Президент
Александр Моисеевич Борода
Президент Федерации еврейских общин России
Директор и основатель Еврейского музея и центра Толерантности
Раввин и основатель Еврейского религиозно-культурного центра «Жуковка»
Александр Моисеевич родился 2 июля 1968 года в Москве в семье инженеров. Служил в армии, на флоте. Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Маркшейдерское дело».
Будучи молодым человеком, начал посещать синагогу в Марьиной Роще, в скором времени стал принимать активное участие в жизни и развитии общины. Уже во второй половине 1990-х при его содействии начинается строительство Московского еврейского общинного центра, самого большого в Восточной Европе. В 1999 году возникает крупнейшая в России централизованная структура еврейских общин – ФЕОР с представительствами по всей территории России от Калининграда до Камчатки. ФЕОР – это синагоги, общинные центры, детские сады, школы, вузы, центры гуманитарной и социальной помощи.
В 2012 году рождается проект мирового значения, выходящий за рамки внутриобщинной жизни – «Еврейский музей и центр толерантности».
Александр Моисеевич является членом Общественной палаты РФ и Общественной палаты Московской области; состоит в попечительских и общественных советах многих организаций. Ему присвоено звание «Почетного строителя города Москвы», а также престижные государственные награды: орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, «Орден Дружбы», знак «За заслуги перед Московской областью» III степени.
Центральные направления деятельности Александра Моисеевича– организация и поддержание жизни еврейской общины, межнациональный, межрелигиозный и межкультурный диалог, противодействие экстремизму и антисемитизму, благотворительность и социальная помощь.
«Рабби Гиллель сказал: “Не делай другому того, чего себе не желаешь”. Можно продолжить эту мысль: делай другому то, что себе желаешь. В этом и есть основной посыл нашей работы. Технический прогресс, развитие человеческой мысли помогают нам аккумулировать, сохранять и транслировать мудрость и духовное богатство, накопленное тысячелетиями. Именно этот принцип мы принимаем в организации работы общины. Он лег и в идейную основу при создании Еврейского музея и центра толерантности. Быть открытым новому, другому, непривычному, уметь строить содержательный диалог и таким образом уважать и ценить разные точки зрения и друг друга.», – Александр Моисеевич Борода.
© 2004-2021 Федерация Еврейских общин России, бета-версия
Источник статьи: http://feor.ru/persons/aleksandr-boroda/
Александр Борода: от маркшейдера до раввина
Александр Борода родился 2 июля 1968 года в Москве, в семье инженеров. Детство прошло в районе Марьиной Рощи. Учился в Московском техникуме транспортного строительства. По окончании техникума был мобилизован в ряды Советской армии, проходил службу в морской авиации. Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Маркшейдерское дело». Принимал участие в строительстве станций метро Коньково, Теплый Стан, Бибирево, Алтуфьево.
В 1989 году, заочно учась в институте и работая, Александр Моисеевич стал посещать синагогу. В начале 1993 года сотрудничал совместно с Борухом Гориным в журнале «Лехаим». В 1996 году при содействии Александра Бороды началось строительство Московского еврейского общинного центра, крупнейшего в Восточной Европе, которое было завершено в 2000 году.
О его авторитете среди сотрудников красноречиво свидетельствует тот факт, что даже работающие под его руководством коренные израильтяне, которые имя «Александр» обычно сокращают до «Алекса», научились выговаривать «Александр Моисеевич» без запинки. Правда, сам он скромно отшучивается: «Александром Моисеевичем меня и в армии называли».
19 февраля 2008 года Александр Моисеевич Борода был избран президентом Федерации еврейских общин России.
Из интервью А.М. Бороды журналу «Алеф»
Л. Токарь: — У вас три колоссальные обязанности: вы президент ФЕОР, генеральный директор и основатель Еврейского музея, член Общественной палаты. Как у вас на все это хватает времени?
А. Борода: – Приходится везде успевать, хотя времени, конечно, не хватает. Если говорить про ФЕОР, то там со мной работают надежные помощники, которые занимаются текущими делами постоянно. В музее тоже есть сотрудники, которые ведут ежедневную работу. В Общественной палате я вхожу в комитет, занимающийся гармонизацией межнациональных и межрелигиозных отношений. Там проходят заседания, слушания и другие мероприятия. Я на них не только присутствую, но и вношу свои замечания и предложения.
– Расскажите, пожалуйста, о своей семье, о супруге.
– Семья моей жены жила в Киеве, 10 лет они были отказниками. Потом, в конце 1980-х годов, они эмигрировали в США. Когда в 1996 году я приехал в США и познакомился со своей будущей женой, она училась в Нью-Йорке, а потом переехала в Москву. В следующем году будет уже 20 лет, как мы женаты. У нас пятеро детей, четыре мальчика и одна девочка. Они почти погодки, старшему 18 лет, другим 17, 16, 15 и девочке 14.
– Девочка наверняка ваша любимица. Балуете?
– Да, она моя любимица, но уже полгода, как она учится и живет не с нами. Она (с бабушкой) уехала учиться…
Александр Борода о национальной принадлежности
– Я всегда знал о том, что я — еврей, с самого рождения. Таково было воспитание в семье. И в паспорте было записано именно так: еврей. По этому поводу у меня никогда не было комплекса неполноценности. Так что с самоидентификацией был полный порядок. В армии национальный вопрос, пожалуй, был одним из самых острых. В нашем подразделении из сотни человек — десять чеченцев, пять дагестанцев, узбеки, казахи. И все разделялись по национальному признаку. Мне серьезно помогло то, что я активно позиционировал себя именно как еврей. Многих это просто обезоруживало.
Правда, о еврейской традиции я сначала мало что знал. Мне хотелось узнать больше. Сначала мы ходили в синагогу на Архипова на праздник Симхат Тора, к Песаху покупали мацу. Это я хорошо помню. А потом мне понравилось в Марьиной Роще, там и остался. Я не сразу бросил все остальные занятия. Но постепенно все больше и больше проникался жизнью синагоги. Я не был учеником ешивы в прямом понимании этого слова. Учился у разных людей. Например, ходил на лекции Александра Шенсиса, который был одним из руководителей общины в Марьиной Роще. А потом к раввину Берлу Лазару. Еще мне многое дало общение с другими членами общины. Мы обогащали друг друга…
Фрагмент интервью с Андреем Максимовым на телеканале «Культура»
– Евреи — это прежде всего религия. Я не могу сказать, что такое еврейская культура, она в каждом поколении своя. Евреи — держава религии, веры в Б-га и образования. В еврейской системе образования каждый ребенок должен пройти хедер независимо от того, кем он в дальнейшем будет работать. После хедера ребенок в ешиве. Дети даже из самой бедной семьи в черте оседлости Российской империи знали несколько языков, они изучали Талмуд. Это достаточно сложно устроенная книга, для изучения которой требуется высокая степень логического мышления и большой кругозор. Пройдя эту школу, каждый ребенок должен был всю жизнь учиться сам и потом обучать своих детей. Такая система образования сильно держит народ и воспроизводит систему ценностей.
В завершение — рассказ от Александра Бороды к Рош га-Шана.
Расскажу историю, которую слышал в синагоге в Марьиной Роще в шабат.
Жила религиозная семья, муж, жена и сын. После бар-мицвы ребенок начал надевать тфилин, соблюдать заповеди, отец внимательно следил за этим. Постепенно мальчика все больше и больше стали увлекать компьютер, игры, отдых с друзьями. И он перестал ежедневно накладывать тфилин, только от раза к разу.
Однажды он узнал, что его друзья собираются в поездку в Африку на полгода, он очень захотел к ним присоединиться, спросил цену поездки. Стоимость была большая — 4,5 тысячи долларов. Юноша пошел к отцу с просьбой дать ему деньги на поездку. Отец не был рад этой просьбе, сначала отказал, но постепенно поддался на уговоры и пообещал оплатить поездку с одним условием, что сын будет ежедневно надевать тфилин. Конечно, молодой человек согласился.
Папа попросил передать друзьям, что в эту минуту денег в наличии нет, но через пару дней к нему придет большая сумма на счет и он заплатит. Пусть ему поверят и поедут без предоплаты. Так как папа был человек ответственный и б-гобоязненный, то все согласились и отправились в поездку. Прошла неделя, вторая, денег нет. Сын звонит домой отцу, спрашивает: «Папа, где деньги?» – «Ты знаешь, сынок, только начал новый бизнес, потерпи пару дней, все оплачу. А тфилин ты накладываешь?» – «Конечно, папа, как договорились», — ответил сын, хотя он даже не вынимал их из мешочка. Прошла еще неделя, к юноше подошел старший группы и предупредил, что если в течение недели деньги не поступят, то ему придется покинуть группу. Опять сын звонит домой, спрашивает про перевод, отец обещает оплатить в течение пары дней, на встречный вопрос о тфилин отвечает, как и в прошлый раз, с обманом, утвердительно. Через неделю подходит к нашему герою руководитель: «Денег нет, тебе придется уехать домой».
Расстроенный сын, очень злой на отца, занимает у друзей деньги на обратную дорогу, разными сложными путями добирается за несколько суток до дома, открывает входную дверь и с изумлением видит отца, который спокойно читает Талмуд и не бегает по городу в поисках денег. Юноша разъярен, он кричит: «Ты — обманщик, ты меня опозорил, я от тебя такого не ожидал». Отец просит сына успокоиться, сесть на диван, попить воды и говорит: «Кто обманщик, мы сейчас увидим! Ты тфилин надевал?» – «Конечно!» – «Можешь достать их из мешочка?»
Сын раскрывает чемодан, расстегивает молнию, чтобы вынуть тфилин, и вдруг обнаруживает в мешочке пачку наличных денег, он вынимает их и понимает, что это и есть те самые 4,5 тысячи долларов, которые он так ждал. «Ну, и кто тут обманщик?» — спросил отец. Сыну стало очень стыдно.
Отец — это Всевышний, он нам дает все, что мы у него просим, но хочет только, чтобы мы не обманывали его и выполняли то, что обещали. Зачастую мы забываем об условиях, на которых нам даются все блага, и бываем рассержены, когда Отец нам задерживает выдачу того, что мы просим. Желаю вам в наступающем году быть хорошими детьми, выполнять свои обещания и чтобы Всевышний давал все, что вам хотелось бы иметь!
Хорошего года, пусть Мошиах придет как можно скорее!
Источник статьи: http://www.alefmagazine.com/pub4117.html
Досье на главных иудеев России и их спонсоров
Российские еврейские центры превратились в крупнейшие лоббистские структуры с многомиллионными долларовыми оборотами. Посредничество и лоббизм осуществляется тремя крупнейшими группами, базирующихся вокруг синагог в Марьиной Роще, на Бронной и Китай-Городе.
НПО “Истина” (Truth NGO) – По словам источника, «первая — это госкорпорация, Бронная — это частное предприятие. А Китай — город — это ФГУП, который ещё не успели приватизировать».
1. Московская хоральная синагога на Китай-городе.
Это приверженцы Литовского хасидута. Центр развития получил в Прибалтике. В народе называются «Литваки». Течение выдержанного толка, без радикальных перекосов.
Основные спонсоры синагоги: Минц, Захарьяев, Ниссанов — Илиев, Вячеслав Аминов, Ян Абрамов, братья Малисы., группа Альфа (Фридман — Хан;Авен официально вообще не участвует в еврейской жизни), Александр Мамут, Шпигель, Чигиринский, Юсуфов.
(Обращает внимание, что ряд спонсоров одновременно поддерживают и альтернативное движение Хаббад).
Синагога на Китай-Городе включает в себя несколько общин, которые имеют свой отдельный молельный зал и своих спонсоров.
-Большой молельный зал. Это ашкенази. Европейские евреи.
-Грузинские евреи.
-Зал Горских евреев. Спонсоры. Ниссанов — Илиев, Захарьяев, Илья Завалунов, Исмаилов,
-Отдельное здание во дворе горских евреев Бейт Талум.
Хозяин синагоги на Китай-городе и Главный раввин России Адольф Шаевич (1937 год рождения). Сотрудник КГБ с еще советских времен. О чем признался еще в 2002 году. Активно сотрудничал с Гусинским-Бобковым, позднее сотрудничал с Примаковым.
У Шаевича личный конфликт с президентом Путиным. Фактически Шаевич не допускается на кремлевские мероприятия; ресурс ограничен в силу совершенных ошибок.
В последние годы его влияние в еврейском сообществе значительно снизилось.
Шаевич по традиции является гарантом договоренностей и тем самым сохраняет себя в еврейской структуре.
Летом 2018 года прошли обыски в Московской еврейской религиозной общине в рамках проверки в отношении лидера еврейского движения «Шахар» Александра Каргина.
К концу года дело в отношении Каргина было закрыто. Однако пострадал фактический лидер Шахара, московский решала Александр Хаминский,который был выведен из состава Общественного совета МВД.
По данным силовиков, оборот Хаминского составлял соти миллионов долларов.
Фактическим лидером литваков является Пинхас Гольдшмидт, главный раввин Москвы (на фото)
Из справки на Гольдшмидта:
Главный раввин Москвы, возглавляет раввинский суд в России, председатель Совета раввинов Европы, глава раввинского суда в странах СНГ и Балтии.
Один из фактических руководителей Российского еврейского конгресса.
Раввин Пинхас Гольдшмидт родился в 1963 году в Цюрихе. Дедушка по материнской линии был из карпатских хасидов. Родители — религиозные евреи, живут в Цюрихе, это уже четвертое поколение. Отец Соломон занимался бизнесом — разработкой автоматизированных систем для переноса одежды на склады. Маму зовут Элизабет. Младший брат — раввин в ЮАР. Его прадедушка был главным раввином Дании, а потом — главным раввином Цюриха.
Внук главного раввина Цюриха и Дании. Жена Пинхаса, Дара Гольдшмидт из влиятельной американской семьи Brodie.
Они родственники Ротшильдам.
Брат Дары -Том Броди, один из топ-менеджеров Rothschild Capital Partners.
Отец Дары Гольдшмидт был членом конгресса США и был влиятельным республиканцем.
Брат Пинхаса главный раввин одной из крупной синагоги в ЮАР. (Кейптаун). Еще один родственник — Бенджиамин Гольдшмидт заместитель главного раввина самой богатой синагоги Манхеттена на «Park East». В эту синагогу любит захаживать и экс -мэр Блумберг.
Пинхас приехал в Москву в 1990 году. Утверждают, что он имеет контакты с ЦРУ.
Пинхас имеет тесные связи с Францией .
Пинхас в 2016 награждён орденом почетного легиона Франции .
В 2010 году, когда конкуренты Лазар-Борода добились запрета на въезд Пинхаса в Россию, Дмитрию Медведеву лично позвонил Николя Саркози и Пинхасу в оперативном режиме дали гражданство России.
2.Движение «Хаббад Любавич». Центр развития получил в Белоруссии в местечке Любавичи. В народе — «хаббадники».
Иудаизм радикального толка. Некоторые радикальные “хаббадники» считают, что последний Ребе Шнеерсон — был миссией. За что «хаббадники» иногда и подвергаются критике остальных умеренных консервативных течений.
Синагога в Марьиной Роще Бейс Менахем, а также Московский еврейский общинный центр.
Синагога в Марьиной Роще – элитная московская синагога.До эмиграции в синагоге жил Любавичский ребе Шнеерсон.
Лидерами хаббадников являются Берл Лазар и Борода. (на фото)
Из справки на Берл Лазара:
Главный раввин по версии хаббадников. Сын одного раввина из Милана.
Лазар креатура последнего главы советского КГБ Крючкова, отличные контакты с Патрушевым и Ивановым.
Лазар жил в США, где получил образование в раввинском колледже в Нью-Джерси и отучился в иешиве «Томхей Тмимим» в Нью-Йорке.
В 1989 году лидер движения «ХАБАД-Любавич» Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон направил его в СССР для восстановления еврейской религиозной жизни.
В 1990 году Берл Лазар стал раввином московской синагоги в Марьиной Роще.
В 1995 году он занял пост председателя Объединения раввинов СНГ.
В 1999 году был избран главным раввином Федерации еврейских общин России.
В 2000 году Берл Лазар получил российское гражданство
Один из гарантов сделки по созданию компании ТНК-ВР. Дружит с Леваевым.
Весной 2018 Лазар вместе с Володиным посетили Иран.
Лазар и Борода создали в 1999 году ФЕОР, по аналогии с «литваковским» КЕОР .
После чего началась зачистка Российского еврейского конгресса.
Крупнейшие спонсоры ФЕОР: Абрамович, Вексельберг, весь еврейский бомонд.
Фактически всей деятельностью хаббадников руководит Александр Борода.
Из справки на Борода:
Родился в 1968 в Москве, работал в Метрострое. В 1993 создал журнал Лехаим. Сотрудничал с КГБ СССР. Говорят, что Борода кадровый офицер спецслужб, который выполняет свою государственную роль.
Занимался риэлтерским бизнесом. Контакты с Хаитом, Смоленским, Березовским. Через них-выход на Абрамовича и Вексельберга.
У Бороды сосредоточенные все основные финансы «Хаббад Любавич» Россия.
Он крайне влиятельная фигура в российском еврействе.
Борода толковый и даже талантливый управленец — хозяйственник. У него самая сильная команда в еврейском мире.
Точка входа для решения вопросов с Лазаром — Мотя Вайнберг. Это управляющий делами по синагоге на Марьиной роще.
Так же к Лазару можно обращаться и на прямую. Он деловой человек, но очень скромный.
Александр Моисеевич Борода сделал отдельную резиденцию — это Синагога в Жуковке. Семь лет ее посещает Вексельберг. Если бы Борода не стал раввином, он бы смог быть долларовым миллиардером. Настоящий крупный решала, имеющий выходы на силовиков.
В России все крупные дела можно решить у него. Общается со всеми первыми лицами и готов включиться в решение любых вопросов. Основная сфера интересов Москва — Московская область. Партнер Воробьева. Связи Бороды с организованными преступными сообществами.
Одним из главных заслуг Бороды стало открытие Еврейского музея, проходившего под кураторством Сергея Иванова. Помощь и содействие со стороны Патрушева.
Под проект в Музей были передана библиотека Шнеерсона. «Иванов пытался через Бороду и хасидов выйти на иудейские круги Америки и получить там поддержку».
Лазар крайне влиятельная фигура в московском еврействе, но все основные финансовые потоки перехватывает Борода. А с открытием синагоги в Жуковке Борода забрал под себя всех олигархов- тяжеловесов.
Через Лазара Борода входит в глобальную еврейскую диаспору. Знакомится.
3. Синагога на Большой Бронной- частное предприятие.
Глава синагоги Ицхак Абрамович Коган.(на фото)
Из справки на Когана:
1946 года рождения, раввин московской синагоги на Большой Бронной, руководитель объединения хасидов СНГ «Хабад-Любавич».
В 1991 году стал раввином синагоги на Большой Бронной. Он заметная фигура в еврейском мире России и в Израиле. Сотрудничает с правыми партиями Израиля.
Основной бизнес заключается в производстве кошерного питания. Из бизнесов — компания «Эльон» в Раменском. Так же он осуществляет один из крупнейших кошерных убоев скота в СНГ.
У него имеется собственная Синагога и приход в Израиле.
Коган официально прикомандирован к «Хаббад Любавич», но Коган относится к Коенам. Это отдельное колено среди 12 колен Израиля. Это привилигированная каста священнослужителей. Коеном можно стать только по рождению.
Авторитет Когана признают в США, среди Хаббад он хорошо дружил с последним любавическим ребе Шнеерсоном .
Основной приток денег был через Мастербанк. Собственно на это построилась община. Обналом средств занимался Михаил (Мойше) Соркин, который в бегах и живет в Киеве. Контакт с ФСБ.
Спонсоры Лев Леваев и Эдик Берман. Возможно Ковальчуки.
Коган поддержал российскую позицию по библиотеке Шнеерсона. После чего у Когана выстроились отношения с Лазаром-Бородой.
Проблема Когана — возраст. Он сейчас скорее хочет обкатать сына и замкнуть на него все потоки.
Конфликт ХАББАДНИКОВ И ЛИТВАКОВ сохраняется.
Главная проблема — контроль за финансовыми потоками и монополия на решение вопросов.
В мире более влиятельные Литваки, нежели Хаббадники, но с Трампом началось изменение.
В России мы наблюдаем иное — здесь отчего то сильное вияние Хаббадников, которые имеют меньшинство.
С начала 2000х годов, после конфликта Гусинский-Путин произошел перекос в сторону хаббадников.
Этот тренд поддерживался Сурковым и Володиным.
Последний находился в конфликте с литваками.
Ждем изменений от Кириенко-Вайно.
Пинхас Гольдшмидт пытался зайти на Кремль через Зиньковича и Васильеву.
Пока единственный мандат на встречу с Президентом есть у Лазара и Бороды.
Если это появится и у «Литваков» во главе с Пинхасом конструкция Бороды рухнет.
Источник статьи: http://vitalidrobishev.livejournal.com/7077932.html