машины, на которой уходил от погони Деточкин. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».
В фильме мелькает афиша с анонсом фильма Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи», в котором Николай Романов (Шеф) сыграл роль покупателя апельсинов. В концовке фильма крюк подъёмного крана бьёт наклонившегося Семёна Семёновича по шее. Это не постановочная сцена — Юрий Никулин действительно получил болезненный удар, но сдержался и, лишь чуть поджав губы, доиграл сцену. Из-за травмы Никулина пришлось отказаться от съёмок сценарной концовки фильма, в которой Надя радует Семёна Семёновича известием о грядущем пополнении в семействе.
К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но фильм прошёл цензуру. Требования худсовета были следующие: сократить эпизод в ресторане с чествованием шефа контрабандистов, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год». Цензуре не понравились также следующие сцены: с проститутками (одна в «Стамбуле», другая — в гостинице «Атлантика»), пьянства главного героя, безалаберность таможенников и др.
Чтобы сохранить фильм в первозданном виде, режиссёр Леонид Гайдай пошёл на трюк: добавил в конце фильма ядерный взрыв на море и заявил комиссии Госкино, что согласен удалять любые сцены, кроме этой. На вопрос о необходимости взрыва он ответил: «Неужели вы забыли о сложнейшей международной обстановке? Империализм размахивает ядерной дубиной!» Комиссия согласилась сохранить фильм без иных купюр, но только если будет убран взрыв, на что режиссёр и рассчитывал.
Л. Гайдай и А. Миронов во время съёмок фильма.
Пьяного, которого забирает милицейский патруль на мотоцикле с коляской, играет сам Леонид Гайдай, а озвучил его (напел «Песенку о медведях» из фильма «Кавказская пленница») Георгий Вицин. Хотя в передаче «Бриллиантовая рука: фильм о фильме» объясняется всё по-другому: только голос алкоголика, которого увозит милицейский мотоцикл, принадлежит Гайдаю, а о Вицине вообще речи не идёт. Рука Гайдая также появляется в сцене кошмарного сна Козодоева.
Отзывы худсовета, который принимал картину, были в целом прохладными. Критики отмечали сбалансированную эксцентричность комедийного начала, но не лучшим образом они отозвались об актёрской игре Нонны Мордюковой и Юрия Никулина.
Некоторые выдержки из рецензии худсовета после показа:
«Миронову не везёт в кино, он ещё кривляется»
«Мордюкова слишком „жирно“ играет, это безумная одержимая пошлость»
«Светличная чересчур соблазнительна»
«Никулин мог бы играть острее».
Вырезали гида, ностальгирующего по родине, и эпизод с девочкой-скрипачкой. Сильно сокращена Мордюкова, блуждание Миронова по лабиринту за границей.
«Когда снимали сцену, в которой Папанов нанизывает рыбу на крючок удочки Никулина, вода была довольно холодной, — рассказывал о съёмках автор сценария Яков Костюковский. По вине кого-то из технических работников что-то не ладилось, и приходилось переснимать снова и снова. После очередного неудачного дубля разгневанный Анатолий Дмитриевич Папанов высунулся из воды и рявкнул в сердцах на того ассистента: «Идиот!» И это так замечательно прозвучало, что Гайдай вставил эпизод в картину, адресовав сказанное Геше».
Сцена снималась в районе Туапсе. Предлагалось вырезать весь эпизод с рыбной ловлей (!). Здесь Гайдай пошёл на хитрость: он предложил композитору Александру Зацепину написать для сцены с рыбалкой музыкальный фрагмент. На повторном просмотре члены худсовета заметили, что после сокращений сцена смотрится намного лучше. Гайдай только улыбался: рыбную ловлю он вообще не сократил!
Премьера: 28 апреля 1969. «Бриллиантовая рука» вышла в прокат в июне 1969 года и принесла Гайдаю триумф: фильм посмотрело 76 миллионов 700 тысяч человек! Пресса встретила фильм восторженно, и это был заслуженный восторг! Зрителям картина с первого просмотра понравилась. Фильм является Лидером советского кинопроката (1969, 1 место) и входит в пятёрку лучших картин за всю историю советского проката. Фильм стал лучшей отечественной комедией по опросу телезрителей, проведённому РТВ (1995) к 100-летию кино.
Почти каждая произнесённая персонажами фраза стала крылатой и вошла в фольклор.
А у вас ус отклеился…
Бабе – цветы, детям – мороженое!
Бить буду аккуратно, но сильно!
За чужой счет пьют даже трезвенники и язвенники.
И эта странная фраза «Собака – друг человека»…
Как говорил один мой знакомый, покойник: я слишком много знал!
Куй железо, не отходя от кассы!
Легким движением руки брюки превращаются… превращаются брюки… брюки превращаются…
Не виноватая я! Он сам пришел!
На его месте должен был быть я… – Напьешься – будешь!
Наши люди в булочную на такси не ездят!
У нас управдом – друг человека!
Ну, будете у нас на Колыме… – Нет, уж лучше вы к нам!
Руссо туристо – облико морале, ферштейн?!
Спокойно, Козлодоев, сядем усе.
Туалет типа сортир, отмеченный на плане буквами «Мэ» и «Жо»…
Ты зачем усы сбрил, дурик?
Чтоб ты жил на одну зарплату!
Шампанское по утрам пьют только аристократы и дегенераты!
Я все поняла! У тебя там не закрытый, а открытый перелом!
Песня «Про зайцев» из фильма стала популярной застольной песней.
Новороссийск. Памятник Андрею Миронову (Геше Козодоеву). Ростовский скульптор Дмитрий Лангин. Установлен 1 ноября 2010 года. После установки памятника туристы и местные жители стали думать, что сцена с хождением по воде снималась именно здесь, но это не так. На самом же деле эпизод снимался в районе Туапсе, возле детского лагеря «Орленок».
Сочи. Морпорт. Памятник героям комедии «Бриллиантовая рука» открыт 23 августа 2010 года. Авторы- сочинские скульпторы Вячеслав Звонов и Александр Бутаев.
kino-teatr.ru, Википедия.
Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/irena_69/post369697445/