Евреи почему носят бороду

Евреи почему носят бороду

Зачем еврейские мужчины отпускают бороду, что она означает? Какие правила касательно бороды существуют?

«Борода имеет несколько смыслов — прямой и каббалистический. В Торе написано: не обрезайте края вашей бороды. И комментарий Раши подчеркивает, что речь идет о пяти точках на лице (подбородке, щеках, висках), которые запрещено брить. Отсюда получается, что обычай носить бороду связан с запретом на бритье.

Однако мы видим людей, которые ходят бритые, но ведут религиозный образ жизни. Они нарушают заповедь? Дело в том, что работа машинки для бритья – это не скобление ножом по телу, а принцип работы ножниц. Иными словами, в такой машинке нет элемента сбривания металлом волос на теле. Это принцип состригания.

Так как состригание формально не запрещено, люди, использующие машинку, не нарушают заповедь. Некошерными являются бритвенный станок и опасные лезвия, потому что с их помощью происходит сбривание в виде скобления.

Есть традиция у ортодоксальных евреев, особенно хасидского направления, не трогать край бороды или не состригать ее вообще. Таков классический образ религиозного человека.

Если говорить о более глубоких смыслах, то каббала и хасидизм объясняют, что волосы на голове ассоциируются с понятием «клипа» — внешним проявлением мозга, нечистыми уровнями духовных миров, которые находятся за пределами божественных. Именно поэтому не принято отращивать длинные волосы на голове, кроме тех людей, которые приняли обет назорейства.

Что касается бороды, то она, напротив, ассоциируется с божественным уровнем доброты и милосердия, который является признаком возвышенных духовных миров. Вот поэтому борода принята в еврейской традиции».

Источник статьи: http://jcczhukovka.com/zachem-evreju-boroda/

Почему евреи не бреют бороду?

Визуальный образ, отождествляемый с еврейством начинается с внешних признаков: бороды, пейсов. Не случайно евреи Йемена дали этим атрибутам название «симоним» — знаки.

История превращения «нетронутой» (не знающей прикосновения ножниц) бороды в знак еврейства чрезвычайно проста. За ней не скрываются соображения эстетики или вкусы древнего мира. Тора просто-напросто запрещает брить бороду — поэтому наши предки, ревностно верные законам Торы, не брили бород.

В ТаНаХе бритье бороды упоминается как признак траура или унижения. Источник запрета мы находим в книге Ваикра (19:27, 21:5). Тора не приводит однозначного объяснения этому запрету, но в «тайной» части еврейской веры мы находим несколько идей, связанных с ним.

Например, в соответствии с учением Каббалы, весь сотворенный мир является материальным отражением Всевышнего. Более того, человек является в какой-то степени отображением Всевышнего в материальном мире. Каждой части человеческого тела соответствует в духовном мире определенный аспект проявления Всевышнего. Оказывается, что человек без бороды — неполный человек, сбривая бороду он отдаляется от Творца, теряет Божественный «образ и подобие» Всевышнему.

Талмуд упоминает запрет на бритье бороды, как одну из защитных мер, направленных против ассимиляции. Кстати, именно в Талмуде борода впервые упоминается как неотъемлемый элемент мужской красоты («Бава Меция» 84а).

Запрет Торы на «уничтожение» бороды касается (безусловно) только применения бритвы-лезвия любого типа. Вопрос о «подравнивании» или «бритье» бороды был и остается предметом дискуссии раввинов. Есть авторитеты, разрешающие «брить» бороду с помощью ножниц, электрической бритвы или химических веществ, ослабляющих корни волос. Есть и авторитеты (среди которых Цемах-Цедек, третий Любавичский Ребе), считающие, что и эти методы категорически запрещены.

Нынешний Любавичский Ребе שליט»א Король Мошиах рекомендует всем евреям отращивать бороду, так как это является источником благословения и залогом успеха.

Источник статьи: http://moshiach.ru/study/enciclopedia/1655_11_3.html

Значение бороды в религиях мира

Если вы обладатель бороды длиннее 10 см, носите темную одежду и ходите в церковь, то наверняка вам приходилось слышать в свой адрес – «Батюшка, а служба уже началась?». И только разглядев узкие джинсы, черепушку на футболке и абсолютно не смиренный взгляд люди понимают – нет, вы не из духовенства. В этой статье рассмотрим отношения разных религий к бородоношению. Какие из них приветствуют, а какие отвергают растительность на лице мужчины. Чем является борода для людей духовных и какой смысл вкладывается в ее взращивание.

Борода и православие: значение бороды в православии

В православном мире отличительной чертой мужчин, имеющих духовный сан всегда было наличие бороды. Мы не будем дословно цитировать священные писания, их много, и они нагружены нюансами, но суть такова – Бог создал людей (мужчин) по подобию своему, а значит не гоже идти против природы и сбривать то, что растет естественным образом. Брадобрейство считалось действием еретиков и противников церкви. Сбривая бороду, мужчина оголяет лицо и нежную кожу, становится похожим на женщину. Таким образом, он как бы отвергает свое мужское начало и идет против природы, против Закона Божьего. Встречаются источники, которые говорят о распутстве и гомосексуальности этих мужчин, что является огромным грехом и всячески порицается. Таким мужчинам не было места в церкви на службе, не то что в монастыре. Ходить среди монашествующих с оголенным лицом считалось не допустимым. Менять образ по которому ты был создан, сбривать бороду, выделяясь таким образом и выпячивая свою некроткую натуру считалось грехом. На всех иконах Иисус Христос, святые, мученики – все с бородой. А там, где мужчины без растительности на лице – изображены отроки, они еще не вошли в соответствующий возраст. Но как бы там ни было, в современном православном мире нет строгого закона носить бороду. Это скорее традиция, чем непоколебимое правило. Вас не должно смущать, если вы встретите безбородого священнослужителя, хотя даже на сегодняшний день таких не так уж и много.

Читайте также:  Прическа как у ады вонг

Борода в исламе: что означает борода у мусульман

Среди мусульман отращивание бороды принято классифицировать как «сунну». Сунна – это священное придание о жизни Мухаммада, это те действия, которые совершал сам Пророк. То есть, если он носил и отращивал бороду, то и современные мусульмане должны брать с него пример. Другой вопрос в том, какой именно должна быть борода. Нельзя допускать беспорядочного роста, лохматости и взъерошенности бороды. Человек, который не следит за растительностью на своем лице может прослыть неопрятным и неряшливым, а у мусульман это недопустимо. Есть множество историй о том, когда праведные халифы приказывали приводить в порядок и укорачивать растительность на лице мужчинам, которые по образу походили на дикарей. Мусульманину полагается быть красивым не только внутренне, но и внешне. Он должен быть аккуратным, опрятным. Заходить в мечеть позволительно только в таком виде, появляясь среди своих братьев нужно быть примером для людей. Так завещал сам Пророк. Именно поэтому, в современном мире, мусульмане лидируют в рейтинге самых красивых и ухоженных бородачей. Имея густую и жгуче черную растительность на лице от природы, они следят и облагораживают ее согласно религиозным законам. Но, следует отметить, что усы у мусульман принято укорачивать, причем не реже чем один раз в сорок дней. Это правило так же обязательно к выполнению, так как является сунной. Часто мусульмане носят бороду без усов.

Борода в буддизме: почему буддисты бреются

Известно, что волосы являются накопителем информации и содержат в себе тонкую энергию человека. Буддийский монах должен быть далек от мирской жизни и суеты, поэтому стрижка и бритье является для него моментом обнуления, подавления страстей человеческих и укрощением собственного эго. Сиддхартха Гаутама, в последствии ставший Буддой, покинув отчий дом, в первую очередь обрил голову. Буддийские монахи поступают так же с целью показать отречения от мирского и укрепить свою принадлежность к «святой жизни». В основе образа жизни буддийского монаха лежит большое количество практик и медитаций. Для максимального погружения в себя и наивысшей концентрации необходимо исключить все внешние раздражители и факторы влияния. Еще одной причиной бритья головы, бороды и усов является желание буддийского монаха ежедневно полностью всего себя посвятить служениям. Уход за бородой, расчесывание и мытье волос, все это требует времени и внимания. А зачем тратить энергию на такие приземленные дела, если можно пустить ее в другое священное русло. Есть определенные правила, волосы какой длины допустимы, что предполагает бритье головы несколько раз в месяц. Бритва – неотъемлемый атрибут буддийского монаха. Но стоит отметить, что речь идет исключительно о монахах, о людях которые выбрали аскезу своим принципом жизни. Среди буддистов-мирян строгих правил о ношении бороды и подстригании волос нет.

Борода в иудаизме: почему евреи не бреются

Евреи всегда, всеми силами и при любых обстоятельствах стараются чтить традиции, постигать мудрость древних писаний и расти духовно. Выполнять волю Творца предпочтительнее в облике и с внешним видом, который был присущ предкам. При первом взгляде на человека должно быть понятно, что он уважает и принимает многовековое еврейские наследие. Борода, пейсы, кипа, черное одеяние – служат идентификатором, представитель какого народа перед нами. Тора дает конкретную установку евреям на счет растительности на лице: нельзя стричь волосы в пяти точках на нижней части лица. Одну точку определить несложно – это виски. Оставляя волосы на висках, евреи отращивают пейсы. А вот границы остальных четырех точек установить крайне сложно, конкретных толкований нет, поэтому принято оставлять нетронутой всю бороду. Тем более, сбривая бороду, человек отдаляется от Творца, ибо лишается части себя, а ведь он создан по подобию Всевышнего. Но есть примечание: если человек чувствует, что не постиг наивысшего духовного уровня, то бритья опасаться не стоит. Толкуя Тору, мудрецы постановили: можно срезать волосы на лице ножницами; выщипывать пинцетом; бриться только кошерными машинками для бритья (в настоящее время их две); пользоваться лезвием опасной бритвы категорически запрещено; срезать волосы на лице можно в любой день, кроме субботы. Этим правилам должны следовать те, кто всей душой стремиться быть истинным и духовным евреем. Но мирская жизнь еврея полна своих правил и нюансов, так что порицать его за сбритую бороду или отсутствие кипы не стоит.

Читайте также:  Щетка с щетиной кабана для лица

Сбривать или не сбривать бороду, конечно же выбор каждого. Но то, что она придает шарма, мужественности и солидности ее обладателю – вне всякий сомнений. Уважаемые мужчины, вне зависимости от религиозных убеждений, будьте мужественными, будьте sborodoy, и посещайте барбершопы Киева или вашего города.

Источник статьи: http://sborodoy.com/blog/vidy-borod/znacenie-borody-v-religiah-mira

Можно подробнее услышать о мистическом значении бороды?

Можно подробнее услышать о мистическом значении бороды? И почему многие евреи мажут определённой мазью, чтобы борода не могла расти, и допустимо ли это с точки зрения Иудаизма? Артем

Отвечает рав Меир Мучник

Вы задаете интересный вопрос. Попробуем поисследовать тему бороды и понять значение бороды на разных уровнях.

В целом волосы, вроде бы, являются частью человеческого тела, да не совсем. Поэтому, по мнению мудрецов, они схожи с одеждой.

А одежда выполняет двойную функцию. Во-первых, она служит «оболочкой» для человека, «защитным слоем»; без нее человек оголен и уязвим. Вот и волосы в определенной мере являются подобной оболочкой. Так объясняет рав Шимшон-Рефаэль Гирш (Ваикра 14:8) процедуру очищения мэцора — человека, пораженного язвой цараат. Он злословил и сплетничал, разжигая вражду, за что был поражен язвой, изгнан за пределы лагеря и отлучен от общества. Это значит, что он неправильно построил отношения с обществом, слишком замкнулся в себе. Поэтому ему следует омыть свою одежду и обрить все волосы — снять оболочки, явно ставшие слишком плотными, стать в большей мере частью общества и заново выстроить с ним отношения.

По той же причине обривались, начиная службу, левиты (Бемидбар 8:7). Они ничего плохого не сделали, но, начиная служить Б-гу и народу, они должны были в особой мере отдать себя обществу и пожертвовать частной жизнью, снять все оболочки. (Как сегодня каждый политик и общественный деятель должен быть готов к тому, что частной жизни, приватности у него почти не останется).

А, во-вторых, одежда служит «визитной карточкой» человека, его «фасадом» и «лицом». Он одевается так, как хочет выглядеть перед другими. И, если он достойный человек, то и одежда должна его украшать и придавать ему достоинство. Поэтому Тора повелевает сделать особые одежды для коаним (священников) и еще более роскошные одежды для главного из них — коэна гадоля (первосвященника) — «ради чести и во славу».

И волосы тоже выполняют подобную функцию — особенно, борода, которую Талмуд называет адрат паним — «великолепием лица» (Шабат 152а).

Поэтому царь Моава, захотев унизить послов царя Давида, обрезал каждому половину одежды и половину бороды. После чего Давид велел им оставаться в Йерихо (Иерихоне), пока вновь не отрастет борода (Шмуэль II 10:4-5). Комментаторы отмечают: обрить оставшуюся половину бороды и так восстановить симметрию — не помогло бы. Потому что, как объясняет Мальбим (там же), борода и длинная одежда были в те времена «великолепием лица». И появление на людях без бороды было подобно появлению без одежды: даже если формально никакой запрет не нарушался, на практике это был невыносимый позор.

(Для женщины отсутствие бороды, разумеется, не позор, а естественное состояние. Но ведь для мужчины появление на публике в женской одежде — практически такой же позор, как и вовсе без одежды. Действительно, одна из функций бороды, согласно мнению мудрецов, — отличать мужчину от женщины. И сбривание бороды в определенных случаях является нарушением запрета «да не надевает мужчина одежды женской» — Дварим 22:5).

Читайте также:  Прическа для невысокой невесты

Или еще пример: хотя, согласно Талмуду (Бава Мециа 84а), раби Йоханан был необычайно красив, его имя не появляется в списке людей, чья красота была подобна красоте созданного Самим Б-гом Адама, поскольку у него не было бороды — «великолепия лица». Красота была, но не хватало определенной доли «великолепия», и это был уже не совсем идеальный образ.

А Адам был идеальным потому, что человек был создан по образу и подобию Б-га. Буквально понимать это невозможно: ведь Б-г — не физическое существо, и тела и «образа» у Него нет. Но в то же время Тора часто использует, говоря о Б-ге, «физические» термины: «рука Б-га», «очи Б-га» и т. д. Потому что физический мир отражает духовный, а значит, все эти «объекты» тоже могут быть духовными и их можно упоминать, говоря о Б-ге.

Как именно — нам до конца не понять. Но можно сказать, что Б-г совершает действия, соответствующие человеческим. «Наносит удар» — как человек рукой, «видит» — как человек глазами, «слышит» — как человек ушами. А также совершает действия, которые в исполнении человека свидетельствуют о свойствах этого человека: доброте, милосердии, силе воли. Поэтому части тела человека и человеческие качества символизируют и отражают соответствующие атрибуты и деяния Б-га.

Вот и волосы бороды, как сообщают мудрецы, символизируют тринадцать «тикунэй дикна» — «атрибутов бороды». Что это значит? Борода удлиняет лицо. Слово «апаим» (или арамейское «анпин»), которым в этом контексте мудрецы называют лицо, может также означать «ноздри». А слова «короткое» и «длинное» в этом случае обозначают дыхание. Короткое, учащенное дыхание — признак возбуждения и нетерпения. Медленное дыхание, глубокие вдохи и выдохи — признак терпения и успокоения.

То есть борода символизирует терпение Б-га и, в целом, — переход от строгого суда, на котором с подсудимым «короткий разговор», к милосердию и жалости. Поэтому тринадцать «атрибутов бороды» соответствуют тринадцати «мидот рахамим» — атрибутам милосердия Б-га, один из которых «эрех апаим» — Долготерпеливый, Готовый ждать, пока человек раскается и исправит свои дела. А поскольку этот мир ограничен и неспособен вместить безграничное терпение и милосердие Б-га, оно ограничено здесь тем, что представлено бородой — не частью тела, а тонкими волосами.

Таким образом, борода является одним из неотъемлемых атрибутов образа человека, который уподобляет его Б-гу, она символизирует милосердие и терпение. А отсутствие бороды — неполнота этого образа, слишком «короткий разговор».

Это — в символическом плане. Но строго по закону запрещено только «уничтожать» («лё ташхит») бороду посредством «сбривания» («лё йегалеху»), срезая волосы лезвием бритвы под корень. Поэтому можно срезать их ножницами, которые оставляют нижнюю часть волоса, или электрической бритвой, если ее лезвия действуют, как ножницы (в этом плане отнюдь не все бритвы кашерны). Такое срезание не определяется как «уничтожение». Также разрешено удалять волосы с помощью мазей и кремов, т. к. это не является «сбриванием».

Другие дело, что одной из сторон запрета является запрет уподобления неевреям (Ибн-Эзра, Рамбам). В библейские времена в нееврейском мире сбривали бороду жрецы, впоследствии так стали поступать и обычные люди. Как же евреи начали срезать бороду, что же случилось с запретом уподобляться неевреям?

Хатам Софер объясняет, что началось это в средние века, когда европейских евреев начали регулярно преследовать: то Крестовые походы, то эпидемии чумы, то кровавые наветы, каждый раз — новая «причина» для погромов и изгнаний. В те времена иметь еврейскую внешность часто было просто опасно, как позже во время Холокоста. Поэтому во многих случаях евреям приходилось сбривать бороду не ради подражания неевреям, а просто ради маскировки. Тут уже не до символики и не до великолепия. Многие евреи тогда стали бриться, чтобы не смущались тех, кто был вынужден маскироваться, и так в целом ряде общин это стало нормой. А в Америке середины 20-го века, куда попала масса евреев после войны, борода была неслыханным делом, и евреи тоже ее сбривали, опасаясь, что иначе не смогут найти работу и выжить финансово.

Сегодня в тех странах, где проживают евреи, за бороду уже никто не убьет и не уволит, поэтому никто не мешает желающим возвратиться к изначальному образу и подобию Б-га и «великолепию лица». Но там, где бритье стало нормой, многие продолжают бриться, не желая отличаться от большинства. Ибо, как сказано, строго по закону это можно сделать без нарушения заповеди Торы.

Источник статьи: http://toldot.ru/urava/ask/urava_9858.html

Оцените статью
Adblock
detector